Научная статья на тему 'Стратегии развития познавательных ценностей студентов колледжа в процессе педагогического общения'

Стратегии развития познавательных ценностей студентов колледжа в процессе педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В КОЛЛЕДЖЕ / PEDAGOGICAL STRATEGY / INFORMATIVE VALUES / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / EDUCATIONAL PROCESS AT COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ляпкало Ксения Леонидовна

В современном реформируемом российском образовании приоритет принадлежит проблеме повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения. Достижение качественного уровня во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, насколько у него сформирована система познавательных ценностей. В статье представлено влияние конкретных педагогических стратегий на развитие познавательных ценностей студентов в процессе педагогического общения в условиях колледжа. Анализ психологопедагогических источников, личный опыт работы в колледже показывают, что результативность предложенных педагогических стратегий повысилась при условии упорядочения сочетания «регламентированного» и «импровизированного» педагогических стилей преподавателя в общении со студентом. Предложенные педагогические стратегии могут быть использованы преподавателями высших и средних учебных заведений в процессе диагностики уровня познавательных ценностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ляпкало Ксения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF INFORMATIVE VALUES OF STUDENTS OF COLLEGE IN PEDAGOGICAL COMMUNICATION PROCESS

The main priority of the modern reformed Russian education belongs to the problem of the educational process quality improvement as well as the quality of education as a whole. The achievement of the qualitative level depends largely on the understanding to what degree a student is a subject of learning and on the level of his informative values system formation. The influence of the specific pedagogical strategies on students’ informative value development within the process of pedagogical communication in colleges is presented in the article. The analysis of psychological and pedagogical sources as well as accumulated experience got at college show, that the productivity of the proposed pedagogical strategies has been increased provided that the combination of “regulated” and “improvised” educational styles of pedagogical communication has been balanced. The proposed pedagogical strategies can be used by teachers of high and secondary educational establishments in the process of students’ educational values level diagnostics.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития познавательных ценностей студентов колледжа в процессе педагогического общения»

УДК 377.02+377.03 ББК Ч447.471

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

К.Л. Ляпкало Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

В современном реформируемом российском образовании приоритет принадлежит проблеме повышения эффективности образовательного процесса, качества обучения. Достижение качественного уровня во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, насколько у него сформирована система познавательных ценностей. В статье представлено влияние конкретных педагогических стратегий на развитие познавательных ценностей студентов в процессе педагогического общения в условиях колледжа. Анализ психологопедагогических источников, личный опыт работы в колледже показывают, что результативность предложенных педагогических стратегий повысилась при условии упорядочения сочетания «регламентированного» и «импровизированного» педагогических стилей преподавателя в общении со студентом. Предложенные педагогические стратегии могут быть использованы преподавателями высших и средних учебных заведений в процессе диагностики уровня познавательных ценностей студентов.

Ключевые слова: педагогическая стратегия, познавательные ценности, педагогическое общение, образовательный процесс в колледже.

Анализ современных научно-педагогических источников и педагогической практики позволяет утверждать, что сегодня все более возрастает интерес к проблеме изучения познавательных ценностей учащейся молодежи. Наиболее полно ее аспекты нашли отражение в педагогической психологии, где достаточно емко изучены этапы, уровни, проявления и возрастная динамика развития познавательной деятельности обучающихся.

В то же время, существует явный разрыв между исследованием познавательных ценностей в условиях общеобразовательной школы и использованием данных в системе среднего профессионального образования. Между тем, система познавательных ценностей студентов колледжа является реальным фактором, определяющим продуктивность образовательного процесса в колледже, поскольку в значительной степени проявляется выбор профессиональной и индивидуальной траекторий развития юношей и девушек. Ценность в данном случае играет роль мотива, т. е. побудителя деятельности. Только человек со сформированной устойчивой системой познавательных ценностей сможет успешно самостоятельно совершенствоваться, повышать уровень своей

профессиональной квалификации не под влиянием внешних обстоятельств, а исходя из собственных потребностей.

С другой стороны, согласно данным социологических исследований, порождаемые массовой культурой и увлечением информационными технологиями «социальный инфантилизм» и утрата субъектных проявлений личности являются преобладающими характеристиками многих выпускников профессиональных учебных заведений. Как следствие - низкий уровень профессиональнокоммуникативной культуры общения молодых специалистов.

Общение и коммуникация являются необходимыми способом и целью процессов социального конструирования. Образование в наиболее широкой трактовке этого понятия принадлежит именно к таким социально-коммуникативным процессам. В центре этих процессов находится педагог и воспитанник, а процесс общения между ними выступает как одна из форм коммуникативного взаимодействия, посредством которой передается информация - совокупность культурных ценностей, накопленная человечеством.

Проведенный анализ научных источников

по проблеме развития познавательных ценностей студентов в процессе педагогического общения позволяет нам констатировать наличие следующих противоречий:

- между возросшими требованиями общества на рынке труда, нуждающегося в высококомпетентных, активных и способных к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности специалистах и недостаточной ориентированностью системы среднего профессионального образования на развитие познавательных ценностей у студентов колледжа;

- осознанием студентом роли познавательных ценностей в общеобразовательной деятельности и устаревшим механизмом их развития в процессе педагогического общения.

В необходимости разрешения этих противоречий и заключается актуальность нашего исследования.

Остановимся на конкретных стратегических направлениях, которые будут способствовать реализации цели нашего изыскания -повышении эффективности процесса развития познавательных ценностей студентов колледжа в процессе педагогического общения.

Ценности, став достоянием сознания, инициируют становление потребностей и мотивов. Они не исчезают после того, как были реализованы. Говоря словами Л.С. Выготского, «они отходят „в потаенный план сознания^ ценности, в отличие от мотивов, обладают функцией оценки, входя тем самым в сознание человека и характеризуя тем самым его жизненную позицию. Ценности связывают воедино цели, мотивы, убеждения человека, поскольку выражают его ценностные ориентации» [1, с. 34].

Определенной частью механизма развития познавательных ценностей в условиях педагогического общения является механизм сдвига мотива на цель.

Так, учебная деятельность, как духовный продукт совместной работы и предметного общения, пробуждается к реализации мотивами общения и достижения, но со временем приобретает самостоятельную побудительную силу. При этом важен момент накопления положительных эмоций - до тех пор, пока мотив не будет включен в систему существующих мотивов. Настает момент, когда студент колледжа испытывает удовлетворение от того, что у него начинают проявляться черты профессионализма, в первую очередь, инди-

видуальный стиль деятельности. Важно, что основное в механизме развития познавательных ценностей - это интерактивная, диалоговая деятельность, построенная на основе педагогического общения.

Обучение на высоком уровне познавательных трудностей, связанных с эмоциональной и интеллектуальной привлекательностью самостоятельного творческого труда, совместный поиск знаний обучаемыми, наращивание противоречий в учебно-познавательной деятельности, ограничение времени на разрешение проблемной ситуации, - все это стимулирует механизмы развития познавательных ценностей студента. Руководствуясь проблемно-деятельностным подходом к обучению, самостоятельность и индивидуальный стиль активности студента преподаватель обеспечивает «объективизацией процесса мышления» [2, с. 347]; фиксацией педагогом всех этапов интеллектуальной деятельности группы, уточнением и согласованием выдвинутых версий, организацией устной рефлексии полученных результатов. Как видно, здесь вновь проявляется роль правильно построенного педагогического общения участников образовательного процесса.

Мы полагаем, что при решении проблемы развития познавательных ценностей студентов колледжа в педагогическом общении необходимо учитывать следующий аспект: образовательный процесс - это процесс обучения, воспитания и развития студента, в котором инициативное начало связано с личностью педагога. Партнеры в педагогическом общении - личность преподавателя, с одной стороны, и личность студента или группы студентов (совокупный студент), с другой. Педагогическое общение - это преимущественно межличностное общение, в котором преподаватель выступает и как носитель социальной роли, и как зрелая личность, и как носитель и транслятор знаний и ценностей. Кроме того, преподаватель является управляющим звеном в процессе педагогического общения.

Наше дальнейшее исследование построено на представлении о том, что развитие познавательных ценностей студента успешно осуществляется в условиях педагогического общения посредством создания определенных педагогических стратегий и соответствующих им педагогических условий в образовательном процессе колледжа. В связи с этим полагаем необходимым обратиться к рассмотрению понятия «педагогическая стратегия».

Теория и методика профессионального образования

Наше понимание педагогической стратегии коррелирует с позицией И.В. Дрыгиной, которая в своем исследовании обращает внимание на то, что «посредством педагогических стратегий развертываются процессы становления, формирования, развития, воспитания личности» [3, с. 13]. Для дальнейшего углубления в проблему нашего исследования представляется необходимым проанализировать стратегии, представленные в психологопедагогической теории и практике, возможность их влияния на эффективность процесса развития познавательных ценностей студента в условиях учебного общения.

Наибольший интерес в этом направлении, на наш взгляд, представляют стратегии инте-риоризации, экстериоризации, проблемати-зации и рефлексии, ускорения и обогащения, индивидуализации, обучения мышлению, которые лягут в основу выбранных нами стратегий.

Стратегия понимается как «долгосрочная программа основных действий, направленная на достижение четко определенных целей и соответствующих действий по ее реализации» [3, с. 15]. Педагогическая стратегия может рассматриваться как творческий процесс, как искусство организации и управления серией действий и операций, планирование и ведение педагогически ориентированной познавательной деятельности. Стратегия такой деятельности в широком смысле связывается с государственным стандартом в области образования (обучения и воспитания) подрастающего поколения.

Анализ сущности и содержания педагогических стратегий дал возможность предположить, что наиболее эффективным для выделения педагогических средств развития познавательных ценностей субъекта в процессе педагогического общения могут служить стратегии ориентирования, включения и приобщения, обогащения. Остановимся на рассмотрении каждой стратегии более подробно.

Ориентирование - это педагогическая стратегия, направленная на осознание личностью (в нашем случае - студента) ценностного (аксиологического) аспекта активности, самоопределение в профессии и жизни, реализацию педагогом соответствующих форм, способов, методов, приемов, средств. Исходя из психологического толкования понятия «личностный смысл», мы делаем вывод, что становление познавательных ценностей - это нахождение в поле действия ведущего мотива

студента (в нашем случае - познания). Во внутренних мотивах студента проявляется его потребность в автономии, самостоятельности, самоопределении. А мотивы внешнего плана определяются требованиями общества к становлению активности студента, развитию его инициативности, компетентности, коммуникативности, ответственности и т. д.

В контексте нашего исследования ориентирование представляется как оказание помощи студенту в выявлении и принятии системы ценностей «для себя» (наряду с познавательными ценностями - это профессиональные, нравственные, гуманистические и др.), ее роли в становлении специалиста. При этом важно, чтобы осуществлялось осознание студентом собственных потребностей и возможностей, прояснение значимости их применения «для себя», а также для других.

Содержание педагогической стратегии ориентирования особенно актуально на начальном этапе, при выявлении ее возможностей в развитии познавательных ценностей студента. Эту стратегию, на наш взгляд, можно будет считать эффективной, если она способствует вовлеченности молодого человека в познавательные процессы, формированию интереса к учебной деятельности, и в конечном счете, помогает определить собственную ценностную позицию к научно-практическому знанию.

Второй стадией в развитии познавательных ценностей студента в процессе педагогического общения является приобщение с последующим самовключением студента, спонтанное выявление личностных характеристик, имеющихся в «свернутом виде». Анализ словообразований этих понятий показал, что во включении идет речь о приобщении, втягивании в познавательную деятельность, самопро-явлении, когда студент почувствует себя полноценным участником познавательного процесса в ценностном смысле. Термины «само-включение» и «приобщение» нашли применение в работах И.В. Дрыгиной, Г.Г. Раковой и др. [3, 4].

Педагогическая стратегия включения и приобщения - это совокупность сконструированных действий в педагогическом общении, направленных на овладение действием или способом выполнения познавательной деятельности, то есть на самопроявление студента в профессионально-познавательной деятельности. Стратегия включения и приобщения затрагивает, главным образом, индивидуально

когнитивную сферу личности, развивая наряду с познавательными ценностями социальный интеллект, самостоятельность, креативность, ответственность, эмоциональность и прочие качества. Необходимым моментом эффективности педагогической стратегии включения и приобщения считаем построение педагогического взаимодействия субъектов образования в ситуациях «признания» доминирующего индивидуального когнитивного стиля обучения студента, индивидуального постижения знанием.

Третьей значимой стратегией является обогащение. В русском языке это слово имеет значение «повысить содержание чего-нибудь, увеличить ценность, серьезность чего-нибудь». Под педагогической стратегией обогащения, вслед за И.В. Дрыгиной, мы понимаем «совокупность встроенных педагогических действий по привнесению в жизненный опыт студентов новых способов действия и взаимодействия в соответствии с поставленной целью» [3, с. 15].

Основными направлениями рассматриваемой стратегии считаются обогащение содержания образования и обогащение результатов коммуникативных действий в педагогическом общении. Оба направления затрагивают когнитивную и эмоционально-экзистенциальную сферу личности. Участие студентов в познавательно-исследовательских и коммуникативных ситуациях дает возможность проявляться качествам, составляющим деятельностный (социальный) компонент.

Обогащение познавательной ценностной сферы студентов колледжа предполагает преобразование имеющегося жизненного опыта молодых людей в качественно иное состояние. Роль педагога заключается в том, чтобы в процессе формирования коммуникативных действий студентов в условиях педагогического общения обогатить их опыт, научить ценить даже минимальные достижения по отношению к процессу познания. Субъективный познавательный опыт студента будет обогащаться в направлении намеченных в ориенти

ровании целей; большее значение из них приобретут те цели, которые направлены на продуктивные коммуникации и совместную деятельность в педагогическом общении с преподавателем.

Анализ психолого-педагогических источников, личный опыт работы в колледже показывают, что результативность предложенных педагогических стратегий должна повыситься, если они будут реализовываться не спонтанно, а упорядоченно - в сочетании «регламентированного» и «импровизированного» педагогического стилей преподавателя в общении со студентом, когда педагогом будет признана ценность «нечетких горизонтов» знаний и фрагментов оформляющихся умений студента.

Таким образом, педагогическая стратегия выступает деятельностно-целевым компонентом системы педагогического обеспечения и соотносится с совершенствованием методов и форм, обеспечивающих активную познавательную деятельность студентов. В этой связи развитие познавательных ценностей студента осуществляется на основе стратегий ориентирования, включения-приобщения, обогащения. Стратегии способствуют зарождению, развертыванию ценностного отношения к познанию в образовательном процессе колледжа, обеспечивая в условиях педагогического общения успешное развитие познавательных ценностей студента.

Литература

1. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. - 519 с.

2. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

3. Ракова, Г.Г. Ориентация на достижения / Г.Г. Ракова // Основы гуманизации образования: Ученые записи ООИУУ. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997. - Т. 2. - С. 130-138.

4. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2007. - 336 с.

Ляпкало Ксения Леонидовна, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск), 1уарка1о_к8ешуа@ maii.ru.

Теория и методика профессионального образования

DEVELOPMENT STRATEGY OF INFORMATIVE VALUES OF STUDENTS OF COLLEGE IN PEDAGOGICAL COMMUNICATION PROCESS

K.L. Lyapkalo Ural state university of the physical culture (Chelyabinsk)

The main priority of the modem reformed Russian education belongs to the problem of the educational process quality improvement as well as the quality of education as a whole. The achievement of the qualitative level depends largely on the understanding to what degree a student is a subject of learning and on the level of his informative values system formation. The influence of the specific pedagogical strategies on students’ informative value development within the process of pedagogical communication in colleges is presented in the article. The analysis of psychological and pedagogical sources as well as accumulated experience got at college show, that the productivity of the proposed pedagogical strategies has been increased provided that the combination of “regulated” and “improvised” educational styles of pedagogical communication has been balanced. The proposed pedagogical strategies can be used by teachers of high and secondary educational establishments in the process of students’ educational values level diagnostics.

Keywords: pedagogical strategy, informative values, pedagogical communication, educational process at college.

Lyapkalo Kseniya, lecturer of the Chair of Life Safety, Ural State University of Physical Culture

(Chelyabinsk), lyapkalo_rseniya@mail.ru.

Поступила в редакцию 24 февраля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.