__________________________________101
БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ
Алексеева А.А. Захарова Е.Б.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (библиографический обзор)
Статья содержит обзор литературы, изданной редакционноиздательским центром МГГУ им. М.А. Шолохова по проблемам психолого-педагогического цикла в 2008 году. Список сборников научных трудов, монографий и учебных пособий включает фамилии авторов, названия и краткие аннотации, раскрывающие содержание книги.
Ключевые слова: библиография, сборник научных трудов, монография, учебное пособие, аннотация, обзор.
Сборники научных трудов
1. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» № 1. - 126 с.
Журнал содержит статьи по истории образования и педагогической мысли, новым образовательным технологиям, актуальным проблемам школьной и вузовской педагогики.
Подписной индекс 36734.
2. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 2 / Гл. редактор В.Н. Лазарев. - 121 с.
Выпуск, посвященный актуальным вопросам экопедагогики, подготовлен Центром экологической культуры (ТЭКОЦентром).
В подготовке принимали участие: Глазачев С.Н., Анисимов О.С., Глазачев О.С., Легостаев И.И., Миронов А.В., Бобылева О.В., Марченко А.А., Перфилова О.Е.
Подписной индекс: 36734.
БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ
3. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 3 / Гл. редактор В.Н. Лазарев. - 115 с.
Вестник подготовлен на основе материалов секции «Информатизация образования» Научно-практической конференции МГГУ им. М.А. Шолохова, проведенной в Институте информатизации образования (ИНИНФО) университета 20 марта 2008 г. Председатель секции конференции д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Я.А. Ваграменко.
В подготовке данного сборника принимали участие: Вагра-менко Я.А., Зобов Б.И., Ин А.Х., Яшкичев В.И.
Подписной индекс: 36734.
4. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология. № 4 / Гл. редактор В.Н. Лазарев. - 123 с.
Номер посвящен проблемам и современному состоянию психологической науки. В подготовке материалов принимали участие: А.Ф. Ануфриев, А.В. Белинский, А.А. Вербицкий, В.А Дегтярев, В.В. Манихин, Е.Б. Пучкова, Е.А. Сорокоумова.
Подписной индекс 36734.
5. Культура. Образование. Педагогика искусства. Вып. 5 / Отв. ред. Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая. - 159 с.
В сборник включены статьи преподавателей и аспирантов факультета культуры и музыкального искусства. Они представляют материалы научных исследований по актуальным проблемам теории и искусства культуры и музыкального образования, теоретическим и методическим вопросам эстетического воспитания, музыкального исполнительства, формам и методам преподавания специальных дисциплин.
ISBN 8-8288-1113-4.
Монографии
6. Абдулгалимов Г.Л. Система профессиональной подготовки преподавателя информатики: комплексный подход,
проектирование, внедрение.
Монография посвящена проблемам преподавания информатики, формирования профессиональной компетентности современного учителя информатики и преподавателя IT-дисциплин, модернизации и информатизации системы профессиональной
подготовки будущих учителей информатики в педвузе. Работа рекомендована будущим и действующим учителям информатики, преподавателям ГГ-дисциплин и всем участникам процесса их профессиональной подготовки в вузе.
Рецензенты: Смыковская Т.К., Насельский С.П.
ISBN 5-8288-1164-9.
7. Анохина Г.М. Развитие и саморазвитие личности ученика в образовательном процессе.
В монографии освещаются методологические основы построения системы образования и технологии обучения, решающей задачу, обозначенную в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: формирование самостоятельной, творческой, ответственной, образованной личности.
Даны описания занятий-поисков, занятий-исследований, демонстрирующие ситуации развития и саморазвития личности ученика.
Монография адресована педагогическим работникам образовательных учреждений всех уровней.
Рецензенты: Антипов С.А., Колосова Л.А.
ISBN 5-8288-0987-3.
8. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями.
Монография посвящена изучению проблем формирования просодической стороны речи у дошкольников с различными речевыми нарушениями. В ней рассматриваются лингвистические и психофизиологические аспекты формирования просодики при нормальном и нарушенном речевом развитии, приводится методика комплексного изучения просодических компонентов речи у дошкольников.
Предназначена для логопедов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов.
Рецензенты: Сокольникова Э.И., Архипова Е.Ф.
ISBN 5-8288-1131-2.
9. Белинский А.В., Момот В.А. Психологическая коррекция в реабилитации инвалидов по зрению.
Настоящее издание посвящено решению одной из многочисленных проблем медико-психологической реабилитации инвалидов с патологией органов зрения. Монография содержит
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ
сведения, затрагивающие теоретико-методологические основы реабилитации инвалидов, отражающие характер и структуру потребностей слепых и слабовидящих людей в различных видах реабилитации, принципы проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий на санаторном этапе. В издании представлены организационные аспекты реабилитационной работы, описаны методы коррекции и реабилитации инвалидов в санаторных условиях.
Издание предназначено для специалистов-психологов, медицинских работников и других лиц, непосредственно занимающихся реабилитацией слепых и слабовидящих людей.
Рецензенты: Ануфриев А.Ф., Левченко И.Ю.
ISBN 5-8288-0951-2.
10. Белинский А.В., Момот В.А. Психологические особенности инвалидов по зрению.
Монография посвящена проблеме изучения особенностей личности и социально-психологического статуса инвалидов по зрению, страдающих различными заболеваниями и с различными сроками утраты зрительной функции. Дается оценка состояния их психического здоровья, показана роль различных факторов и условий в развитии и динамике отклонений в психологической сфере слепых и слабовидящих людей. В книге обосновано понятие психического здоровья незрячего человека, представлены диагностические критерии распределения инвалидов по состоянию психического здоровья в целях проведения своевременных психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, а также дальнейшего изучения возможностей медикопсихологической реабилитации незрячих.
Издание представляет интерес для руководителей реабилитационных учреждений, специалистов санаторно-курортной области, деятельность которых связана с вопросами оздоровления, лечения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Рецензенты: Ануфриев А.Ф., Левченко И.Ю.
ISBN 5-8288-0950-4.
11. Власов В.П., Лесовой С.Ф. Модернизация системы обеспечения учебной литературой в едином образовательном пространстве Российской Федерации.
Монография посвящена мониторингу обеспеченности обучающихся учебной литературой и процессу создания банка дан-
ных по некоторым регионам Российской Федерации. Рассмотрены материалы по финансированию и правовому регулированию в субъектах Российской Федерации. Разработан проект нового перечня учебно-методического комплекта, включающего учебники, учебные пособия, учебно-наглядные пособия. Предложены современные модели финансирования и нормативно-правового регулирования обеспечения обучающихся учебными изданиями в субъектах федерации, а также предложения по развитию и совершенствованию моделей финансирования и нормативноправового регулирования.
Монография предназначается специалистам в области образования, занимающихся заказом и распространением учебной литературы в регионах Российской Федерации.
Рецензент: Монахов В.М.
ISBN 5-8288-1082-0.
12. Дегтярев В.А. Очерки психологии девиантного поведения.
В книге рассматриваются принципиальные вопросы психологии отклоняющегося (девиантного) поведения. Исследуются феноменология, типология и психологические детерминанты различных форм такого поведения. Анализ поведенческих девиаций ведется не столько с точки зрения выявления специфики и особенностей каждого вида отклонений, сколько в направлении поиска закономерностей, общих для всего многообразия девиантного поведения как непатологического, так и связанного с психической патологией. Этому помогают двухчастная структура книги, где в первой части проводится анализ литературных данных общего характера, а во второй - сопоставление этих данных с результатами собственных эмпирических исследований автора, проведенных на патологическом материале (больные малопро-гредиентной шизофренией).
Такая структура работы позволяет рассматривать ее и как монографическое исследование, и как учебное пособие.
Может быть полезна всем, кто имеет дело с многообразными проявлениями девиантного поведения.
Рецензенты: Серебрянский Ю.Е., Бекоева Д.Д.
ISBN 5-8288-1136-3.
13. Козлов В.Г. Формирование образовательного пространства педагогической подготовки студентов профильного гуманитарного вуза.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ
В монографическом исследовании раскрыты вопросы исторических предпосылок функционирования культурно-образовательного пространства, направлений исследований проблемы, приоритета личностно ориентированного образования, моделирования культурно-образовательного пространства и наполнения его содержанием. В монографии рассмотрены основные компоненты профессиональной культуры будущего учителя: педагогическая, информационная, предпринимательская, управленческая культуры.
Определены теоретические основы содержания и функционирования реализации культурологического подхода в подготовке студентов к образовательной деятельности.
Монография предназначена для преподавателей гуманитарных и педагогических вузов, для студентов старших курсов, аспирантов, а также учителей общеобразовательных школ.
Рецензенты: Лазарев В.Н., Нижников А.И.
ISBN 5-8288-1111-8.
14. Новикова И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В монографии представлен теоретический анализ проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Дается характеристика факторов окружающей среды большого города, влияющих на формирование здорового образа жизни. Обосновывается возможность формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития представлений о здоровом образе жизни.
Анализируются результаты экспериментального исследования по данной проблеме. Раскрываются диагностический комплекс для изучения представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, показатели и критерии качественного анализа результатов исследования, педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Монография адресована педагогам-дефектологам и воспитателям дошкольных коррекционно-образовательных учреждений и учреждений общего типа, студентам дефектологических факультетов, родителям.
Рецензенты: Волковская Т.Н., Бутко Г.А.
ISBN 5-8288-1120-7.
15. Тишина Л.А. Формирование учебной лексики
школьников с нарушением речи на уроках природоведения.
Монография посвящена изучению проблемы формирования
учебной лексики школьников с системными нарушениями речи. В ней рассматриваются психолингвистические и психологопедагогические аспекты понимания текстовых сообщений в процессе обучения младших школьников, приводится методика комплексного изучения особенностей понимания учебной лексики природоведческого характера учащимися общеобразовательных школ и специальных (коррекционных) школ V вида. Разработана система количественно-качественной оценки уровня овладения учебной лексикой младшими школьниками с нормальным и нарушенным речевым развитием, определены основные направления и содержание коррекционной работы.
Монография адресована научным и практическим работникам в системе коррекционного обучения, логопедам, студентам дефектологических факультетов.
Рецензенты: Лифанова Т.М., Артемова Е.Э.
ISBN 5-8288-1141-Х.
Учебные пособия
16. Абдулгалимов Г.Л. Информационные технологии.
В учебном пособии даны начальные пропедевтические
знания о компьютере, об информационных технологиях, о программном обеспечении, об основных форматах представления информации и средствах ее обработки и хранения, об интернете, а также об использовании информационных технологий в образовательном процессе.
Пособие предназначено для учителей начальных классов, учителей-предметников (кроме информатики и математики, уже владеющих этими знаниями) и всех работников школы, так или иначе имеющих отношение к организации образовательного процесса и его информатизации в свете современных требований общества.
Рецензенты: Монахов В.М., Алехина Г.В.
ISBN 5-8288-1163-0.
17. Артемова Е.Э. Методы диагностики и коррекции
нарушений просодики у дошкольников.
Учебно-методическое пособие содержит описание механизмов формирования просодических компонентов при нормаль-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ
ном и нарушенном речевом развитии. Представлены методы диагностики и коррекции просодических нарушений у дошкольников с речевой патологией.
Пособие адресовано логопедам, дефектологам, студентам дефектологических факультетов.
Рецензенты: Сокольникова Э.И., Тишина Л.А.
ISBN 5-8288-1155-Х.
18. Веретенникова Л.К., Ускова Г.А. Социальная работа. Психолого-педагогические основы потенциала младших школьников: В 2 ч.
Учебное пособие, соответствующее Государственному образовательному стандарту, содержит описание системы методов, приемов и средств развития творческого потенциала младших школьников, прошедшей широкую педагогическую апробацию в школах и педагогических университетах, включает практическое воплощение идей креативной педагогики и психологии творчества. Оно может использоваться специалистами в области педагогики, психологии, методики преподавания различных предметов в средней и высшей школе.
Рецензенты: Минаева В.М., Аттаева Л.И., Таранец О.А.
ISBN 5-8288-1104-5, 5-8288-1105-3 (ч. I), 5-8288-1106-1 (ч. II)
19. Глазачев С.Н. Этноэкокультура педагогики семьи.
В научно-методическом пособии представлены результаты исследования становления этноэкокультуры педагогики семьи, ее теоретико-методологические аспекты, формирование духовно-нравственных ценностей и семейных устоев.
Предназначено для педагогов, исследователей, аспирантов и студентов педвузов, университетов.
Рецензенты: Зубов В.И., Легостаев И.И.
ISBN 978-5-8288-110-6.
20. Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Крамаренко О.К. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: В 2 ч.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений. Оно раскрывает теоретические и методические подходы к организации эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В нем представлены концептуальные положения эстетического воспитания и развития детей.
В пособие включены основные лекции по разным темам программы, а также программы и лекции спецкурсов, которые дополняют и углубляют основной курс.
Пособие будет полезно большому кругу специалистов: воспитателям дошкольных учреждений, старшим воспитателям, заведующим детскими садами, педагогам дополнительного образования, гувернанткам, учащимся колледжей, а также педагогам средних и высших учебных заведений и институтов повышения квалификации.
ISBN 5-8288-1152-5 (ч. I), ISBN 5-8288-1153-3 (ч. II)
21. Момот В.А. Особенности проведения тренировочных занятий с инвалидами по зрению.
Учебно-методическое пособие содержит общие сведения относительно специфических особенностей проведения тренинговых занятий в общей структуре медико-психологической реабилитации слепых и слабовидящих людей.
Предложенное пособие предназначено для руководителей реабилитационных учреждений, психологов, психотерапевтов, социальных работников и может быть полезным для студентов вузов и лиц, интересующихся практической психологией.
Рецензенты: Тупоногов Б.К., Вербицкий А.А., Денискина В.З. ISBN 5-8288-1061-8.
22. Момот В.А. Психическая саморегуляция личности и профилактика стресса.
Учебно-методическое пособие подготовлено на основе практического опыта работы автора по обучению различных категорий лиц, нуждающихся в оказании психологической помощи, навыкам психологической саморегуляции.
В пособии представлен теоретический анализ особенностей формирования различных признаков психического неблагополучия вследствие негативного воздействия стресса. Обсуждаются вопросы самопомощи с целью «стабилизации» психического состояния и сохранения физического и психического здоровья.
Предложенное издание предназначено для психологов, педагогов, работников социальной сферы, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами профилактики стрессовых состояний.
Рецензенты: Дегтярев В.А., Чеглова И.А.
ISBN 5-8288-1085-5
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ
23. Момот В.А. Психологическое просвещение в реабилитации инвалидов по зрению.
Учебно-методическое пособие подготовлено на основе практического опыта работы центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Всероссийского общества слепых (г. Геленджик).
В пособии представлены различные аспекты психологического просвещения инвалидов по зрению в реабилитационном учреждении. Обсуждаются вопросы психолого-педагогического сопровождения незрячих в системе комплексной реабилитации. Обозначены формы, средства, методологические принципы и этапы психологического просвещения.
Предложенное пособие предназначено для руководителей реабилитационных учреждений, психологов, психотерапевтов, социальных работников, деятельность которых связана с выполнением задач медико-психологической реабилитации инвалидов, имеющих нарушения зрения.
Рецензенты: Ильченко Л.П., Ваньшин С.Н.
ISBN 5-8288-0823-0.
24. Олесеюк Е.В., Говоркова О.Н., Круглов Ю.Г., Оле-сеюк А.И. Российская высшая школа (очерки истории). Книга первая «Истоки и развитие до 1917 г.».
Учебное пособие представляет собой историческое исследование с целью найти ответы на волнующие и актуальные вопросы, связанные с проблемами становления и развития отечественной высшей школы от основания Московского университета до 1917 года.
ISBN 5-8288-1135-5.
25. Тишина Л.А. Коррекция нарушений природоведческой лексики у младших дошкольников. Учебно-методическое пособие посвящено изучению проблемы формирования учебной лексики школьников с системными нарушениями речи. В ней рассматриваются психологопедагогические аспекты формирования природоведческих понятий в процессе обучения младших школьников, приводится методика комплексного изучения особенностей понимания учебной лексики природоведческого характера учащимися (на примере третьего класса). Разработана система количественно-качественной оценки уровня овладения учебной лексикой младшими
школьниками, определены основные направления и содержание коррекционной работы.
Учебно-методическое пособие адресовано научным и практическим работникам общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений, логопедам, студентам дефектологических факультетов.
Рецензенты: Сокольникова Э.И., Артемова Е.Э.
ISBN 5-8288-1154-1.
26. Янковская Н.А. Интегральная оценка готовности младших школьников к обучению в гимназических классах.
В книге обсуждается проблемы готовности младших школьников к поступлению в гимназические классы и основные требования, предъявляемые в практике современного образования к учащимся начальной школы для поступления в гимназические классы. Описано экспериментальное исследование психологических особенностей и специальных способностей младших школьников, претендующих на поступление в гимназические классы г. Москвы. Представлены методики для определения уровня готовности младших школьников при поступлении в гимназические классы. Исследование проводилось с письменного разрешения родителей по запросу администрации школы.
Книга адресуется специалистам в области управления образованием, администрации школ, методистам, педагогам, психологам, студентам педагогических и психологических факультетов.
Рецензенты: Веретенникова Л.К., Аминов Н.А., Вьюнкова Ю.Н. ISBN 5-8288-1055-3.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ