Холопова Т.Г.
Оренбургский педагогический колледж №1
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КОЛЛЕДЖА
В статье раскрыта специфика научно-исследовательской деятельности студентов в условиях гуманитаризации образовательного процесса педагогического колледжа. Обосновывается поэтапное целевое включение студентов в гуманитарно значимую научно-исследовательскую деятельность в целях развития профессионально-педагогической направленности.
Современная социокультурная ситуация характеризуется актуализацией новых смыслов образования - «человекообразующих» и «человекосозидающих». Смысл есть личнос-тно значимое образование в психике человека, являющееся результатом его совместного бытия с теми или иными субстанциональными реалиями: людьми, социумом, природой и др. [4, с. 3]. Актуальность проблемы педагогического образования заключается в том, что появившиеся в последние годы теории, модели, подходы далеки от реальных процессов, не обеспечивают восхождение будущего учителя к «изобретению себя» в профессии, выходу в уникальную подлинность самого себя. В то же время общество предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке выпускников педагогических колледжей и вузов, поскольку востребованным остается учитель-автор, учитель-исследователь, учитель-творец, способный к осуществлению не только профессионального, но и человеческого предназначения.
Определяющим ориентиром для нахождения собственных смыслов жизнедеятельности является научно-исследовательская деятельность студентов, осуществляемая в условиях гуманитаризации образовательного процесса педагогического колледжа. Гуманитаризация выступает и как принцип образовательной политики, состоящий в обновлении системы образования на началах новой этики; как процесс формирования системы образовательной деятельности, нацеленной на развитие свободной индивидуальности, способной освоить ценности мировой культуры; как система мер, направленная на развитие общекультурных компонентов в содержании образования и на формирование личностной зрелости обучаемых; как сред-
ство реализации гуманистической сути воспитания, развития всех сущностных сил человека как субъекта деятельности и сознания.
Согласно исследованиям М.М. Бахтина, Н.М. Борытко, В.И. Данильчука, В.И. Загвя-зинского, Р.М. Петруневой, Ю.В.Сенько, В.В. Серикова и др., основными тенденциями гуманитаризации признаются: создание личнос-тно развивающей образовательной или гуманитарной среды; развитие индивидуальных образовательных интересов и потребностей студентов; формирование их способностей к самообразованию и саморазвитию, становление познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся; обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и негуманитарных дисциплин. Данные направления характеризуются разными подходами к реализации гуманитаризации на практике: наполнение или дополнение образовательной программы гуманитарным содержанием; повышение мировоззренческого, общекультурного, нравственного потенциала всех изучаемых предметов; проведение личностно-индивидуальной ориентации образовательного процесса и создание личностно ориентированных ситуаций; поиск инновационных методов обучения. Однако, как показывает анализ состояния проблемы, исследование вопроса в области технологического решения проблемы гуманитаризации образовательного процесса является недостаточно разработанным.
Гуманитаризация образовательного процесса в нашем понимании - это система мер, обеспечивающая проектно-созидательное содержание образования в целях развития профессионально-педагогической направленности личности студента и приобретения гуманитарного опыта познания. Значение гуманитаризации как утверждения прав на множе-
ственность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, позволяющих осознавать себя «субъектом социального бытия» (Э. Фромм), свободно и ответственно реализующим себя в динамичном мире (И.Е. Видт), дает основание рассматривать ее в качестве нового импульса для организации научноисследовательской деятельности студентов.
В психолого-педагогической литературе сформировано представление о научно-исследовательской деятельности студента как форме самовыражения личности, ее стремления к жизненному самоутверждению. Ученые отмечают такие особенности научно-исследовательской деятельности будущего педагога, как подчиненность учебным целям, приоритетность познавательных мотивов, формирование профессиональной самостоятельности.
Характеризуя научно-исследовательскую деятельность студентов в условиях гуманитаризации образовательного процесса, мы выделяем такую ее особенность, как гуманитарная значимость. Гуманитарно значимая научно-исследовательская деятельность
- это особого рода активность, направленная на усиление гуманитарности, широкое понимание феноменов человеческой жизни, полифоничное мировидение и предполагающая гармонию знания, чувств, творческих действий. Именно гуманитарно значимая научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих учителей к творческой реализации полученных в колледже знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.
Нами выделено несколько этапов целевого включения студентов в гуманитарно значимую научно-исследовательскую деятельность:
1) организация Школы педагога-иссле-дователя, синтезирующей научные предпочтения педагогов и интересы студентов;
2) разработка и апробация спецкурса «Человековедение и гуманитарная культура», позволяющего реализовать гуманитарно-нравственную направленность профессионального образования студентов;
3) создание научного студенческого общества, объединяющего творческие лаборатории разноуровневых групп студентов и проблем-
но-исследовательские группы для наиболее подготовленных к исследованию студентов.
Необходимость обучения преподавателей колледжа методике педагогического руководства научно-исследовательской деятельностью студентов потребовала выделения основных направлений деятельности данной Школы:
• информационно-организующее, включающее разработку и внедрение системы методического сопровождения гуманитарно значимой научно-исследовательской деятельности студентов; распространение результатов инновационной деятельности пе-дагогов-новаторов;
• координационно-деятельностное направление, интегрирующее зоны взаимодействия ученых и педагогов-практиков в научно-методическом пространстве колледжа в целях развития профессионально-педагогической направленности студентов;
• результативно-аналитическое, иллюстрирующее соотношение между конкретнопрактическими действиями педагога и прогнозируемой целью по повышению уровня научно-исследовательской работы студента.
Реализации информационно-организую-щего направления в колледже способствует модифицированный курс «Основы научноисследовательской деятельности студентов». Система методического сопровождения научно-исследовательской деятельности включает практикум по решению диагностических задач в процессе научного исследования; рекомендации к составлению личной программы работы над учебным исследованием; описание структуры и требований к выполнению и оформлению исследовательской работы; сравнительный анализ разных точек зрения в ходе научного поиска.
Внимание преподавателей акцентируется на таких приемах вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность, как презентация тем по направлениям современных педагогических исследований, индивидуальная работа по интерпретации тем курсовых и выпускных квалификационных работ, коллективное обсуждение тематики докладов для студенческой конференции, подготовка микровыступлений, само- и взаиморецензирование иссле-
довательской работы по оптимально разработанным критериям оценки.
Апробация первых самостоятельных результатов поиска происходит во время участия студентов в научно-практических конференциях: «Творческое саморазвитие преподавателей и студентов» (2002 г.), «От студен-та-ученика к учителю-исследователю» (2003 г.), «Педагогическая культура в новой образовательной реальности» (2004 г.), «Профессиональная компетентность будущего учителя» (2005 г.), «Развитие научного творчества студентов как условие повышения качества подготовки специалистов» (2006 г.)
В результате реализации координационно-деятельностного направления Школы педагога-исследователя акцентируется внимание на характере научного взаимодействия преподавателей и студентов, которое проявляется в отношении к педагогу как личности, способной к сотворчеству, диалогу со значимым Другим. Зона взаимодействия ученых и педагогов-практиков стимулирует интерес каждого участника научно-методического пространства колледжа к актуальным проблемам педагогического образования, объединяет в совместном поиске их решения.
Так, в рамках Школы педагога-исследо-вателя рассматриваются вопросы обновления содержания образования, что способствует поиску новаций в технологиях обучения. Использование нетрадиционных форм проведения занятий, таких, как: уроки «открытых мыслей», уроки, основанные на имитации деятельности (суд, следствие, трибунал, патентное бюро, ученый совет), уроки, основанные на формах, жанрах, методах работы, известных из общественной практики (исследование, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия), уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференции, аукцион, ринги, телемосты, брифинг); дискуссии и ее разновидности (круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты), а также игровые формы (конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, викторина), - обогащает и преподавателей, и студентов новыми идеями к созданию гуманитарной среды колледжа. Таким образом, интегрирование зоны взаимодействия ученых и педаго-
гов-практиков в научно-методическом пространстве колледжа способствует разработке и реализации гуманитарно-антропологических основ содержания образования педагогического колледжа.
Зона взаимодействия ученых и педаго-гов-практиков положительно влияет на развитие профессионально-педагогической направленности студентов колледжа, так как они поставлены в условия, способствующие пониманию значимости педагогической профессии. В результате проведения традиционного Дня науки в колледже студенты приходят к осознанию сложности педагогической деятельности в современных социальных условиях. Получены следующие отзывы студентов о сотрудничестве с учеными и опытными педагогами-практиками: «Думаю, что студенты педагогического колледжа могут гордиться, что им читал лекцию о гуманитаризации педагогического образования академик Российской академии образования Ю.В. Сенько» (Юлия С.); «Ученые рассказывали о наисложнейших явлениях, имеющих отношение к физике, астрономии, географии, педагогике, казалось бы, далеких от гуманитарных наук, и при этом читали стихи, приводили примеры из художественных произведений. В эти моменты глубже осознаешь смысл высказывания: «чтобы знание о другом, будь то человек или безгласная вещь, стало гуманитарным, оно должно обрести личностный смысл» (Наталия Ш.).
В ходе реализации результативно-аналитического направления Школы педагога-исследователя используется фронтальный, групповой и индивидуальный анализ ситуаций педагогического исследования. В рамках индивидуальной ситуации преподаватели и студенты автономно проектируют собственную исследовательскую деятельность. По выделенной проблеме исследования они составляют словарь профессиональных терминов, категорий, разрабатывают проект опытно-экспериментальной работы. При выполнении проекта учитывается, что теоретический аспект предполагает конкретное решение, а практический - готовые рекомендации для пробы сил в профессиональной деятельности со школьниками. Преимуще-
ство индивидуальной работы - возможность для преподавателя и студента общаться на уровне взаимопонимания, вступать в творческий диалог.
Групповая проектная деятельность обусловила выбор такой формы, как круглый стол. Общение педагогов и студентов на заседании круглого стола «Мы и наука» позволяет каждому педагогу и студенту выйти на функциональную позицию «соавтора» по отношению к другим членам коллектива, подняться на ступень высокопродуктивного типа научного взаимодействия, поразмышлять над вопросами гуманитаризации образовательного процесса колледжа.
В качестве фронтальных, промежуточных, итоговых форм научно-исследовательской работы в педагогическом колледже используются: сообщения и доклады на заседании методобъединения или кафедры гуманитарных наук; участие в заседаниях научного студенческого общества, конференциях, конкурсах исследовательских работ и выставках научно-технического творчества молодежи; защита курсовых и выпускных квалификационных работ; публикация тезисов и статей в сборниках колледжа.
Следующий этап включения студентов в гуманитарно значимую научно-исследовательскую деятельность предполагает реализацию спецкурса «Человековедение и гуманитарная культура». Данный спецкурс знакомит студентов с целями, задачами, принципами гуманитаризации образовательного процесса, позволяет освоить традиции педагогического колледжа как основу приоритетности общечеловеческих интересов и ценностей в подготовке современных специалистов, выявить и установить межпредметные связи лингвистики, психолого-педагогичес-ких дисциплин и частных методик с целью осознания себя в профессии. Он сочетает в себе обучение студентов законам, нормам человеческого бытия в условиях понимания каждым своего места в обществе, в духовном мире; формирование субъектной позиции студента в познавательной деятельности: от деятельностного исполнителя, воспринимающего информацию, к полной самостоятельности в речевых проявлениях, поведении.
По своему содержанию спецкурс «Человековедение и гуманитарная культура» является междисциплинарным, отражает профессиональные предпочтения преподавателей и интересы студентов, что выявляет его направленность на самообразование (накопление знаний о профессии), самопознание (углубление интересов и отношений) и самореализацию (расширение диапазона педагогического опыта), способствует развитию профессионально-педагогической направленности студентов.
Спецкурс реализует принцип «гуманитарно-нравственной» направленности (гуманитарная рефлексия), который предполагает отстаивание своей позиции, своей точки зрения по таким вопросам, как: человек - человек, человек - общество, человек - человеческий универсум. При этом решаются задачи познавательного характера, актуализирующие ситуации выбора вариантов решения, сопоставления известных фактов с неизвестными, что побуждает студентов к углублению профессиональных интересов и знаний.
Логичным продолжением данного спецкурса является психолого-педагогический практикум «Педагог-профессионал», учитывающий особенности профессиональной деятельности учителя начальных классов как специалиста-универсала, умеющего ориентироваться в разных областях научного знания. Материалом для наблюдения на занятиях практикума являются сочинения студентов о профессии учителя «Как я решила стать учителем», «Мой любимый учитель», «Профессия учителя - это айсберг» и подготовленные высказывания о педагогической деятельности. Данные творческие задания выявляют неоднозначность мотивов, побудивших студентов к поступлению в педагогический колледж. Так, будущие учителя объясняют выбор профессии любовью к своему первому педагогу, любовью к детям или примером близких людей, хотя отмечаются и другие мотивы, далекие от собственно педагогической деятельности.
Постоянное обновление информационного и процессуального состава действий на занятиях практикума влияет на повышение уровня притязаний студентов, достижение цели исследования, актуализацию субъект-
ной позиции будущего учителя, развитие его стремления понять, объяснить, интерпретировать явления или события, представленные для анализа, устранить препятствия для осуществления познавательных процессов. Многомерность созданных ситуаций является структурным замыслом в конструировании процесса гуманитаризации. В связи с этим студенты оказываются ближе к разработке собственной программы действий.
Для определения критериев уровня гуманитарной подготовки будущего учителя организуется дискуссия по теме «Какой педагог нужен начальной школе XXI века?». Студенты приходят к выводу о значимости таких профессиональных качеств, как способность к объективной оценке социальных и педагогических явлений (критическое мышление), степень социальной адаптации, готовность к профессиональной мобильности, чувство профессиональной ответственности перед обществом.
Таким образом, программирование содержания обучения на основе спецкурса «Человековедение и гуманитарная культура» и практикума «Педагог-профессионал» обеспечивает возможность прогнозирования развития личности студента, его профессионально-педагогической направленности: положительное отношение к педагогической деятельности, предмету, детям, себе как педагогу; склонность к научной деятельности, к нововведениям; выработку личностных смыслов, обретение которых есть суть бытия человека.
Важную роль в координации исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа выполняет научное студенческое общество. Это самостоятельное формирование, объединяющее студентов, склонных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального, профессионального и культурного уровня. Научное студенческое общество в педагогическом колледже решает следующие задачи:
- формирование предпосылок для самореализации творческих способностей;
- создание условий для популяризации научных знаний и достижений среди студентов и преподавателей;
- расширение теоретического кругозора и научной эрудиции;
- включение в научно-исследовательскую деятельность студентов в соответствии с их научными интересами;
- выполнение научных работ по актуальным проблемам модернизации начального, среднего общего и профессионально-педагогического образования.
Планирование работы научного студенческого общества осуществляется на основе выявления интересов, потребностей и возможностей, отношения и степени готовности студентов и преподавателей к научно-исследовательской деятельности. Как показывает анкетирование, на развитие мотивов студентов к научно-исследовательской деятельности влияет атмосфера учебного заведения, личность научного руководителя, формы и методы ведения учебной и научной работы. Диагностирование мотивации исследовательской деятельности помогает наметить пути формирования у студентов положительного, заинтересованного отношения к научно-исследовательской деятельности.
В рамках научного студенческого общества действуют проблемно-исследовательские группы и творческие лаборатории: «Педагогическая культура», «Искусство преподавания», «Классическая литература в свете Евангелия», «Традиции педагогического колледжа в подготовке современного специалиста», «Диалог культур», «Воспитание грамотного читателя» и «Педагогическая риторика». Работа творческих лабораторий выстраивается таким образом, чтобы студенты осознавали, что «образование человека есть путешествие в стране духа, в мире человеческой культуры» (С.И. Гессен). Студенты, занимающиеся в творческих лабораториях, исследуют актуальные проблемы образования: «Личность младшего школьника в аспекте гуманизации образования», «Изучение реалий английского языка в начальной школе», «Экологическое воспитание младших школьников», «Использование информационных технологий в образовательном процессе колледжа» и другие.
На решение задач развития творческого потенциала студентов, их профессионально-
педагогической направленности, формирование ценностного отношения к детям, к себе как профессионалу, обществу ориентирована творческая лаборатория «Искусство преподавания», выполняющая накопительную, развивающую и созидательную функции. Процесс накопления представлений студентов осуществляется посредством решения творческих заданий, отражающих контекст будущей профессиональной деятельности: презентация методической системы педагога-новатора, проекта профессиограммы учителя начальных классов; составление коллажа «Идеальный воспитатель»; обсуждение педагогических ситуаций. Научно-исследовательская работа студентов развивающего характера состоит в овладении диагностическим инструментарием, включающим диагностику личностного развития школьника в условиях взаимодействия «учитель - ученик», «ученик - ученик», «учитель - родитель», «ученик - родитель». Научное взаимодействие студентов и преподавателя в заявленном аспекте направлено на постижение гуманитарной культуры как сложного смыслового образования, освоение научной терминологии исследования, формирование исследовательских умений студентов, навыков проведения диагностических срезов. Созидательная функция научно-исследовательской деятельности будущего учителя заключается в разработке сценариев устных журналов и литературных композиций, проектировании уроков русской словесности, использовании накопленных материалов на педагогической практике.
Так, педагогическая практика в Ташлин-ском детском доме позволила студентам выполнить важную социальную миссию по охране защиты детства, поскольку работа с учащимися школы-интерната коррекционного типа потребовала особых профессиональ-
ных качеств. Опыт работы в Ташлинском детском доме: подготовка и проведение праздников, спектаклей, инсценировок и конкурсов - способствовал соотнесению теоретических изысканий студентов с практическим использованием методических находок в работе с трудными детьми, детьми-сиротами.
Используя методики психолого-педаго-гической диагностики развития младшего школьника, студенты вырабатывают навыки аспектного описания передового опыта учителей, собственного опыта на основе самоанализа уроков, внеклассных мероприятий, выездных праздников «Дней детства». Сотрудничество педагогов колледжа, учителей образовательных учреждений и студентов не в искусственно созданных условиях, а в живом деле по воспитанию школьников влияет на характер научного взаимодействия преподавателя и студента (табл. 1).
Высокопродуктивный уровень научного взаимодействия преподавателей и студентов характеризуется тем, что и учебная, и профессиональная деятельность приобретают ярко выраженную научно-исследовательскую направленность. Студенты проявляют устойчивый интерес к научному исследованию, связывают свои жизненные планы с деятельностью в сфере образования и планируют продолжить исследование по интересующей их педагогической проблеме. Преподаватели колледжа при этом обеспечивают проблемную, исследовательскую направленность и учебной, и внеучебной деятельности; студенты выступают соавторами научных статей, методических сборников и пособий.
В целях научного взаимодействия колледжа с другими образовательными и культурно-просветительными учреждениями используются такие формы гуманитарно значимой научно-исследовательской деятельно-
Таблица 1. Уровни научного взаимодействия преподавателей и студентов (в %)
Уровень Результаты экспериментальных групп
Начало эксперимента Окончание эксперимента
Высокопродуктивный 7,8% 10,9 %
Среднепродуктивный 35,6 % 48,2 %
Низкопродуктивный 33,1 % 28,4%
Непродуктивный 23,5 % 12,5%
сти, как: научно-методические семинары для учителей базовых школ, работников детских библиотек, педагогические чтения, историко-педагогические конференции и олимпиады. Так, ежегодная межколледжная олимпиада «Молодое поколение педагогов в XXI веке» объединяет тех, кто хочет утвердиться в своих способностях, содействует взаимодействию научных обществ педагогических колледжей области.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов в условиях гуманитаризации образовательного процесса колледжа специфична по своим целям, содержанию и формам реализации, что позволяет развить важные профессиональные качества будущих педагогов-исследователей: творческое мышление, активность, самостоятельность, открытость диалогу с людьми и миром во времени и пространстве.
Список использованной литературы:
1. Бахтин, М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. - СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.
2. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.
3. Борытко, Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод. пособие / Н.М. Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 120 с.
4. Гагаев, А.А., Гагаев, П.А. О педагогически значимых концептах в сознании воспитанника современной школы // Философия отечественного образования: история и современность: сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2006. - 231 с.
5. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский; - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
6. Каган, М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // MAGISTER. - 1998. - №4. - С. 88-95.
7. Петрунева, Р.М. Гуманитаризация образования: Модель гуманитарно-ориентированного специалиста: учеб. пособие / Р.М. Петрунева; Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 1998. - 114 с.
9. Попова, В.И. Теоретико-методологическое обеспечение внеаудиторной деятельности студента / В.И. Попова. - М.: Компания Спутник, 2005. - 70 с.
10. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.В. Сенько. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.