Научная статья на тему 'САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ'

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУТБОЛ / ФУТБОЛИСТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткачев И.А., Жилина Е.В.

В статье рассматривается взаимосвязь между уровнем самоактуализации и структурой мотивации спортивной деятельности футболистов. Показано, что социально-мотивированные футболисты имеют более высокий уровень самоактуализации, чем спортсмены, в структуре мотивации которых, преобладают индивидуальные мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ткачев И.А., Жилина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ»

УДК 159.9

И.А. Ткачев, Е.В. Жилина

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

В статье рассматривается взаимосвязь между уровнем самоактуализации и структурой мотивации спортивной деятельности футболистов. Показано, что социально-мотивированные футболисты имеют более высокий уровень самоактуализации, чем спортсмены, в структуре мотивации которых, преобладают индивидуальные мотивы.

Ключевые слова: самоактуализация, мотивация, спорт, спортивная деятельность, футбол, футболисты, социальные мотивы, индивидуальные мотивы.

Стремление стать тем, кем возможно стать, наиболее полно развить свои личностные возможности, раскрыть свой потенциал, то есть стремление к самоактуализации - есть неотъемлемая и совершенно естественная потребность человека. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения. Самоактуализация и мотивация являются основой социального творчества и определяют продуктивную направленность как отдельно взятой личности, так и общества в целом, поэтому исследование данных аспектов, является очень важной задачей.

Спорт, в свою очередь, представляет собой ту сферу деятельности, которая дает человеку возможность максимально проявить себя путем воздействия на самые разные качества, как физические, так и психические.

В современных условиях жесткой конкуренции, когда мастерство и уровень профессиональной подготовки многих спортсменов чрезвычайно высок, важным залогом успеха в спорте, становится фактор нахождения высшего мотива. Однако, несмотря на это в настоящее время вопросу мотивации и самоактуализации в спорте уделено недостаточно внимания.

Проблема реализации достижений психологии в подготовке спортсменов разрабатывались П.А. Рудиком, А.Ц. Пуни, Г.Д. Горбуновым, Т.В. Жабаковой, Г.Б. Горской, А.А. Лалаяном Р.А. Пилоя-ном, Б.А Ю.Ю. Палайме, Вяткиным, Н.Б. Стамбуловой, Р. Нейдиффером, О.М. Румянцевой, А.В. Плах-тиенко, Ю.А. Коломейцевым, Б.Дж. КреттиЕ.Г. Бабушкиным, Е.Г. Знаменской и многими другими.

По мнению Т.В. Жабаковой, самореализация как психолого-педагогическая проблема физической культуры - это основной лонгитюдный процесс, в котором, реализуя свои цели и проекты жизни в будущее, человек раскрывает и наиболее полно реализует свои возможности, способности, самого себя [1].

Г.Б. Горская, рассматривая самореализацию профессионалов высокого класса в спорте с позиции личностно-деятельностного подхода, определяет ее как разновидность исполнительских видов деятельности, которые характеризуются принципиальной неразделимостью процесса и результата деятельности, ее ориентацией на предельно высокий уровень достижений, наличием скрытой или явной конкуренции, публичностью выступлений профессионалов высокого класса, широким обсуждением успехов и неудач профессионалов высокого класса общественностью и средствами массовой информации [2].

С точки зрения О.М. Румянцевой, самореализация личности в спорте - это способ, процесс и результат достижения спортивного мастерства с использованием таких средств подготовки, которые соответствуют задаткам и одаренности спортсмена, а достигнутое им мастерство реализуемое в конкретно-исторических условиях жизнедеятельности [3].

Р.А. Пилоян определяет мотивацию спортивной деятельности как «особое состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [4].

Спортивная деятельность, согласно Е.Г. Бабушкину, характеризуется такими психологическими особенностями, как ориентация на предельный уровень достижений и высокие эмоциональные нагрузки, связанные с субъективной значимостью результатов деятельности, остротой соперничества, публичностью выступлений в соревнованиях [5].

Результаты экспериментальных исследований Ю.Ю. Палайме, одного из наиболее ранних представителей исследователей проблемы мотивации в спорте, позволили ему выделить две группы спорт-

© Ткачев И.А., Жилина Е.В., 2015.

сменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе («индивидуалистов») ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командных соревнованиях, чем в личных. Вторые, наоборот, лучше выступают в личных соревнованиях [6].

Согласно Е.Г. Знаменской, спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований [7].

Таким образом, можно сказать, что проблема мотивации и самоактуализации как высшего мотива деятельности человека, является актуальной для современной психологии, а спорт представляет собой деятельность, способную привести человека к самоактуализации, путем максимальной реализации его духовных и физических возможностей.

В нашей работе мы будем рассматривать самоактуализацию в спорте как стремление спортсмена к достижению спортивного мастерства путем максимальной реализации собственных природных задатков. Мотивация спортивной деятельности, в свою очередь, будет пониматься нами, как состояние спортсмена, побуждающее его к достижению максимально возможных спортивных результатов. Мотивы спортивной деятельности могут быть самыми разнообразными, например: осознаваемыми и неосознаваемыми, внутренними и внешними, индивидуальными и коллективными, кратковременными и долговременными, направленными на достижение успеха, либо на избегание неудач, связанными с удовольствием от процесса или с ожиданием награды и одобрения.

Целью настоящего исследования, явилось выявление корреляционных взаимосвязей между уровнем самоактуализации и структурой мотивации спортивной деятельности футболистов, представленной мотивами социальной и индивидуальной направленности.

Исследование проводилось в январе - марте 2015 года. В исследовании приняло участие 50 спортсменов-футболистов, обучающихся в Дальневосточном Федеральном Университете, мужского пола в возрасте 17-25 лет с различным стажем занятия спортом - от 4-х до 10 лет. Были использованы следующие методики: для исследования уровня самоактуализации - самоактуализационный тест (CAT) (Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская), для исследования мотивов спортивной деятельности - методика «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас), методика «Изучение мотивов занятий спортом» (В.И. Тропников). Для проведения статистической обработки данных использовался метод линейной корреляции К. Пирсона.

Результаты корреляционного анализа уровня самоактуализации и структуры мотивации спортивной деятельности футболистов по методике А.В. Шаболтас представлены в таблице 1.

Таблица 1

Корреляционные связи между уровнем самоактуализации и структурой мотивации спортивной деятельности (по А.В. Шаболтас) футболистов

Мотивы спортивной деятельности Уровень самоактуализации

Эмоционального удовольствия (ЭУ) 0,132

Социального самоутверждения (СС) 0,494**

Физического самоутверждения (ФС) -0,326*

Социально-эмоциональный (СЭ) 0,255

Социально-моральный (СМ) 0,455**

Достижения успеха в спорте (ДУ) 0,016

Спортивно-познавательный (СП) 0,016

Рационально-волевой (РЕ) -0,359*

Подготовка к проф. деятельности (ПД) -0,158

Гражданско-патриотический (ГП) 0,333*

*прир< 0,05 гр =0,28; ** прир<0,01 гр =0,36

В результате анализа статистических данных было выявлено, что существуют прямые взаимосвязи между высоким уровнем самоактуализации и социальными мотивами спортивной деятельности (социальное самоутверждение (г=0,494, р<0,01), социально-моральный мотив (г=0,455, р<0,01), гражданско-патриотический (г=0,333, р<0,05)): чем выше уровень самоактуализации, тем более выражены социальные мотивы спортивной деятельности, и наоборот, чем ниже уровень

самоактуализации, тем менее выражены социальные мотивы спортивной деятельности. Высокий уровень самоактуализации, в свою очередь, имеет обратные взаимосвязи с индивидуальными мотивами спортивной деятельности (физического самоутверждения (г=-0,326, p<0,05), рационально-волевоым(1=-0,359^<0,05)): чем более выражены индивидуальные мотивы, тем ниже уровень самоактулизации и, наоборот, чем менее выражены индивидуальные мотивы, тем выше уровень самоактуализации.

Результаты корреляционного анализа уровня самоактуализации и структуры мотивации спортивной деятельности футболистов по методике В.И. Тропникова представлены в таблице 2.

Таблица 2

Корреляционные связи между уровнем самоактуализации и структурой мотивации спортивной деятельности (по В.И. Тропникову)

Мотивы Уровень самоактуализации

Общение (Общ.) 0,313*

Познание (Позн.) 0,031

Материальные благи (М.б.) 0,035

Развитие характера и психических качеств (РхПх) -0,389**

Физическое совершенство (Ф.с.) -0,318*

Улучшение самочувствия и здоровья (СЗ) -0,231

Эстетическое удовольствие и острые ощущения (ЭУ ОО) -0,356*

Приобретение полезных для жизни умений и знаний (УЗ) -0,182

Потребность в одобрении (ПО) 0,345*

Повышение престижа, желание славы (ПС) 0,201

Коллективистская направленность (КН) 0,474**

Анализ статистических данных по методике В.И. Тропникова подтверждает результаты, полученные по методике А.В. Шаболтас. Существуют прямые взаимосвязи между высоким уровнем самоактуализации и социальными мотивами спортивной деятельности (общение (r=0,313, p<0,05), потребность в одобрении (r=0,345, p<0,05), коллективистская направленность (r=0,474, p<0,01)): чем выше уровень самоактуализации, тем более выражены социальные мотивы спортивной деятельности, и наоборот, чем ниже уровень самоактуализации, тем менее выражены социальные мотивы спортивной деятельности.

Высокий уровень самоактуализации имеет обратные взаимосвязи с индивидуальными мотивами спортивной деятельности (физического совершенства (r=-0,318, p<0,05), развитие характера и психических качеств (r=-0,389,p<0,05), эстетическое удовольствие и острые ощущения (r=-0,356,p<0,05)): чем более выражены индивидуальные мотивы, тем ниже уровень самоактулизации и, наоборот, чем менее выражены индивидуальные мотивы, тем выше уровень самоактуализации.

Таким образом, существует взаимосвязь между уровнем самоактуализации и структурой мотивации спортивной деятельности, которую можно разделить на две группы - социальную и индивидуальную: чем выше выраженность мотивов социальной направленности, тем выше уровень самоактуализации; чем выше уровень выраженности индивидуальных мотивов спортивной деятельности, тем ниже самоактуализация.

Высокий уровень самоактуализации у социально-мотивированных футболистов, по нашему мнению, объясняется тем, что футбол является командным видом спорта и для того, чтобы максимально реализовать свой потенциал, спортсмену, выбирающему данный вид спорта, необходимо ориентироваться главным образом на результативность всей команды, команды как единого целого. Если же футболист чрезмерно озабочен личным самоутверждением и не ориентируется на общие коллективные результаты, то достижение самоактуализации в условиях команды будет затруднено.

Полученные результаты позволяют расширить проблематику изучения вопроса взаимосвязи уровня самоактуализации и структуры мотивации спортивной деятельности и дают основания для разработки рекомендаций тренерам футбольных команд, направленных на максимальную реализацию спортсменов в спортивной деятельности и на развитие и поддержание положительной мотивации к занятиям спортом.

Библиографический список:

1.Жабакова Т.В. Теория и методология самореализации личности в области физической культуры и спорта. -Челябинск.: ИЦ Уральская академия, 2009. - 226 с.

2.Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса: На материале спортивной деятельности: дис.... доктора психол. наук. Краснодар, 1999. - 332 с.

3.Румянцева О.М. Ценностные ориентации как фактор самореализации личности в спорте: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2001. - 177 с.

4.Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 198 с.

5.Бабушкин Г.Д. Формирование спортивной мотивации. - Омск.: СибГАФК, 2000. - 132 с.

6.Палайма Ю.Ю. Мотивы спортивной деятельности // Теория и практика физ. Культуры. - 1966. - №8. -С. 25-28.

7.Ильинский С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2013. - № 1(13). - С. 7.

ТКА ЧЕВ Илья Александрович - магистрант кафедры психологии, Дальневосточный федеральный университет.

ЖИЛИНА Елена Вячеславовна - кандидат психологических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.