Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа'

Моделирование процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Людмила Матвеевна, Ляпкало Ксения Леонидовна

В статье проведен анализ педагогических воздействий и условий развития познавательных ценностей. Показаны связи «порождения» и «преобразования», которые характеризуют состояние познавательной позиции студентов. Рассмотрены средства и формы педагогического общения. Построена модель и проанализированы педагогические стратегии процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа»

УДК 377.1

Куликова Людмила Матвеевна

Доктор педагогических наук, профессор, заместитель начальника отдела практики Уральского государственного университета физической культуры, otdelpractika@mail.ru, Челябинск

Ляпкало Ксения Леонидовна

Аспирант кафедры психологии Уральского государственного университета физической культуры, lyapkalo_kseniya@mail.ru, Челябинск

моделирование процесса развития познавательных ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье проведен анализ педагогических воздействий и условий развития познавательных ценностей. Показаны связи «порождения» и «преобразования», которые характеризуют состояние познавательной позиции студентов. Рассмотрены средства и формы педагогического общения. Построена модель и проанализированы педагогические стратегии процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, условия развития, познавательные ценности, педагогическое общение, моделирование, студенты

Kulikova Ludmila Matveevna

Doctor of pedagogical sciences, professor, assistant chief of practice department of the Ural state university of physical culture, otdelpractika@mail.ru, Chelyabinsk

Lyapkalo Kseniya Leonidovna

Post-graduate student of the psychology chair of the Ural state university of physical Culture, lyapkalo_kseniya@mail.ru, Chelyabinsk

PROCESS OF DEVELOPMENT COGNITIVE VALUES MODELLING OF COLLEGE STUDENTS

The analysis of pedagogical influence and conditions of extension cognitive values, is given in the article. It shows interconnection between «generation» and «conversion», which are characterize the state of cognitive position of the student. The article consider means and forms of pedagogical communication. The model is construct and pedagogical strategy of process of extension cognitive values modelling of college students are analysed.

Keywords: pedagogical influence, competences, conditions of development, cognitive values, pedagogical communication, modelling, students

В современном реформируемом российском образовании главный приоритет принадлежит проблеме повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения. Достижение качественного уровня во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, насколько у него сформирована система познавательных ценностей. Это относится в полной мере и к системе среднего профессионального образования, решающей задачи подготовки будущих специалистов системы образования, в целом, и педагогов физической культуры, в частности.

Моделирование процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа физической культуры (ФК) имеет важное значение в решении изучаемой проблемы.

Остановимся на анализе педагогических воздействий и условий, которые позволяют сделать более эффективным протекание исследуемого процесса. Педагогические условия развития познавательных ценностей студентов колледжа ФК необходимо создавать в процессе организации педагогического общения, коммуникативной деятельности, которые выступают приоритетным факто-

ром формирования системы познавательных ценностей будущих специалистов.

Рассматриваемый процесс предполагает построение педагогической модели на основе стратегий педагогического общения как условия развития познавательных ценностей, включающий цель, ценностные основания, стратегии, структуру, этапы, педагогические условия, уровневые изменения, прогнозируемый результат.

Процесс становления и развития системы ценностей молодого человека предполагает наличие определенной картины представлений студента о самом себе, сложившихся на основе ценностных ориентаций субъекта образовательной деятельности: «Я - активно обучающийся» и «Я - успешно социализирующийся». С точки зрения М. А Царева, принципиальным является переживание студентом собственного движения вперед в интеллектуальном развитии, а рост внутренних мотивов к учению осуществляется в гуманистической образовательной среде как переживание пропозиций: «Я - знающий», «Я - мыслящий», «Я - умелый», «Я - целеустремленный», «Я - саморазвивающийся». Вторая важная ценностная позиция самоэффективности студента: «Я - успешно социализирующийся», «Я - коммуникабельный», «Я - дружелюбный», «Я - доверяющий», «Я - вежливый», «Я - адаптированный», «Я - эмпатийный» [8, с. 56].

Определенной частью механизма развития познавательных ценностей в условиях педагогического общения является механизм сдвига мотива на цель. Так, например, учебная деятельность, как духовный продукт совместной работы и предметного общения, пробуждается к реализации мотивами общения и достижения, но со временем приобретает самостоятельную побудительную силу. При этом важен момент накопления положительных эмоций - до тех пор, пока мотив не будет включен в систему существующих мотивов. Настает момент, когда студент колледжа испытывает удовлетворение от того, что у него начинают проявляться черты профессионализма, в первую очередь это индивидуальный стиль деятельности. Важно, что основное в механизме развития познавательных ценностей - это интерактивная, «диалоговая» деятельность, построенная на основе педагогического общения.

На разных этапах педагогического общения в образовательном процессе колледжа посредством встречных усилий преподавателя и студентов, а также студентов между собой происходит освоение ценностных познавательных позиций студента и различных функций его как субъекта в коммуникациях диалогового типа (соучастника, партнера, инициатора новых целей, конструктивного критика, организатора). Ведущим становится один из видов познавательной деятельности в учении: введение в деятельность и ориентация, действия имитируемые и поддерживаемые, затем разделенные и самостоятельные действия, далее саморе-гулируемые, самопобуждаемые и самоор-ганизуемые действия и «интеллектуальное партнерство».

Их продуктом являются актуализация новых смыслов учения, самоопределение в позициях-ролях (профессионально ориентированных); выдвижение студентами и педагогом новых целей учения и целей по регуляции личностных позиций в партнерстве; нормирование способов деятельности, поведения, времени.

Проектируемая модель педагогического содействия развитию познавательных ценностей студентов колледжа в условиях педагогического обучения - это научная модель, представляющая собой абстрагированное выражение сущности исследуемого явления (рисунок 1). Данную модель мы рассматриваем как подсистему открытого типа в контексте системы профессионального педагогической подготовки будущего специалиста физической культуры [3].

Эффективность развития познавательных ценностей студентов определяется полнотой принципов обучения, соблюдение которых обеспечивает положительный результат в работе. При этом развитие познавательных ценностей студентов должно реализовываться в рамках организационнофункциональной модели, для построения которой необходимо выделить следующие принципы моделирования: целостность,

опережающий практико-ориентирован-

ный подход, личностно ориентированный и деятельностный подходы, креативность, диалогичность (полисубъективность), открытость, интегративность, динамичность и актуальность содержания курсов, целост-

Цель: обеспечить развитие познавательных ценностей студентов колледжа

уде

Методологическая база: концепции и ценности гуманно ориентированного

образования

Подходы: аксиологический и интегративно-развивающий

Педагогические стратегии

Ориентирования Включения и приобщения Обогащения

і Г

Педагогические условия: развитие позитивной мотивации студентов к овладению научным знанием; целевое включение студентов в ценностно значимую исследовательскую деятельность; оптимизация обучающей среды колледжа с учетом доминирующего когнитивного стиля студента

і

ЭТАПЫ

А 1

Мотивационно-целевой Деятельностно- развивающий Рефлексивно- креативный

1 1 Г 1 г

УРОВНИ

Недостаточный Допустимый Оптимальный

Г

Диагностика: критериальные параметры развитости познавательных ценностей студентов колледжа

1 Г

Результат: студент, обладающий развитой системой познавательных ценностей

Рис. 1. Схема модели педагогического содействия развитию познавательных ценностей студентов колледжа вусловиях педагогического общения

ность учебно-воспитательной практики, оптимальность содержания учебно-тематических блоков учебных программ, фасили-тация.

Исходя из заданных требований, модель педагогического содействия развитию познавательных ценностей студентов кол-

леджа в условия педагогического общения представлена тремя взаимосвязанными и взаимообусловленными блоками: целевой, организационно-исполнительный и оценочно-результативный.

В целевом блоке модели представлена цель и методологическая база.

Решение проблемы эффективного развития познавательных ценностей студентов предполагает выбор стратегий, которые ограничиваются определенными аспектами и проявляются в каких-либо закономерностях и особенностях. В нашей модели это педагогические стратегии ориентирования, включения и приобщения, обогащения. Основой этой направленности выступают один или несколько подходов к исследованию. Для нашего исследования наиболее продуктивным являются аксиологический и интегративно-развивающий подходы. Данные подходы послужили методологической основой для разработки и обоснования модели педагогического содействия развитию познавательных ценностей студентов колледжа в условиях педагогического общения.

В организационно-исполнительном блоке показано, что модель носит этапный характер (этапы: мотивационно-целевой,

деятельностно-развивающий, рефлексивно-креативный), что обеспечивает развитие познавательных ценностей студентов колледжа. Выделены педагогические условия успешности реализации модели педагогического содействия развитию познавательных ценностей студентов колледжа, к которым относятся: развитие позитивной мотивации студентов к овладению научным знанием; целевое включение студентов в ценностно значимую исследовательскую деятельность; оптимизация обучающей среды колледжа с учетом доминирующего когнитивного стиля студента.

Оценочно-результативный блок включает уровни (недостаточный, допустимый, оптимальный), критерии развитости познавательных ценностей студентов колледжа и результат: студент, обладающий развитой системой познавательных ценностей.

Модель развития познавательных ценностей студентов колледжа - это теоретически представленная и практически реализуемая система, которая отражает опыт исследования и дает новую информацию об объекте, обнаруживая связи порождения и связи преобразования [3].

Связи «порождения» характеризуют такое состояние познавательной позиции студента, когда он выступает как основной «объект», вызывающий к жизни другой - «помощь педагога» в развитии познавательных

умений и навыков. Такие связи формируют, прежде всего, воспроизводящий, репродуктивный уровень познавательной активности.

Связи «преобразования» показывают положение, когда оба объекта переходят из одного состояния в другое и производят интенсифицирующее преобразование, то есть коммуникативная деятельность обеспечивает изменения или интенсификацию процесса развития познавательных ценностей в обучении и саморазвитии, что предполагает активизацию коммуникативных действий субъектов педагогического общения.

Управление таким взаимодействием строится на основе гуманистической и деятельностной поддержки и представляет собой способ реализации взаимосвязи коммуникативной деятельности студентов и их субъ-ектности в образовании. Эти связи реализуются в форме получения, передачи и обмена информацией в организованной и спонтанной деятельности общения студентов и преподавателя.

Глубинной основой педагогического общения студентов и преподавателей является для педагога потребность в продуктивной социальной и педагогической деятельности, а для студента - необходимая потребность в общении, личностном и профессиональном росте, в новой информации. Для студента, это, прежде всего, ценности познания и учения, установления и развития контактов, познания себя и других людей.

Анализируя имеющиеся сведения о средствах педагогического общения, мы выделяем в качестве основополагающих вербальные и невербальные средства педагога и студента в «вертикальных» (руководитель и подчиненный) и «горизонтальных» коммуникациях (отношения на равных), непосредственных и опосредованных (например, в виде письменных указаний) коммуникативных воздействий, направленных на развитие познавательных ценностей.

Для развития у студентов познавательных ценностей важно, чтобы в процессе переориентировки на разные формы педагогического общения они обогащали свой коммуникативный опыт, проявляя индивидуальные способы вступления в диалог, построения диалога, способы познавательной ориентации, пассивного и активного слушания, вербализации и интерпритации изучаемого

материала, освоение культуры критики, задавания вопросов, участия и организации дискуссий, полемики и убедительной аргументации.

Следствиями педагогического общения являются восприятие, понимание, либо непонимание людьми друг друга, лидерство и приспособление, сплоченность и конфликтность, - именно то, без чего невозможно создание полноценной познавательной среды в процессе образования. В интенсивном педагогическом общении студент и преподаватель проявляют «волю к диалогу», педагогическое воображение, что способствует са-мовключению студентов в познавательную деятельность, когда учитываются доминирующие когнитивные стили.

Развитие познавательных ценностей студента наиболее успешно осуществляется в условиях педагогического общения посредством создания определенных педагогических стратегий, и соответствующих им педагогических условий в образовательном процессе колледжа. В связи с этим необходимо обратиться к ключевому понятию «педагогическая стратегия».

Понимание педагогической стратегии коррелирум с позицией И. В. Дрыгиной, которая в своем исследовании обращает внимание на то, что «посредством педагогических стратегий развертываются процессы становления, формирования, развития, воспитания личности» [1, с. 13]. Для дальнейшего углубления в проблему нашего исследования представляется необходимым проанализировать стратегии, представленные в пси-холого-педагогической теории и практике, возможность их влияния на эффективность процесса развития познавательных ценностей студента в условиях учебного общения.

Наибольший интерес в этом направлении представляют стратегии интериоризации, экстериоризации, проблематизации и рефлексии, ускорения и обогащения, индивидуализации, обучения мышлению, которые положены в основу выбранных нами стратегий. Они оформляются в с долгосрочную программу основных действий, направленных на достижение определенных целей и соответствующих действий по ее реализации.

Стратегия интериоризации, по мнению Л. Д. Столяренко, применяется в обучении при формировании знаний, умений и ка-

честв и предполагает создание педагогом полной ориентировочной основы деятельности, которая затем обобщается и переносится во внутренний план [6, с. 12].

Стратегия проблематизации и рефлексии в педагогическом общении - это конструирование педагогом речевых и знаковых деятельностей, проблемных ситуаций и организация самоанализа.

Стратегию ускорения и обогащения исследователи связывают с изменением скорости, темпа учения, но не с содержанием изучаемого, и выделяют требования при использовании данной стратегии в обучении, поскольку студенты должны иметь интерес и способности в той сфере, где будет использоваться ускорение.

Стратегия индивидуализации обучения связана с обогащением опыта индивида, и рассматривается в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, опираясь на необходимость учета неповторимости каждого индивида. Стратегия обучения мышлению предполагает целенаправленное развитие интеллектуально-творческих способностей студента в ситуациях мозговых штурмов и организационно-мыслительных игр.

Анализ сущности и содержания педагогических стратегий дал возможность предположить, что наиболее эффективным для выделения педагогических условий развития познавательных ценностей субъекта в процессе учебного общения могут служить стратегии ориентирования, включения и приобщения, обогащения. Остановимся на рассмотрении каждой стратегии более подробно.

Ориентирование - это педагогическая стратегия, направленная на осознание личностью (в нашем случае - студента) ценностного (аксиологического) аспекта активности, самоопределения в профессии и жизни, реализацию педагогом соответствующих форм, способов, методов, приемов, средств [1, с. 14].

В контексте проведенного исследования ориентирование представляется как оказание помощи студенту в выявлении и принятии системы ценностей «для себя» (наряду с познавательными ценностями - это профессиональные, нравственные, гуманистические и др.), ее роли в становлении специалиста. При этом важно, чтобы осуществлялось осозна-

ние студентом собственных потребностей и возможностей, прояснение значимости их применения «для себя», а так же для других.

Третьей значимой стратегией является обогащение. Под педагогической стратегией обогащения, вслед за И. В. Дрыгиной, мы понимаем «совокупность встроенных педагогических действий по привнесению в жизненный опыт студентов новых способов действия и взаимодействия в соответствии с поставленной целью» [1, с. 15]. Обогащение познавательной ценностной сферы студентов колледжа предполагает преобразование имеющегося жизненного опыта молодых людей в качественно более высокое состояние.

Анализ психолого-педагогических источников, личный опыт преподавательской деятельности показывает, что результативность предложенных педагогических стратегий повышается, если они реализуются не спонтанно, а упорядоченно - в сочетании «регламентированного» и «импровизированного» педагогического стилей преподавателя в общении со студентом. Стратегии способствуют зарождению, развертыванию ценностного отношения к познанию в образовательном процессе колледжа, обеспечивая в условиях учебного общения развития познавательных ценностей студента.

Построенная модель в нашем изыскании рассматривается как комплекс таких избирательно вовлечены компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимодействия компонентов для получения фиксированного полезного результата. Главной чертой при этом является динамичность, стремление к целостности. Важнейшим образующим фактором, обеспечивающим целостность такой системы, выступает направленность педагогического общения преподавателя и студентов, поддержка и содействие со стороны педагога как средство развития познавательных ценностей студентов.

Библиографический список

1. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2005. - 23 с.

2. Коджаспирова Г. м., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «Март», 2005. - 448 с.

3. Куликова Л. М. Модернизация содержания и организации непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе: монография. -М.: Изд-во Теория и практика физической культуры, 2004. - 269 с.

4. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия: монография / под общ. ред. В. Г. Рындак. - Екатеринбург: УрО РАО, 2002. - 352 с.

5. Матросова О. Ю. Личностно ориентированное взаимодействие педагога и учащихся как фактор развития познавательной самостоятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 172 с.

6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. -Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. - 736 с.

7. Фролов А. А., Фролова Ю. Н. Модель формирования научно-познавательной компетентности обучающихся // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9. - С. 51-64.

8. Царев М. А. Коммуникативная деятельность как фактор формирования субъектности студента: дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2004. - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.