Научная статья на тему 'Педагогические условия организации работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья на уроке иностранного языка'

Педагогические условия организации работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Гафнер Валерия Валерьевна

Статья посвящена проблемам обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывает педагогические условия организации работы с «особыми» детьми, рассматривает принципы инклюзивного образования, причины внедрения его в общество, предлагает эффективные методы и приемы работы со школьниками с особыми нуждами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Гафнер Валерия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации работы со школьниками с ограниченными возможностями здоровья на уроке иностранного языка»

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2012/05/07/didakticheskie-igry-v-obuchenii-inostrannomu (дата обращения: 05.02.2016).

3. Кругликов В.Н. Методы активного обучения: разработка и проведение занятий. - СПб.: ВИСИ, 1995.

4. Кузнецова Толковый словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://enc-dic.com/kuzhecov/Interaktivn-57596.html (дата обращения 05.02.2016).

5. Моногарова С.А. Повышение социокультурной компетенции учащихся. ИКТ на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://festival.1september.ru/articles/617447/ (дата обращения 05.02.2016).

6. Положения конкурсных мероприятий ассоциации «Содружество» в 2015 году [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asodr.ru/contest/28/ (дата обращения 05.02.1016).

7. Тер-Минасова С.Г. Записки динозавра. - М.: Слово, 2015.

8. ФГОС начальная школа 1-4-й классы [Электронный ресурс]. - URL: http ://www. ug. ru/new_standards/3 (дата обращения 05.02.1016).

9. Элюкаева О.П. Использование театрально-языкового компонента как средства формирования коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся по английскому языку в начальных классах [Электронный ресурс]. -URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/02/04/ispolzovanie-teatralno-yazykovogo (дата обращения 05.02.1016).

© Мирюкова М.В., 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Маргарита Александровна Мосина

д-р пед.наук, проф. кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:margarita_67@inbox. ru

Валерия Валерьевна Гафнер

магистрант гр.М 711 факультета иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: valery852004@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена проблемам обучения иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывает педагогические условия организации работы с «особыми» детьми, рассматривает принципы инклюзивного образования, причины внедрения его в общество, предлагает эффективные методы и приемы работы со школьниками с особыми нуждами.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социализация, социальная адаптация, урок иностранного языка, приемы и методы работы, обучение в сотрудничестве, толерантное отношение, педагогические условия.

Во всем мире в последнее время происходят глобальные изменения, будь это природные катаклизмы, переворот ценностей, взглядов или устоев. Нельзя не отметить тот факт, что все это приводит к тому, что новое поколение детей, к большому сожалению, рождается не идеально здоровыми, как бы этого ни хотелось. Множество детей рождается с аномальным развитием, и количество их растет с каждым годом. Как же быть родителям, по какому пути пойти, изоляции или социализации? Как быть педагогам, задача которых -научиться учить детей в рамках инклюзивного образования, какие использовать приемы и методы работы для наиболее эффективного обучения? Эти и многие другие вопросы возникают и по сей день, когда внедрение инклюзии находится на этапе разработки.

Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование имеет большие возможности для социализации детей с особыми потребностями. Новый принцип обучения станет эффективным только тогда, когда в общеобразовательных школах будут созданы и реализованы организационно-педагогические условия для полноценной и действенной работы инклюзивной системы образования, поскольку ограниченные возможности обучающихся служат препятствием для овладения ими программой общеобразовательной школы.Сегодня инклюзивным, или включающим, образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своем развитии или здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью [2].

Ценность инклюзивного образования отражена в восьми основных принципах, на которых оно строится [5]:

> Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

> Каждый человек способен чувствовать и думать.

> Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

> Все люди нуждаются друг в друге.

> Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

> Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

> Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

> Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей.

Опыт работы в этом направлении говорит о том, что внедрение инклюзивного образования полезно обществу по ряду причин:

• оно помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить;

• оно поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь;

• оно предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства;

• оно расширяет профессиональные знания педагогов.

Такое образование требует новых и более гибких способов и методов преподавания.

Профессор Ульф Янсон считает, что «инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка».

Согласно статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится к категории инвалидов [1]. В их число входит и почти полмиллиона детей, по отношению к которым по закону Российской Федерации «Об образовании» (п. 6, ст. 5), «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает [4].

В исследованиях российских ученых (Д.В. Зайцев, И.И. Лошакова, Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.Р Ярская-Смирнова) установлено, что в развитии инклюзивного образования заинтересованы, прежде всего, родители: 70 % родителей обычных детей не возражают против совместного обучения, так как это позволит их детям стать более толерантными, научиться взаимопомощи; однако они убеждены в том, что для этого педагогам надо прилагать специальные усилия. 76 % родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) согласны с преимуществом совместного обучения, но понимают, что для этого необходимо преодолеть ряд барьеров архитектурного, социального, нормативного, учебно-методического характера.

Среди всех предметов программы общеобразовательной школы иностранный язык выступает как наиболее полно предоставляющий благоприятные возможности для организации условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что в жизни

ребенка иностранный язык занимает особое место, так как именно главной задачей данного урока является общение на иностранном языке, потребность в котором у детей велика.

Актуальность проблемы обучения иностранному языку детей с особыми нуждами в условиях общеобразовательной школы обусловила внимание к ней практиков отечественного школьного образования, которые в экспериментальном или инновационном порядке разрабатывают организационно-педагогические и методические подходы к ее решению, обобщают и презентуют свой опыт. Такие разработки выполнены применительно к инклюзивному и интегрированному обучению математике и русскому языку детей с патологиями в начальной школе. Однако в опыте педагогов-практиков не в полном объеме представлены подобные разработки применительно к обучению иностранному языку «особых» детей.

При реализации инклюзивного образования на уроках иностранного языка согласно наработкам Г.А. Урусовой рекомендуется:

^ формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;

^ использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься иностранным языком;

^ создавать благоприятный психологический климат;

^ использовать здоровьесберегающие технологии, адаптированную программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD;

^ формировать ситуации успеха на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.

В рамках урока иностранного языка возможно обучение в игре, что еще больше сближает учащихся, учит их толерантному отношению друг к другу. Обучение в сотрудничестве помогает перешагнуть все барьеры психологического характера, помощь детям с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценным членами образовательного пространства. Разнообразие форм и методов работы на уроках иностранного языка бесспорно помогут социализироваться и найти себя в этом большом мире.

К эффективным методам обучения иностранному языку можно отнести использование фонетической зарядки, которая помогает настроиться на урок иностранного языка. Как на младшем, так и на старшем этапе можно использовать небольшие рифмовки, поговорки, пословицы, стишки и пр. Частые фонетические тренировки, а также тренировки речевых клише помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на иностранном языке, среди которых имеют важное значение ритм и интонация. Это поможет ребенку с ограниченными возможностями развиваться во всех направлениях, позволит развить речевой аппарат, преодолеть стеснение. Кроме того, можно представить обучающимся

159

небольшой видеофрагмент или видеоролик с яркими изображениями, позволяющими понять, о чем идет речь. Одним из самых эффективных приемов можно выделить динамическое заучивание лексического материала, когда ребята, каждый в силу своих возможностей, проговаривая слова, показывают их под ритм или музыку, изображая предметы или явления. Игровые технологии, такие как домино, лото, бинго, и разнообразие игр, к примеру, «Снежный ком», «Словарный ежик», «Пирамида из рифм», «Поле чудес», «Спортивный диктант», «Змейка», «Поезд из карточек» и многие другие, делают учебный процесс более увлекательным и эффективным, помогают ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, что ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. У ребенка не возникнет ощущения того, что его усилия напрасны. Таким образом, «особые» дети становятся намного мотивированнее и заинтересованные в изучении иностранного языка.

На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом. Однако именно эта модель обучения видится как основной инструмент, способствующий оптимизации коррекционно-развивающего направления в работе с учениками с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка. Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком, что, в свою очередь, даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально не адаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что, по словам В.И. Лопатиной, все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает в обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства [2].

Список литературы

1. Ефремов А.В. Концепция управления процессами социальной адаптации и реинтеграции инвалидов в общество: автореф. ... д-ра социол. наук. - Новосибирск, 2001. - С.1.

2. Лопатина В.И. Инклюзивное образование: широкие аспекты// Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Школьная книга, 2010. - 272 с.

3. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов //

Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. -Саратов: Изд-во Пед. ин-та СГУ, 2002. - С. 15-21.

4. Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад. UNICEF. - Florence. - № 5. - 1998. - С. 58.

5. Право и принципы инклюзии. Что такое инклюзивное образование. [Электронный ресурс]. - URL: https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-372/.

© Мосина М.А., Гафнер В.В., 2016

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Маргарита Александровна Мосина

д-р пед.наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail:margarita_67@inbox. ru

Мария Александровна Дворецкая

преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

E-mail: mariyadvoreckaya@yandex. ru

Аннотация: Представлен обзор направлений использования технологии мобильного обучения в современном образовании. Мобильные средства связи и мобильный Интернет в современном обществе становятся все более доступными и массовыми. Проведен анализ современного состояния развития мобильных устройств и беспроводных сетей в Российской Федерации. Целью статьи является рассмотрение основных тенденций и тезисов зарубежной и отечественной практики в применении мобильного образования в обучении. Рассматриваются предпосылки, трудности и несомненные преимущества мобильного обучения как средства модернизации и увеличения эффективности традиционного преподавания иностранных языков. Рассмотрены перспективы внедрения технологии «мобильное обучение» в учебный процесс.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильный образовательный контент, мобильные технологии, информационное пространство.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация образования.

Определения информатизации образования даны в работах Ю.С. Брановского, О.К. Филатова, Е.П. Велихова и других. В Российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.