Научная статья на тему 'СООТНОСИМОСТЬ МЕТОДИК В ИЗУЧЕНИИ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ'

СООТНОСИМОСТЬ МЕТОДИК В ИЗУЧЕНИИ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / МЕТОДИКА "МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ" А.В. ШАБОЛТАС / МЕТОДИКА "ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ" В.И. ТРОПНИКОВА / МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ Р. А. ПИЛОЯНА - Е.Г. БАБУШКИНА / СООТНОСИМОСТЬ / ИНФОРМАТИВНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна, Сабирова Ирина Александровна, Ляпин Алексей Иванович

Существующие методики изучения мотивации спортивной деятельности сформированы во вне связанном психолого-педагогическом пространстве, в различное хронологическое время, с различными целями изучения, и не могут отобразить современных реальных целеустремлений спортсменов к занятиям спортивной деятельностью. Большинство используемых методик нельзя признать с точки зрения функциональности исчерпывающими, выявляющими полную совокупность мотивов, стимулирующих к напряженным занятиям в спорте высших достижений и активной соревновательной деятельности. В этой связи от исследователей требуется дальнейшая теоретическая разработка и практическое обоснование объективных, информативных и соотносимых методик, исследующих мотивы к занятиям спортивной деятельности, в том числе в юношеском спорте и спорте высших достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна, Сабирова Ирина Александровна, Ляпин Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIO OF METHODS IN STUDYING MOTIVES TO SPORTS HIGHLY QUALIFIED ATHLETES

Existing methods for studying the motivation of sports activities are formed outside the connected psychological and pedagogical space, in different chronological times, with various goals of study, and cannot reflect the modern real goals of athletes to engage in sports activities. Most of the methods used cannot be recognized as exhaustive in terms of functionality, revealing a complete set of motives that stimulate strenuous occupations in sports of higher achievements and active competitive activity. In this regard, researchers are required to further theoretical development and practical substantiation of objective, informative and correlative methods that explore the motives for sports activities, including in youth sports and sports of higher achievements.

Текст научной работы на тему «СООТНОСИМОСТЬ МЕТОДИК В ИЗУЧЕНИИ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ»

Психологические науки

УДК 159.9.072:966/969

СООТНОСИМОСТЬ МЕТОДИК В ИЗУЧЕНИИ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Екатерина Геннадьевна Цуканова, кандидат педагогических наук, мастер спорта. Российский государственный университет физической

культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта, Алексей Иванович Ляпин, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта, полковник полиции. Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация

Существующие методики изучения мотивации спортивной деятельности сформированы во вне связанном психолого-педагогическом пространстве, в различное хронологическое время, с различными целями изучения, и не могут отобразить современных реальных целеустремлений спортсменов к занятиям спортивной деятельностью. Большинство используемых методик нельзя признать с точки зрения функциональности исчерпывающими, выявляющими полную совокупность мотивов, стимулирующих к напряженным занятиям в спорте высших достижений и активной соревновательной деятельности. В этой связи от исследователей требуется дальнейшая теоретическая разработка и практическое обоснование объективных, информативных и соотносимых методик, исследующих мотивы к занятиям спортивной деятельности, в том числе в юношеском спорте и спорте высших достижений.

Ключевые слова: психология физической культуры, мотивация спортивной деятельности, высококвалифицированные спортсмены, методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас, методика «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова, методика изучения спортивной мотивации Р. А. Пилояна - Е.Г. Бабушкина, соотносимость, информативность, корреляция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p511-517

RATIO OF METHODS IN STUDYING MOTIVES TO SPORTS HIGHLY QUALIFIED

ATHLETES

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Ekaterina Gennadyevna Tsukanova, the candidate of pedagogical sciences, Master of Sports, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Irina Alexandrovna Sabirova, the doctor of pedagogical sciences, docent, master of sports, Alexey Ivanovich Lyapin, the candidate ofpedagogical sciences, docent, master of sports, police colonel, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Voronezh

Abstract

Existing methods for studying the motivation of sports activities are formed outside the connected psychological and pedagogical space, in different chronological times, with various goals of study, and cannot reflect the modern real goals of athletes to engage in sports activities. Most of the methods used cannot be recognized as exhaustive in terms of functionality, revealing a complete set of motives that stimulate strenuous occupations in sports of higher achievements and active competitive activity. In this regard, researchers are required to further theoretical development and practical substantiation of objective, informative and correlative methods that explore the motives for sports activities, including in youth sports and sports of higher achievements.

Keywords: psychology of physical culture, motivation of sports activities, highly qualified athletes, the methodology "Motives of sports" A.V. Shaboltas, the methodology "Study of motives of sports" V.I. Tropnikov, the methodology of studying sports motivation R.A. Piloyan - E.G. Babushkin

ВВЕДЕНИЕ

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности — одна из стержневых в психологии. В практике спорта глубокий научный анализ данной проблемы осуществлялся Р.А. Пилояном [6], Е.П. Ильиным [3, 4], Г.Д. Бабушкиным [1], А.В. Шаболтас [9], В.И. Тропниковым [8], Б.П. Яковлевым [10] и многими другими [2, 5, 7]. На основе опросников данных авторов в исследовании изучались побудительные мотивы к спортивному совершенствованию у юных и высококвалифицированных спортсменов, их иерархия и структура, приоритетные доминантные и подчиненные мотивы, первичность и вто-ричность мотивов, определялась информативность методик в изучении мотивов к занятиям спортом у высококвалифицированных спортсменов в эстетических, циклических, игровых видах спорта, единоборствах и осуществлялось их сравнение.

В период 2019-2021 гг. осуществлялось психолого-педагогическое тестирование высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта. Спортивно-квалификационная характеристика выборки: уровень мастерства - МС, МСМК; достижения - чемпионы (в том числе Мира и Европы, призеры Олимпийских игр); возраст - 1825 лет; стаж занятий - не менее 10 лет; демографическая группа - студенты РГУФКСМИТ, мужчины и женщины, всего 131 человек. Респонденты отвечали единовременно на вопросы трех методик.

Методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас (1998, в модификации Е. П. Ильина, 2000) предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, всего 45 пар вопросов-суждений, соответствующих определенным высказываниям, где оценка каждого мотива осуществляется несколько раз, тем самым появляется возможность ранжировать мотивы по степени их выраженности (в баллах). Максимальная сумма для одного мотива не превышает 27 баллов. Наиболее предпочтительными для спортсменов являются те мотивы, по которым в вопросах-суждениях набрана наибольшая сумма баллов. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Средние показатели в оценке мотивов к занятиям спортом у высококвалифицированных спортсменов различных групп видов спорта (методика А. В. Шаболтас)_

Мотивы занятий спортом Группы видов спорта

X1±m X2±m X3±m X4±m

ЭВС, n=52 ЕД, n=31 ЦВС, n=24 ИВС, n=24

(ДУ) достижения успеха в спорте - личный успех, результат, прогресс 13,4±0,8 14,2±1,5 16,4±1,4 14,9±1,4

(ЭУ) эмоционального удовольствия - радость, восторг, эмоции 10,4±1,0 8,3±0,8 10,8±0,7 11,1±1,2

(ФС) физического самоутверждения - развитие, здоровье, подготовка, совершенство 10,0±1,0 8,5±0,7 9,6±1,7 6,8±1,3

(СЭ) соц.-эмоциональный - интерес, общение, самовыражение, свобода 9,9±0,8 8,6±1,3 11,4±1,4 12,6±0,9

(СП) спортивно-познавательный - изучение, познание, понимание, применение 9,8±0,9 12,5±1,4 11,1±1,7 5,6±0,7

(ГП) гражданско-патриотический - достижение, победа, триумф, ответственность 9,2±1,0 10,0±1,2 11,8±1,4 11,5±1,5

(СС) соц. самоутверждения - престиж, признание, популярность 9,1±1,0 6,7±1,0 6,6±0,8 8,8±0,9

(СМ) соц.-моральный - успех команды, лидерство, выигрыш, причастность 7,6±0,7 7,5±1,1 7,5±0,9 9,8±1,0

(ПД) проф. деятельности - подготовка, социальный опыт 5,9±0,6 5,1±0,8 5,3±1,0 5,9±0,4

(РВ) рекреационный - развлечение, отдых, компенсация 3,2±0,6 3,0±0,8 2,6±1,1 1,4±0,5

Примечание: заливкой выделены наиболее предпочтительные мотивы к занятиям спортом у высококвалифицированных спортсменов

Методика «Изучение мотивов занятий спортом» В.И. Тропникова (1989) использовалась для выяснения степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают спортсмена продолжать заниматься выбранным видом

спорта. В ответах на 108 вопросов респонденты проставляли баллы, максимальное количество - 5 баллов, при оценке в 1 балл указывались причины, не имеющие никакого значения для занятий спортом. В связи с различным количеством вопросов при оценке выраженности каждого мотива сравнение осуществлялось по средним статистическим показателям, рассчитанным по отношению к одному вопросу, когда набранную сумму баллов делили на количество относящихся к каждому мотиву опросных пунктов. Результаты тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Средние показатели в проявлении мотивов к занятиям спортом у высококвалифицированных спортсменов различных групп видов спорта (методика В.И. Тропнико-ва)_

Мотивы занятий спортом Группы видов спорта

X1±m X2±m X3±m X4±m

ЭВС, n=52 ЕД, n=31 ЦВС, n=24 ИВС, n=24

общения 2,6±0,11 2,5±0,13 2,4±0,16 2,8±0,20

познания 3,3±0,14 3,1±0,16 3,1±0,14 3,2±0,17

материальных благ 2,4±0,12 3,3±0,17 3,4±014 3,7±0,17

развития характера и психических качеств 4,0±0,14 3,6±0,17 3,3±0,17 3,8±0,20

физического совершенства 3,8±0,12 3,3±0,19 3,3±0,15 3,2±0,21

улучшения самочувствия и здоровья 2,3±0,10 2,4±0,12 2,3±0,13 2,1±0,10

эстетического удовольствия и острых ощущений 3,8±0,14 2,5±0,16 2,8±0,16 3,7±0,11

приобретения полезных для жизни умений и знаний 3,0±0,10 2,9±0,16 2,5±0,14 3,1±0,13

потребность в одобрении 3,3±0,15 2,8±0,18 2,6±0,24 3,8±0,16

повышение престижа, желание славы 3,6±0,13 3,2±0,12 3,5±0,13 3,8±0,12

коллективистическая направленность 3,5±0,15 3,4±0,20 3,1±0,18 4,2±0,15

Примечание: заливкой выделены наиболее предпочтительные мотивы к занятиям спортом у высококвалифицированных спортсменов

Методика по изучению спортивной мотивации на основе опросника Р.А. Пилояна (1984) в модификации Е.Г. Бабушкина (2001) предусматривает выделение побудительных оснований-мотивов (К1 и К2), базисных оснований в мотивации спортивной деятельности (К3, К4 и К5) и процессуальных оснований-мотивов (К6 и К7). Сравнение, как и в предыдущей методике, осуществлялось по показателям средней статистической бальной оценки, приведенной к единице, т. е. по отношению к одному фактору-мотиву. Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Средние показатели в проявлении мотивов к занятиям спортом у высококвалифицированных спортсменов различных групп видов спорта (опросник Р.А. Пилояна, 1984; в модификации Е.Г. Бабушкина, 2001)_

Мотивы занятий спортом Группы видов спорта

Xi±m X2±m X3±m X4±m

ЭВС, n=52 ЕД, n=31 ЦВС, n=24 ИВС, n=24

К1 - потреб. в самовыражении, исполнении долга, самоутв-ние 3,5±0,13 3,0±0,16 3,2±0,13 3,9±0,17

К2 - удовлетворение материальных потребностей 3,3±0,12 3,7±0,14 3,7±0,14 4,1±0,12

КЗ - потребность в благоприятных условиях спортивной деят-ти 4,0±0,10 3,7±0,12 3,7±0,13 3,9±0,12

К4 - стремление к накоплению специальных знаний и навыков 4,3±0,10 4,2±0,17 4,0±0,10 4,5±0,10

К5 - заинтересованность в отсутствии болевых ощущений 4,2±0,13 4,2±0,15 4,3±0,11 4,9±0,10

К6 - стремление к накоплению знаний о противниках 3,2±0,17 3,9±0,14 3,2±0,21 4,0±0,16

К7 - заинтересованность в отсут. стресс-факторов в соревн-ях 4,0±0,10 3,9±0,10 3,8±0,12 4,3±0,10

Примечание: заливкой выделены наиболее предпочтительные мотивы к занятиям спортом у высококвалифицированных спортсменов

По результатам научного анализа данных по всем трем методикам установлено, что основными мотивами, которые побуждают и стимулируют спортсменов высокой квалификации к активным занятиям спортом являются:

- приоритетные доминантные мотивы первого уровня - достижение успеха в спорте; эта целевая установка в занятиях спортом для высококвалифицированных спортсменов первостепенна; именно она является базовым посылом к спортивному со-

вершенствованию, подчеркивает несравнимость устремлений к личному успеху, победе, первенству, высоким достижениям в сопоставлении с другими мотивами к занятиям спортом;

- соотносимые мотивы второго уровня - гражданско-патриотической направленности и социальной значимости спортивных занятий для активных спортсменов, актуализирующие ответственность за результат, достижение, успех команды, исполнение долга;

- соотносимые мотивы третьего уровня - физического совершенства, развития характера и психических качеств, а вместе с тем спортивно-познавательного развития, накопления специальных знаний и навыков, где фиксируется интерес к изучению, познанию, пониманию, применению;

- подчиненные мотивы четвертого уровня - эмоционального удовольствия, радости, восторга, свободы, самовыражения, эстетического наслаждения и острых ощущений;

- подчиненные мотивы пятого уровня - материальных потребностей, личных благ, благоприятных условий спортивной деятельности, заинтересованности в отсутствии стресс-факторов в соревнованиях.

Анализ внутригрупповой корреляции по различным методикам у спортсменов различных видов спорта выявил слабую сопоставимость и соизмеримость сопряженных мотивов в методиках Шаболтас, Тропникова, Пилояна-Бабушкина. В наибольшей степени сильная корреляционная взаимосвязь обнаружена в приоритетных доминантных мотивах первого уровня - на уровне 0,5-0,7 единиц; менее значимая корреляция просматривается в соотносимых мотивах второго и третьего уровня - на уровне 0,3-0,5 единиц; еще меньшая слабая корреляция наблюдается в подчиненных мотивах четвертого и пятого уровня - менее 0,3 единиц (таблицы 4, 5, 6).

Таблица 4 - Корреляционная матрица референтности ответов высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта о стимулах в занятиях спортом в сопоставимых категориях-мотивах по методикам А.В. Шаболтас (Ш) и В.И. Тропникова (Т)_

Попарное сравнение категорий-мотивов Группы видов спорта

ЭВС ЕД ЦВС ИВС

(Ш) достижения успеха в спорте (ДУ) / (Т) материальных благ >0,05 >0,05 .402 .484

(Ш) эмоц. удовольствия (ЭУ) / (Т) эстетического удовольствия и острых ощущений .703 >0,05 >0,05 >0,05

(Ш) физического самоутверждения (ФС) / (Т) физического совершенства >0,05 >0,05 >0,05 .490

(Ш) физ. самоутверждения (ФС) / (Т) развития характера и психических кач-в .611 >0,05 >0,05 .397

(Ш) социально-эмоциональный (СЭ) / (Т) общения >0,05 .342 .414 .726

(Ш) спортивно-познавательный (СП) / (Т) познания >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

(Ш) гражданско-патриотический (ГП) / (Т) коллективистическая направленность .367 .476 >0,05 .513

(Ш) социального самоутверждения (СС) / (Т) повышение престижа, желание славы .567 .576 .684 >0,05

(Ш) социального самоутверждения (СС) / (Т) потребность в одобрении .593 .581 >0,05 >0,05

(Ш) социально-моральный (СМ) / (Т) коллективистическая направленность .391 .486 >0,05 .456

(Ш) проф. деят-ти (ПД) / (Т) приобретения полезных для жизни умений и знаний >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

(Ш) рекреационный (РВ) / (Т) улучшения самочувствия и здоровья >0,05 >0,05 .525 .487

Примечание. При п=52, df= (п -2) и а=0,05 значимы все г>0,273; при п=31 и а=0,05 значимы все г>0,349; при п=24 и а=0,05 значимы все г>0,404. Указаны только значимые коэффициенты корреляции. Ноль в значениях опущен.

Таблица 5 - Корреляционная матрица референтности ответов высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта о стимулах в занятиях спортом в сопоставимых категориях-мотивах по методикам А.В. Шаболтас (Ш) и Р. А. Пилояна (П)_

Попарное сравнение категорий-мотивов Группы видов спорта

ЭВС ЕД ЦВС ИВС

(Ш) социального самоутверждения - престиж, признание, популярность (СС) / (П) потребность в самовыражении, исполнении долга, самоутверждении (К1) .623 .485 .569 >0,05

(Ш) гражданско-патриотический - победа, достижение, ответственность (ГП) / (П) потребность в самовыражении, исполнении долга, самоутверждении (К1) >0,05 >0,05 >0,05 .533

(Ш) достижения успеха в спорте - личный успех, результат, прогресс (ДУ) / (П) потребность в самовыражении, исполнении долга, самоутверждении (К1) .488 >0,05 >0,05 >0,05

Попарное сравнение категорий-мотивов Группы видов спорта

ЭВС ЕД ЦВС ИВС

(Ш) соц.-моральный - успех команды, лидерство, выигрыш, причастность (СМ) / (П) потребность в самовыражении, исполнении долга, самоутверждении (К1) .400 >0,05 >0,05 .511

(Ш) спортивно-познавательный - изучение, понимание, познание, применение (СП) / (П) стремление к накоплению специальных знаний и навыков (К4) >0,05 >0,05 >0,05 .417

(Ш) спортивно-познавательный- изучение, понимание, познание, применение (СП) / (П) стремление к накоплению знаний о противниках (К6) >0,05 .462 .447 .415

Таблица 6 - Корреляционная матрица референтности ответов высококвалифицированных спортсменов различных групп видов спорта о стимулах в занятиях спортом в сопоставимых категориях-мотивах по методикам В. И. Тропникова (Т) и Р. А. Пилояна (П)_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Попарное сравнение категорий-мотивов Группы видов спорта

ЭВС ЕД ЦВС ИВС

(Т) потребность в одобрении / (П) потребность в самовыражении, исполнении долга, самоутверждении (К1) .726 .588 .682 >0,05

(Т) повышение престижа, желание славы / (П) потребность в самовыражении, исполнении долга, самоутверждении (К1) .789 .637 .764 .475

(Т) материальных благ / (П) удовлетворение материальных потребностей (К2) >0,05 .329 >0,05 .425

(Т) коллективистическая направленность / (П) потребность в благоприятных условиях спортивной деятельности (КЗ) .580 .365 .702 .525

(Т) приобретения полезных для жизни умений и знаний / (П) стремление к накоплению знаний и навыков (К4) .304 >0,05 >0,05 >0,05

(Т) улучшения самочувствия и здоровья / (П) заинтересованность в отсутствии болевых ощущений (К5) .368 .324 .492 >0,05

(Т) познания / (П) стремление к накоплению знаний о противниках (К6) >0,05 .344 .613 >0,05

(Т) развития характера и психических качеств / (П) заинтересованность в отсутствии стресс-факторов (К7) >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Рассматриваемые методики нельзя признать с точки зрения функциональности исчерпывающими, выявляющими полную совокупность мотивов, стимулирующих к напряженным занятиям в спорте высших достижений и активной соревновательной деятельности. Одни из них не тестируют главный мотив в тренировочной и соревновательной деятельности - достижение успеха, что является сильнейшим побудителем к многолетним и напряженным тренировкам, слабо отражают психологию соревнования в спорте высших достижений, психологию личности и деятельности высококвалифицированного спортсмена. Только методика Шаботас учитывает эти показатели.

Лишь опросник Пилояна-Бабушкина затрагивает условия протекания соревновательной деятельности, но, к сожалению, не полностью представляет те главные стимулы, ситуации и обстоятельства, которые направляют спортсмена на конкурентную борьбу и формируют притязания к первенству, победе, достижению.

Другие методики, а именно Шаболтас и Тропникова, ориентированы на выявление стимулов к занятиям в детско-юношеском спорте, и, разработанные в период проведения исследований еще в восьмидесятых-девяностых годах 20 века, не отражают сегодняшних потребностей к совершенствованию в профессиональной спортивной деятельности, не рассматривают спорт как профессию с особыми трудовыми функциями и трудовыми действиями, его материальным обеспечением, заработной платой и своими закономерностями функционирования.

Во всех методиках слабо дифференцируется индивидуальная и социальная мотивация. При этом ряд исследователей отмечают социальную мотивацию как доминирующее начало в достижении высших спортивных результатов, подчеркивая командный дух, командное устремление на результат как главное условие результативности, но для спортсменов индивидуальных видов спорта изучение системы ценностных ориентаций в спортивной деятельности должно рассматриваться в плоскости личностных предпочтений.

Ликвидация просматриваемых недочетов и несоответствий в связи с современными требованиями конкурентной соревновательной и интенсивной тренировочной деятельности, профессиональным участием атлетов в спорте, учет отдельных специфических личностно-ориентированных и коллективных предпочтений, все это требует от исследователей дальнейших усилий в теоретической разработке и практическом обосновании информативных, соизмеримых и соотносимых методик изучения мотивов к занятиям спортом, в том числе отдельно в юношеском спорте и спорте высших достижений.

ВЫВОДЫ

Современный уровень психолого-педагогического сопровождения спортивной подготовки высококвалифицированных спортсменов актуализирует проблематику изучения мотивов к занятиям спортивной деятельностью. Но, к сожалению, существующие методики либо устарели, либо потеряли свою предназначенность к исследованиям данной сферы психологической подготовки атлетов, не учитывают текущих новых тенденций конкурентной состязательности и профессионального участия в спорте, социальных и индивидуальных предпочтений, что выдвигает в повестке дня вопросы совершенствования и обновления психологических методик изучения мотивации в спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин Г. Д. Спортивная психология. Психологические методики в системе подготовки спортсменов к соревнованиям / Г.Д . Бабушкин, Б. П. Яковлев. - Саратов : Вузовское образование, 2020. - 213 с.

2. Германов Г.Н. Структура мотивации к занятиям спортом у высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, В.В. Федоров // Спортивный психолог. - 2021. - № 3. - С. 13-17.

3. Мотивы к занятиям спортом женщин - членов сборной команды России по пожарно-спасательному спорту во взаимосвязи с успешностью соревновательной деятельности / Г. Н. Германов, В. Д. Шалагинов, А. Н. Корольков, И. В. Машошина, И. А. Сабирова // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 385-394.

4. Психологическая характеристика спортсменок сборной России по пожарно-спасательному спорту во взаимосвязи с результативностью соревновательной деятельности / Г. Н. Германов, В. Д. Шалагинов, А. Н. Корольков, И. В. Машошина, И. А. Сабирова // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 394-400.

5. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 576 с.

6. Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 508 с.

7. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.

8. Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности : на прим. тяжелой атлетики, бокса и гандбола : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Тропников Василий Иванович. - Ленинград, 1989. - 14 с.

9. Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Шаболтас Алла Вадимовна. - Санкт-Петербург, 1998. - 21 с.

10. Яковлев Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев. - Москва : Советский спорт, 2014. - 312 с.

REFERENCES

1. Babushkin, G.D. (2020), Sports psychology. Psychological techniques in the system of preparation of sportswomen for competitions, Vozov Review, Saratov.

2. Germanov, G.N., Sabirova I.A. and Fedorov V.V. (2021), "Structure of motivation for sports among highly qualified athletes various sports", Sportpsichologisr, Vol. 60, No. 3, pp. 13-17.

3. Germanov G.N., Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N., Mashoshina, I.V. and Sabirov, I.A. (2020), "Motives for the sports of women members of the Russian national team in fire and rescue sports

in conjunction with the success of competitive activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 385-394.

4. Germanov, G.N., Shalaginov, V.D., Korolkov, A.N., Mashoshina, I.V. and Sabirov, I.A. (2020), "Psychological characteristic of athletes of the Russian national team in fire and rescue sports in connection with the performance of competitive activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 179, No. 1, pp. 394-400.

5. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of communication and interpersonal relations, Peter, St. Petersburg.

6. Ilyin. E.P. (2011), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

7. Piloyan, R.A. (1984),Motivation of sports activities, Physical education and sports, Moscow.

8. Tropnikov, V.I. (1989), Structure and dynamics of sports motives: on the example of weight-lifting, boxing and handball, dissertation, Leningrad.

9. Shaboltas, A.V. (1998), Motives for playing sports of higher achievements in youth, dissertation, St. Petersburg.

10. Yakovlev, B.P.(2014), Motivation and emotions in sports activities, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2022

УДК 159.9:796.01

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ДИСПОЗИЦИОННОГО ОПТИМИЗМА И МОТИВАЦИИ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Ксения Андреевна Дробышева, аспирант, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Краснодар

Аннотация

Проблема поиска ресурсов конкурентоспособности в спорте является актуальной многие годы. Акценты в области ресурсов конкурентоспособности сместились в сторону тех, которые характеризуют спортсмена как субъекта деятельности. Цель исследования установить взаимосвязь мотивации и диспозиционного оптимизма спортсменов разного возраста. В работе были использованы следующие психодиагностические методы: тест диспозиционного оптимизма и опросник «Почему я занимаюсь спортом». В исследование приняли участие 161 спортсмена в возрасте 12-13 лет (53 спортсмена), 14-16 лет (59 спортсменов) и 17-19 лет (49 спортсменов). Согласно полученным данным в младшем подростковом возрасте (12-13 лет) в повышение позитивных и снижение негативных ожиданий, формирование уверенности в достижение высоких результатов значимыми выступают как внутренние, так и внешние мотивы. Мотивация в младшем подростковом возрасте отличается неустойчивостью и не дифференцированностью. Этим объясняется вовлеченность в становление диспозиционного оптимизма компонентов как внутренних, так и внешних мотивов. В старшем подростковом возрасте (14-16лет) уменьшается количество корреляционных взаимосвязей, идет перестройка мотивов, нет доминирующих мотивационных регуляторов в становление диспозиционного оптимизма. В юношеском возрасте (17-19 лет) приоритетными становятся внутренние мотивы, но также присутствуют компоненты внешней мотивации, при этом отсутствуют корреляционные связи с негативными ожиданиями, что свидетельствует о том, что мотивация выступает как стимул постановки высоких целей, уверенности в их достижение, готовности прилагать усилия для реализации поставленных целей и основой диспозиционного оптимизма, а не как компонент снижения негативных ожиданий.

Ключевые слова: мотивация, диспозиционный оптимизм, спортсмены разных возрастов, субъект деятельности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p517-521

PECULIARITIES OF RELATIONSHIP OF DISPOSITIONAL OPTIMISM AND MOTIVATION OF ATHLETES OF DIFFERENT AGES

Ksenia Andreevna Drobysheva, the post-graduate student, Kuban State University of Physical

Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.