Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. -Саратов: Изд-во Пед. ин-та СГУ, 2002. - С. 15-21.
4. Образование для всех? Региональный мониторинговый доклад. UNICEF. - Florence. - № 5. - 1998. - С. 58.
5. Право и принципы инклюзии. Что такое инклюзивное образование. [Электронный ресурс]. - URL: https://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/law/vw-372/.
© Мосина М.А., Гафнер В.В., 2016
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Маргарита Александровна Мосина
д-р пед.наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:margarita_67@inbox. ru
Мария Александровна Дворецкая
преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь
E-mail: mariyadvoreckaya@yandex. ru
Аннотация: Представлен обзор направлений использования технологии мобильного обучения в современном образовании. Мобильные средства связи и мобильный Интернет в современном обществе становятся все более доступными и массовыми. Проведен анализ современного состояния развития мобильных устройств и беспроводных сетей в Российской Федерации. Целью статьи является рассмотрение основных тенденций и тезисов зарубежной и отечественной практики в применении мобильного образования в обучении. Рассматриваются предпосылки, трудности и несомненные преимущества мобильного обучения как средства модернизации и увеличения эффективности традиционного преподавания иностранных языков. Рассмотрены перспективы внедрения технологии «мобильное обучение» в учебный процесс.
Ключевые слова: мобильное обучение, мобильный образовательный контент, мобильные технологии, информационное пространство.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуют глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью информатизации общества является информатизация образования.
Определения информатизации образования даны в работах Ю.С. Брановского, О.К. Филатова, Е.П. Велихова и других. В Российской
педагогической энциклопедии приводится следующее определение: «Информатизация образования в широком смысле представляет собой комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком - внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах» [3, с. 109-110].
Информатизация образования во многом определяет пересмотр взглядов на саму суть и содержание образования. Одним из основополагающих изменений является переход от «обучения» к «образованию». Непрерывное образование в течение всей жизни становится жизненной потребностью каждого человека.
Ежегодно различные международные организации изучают уровень развития информационно коммуникационных технологий в разных странах и составляют соответствующие рейтинги готовности стран к информационному обществу. Всемирный экономический форум опубликовал доклад «Глобальный отчет о развитии информационных технологий 2015», где представлены данные о развитии ИКТ в 143 странах мира. Индекс сетевой готовности России составил 4.5, согласно чему наша страна занимает 41-е место в рейтинге. Однако в 2015 году Россия улучшила свои позиции на девять пунктов по сравнению с предыдущим годом. По мнению экспертов, низкая стоимость доступа к инфраструктуре ИКТ, а также грамотность взрослого населения способствуют повышению индекса, в то время, как неразвитость рынка, несовершенство юридической системы, инертное развитие информатизации препятствуют тому, чтобы страна занимала более высокие позиции в рейтинге [4].
В настоящий момент в мире насчитывается более 1,5 миллиарда мобильных устройств, это в три раза больше, чем количество традиционных компьютеров. По мере технического прогресса мобильные устройства получают новые технические возможности, растут скорость и надежность при передаче данных в каналах беспроводной связи. По имеющимся данным, процент населения онлайн в Российской Федерации составляет 64 % из расчета населения в 143 миллиона человек. При этом 34 миллиона россиян придут в онлайн в ближайшие 5 лет. Новые пользователи будут приходить в мобильное пространство в основном из маленьких городов. Показательно, что уже в конце 2014 года доля запросов с мобильных устройств впервые превысила долю запросов с настольных компьютеров. На сегодняшний день в России насчитывается 92 миллиона пользователей Интернета и 93 миллиона активных сим-карт с мобильным доступом. Соответственно, 1/3 новых пользователей Интернета приходит через мобильные устройства.
В приложениях владельцы смартфонов проводят 82 % времени. Подавляющее большинство пользователей находятся в возрасте до 35 лет. Как выявлено многими исследованиями, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными и мобильными программами и приложениями, используют свои мобильники и компьютерную технику для развлечения. При этом
познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.
На начало 2016 года умные мобильные устройства показывают лучшую динамику роста, таким образом, на каждого пользователя приходится три активных устройства компактного формата. В 2015 году в России было продано около 32 миллионов смартфонов и планшетов, 86 % из которых работают на Android [7].
На основании вышеприведенных статистических данных можно сделать вывод, что мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры становятся основной частью цифровой жизни человека, а также способствуют зарождению новой образовательной технологии - мобильное обучение. Подтверждение данной гипотезы можно найти в статье Бэна Баннистера, который утверждает, что развитие мобильных мультимедийных услуг, мобильного Интернета, широковещательной мобильной связи способствует развитию технологии «мобильное обучение» [1, с. 52-56].
Можно констатировать тот факт, что мобильные устройства как средства обучения доступны большинству обучающихся в Российской Федерации, но процесс интеграции этих средств связи в учебный процесс идет в нашей стране не так активно и плодотворно, как во многих других зарубежных странах. В декабре 2010 года Институт информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО опубликовал программный документ «Мобильное обучение для качественного образования и социального включения», в котором говорится, что педагоги уже не могут не обращать внимание на очевидный факт фантастической популярности мобильных средств связи среди молодежи, именно поэтому следует проанализировать, как данные виды связи могут способствовать оптимизации преподавания иностранных языков [8].
Среди множества крупных зарубежных проектов, посвященных практике и теории преподавания с помощью мобильных устройств, следует особо отметить следующие: британскую систему мобильного обучения «The Mobile Learning Network Project (MoLe NET)», американская среда мобильного обучения «Mobile Learning Environment Project (TheMoLE)», популярный в Европе проект включения мобильных технологий в обучение в течение всей жизни «Mobile Technologiesin Lifelong Learning: best practices (MOTILL)», канадский Консорциум мобильного обучения «MLearning Consortium».
Цель самого большого по числу участников в мире уникального проекта «MoLeNet» - создать единую виртуальную систему для мобильного обучения, объединив 115 колледжей и 29 школ Великобритании. На сегодняшний момент в проект вовлечено около 10000 обучающихся и 7000 преподавателей, исследующих дидактические возможности различных мобильных устройств: смартфонов, МР 3/4 плееров, планшетных компьютеров, систем GPS, голосовых устройств для голосования. Проект курирует одновременно 104 исследования в данной области.
Международный проект «The MoLE», объединяющий 22 страны, спонсируется федеральным правительством США. Участники проекта из различных стран внедряют мобильные устройства в обучение различным дисциплинам, создают платформу, позволяющую объединить мобильные
обучающие ресурсы, разрабатывают методические основы мобильного обучения.
Цель европейского проекта «MOTILL^-исследовать дидактические возможности мобильных устройств, а также их воздействие на потенциальные группы обучающихся. Идея использования мобильных устройств в обучении послужила началом разработки политики, направленной на всеобщее участие и социальную вовлеченность всех социальных и возрастных слоев населения странах Евросоюза.
В Канаде в 2002 году создан Консорциум мобильного обучения «MLearning Consortium», объединяющий два университета - «Seneca College» и «Northern Alberta Institute of Technology», a также несколько крупных компаний. Цель консорциума - создание новой среды обучения, независимой от места и времени.
В нашей стране не уделяется должного внимания анализу и внедрению мобильных устройств в педагогический процесс. Существуют отдельные проекты, которые носят локальный характер. К примеру, идея использования мобильных устройств в обучении послужила основой для создания А.Н. Барковым образовательного сайта «Школа мобильного обучения», где предлагаются различные модули-тесты для школьников по разным предметам, созданные на основе программного обеспечения « Learning Mobile Author ».
В основе проекта «M-learning» издательства «Дрофа» лежит разработка учебных материалов для изучения различных дисциплин, а также подготовки к ЕГЭ с помощью специальных программ для мобильных телефонов. Эффективность обучения по этой методике основывается на использовании трех видов памяти: зрительной, слуховой и моторной. В настоящее время разработана методика обучения лексике иностранных языков. Система обеспечивает изучение лексики через тексты, которые подбираются индивидуально, в зависимости от стартового уровня владения иностранным языком и индивидуальным графиком освоения языка. При знакомстве с новым текстом учащийся формирует свой словарь из новых слов.
В наше время ученые широко обсуждают технологию «мобильное обучение» в перспективе для образования и предлагают различные трактовки данного термина. Условно, все определения термина «мобильное обучение», предлагаемые в отечественной и зарубежной педагогической литературе, можно поделить на две группы. Первая группа определений основывается, преимущественно, на технологических особенностях мобильных устройств, в то время как определения второй группы подчеркивают их дидактические возможности.
Примером определения первой группы является трактовка термина «мобильное обучение», предлагаемая ЮНЕСКО: «...современные пути поддержки процесса обучения посредством мобильных технологий, таких как портативные компьютеры, MP3 плееры, смартфоны и мобильные телефоны». В своейработе В.А. Куклев приводит следующее определение: «...электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося» [5, с. 89].
Педагогическая сторона процесса обучения, более близкая второй группе определений, отражена в работе С.В. Титовой: «...мобильное обучение -передача и получение учебной информации с использованием технологий WAP или GPRS на любое портативное мобильное устройство, с помощью которого можно выйти в Интернет, получить или найти материалы, ответить на вопросы в форуме, сделать тест и т. п.» [6, с. 57-71]
В рамках проекта «MoLeNet»под мобильным обучением понимают «процесс использования портативных, беспроводных, удобных и доступных мобильных устройств в образовании, с целью оптимизации и поддержки обучения, что позволит обучающемуся общаться, создавать или получать информацию, а его деятельность станет более эффективной». Вышеприведенные определения «мобильного обучения» свидетельствуют о многогранности данного понятия и, акцентируя внимание на различных аспектах, формируют наиболее полную его картину.
По мнению Дж. Такслера, мобильные устройства, используемые в процессе обучения, значительно трансформируют его в сторону изменения форм обучения, а также расширения пространственных возможностей процесса обучения, кроме того, данные трансформации способствуют развитию новых форм познания и формирования менталитета [9].
Вслед за позицией И. Бескровного мы полагаем, что теоретической основой для внедрения мобильного обучения является убеждение в том, что этот процесс должен соответствовать современному этапу развития общества и экономики и обслуживать его [2, с. 25-31].
Однако детальный анализ научной литературы по данной теме обнаруживает проблему, суть которой в том, что растущие потребности образовательной системы в динамично развивающейся мобильной образовательной среде не могут быть в полной мере реализованы по причине недостаточной разработанности рекомендаций педагогической науки к данному процессу. В наши дни методология мобильного обучения находится в процессе формирования, ввиду чего регулярно пополняется новыми принципами, методами, формами, средствами и т. п.
Современные мобильные устройства, используемые в технологии «мобильное обучение», разнообразны и включают: смартфоны, электронные книги, планшетные персональные компьютеры, портативные аудио-и видеогиды, портативные аудиоплееры, карманные персональные компьютеры, современные игровые консоли и другие виды современной аппаратуры. Однако, наиболее востребованы на сегодняшний день мобильные коммуникационные технологии, предоставляющие разноплановый функционал в сочетании с высокоскоростным мобильным доступом к Интернете.
Ввиду динамики роста популярности технологии «мобильное обучение», представляется целесообразным систематизировать ее общие принципы и закономерности.
Уникальность мобильного обучения заключается, прежде всего, в его непрерывности и доступности. Смартфоны и планшетные компьютеры дают возможность подключиться к информационной среде практически из любой
165
точки земного шара, что позволяет их использование в местах, ранее не предусмотренных для работы с ИКТ. Обучающиеся не привязаны к определенному месту и времени, так как необходимый учебный материал у них всегда под рукой, а его изучение возможно в любое время.
Определяющим принципом мобильного обучения является также индивидуализация процесса обучения и самообразования. Мобильные устройства позволяют учащимся самостоятельно выбирать контент и уровень материала, продвигаясь в обучении в своем собственном ритме.
Учебное воздействие со стороны преподавателя в мобильном обучении рассматривается как модерация процесса. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование учебного процесса в виртуальной среде, корректировка курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, организация сетевого взаимодействия, предоставление дистанционной поддержки учащихся и т. п. Безусловно, знания и навыки преподавателя по использованию информационных и телекоммуникационных технологий являются определяющим фактором успешности реализации технологии «мобильное обучение». Преподаватель, организующий мобильное обучение, должен осознавать высокие требования, предъявляемые к содержанию и количеству учебного материала. Преимущественно, контент на мобильной платформе должен быть прямолинеен, краток и оформлен в виде компактных логических блоков.
Одной из особенностей технологии «мобильное обучение» является наглядность процесса обучения, активное использование интерактивных и имитационных наглядных пособий, а также возможность тактильных, сенсорных взаимодействий. Мобильный контент должен создаваться так, чтобы пользователь взаимодействовал с ним интегративно.
Благодаря необычной подаче информации в мультимедийном формате технология «мобильное обучение» повышает интерес учащихся к образовательному процессу. С мобильностью приходит разнообразие, так как в мобильной среде обучения учащиеся сталкиваются с динамичным и часто неожиданным набором данных, доменов и участников общения.
Обязательным условием успешной мобильности является ее прозрачность, что позволяет учебным материалам легко распространяться между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям, а участникам устанавливать мгновенный контакт как с локальными, так и с глобальными сообществами.
Суммируя вышеприведенные характеристики технологии «мобильное обучение», представляющие собой далеко не исчерпывающий список, можно сделать вывод, что широкие технические и функциональные возможности мобильных устройств в современных образовательных средах позволяет обеспечить высокий уровень интерактивности и адаптивности учащихся, снять пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации, а также реализовать дидактическую систему непрерывного самообучения. Все эти возможности в совокупности позволяют создать бесшовное мобильное образовательное пространство, допускающее многообразие образовательных сценариев.
И. Бескровный подчеркивает соответствие основных характеристик современного обучения, таких как ориентируемость на обучаемого, коллаборативность, индивидуальность, непрерывность, ситуационность, доступность, и характерных черт новой технологии «мобильное обучение», а именно: ориентированность на обучающегося, персонифицированность, надежность, сетевые и мобильные технологии [2, с. 25-31].
Виртуальные технологии и мобильные платформы позволили нам посмотреть на обучение с иной точки зрения. Мобильные технологии давно перестали быть лишь средством общения и развлечения, ввиду того что для многих людей они уже стали привычными инструментами профессиональной деятельности, что значительно способствует их успешному применению в образовании.
Мобильное обучение является новой образовательной технологией, на основе которой создается учебная среда, где обучающиеся могут получить доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте, что делает процесс обучения всеобъемлющим и мотивирует обучающихся к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни.
Список литературы
1. Баннистер Б. Реальный масштаб времени - это текущий момент. Почему операторам необходимо пересмотреть свои подходы к предоставлению новых услуг и к формам их оплаты // Мобильные системы. 2006. - № 2. - С. 52-56.
2. Бескровный И. HomoMobiles : шаг в сторону матрицы // E-LearningWorld. 2004. - No 4. - С. 25-31.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. -107 с.
4. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015-2016. [Электронный ресурс]. -URL:http://gtmarket.ru/news/2015/09/30/7246 (дата обращения: 12.02.2016).
5. Куклев В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании // Школьные технологии. 2010. - № 4. - С. 45-52.
6. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы// Вестник Московского университета. 2012. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - С. 57-71
7. Google Mobile Day 2015: Обзор российского рынка мобильных технологий. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.seonews.ru/events/ google-mobile-day-2015-obzor-rossiyskogo-rynka-mobilnykh-tekhnologiy/ (дата обращения: 12.02.2016).
8. Kukulska-Hulme A. Mobile learning for quality education and social inclusion// UNESCO IITI. - Мoscow. 2010.
9. Traxler J. Current State of Mobile Learning //Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Тгат^.[Электронный ресурс]. -URL: http://www. aupress. ca/index. php/books/120155 (дата обращения: 10.01.2016).
© Мосина М.А., Дворецкая М.А., 2016
167