УДК 378: 001. 891: 37.026.9 ББК Ч 448. 027.8+Ч402.61
А.Б. Панькин, Е.С. Хвостикова
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы организации исследовательской деятельности студентов в период их профессиональной подготовки. Основным элементом формирования опыта исследовательской деятельности студентов является учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность, так как именно при овладении этими видами деятельности повышается уровень профессионального становления.
Ключевые слова: деятельность, исследовательская деятельность, профессиональное становление, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность.
A.B. Pankin, E.S. Khvostikova
THE ORGANIZATION OF STUDENTS’ STUDENTS RESEARCH ACTIVITY IN THE PERIOD OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING
Annotation. The article deals with the theoretical and practical problems of the organization of students’ research activity in the period of their professional training. The main element in the formation of students’ experience of research is an educational research and research activities. The author believes that the process of mastering these very activities increases the level of students ’professional development.
Keywords: activity, research activity, professional formation, educational and research activity.
Быстро меняющаяся жизнь принуждает нас пересматривать роль и значение исследовательских методов обучения в практике общего образования и исследовательского поведения в жизни человека. C началом XXI века становится все более понятно, что навыки и умения исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, oни нужны каждому человеку. Стремительное изменение в экономической и социальной сфере нашего общества объясняют инновационные процессы в cиcтeмe образования. Сегодня общество предъявляет иные требования к выпускнику, которому предстоит осваивать ряд разнообразных творческих профессий, что заставляет переходить c традиционных стстем обучения на новые технологии. Изменения в жизни общества стимулируют будущего учителя к разнообразным видам исследовательской деятельности. Значимость проблемы организации исследовательской деятельности студентов в период их профессиональной подготовки определена проникновением процессов гуманизации и демократизации в систему образования, необходимостью создания вероятностей для лучшего развития каждой личности, ее недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической практике и теории и индивидуальных особенностей, важностью для специалистов в их будущей профессиональной деятельности [1, С. 31].
Исследования в этой области ведутся в разных направлениях. Психолого-педа-гогические основы исследовательской деятельности студентов открыты в трудах С.И. Архангельского, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.В. Давыдова, С.И. Зиновьева, В.А. Крутецкого и др. Место и роль научных исследований в системе высшего образования установлены Л.А. Горбуновой; психолого-педагогические факторы успешности научно-исследовательской работы студентов проанализированы в трудах Л.Ф. Авдеевой; формы и виды сотрудничества преподавателей и студентов, специфику исследовательской деятельности студентов, разбирают Л.И. Аксенов, Б.И. Сазонов, Н.В. Сычкова; социальные функции научно-исследовательской работы студентов и опыт разработки комплексного планирования исследовательской деятельности студентов рассмотрены Л.Г. Квиткиной; научно-исследовательскую работу студентов как элемент подготовки будущих специалистов анализируют З.Ф. Есаре-ва, Н.М. Яковлева; исторические проблемы студенческих исследований обнаружены М.В. Ковалевой; педагогические условия взаимосвязи учебной и научной исследовательской деятельности студентов выделены В.Н. Намазовым; изучением практики научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов занимались Е.П. Елютин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин; научная деятельность высших учебных заведений, ее специфика и виды рассматривается Ю.В. Васильевым, Г.А. Засобиной, Н.В. Волковым; вопросы развития научно-исследовательской культуры учителя выявлены Т.Е. Климовой; проблеме формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности посвящены исследования П.Ю. Романова, В.П. Ушачева.
Известно, что начинающие исследователи не умеют отмечать конкретные виды прямой реализации результатов исследования; отличать конкретно педагогические задачи от теоретической проблемы; употреблять методологические знания в качестве инструмента педагогической практики; сопоставлять практические задачи с научной проблематикой, пользуясь языком науки; научно аргументировать программу опытно-экспериментальной работы, способы ее проведения и представления результатов; придерживаться логической последовательности действий в проведении педагогического исследования и др. [1, С. 23].
В настоящее время общество нуждается в специалистах, которые могут самостоятельно ориентироваться в потоке изменяющейся информации, способные анализировать, сравнивать, отыскивать наилучшие варианты решений, т.е. проводить исследования в условиях определенного производства. Из-за этого сильно поменялись требования к уровню профессиональной подготовки студентов, целям содержанию образования в высшей школе, что находит отражение в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в учебных планах и программных документах вузов, нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность вузов.
Главной целей современного вуза является подготовка выпускника, который будет способен к успешной учебной или научной исследовательской деятельности в разнообразных областях знаний, требующих от человека интеллектуальных усилий и творческого напряжения. Исследовательский подход как метод обучения и способ познания мира был испытан еще в античности. Сократовский метод подразумевал собою беседу-исследование: с помощью остроумных вопросов, задаваемых друг другу, открывалось несоответствие между привычными суждениями и теми соображениями, которые давал тщательный анализ, обнаруживались противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений окружающего мира. Понимание этих противо-
речий вызывало мысли, появлялись новые вопросы, которые шаг за шагом приводили к истине. Сократ учил смело и самостоятельно мыслить, считаясь не с расхожими догмами и мнениями, а с теми данными, которые раскрывало само исследование в процессе его проведения [6, С. 26].
В настоящее время существует проблема разработки комплекса организационных педагогических условий для вырабатывания исследовательских умения и навыков студентов высшего учебного заведения. В ходе проведения исследований решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведение исследования и, в то же время знания по педагогике, методике, психологии, основам учебно-исследовательской деятельности заслуживают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате происходит увеличение уровня методической подготовки будущих педагогов.
Деятельность в целом, по определению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, представляет собой процесс энергичного взаимодействия личности с миром, во время которого личность удовлетворяет какие-либо свои надобности. Деятельность можно назвать любую активность субъекта, которой он сам сообщает некоторый смысл [2, С. 4].
Исследовательская деятельность, по мнению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется активностью и сознанием личности, сосредоточенная на удовлетворение интеллектуальных, познавательных потребностей, предметом которой является новое знание, обретенное в соответствии с установленной целью и в соответствии с рационально-объективными законами и индивидуальными обстоятельствами, устанавливающими реальность и достижимость цели. Установление конкретных средств и способов действий через постановку проблемы, создание гипотезы (теории), проведение эксперимента, нахождение объекта исследования, описание и истолкование фактов, полученных в эксперименте, прогнозирование и проверку полученного знания устанавливают специфику и сущность этой деятельности». В образовании она используется с целью приобщить студентов к конкретной науке как профессиональной деятельности. Это один из универсальных способов постижения действительности, способствующий развитию и существованию личности в современном интенсивно изменяющемся мире. Исходя из этого, она выходит как учебная практика, использующая опыт, выработанный наукой в круге организации исследования в определенных предметных областях. Исследовательскую деятельность мы понимаем не только в определенно-организационных рамках работы над заданной проблемой и написании учащимися исследовательской работы, а шире. Мы придерживаемся теории С.Л. Рубинштейна, что учение - это «совместное исследование, проводимое учеником и учителем». Именно педагог задает условия и формы исследовательской деятельности, из-за которых у студента формируется внутренняя мотивация. Самое главное для учителя - это не провести и проработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и закрепить его, а постоянно двигать, расшатывая, и отрицать наработки, иначе начнет пропадать личный интерес к исследовательской деятельности. Интерес и внутренняя мотивация к вопросу исследования у самого педагога - начало успеха реализации исследовательской деятельности студентов. Успех любой деятельности в значительной мере зависит от мотивации учения. Без нее возможна лишь малоэффективная работа по принужденности. Этот вопрос достаточно успешно решается при применении в образовательной практике учебноисследовательской деятельности [1, С. 11].
В психолого-педагогической литературе под учебно-исследовательской деятельностью студентов подразумевается учебная деятельность по усвоению теоретических и практических знаний в основном самостоятельным употреблением научных методов познания, что является средством и условием развития у учащихся творческих исследовательских умений. Она полагает наличие основных этапов, присущих для научного исследования: формулирование темы, постановка проблемы; выдвижение гипотез, целеполагание; знакомство с литературой по данной проблематике; освоение методами исследования; сбор собственного материала; его выводы, анализ, обобщение. Проведение исследований актуализируют мыслительный процесс, устремленный на нахождение и решение проблемы. Эта деятельность требует неплохого владения методиками исследования, значительного уровня знаний, главным образом от самого педагога, наличия значительной библиотеки с солидной литературой, и желания углубленно работать с обучающимися по изучению темы исследования.
Учебно-исследовательская деятельность - это процесс решения установленной проблемы на основе самостоятельного поиска теоретических знаний; предвиденье и прогнозирование, как результатов решения, так и процессов и способов деятельности. Мы обусловливаем ее как творческий процесс взаимодействия педагога и студента, понимания (или решения) неизвестного. Формируется мировоззрение и развивается исследовательская позиция не только у студентов, но и у их наставников, так как в личностном общении обе стороны претерпевают взаимное воздействие. Так как они -активные деятели, то тот, кого ведет педагог, не пассивно ведомый, а самостоятельно «идущий за ведущим». В исследовании совершается активное взаимодействие, а не пассивное восприятие сведений. Исследование не может реализовываться в рамках системы догматов, но оно пользуется накопленным опытом, сформировавшимися традициями научного поиска. Педагог здесь выступает не как источник «знаний в последней инстанции», а именно как носитель организации деятельности. Необходимость организации и самого обширного использования разных видов исследовательской деятельности (учебной и научной) в обучении никаких сомнений не вызывает, и вопроса «зачем» не существует [5, С. 147].
Профессиональное становление педагога эффективно реализуется не только в творческой учебно-исследовательской деятельности, но и в научно-исследовательской деятельности, которая наведена на получение новых знаний, умений и навыков. Вся научно-исследовательская деятельность вуза состоит из научно-исследовательской деятельности студентов и научно-методической деятельности преподавателей. Научно-исследовательская деятельность студентов - процесс взаимной творческой деятельности научного руководителя и студента по обнаружению сути изучаемых явлений или процессов, поиску закономерностей, систематизированию объективно и субъективно новых знаний, проектированию, разъяснению, описанию. Главной целью научно-исследовательской работы студентов вуза является увеличение уровня научной подготовки специалистов среднего уровня и выявление талантливой молодёжи. Задачи научно-исследовательской деятельности студентов: обеспечить крепкое и полное овладение знаниями по специальным и соседним дисциплинам; привить изначальные систематические навыки проведения теоретических и экспериментальных научно-исследовательских работ в системе образовательного и творческого процессов; развить аналитическое, творческое мышление, расширить теоретический кругозор, способности к творческой работе; сформировать умения по употреблению теоретических знаний для решения определенных практических задач; выработать потребности и умения самостоятельно все больше пополнять свои знания по специ-
альности, навыки работы в творческих коллективах; содействовать профессиональной и социальной адаптации; расширить знания по существенным для данной специальности направлениям техники и науки.
Научно-исследовательская работа студентов организуется в рамках научного студенческого общества, которое имеет свое название, девиз, эмблему. Для реализации поставленных целей важно будет: построить наилучшие условия для организации всевозможных форм научно-методической и научно-исследовательской работы студентов и преподавателей; формировать интересы студентов и преподавателей к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки выполнения исследований.
Формы организации научно-исследовательской работы студентов и преподавателей: участие студентов и преподавателей в работе научно-практических конференций, грантах, «дней науки», семинаров и др.; издание учебных пособий, монографий, методических указаний и т. п.; выступления по радио и телевидению, Шете^ публикации на страницах печати,; применение результатов научно-исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе и др. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа предоставляет возможность развивать мышление, развивает познавательную активность, творческие способности у студентов, помогает вырабатывать интерес к научному постижению и исследовательский опыт [5, С. 98].
Отличие между научным исследованием и исследованием учебным лежит в том, что исследование обычно начинается с ряда явлений, фактов, процессов, цель которого - выявить новое явление, факт, закон, закономерность.. .Открытый феномен может быть новым для того, кто осуществил это открытие в данный момент или может быть до этого неизвестен никому. Сущность исследовательской деятельности заключается в открытии чего-то нового - субъективно существующего, но неизвестного ранее. Новое знание - это важный, дефицитный ресурс, ценный с точки зрения той продукции, для производительности которой оно могло быть применено, следовательно, развитие и исследование лежат в основе производительных процессов. При этом субъективная новизна отличает исследование учебное, а объективная новизна открытия становится результирующим признаком научного исследования [4, С. 193].
В настоящее время сформировались некоторые предпосылки исследования проблемы организации исследовательской деятельности студентов:
1) практические - накоплен обусловленный опыт организации исследовательской деятельности студентов в разнообразных вузах;
2) социальные - нуждаемость общества в специалистах, способных инициативности, к самостоятельности и творчеству, к профессиональной мобильности, преобразовательной деятельности;
3) теоретические - разработан комплекс вопросов теории педагогики и психологии по организации исследовательской деятельности и формированию исследовательских умений студентов в процессе обучения.
Занятия исследовательской деятельностью, в механизме которой заложенные от природы потребности студентов в поиске решения появляющихся задач, предоставляют существенные возможности, для саморазвития личностного потенциала в процессе получения необходимых умений и знаний, приобретают характер научного познания реальной действительности. Формирование опыта исследовательской деятельности студентов - необходимый компонент процесса подготовки выпускников к решению всевозможных учебных, позже - производственных и житейских задач. Под опытом деятельности в современной педагогике определяется совокупность усвоенных знаний и умений и способов деятельности в ходе работы или регулярного при-
менения сил в какой-либо области с целью постижения реальной действительности. В условиях экономических социальных перемен в нашей стране, когда значительное деление общества по уровню доходов создает трудности для приобретения желаемого образования, становится безусловной необходимостью формирования опыта исследовательской деятельности студентов в период их профессиональной подготовки. Такой опыт формирует предпосылки для самоопределения личности и в дальнейшем получения профессии. По данным социологических и психолого-педагогических исследований опыт разных видов деятельности оказывать содействие в социализации и самоактуализации студентов. Сегодня качество образованности личности определяется способностью осуществлять свои возможности, быть конкурентоспособным на рынке труда и совершенствоваться в профессиональном, интеллектуальном и других направлениях [2, 136].
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами на базе «Калмыцкого Государственного Университета» факультета педагогического образования и биологии. В эксперименте принимали участие студенты выпускных курсов в составе 28 человек. В экспериментальную группу входят студенты 4 курса бакалавриата направления «педагогика», в контрольную группу вошли студенты 5 курса специальности педагогика и методика начального образования. Для изучения качественной стороны готовности к исследовательской деятельности студентов было проведено исследование, в котором приняли участие студенты 4 и 5 курсов. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью первого этапа эксперимента было выявление уровня сформированности опыта исследовательской деятельности студентов - будущих учителей начальных классов. Для проведения исследований мы использовали некоторые методики (С.А. Пакулина, М.В., Овчинников «Мотивация учения студентов педагогического вуза»; Карпов А.В. «Диагностика рефлексии»; Т.И. Ильина «Методика изучения мотивации обучения в вузе»), результаты которых представлены в таблице №1.
" '———- Группа Уровень — Экспериментальная группа Контрольная группа
Низкий уровень 75% 75%
Средний уровень 17% 17%
Высокий уровень 8% 8%
В таблице показано, что на начальном этапе у обеих групп одинаковый уровень сформированности готовности к исследовательской деятельности.
На втором (формирующем) этапе эксперимента студентам были предложены проекты этнокультурной направленности. Поскольку современными исследователями определено, что возрождение этнических традиций воспитания в образовательных учреждениях невыполнимо без педагога, понимающего важность этой деятельности на современном этапе и профессионально подготовленного к ней, что, в свою очередь, вызывает огромную необходимость теоретического обоснования совокупности требований, предъявляемых к специалистам, которые будут обеспечивать осуществление этнокультурного компонента содержания образования. Так, один из проектов был посвящен трудовым традициям калмыцкого народа. Анализ работы над проектом «Техника вязания крючком как средство формирования эстетической культуры младших школьников на уроках труда» дал возможность выявить следующие показатели: у студентов не вызывала особенных трудностей работа с литературой для теоретической части. Основную трудность вызвало введение при составлении методологиче-
ского аппарата. Студенты не различают предмет и объект, не могут сформулировать цель и поставить задачи, не понимают логику своего исследования. На формирующем этапе эксперимента можно выделить уровни формирования исследовательских умений: на первом уровне преподаватель помогает студентам собрать информацию, сформулировать проблему, гипотезу, способ обоснования гипотезы в предложенных задачах должен быть известен студентам и не вызывать у них затруднений; на втором уровне студенты самостоятельно формулируют проблему, собирают информацию, выражают гипотезу, преподаватель помогает найти обоснование гипотезы; на третьем уровне студенты самостоятельно осуществляют исследование.
На третьем (контрольном) этапе эксперимента нами повторно устанавливался уровень сформированности опыта исследовательской деятельности студентов, результаты которого показаны в таблице № 2.
■———- Группа Уровень — Экспериментальная группа Контрольная группа
Низкий уровень 70% 75%
Средний уровень 18% 17%
Высокий уровень 11% 8%
Мы выяснили, что в экспериментальной группе к концу исследования результаты сформированное™ опыта исследовательской деятельности улучшились, а в контрольной группе остались прежними. Исходя из этого, мы пришли к выводу, что формировать опыт исследовательской деятельности важно не только в учебной, но и во внеурочной работе, путем приобщения студента к общественной деятельности. Кроме того, подготовить будущих учителей к ведению образовательной деятельности с учетом регионально-этнической направленности можно только при соответствующем подходе к организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Этнопедаго-гическое содержание профессионально-педагогической культуры педагога должно стать равноценным, а не вступать в качестве дополнительного к научно-педагогическому содержанию. В настоящее время в психолого-педагогической науке довольно освещенными остаются вопросы, связанные с обнаружением необходимых условий формирования этнопедагогической культуры студентов.
Изучая полученные результаты, мы выявили, что овладение студентом профессионально-исследовательских знаний (знаний об объекте исследования и знаний о способах познания) возможно двумя путями: или через собственную учебную или научно-исследовательскую деятельность, или получение их в готовом виде. Для образовательного процесса, направленного на формирование у студентов опыта исследовательской деятельности, наилучшим является второй путь, где принципиально изменяется структура деятельности студентов: она приобретает черты научного познания. Ориентация на второй путь подразумевает использование надлежащей технологии обучения, которая позволяет охватить в схеме познания интуитивно-образные и логические составляющие, целостно задействовать ресурсы правого и левого полушарий головного мозга, научить студентов технологии научного познания. Технология научного познания, как средство рационального достижения цели в процессе решения проблем, направляет творческие силы студента и освобождает его от возможности самому повторять метод «проб и ошибок», постигнутый наукой как сферой кооперативного научного творчества многих практиков и ученых. Обучение студентов технологии научного познания позволит обеспечить им владение соответственной технологией и конкретными техниками, знанием теории научного исследования, а, зна-
чит, и желание преобразовывать и познавать профессиональную действительность; технология научного исследования должна стать «рабочим инструментом» будущего специалиста.
Таким образом, для успешной организации исследовательской деятельности студентов - будущих учителей начальных классов в период их профессиональной подготовки разумно учитывать следующие позиции: ввести в учебный план блоки различных предметов, желательно этнокультурной направленности, на основе которых будут развиваться исследовательская деятельности студентов; выстраивать индивидуальный образовательный путь для каждого учащегося за счет курсов по выбору; применять организационные и содержательные возможности интеграции программ общего и дополнительного образования. Исследовательские работы предусмотрены учебными планами высших учебных заведений и являются неизбежными для всех студентов. В связи с этим, возникает необходимость глубокой подготовки всех студентов к проведению и организации педагогических исследований.
Список литературы
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. [Текст]/Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: «Академия», 2007.- 128 с.
2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]/Н.М. Борытко, А.В.Моложавенко, И.А.Соловцова. - М.: Академия, 2008. - 320 с.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогическая пансофия. Монография. - Элиста, КГУ -2009. - 576 с.
4. Гузеев В.В. Исследовательская работа в профильном обучении. //Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 192 - 196.
5. Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся.//Народное образование. - 2004. - №2. - С. 146-149.
6. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. [Текст] /И.И. Логвинов. - М.: Народное образование, 2003. - 224 с.