Научная статья на тему 'Модель непрерывной системы подготовки педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения'

Модель непрерывной системы подготовки педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морова Наталья Сергеевна, Норкина Елена Леонидовна

В рамках модели непрерывной подготовки специалистов предложена система профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морова Наталья Сергеевна, Норкина Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель непрерывной системы подготовки педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения»

УДК 378: 376:004

МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

MODEL OF THE SYSTEM OF CONTINUING TRAINING OF FUTURE SPEECH PATHOLOGISTS FOR USING COMPUTER TECHNOLOGIES

Н. С. Морова, Е. Л. Норкина

N. S. Morova, E. L. Norkina

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В рамках модели непрерывной подготовки специалистов предложена система профессиональной подготовки будущих педагогов-дефектологов к использованию компьютерных технологий обучения.

Abstract. Within the model of continuing training the system of professional training of future speech pathologists for using computer technologies is suggested.

Ключевые слова: непрерывная подготовка, модель, компьютерные технологии обучения.

Keywords: continuing training, model, computer technologies.

Актуальность исследуемой проблемы связана с реформированием системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов и предъявлением к ней новых требований со стороны системы специального образования. Процесс профессиональной подготовки педагогов в условиях информационного общества осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий. В ряде исследований показано их влияние на качество подготовки педагогических кадров (Е. Е. Китик, Е. И. Машбиц и др.). В то же время в литературе недостаточно представлена система подготовки педагогов-дефектологов к применению коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности.

Таким образом, исследование направлено на выявление условий непрерывной (в противовес распространенной дискретной) системы подготовки и создание модели подготовки по указанному направлению.

Материал и методика исследований. Для обоснования построения модели непрерывной подготовки нами был использован метод анализа научной литературы. Формирующий педагогический эксперимент способствовал апробации предложенной модели. Экспериментальная часть исследования проводилась на базе Марийского государственного университета.

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время модернизация системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов происходит в русле изменений педагогического образования в целом. Новая парадигма образования нацелена на формирование компетентности будущего специалиста как условие качества профессиональной подготовки и повышения его конкурентоспособности [1]. Несмотря на некоторую неопределенность терминологического аппарата, общность подхода разных авторов состоит в том, что они понимают под компетентностью характеристику владения человеком профессиональными навыками (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, В. Д. Шадриков и др.). Компетентность рассматривается как образовательный результат, формирующийся в процессе профессиональной подготовки, как готовность педагогов-дефектологов решать задачи практической деятельности, что отражено в ФГОС ВПО третьего поколения.

Наряду с абсолютизацией компетентностного подхода высказываются иные точки зрения. Например, коллектив ведущих ученых высказал мнение, что новые стандарты профессиональной подготовки продолжат «развитие присущего российской школе системно-деятельностного подхода к образованию, получившего ... свое воплощение ... в ГОС ВПО первого и второго поколений» [2, 16]. Л. В. Лежнина указывает на неправомерность применения термина «компетентность» по отношению к студенту вуза. «В современном понимании компетентности основной акцент делается на наличие у субъекта опыта применения своих знаний и умений на практике, который у выпускника вуза остается крайне ограниченным» [5, 44].

Мы придерживаемся мнения, что отечественной педагогикой накоплен значительный опыт, удовлетворяющий запросы коррекционных образовательных учреждений в квалифицированных кадрах, но современные тенденции экономической, общественно-политической жизни страны вызывают необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов. Одним из факторов приведения системы подготовки в соответствие с образовательным запросом является процесс профессиональной подготовки, построенный на синтезе различных подходов, в том числе использование компетентностного подхода наряду с другими.

Компетентность как образовательный результат приобретается в процессе профессиональной подготовки педагогов-дефектологов и представляет собой последовательное формирование компонентов: ключевого, базового и специального (О. М. Боби-енко, А. П. Тряпицына и др.). Модель подготовки к применению компьютерных технологий обучения для решения задач коррекционно-педагогического вида профессиональной деятельности также является многоуровневой системой с рядом компонентов: целевым, содержательным, технологическим, результативным.

В ходе формирующего этапа эксперимента была построена модель непрерывной подготовки по указанной проблеме. Объектом модели является организация процесса непрерывной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология», к применению компьютерных технологий обучения для решения задач коррекционно-педагогического вида профессиональной деятельности.

Достижение цели - формирование способности, готовности применять компьютерные технологии обучения в коррекционно-педагогическом виде профессиональной деятельности - происходит во взаимосвязи дисциплин общеобразовательной и профессиональной (предметной) подготовки (О. И. Кукушкина, М. П. Лапчик, О. Г. Смолянино-ва) и подчиняется логике становления компонентов компетентности [3], [4].

Содержательный компонент в предлагаемой модели представляет единство теоретической подготовки и приобретения опыта решения задач профессиональной коррекционно-педагогической деятельности с использованием компьютерных технологий обучения. Значимо, что данный компонент обеспечивает формирование всех составляющих профессиональной компетентности: личностной, когнитивной, деятельностной. Личностная составляющая включает систему ценностных ориентаций, позволяющих педагогу-дефектологу определять качество компьютерных технологий обучения, характер их влияния на личностное и психическое развитие, когнитивная - объединяет знания, умения методически грамотно применять технологии, деятельностная - содержит опыт, творческий подход к решению типичных и нестандартных задач коррекционнопедагогической деятельности.

Следующий компонент модели - технологический - является комплексом технологий достижения дидактической цели. Обучение в компьютерном классе является инновационной технологией, предполагающей реализацию активных методов обучения и построение интерактивного взаимодействия в триаде «студент - компьютер - педагог».

Результативно-диагностический компонент направляет содержание подготовки на достижение образовательного результата - продуктивного, творческого уровня способности, готовности к применению компьютерных технологий обучения в коррекционнопедагогической деятельности.

Реализация содержательного компонента модели происходит в логике становления у будущих педагогов-дефектологов компетентности применения компьютерных технологий обучения. Первоначальный этап подготовки происходит в процессе изучения дисциплин математического и естественно-научного циклов («Математика и информатика», «Аудиовизуальные технологии обучения»), что обеспечивает становление ключевого компонента компетентности.

Логическим продолжением первого этапа является формирование у будущих педа-гогов-дефектологов базового компонента при изучении дисциплин профессиональной подготовки. В связи с практикоориентированной направленностью второго этапа на решение типовых задач профессиональной деятельности формирование компетентности происходит в ходе изучения дисциплин и общеобразовательной, и профессиональной подготовки. Нам представляется целесообразным включение в учебный план за счет вариативных частей циклов предметов, отражающих специфику профессиональной деятельности педагога-дефектолога, например, «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной педагогической деятельности» или «Компьютерные технологии обучения в современном образовании». Содержанием дисциплины с подобным приближенным к профессиональной деятельности названием возможно более полно отразить личностную, когнитивную, деятельностную составляющие профессиональной компетентности.

Результат прохождения второго этапа приближает обучающегося к цели подготовки: достигается репродуктивный и отчасти продуктивный уровень применения компьютерных технологий обучения.

Учебные дисциплины старших курсов предоставляют наибольшие возможности для формирования специального компонента компетентности за счет интенсивной подготовки в рамках циклов профессиональной направленности. Объединению содержания различных дисциплин в направлении подготовки к применению компьютерных технологий обучения способствует междисциплинарный подход. Таким образом, процесс подготовки максимально приближается к целевому компоненту модели, а также результативно-диагностическому: развивающаяся способность к применению компьютерных технологий обучения достигает продуктивного и творческого уровней.

Непрерывность подготовки достигается не только логичным и взаимосвязанным построением подготовки на протяжении нескольких лет обучения, но и прохождением педагогической практики. В структуре модели подготовки педагогов-дефектологов к применению компьютерных технологий обучения прохождение педагогической практики является сквозным процессом, пронизывающим все этапы формирования профессиональной компетентности. Программа практики содержит положения, закрепляющие и расширяющие полученные на занятиях знания и опыт. Одним из условий непрерывности подготовки мы ставим дополнение содержания каждой педагогической практики требованием опосредовать коррекционно-педагогическую деятельность компьютерными технологиями обучения. Важно, что объем и содержание работы студентов посредством компьютерных технологий обучения определяются этапом профессиональной подготовки и формирования компетентности.

Резюме. Предложенная модель органично включается в целостный процесс профессиональной подготовки педагогов-дефектологов. Содержание обучения соответствует тенденциям совершенствования системы высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В. А. Козырева и др. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 392 с.

2. Компетентностный подход : реферативный бюллетень. - М. : РГГУ, 2005. - 27 с.

3. Кукушкина, О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов / О. И. Кукушкина // Дефектология. - 2001. - № 3. - С. 44-52.

4. Лапчик, М. П. Структура и содержание подготовки методиста-организатора информатизации образования / М. П. Лапчик, И. В. Роберт, С. Р. Удалов // Математика и информатика: наука и образование : межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 2. - Омск : ОмГП, 2002. - С. 248-254.

5. Лежнина, Л. В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности / Л. В. Лежнина. - М. : Изд-во «Прометей» МПГУ, 2009. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.