Научная статья на тему 'Современные проблемы педагогики и психологии (библиографический обзор)'

Современные проблемы педагогики и психологии (библиографический обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1992
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОГРАФИЯ / СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ / МОНОГРАФИЯ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / АННОТАЦИЯ / ОБЗОР / THE BIBLIOGRAPHY / THE COLLECTION OF PROCEEDINGS / THE MONOGRAPHY / THE MANUAL / THE SUMMARY / THE REVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Алла Александровна, Захарова Евгения Борисовна

Статья содержит обзор литературы, изданной редакционно-издательским центром МГГУ им. М.А. Шолохова по проблемам психолого-педагогического цикла в 2008 году. Список сборников научных трудов, монографий и учебных пособий включает фамилии авторов, названия и краткие аннотации, раскрывающие содержание книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Алла Александровна, Захарова Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article contains the review of the literature published by publishing centre Sholokhov MSHU on problems of a psihologo-pedagogical cycle in 2008. The list of collections of proceedings, monographies and manuals includes surnames of authors, names and the short summaries opening the maintenance of the book.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы педагогики и психологии (библиографический обзор)»

__________________________________101

БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ

Алексеева А.А. Захарова Е.Б.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ (библиографический обзор)

Статья содержит обзор литературы, изданной редакционноиздательским центром МГГУ им. М.А. Шолохова по проблемам психолого-педагогического цикла в 2008 году. Список сборников научных трудов, монографий и учебных пособий включает фамилии авторов, названия и краткие аннотации, раскрывающие содержание книги.

Ключевые слова: библиография, сборник научных трудов, монография, учебное пособие, аннотация, обзор.

Сборники научных трудов

1. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» № 1. - 126 с.

Журнал содержит статьи по истории образования и педагогической мысли, новым образовательным технологиям, актуальным проблемам школьной и вузовской педагогики.

Подписной индекс 36734.

2. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 2 / Гл. редактор В.Н. Лазарев. - 121 с.

Выпуск, посвященный актуальным вопросам экопедагогики, подготовлен Центром экологической культуры (ТЭКОЦентром).

В подготовке принимали участие: Глазачев С.Н., Анисимов О.С., Глазачев О.С., Легостаев И.И., Миронов А.В., Бобылева О.В., Марченко А.А., Перфилова О.Е.

Подписной индекс: 36734.

БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ

3. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». № 3 / Гл. редактор В.Н. Лазарев. - 115 с.

Вестник подготовлен на основе материалов секции «Информатизация образования» Научно-практической конференции МГГУ им. М.А. Шолохова, проведенной в Институте информатизации образования (ИНИНФО) университета 20 марта 2008 г. Председатель секции конференции д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Я.А. Ваграменко.

В подготовке данного сборника принимали участие: Вагра-менко Я.А., Зобов Б.И., Ин А.Х., Яшкичев В.И.

Подписной индекс: 36734.

4. Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология. № 4 / Гл. редактор В.Н. Лазарев. - 123 с.

Номер посвящен проблемам и современному состоянию психологической науки. В подготовке материалов принимали участие: А.Ф. Ануфриев, А.В. Белинский, А.А. Вербицкий, В.А Дегтярев, В.В. Манихин, Е.Б. Пучкова, Е.А. Сорокоумова.

Подписной индекс 36734.

5. Культура. Образование. Педагогика искусства. Вып. 5 / Отв. ред. Л.Г. Арчажникова, Л.А. Рапацкая. - 159 с.

В сборник включены статьи преподавателей и аспирантов факультета культуры и музыкального искусства. Они представляют материалы научных исследований по актуальным проблемам теории и искусства культуры и музыкального образования, теоретическим и методическим вопросам эстетического воспитания, музыкального исполнительства, формам и методам преподавания специальных дисциплин.

ISBN 8-8288-1113-4.

Монографии

6. Абдулгалимов Г.Л. Система профессиональной подготовки преподавателя информатики: комплексный подход,

проектирование, внедрение.

Монография посвящена проблемам преподавания информатики, формирования профессиональной компетентности современного учителя информатики и преподавателя IT-дисциплин, модернизации и информатизации системы профессиональной

подготовки будущих учителей информатики в педвузе. Работа рекомендована будущим и действующим учителям информатики, преподавателям ГГ-дисциплин и всем участникам процесса их профессиональной подготовки в вузе.

Рецензенты: Смыковская Т.К., Насельский С.П.

ISBN 5-8288-1164-9.

7. Анохина Г.М. Развитие и саморазвитие личности ученика в образовательном процессе.

В монографии освещаются методологические основы построения системы образования и технологии обучения, решающей задачу, обозначенную в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: формирование самостоятельной, творческой, ответственной, образованной личности.

Даны описания занятий-поисков, занятий-исследований, демонстрирующие ситуации развития и саморазвития личности ученика.

Монография адресована педагогическим работникам образовательных учреждений всех уровней.

Рецензенты: Антипов С.А., Колосова Л.А.

ISBN 5-8288-0987-3.

8. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями.

Монография посвящена изучению проблем формирования просодической стороны речи у дошкольников с различными речевыми нарушениями. В ней рассматриваются лингвистические и психофизиологические аспекты формирования просодики при нормальном и нарушенном речевом развитии, приводится методика комплексного изучения просодических компонентов речи у дошкольников.

Предназначена для логопедов, дефектологов, студентов дефектологических факультетов.

Рецензенты: Сокольникова Э.И., Архипова Е.Ф.

ISBN 5-8288-1131-2.

9. Белинский А.В., Момот В.А. Психологическая коррекция в реабилитации инвалидов по зрению.

Настоящее издание посвящено решению одной из многочисленных проблем медико-психологической реабилитации инвалидов с патологией органов зрения. Монография содержит

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ

сведения, затрагивающие теоретико-методологические основы реабилитации инвалидов, отражающие характер и структуру потребностей слепых и слабовидящих людей в различных видах реабилитации, принципы проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий на санаторном этапе. В издании представлены организационные аспекты реабилитационной работы, описаны методы коррекции и реабилитации инвалидов в санаторных условиях.

Издание предназначено для специалистов-психологов, медицинских работников и других лиц, непосредственно занимающихся реабилитацией слепых и слабовидящих людей.

Рецензенты: Ануфриев А.Ф., Левченко И.Ю.

ISBN 5-8288-0951-2.

10. Белинский А.В., Момот В.А. Психологические особенности инвалидов по зрению.

Монография посвящена проблеме изучения особенностей личности и социально-психологического статуса инвалидов по зрению, страдающих различными заболеваниями и с различными сроками утраты зрительной функции. Дается оценка состояния их психического здоровья, показана роль различных факторов и условий в развитии и динамике отклонений в психологической сфере слепых и слабовидящих людей. В книге обосновано понятие психического здоровья незрячего человека, представлены диагностические критерии распределения инвалидов по состоянию психического здоровья в целях проведения своевременных психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, а также дальнейшего изучения возможностей медикопсихологической реабилитации незрячих.

Издание представляет интерес для руководителей реабилитационных учреждений, специалистов санаторно-курортной области, деятельность которых связана с вопросами оздоровления, лечения и реабилитации лиц с ограниченными возможностями.

Рецензенты: Ануфриев А.Ф., Левченко И.Ю.

ISBN 5-8288-0950-4.

11. Власов В.П., Лесовой С.Ф. Модернизация системы обеспечения учебной литературой в едином образовательном пространстве Российской Федерации.

Монография посвящена мониторингу обеспеченности обучающихся учебной литературой и процессу создания банка дан-

ных по некоторым регионам Российской Федерации. Рассмотрены материалы по финансированию и правовому регулированию в субъектах Российской Федерации. Разработан проект нового перечня учебно-методического комплекта, включающего учебники, учебные пособия, учебно-наглядные пособия. Предложены современные модели финансирования и нормативно-правового регулирования обеспечения обучающихся учебными изданиями в субъектах федерации, а также предложения по развитию и совершенствованию моделей финансирования и нормативноправового регулирования.

Монография предназначается специалистам в области образования, занимающихся заказом и распространением учебной литературы в регионах Российской Федерации.

Рецензент: Монахов В.М.

ISBN 5-8288-1082-0.

12. Дегтярев В.А. Очерки психологии девиантного поведения.

В книге рассматриваются принципиальные вопросы психологии отклоняющегося (девиантного) поведения. Исследуются феноменология, типология и психологические детерминанты различных форм такого поведения. Анализ поведенческих девиаций ведется не столько с точки зрения выявления специфики и особенностей каждого вида отклонений, сколько в направлении поиска закономерностей, общих для всего многообразия девиантного поведения как непатологического, так и связанного с психической патологией. Этому помогают двухчастная структура книги, где в первой части проводится анализ литературных данных общего характера, а во второй - сопоставление этих данных с результатами собственных эмпирических исследований автора, проведенных на патологическом материале (больные малопро-гредиентной шизофренией).

Такая структура работы позволяет рассматривать ее и как монографическое исследование, и как учебное пособие.

Может быть полезна всем, кто имеет дело с многообразными проявлениями девиантного поведения.

Рецензенты: Серебрянский Ю.Е., Бекоева Д.Д.

ISBN 5-8288-1136-3.

13. Козлов В.Г. Формирование образовательного пространства педагогической подготовки студентов профильного гуманитарного вуза.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ

В монографическом исследовании раскрыты вопросы исторических предпосылок функционирования культурно-образовательного пространства, направлений исследований проблемы, приоритета личностно ориентированного образования, моделирования культурно-образовательного пространства и наполнения его содержанием. В монографии рассмотрены основные компоненты профессиональной культуры будущего учителя: педагогическая, информационная, предпринимательская, управленческая культуры.

Определены теоретические основы содержания и функционирования реализации культурологического подхода в подготовке студентов к образовательной деятельности.

Монография предназначена для преподавателей гуманитарных и педагогических вузов, для студентов старших курсов, аспирантов, а также учителей общеобразовательных школ.

Рецензенты: Лазарев В.Н., Нижников А.И.

ISBN 5-8288-1111-8.

14. Новикова И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В монографии представлен теоретический анализ проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. Дается характеристика факторов окружающей среды большого города, влияющих на формирование здорового образа жизни. Обосновывается возможность формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития представлений о здоровом образе жизни.

Анализируются результаты экспериментального исследования по данной проблеме. Раскрываются диагностический комплекс для изучения представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, показатели и критерии качественного анализа результатов исследования, педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Монография адресована педагогам-дефектологам и воспитателям дошкольных коррекционно-образовательных учреждений и учреждений общего типа, студентам дефектологических факультетов, родителям.

Рецензенты: Волковская Т.Н., Бутко Г.А.

ISBN 5-8288-1120-7.

15. Тишина Л.А. Формирование учебной лексики

школьников с нарушением речи на уроках природоведения.

Монография посвящена изучению проблемы формирования

учебной лексики школьников с системными нарушениями речи. В ней рассматриваются психолингвистические и психологопедагогические аспекты понимания текстовых сообщений в процессе обучения младших школьников, приводится методика комплексного изучения особенностей понимания учебной лексики природоведческого характера учащимися общеобразовательных школ и специальных (коррекционных) школ V вида. Разработана система количественно-качественной оценки уровня овладения учебной лексикой младшими школьниками с нормальным и нарушенным речевым развитием, определены основные направления и содержание коррекционной работы.

Монография адресована научным и практическим работникам в системе коррекционного обучения, логопедам, студентам дефектологических факультетов.

Рецензенты: Лифанова Т.М., Артемова Е.Э.

ISBN 5-8288-1141-Х.

Учебные пособия

16. Абдулгалимов Г.Л. Информационные технологии.

В учебном пособии даны начальные пропедевтические

знания о компьютере, об информационных технологиях, о программном обеспечении, об основных форматах представления информации и средствах ее обработки и хранения, об интернете, а также об использовании информационных технологий в образовательном процессе.

Пособие предназначено для учителей начальных классов, учителей-предметников (кроме информатики и математики, уже владеющих этими знаниями) и всех работников школы, так или иначе имеющих отношение к организации образовательного процесса и его информатизации в свете современных требований общества.

Рецензенты: Монахов В.М., Алехина Г.В.

ISBN 5-8288-1163-0.

17. Артемова Е.Э. Методы диагностики и коррекции

нарушений просодики у дошкольников.

Учебно-методическое пособие содержит описание механизмов формирования просодических компонентов при нормаль-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ном и нарушенном речевом развитии. Представлены методы диагностики и коррекции просодических нарушений у дошкольников с речевой патологией.

Пособие адресовано логопедам, дефектологам, студентам дефектологических факультетов.

Рецензенты: Сокольникова Э.И., Тишина Л.А.

ISBN 5-8288-1155-Х.

18. Веретенникова Л.К., Ускова Г.А. Социальная работа. Психолого-педагогические основы потенциала младших школьников: В 2 ч.

Учебное пособие, соответствующее Государственному образовательному стандарту, содержит описание системы методов, приемов и средств развития творческого потенциала младших школьников, прошедшей широкую педагогическую апробацию в школах и педагогических университетах, включает практическое воплощение идей креативной педагогики и психологии творчества. Оно может использоваться специалистами в области педагогики, психологии, методики преподавания различных предметов в средней и высшей школе.

Рецензенты: Минаева В.М., Аттаева Л.И., Таранец О.А.

ISBN 5-8288-1104-5, 5-8288-1105-3 (ч. I), 5-8288-1106-1 (ч. II)

19. Глазачев С.Н. Этноэкокультура педагогики семьи.

В научно-методическом пособии представлены результаты исследования становления этноэкокультуры педагогики семьи, ее теоретико-методологические аспекты, формирование духовно-нравственных ценностей и семейных устоев.

Предназначено для педагогов, исследователей, аспирантов и студентов педвузов, университетов.

Рецензенты: Зубов В.И., Легостаев И.И.

ISBN 978-5-8288-110-6.

20. Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Крамаренко О.К. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: В 2 ч.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений. Оно раскрывает теоретические и методические подходы к организации эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В нем представлены концептуальные положения эстетического воспитания и развития детей.

В пособие включены основные лекции по разным темам программы, а также программы и лекции спецкурсов, которые дополняют и углубляют основной курс.

Пособие будет полезно большому кругу специалистов: воспитателям дошкольных учреждений, старшим воспитателям, заведующим детскими садами, педагогам дополнительного образования, гувернанткам, учащимся колледжей, а также педагогам средних и высших учебных заведений и институтов повышения квалификации.

ISBN 5-8288-1152-5 (ч. I), ISBN 5-8288-1153-3 (ч. II)

21. Момот В.А. Особенности проведения тренировочных занятий с инвалидами по зрению.

Учебно-методическое пособие содержит общие сведения относительно специфических особенностей проведения тренинговых занятий в общей структуре медико-психологической реабилитации слепых и слабовидящих людей.

Предложенное пособие предназначено для руководителей реабилитационных учреждений, психологов, психотерапевтов, социальных работников и может быть полезным для студентов вузов и лиц, интересующихся практической психологией.

Рецензенты: Тупоногов Б.К., Вербицкий А.А., Денискина В.З. ISBN 5-8288-1061-8.

22. Момот В.А. Психическая саморегуляция личности и профилактика стресса.

Учебно-методическое пособие подготовлено на основе практического опыта работы автора по обучению различных категорий лиц, нуждающихся в оказании психологической помощи, навыкам психологической саморегуляции.

В пособии представлен теоретический анализ особенностей формирования различных признаков психического неблагополучия вследствие негативного воздействия стресса. Обсуждаются вопросы самопомощи с целью «стабилизации» психического состояния и сохранения физического и психического здоровья.

Предложенное издание предназначено для психологов, педагогов, работников социальной сферы, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами профилактики стрессовых состояний.

Рецензенты: Дегтярев В.А., Чеглова И.А.

ISBN 5-8288-1085-5

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ, ОТЗЫВЫ, СООБЩЕНИЯ

23. Момот В.А. Психологическое просвещение в реабилитации инвалидов по зрению.

Учебно-методическое пособие подготовлено на основе практического опыта работы центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению Всероссийского общества слепых (г. Геленджик).

В пособии представлены различные аспекты психологического просвещения инвалидов по зрению в реабилитационном учреждении. Обсуждаются вопросы психолого-педагогического сопровождения незрячих в системе комплексной реабилитации. Обозначены формы, средства, методологические принципы и этапы психологического просвещения.

Предложенное пособие предназначено для руководителей реабилитационных учреждений, психологов, психотерапевтов, социальных работников, деятельность которых связана с выполнением задач медико-психологической реабилитации инвалидов, имеющих нарушения зрения.

Рецензенты: Ильченко Л.П., Ваньшин С.Н.

ISBN 5-8288-0823-0.

24. Олесеюк Е.В., Говоркова О.Н., Круглов Ю.Г., Оле-сеюк А.И. Российская высшая школа (очерки истории). Книга первая «Истоки и развитие до 1917 г.».

Учебное пособие представляет собой историческое исследование с целью найти ответы на волнующие и актуальные вопросы, связанные с проблемами становления и развития отечественной высшей школы от основания Московского университета до 1917 года.

ISBN 5-8288-1135-5.

25. Тишина Л.А. Коррекция нарушений природоведческой лексики у младших дошкольников. Учебно-методическое пособие посвящено изучению проблемы формирования учебной лексики школьников с системными нарушениями речи. В ней рассматриваются психологопедагогические аспекты формирования природоведческих понятий в процессе обучения младших школьников, приводится методика комплексного изучения особенностей понимания учебной лексики природоведческого характера учащимися (на примере третьего класса). Разработана система количественно-качественной оценки уровня овладения учебной лексикой младшими

школьниками, определены основные направления и содержание коррекционной работы.

Учебно-методическое пособие адресовано научным и практическим работникам общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений, логопедам, студентам дефектологических факультетов.

Рецензенты: Сокольникова Э.И., Артемова Е.Э.

ISBN 5-8288-1154-1.

26. Янковская Н.А. Интегральная оценка готовности младших школьников к обучению в гимназических классах.

В книге обсуждается проблемы готовности младших школьников к поступлению в гимназические классы и основные требования, предъявляемые в практике современного образования к учащимся начальной школы для поступления в гимназические классы. Описано экспериментальное исследование психологических особенностей и специальных способностей младших школьников, претендующих на поступление в гимназические классы г. Москвы. Представлены методики для определения уровня готовности младших школьников при поступлении в гимназические классы. Исследование проводилось с письменного разрешения родителей по запросу администрации школы.

Книга адресуется специалистам в области управления образованием, администрации школ, методистам, педагогам, психологам, студентам педагогических и психологических факультетов.

Рецензенты: Веретенникова Л.К., Аминов Н.А., Вьюнкова Ю.Н. ISBN 5-8288-1055-3.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.