Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОТИВАЦИЯ / ВУЗОВСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENTS / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL CULTURE / MOTIVATION / UNIVERSITY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бриленок Н.Б.

В статье рассматриваются пути повышения интереса и способы привлечения студентов университета к занятиям физической культурой и спортом. Показано, что пропаганда физической культуры подразумевает целенаправленную деятельность по распространению знаний в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бриленок Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING STUDENTS' MOTIVATION TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The article discusses ways to increase interest and ways to attract University students to physical education and sports. It is shown that the promotion of physical culture implies purposeful activities to spread knowledge in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

УДК 378.09:796

Бриленок Н.Б., к филос. н.

директор

Института физической культуры и спорта ФГБОУВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Саратов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И

СПОРТОМ

Аннотация: В статье рассматриваются пути повышения интереса и способы привлечения студентов университета к занятиям физической культурой и спортом. Показано, что пропаганда физической культуры подразумевает целенаправленную деятельность по распространению знаний в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: студенты, здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, мотивация, вузовское обучение.

Brilenok N.B., Ph.D. in Philosophy

director

Institute of Physical Culture and Sports Saratov State University Russia, Saratov

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING STUDENTS' MOTIVATION TO ENGAGE IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Annotation: The article discusses ways to increase interest and ways to attract University students to physical education and sports. It is shown that the promotion of physical culture implies purposeful activities to spread knowledge in the field of physical culture and sports.

Key words: students, health, healthy lifestyle, physical culture, motivation, University education.

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а также формирования здорового образа жизни всегда была и остается одной из актуальных задач в современных условиях развития общества [1, 5].

Государственный интерес к проблеме сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи объясняется постоянным увеличением числа данной категории населения, имеющей те или иные отклонения в состоянии здоровья при неправильном образе жизни, что в дальнейшем приводит к снижению работоспособности кадров различных сфер экономики [4].

В связи с этим сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи позволит подготовить компетентных специалистов, готовых к продуктивной и продолжительной профессиональной деятельности.

Одним из важнейших компонентов успешного выполнения любой деятельности является мотивация. Мотивационная сфера - значимый компонент в процессе организации учебной физкультурно-спортивной деятельности, отображающий активное, осознанное отношение к учению, внутреннее желание и интерес к занятиям, в том числе физической культурой и спортом [2, 5].

Физическая культура и спорт предоставляют молодежи широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения своего «я». Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом - многоступенчатый процесс: от первых элементарных гигиенических знаний и навыков до глубоких психофизиологических знаний теории и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом [8].

Однако в современной образовательной среде, особенно в сфере физической культуры и спорта наблюдается снижение интересов и потребностей у студентов в занятиях физической культурой и спортом [3].

Одним из условий формирования здорового образа жизни, а также повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом является грамотный подход к их популяризации. Важно стимулировать интерес студенческой молодежи к здоровому образу жизни [7].

Ориентация молодежи на здоровый образ жизни - основывается на формировании у молодых людей личной и осознанно значимых потребностей в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта, широко используется в различных звеньях системы физического воспитания.

Цель работы - исследование мотивационной заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и путей ее повышения в процессе занятий футболом.

В исследовании приняли участие 40 юношей-студентов 1-2 курсов Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Диагностика особенностей спортивной мотивации осуществлялось с помощью тестовых методик: «Оценка уровня спортивной мотивации» и «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас [6]. Исследования указанных параметров проводились в 2 этапа в течение 2 лет вузовского обучения. Результаты исследований были подвергнуты статистической обработке по критерию Стьюдента.

По результатам тестовой методики «Оценка уровня спортивной мотивации» у студентов были выявлены показатели, соответствующие низкому, среднему и высокому ее уровню. На каждом этапе исследования студенты были распределены на 2 групп. На 1 этапе исследования у большинства (56%) студентов зарегистрирован низкий уровень мотивационной заинтересованности (14,8±0,43 балла) в занятиях физической культурой, у остальных (44%) - средний уровень (23,2±0,61 балла). На 2 этапе исследования наблюдается повышение уровня и средних показателей спортивной мотивации: у 63% выявлен средний (28,6±0,47 балла) уровень и у 37% - высокий (36,3±0,13 балла) уровень. Установленные различия носят достоверный характер (табл. 1).

Таблица 1

Уровень и показатели спортивной мотивации у студентов в баллах

Уровень спортивной мотивации 1 этап исследования 2 этап исследования

низкий n=23 (56%) -

14,8±0,43 -

средний n=17 (44%) n=25 (63%)

23,2±0,61* 28,6±0,47*

высокий - n=15 (37%)

- 36,3±0,13*

* - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей студентов

с низкой спортивной мотивацией

На основании результатов тестовой методики А.В. Шаболтас у студентов установлены доминирующие мотивы занятий спортом, имеющие принципиальные отличия у лиц с разным уровнем спортивной мотивации (табл. 2).

Так, 1 место в ряду ведущих мотивов занятий спортом у студентов с низкой спортивной мотивацией занимает рационально -волевой мотив (19,7±0,3 балла), свидетельствующий о желании заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной работе, на 2 месте - мотив физического самоутверждения (18,1±0,4 балла), указывающий на стремление к физическому развитию и становлению характера, на 3 месте - гражданско-патриотический мотив (16,7±0,2 балла) и мотив социального самоутверждения (16,3±0,2 балла). Наиболее низкие баллы у данной категории обследуемых зафиксированы по мотивам достижения успеха в спорте (10,1±0,3 балла) и эмоционального удовольствия (10,3±0,3 балла). Остальные мотивы занимают промежуточное положение с диапазоном колебаний от 11,6±0,4 (мотив подготовки к профессиональной деятельности) до 15,2±0,3 балла (спортивно-познавательный мотив).

Таблица 2

Динамика показателей мотивационной заинтересованности в занятиях физической культурой у студентов в процессе занятий футболом, баллы

Мотив Показатели

1 этап 2 этап

уровень спортивной мотивации

низкий средний средний высокий

Мотив эмоционального удовольствия 10,3±0,3 17,2±0,3* 17,7±0,2* 18,3±0,3*

Мотив социального самоутверждения 16,3±0,2 15,9±0,4 16,2±0,3 17,3±0,5

Мотив физического самоутверждения 18,1±0,4 19,6±0,2 21,1±0,3* 20,2±0,4*

Социально-эмоциональный мотив 13,5±0,2 12,3±0,4 13,6±0,2 14,9±0,2*

Социально-моральный мотив 13,3±0,4 11,7±0,3 11,9±0,4 14,6±0,4

Мотив достижения успеха в спорте 10,1±0,3 15,2±0,4* 15,5±0,3* 22,4±0,2*

Спортивно-познавательный мотив 15,2±0,3 16,4±0,6 16,9±0,3 16,9±0,4

Рационально-волевой мотив 19,7±0,3 12,3±0,2* 12,7±0,2* 17,4±0,3*

Мотив подготовки к профессиональной деятельности 11,6±0,4 14,2±0,2 14,8±0,4* 17,6±0,4*

Гражданско-патриотический мотив 16,7±0,2 17,1±0,3 18,4±0,2 23,5±0,3*

* - р<0,05 - различия достоверны относительно показателей студентов

с низкой спортивной мотивацией

У студентов со средней спортивной мотивацией первые 3 места занимают следующие мотивы: мотив физического самоутверждения (19,6±0,2 балла), мотив эмоционального удовольствия (17,2±0,3 балла) и гражданско-патриотический мотив (17,1±0,3 балла). Наиболее низкие баллы установлены по показателям следующих мотивов: социально -морального (12,3±0,4 балла), социально-эмоционального и рационально-волевого (12,3±0,2 балла). Промежуточные результаты имеют мотивы социального самоутверждения (15,9±0,4 балла), достижения успеха в спорте (15,2±0,4 балла), подготовки к профессиональной деятельности (14,2±0,2 балла) и спортивно-познавательный мотив (16,4±0,6 балла).

На 2 этапе исследования увеличилось количество обследуемых со средним уровнем спортивной мотивации, а распределение мотивов занятий спортом по степени доминирования осталось прежним. Однако балльные оценки показателей указанных мотивов имели тенденцию к увеличению (табл. 2).

У студентов с высокой спортивной мотивацией ведущие позиции занимают гражданско-патриотический мотив (23,5±0,3 балла), мотив достижения успеха в спорте (22,4±0,2 балла) и мотив физического самоутверждения (20,2±0,4 балла). Низкие баллы зарегистрированы по социально-моральному (14,6±0,4 балла) и социально-эмоциональному (14,9±0,2 балла) мотивам. Остальные мотивы занимали промежуточное положение. Причем, средние балльные оценки превышали таковые у обследуемых с низким и средним уровнем спортивной мотивации.

Таким образом, у студентов в процессе занятий футболом повышается стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях с целью поддержания престижа коллектива, города, страны; стремление к достижению успеха и улучшению личных спортивных результатов и стремление к физическому развитию и становлению характера.

Использованные источники:

1. Бриленок Н.Б., Носов А.Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: современные тенденции // Актуальные проблемы социально -гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы: Материалы VII Международной научной конференции. Саратов. Саратовский источник. 2019. С. 174-180.

2. Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности // Теория и практика физической культуры. 2006. № 5. С. 52-55.

3. Барановская Д.И., Врублевская В.И. Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи // Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: матер. VIII междун. науч. сессии по итогам НИР. Минск: БГУФК, 2005. C. 13-16.

4. Гончарук С.В. Активный образ жизни и здоровье студента. Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011. 211 с.

5. Иргашева И.А. Формирование мотивации у студентов к занятиям физической культурой с использованием средств мини-футбола // Молодой ученый. 2014. №18. С. 74-76. URL https://moluch.ru/archive/77/13137/ (дата обращения: 05.02.2020).

6. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М: Эксмо, 2007. 416 с.

7. Мануйленко Э.В. Индивидуальные программы по формированию у студентов здорового стиля жизни // Теория и практика физической культуры. 2009. № 2. С. 44-46.

8. Морозов А.В. Мотивационная сфера личности. СПб.: Изд-во Союз, 2003. 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.