Научная статья на тему 'Готовность студентов педвуза к  профессиональной деятельности в  развивающей образовательной среде школы'

Готовность студентов педвуза к  профессиональной деятельности в  развивающей образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
37
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПЕДВУЗЕ / INTEGRATIVE EDUCATIONAL SYSTEM AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY / МЕЖНАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / INTERSCIENTIFIC COMMUNICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ / STUDENTS' PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL READINESS / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ. / DEVELOPMENTAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хроменков П. А.

Раскрывается сущность ресурсного подхода к построению развивающей образовательной системы в педвузе на основе межнаучной коммуникации и рассматриваются базовые слагаемые профессионально-педагогической готовности студентов к организации целостного и управляемого учебно-воспитательного процесса в развивающей образовательной среде школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE DEVELOPMENTAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

The essence of resource approach to forming the developmental educational environment system at the pedagogical university is disclosed on the basis of interscientific communication. The basic components of students’ professional and pedagogical readiness to the organization of holistic and manageable educational process in the developmental educational environment of school are analyzed.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов педвуза к  профессиональной деятельности в  развивающей образовательной среде школы»

УДК 378 ББК 74.480

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

THE READINESS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS TO THE PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE DEVELOPMENTAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOL

П. А. Хроменков

Раскрывается сущность ресурсного подхода к построению развивающей образовательной системы в педвузе на основе межнаучной коммуникации и рассматриваются базовые слагаемые профессионально-педагогической готовности студентов к организации целостного и управляемого учебно-воспитательного процесса в развивающей образовательной среде школы.

Ключевые слова: интегративная образовательная система в педвузе, межнаучная коммуникация, профессионально-педагогическая готовность студентов, развивающая образовательная среда школы.

Эффективность системы общего среднего образования, как известно, определяется качественным функционированием общеобразовательных учреждений, которое, в свою очередь, зависит от совокупности ряда влияющих на него факторов. Среди них решающим фактором выступает развивающая образовательная среда школы. Следует уточнить, какой смысл мы вкладываем в это понятие, поскольку оно рассматривается во множестве теоретических источников и большинство авторов, дополняя друг друга, приходят к выводу о том, что развивающая образовательная среда есть то, среди чего пребывает субъект - обучающийся, воспитанник и обучающий, воспитатель, посредством чего формируется его мышление, сознание, познавательная и общая культура, что определяет его развитие как личности (Ю. С. Мануйлов, М. П. Нечаев, О. Н. Шевченко, Г. Г. Шек, Е. В. Яковлев и др.). Очевидно, в данном определении завуалирован ресурс, который определяет развивающий потенциал образовательной среды.

Между тем в последнее десятилетие в отечественной педагогике появились работы, в которых авторы впервые сделали попытки выявить и исследовать влияние содержания собственно образовательного ресурса на формирующийся развивающий потенциал школьной образовательной среды: в контексте культуры - на основе культурологического подхода к образованию (В. И. Слободчи-ков) [1], в теории и методике воспитания - на межпредметной основе (М. П. Нечаев) [2], в теории управления

P. A. Khromenkov

The essence of resource approach to forming the developmental educational environment system at the pedagogical university is disclosed on the basis of in-terscientific communication. The basic components of students' professional and pedagogical readiness to the organization of holistic and manageable educational process in the developmental educational environment of school are analyzed.

Keywords: integrative educational system at a pedagogical university, interscientific communication, students' professional and pedagogical readiness, developmental educational environment of school.

образовательными системами - посредством их моделирования, проектирования и адаптирования в поликультурном пространстве (А. М. Моисеев [3]), (Т. Г. Ивошина, В. В. Рубцов [4]). Следует отметить, что результаты названных исследований значительно дополняет сформировавшийся по названным направлениям передовой педагогический опыт построения образовательных сред, в которых успешно решаются проблемы развития обучающихся, воспитанников (В. А. Караковский, А. Н. Тубельский, Е. А. Ямбург и др.).

Опираясь на проблемный подход к обучению (А. М. Ма-тюшкин, М. И. Махмутов и др.), основные положения теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. П. Доблаев, Л. В. Занков и др.) и теории интеграции образования (А. Я. Данилюк, О. В. Козлова, К. Ю. Колесина, Н. Г. Тихонки-на, В. Т. Фоменко, Г. Ф. Федорец, П. А. Хроменков, Н. Г. Ху-долий и др.), на результаты вышеназванных исследований, определим понятие «развивающая образовательная среда школы» как совокупность программно-целевого, ценностно-содержательного, субъектно-деятельност-ного, познавательного, информационно-коммуникационного, интегративного, технико-технологического, методического, управленческого и прогностического (результативного) компонентов.

В соответствии с данной структурой образовательной среды развивающего типа мы выделяем базовые составляющие образовательного ресурса школы, которые определяют его развивающий потенциал: педагогически

интерпретированные и экспертно отобранные ценности отечественной и общечеловеческой культуры как основа, как элементы и как результат культуропорождающего образовательного процесса; ценностно-формирующая и личностно-развивающая воспитательная деятельность; традиции и приоритеты жизнедеятельности субъектов образовательного процесса, их потребности и интересы; содержание общего среднего образования, наполненное множественными внутрипредметными и межпредметными связями, предметной и межпредметной коммуникацией; управляемая предметная и межпредметная учебно-познавательная деятельность; предметные и межпредметные технологии и методики обучения школьников.

Представив таким образом развивающую образовательную среду школы и ее основной образовательный ресурс, уточним наши принципиальные позиции, касающиеся понятия развития субъекта образовательного процесса - школьника.

1. Образовательный ресурс является развивающим, если он обеспечивает всесторонние положительные количествено-качественные изменения всех функциональных систем ребенка, без причинения вреда его психическому, духовно-нравственному и физическому здоровью.

2. Каждый ребенок, представляя собой уникальное биосоциальное существо, может развиваться всесторонне и целостно только в том случае, если учебно-воспитательный процесс строится на основе всесторонней диагностики индивидуальных особенностей, посредством учета и развития когнитивного стиля, познавательных, гностических, творческих, коммуникативных, организаторских способностей, потребностей и интересов детей, дифференциации их образовательных маршрутов.

3. Сознание ребенка, его мышление, миропонимание, культура интеллектуального и физического труда, культура поведения и самовыражения формируются и развиваются не только за счет их количественных изменений (посредством разнообразия, накопления и расширения базовых знаний, умений и навыков, познавательной сферы и сферы общения), а в процессе качественных изменений в образовательном процессе (развития уже сформированного познавательного опыта, опыта общения, самовыражения и социализации).

4. Развитие ценностных качеств личности школьника происходит только в культуропорождающей среде, а развитие его знаний, умений и навыков происходит только на межпредметной основе в обучении, то есть в условиях межзнаниевого взаимодействия, формирования обобщенных учебно-познавательных действий и выработки ориентировочной основы поведения, разнообразия видов деятельности и форм общения детей, путем переноса сформированного познавательного и жизненного опыта из одной предметной области в другую, из знакомой жизненной ситуации в незнакомую.

5. Переход количественных изменений функциональных систем школьников в их качественные новообразования происходит не автоматически, а путем организации управляемого (диагностируемого, корректируемо-

го, оцениваемого) целостного учебно-воспитательного процесса на основе всесторонних - целостных знаний о современных школьниках, с помощью обобщенных профессиональных действий учителей и воспитателей в непосредственной работе с ними.

Это означает, что основными слагаемыми педагогической готовности студентов к профессиональной деятельности в развивающей образовательной среде школы, с нашей точки зрения, являются:

• элементарные знания языков наук, граничащих с педагогикой;

• владение простейшим метаязыком как основным дидактическим средством поиска межнаучной информации и выработки межнаучных знаний, необходимых для эффективного решения актуальных проблем жизнедеятельности школьников;

• владение средствами и методами всесторонней профессионально-педагогической коммуникации;

• знания природы и свойств всех функциональных систем школьников, их взаимозависимостей, условий, динамики и показателей развития;

• наличие опыта установления и реализации вну-трипредметных и межпредметных связей в образовательном процессе;

• высокая степень формализованной межнаучной коммуникации студента;

• владение средствами и методами всесторонней диагностики обучающихся, воспитанников и обобщенными профессиональными умениями для организации целостного и управляемого учебно-воспитательного процесса;

• умения формировать образовательный ресурс и использовать его ценностно-формирующий и личностно-развивающий потенциал.

Разумеется, для формирования профессионально-педагогической готовности студентов к целенаправленной деятельности в развивающей образовательной среде школы необходимо создать соответствующую образовательную среду педвуза. Результаты выполненного нами исследования позволяют однозначно утверждать, что образовательная среда, в которой может успешно осуществляться подготовка студентов к решению этой проблемы в школе, должна иметь, в свою очередь, развивающую направленность. Ее формирование возможно путем перехода от репродуктивной - предметоцентрированной системы обучения студентов к интегративной - развивающей системе высшего педагогического образования на основе межнаучной коммуникации [5]. Оставляя за рамками статьи вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами разработки интегративной образовательной системы, рассмотрим ее основные структурные элементы, которые при определенных условиях, взаимодействуя между собой, позволяют заметно повысить качество функционирования всей системы.

Исходным ее элементом выступает цель педагогического образования на основе межнаучной коммуникации, которая состоит в подготовке профессионально-компе-

тентной личности студента, способной с помощью сформированного метаязыка самостоятельно ориентироваться в поиске не только однонаправленной - предметной, а всесторонней и целостной - межнаучной информации и эффективно использовать выработанные межнаучные знания и обобщенные учебно-познавательные действия, компенсирующие ограниченность собственно педагогических знаний, умений и навыков, в решении актуальных проблем обучения и воспитания современных школьников.

Задачами образования студентов в системе, построенной на основе межнаучной коммуникации, служат:

• формирование умений и навыков осуществлять многократный и всесторонний поиск межнаучной информации, вырабатывать и аккумулировать межнаучные знания, необходимые для решения собственно педагогических проблем и задач;

• овладение системой собственно педагогических знаний и сопряженных с ними межнаучных знаний о функциональных системах современного школьника;

• формирование и развитие потребностей учиться максимально самостоятельно путем включения в научную и межнаучную коммуникации на основе овладения собственно педагогическим познавательным опытом;

• развитие потребностей в неформальной, формальной и формализованной межнаучной коммуникации и овладение механизмом интеграции всесторонних знаний об изучаемой педагогической действительности;

• развитие информационно-коммуникационной и метаязыковой культуры как составляющих профессиональной компетентности;

• овладение межнаучным тезаурусом и развитие гибкого профессионально-педагогического мышления;

• овладение механизмом обобщения предметных знаний, умениями и навыками построения и реализации межпредметных связей в образовательном процессе;

• формирование умений проектировать и создавать развивающий образовательный ресурс в системе общего образования;

• формирование обобщенных профессионально-педагогических умений строить целостный учебно-воспитательный процесс и эффективно управлять им.

Базовым элементом рассматриваемой образовательной системы вуза выступает содержание педагогического образования. Сравнительный анализ подходов к его построению (В. И. Блинов, А. А. Деркач, В. И. Жог, В. А. Болотов, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, И. Ф. Исаев, А. А. Орлов, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Т. Б. Солодчен-кова, А. П. Тряпицына и др.) позволяет сделать вывод о том, что наиболее перспективным является ресурсный подход к проектированию высшего педагогического образования. Его сущность в условиях межнаучной коммуникации, на наш взгляд, состоит в том, что, во-первых, образовательный ресурс приобретает качественно новое состояние за счет наполнения его множественными многосторонними межнаучными связями педагогики, а, во-вторых, он создает развивающий потенциал, обеспечивающий на основе использования в образовательном про-

цессе всесторонних знаний о человеке выработку качественно новых - межнаучных знаний об изучаемых педагогических фактах, явлениях, процессах и системах. Этому способствует использование экспертно разработанных межнаучных данных о человеке в связи с постановкой и решением педагогических задач с межнаучным содержанием. Для успешного использования этих данных в образовательном процессе наиболее приемлемой формой их хранения и накопления служит Банк межнаучных данных, который функционирует как учебный Центр педвуза. Его основная образовательная функция состоит в том, чтобы обеспечить студентов методологическим минимумом поиска межнаучной информации и сформировать потребность в овладении элементарным учебным метаязыком.

Следующим элементом развивающей образовательной системы является разработанная нами интегративная образовательная технология, которая, с одной стороны, обеспечивает возможность оптимального - межнаучного структурирования содержания педагогического образования в соответствии с действующим образовательным стандартом с помощью обоснованных нами межнаучных конструкций и, с другой стороны, позволяет организовать процесс его усвоения путем построения интегративной учебно-познавательной деятельности студентов на таких дидактических уровнях, как: элементарный синтез знаний, формируемых в системе наук о человеке; владение межнаучным тезаурусом и обобщенными учебно-познавательными действиями, необходимыми для переноса познавательного опыта из одной изучаемой дисциплины (науки о человеке) в другую. Интегративная образовательная технология включает информационно-поисковую, проблемно-ориентирующую и личностно-ориентирую-щую технологии обучения студентов.

Центральным элементом образовательной системы развивающего типа является основной субъект образовательного процесса - развивающаяся личность студента. Использование интегративной образовательной технологии позволяет сформировать и развить его образовательные способности и потребности, собственно педагогический познавательный опыт и выработать метаязыковую культуру.

Таким образом, готовность выпускников педвузов к продуктивной работе в развивающей образовательной среде школы может быть успешно сформирована в развивающей образовательной системе, построенной на основе межнаучной коммуникации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нечаев М. П. Развитие воспитывающего потенциала образовательной среды школы. М.: АПК и ППРО, 2010. 252 с.

2. Программно-целевое управление развитием образования / под ред. А.М. Моисеева. М.: Пед. общество России, 2011. 224 с.

3. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: МГППУ, 2002. 272 с.

4. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. С. 177-185.

5. Хроменков П. А. Развивающая образовательная среда педвуза в условиях межнаучной коммуникации. М.: МГОУ, 2013. 196 с.

REFERENCES

1. Nechaev M. P. Razvitie vospityvayushchego poten-tsiala obrazovatelnoy sredy shkoly (Development of educatory potential of school educational milieu). Moscow: APK i PPRO, 2010. 252 p.

2. Programmno-tselevoe upravlenie razvitiem obra-zovaniya (Education development management by objectives). Ed. Moiseev A.M. Moscow: Ped. obsh-chestvo Rossii, 2011. 224 p.

3. Rubtsov V. V., Ivoshina T. G. Proektirovanie raz-vivayushchey obrazovatelnoy sredy shkoly (Designing the developmental educational environment of school). Moscow: MGPPU, 2002. 272 p.

4. Slobodchikov V. I. Educational milieu: implen-menting the educational aims in the cultural space [Obrazovatelnaya sreda: realizatsiya tseley obra-zovaniya v prostranstve kultury]. Novye tsennosti obrazovaniya: kulturnye modeli shkol (New values of education: cultural models of schools). Moscow, 1997, pp. 177-185.

5. Khromenkov P. A. Razvivayushchaya obrazovatel-naya sreda pedvuza v usloviyakh mezhnauchnoy kommunikatsii (Developmental educational milieu at pedagogical institution of higher education in the context of interscientific communication). Moscow: MGOU, 2013. 196 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.