УДК 378.14+681.142.5 ББК 74.58
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧСКОГО ВУЗА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
I П.А. Хроменков
Аннотация. Актуализируется проблема профессионально-педагогической подготовки конкурентоспособных студентов вуза в условиях социально-ориентированных рыночных отношений в образовании и уточняется смысл понятия конкурентной образовательной среды. Представляются аналитические данные опытно-экспериментальной работы со студентами педагогического вуза и педагогическими работниками общеобразовательных школ по выявлению и формированию у них качеств конкурентоспособной личности. Рассматривается модель эффективного формирования профессионально-педагогической компетентности выпускников в условиях межнаучной коммуникации, обеспечивающей их готовность к профессиональной деятельности, построенной на основе конкурентных отношений в образовательной среде. Выделяются показатели готовности педагогических работников к включению в конкурентные отношения: владение качественно новыми - межнаучными знаниями о ключевых проблемах современной образовательной практики и возможных путях их решения, обобщенными умениями прогнозирования, организации целостного учебно-воспитательного процесса и управления им, метаязыком, обеспечивающим развитие потребностей и способностей актуализировать и эффективно использовать потенциал современного человекознания в образовательной деятельности.
9
Ключевые слова: качество образовательной деятельности учителя, межнаучная коммуникация в педагогическом образовании, конкуренция, конкурентная образовательная среда, конкурентоспособность личности педагога.
THE COMPETITIVITY OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY GRADUATES: REALITIES AND PERSPECTIVES
I P.A. Khromenkov
Abstract. The article elaborates on the problem of professional pedagogical training of competitive university students in the conditions of socially ori-
ented market relations in education and specifies the essence of the idea of competitive educational environment. It also presents the analytical data of experimental work with teacher training university students and secondary school workers aimed at revealing and forming the qualities of competitive personality among them. The article considers the model of effective professional pedagogical competence forming among graduates in the conditions of inter scientific communication that provides their training for professional activity based on competitive relations in the educational environment. It points out the criteria of pedagogical workers' readiness to getting engaged into competitive relations: mastering principally new inter scientific knowledge about the key problems of modern educational practice and possible ways of their solution with the help of generalized forecasting skills, organizing the holistic educational process and its management, by metalanguage providing the development of need and ability to actualize and use the modern human study potential in educational activity.
Keywords: the quality of educational activity of a teacher, inter scientific communication in teacher training education, competitiveness, competitive educational environment, competitiveness of the teacher's personality.
Конкуренция в социальной сфере, основанная на общечеловеческих и культурных национальных ценностях, как показывает опыт выстраивания гуманистических, демократических отношений у отдельных народов и государств, выступает мощ-1° ным фактором цивилизованного пути развития общества. При этом мировая и отечественная история учит, что так было далеко не всегда. Конкуренция возникала, как известно, вовсе не из гуманных побуждений, установления социальной справедливости и всеобщего блага, а чаще всего — в связи с достижением лучших результатов в той или иной деятельности, борьбой за выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли, установлением лидерства и гегемонии. Этому способствовали, порой, корыстные цели отдельных исторических личностей, социальных и произ-
водственных групп, государств и их объединений, стремление к материальному благополучию одних слоев населения по сравнению с другими, погоня за наживой, борьба за выживание в экстремальных условиях, мировое господство и т.п. Во всех случаях в конкурентной ситуации побеждали, как правило, наиболее подготовленные к ней субъекты, обладающие не только физическим превосходством, а способностями моделировать и преодолевать возникающие трудности, прогнозировать исход ситуации, мобилизовывать свой творческий потенциал и демонстрировать процесс и результат достижения поставленной цели.
В новом тысячелетии, в условиях набирающих темп социально-ориентированных рыночных отношений конкуренция приобретает цивилизованный характер и особую значимость, охватывая все сферы жизне-
деятельности человека, в том числе образовательную, так как становится стимулирующим фактором повышения уровня, качества жизни детей и взрослых.
Однако в педагогической действительности конкуренция, на наш взгляд, не приобрела необходимого импульса по ряду объективных и субъективных причин, несмотря на то, что в образовании остро стоит связанная с ней задача — всемерное повышение его качества [1]. Качество образования личности, как известно, определяется качеством образовательной деятельности педагогов, которое, не имеет четкого определения в силу того, что до сих пор идут дискуссии о том, какими должны быть профессиональные компетенции педагога-практика в работе с разными категориями обучающихся, воспитанников. Качество педагогической деятельности учителя представители мониторинговых служб пытаются всякий раз оценивать либо теми параметрами, которые содержатся в устаревших профессиограммах и квалификационных характеристиках, либо итоговыми показателями его педагогического труда, обходя сущностные характеристики длительной промежуточной образовательной деятельности. В нашем понимании, оно может быть представлено как ее обобщенный показатель, характеризующийся, прежде всего, степенью готовности учителя, воспитателя к инновационной деятельности и их способностями к использованию современного человекознания в обучении, воспитании и развитии детей в культуропорождающей, конкурентной образовательной среде школы.
Общеобразовательная школа по-прежнему далека от рынка образовательных услуг, возникающие в образовательной сфере конкурентные ситуации носят фрагментарный характер, что объясняется, на наш взгляд, природой и особенностями педагогической деятельности, а также сложившимися в ней стереотипами.
Массовая образовательная практика государств, идущих по цивилизованному пути соревновательности, партнерства, сотрудничества и развития, построена, как известно, на выработанных историей педагогики и образования принципах: «учить всех и всему», формировать культуру коллективистских и толерантных отношений, воспитывать чувства сопричастности к проблемам человека и живой природы, ответственности за судьбу цивилизации, нашей планеты и на других принципах. В то же время в образовании, по-прежнему ориентированном на репродукцию сформированного человечеством познавательного опыта, «генетически» не заложена сама идея конкуренции среди центральных субъектов — обучающихся, воспитанников, так как при-родосообразное обучение, творческая самореализация, развитие задатков и индивидуального начала, формирование способностей и воспитание качеств конкурентоспособной личности не поставлены во главу угла образовательного процесса. К сожалению, к решению этих ключевых задач в современных условиях недостаточно подготовлены педагогические работники. Об этом свидетельствуют результаты проведенного нами обследования студентов-старшекурсников и начинающих педагогов (группа А, 680 человек), опытных учителей и
н
12
классных руководителей (группа Б, 510 человек), директоров школ (группа В, 115 человек) в ходе экспериментальной работы (2010—2013 гг.), направленной на выявление и формирование у них качеств конкурентоспособной личности.
Приведем примеры ответов респондентов, полученных в результате их анкетирования. На вопрос (№ 1) о том, существуют ли, по Вашему мнению, рыночные отношения в современной системе образования, отрицательно ответили более 90% представителей группы А, 87% — группы Б и 76% соответственно группы В. Аналогичными оказались ответы на следующий вопрос (№ 2): насколько актуальны рыночные отношения в образовании? В ответах подавляющего большинства студен -тов и начинающих педагогических работников (группа А) указано на то, что они с трудом представляют модель общеобразовательной школы, функционирующей в условиях рыночных отношений; 41% опытных педагогов высказались против перевода школ на рельсы рыночной экономики, лишь 18% представителей группы Б отметили, что хотели бы реализовать свои профессиональные возможности в конкурентной образовательной среде, остальные педагоги затруднились ответить на поставленный вопрос. Значительная часть директоров школ, отвечая на данный вопрос, считает, что рыночные отношения в образовании будут способствовать поиску дополнительных источников финансирования и стимулирования педагогического труда, повышению эффективности управления учебно-воспитательным процессом и его качества.
Ответы анкетируемых на вопрос (№ 3) — принимаете ли Вы участие в конкурсных мероприятиях, — распределились следующим образом: более 40% представителей группы А ответили, что за годы обучения в вузе и работы в школе не принимали участия ни в каких конкурсных мероприятиях; около 72% опытных педагогических работников указали на то, что они постоянно участвуют в различных конкурсах, большинство из которых, по их мнению, носят формальный характер и никак не влияют на их профессиональный рост. 98% директоров школ ответили, что они непосредственно не участвуют в конкурсных мероприятиях, но считают их действенным средством развития педагогического мастерства учителей и воспитателей.
На поставленный вопрос (№ 4) о том, кто (что) способствовал (ло) Вашему трудоустройству на работу, 59% выпускников вузов, начинающих учителей и воспитателей ответили, что никаких трудностей с определением на работу они не испытывали и нашли ее самостоятельно, 26% из них — по рекомендациям преподавателей вузов, близких и знакомых и только 15% — по итогам собеседования и предварительного конкурсного отбора. Более половины педагогов, входящих в группу Б, подчеркнули, что они в свое время были распределены по общеобразовательным учреждением, а 31% из них впоследствии один и несколько раз меняли место работы по собственному желанию. Из числа опрошенных директоров школ около 90% ответили, что на занимаемую должность они были рекомендованы педагогическими коллективами и
утверждены вышестоящими органами управления образованием, остальные 10% из них были назначены на эту должность.
В анкету, наряду с другими, был также включен вопрос (№ 5) с выбор -кой предполагаемых ответов: что побуждает Вас к профессиональному росту (заработная плата и улучшение материального положения — 1; карьера — 2; самоутверждение — 3; призвание — 4; отсутствие опыта работы и неудовлетворенность показателями своего труда — 5; конкуренция среди учителей и воспитателей в школе — 6; контроль за качеством обучения и воспитания со стороны администрации школы — 7; чувство долга перед детьми и ответственность перед обществом и государством — 8; потребность в творчестве - 9)?
Ответы респондентов на поставленный вопрос распределились следующим образом: 74% опрошенных студентов и педагогов, представлявших группу А, отметили, что решающими факторами в их профессиональном росте являются факторы 1, 3, 4 и 7; 20% из них указали на то, что такими факторами выступают факторы 5 и 8 и только для 6% им выступает фактор 9. Из числа педагогов группы Б большинство, отвечая на этот вопрос анкеты, назвали факторы 4 и 8, менее 40% из них назвали фактор 9. Респонденты группы В в качестве факторов их профессионального роста, в основном, выделили факторы 1, 4 и 8. Лишь 11% директоров школ такими факторами считают факторы 2, 6 и 9.
Таким образом, если не учитывать случайные совпадения и расхождения в приведенных цифровых показателях готовности педагогиче-
ских работников к включению в конкурентные отношения, то результаты исследования показывают, что, во-первых, конкуренцию многие педагоги представляют, скорее всего, не как средство повышения качества труда, а как состязание, соревнование в профессиональном и личностном становлении и самоутверждении; во-вторых, карьера для подавляющего большинства педагогических работников не является решающим фактором их профессионального роста, а, следовательно, и фактором повышения качества образовательного процесса. В-третьих, полученные данные указывают на то, что в массовой школе отсутствует конкурентная образовательная среда, обеспечивающая целенаправленный рост профессионального мастерства и творческую профессиональную самореализацию личности педагога.
Следует отметить, что исследуемая нами проблема в той или иной степени рассматривается в теоретической педагогике, психологии, социологии и пограничных с ними науках. Например, в теории управления социальными системами в контексте исследования системного управления развитием школы выявлены условия организации труда педагогических работников, в которых может быть максимально реализован творческий потенциал коллектива, группы и каждого работника (Н.П. Капустин, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.П. Нечаев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, В.А. Пронни-ков, Я.М. Прохоров, П.И. Третьяков, В.Н. Футин, Т.И. Шамова, Ф.И. Шар-ков, В.М. Шепель и др.).
В то же время в отдельных педагогических трудах прогнозируется
13
формирование конкурентной образовательной среды как одного из возможных путей эффективного управления качеством образования и рассматривается ее организация посредством создания в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска, профессиональной самооценки и развития потребностей в непрерывном самосовершенствовании педагогического мастерства, стимулирования состязательности и индивидуальной самореализации педагогических работников [2].
За последние два десятилетия в ряде работ исследованы содержание, средства, методы, а в последние годы — технологии организации деятельности, формирования профессионализма и профессионально-педагогической компетентности и культуры студентов, в которых отражены показатели, характеризующие качества конкурентоспособноой личности в сфере образования (Л.А. Байкова, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко,
B.Я. Виленский, Л.К. Гребенкина, .. Э.Ф. Зеер, И.Ф. Исаев, И.А. Колесни-14 кова, С.В. Кульневич, Н.Н. Нечаев,
П.И. Образцов, П.И. Пидкасистый,
C.Ю. Полуйкова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, А.И. Уман, В.Д. Шадри-ков и др.).
Вместе с тем в трудах известных ученых на стыках наук о человеке актуализируется проблема формирования образовательной среды для подготовки персонала к достижению профессионального успеха (А.А. Дер-кач, А.В. Кочеткова, А.С. Любутов, Ю.С. Мануйлов, Е.П. Смольская, В.Н. Футин, Ф.И. Шарков, О.Н. Шевченко, В.М. Шепель и др.). Большинство названных авторов объединяет то, что конкурентоспособность личности
они рассматривают как производную ее профессиональной компетентности. Так, В.М. Шепель, А.С. Любутов, В.Н. Футин и другие авторы, разрабатывая теоретические основы коммуникационного менеджмента, включающего образовательную сферу, пришли к выводу о том, что конкуренция в сфере «человек-человек» возможна только на основе чело-вековедческой компетентности ее субъектов [3].
Разделяя точку зрения этих авторов касательно содержания конкурентной образовательной среды и условий формирования конкурентоспособной личности, основываясь на достижениях в педагогике высшей школы по вопросам подготовки компетентных студентов-будущих педагогических работников, конкуренцию в образовательной сфере мы понимаем как стимулированное состязание ее субъектов, направленное на достижение высокого качества их образовательной деятельности за счет реализации выработанного в ней челове-коведческого потенциала в обучении, воспитании, развитии личности, группы и коллектива, в управлении образовательным процессом, в координации взаимодействия всех его участников и в предоставлении образовательных услуг населению в соответствии с существующей нормативно-правовой базой в данном направлении. Сказанное означает, что эффективная конкурентная образовательная среда в педвузе может быть сформирована на основе межнаучной коммуникации, то есть посредством объективации в ней множества многосторонних связей педагогики с другими науками и, в первую очередь, с науками о человеке [4].
Действительно, чтобы быть готовым включиться в конкурентные отношения в образовательной сфере, студент должен быть компетентным: в своей предметной деятельности (специальные дисциплины); в мотивации учебной, воспитательной деятельности и общения со всеми участниками образовательного процесса (психология, аксиология, социология имиджелогия); в раскрытии личностного смысла учения и непрерывного самообразования (педагогика, культурология, психология, аксиология, праксиология); в целеполагании, оценке результатов своей деятельности и их презентации (психология, педагогическая эррология, праксиология, информационный и коммуникационный менеджмент); в принятии решений, связанных с постановкой и выполнением образовательных, коммуникационных, управленческих задач и разрешением ситуаций в образовательной среде (управленческая антропология, педагогический менеджмент, информационный и коммуникационный менеджмент, дифференциальная психология, теория управления и коммуникации) и в других направлениях профессиональной деятельности.
Анализ теоретических источников, опыта подготовки конкурентоспособных социально-педагогических работников, авторский опыт обучения студентов педагогическому менеджменту позволяют нам построить модель формирования конкурентоспособной личности студента педвуза на основе межнаучной коммуникации, которую представим в виде таблицы. В этой модели в качестве ее структурных элемен-
тов мы выделяем основные компетентности и конкретные показатели конкурентоспособного будущего педагога. При этом отметим, что, как показали результаты нашей опытно-экспериментальной работы со студентами и педагогическими работниками общеобразовательных школ, обобщенными показателями, характеризующими конкурентоспособность личности педагога, являются межнаучные знания студентов об изучаемых ими собственно педагогических фактах, явлениях, процессах, системах, теориях, концепциях, о динамике и показателях развития личностных и анатомо-фи-зиологических систем школьника; обобщенные профессионально-педагогические умения организации и управления целостным учебно-воспитательным процессом и метаязык как средство использования межнаучных знаний в практической деятельности учителя, воспитателя.
Таким образом, эффективная подготовка конкурентоспособных выпускников педагогического вуза возможна в конкурентной образовательной среде, построенной на основе межнаучной коммуникации. Овладение образовательно-развивающим потенциалом современного человекознания способствует выработке готовностей студентов видеть актуальные проблемы образовательной практики и целостно решать их в развивающей среде школы, претендовать на достижение успехов в обучении и воспитании детей, сотрудничать и состязаться в поиске путей достижения высокого качества педагогического труда.
15
Таблица 1
Модель формирования конкурентоспособной личности студента педвуза
16
№ п/п Вырабатываемые компетентности студента Формируемые профессионально значимые личностные качества студента Технологии, средства и методы их формирования Показатели оценки конкурентоспособности студента
1 Информационная компетентность Информированность, осведомленность, кругозор Информационно-поисковая технология Потребность в качественно новой - межнаучной информации
2 Коммуникационная компетентность Коммуникабельность, обаяние, развитая речь, привлекательность Информацион-но-коммуникацион-ная технология (ИКТ) Наличие аналитико-синтетических умений, владение средствами коммуникации
3 Организаторская компетентность Организованность, ответственность, персональный и корпоративный имидж, корпоративная репутация, инициативность Информационно-коммуникационные средства. Технологии групповых и коллективных творческих дел. Технология имиджирования Наличие организаторских способностей, способностей к партнерству и сотрудничеству
4 Управленческая компетентность Коммуникабельность, организованность, ответственность, оперативность, объективность, саморегулирование Технологии управления. Технология имиджирования. Наличие умений координировать действия коллег, управлять целостным образовательным процессом
5 Исследовательская компетентность Философский склад ума, эрудированность, сообразительность, сноровка Проблемно-ориентирующая и личност-но-ориентирующая технологии Наличие исследовательских способностей, владение метаязыком и методами обобщения и синтеза
6 Прогностическая компетентность Взвешенность суждений, целеустремленность, оптимизм Технологии проектирования, моделирования и прогнозирования Наличие умений педагогического прогнозирования и проектирования
7 Технологическая компетентность Потребность в разработке и использовании программного обеспечения образовательного процесса Ииформационно-по-исковая, проблемно-ориентирующая и личностно-ориенти-рую-щая технологии обучения Владение образовательной технологией системного типа
8 Методическая компетентность Самосовершенствование, потребность в новаторстве и использовании передового опыта Традиционные технологии, средства и методы поиска, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта Знание нормативных методик. Владение методами, средствами, приемами и формами организации образовательного процесса
ВЕК
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панасюк, В.П. Школа и качество: выбор будущего [Текст] / В.П. Панасюк. - СПб.: Изд-во «КАРО», 2003. - 384 с.
2. Поташник, М.М. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и учебное пособие [Текст] / М.М. Поташник. - М.: Пед. общество России, 2000. - 448 с.
3. Шепель, В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера [Текст] / В.М. Шепель. - М.: Гардарики, 2000. - 358 с.
4. Хроменков, П.А. Межнаучная коммуникация в высшем педагогическом образовании: решение проблемы его качества в XXI веке [Текст] / П.А. Хроменков. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - 233 с.
REFERENCES
1. Panasyuk V.P., Shkola i Kachestvo: Vibor Buduschego, St-Petersburg, 2003, 384 p.
2. Potashnyk M.M., Upravlenie kachestvom obrazovania. praktikoorientirovannaya monografia i Uchebnoe posobie, Rostov-on-Don, 2005, 30 p.
3. Shepel V.M., Upravlencheskaya atropolo-gia: chelovekovedcheskaya kompetentnost menedzhera, Moscow, 2000, 358 p.
4. Khromenkov P.A., Mezhnauchnaya kommu-nikatsiya v vishem pedagogicheskom obra-zovanii: Reshenie problemi ego kachestva v XXI veke, Moscow, 2011, 233 p.
Хроменков Петр Александрович, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра педагогики, Московский государственный областной университет, [email protected] Khromenkov P.A., ScD in Pedagogy, Associate Professor, Professor of Teacher Department, Moscow State Regional University, [email protected]
17