Научная статья на тему 'Мотивы к занятиям спортом женщин - членов сборной команды России по пожарно-спасательному спорту во взаимосвязи с успешностью соревновательной деятельности'

Мотивы к занятиям спортом женщин - членов сборной команды России по пожарно-спасательному спорту во взаимосвязи с успешностью соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЖЕНСКИЙ СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ / ЧЕМПИОНАТ МИРА / СБОРНАЯ КОМАНДА РОССИИ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ГЕНДЕР / МОТИВЫ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / SPORT / FEMALE SPORT / SPORTS TRAINING / OFFICE AND APPLIED SPORTS / RESCUE AND FIREFIGHTING SPORT / WORLD CUP / NATIONAL TEAM OF RUSSIA / HIGHLY SKILLED ATHLETES / GENDER / MOTIVES OF SPORTS ACTIVITIES / STATISTICAL PROCESSING / CORRELATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Шалагинов Василий Дмитриевич, Корольков Алексей Николаевич, Машошина Ирина Викторовна, Сабирова Ирина Александровна

Целью данной статьи стало изучение спортивной мотивации во взаимосвязи с успешностью соревновательной деятельности у женщин и девушек членов сборной команды России по пожарно-спасательному спорту (ПСС) в преддверии и в период состязаний VI Чемпионата мира-2019 среди женщин и V Чемпионата мира среди девушек и юниорок по пожарно-спасательному спорту (8-16.09.2019 г., Саратов). Женская команда России на этих соревнованиях стала в пятый раз чемпионом мира (из шести чемпионатов), команда девушек и юниорок победила во второй раз (из пяти первенств). Интенсивное развитие ПСС требует научного сопровождения процесса подготовки юных и квалифицированных спортсменок, что определяет поиск новых направлений эффективного совершенствования спортивной тренировки, систематизации и описания ее основных интегральных критериев, и в первую очередь показателей психологической подготовленности. В работе психолого-педагогическому обследованию были подвержены спортсменки сборной команды России основного и резервного состава по пожарно-спасательному спорту. Все они стали участницами прошедших международных соревнований мирового уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Шалагинов Василий Дмитриевич, Корольков Алексей Николаевич, Машошина Ирина Викторовна, Сабирова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives for women 's sports - members of the Russian National Team on fire and rescue sports in connection with the success of competitive activities

The purpose of this article was to study sports motivation in relation to the success of competitive activity among the women and girls members of the Russian national team on fire and rescue sports (PSS) in the run-up to and during the period of the VI World Cup 2019 among women and the V World Cup among girls and juniors in fire and rescue sports (8-16.09.2019, Saratov). The women 's team of Russia at these competitions became for the fifth time the world champion (out of six championships), the team of girls and juniors won for the second time (out of five superiority). Intensive development of PSS requires scientific support of the process of training of young and qualified athletes, which determines search of directions of effective improvement of sports training, systematization and description of its main integral criteria, and first of all indicators of psychological preparation. In work of psycho-pedagogical examination the athlete of Russian national team of the main and reserve staff on fire and rescue sports were exposed. All of them became participants of past international competitions of the world level.

Текст научной работы на тему «Мотивы к занятиям спортом женщин - членов сборной команды России по пожарно-спасательному спорту во взаимосвязи с успешностью соревновательной деятельности»

10. Fisher, R.A. The design of experiments (8th Ed.) / R.A. Fisher. - Edinburgh, Scotland : Oliver and Boyd, 1966 - 336 р.

11. Mann, D.L. Issues in the measurement of anticipation / D.L. Mann, G.J.P. Savelsbergh // Routledge Handbook of Sport Expertise / eds J. Baker and D. Farrow. - Oxon : Routledge, 2015. - P. 166175.

12. Neyman, J. On the use and interpretation of certain test criteria for purposes of statistical inference / J. Neyman, E.S. Pearson // Biometrica. - 1928. - No. 20a. - P. 175-240, 263-294.

13. Rosenthal, R. Teachers' expectancies: Determinates of pupils' IQ gains / R. Rosenthal, S.L. Jacobson // Psychological Reports. - 1966. - Vol. 19. - P. 115-118.

14. Anticipation Skill in a Real-World Task: Measurement, Training, and Transfer in Tennis / A.M. Williams, P. Ward, J.M. Knowles, N.J. Smeeton // Journal of Experimental Psychology: Applied. - 2002. -Vol. 8. - No. 4. - P. 259-270.

REFERENCES

1. Bolshakov, A.A. and Karimov, R.N. (2007), Methods of processing multidimensional data and time series, Hotline-Telecom, Moscow.

2. Voronov, I.A. and Panteleeva, G.V. (2019), "Creation and testing of a psycho-diagnostic test "A-5 - five types of anticipation for athletes", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 231-236.

3. Sytnik, G.V. and Andreev, V.V. (2019), "Diagnosis of psychological qualities in weightlifters during a socio-psychological training", Sports psychologist, No. 3 (54). pp. 60-63

4. Hawk, R. (2006), 40 studies that shocked psychology, Prime-Euroznak, St. Petersburg.

5. Cohen, J. (1962), "The statistical power of abnormal-social psychological research: A review", Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol. 65, pp. 145-153.

6. Cohen, J. (1988), Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences (2nd ed.), Lawrence Erlbaum, Hillsdale, NJ.

7. Cohen, J. (1992), "A power primer", Psychological Bulletin, No,112(1), pp. 155-159.

8. Cohen, J. (1994), "The Earth Is Round (p < .05)", American Psychologist, Vol. 49. No. 12, pp, 997-1003

9. Fisher, R.A. (1925), Statistical methods for research workers, Oliver and Boyd, Edinburgh, Scotland.

10. Fisher, R.A. (1966), The design of experiments (8th Ed.), Oliver and Boyd, Edinburgh, Scotland.

11. Mann, D.L. and Savelsbergh, G.J.P. (2015), "Issues in the measurement of anticipation", Routledge Handbook of Sport Expertise, eds J. Baker and D. Farrow (Oxon: Routledge), pp. 166-175.

12. Neyman, J., and Pearson, E. S. (1928), "On the use and interpretation of certain test criteria for purposes of statistical inference", Biometrica, Vol. 20a, pp, 175-240, 263-294.

13. Rosenthal, R. and Jacobson, S.L. (1966), "Teachers' expectancies: Determinates of pupils' IQ gains", Psychological Reports, Vol. 19, pp. 115-118.

14. Williams, A.M., Ward, P., Knowles, J.M. and Smeeton, N.J. (2002), "Anticipation Skill in a Real-World Task: Measurement, Training, and Transfer in Tennis", Journal of Experimental Psychology: Applied, Vol. 8, No. 4, pp. 259-270

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 159.9

МОТИВЫ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ ЖЕНЩИН - ЧЛЕНОВ СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ ПО ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМУ СПОРТУ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С УСПЕШНОСТЬЮ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Василий Дмитриевич Шалагинов, капитан внутренней службы, мастер спорта, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский городской

педагогический университет; Ирина Викторовна Машошина, майор внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта, тренер женской сборной команды России по пожарно-спасательному спорту, чемпионка мира, Главное Управление МЧС России по Воронежской области, г. Воронеж; Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта, Воронежский институт Министерства внутренних дел России

Аннотация

Целью данной статьи стало изучение спортивной мотивации во взаимосвязи с успешностью соревновательной деятельности у женщин и девушек - членов сборной команды России по пожарно-спасательному спорту (ПСС) в преддверии и в период состязаний VI Чемпионата мира-2019 среди женщин и V Чемпионата мира среди девушек и юниорок по пожарно-спасательному спорту (816.09.2019 г., Саратов). Женская команда России на этих соревнованиях стала в пятый раз чемпионом мира (из шести чемпионатов), команда девушек и юниорок - победила во второй раз (из пяти первенств). Интенсивное развитие ПСС требует научного сопровождения процесса подготовки юных и квалифицированных спортсменок, что определяет поиск новых направлений эффективного совершенствования спортивной тренировки, систематизации и описания ее основных интегральных критериев, и в первую очередь показателей психологической подготовленности. В работе психолого-педагогическому обследованию были подвержены спортсменки сборной команды России основного и резервного состава по пожарно-спасательному спорту. Все они стали участницами прошедших международных соревнований мирового уровня.

Ключевые слова: спорт, женский спорт, спортивная тренировка, служебно-прикладные виды спорта, пожарно-спасательный спорт, Чемпионат мира, сборная команда России, высококвалифицированные спортсмены, гендер, мотивы занятий спортом, статистическая обработка, корреляционный анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p385-394

MOTIVES FOR WOMEN 'S SPORTS - MEMBERS OF THE RUSSIAN NATIONAL TEAM ON FIRE AND RESCUE SPORTS IN CONNECTION WITH THE SUCCESS

OF COMPETITIVE ACTIVITIES

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Vasily Dmitrievich Shalaginov, the captain of the internal service, master of sports, post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University; Irina Viktorovna Mashoshina, the major of internal service, candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, master of sports, World Champion, Main Department of the Ministry of Emergency

Situations of Russia in the Voronezh region, Voronezh; Irina Aleksandrovna Sabirova, the doctor ofpedagogical sciences, senior lecturer, master of sports, Voronezh institute of the Ministry of Internal Affairs

Abstract

The purpose of this article was to study sports motivation in relation to the success of competitive activity among the women and girls - members of the Russian national team on fire and rescue sports (PSS) in the run-up to and during the period of the VI World Cup 2019 among women and the V World Cup among girls and juniors in fire and rescue sports (8-16.09.2019, Saratov). The women 's team of Russia at these competitions became for the fifth time the world champion (out of six championships), the team of girls and juniors - won for the second time (out of five superiority). Intensive development of PSS requires scientific support of the process of training of young and qualified athletes, which determines search of directions of effective improvement of sports training, systematization and description of its main integral criteria, and first of all indicators of psychological preparation. In work of psycho-pedagogical examination the athlete of Russian national team of the main and reserve staff on fire and rescue sports were exposed. All of them became participants of past international competitions of the world level.

Keywords: sport, female sport, sports training, office and applied sports, rescue and firefighting sport, World Cup, national team of Russia, highly skilled athletes, gender, motives of sports activities, statistical processing, correlation analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Нацеленность на рекордный спортивный результат стимулирует спортсменов проявлять свои физические способности в соревнованиях на максимальном предельном уровне [5, 6, 8, 9]. Сегодняшние лидеры в пожарно-спасательном спорте достигли своей наивысшей физической подготовленности, проявление двигательных способностей происходит в режиме равных возможностей [6], а успешность в соревнованиях порой зависит от психологического состояния и мотивационных стимулов спортсменов [1, 8, 9, 10]. Результаты соревнований высококвалифицированных спортсменов, членов сборных команд России основного и резервного составов, показанные на международных соревнованиях в последние годы (Чемпионаты мира - 2015-2019 гг.) дают основание утверждать, что в предварительных отборочных попытках многие спортсмены демонстрируют высокие спортивные результаты и устойчивые двигательные навыки, стабильно и многократно воспроизводят соревновательные упражнения с высокой надежностью, а в момент главного старта (полуфинал, финал) допускают значительное количество технического брака в условиях сбивающих факторов (ответственность, психическая напряженность, стремление к достижению успеха), срывают выполнение попыток, что в целом отражается на спортивной результативности команды и занятом месте по итогам соревнований. В этой связи весьма важной становится актуализация вопросов психологической подготовки спортсменов высшей квалификации при непосредственной подготовке к главным соревнованиям сезона, которыми и являются Чемпионаты мира (ЧМ) по пожарно-спасательному спорту (ПСС) [3, 8, 9].

В исследовании применялись психологические методики для изучения мотивации спортсменов к спортивной деятельности [1, 2, 3, 10]. Психолого-педагогическому обследованию были подвергнуты спортсменки сборной команды России основного и резервного составов по ПСС в период прохождения подготовительных сборов в г. Саранске в сентябре 2019 г. Из состава основной сборной психологическое тестирование прошли 10 спортсменок, у девушек и юниорок - 5 спортсменок.

Отметим, что сезон-2019 закончился успешным выступлением российских спортсменок в VI Чемпионате Мира по пожарно-спасательному спорту среди женщин [4, 7], где спортсменки сборной России стали в пятый раз чемпионками мира в командном зачете, а так же первенствовали во всех индивидуальных и групповых дисциплинах - «подъем по штурмовой лестнице», «преодоление 100 метровой полосы с препятствиями», «пожарная эстафета 4*100 м» и « боевое развертывание». Было установлено пять рекордов мира у женщин: три из них - в дисциплине «подъем по штурмовой лестнице в окно учебной башни 2-го этажа», рекордсменками мира стали российские спортсменки Е. Чендакова (дважды: результат 6,85 с и 6,71 с) и А. Романова (результат 6,80 с), все они были установлены в предварительных забегах; в двоеборье прежний мировой рекорд превысила трехкратная ныне чемпионка мира А. Доканева - 23,00 с (Л. Еремина дисквалифицирована за нарушение антидопинговых правил); в «пожарной эстафете 4*100 м» рекорд отныне равен 58,40 с (в составе сборной России выступали А. Романова, А. Стародымова, Л. Кирдяшова, Е. Ченда-кова).

Российская команда девушек и юниорок во второй раз стала победителем международного форума (из пяти первенств). Наши юные спортсменки установили два высших мировых достижения: В. Хомутова (возрастная группа 15-16 лет) преодолела «100-метровую полосу препятствий» за 16,54 с, а в дисциплине «пожарная эстафета 4*100 м» россиянки превысили мировое достижение - 59,87 с (И. Демидова, Е. Репенько, В. Хомутова, О. Це-нова).

Отметим, что во Всероссийских соревнованиях по ПСС летнего первенства вузов МЧС России в 2019 г. (июнь, Подольск) наши женщины показали уникальные результаты: в дисциплине «100 1111» Е. Чендакова - 14,82 с, А. Романова - 14,94 с; результаты значительно превысили официальный рекорд мира, принадлежащий чешской спортсменке Ш. Йироушовой, - 15,48 с. Были превышены результаты и в дисциплине «ШТ-2»: Е. Чендакова - 6,75 с, А. Романова - 6,80 с, что также лучше официального рекорда мира, а также А. Стародымова - 6,92 с, С. Алиева - 6,92 с. Эти спортсмены вошли в Т0П-10 лучших спортсменок как лидеры мирового ПСС. И мы вправе были надеяться на победу наших спортсменок.

Однако, как уже отмечалось [4, 7], у лидеров сборной России в главных стартах сезона - Чемпионате мира-2019, произошли срывы в финальных забегах в подъеме по штурмовой лестнице и попытках по преодолению полосы препятствий: Е. Чендакова (г.р. 1994), А. Романова (г.р. 1999), А. Стародымова (г.р. 1999) не справились с упражнением «ШТ-2» в полуфинале, а в дисциплине «1001111» Е. Чендакова, А. Романова, Е. Гусева (г.р. 1991), О. Юцюс (г.р. 1990) сорвали по две предварительные попытки, и практически поставили под вопрос победу нашей сборной. Была высказана гипотетическая причина провала указанных спортсменок: «схлестнулись молодость и зрелость». Данные спортсменки - явные лидеры мирового пожарно-спасательного спорта, и их стремление к максимизации результатов, борьба между собой за рекорды сыграли злую шутку, наши женщины не справились с эмоциями и нервами, и оказались за бортом финала. Ситуацию исправили спортсменки, имеющие более устойчивую психическую реактивность в соревновательной деятельности и проявившие совершенный навык в регуляции своего психического состояния - А. Дока-нева (г.р. 1992), одержавшая двойную победу, и Л. Кирдяшова (г.р. 1991) - бронзовый («1001III») и серебряный («ШТ-2») призер соревнований, а также В. Друзь (г.р. 2000) -бронзовый призер соревнований в личном зачете «ШТ-2» [4, 7], которые характеризуются меньшей реактивностью и импульсивностью в соревновательной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Спортивное достижение во многом обусловлено уровнем спортивной мотивации к участию в соревновательной деятельности [1, 2, 10]. Методика «Мотивы занятий спортом» (А. В. Шаболтас) предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), всего приводится 45 пар высказываний при их взаимном сопоставлении. Максимальная сумма для одного мотива не превышает 27 баллов. Результаты тестирования представлены в таблице 1 (расшифровка в примечаниях к таблице).

Таблица 1 - Мотивы к занятиям спортом членов сборной команды России, соревнующихся в пожарно-спасательном спорте - женщины_

№ Ф.И. Мотивы к занятиям спортом (методика А. В. Шаболтаса [1, 2])

ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

1 А-Э 2 7 5 1 4 12 5 1 5 5

2 Г-Е 7 12 6 5 6 13 5 2 3 6

3 Д-А 11 11 3 3 7 11 11 5 3 9

4 Е-Л 7 8 1 5 5 9 7 5 8 9

5 К-Л 3 7 6 1 13 5 7 1 11 5

6 Д-В 9 10 15 14 12 11 7 9 3 12

7 Р-А 3 12 3 6 10 18 11 2 5 15

8 С-А 3 17 11 8 16 15 8 7 9 12

9 Ч-Е 2 20 4 3 14 17 17 0 13 15

10 Ю-О 11 10 4 8 10 8 10 3 7 7

XX ±о 5,8±3,6 11,4±4,2 5,8±4,2 5,4±3,9 9,7±4,1 11,9±4,0 8,8±3,6 3,5±2,9 6,7±3,5 9,5±3,8

Рейтинг мест 8 2 7 9 3 1 5 10 6 4

Г1 = 0,336 -0,716 0,120 0 -0,417 -0,735 -0,715 0 -0,340 -0,920

№ Ф.И. Мотивы к занятиям спортом (методика А. В. Шаболтаса [1, 2])

ЭУ СС ФС СЭ СМ ДУ СП РВ ПД ГП

г2 = 0,457 -0,729 0,358 0,149 -0,296 -0,757 -0,881 0,273 -0,427 -0,845

гз = -0,673 0,804 0,168 0 0,585 0,833 0,545 -0,363 0,288 0,671

г4 = 0,276 -0,626 0,353 0,150 0 -0,863 -0,690 0,220 0 -0,726

г5 = -0,177 0,422 0,301 0,430 0 0,655 0 -0,357 -0,309 0,327

г6 = -0,173 0,414 0,269 0,422 0 0,646 0 -0,317 -0,306 0,354

Условные обозначения: ЭУ - мотив эмоционального удовольствия; СС - мотив социального самоутверждения; ФС - мотив физического самоутверждения; СЭ - мотив социально-эмоциональный; СМ - мотив социально-моральный; ДУ - мотив достижения успеха; СП - мотив спортивно-познавательный; РВ - мотив рекреационный; ПД - мотив подготовки к профессиональной деятельности; ГП - мотив гражданско-патриотический. Примечание. Г1 - коэффициент корреляции фактора с лучшим результатом сезона в дисциплине ШТ-2 в преддверии ЧМ; г2 - коэффициент корреляции фактора с лучшим результатом на ЧМ-2019 в дисциплине ШТ-2; г3 - коэффициент корреляции фактора с занятым местом на ЧМ-2019 в дисциплине ШТ-2; г4 - коэффициент корреляции фактора с лучшим результатом сезона в дисциплине 100ПП в преддверии ЧМ; г5 - коэффициент корреляции фактора с лучшим результатом на ЧМ-2019 в дисциплине 100ПП; г6 - коэффициент корреляции фактора с занятым местом на ЧМ-2019 в дисциплине 100ПП. Значимым признается г >0,549 при у=п1-2=10-2=8 и а=0,1; г >0,632 при а=0,05; г >0,765 при а=0,01.

У женщин основного состава сборной команды России приоритетными мотивами для занятий пожарно-спасательным спортом в порядке убывания являются (методика А. В. Шаболтаса [1, 2]): 1) «м. достижения успеха в спорте (ДУ)» - Х±5=11,9±4,0 баллов - стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов. Ему соответствует суждение: «Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мною цели»; 2) «м. социального самоутверждения (СС)» - Х±5=11,4±4,2 баллов - стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Ему соответствует суждение: «Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же, как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж»; 3) «социально-моральный м. (СМ)» - Х±5=9,7±4,1 баллов - стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. Ему соответствует суждение: «Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставляет меня больше тренироваться»; 4) «гражданско-патриотический м. (ГП)» -Х±5=9,5±3,8 баллов - стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. Ему соответствует суждение: «Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны»; 5) спортивно-познавательный м. (СП) - Х±5=8,8±3,6 баллов - стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки. Ему соответствует следующее суждение: «Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться».

Если обратить внимание на индивидуальные результаты тестирования лидеров сборной и средние групповые показатели всей команды (таблица 1), то можно заметить, что наивысшие баллы в мотиве достижения успеха в спорте (ДУ) характерны именно лидерам сборной команды страны - А. Романовой, Е. Чендаковой, А. Стародымовой - величина от 15 до 18 баллов, в мотиве социального самоутверждения (СС) - показатели от 12 до 20 баллов, в социально-моральном мотиве (СМ) - показатели от 10 до 16 баллов, в граж-данско-патриотической мотивации (ГП) - разброс от 12 до 15 баллов. Все эти, так называемые «соревновательные мотивы», коррелируют с достижениями спортсменок в дисциплине «подъем по штурмовой лестнице в окно учебной башни 2-го этажа» (г= -0,716 / г= -0,920) в большей степени, нежели с дисциплиной «преодоление 100 метровой полосы с

препятствиями» (г= -0,626 / г= -0,863), в которой выступление российских спортсменок на Чемпионате Мира-2019 оказалось менее успешным, что отчасти и подтверждает нашу гипотезу.

У девушек и юниорок потенциального резерва сборной команды России по по-жарно-спасательному спорту, которые в сентябре 2019 г. одновременно выступали в соревнованиях V юношеского и юниорского Чемпионата мира по ПСС (г. Саратов), среди личностных смыслов доминировали мотивы: 1) «социально-эмоциональный м. (СЭ)» - Х±5= 10,9±3,8 баллов - стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. Ему соответствует суждение: «Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований»; 2) «м. физического самоутверждения (ФС)» - Х±5=9,9±3,9 баллов - стремление к физическому развитию, становлению характера. Ему соответствует следующее суждение: «Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер; 3) «м. эмоционального удовольствия (ЭУ)» - Х±5=8,6±4,1 баллов - стремление, отражающее радость движения и физических усилий. Ему соответствует суждение: «Я получаю радость от спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение».

Для уточнения степени важности различных причин, ситуаций и обстоятельств, которые мотивируют спортсменок заниматься избранным видом спорта, использовалась методика В. И. Тропникова «Изучение мотивов занятий спортом» (таблица 2).

Таблица 2 - Мотивы к занятиям спортом членов сборной команды России, соревнующихся в пожарно-спасательном спорте - женщины_

№ Ф.И. Мотивы к занятиям спортом (методика В. И. Тропникова [1, 2])

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 А-Э 2 1,5 3,7 2 2,2 1,2 1,3 1,7 2,8 3,1 3

2 Г-Е 2,8 3 3,7 3,2 3,4 2 3,0 2,7 3,8 4,3 3,1

3 Д-А 3,4 3 5 2 2,7 1,6 1,9 2,3 3 4 3,6

4 Е-Л 1,2 3 4,6 3,2 3,4 1,4 2,6 1,5 4,2 4,5 3,8

5 К-Л 2 3,5 3 2,6 2,7 1,6 2,3 1,7 3,2 3 3,6

6 Д-В 3,4 2,5 3,3 3,2 2,8 3,5 2,6 2,7 2,8 2,8 4,8

7 Р-А 2,2 3 5 4,5 4,5 2,5 3,5 2,7 5 5 4,8

8 С-А 2,8 1,5 4,6 3,2 3,6 1,9 2,6 3,5 4,8 4,3 4,8

9 Ч-Е 1,4 3 5 4 4,7 2,5 3,5 2,7 5 5 4,4

10 Ю-О 2,2 2,5 3,7 4,5 3,8 2,5 3,5 1,5 4,6 3,8 4,4

X ±о 2,3±0,7 2,7±0,7 4,2±0,8 3,2±0,9 3,4±0,8 2,1±0,7 2,7±0,7 2,3±0,7 3,9±0,9 4,0±0,8 4,0±0,7

Рейтинг мест 9 8 1 6 5 11 7 10 4 2 3

Условные обозначения: 1 - м. общения; 2 - м. познания; 3. - м. материальных благ; 4. - м. развития характера и психических качеств; 5. - м. физического совершенства; 6. - м. улучшения самочувствия и здоровья; 7. - м. эстетического удовольствия и острых ощущений; 8. - м. приобретения полезных для жизни умений и знаний; 9. - м. потребность в одобрении; 10. - м. повышение престижа, желание славы; 11. - м. коллективистской направленности. Ответы оценивались баллами от 1 до 5.

По результатам педагогической экспертизы установлено, что основными мотивами для занятий пожарно-спасательным спортом у женщин сборной России (методика В. И. Тропникова [1, 2]) являются:

1) мотивы первого уровня - «м.3 / материальные блага» - 4,2±0,8 баллов; при этом данный мотив не коррелирует с текущими показателями спортивной результативности на Чемпионате мира-2019, но имеет достаточно весомые коэффициенты со спортивными результатами в сезоне в преддверии ЧМ - г= -0,838 / ШТ-2 (Р<0,01); г= -0,881 / 100ПП (Р<0,01).

Наблюдается сильная корреляционная взаимосвязь между «м.3 / материальные блага» и «м.10 / повышение престижа, желание славы» - г= 0,840 (Р <0,05), слабая корреляционная взаимосвязь между «м.3 / материальные блага» и «м.9 / потребность в одобрении» - г= 0,575 (Р <0,1). Также отметим, что различий в средних значениях между

мотивами первого и второго уровня не выявлено (Р>0,05).

2) мотивы второго уровня - «м.10 / повышение престижа, желание славы» - 4,0±0,8 баллов; «м.11/ коллективистская направленность» - 4,0±0,7 баллов; «м.9 / потребность в одобрении» - 3,9±0,9 баллов; эти мотивы сильно коррелируют как с показателями текущей спортивной результативности на Чемпионате Мира-2019, например, в дисциплине ШТ-2, г= -0,778 / м.9; г= -0,776 / м.10 (Р<0,01), так и обнаруживают среднюю и слабую корреляционную взаимосвязь со спортивными результатами в сезоне в преддверии ЧМ в дисциплине ШТ-2 - г= -0,628 / м.9 (Р<0,1); г= -0,752 / м.10 (РП0,05); г= -0,600 / м.11 (РП0,1); дисциплине 100ПП - г= -0,756 / м.10 (Р<0,05).

3) мотивы третьего уровня - «м.5 / физического совершенства» - 3,4±0,8 баллов; «м.4 / развития характера и психических качеств» - 3,2±0,9 баллов. Эти мотивы развития личности спортсмена определенно связаны с мотивами первого и второго уровней. Так, например, в парном сравнении «м.5 / физического совершенства» и «м.9 / потребность в одобрении» наблюдается явное взаимовлияние - г= 0,932 (Р<0,01), или «м.4 / развития характера и психических качеств» и «м.10 / повышение престижа, желание славы» - г= 0,841 (Р<0,01). Отметим, что по большинству факторов наблюдаются достоверные различия между средними значениями показателей мотивов первого-второго уровня и третьего уровня (Р <0,05).

Структура спортивной мотивации изучалась при помощи опросника Р. А. Пилояна в модификации Е.Г. Бабушкина [1, 2]. Структуру мотивации спортсмена и ее влияние на спортивный результат можно просмотреть в трех направлениях. В первую группу входят компоненты, отражающие принципиальную ориентацию на данный вид спорта, предусматривающие стремление к реализации своего психофизиологического потенциала (мотивы самоутверждения, самовыражения, исполнения общественного долга) и приобретение стабильного жизненного благополучия в результате профессиональных занятий видом спорта (материальная обеспеченность, снабжением техническим и спортивным инвентарем для роста спортивных результатов и прогрессирования в спорте, денежный доход, жизненное благосостояние) - побудительные основания (К1, К2). Они имеют опосредованную связь с его спортивным результатом, но их подкрепление и развитие играет важную роль в создании максимального положительного целеустремления к занятиям видом спорта.

Ко второй группе - базисные основания (К3, К4, К5) - относятся мотивы, отражающие потребности спортсмена в благоприятном социально-личностном микроклимате спортивных занятий, в приумножении специальных знаний о спортивной деятельности, приобретении профессиональных спортивных умений и навыков, отсутствии болевых ощущений в результате напряженных спортивных тренировок, а в целом отражающих устремления к совершенствованию спортивного мастерства.

В третью группу компонентов - процессуальные основания (К6, К7) - входят мотивы, отражающие потребности в успешном участии в состязаниях и благоприятном исходе этих соревнований, предусматривающие накопление знаний о своих противниках, а вместе с тем и предполагающие избегание психогенных влияний, отрицательно сказывающих на результатах соревновательной деятельности.

В проведенном нами исследовании сравнивались результаты психолого-педагогического обследования сборной команды России по ПСС образца 2015 года (участники II Чемпионата мира среди женщин по ПСС, Россия, Санкт-Петербург) и образца 2019 года (участники VI Чемпионата мира среди женщин по ПСС, Россия, Саратов). Результаты приведены в таблице 3 (методика Р.А. Пилояна, 1984, в модификации Е.Г. Бабушкина 2001 [1]).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеризуя мотивы к занятиям пожарно-спасательным спортом членов сборной команды России различных лет участия (2015, 2019 гг.), можно отметить, что если в первые годы становления профессиональной женской команды России по ПСС (2014-2015 гг.) у женщин-спортсменок доминировали мотивы заинтересованности в накоплении знаний и специальных навыков о тренировочном процессе (К4=4,8±0,5), а вместе с тем и мотивы

заинтересованности в успешном протекании соревнований (Кз=4,5±0,5), в благоприятных условиях спортивной деятельности, отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающих на результатах соревновательной деятельности (К7=4,4±0,8), то в настоящий момент приоритет получают мотивационные установки, ориентирующие спортсменок на удовлетворение материальных потребностей (К2=4,9±0,5), ибо материальная обеспеченность, снабжение техническим и спортивным инвентарем и оборудованием для роста спортивных результатов и прогрессирования в спорте, заработная плата, жизненное благосостояние становятся побудительным основанием для профессиональных занятий спортом.

Таблица 3 - Структура спортивной мотивации спортсменок сборной команды России различных лет участия, соревнующихся в пожарно-спасательном спорте_

Год участия Стат. показатели Побудительные основания Базисные основания Процессуальные основания

К1 К2 К3 К4 Кз К6 К7

2015 XX ±о 4,4±0,6 4,6±0,4 4,5±0,5 4,8±0,5 4,1±0,6 2,2±0,9 4,4±0,8

2019 XX ±о 4,4±0,6 4,9±0,5 3,5±0,5 4,1±0,6 4,9±0,1 2,3±0,7 3,7±0,7

Индивидуальная динамика мотивов членов сборной команды России, участников Чемпионатов мира по ПСС 2015 и 2019 гг.

Год участия Ф.И. Побудительные основания Базисные основания Процессуальные основания

К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7

2015 Ч-Е 5,0 4,9 5,0 5,0 4,0 1,8 5,0

2019 4,7 5,0 3,0 4,8 5,0 1,1 2,8

2015 К-Л 4,5 5,0 5 4,9 5,0 2,1 5,0

2019 4,5 3,0 3,5 3,7 5,0 2,2 3,6

2015 Г-Е 4,8 4,9 4,5 5,0 5,0 3,4 4,8

2019 4,6 3,7 4,6 3,9 5,0 3,3 3,8

Условные обозначения: Фактор К отражает ориентированность спортсмена на удовлетворение духовных потребностей - самоутверждение, самовыражение, исполнение общественного долга; К2 - отражает ориентированность спортсмена на удовлетворение материальных потребностей; К3 - отражает степень заинтересованности спортсмена в благоприятных условиях спортивной деятельности; К4 - отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний и специальных навыков; К5 - отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений; К6 - отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний о своих противниках; К7 - отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающих на результатах соревновательной деятельности.

Кроме того, многие спортсменки, прошедшие через горнило напряженных спортивных тренировочных занятий, сегодня по-иному смотрят на состояние здоровья, стремятся получить материальный поддержку для сохранности здоровья в период профессиональных занятий спортом, а вместе с тем хотят избежать болевых ощущений в результате занятий спортом (К5=4,9±0,1). Тем не менее, по-прежнему остаются значимыми мотивы самоутверждения, самовыражения, исполнения общественного долга (К1=4,4±0,6), хотя и снизились мотивационные стимулы в заинтересованности спортсменок к благоприятным условиям спортивной деятельности (К3=3,5±0,5), заинтересованности спортсменок в накоплении спортивных знаний и специальных умений и навыков (К4=4,1±0,6), поскольку нынешний этап профессионального участия женщин спасателей и пожарных в соревнованиях характеризуется как этап высшего спортивного мастерства, и при разных условиях тренировок у членов сборной команды России единым становится устремление к высшим результатам.

Анализируя индивидуальную динамику мотивов членов сборной команды России, участников Чемпионатов мира по ПСС 2015 и 2019 гг., отметим, что у ряда спортсменок мотивация к материальному благополучию снизилась, и это видится у Л. Кирдяшовой (К2 = 5,02015>3,02019), Е. Гусевой (К2 = 4,92015>3,7 2019), поскольку налицо явная смена лидеров в составе команды, где новые чемпионы претендуют на высокое материальное обеспечение (например, за личные достижения и командную победу на Чемпионате мира-2019 рекомендовано первичным организациям по месту работы выплатить премию за спортивные достижения в размере 500 т.р.). С другой стороны, снизилась заинтересованность спортсменок в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающих на результатах

соревновательной деятельности (Е. Чендакова - К7 = 5,02015>2,82019; Л. Кирдяшова - К7 = 5,02015>3,б2019; Е. Гусева - К7 = 4,82015>3,82019), и это объясняется спортивным стажем занятий, приобретением опыта соревновательной деятельности, когда спортсменки становятся более мастеровитыми и не восприимчивыми к внешним стрессовым воздействиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Е.Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом : учеб. пособие / Е.Г. Бабушкин. - Омск : [б.и.], 2011. - 82 с.

2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. - 508 с.

3. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2019. - 351 с.

4. Информативность прогноза спортивных достижений на чемпионате мира 2019 года по пожарно-спасательному спорту / А.Н. Корольков, Г.Н. Германов, В. Д. Шалагинов, И.В. Машошина // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 32-40.

5. Модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов различных возрастно-половых групп в пожарно-спасательном спорте / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, В. Д. Ша-лагинов, В. А. Сморчков, И. В. Машошина, М. П. Георгиева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (113). - С. 60-69.

6. Пожарно-спасательный спорт: теория тренировки и передовые спортивные технологии : коллективная монография / А.Н. Корольков, Г.Н. Германов, В. Д. Шалагинов, И.В. Мамошина; под общ. ред. Г. Н. Германова. - Воронеж : Ива, 2019. - 263 с.

7. Прогнозирование результатов на Чемпионате Мира 2019 года по пожарно-спасательному спорту / А.Н. Корольков, Г.Н. Германов, В. Д. Шалагинов, И.В. Машошина // Ученые записки университета им П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 102-107.

8. Психолого-мотивационные характеристики личности спортсменок сборной команды России, занимающихся пожарно-спасательным спортом / Т.Ю. Маскаева, Г.Н. Германов, В.А. Сморчков, И.В. Машошина, М.П. Георгиева, В.Д. Шалагинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 249-255.

9. Психоэмоциональные факторы спортивных достижений в пожарно-спасательном спорте / Г.Н. Германов, А.Н. Корольков, Т.Ю. Маскаева. И.В. Машошина, В. Д. Шалагинов, В.А. Сморчков // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 2 (57). - С. 68-73.

10. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности : учеб. пособие / Б.П. Яковлев. - М. : Советский спорт, 2014. - 311 с.

REFERENCES

1. Babushkin, E.G. (2011), Formation of motivation for physical culture and sports, Omsk.

2. Ilin, E.P. (2011), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

3. Ilin, E.P. (2019), Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.

4. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V. (2019), "Informative-ness of forecast of sports achievements at the 2019 World Cup on fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 32-40.

5. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D., Smorchkov, V.A., Mashoshina, I.V and Georgievа, M.P. (2016), "Model characteristics of competitive activity of athletes of different age-sex groups in fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 1, pp. 60-69.

6. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V (2019), Rescue and firefighting sport: theory of the training and advanced sports technologies: monograph, Iva, Voronezh.

7. Korolkov, A.N., Germanov, G.N., Shalaginov, V.D. and Mashoshina, I.V (2019), "Forecasting results at 2019 World Fire and Rescue Championships", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 174, No. 8, pp. 102-107.

8. Maskayeva, T.Y., Germanov, G.N., Smorchkov, V.A., Mashoshina, I.V, Georgieva, M.P. and Shalaginov, V.D. (2016), "Psycho-motivational characteristics of personality of athletes of Russian national team engaged in fire and rescue sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 249-255.

9. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Maskayeva, T.Y., Mashoshina, I.V, Shalaginov, V.D. and Smorchkov V.A. (2016), "Psychoemotional factors of sports achievements in fire and rescue sports", Kul-tura fizicheskaya i zdorove, Vol. 57, No 2, pp. 68-73.

10. Yakovlev, B.P. (2014), Motivation and emotions in sports activity, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.01.2020

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТСМЕНОК СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ ПО ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОМУ СПОРТУ ВО

ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Василий Дмитриевич Шалагинов, капитан внутренней службы, мастер спорта, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва; Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, доцент, Московский городской педагогический университет; Ирина Викторовна Машошина, майор внутренней службы, кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта, тренер женской сборной команды России по пожарно-спасательному спорту, чемпионка мира, Главное Управление МЧС России по Воронежской области, г. Воронеж; Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта, Воронежский институт Министерства внутренних дел России

Аннотация

Конкуренция в современном спорте настолько высока, что для победы спортсмену необходимо проявлять комплекс своих способностей, стремиться мобилизовать по максимуму все имеющиеся ресурсы, а в итоге подчинить свой жизненный ритм достижению высшей цели. Лидеры в видах спорта часто имеют равные физические возможности, и поэтому успешность в соревнованиях порой становится зависимой от психологического состояния и мотивационных стимулов спортсменов, участвующих в состязаниях. Целью данной статьи стало исследование личностных характеристик спортсменок во взаимосвязи с результативностью соревновательной деятельности, для этого применялись тестовые методики, направленные на поиск новых решений в оптимизации психологической подготовки спортсменок высшей квалификации. В результате психолого-педагогическому исследованию были подвержены спортсменки сборной команды России основного и резервного состава по пожарно-спасательному спорту. Все они стали участницами прошедшего VI Чемпионата мира среди женщин и V Чемпионата мира среди девушек и юниорок по пожарно-спасательному спорту (8-16.09.2019 г., Саратов).

Ключевые слова: спорт, женский спорт, спортивная тренировка, служебно-прикладные виды спорта, пожарно-спасательный спорт, Чемпионат мира, сборная команда России, высококвалифицированные спортсмены, психологическая устойчивость к экстремальным условиям, агрессивность, импульсивность, конфликтность, нервно-психическое напряжение, психолого-педагогические методики, корреляционный анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p394-400

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF FEMALE ATHLETES OF RUSSIAN

NATIONAL TEAM ON FIRE AND RESCUE SPORTS IN RELATION TO PERFORMANCE OF COMPETITIVE ACTIVITY

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, Vasily Dmitrievich Shalaginov, the captain of the internal service, master of sports, post-graduate student, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Alexey Nikolaevich Korolkov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Moscow City Pedagogical University; Irina Viktorovna Mashoshina, the major of internal service, candidate ofpedagogical sciences,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.