Научная статья на тему 'Педагогическое содействие формированию познавательных ценностей у студентов вуза'

Педагогическое содействие формированию познавательных ценностей у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL VALUES / EDUCATIONAL ASSISTANCE / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качалов А.В.

Обусловленность необходимости решения проблемы формирования познавательных ценностей у студентов вуза заключается в существующем противоречии, связанном с необходимостью такого построения процесса обучения, в котором формирование познавательных ценностей является доминантой личностного развития и наличием путей, способов, приемов и средств осуществления данного процесса. В условиях современной образовательной политики формирование познавательных ценностей у студентов как субъектов учебной деятельности становится одной из главных задач в подготовке будущего специалиста, что, безусловно, связано с формированием личности, способной к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений, проецируемых на будущую профессиональную деятельность. В связи с этим актуальным становится педагогическое содействие данному процессу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF UNIVERSITY STUDENTS

Conditionality is necessary to solve problems of formation of educational values of students of a university and lies in the existing contradiction associated with the need for such a construction of the learning process, in which forming of cognitive values is a dominant feature of the personal development and the availability of ways, methods, techniques and tools for the implementation of this process. In conditions of modern educational policy, the formation of cognitive values of students as subjects of educational activity becomes one of the main tasks in the preparation of the future specialist, which is certainly associated with the formation of personality, capable of finding and mastering new knowledge and making non-standard decisions projected for future professional activity. In this regard, pedagogical assistance to this process becomes relevant.

Текст научной работы на тему «Педагогическое содействие формированию познавательных ценностей у студентов вуза»

Библиографический список

1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)». Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. Available at: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/30085.html/

2. Об утверждении Плана мероприятия («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста. Приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 № 703. Available at: https:// минобрнауки.рф/ новости/10657 Argyris, C., Schon, D.A. Organization learning // Reading: Addison Wesley, 1978.

3. Брейем, Барбара Дж. Создание самообучающейся организации. Санкт-Петербург: ИД Нева, 2003.

4. Pedler M., Aspinwall K. Learning Company. The Experience of Managing. Palgrave Macmillan, London, 1999: 141 - 154.

5. DuFour R.P. The school as a learning organization: Recommendations for school improvement. NASSP bulletin. 1997. Т. 81. № 588: 81 - 87.

6. Lashway L. Creating a Learning Organization. ERIC Digest, Number 121, 1998.

7. Ярычев Н.У Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации. Диссертация ... доктора педагогических наук. Челябинск, 2011.

8. Игнатьева Г «Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога. Высшее образование в России. 2005; 9: 56 - 60.

References

1. Professionally] standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obschem, osnovnom obschem, srednem obschem obrazovanii) (vospitatel', uchitel)». Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n. Available at: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/30085.html/

2. Ob utverzhdenii Plana meropriyatiya («dorozhnoj karty») Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii po formirovaniyu i vvedeniyu nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26.07.2017 № 703. Available at: https:// minobrnauki.rf/ novosti/10657 Argyris, C., Schon, D.A. Organization learning // Reading: Addison Wesley, 1978.

3. Brejem, Barbara Dzh. Sozdanie samoobuchayuschejsya organizacii. Sankt-Peterburg: ID Neva, 2003.

4. Pedler M., Aspinwall K. Learning Company. The Experience of Managing. Palgrave Macmillan, London, 1999: 141 - 154.

5. DuFour R.P. The school as a learning organization: Recommendations for school improvement. NASSP bulletin. 1997. T. 81. № 588: 81 - 87.

6. Lashway L. Creating a Learning Organization. ERIC Digest, Number 121, 1998.

7. Yarychev N.U. Koncepciya razvitiya konfliktologicheskoj kul'tury uchitelya v samoobuchayuschejsya organizacii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2011.

8. Ignat'eva G. «Samoobuchayuschayasya organizaciya» kak model' povysheniya kvalifikacii pedagoga. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; 9: 56 - 60.

Статья поступила в редакцию 22.01.19

УДК 378

Kachalov A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Ural State University

of Railway Engineering (Yekaterinburg, Russia), E-mail: Lada7.54@mail.ru

PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE VALUES OF UNIVERSITY STUDENTS. Conditionality is necessary to solve problems of formation of educational values of students of a university and lies in the existing contradiction associated with the need for such a construction of the learning process, in which forming of cognitive values is a dominant feature of the personal development and the availability of ways, methods, techniques and tools for the implementation of this process. In conditions of modern educational policy, the formation of cognitive values of students as subjects of educational activity becomes one of the main tasks in the preparation of the future specialist, which is certainly associated with the formation of personality, capable of finding and mastering new knowledge and making non-standard decisions projected for future professional activity. In this regard, pedagogical assistance to this process becomes relevant.

Key words: educational values, educational assistance, educational activities.

А.В. Качалов, канд. пед. наук, доц., доц. каф. «Иностранные языки и межкультурные коммуникации», ФГБОУ ВО «Уральский государственный

университет путей сообщения», г. Екатеринбург, E-mail: Lada7.54@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Обусловленность необходимости решения проблемы формирования познавательных ценностей у студентов вуза заключается в существующем противоречии, связанном с необходимостью такого построения процесса обучения, в котором формирование познавательных ценностей является доминантой личностного развития и наличием путей, способов, приемов и средств осуществления данного процесса. В условиях современной образовательной политики формирование познавательных ценностей у студентов как субъектов учебной деятельности становится одной из главных задач в подготовке будущего специалиста, что, безусловно, связано с формированием личности, способной к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений, проецируемых на будущую профессиональную деятельность. В связи с этим актуальным становится педагогическое содействие данному процессу.

Ключевые слова: познавательные ценности, педагогическое содействие, познавательная деятельность.

Решая проблему формирования познавательных ценностей у студентов вуза, необходимо обратиться к определению научных понятий, обеспечивающих научных характер данного процесса. Это «познавательные ценности» и «педагогическое содействие», на основе которых формулируется определение понятия «педагогическое содействие формированию познавательных ценностей».

В научной литературе существуют различные подходы к определению ценности: это форма отношения к общезначимым образцам культуры, которое непосредственно переживается людьми, отношение к возможностям, которые определяют способность индивида проектировать будущее, оценивать нечто иное, «сохранять в памяти прошлое» [1]; это имеющий жизненную ценность объект (духовный или материальный), который способен «удовлетворить интересы и потребности личности и общества» [2, с. 16]; это субъективно-объективная реальность, отношение к которой определяет потребности людей, особенности их вкусов, существует «только там, где есть субъект, для которого они доступны» [3]; внутренний стержень культуры, средство удовлетворения потребностей, структурный элемент личности, отражают содержательную сторону деятельности человека [4; 5; 6; 7; 8 и др.].

Выводом к показанным определениям ценностей является утверждение того, что ценности не существуют сами по себе, это ценность, которая выражается в ценностно-ориентировочной деятельности человека.

Обращение к понятию «познавательные ценности» отправляет к определениям следующего ряда: это ценность истины, истинного знания; это ценность новизны информации; принадлежность в составе познавательной ценности информации к сущностному уровню познания мира; это и научное познание, в котором особая роль отводится способность критически подойти к собственному мнению [7, с. 15-26].

С позиции аксиологии в педагогическом осмыслении познавательная ценность есть потребность в новых знаниях, понимание значимости познания; социальная ориентация, связанная с познанием другого человека; интерес к жизни своей и близких; отношение к жизни [9]. Педагогически определяемая познавательная ценность заключается в позиции исследователей рассматривать её как удовлетворение потребностей познающего и заключена в возможности открытия, изучения данного объекта или возможности, предоставляемые им для изучения, открытия новых объектов; познавательные ценности включают в себя ценность знаний, умений, связанных с приобретением и использованием их в практической деятельности [10, с. 12].

В контексте данного исследования познавательные ценности студентов рассматриваются нами согласно точке зрения, выраженной в том, что студент является субъектом образовательной деятельности, внутренним мотивом которого является переживание им позиций Я - знающий, Я -

мыслящий, Я - умелый, Я - целеустремленный, Я - саморазивающийся [10, с. 56].

Рассматриваемый процесс предполагает его построение на основе педагогического содействия как условия формирования познавательных ценностей студентов вуза.

Рассмотрим его родовые понятия и воссоздадим образ целого в определении понятия «педагогическое содействие» и «педагогическое содействие формированию познавательных ценностей студентов»

В толковом словаре русского языка термин «содействие» означает помощь, поддержку, а содействовать - значит помочь достижению, развитию чего-либо [11].

В педагогике педагогическое содействие рассматривается как совокупность педагогических условий, целью которых является формирование какого-либо качества [10]; это особый вид взаимодействия обучающегося и обучаемого, в котором реализуются субъект-субъектные отношения [12]; построение ценностно-смысловой системы личности, её профессиональных перспектив, в процессе чего педагог реализует целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности [13, с. 18].

То есть, можно сказать, что педагогическое содействие - это помощь со стороны педагога, которая оказывается для достижения студентами определенных целей в образовании, при этом преподаватель выступает как носитель субъект-субъектного взаимодействия.

Применительно к теме нашего исследования педагогическое содействие мы рассматриваем как педагогическую деятельность по созданию в образовательном процессе условий для формирования познавательных ценностей студентов. Это педагогическая деятельность, направленная на ценностное принятие познавательной деятельности, ценностное принятие знаний, ценностное самодвижение, самореализацию в учебной деятельности.

На основе анализа понятия «ценности и познавательные ценности» и «педагогическое содействие» мы можем определить ведущее понятие нашего исследования следующим образом: педагогическое содействие формированию познавательных ценностей студентов - это процесс, в котором преподаватель выступает в роли носителя субьект-субьектного взаимодействия, направленно на становление пропозиций студента, выраженных в формуле Я-знающий, Я-са-моразвивающийся, Я - целеустремленный.

Функционально педагогическое содействие осуществляется через руководство, сопровождение, помощь и поддержку, различающиеся по степени инициативы педагога, его включенности в процесс преодоления затруднений студентов. Результирующими характеристиками педагогического содействия формирования познавательных ценностей студентов вуза становится актуализация новых смыслов учения; выдвижение студентами и педагогом новых целей учения и целей по регуляции личностных позиций в отношении учебного познания и проектирования его в формат профессионального будущего; выбор способов деятельности; актуализация самопроцессов.

В процессуальном плане педагогическое содействие формированию познавательных ценностей студентов вуза включает реализацию трех направлений: мотивационно-целевое, деятельностное и рефлексивно-управляемое. В совокупности и интегрированном единстве эти направления обеспечивают развитие позитивной мотивации студентов к овладению научным знанием; целевое включение студентов в ценностно значимую учебно-познавательную деятельность, рефлексивное позиционирование по отношению к ценностным пропозициям Я - знающий, Я - саморазвивающийся, Я - целеустремленный.

Мотивационное целевое направление педагогического содействия в формировании познавательных ценностей студентов обусловлено необходимостью создать установки и условия для понимания того, зачем он учится, достижении целостности студента, его уверенности в овладении предметом, проецирование на самообразование. С этой целью в педагогическом содействии заложен потенциал через реализацию таких способов мотивации студентов как: убеждение в практической значимости изучаемого, приемы эмоционально-интеллектуального стимулирования познавательной активности, построение проблемно-дискуссионного диалога, экскурс в историю изучаемого и т. д. Так, экскурсы в историю педагогики создают у студентов целостное представление о данной дисциплине, вызывают особый интерес, например, факты из жизни А.С. Макаренко, о его происхождении и истории создания колонии для беспризорников. Ценность по-

Библиографический список

знания выразиться в данном аспекте в выполнении задания по разработке мини-информационной иллюстрации по биографическим аспектам жизни педагога и его педагогической позиции.

В широком спектре таких приемов и способов создается возможность обеспечивать понимание и принятие цели занятия или изучения дисциплины студентами как собственной, значимой для себя, для личностного становления. Так, на занятиях проблемно-диалогического типа акцентируется внимание студентов на тех компонентах содержания учебного материала, которые будут необходимы в дальнейшей практической, исследовательской и в будущей профессиональной деятельности; в ходе проблемного диалога выявляются новые элементы знаний, новые способы и приемы, что способствует поддержанию эмоционально-интеллектуальной «интриги» и потребности «узнать» различные форм коллективного, парно-группового взаимодействия. Проблемно-диалогическое по форме занятие в мотивационно-целевом направлении имеет существенное значение в силу своего процессуально-содержательного наполнения, а именно включает ситуации дискуссионного осмысления, что повышает «мотивацию престижности обучения, мотивацию стремления к компетентности» [14].

Деятельностное направление формирования познавательных ценностей студентов посредством педагогического содействия определяет проектирование учебного занятия в максимально привлекательной форме, моделирование содержания учебного занятия в информационно разнообразных и профессионально насыщенных ситуациях, сохранение их проблемности для удовлетворения познавательных потребностей студентов; постановка цели - задач и цели-результата в выполнении заданий; организация педагогического сотрудничества, создание ситуаций успеха, постановка проблемных вопросов, которые требуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации, а это ведет к более глубокому пониманию материала и интереса к нему.

Важно и в мотивационно-целевом и деятельностном направлениях поддерживать эмоциональный комфорт студентов [15, с. 188]; оказывать педагогическое содействие, выраженное в педагогической поддержке студентов в их стремлении выполнять учебные задания, выражать одобрение в стремлении к новым знаниям, создавать ситуации успеха, что способствует появлению желания достигать более высоких результатов.

Рефлексивно-управляемое направление предусматривает, что объектом такого управления является деятельность студентов. Особенностью такого управления является становление студента в позицию субъекта, способного к управлению своей деятельностью. Рефлексивно-управляемое направление в педагогическом содействии формирования познавательных ценностей студентов, с одной стороны, ориентировано на оценку результатов, а с другой - вовлечение в рефлексивные процессы студентов.

В данном аспекте педагогическое содействие акцентируется на рефлексивном элемента занятия и может содержать такие вопросы, как: Что случится, если...? Приведите пример... В чем сильные и слабые стороны...? На что похоже...? Что мы уже знаем о...? Каким образом можно использовать для...? Чем похожи ... и.? Каким образом ... влияет на ...? Какой ... является лучшим и почему? (А. Кинг). С помощью таких вопросов студенты осознают необходимость и ценность изучаемого знания, ценность самого процесса учения, а рефлексивное позиционирование позволяет ориентироваться в имеющих место логических пустотах, применять способы корректирования недостающего, проецировать знания на профессиональную деятельность.

Рассматривая рефлексию как инструмент педагогического содействия в процессе формирования познавательных ценностей у студентов вуза, мы обращаем внимание на то, что с помощью рефлексивно-педагогических приемов («Я знаю, Я буду знать, Мне необходимо, Ретроспектива и будущее в профессии и др.) осуществляется овладение суждением, соотнесение вариантов суждения, формулирование идей, оптимальных вариантов достижения результата и осознание структуры собственной познавательной деятельности, построение траектории дальнейшего обучения.

В контексте данного исследования педагогическое содействие формированию познавательных ценностей у студентов вуза рассматривается как оказание помощи студенту в выявлении и принятии системы ценностей «для себя», осознание студентом собственных потребностей и возможностей, осмысление и принятие значимости их применения «для себя»; способствуют развитию ценностного отношения к познанию, познавательных ценностей студента.

1. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба / В.И. Плотников. Двадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1999.

2. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Вопросы философии. 1996; 4: 15 - 26.

3. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Издательство АН Грузинской ССР 1984.

4. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: учебное пособие для изучающих философию. Москва: Современные тетради, 2001.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1979.

6. Здравомыслов А.Г Потребности. Интересы. Ценности. Москва: Политиздат, 1986.

7. Каган М.С. Философская теория ценности. Санкт-Петербург: Петрополис, ТОО ТК: Санкт-Петербург, 1997.

8. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? Санкт-Петербург, 1994.

9. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие. Москва: Академия, 2003.

10. Тулупова О.В. Учебное общение как фактор формирования познавательных ценностей учащихся. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 1998.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений. Российская АН; Российский Фонд культуры. 2-е издание, испр. и доп. Москва, 1994.

12. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор Б.М. Бим-Бад. Москва, 2002.

13. Сериков ГН. Образование и развитие человека. Москва: Мнемозина, 2003.

14. Карпова О.Л. Педагогическое содействие социализации младшего школьника. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Челябинск: УрАФС, 2003.

15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Психология. Available at: http://psymania.info/raznoe/307.php

16. Бодалев A.A. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974; Ч. 1.

17. Царев М.А. Коммуникативная деятельность как фактор формирования субъектности студента. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2004.

References

1. Plotnikov V.I. Cennostnyj mir cheloveka i ego sud'ba / V.I. Plotnikov. Dvadcat'lekcijpo filosofii. Ekaterinburg, 1999.

2. Leont'ev D.A. Cennost kak mezhdisciplinarnoe ponyatie: opyt mnogomernoj rekonstrukcii. Voprosy filosofii. 1996; 4: 15 - 26.

3. Chavchavadze N.Z. Kul'tura icennosti. Tbilisi: Izdatel'stvo AN Gruzinskoj SSR, 1984.

4. Anisimov S.F. Vvedenie v aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya izuchayuschih filosofiyu. Moskva: Sovremennye tetradi, 2001.

5. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1979.

6. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti. Moskva: Politizdat, 1986.

7. Kagan M.S. Filosofskaya teoriya cennosti. Sankt-Peterburg: Petropolis, TOO TK: Sankt-Peterburg, 1997.

8. Sagatovskij V.N. Russkaya ideya: prodolzhim liprervannyjput'? Sankt-Peterburg, 1994.

9. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2003.

10. Tulupova O.V. Uchebnoe obschenie kak faktor formirovaniya poznavatel'nyh cennostej uchaschihsya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 1998.

11. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 8000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij. Rossijskaya AN; Rossijskij Fond kul'tury. 2-e izdanie, ispr. i dop. Moskva, 1994.

12. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor B.M. Bim-Bad. Moskva, 2002.

13. Serikov G.N. Obrazovanie irazvitiecheloveka. Moskva: Mnemozina, 2003.

14. Karpova O.L. Pedagogicheskoesodejstvie socializaciimladshego shkol'nika. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk: UrAFS, 2003.

15. Markova A.K. Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste. Psihologiya. Available at: http://psymania.info/raznoe/307.php

16. Bodalev A.A. O vozdejstvii stilya obscheniya pedagoga s uchaschimisya na ih 'emocional'nyj opyt. Problemy obscheniya i vospitaniya. Tartu, 1974; Ch. 1.

17. Carev M.A. Kommunikativnaya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya sub'ektnosti studenta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2004.

Статья поступила в редакцию 23.01.19

УДК 387

Kryvko Ya.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Lugansk National University n.a. Taras Shevchenko (Lugansk), E-mail: yakrivko@yandex.ru

FEATURES OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATION IN THE LATE 40S - EARLY 60S OF THE TWENTIETH CENTURY IN SCHOOLS OF LUGANSK REGION. The article presents an analysis of features of the quality management system of education in the late 40s - early 50s of the twentieth century in schools of Lugansk region. The issues of the organization of the learning process in post-war conditions, the problems of liquidation of illiteracy among the population of Voroshilovgrad (now Lugansk) and the region are considered. The main problems that are posed to teachers during this period are indicated, in the light of improving the quality of schoolchildren's education - overcoming "repetitionism", primacy of an individual approach to a student, engaging a parent committee, pioneer and Komsomol organizations in the educational process, etc.

Key words: education, training, quality of education, system of quality of education, illiteracy, universal education, "repetition", individual approach to students, ideological approach to learning, parent committee.

Я.П. Кривко, канд. пед. наук, доц., ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», г. Луганск,

E-mail: yakrivko@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В КОНЦЕ 40-Х - НАЧАЛЕ 50-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА В ШКОЛАХ ЛУГАНЩИНЫ

Статья посвящена анализу особенностей системы управления качеством обучения в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века в школах Луганщины. Рассмотрены вопросы организации процесса обучения в послевоенных условиях, проблемы ликвидации неграмотности среди населения города Ворошиловграда (нынешнего Луганска) и области. Рассматриваются основные проблемы, которые ставились перед педагогами в указанный период, в свете повышения качества обучения школьников - преодоление «второгодничества», главенствование индивидуального подхода к ученику, привлечение родительского комитета, пионерской, комсомольской организаций к учебно-воспитательному процессу и т. д.

Ключевые слова: образование, обучение, качество обучения, система качества обучения, неграмотность, всеобщее обучение, «второгодничество», индивидуальный подход к ученику, идейный подход к обучению, родительский комитет.

Вторая половина 40-х - начало 50-х годов был труднейшим периодом для нашей страны, преодолевающей последствия Великой отечественной войны. Катастрофические потери среди трудоспособного населения и разрушенная экономика, безусловно, сказались и на системе школьного образования. Для возобновления полноценной работы школ, прежде всего, потребовалась перепись детей и подростков школьного возраста, которая, как и в годы войны, проводилась силами учителей [1, с. 3]. Сложность послевоенной ситуации и масштаб выполняемой работы наглядно иллюстрируют следующие данные: по состоянию на 20 сентября 1947 года в Климовском районе города Ворошиловграда было учтено 4800 детей и подростков. Из этого числа школами было охвачено 4728 чел., а 72 чел. школу не посещали: 1) по причине слабого здоровья - 18 чел., 2) по вине родителей - 6 чел., 3) находились в отъезде - 3 чел., 4) а также 45 человек, которые не могли ходить в школу из-за отсутствия обуви и одежды. Однако на 10-е января 1948 года в этом же районе не было охвачено обучением всего 16 человек - 7 по состоянию здоровья и 9 из-за отсутствия обуви (об одежде в отчётах уже не упоминалось) [там же]. В этих трудных условиях учителя, которые зачастую сами нуждались в помощи, проводили обучение малоимущих детей на дому. Опять же по ходатайству учителей, из государственной казны учащимся, которые «впали в нужду», в течение 1947 - 1948 года в указанном районе, помимо денежной по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мощи, было бесплатно выдано «обуви разной - 189 пар, белья - 114, верхн. платья - 132, мануфактуры разной - 447 метров, чулок и носков - 101 пару, верхн. тепл. одежды - 57, головных уборов - 88 шт.» [там же, с. 6]. При школах повсеместно создавались так называемые «фонды всеобуча». В школе № 21 города Ворошиловграда, например, такой фонд состоял из 1540 рублей, что позволило одеть и обуть 19 учеников. В результате самоотверженных усилий учителей дети были своевременно возвращены в школу и окончили учебный год [там же, с. 7].

К специфическим особенностям образования начала 50-х гг. относится масштабная борьба с неграмотностью. Несмотря на то, что работа в этом направлении велась с 20-х гг. ХХ века, в послевоенные годы проблема вновь обострилась. В 1951 году было издано постановление ЦИК КП / б / Украины от 22 мая 1951 года «О завершении ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения Украинской СССР». Вопросы обеспечения качества обучения в этой ситуации отошли на второй план. Непосредственным выявлением неграмотных и малограмотных среди взрослого населения в городе занимались домоуправления, руководители предприятий и учреждений, а на селе - сельсоветы, составляя соответствующие списки. Учителя, кроме обучения школьников, были обязаны проводить систематические занятия с неграмотными взрослыми, в том числе в летнее время. Следует отметить, что на школы для выполнения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.