Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности'

Педагогические условия подготовки будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норкина Елена Леонидовна

В статье раскрыто содержание педагогических условий, которые способствуют повышению уровня подготовленности будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Норкина Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности»

УДК 378:376:004

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TRAINING FUTURE SPEECH PATHOLOGISTS TO USE COMPUTER TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Е. Л. Норкина E. L. Norkina

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье раскрыто содержание педагогических условий, которые способствуют повышению уровня подготовленности будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения на практике.

Abstract. The article reveals the essence of pedagogical conditions which provide the increase in the level of readiness to use computer technologies in training.

Ключевые слова: педагогические условия, компьютерные технологии обучения, подготовка.

Keywords: pedagogical conditions, computer technologies in training, training.

Актуальность исследуемой проблемы связана с совершенствованием системы высшего образования педагогов-дефектологов. С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун [5], Р. С. Удалов [9], Л. А. Шевцова [10] и другие ученые аргументировано доказывают, что одной из важнейших тенденций совершенствования подготовки будущих педагогов является формирование готовности к использованию разнообразных информационных компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

Компьютерные технологии в системе специального образования рассматриваются как новое средство коррекционного обучения [6], [7], [8]. Выполнено значительное число исследований компьютерных технологий в аспекте решения их средствами развивающих и коррекционных задач специального образования [2], [4], [11]. Ученые отмечают высокую результативность применения этих технологий в коррекционном обучении, развитии личности и социализации воспитанников.

В то же время нами выявлено противоречие между социальным заказом на образование специалистов, подготовленных к решению профессиональных задач средствами компьютерных технологий обучения, и существующей практикой подготовки.

Материал и методика исследований. Экспериментальной базой исследования являлся факультет педагогики и психологии Марийского государственного университета.

Исследованием были охвачены 64 студента 3-5 курсов очного отделения и 60 студентов 3-6 курсов заочного отделения специальности 050717.65 - Специальная дошкольная педагогика и психология.

В ходе реализации экспериментальной работы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (изучение и анализ научнометодологических и научно-методических источников, моделирование), эмпирических (педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, педагогическое наблюдение), а также математические методы обработки.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ состояния подготовки будущих педагогов-дефектологов в системе высшего образования к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности показал, что данное содержание подготовки относится к общепрофессиональному направлению. В вузах подготовка осуществляется в рамках дисциплин математического и естественно-научного («Математика и информатика», «Технические и аудиовизуальные средства обучения»), общепрофессионального («Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе») циклов. В дисциплинах предметной подготовки изучение компьютерных технологий обучения носит дискретный характер, содержание не соответствует современному уровню развития компьютерных средств обучения. Отметим, что студенты изучают средства компьютерных технологий обучения, но не ведется подготовка к их использованию.

Для разрешения проблемы в теории образования предпринимаются попытки построения содержания подготовки. О. И. Кукушкина предлагает блок обучения, объединяющий общеобразовательное и профессиональное направления подготовки, усиление междисциплинарных связей между ними. Кроме того, данным автором представлено обоснование необходимости и содержание курса, направленного на «...освоение философии использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности» [8, 45]. В процессе обучения будущих педагогов-дефектологов предлагается подготовка к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности на основе контекстного, междисциплинарного подходов (А. И. Азевич [1], Э. М. Воронцова [3]). «Помимо изложения традиционного теоретического материала, предусмотренного стандартом, необходимо систематически демонстрировать студентам примеры применения новых технологий в практической деятельности специального педагога. ... Важно посвятить вопросам использования прикладного программного обеспечения в области коррекционной педагогики отдельные лекции и практические занятия» [1, 63].

Для совершенствования подготовки будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности нами предлагается ряд педагогических условий. Первое из них - активизация ценностно-мотивационного отношения будущих специалистов к использованию компьютерных технологий обучения для решения профессиональных задач. Нами учитывалось, что потребности в уважении, самоактуализации и познавательные потребности (А. Маслоу) должны подкрепляться различными путями. Общие пути активизации ценностно-мотивационного отношения были следующими: разработка системы стимулов по активному применению компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной деятельности и системы оценок на основе личностно ориентированного подхода; развитие способности накапливать и передавать практический опыт использования компьютерных технологий обучения; целенаправленное теоретико-методологическое обеспечение содержания подготовки и др.

ii9

Второе педагогическое условие - реализация научно обоснованной модели подготовки будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности. Модель содержит аналитикопрогностический блок, который определяет целевую направленность процесса - подготовку к использованию компьютерных технологий обучения в коррекционнопедагогическом виде деятельности. Среди задач достижения цели - формирование готовности к созданию средств компьютерных технологий обучения, формирование способности к самооценке и самоконтролю использования компьютерных технологий обучения, готовности повышать уровень подготовки и др.

Содержательно-технологический блок модели определяет место спецкурса «Компьютерные технологии обучения в коррекционно-педагогической деятельности» среди этапов подготовки будущих педагогов-дефектологов по данному направлению. Изучение спецкурса основано на ряде важных принципов: связи с жизнью и профессиональной подготовки, научности, доступности, систематичности и др. Технология подготовки раскрывается посредством единства методов (проблемная лекция, лекция с применением ИКТ и др.), форм (работа малыми группами, индивидуальная, индивидуализированная и др.) и средств обучения (традиционные методические материалы, ресурсы сети Internet, видеоматериалы и др.). Результативно-диагностический блок раскрывает компоненты подготовки:

- мотивационно-ценностный - установка будущих педагогов-дефектологов на решение задач профессиональной деятельности с использованием компьютерных технологий обучения, на самообразование, мотивы и потребности в непрерывном самообразовании;

- когнитивный - системность теоретических и практикоориентированных знаний, необходимых для решения профессиональных задач средствами компьютерных технологий обучения;

- операционально-деятельностный - объем и качество умений, опыт решения профессиональных задач с использованием компьютерных технологий обучения;

- рефлексивный - осознание уровня саморегуляции личности, функционирующей в компьютеризированной среде.

Сформированность компонентов оценивается отобранными методиками, наиболее адекватными для каждого, - это уровневый вид анализа. Для получения представления об уровне подготовленности к использованию компьютерных технологий обучения в коррекционно-педагогическом виде деятельности нами применялся комплексный вид анализа, позволивший определить следующие уровни результата подготовки: профессиональный, достаточный и ситуативный.

Третье педагогическое условие - введение в содержание образования спецкурса «Компьютерные технологии обучения в коррекционно-педагогической деятельности». Спецкурс соответствует профессиональному направлению подготовки, относится к дисциплинам предметной подготовки и изучается на основе целенаправленного усиления междисциплинарных связей по следующим направлениям:

- между дисциплинами «Математика и информатика», «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»;

- между спецкурсом и дисциплинами предметной подготовки.

Последним педагогическим условием выступало единство квазипрофессиональ-ной и учебно-профессиональной базовых форм деятельности студентов. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют, что подготовка на основе контекстного, практикоориентированного, деятельностного подходов способствовала достижению студентами достаточного уровня подготовленности (с 25 % на констатирующем этапе до 53 % - на промежуточном), но не определила переход на профессиональный уровень. Учебно-профессиональная форма деятельности студентов регулировалась программой педагогической практики, которая была нами доработана и направляла обучающихся на решение профессиональных задач коррекционно-педагогического вида деятельности средствами компьютерных технологий обучения. Этот факт и условия учебно-профессиональной формы деятельности способствовали достижению будущими педагогами-дефектологами профессионального уровня подготовленности. Его продемонстрировали 38 % студентов на контрольном этапе эксперимента (34 % имели достаточный уровень и 28 % - ситуативный).

Резюме. Внедрение и комплексное применение предложенных педагогических условий способствует росту уровня подготовленности будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азевич, А. И. Особенности преподавания курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» на факультете специальной педагогики / А. И. Азевич // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2010. - № 1. - С. 62-68.

2. Вильямс, Р. Компьютеры в школе / Р. Вильямс, К. Маклин. - М. : Прогресс, 1998. - 336 с.

3. Воронцова, Э. М. Формирование информационной компетентности студентов педагогических специальностей в области информационно-коммуникационных технологий / Э. М. Воронцова // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'11 : сборник научных трудов № 3 (11). - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2011. - С. 141-143.

4. Галанов, А. Б. Информационное пространство специального образования / А. Б. Галанов // Инновационные технологии в коррекционной педагогике и специальной психологии. - Уфа : НМЦ «Педкнига», 2008. - С. 23-29.

5. Григорьев, С. Г. Информатизации образования необходимо учить / С. Г. Григорьев, В. В. Грин-шкун // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Информатика и информатизация образования. - 2008. - № 1. - С. 71-78.

6. Кукушкина, О. И. Информационные технологии в обучении произношению / О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Ю. Б. Зеленская. - М. : Полиграф-Сервис, 2004. - 160 с.

7. Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 / О. И. Кукушкина. - М., 2005. - 58 с.

8. Кукушкина, О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студента / О. И. Кукушкина // Дефектология. - 2001. - № 3. - С. 44-52.

9. Удалов, С. Р. Подготовка будущего учителя к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности / С. Р. Удалов // Информатика и образование. -2003. - № 12. - С. 105-107.

10. Шевцова, Л. А. Формирование готовности учителей к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучения [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. А. Шевцова. - Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/159950.html. - Загл. с экрана (дата обращения: 21.02.2012).

11. McIntosh, R. A. Making science accessible to deaf students / R. A. McIntosh, L. Sulzen, К. Reeder // American annals of the deaf. - 1994. - 139, N 5. - Р. 480-484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.