о человеке в аспекте его общественной, социальной сущности. Ускоряющиеся темпы развития всех сторон жизни общества порождают все новые вопросы в области соотношения таких понятий, как «личность» и «профессионал».
Таблица 1
Динамика показателей адаптации студентов 1-го курса БОУ ОО СПО «ИПК»
№ Показатель 2009/10 уч. г. 2010/11 уч. г. 2011/12 уч. г.
1 Количество студентов полностью адаптировавшихся к колледжу 90 % 86 % 94 %
2 Количество студентов, готовых с удовольствием продолжать учебу 23 % 17 % 36 %
3 Помощь в период адаптации со стороны товарищей 61 % 60 % 70 %
4 Помощь в период адаптации со стороны замдиректора по ВР 9 % 9 % 7 %
5 Помощь в период адаптации со стороны классного руководителя 18 % 11 % 20 %
6 Студенты характеризуют свои взаимоотношения с преподавателями как хорошие 69 % 56 % 67 %
Список литературы:
1. Дмитриенко С.А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2007. -№ 2. - С. 38-41.
2. Чикина Т.Е. Адаптивное обучение первокурсников = Adaptive teaching of first course students / Т.Е. Чикина // Высшее образование в России. - 2009. -№ 6. - С. 143-145.
3. Селиверстова О.В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза / О.В. Селиверстова // Высшее образование сегодня. - 2010. -№ 5. - С. 91-93.
4. Галиахметова Н.П. Адаптивность как средство профессиональной экономической подготовки в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.П. Галиахметова. - Ульяновск, 2008.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО
© Князева Н.Г.*
Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений,
г. Слободской
Учебно-исследовательская деятельность студентов характеризуется относительно самостоятельным изучением, решением проблем, твор-
* Заместитель директора по УВР, преподаватель экономических дисциплин.
ческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности участников образовательного процесса. Решающим фактором становления личности студента является учебно-исследовательская деятельность. Исследовательская позиция помогает студентам войти в систему профессиональных ценностей, соединить смыслы, пребывающие в культуре с собственным опытом, сформировать уверенность в себе как субъекте педагогической работы.
Педагогические условия организации исследовательской деятельности студентов учреждения среднего профессионального образования способствуют формированию профессиональных интересов, в том числе исследовательских.
Происшедшие в нашей стране изменения за последние годы повысили степень свободы, серьезно изменили цели, содержание и функции образования. Поэтому актуальной становится проблема формирования активной личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализо-вывать цели, выходящие за пределы, предписанные стандартными требованиями, осознанно оценивать свою деятельность.
С позиции современных требований основной целью системы СПО стала не только подготовка специалистов среднего звена, но и создание условий для развития творчески активной личности, которая может реализовать в профессиональной деятельности исследовательские функции.
В общем плане исследовательская деятельность рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Формирование исследовательских умений и навыков студентов учреждений среднего профессионального образования идёт в процессе изучения дисциплин предметной подготовки и основ учебно-исследовательской деятельности [2].
Леонтович А.В. под исследовательской деятельностью понимает деятельность студентов, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [5].
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается процесс решения научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания [9]. Для того чтобы процесс подготовки студентов к исследовательской деятельности проходил эффективно, необходима его четкая организация. Целью организации учебно-исследовательской работы студентов учреждений среднего профессионального образования яв-
ляется повышение качества подготовки специалиста, способного к самостоятельному творческому участию в инновационных процессах. В основу организации исследовательской работы студентов положены следующие принципы: сочетание обязательности и добровольности в проведении исследований студентами; сочетание дидактических (обучающих) функций исследовательской работы с практическим потенциалом исследования.
Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по ФГОС СПО выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа.
Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональных интересов, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе мы сталкиваемся с различными точками зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым.
Под педагогическими условиями Н.М. Борытко рассматривает совокупность внешних обстоятельств, которые оказывают влияние на протекание педагогического процесса, сознательно сконструированные педагогом, предполагающие достижение определенного результата [3].
Андреев В.И. утверждает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей» [1].
Следовательно, под педагогическими условиями понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит профессиональная деятельность. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов и учитывались при построении образовательного процесса.
Леонтович А.В. описывает педагогические условия, которые способствуют организации учебно-исследовательской деятельности студентов:
- поэтапное включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной, внеурочной работы с учетом социального партнерства;
- постоянное повышение уровня педагогического руководства учебно-исследовательской деятельностью студентов;
- организация учебно-практического сотрудничества студентов, преподавателей, социальных партнеров [5].
Дмитренко Е.А. предлагает иные педагогические условия, которые способствуют развитию и организации исследовательской деятельности студентов колледжа в учебно-воспитательном процессе с привлечением руководителей или консультантов:
- высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей - руководителей студенческих исследований;
- повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы студентов;
- применение нетрадиционных методик в обучении;
- внедрение в учебно--воспитательный процесс технологии исследовательского обучения;
- спецкурсы по основам исследовательской деятельности;
- индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов, то с их учетом учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей старшеклассников к научно-исследовательской деятельности.
Никитина Н.Н., Павлова И.В. и Обухов А.С. к педагогическим условиям, относят:
- высокий уровень научного творчества и педагогического мастерства преподавателей, которые являются руководителями исследовательских работ студентов [6];
- внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога [8];
- повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы студентов;
- применение нетрадиционных методик в обучении;
- внедрение в учебно--воспитательный процесс технологии исследовательского обучения;
- организация творческих семинаров по основам исследовательской деятельности [7].
Выявление и создание педагогических условий, которые существенно влияют на процесс обучения и формирование положительных установок на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, основывается на факторах, влияющих на формирование профессиональных интересов студентов.
В ходе работы по данной проблеме нами были дополнены педагогические условия, предложенные Н.М. Борытко и В.И. Андреевым, А.С. Обуховым, которые способствуют эффективной организации исследовательской деятельности студентов колледжа:
- образовательное пространство для преподавателей по теоретическим и практическим вопросам организации исследовательской деятельности;
- дидактическое обеспечение процесса организации исследовательской деятельности включает комплект материалов: программа, учебные пособия для преподавателя, методическая литература для преподавателя и студента, раздаточный и презентационный материал;
- реализация взаимодействия преподавателя и студентов вовлекая их в исследовательскую деятельность, создавая творческую среду, ат-
мосферу психологического комфорта, привлекая к сотворчеству и сотрудничеству всех участников образовательного процесса, включая и социальных партнеров; - внедрение Программы сетевого взаимодействия с социальными партнерами.
Таким образом, нами определены следующие педагогические условия организации исследовательской деятельности студентов учреждения среднего профессионального образования: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства; учет индивидуальных особенностей студентов при выборе темы исследования; разработка и использование дидактического обеспечения для эффективной исследовательской деятельности; реализация взаимодействия преподавателя и студента. Организация исследовательской деятельности стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала, формировала умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.
Список литературы:
1. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.
2. Анисимов, Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования [Текст] / Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. - 2002. - № 4 - С. 8.
3. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001.
4. Дмитренко, Е.А. Проблема приобщения студентов-первокурсников к научно-исследовательской деятельности в педвузе [Текст]: сборник статей / Е.А. Дмитренко // Актуальные вопросы психологии и педагогики: студенты в научном поиске. - Киров, 2003. - С. 31-32.
5. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей / А.В. Леонтович. - М.: МГДД(Ю)Т, 2002. - 110 с.
6. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М., 2002. - С. 64.
7. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры: Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]: методический сборник / А.С. Обухов. - М.: Народное образование, 2001. - С. 48-63.
8. Павлова, И.В. Некоторые факторы, определяющие эффективность формирования опыта исследовательской деятельности [Текст]: сборник ста-
тей / И.В. Павлова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. - М., 2006. - С. 262-265.
9. Словарь педагогических терминов под редакцией Березикова В.Н. -М.: Учебный проект, 1996. - 367 с.
ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© Колесникова Г.Г.*
Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя Детский сад № 24, г. Ковров
Творческий конкурс - открытая экспериментальная площадка для всех желающих специалистов, где они могут познакомиться с профессиональными находками ведущих педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений. конкурс становиться мастер-классом для всех участников, предоставляет каждому из родителей и педагогов возможность раскрыть свои дарования, творчески самореализовываться, а также поделиться педагогическими находками. Именно здесь выявляются ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты воспитателей, их отношение к детям, родителям, коллегам, профессии.
Актуальной проблемой активизации педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения является его творческая самореализация. Эффективной формой совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ являются творческие конкурсы. В процессе проведения проблемного семинара для воспитателей систематически проходят творческие конкурсы.
Задачи конкурса:
- выявлять новые тенденции в методике воспитания дошкольников и повышение педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения; выявлять профессионально перспективных педагогов;
- повысить педагогическую культуру воспитателя в процессе воспитания у детей бережного отношения к национальной русской культуре, культуре поведения;
- объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании дошкольников; создать условия для сотрудничества детей и взрослых; приобщать родителей к активной общест-
* Аспирант ФГБОУ ВПО «ШГПУ», заведующий МБДОУ д/с №> 24.