Научная статья на тему 'Процесс формирования исследовательских умений студентов среднего профессионального образования'

Процесс формирования исследовательских умений студентов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Н. Г.

Формирование исследовательских умений студентов в учреждениях среднего профессионального образования не представляет возможности без определенного набора педагогических условий. Организация исследовательской деятельности стимулирует студентов на решение профессиональных задач, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста при наличии педагогических условий: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства; у чет индивидуальных особенностей студентов при выборе темы исследования; разработка и использование дидактического обеспечения для эффективной исследовательской деятельности; реализация взаимодействия преподавателя и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князева Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования исследовательских умений студентов среднего профессионального образования»

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Князева Н.Г.*

Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений,

г. Слободской

Формирование исследовательских умений студентов в учреждениях среднего профессионального образования не представляет возможности без определенного набора педагогических условий. Организация исследовательской деятельности стимулирует студентов на решение профессиональных задач, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста при наличии педагогических условий: необходимость постоянного совершенствования педагогического мастерства; у чет индивидуальных особенностей студентов при выборе темы исследования; разработка и использование дидактического обеспечения для эффективной исследовательской деятельности; реализация взаимодействия преподавателя и студентов.

Проблемами подготовки студентов к исследовательской деятельности в средних профессиональных учреждениях занимались Т.П. Вишнякова, М.П. Гурьянова, Л.П. Козлова, Н.В. Матолыгина, Н.П. Меньшикова, О.И. Мит-рош и др.

Формирование исследовательских умений и навыков студентов учреждений среднего профессионального образования идёт в процессе изучения дисциплин предметной подготовки и основ учебно-исследовательской деятельности [1].

Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по ФГОС СПО выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа.

Исследовательская работа воспитывает у будущего специалиста интерес к творческой работе, стремление получать достоверные результаты, довести их до практического использования, помогает студенту войти в систему профессиональных ценностей, сформировать в себе уверенность и т.д. Исследовательская деятельность основывается на принципах проектирования, где исследовательский проект является движущей формой построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества.

Исследовательская деятельность позволяет обеспечить осознанное и глубокое усвоение учебного материала по дисциплинам предметной подго-

* Преподаватель высшей категории, соискатель.

товки, индивидуализировать подготовку специалистов, развить у них такие качества современного специалиста, как компетентность, самостоятельность, творческий подход к делу, сформировать умения непрерывно учиться, обновляя свои знания, приобрести навыки исследовательской работы [2].

Формирование исследовательских умений студентов в учреждениях среднего профессионального образования не представляет возможности без определенного набора педагогических условий. Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию профессиональных интересов, мы должны уточнить, что нами понимается под таковыми. В научной литературе описываются педагогические условия с различных точек зрения. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, являются определения данные Н.М. Борытко и А.В. Леонтовичем.

Под педагогическими условиями Н.М. Борытко рассматривает совокупность внешних обстоятельств, которые оказывают влияние на протекание педагогического процесса, сознательно сконструированные педагогом, предполагающие достижение определенного результата.

Леонтович А.В. описывает педагогические условия, которые обеспечивают поэтапное включение студентов в учебно-исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы с учетом социального партнерства; постоянное повышение уровня педагогического руководства учебно-исследовательской деятельностью студентов; организация учебно-практического сотрудничества студентов, преподавателей, социальных партнеров [3, 4].

Для выявления сформированности исследовательских умений мы использовали «Карточку самодиагностики исследовательских умений» По данным анкетирования получили следующие результаты: 26 студентов не владеют таким умением, как определять проблему, актуальности и выдвигать гипотезу, большинство опрошенных это студенты первого и второго курсов. Однако анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы как отметили студенты, умеют студенты выпускных курсов. 32 студента, из числа опрошенных затрудняются в проведении экспериментов, наблюдений, так же 27 студентов не умеют объяснять, защищать и доказывать свои идеи. Такие результаты заставили задуматься всех участников образовательного процесса, в результате было принято решение о внедрении комплексной программы, позволяющей повысить уровень сформированности у студентов исследовательской компетенции.

Педагогическим коллективом разработана комплексная Программа формирования исследовательских компетенций студентов. Программа рассчитана на студентов 1-5 курсов, включая студентов заочного отделения. Программа включает следующие разделы: паспорт программы; аннотация; введение; анализ проблемной ситуации: краткая характеристика, основная проблема формирования исследовательских компетенций, концепция форми-

рования исследовательских компетенций; основные направления формирования исследовательских компетенций; цель, задачи комплексной программы; основные задачи; принципы формирования исследовательских компетенций.

Для внедрения Программы повышения уровня сформированности у студентов исследовательской компетенции мы обозначили следующий алгоритм работы, который представлен на рис. 1.

А

Рис. 1. Алгоритм работы формирования исследовательской компетенции

На предварительном этапе проводится входная диагностика исследовательских умений и навыков студентов нового набора, выявляются уровни сформированности исследовательских навыков, обозначаются «узкие места», которые требуют дальнейшей работы со студентами вне зависимости от их уровня владения исследовательскими навыками.

На организационном этапе реализуется основной блок Программы формирования исследовательской компетенции студентов. Программа включает основные направления учебно-исследовательской деятельности: включение в учебно-исследовательскую деятельность способных студентов в соответствии с их интересами в той или иной области знаний; обучение студентов работе с научной литературой, формирование информационной культуры исследования; организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований студентов; привлечение преподавателей к руководству учебно-исследовательских работ студентов; подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, творческих отчетов, смотров-конкурсов; редактирование и издание студенческих сборников.

Воплощая Программу формирования исследовательской компетенции студентов, на контрольном этапе проводится диагностика на предмет сфор-мированности исследовательских умений и навыков. По данным диагностики можно судить об эффективности внедрения Программы. Данные ан-

кетирования показали следующие результаты: частично могут определять актуальность 4 студента; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы умеют все студенты колледжа; 15 студентов из числа первокурсников затрудняются в проведении экспериментов, наблюдений, но имеют об этом представление и 3 студента не были участниками эксперимента, 2 студента затрудняются в защите своих идей.

Таблица 1

Процесс формирования исследовательской компетенции студентов

Действие Цель Формы реализации

самосовершенствование способствует профессиональному росту семинары, курсы, лаборатории, которые объединят преподавателей и студентов в творческий союз.

методическое сопровождение методическое обеспечение процесса организации исследовательской деятельности комплект материалов: программа, учебные пособия для преподавателя, методическая литература для преподавателя и студента, раздаточный и презентационный материал

взаимодействие преподавателя и студента создание творческой среды, атмосферы психологического комфорта, привлекая к сотворчеству и сотрудничеству всех участников образовательного процесса, включая и социальных партнеров научно-практические конференции, дискуссии, форумы, стендовые защиты, презентации полученных результатов или опыта

Реализация учебно-исследовательской деятельности в колледже решает следующие задачи: образовательных: создание условий, способствующих освоению студентами способов познания мира, формирование умений и навыков проведения исследований; воспитательных: создание условий для самоопределения и самореализации, для индивидуальной и коллективной творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры; развивающих: развитие способностей и мотивации студентов к познанию сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.д.), развитие умений самостоятельно, творчески мыслить, создание внутрилично-стных ресурсов для профессиональной и социальной адаптации.

Организация исследовательской деятельности стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала, формировала умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.

Таким образом, исследовательская деятельность студентов - это одна из форм учебного процесса, которая наиболее удачно сочетает обучение и практика. В рамках данной работы студент сначала приобретает навыки исследо-

вательской работы, затем начинает воплощать приобретенные теоретические знания в исследуемой работе, так или иначе связанной с практикой.

Список литературы:

1. Анисимов Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование. - 2002. - № 4. - С. 8.

2. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001.

3. Леонтович А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников / А.В. Леонтович. - М.: Изд. Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, 2003. -19 с.

4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей / А.В. Леонтович. - М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

© Мягкова Н.А.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье сделана попытка осмысления сущности и содержания куль-туросообразной среды университета как совокупности сфер жизнедеятельности субъектов образования, обеспечивающих успешность формирования творческих качеств личности посредством реализации принципов культуроцентрической концепции образования.

В последние годы предметом достаточно острого научного обсуждения стали духовные ценности общества и объективные причины снижения внутренней культуры российской студенческой молодежи, будущей интеллектуальной, политической, экономической и культурной элиты России. Особую значимость приобретают ее ценностные ориентации, системно--организационные процессы, в которых социокультурные, нравственно-ценностные человеческие отношения и действия становятся второстепенными. В этих условиях все более актуальной становится проблема исследования факторов, способствующих усилению приоритетности духовной культуры, концентрирующей в себе лучший социальный опыт многих поколений людей. Несомненно, процесс овладения необходимыми знаниями, умениями, опытом, личностными нравственно-ценностными качествами затрагивает сферу об-

* Методист кафедры Дидактики и частных методик, магистр педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.