Научная статья на тему 'Педагогические условия нравственного воспитания ученика в воскресной школе на примере культурно-образовательной среды города Ижевска'

Педагогические условия нравственного воспитания ученика в воскресной школе на примере культурно-образовательной среды города Ижевска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ВОСПИТАНИЕ / СРЕДА / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SOCIALIZATION / SUNDAY SCHOOL / UPBRINGING / ENVIRONMENT / SPIRITUALITY / MORALITY / CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санников Максим Алексеевич

На примере культурно-образовательной среды малого города автор статьи приводит теоретическое, философское и педагогическое обоснование возможности использования его в учебно-воспитательной деятельности воскресной школы. Даются и обосновываются педагогические условия возможности нравственного воспитания школьников на дидактических материалах окружающей социокультурной среды, что позволяет разнообразить дидактические средства, используемые в учебно-воспитательной деятельности, а с другой стороны позволяет взглянуть на воспитанника как на отдельную личность той же самой социокультурной среды. На основе философско-педагогической литературы раскрывается сущность понятия «культурно-образовательная среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MORAL EDUCATION IN SUNDAY SCHOOL IN TERMS OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF IZHEVSK

The paper gives a theoretical, philosophical and pedagogical justification of using the image of cultural and educational environment of a small town in teaching and educational activities in Sunday schools. The paper gives and justifies the pedagogical conditions of moral education of pupils using the didactic materials of the socio-cultural environment, which provides diversification of the didactic means used in teaching and educational activities, and allows to consider a pupil as an individual belonging to the same socio-cultural environment. The essence of the term “cultural and educational environment” is revealed on the basis of philosophical and pedagogical literature.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия нравственного воспитания ученика в воскресной школе на примере культурно-образовательной среды города Ижевска»

При этом должны быть реализованы следующие принципы: во-первых, должна быть обеспечена всесторонняя системная оценка предметных и личностных результатов; во-вторых, оценивание должно быть способным отразить динамику индивидуальных достижений; в-третьих, оценка допускает интегрирование инновационных и традиционных форм и методов.

Основываясь на выше определенных аспектах, сформулируем: прогрессивной системой оценивания предметных результатов на уроках информатики является рейтинговая система.

Рейтинг - комплексный интегральный показатель, отражающий общую динамику и конечный уровень освоенной учебной программы по профильному предмету специальности.

Внедрение и реализация рейтинговой системы оценивания предметных результатов в контексте формирования у названной категории обучающихся конструкторско-технологических компетенций позволяет достичь следующих задач:

• во-первых, осуществлять контроль и оценивание не в статике, но в динамике (то есть рейтинг, который изменяется в течение учебного семестра, позволяет четко дифференцировать успехи и прогресс конкретного обучающегося);

• во-вторых, позволяет сформировать объективную интегральную оценку, отраженную в итоговом рейтинге учащегося по профильным предметам специальности.

Практика использования рассматриваемой системы детерминирована следующими аспектами.

Изначально весь учебный курс профильного предмета структурируется на несколько относительно обособленных тематических модуля, контроль освоения которых является обязательным.

Далее уже в рамках каждого конкретного модуля происходит дифференциация видов и типов работ, заданий, реализация которых приносит конкретному ученику пропорциональное увеличение рейтинга.

Важно отметить: в рамках рейтинговой системы оцениванию подлежит каждый вид работы, однако конкретные баллы за них отличаются в зависимости от уровня сложности. Так, за контрольные и самостоятельные работы - баллы высокие, домашние, небольшие проверочные работы приносят несколько более низкие баллы.

При этом максимальный балл - и, следовательно, возможность повысить рейтинг - приносит выполнение учащимися творческих заданий по информатике, проявленная инициатива в контексте более глубокого изучения того или иного аспекта учебной программы.

Реализация данного механизма позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся, расширять их творческий потенциал. Кроме этого, оценивание позволяет реализовать системный контроль в разрезе как текущей динамики, так и итогового результата.

Выводы. Подводя общий итог рассмотрения выделенной объемной многоаспектной темы статьи, отметим: особенности профессиональной подготовки будущих операторов по исследованию скважин при обучении специальным дисциплинам в контексте формирования у них конструкторско-технологических компетенций не могут быть определены статично или некоторым единственным образом.

Исключительную важность в данном контексте обнаруживает способность педагогов, профессорско-преподавательского состава к внедрению инновационных методов и средств, программных продуктов. Вместе с тем, процесс обучения будущих операторов по исследованию скважин не может быть сведен только лишь к процессам освоения учебной программы, но требует организации эффективной образовательной коммуникативной среды, где каждый мог бы проявить как собственный потенциал, так и выработать навык взаимодействия в рамках коллектива, команды.

Учет социально-психологических характеристик в данном ключе представляется оправданным и необходимым.

Литература:

1. Бондаревская Е. В. Смысл и стратегия личностно-ориентированого воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 17-25.

2. Захарова Л.Н.Психология управления человеческими ресурсами в организации. - Н. Новгород.: Нижегородский гуманитарный центр, 2015.

3. Поликультурное образование. Учебник. О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев.М. 2015.

Педагогика

УДК 37.034

аспирант, преподаватель ИНПО Санников Максим Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова» (г. Ижевск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ИЖЕВСКА

Аннотация. На примере культурно-образовательной среды малого города автор статьи приводит теоретическое, философское и педагогическое обоснование возможности использования его в учебно-воспитательной деятельности воскресной школы. Даются и обосновываются педагогические условия возможности нравственного воспитания школьников на дидактических материалах окружающей социокультурной среды, что позволяет разнообразить дидактические средства, используемые в учебно-воспитательной деятельности, а с другой стороны позволяет взглянуть на воспитанника как на отдельную личность той же самой социокультурной среды. На основе философско-педагогической литературы раскрывается сущность понятия «культурно-образовательная среда».

Ключевые слова: педагогические условия, социализация, воскресная школа, воспитание, среда, духовность, нравственность, культурно-образовательная среда, средовой подход.

Annotation. The paper gives a theoretical, philosophical and pedagogical justification of using the image of cultural and educational environment of a small town in teaching and educational activities in Sunday schools. The paper gives and justifies the pedagogical conditions of moral education of pupils using the didactic materials of the socio-cultural environment, which provides diversification of the didactic means used in teaching and educational activities, and allows to consider a pupil as an individual belonging to the same socio-cultural environment. The

essence of the term "cultural and educational environment" is revealed on the basis of philosophical and pedagogical literature.

Keywords: pedagogical conditions, socialization, Sunday school, upbringing, environment, spirituality, morality, cultural and educational environment, environmental approach.

Введение. Тенденции развития начального религиозного образования в настоящее время привлекает всё большее внимание учёных и исследователей. Связано это прежде всего с необходимостью исследования традиций духовно-нравственного воспитания, заложенных в воскресные школы до революции 1917 года. С другой стороны, социокультурные изменения, произошедшие в российском обществе после революции, фактически остановившие развитие православной педагогики как отрасли педагогического знания, с начала 1990-х годов она вновь начали развиваться.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы, а также диссертационных исследований в отечественном сегменте научного знания показывает, что наибольшее внимание на учебно-воспитательную деятельность воскресных сосредоточенно в вопросах осмысления сути православной педагогической культуры (С.Ю. Дивногорцева, Т.В. Склярова, А.А. Корольков, А.С. Ананичев и др.), образовательного процесса (Е.А. Никитская, А.А. Корзинкин, О.Л. Янушкявичене, Ю.Т. Антипенко, Л.А, Марченко и др.), в святоотеческой литературе феномен воскресных школ наиболее полно освящаются в трудах святителя Иоанна Златоустого, Иринея Лионского, праведного Иоанна Кронштадского, схиархимандрита Иоанна Маслова и многих других.

В силу того, что в настоящее время отсутствуют теоретические исследования и методические разработки в области функционирования воскресных школ, вопрос дальнейшего развития этого аутентичного источника начального религиозного образования остаётся открытым. Этим, определяется важность феномена современных «воскресных школ» как источника неизменной педагогической аксиологии с философской, социальной, педагогической и ряда других сторон.

С другой стороны, в «светском» сегменте педагогической науки выполнено достаточное количество исследований, в которых в той или иной степени образовательный процесс рассматривается с вопроса образовательной среды (Б.Н. Боденко, Н.Ф. Вишнякова, И.А. Зимняя, В.А. Ясвин, Г.А. Ковалев и др.), содержания образования (А.А. Вербицкий, Н.К. Винокурова, Л.В. Занков и др.), формы деятельности ученика в различных образовательных системах (М.И. Махмутов, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, М.М. Поташник и др.), методологии работы со школьниками (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Н.А. Морозова и др.). При этом огромном объёме исследований, вопрос о возможности взаимного использования методологии в построении учебно-воспитательной деятельности воскресной школы остаётся малоизученным и последние по-прежнему остаётся на том же самом уровне своего развития что до революции 1917 года.

В настоящее время становится очевидным, что развитие духовных и нравственных свойств личности подрастающих поколений, о которых заявлено в различного рода нормативно-правовых актах государства, невозможна без воспитания гармонично развитой личности. Её полнота и внутренняя духовная жизнь человека при этом тесно связанна с характером её отношения к национальному, культурному и историческому наследию. Поэтому учебно-воспитательный процесс в воскресной школе не может не учитывать связь воспитанника с культурной и социальной средой города (села или деревни), образующего его непосредственное жизненное окружение. Напротив, учебно-воспитательная деятельность воскресной школы в настоящее время оторвана от неё глубокой пропастью пропитанной ветхозаветными образами благонравия и благочестия, а русское церковное искусство, являющееся неотъемлемой частью культурно-образовательной среды, изучается воспитанниками в лучшем случае на примерах времени формирования региональных архитектурных школ XII века и не учитывает образы, окружающие воспитанника постоянно.

Педагогический смысл заявленной нами темы заключается в том, что учебно-воспитательная деятельность воскресной школы в настоящее время должна учитывать и формировать качества социокультурного окружения своего воспитанника на основе той культурно-образовательной среды, которая его окружает. Наиболее продуктивной возможностью в учебно-образовательном процессе воскресной школы являются «композиционно целостные символически-смысловые ансамбли, характеризующиеся устойчивой историко-культурной семантикой», как их определяет Харламова М.А [4].

Традиционная для каждого провинциального города среда, является с одной стороны ближайшим окружением подростка, а с другой, огромным наглядным дидактическим материалом, который как мы уже отметили повсеместно не используется. В связи с усложнением процесса социализации подростков и их сознательный уход от реального мира в виртуальный, предложенная нами концепция приобретает всё большее значение и актуальность в виду возможности использования культурно-образовательной среды для лучшего усвоения нравственных компетенций определённых в Стандарте учебно-воспитательной деятельности для воскресных школ.

«Культурно-образовательная среда - как её определяет Е.П. Белозерцев, - это носитель богатой, разнообразной, в том числе противоречивой информации, воздействующей на разум, эмоции и веру» [1].

Главной и первостепенной задачей в условиях тотальной безграмотности и новыми реалиями жизни крестьян в утвержденном «Положении о начальных народных училищах» значилось «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Таким образом, воскресная школа давала возможность детям из различных сословий (в основном крестьян) получить элементарные знания необходимые для дальнейшей жизни. А это невозможно без учёта той культурной среды окружающей человека. В настоящее время, первостепенной задачей воскресной школы является «содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту» [2]. Однако, начатые Священным Синодом Русской Православной Церковью реформы религиозного образования и воспитания в 2012 году продолжаются и на современном этапе их развития, выдвигая иную, совершенно кардинальную перемена смыслов целей и задач этого института. В настоящее время выдвигается идея не учебной их функции, а педагогического попечения, т.е. - сопровождения детей на приходе. В этом смысле личностно-ориентированная концепция учебно-воспитательной деятельности с опорой на культурно-образовательную среду становится ещё более актуальной.

Таким образом, при единой для дореволюционных и современных воскресных школ программ учебно-воспитательной деятельности прослеживаются некоторые противоречия использования средового подхода в их деятельности. А именно:

1. противоречие между эмпирическим и теоретическим уровнями средового подхода в педагогической практике современных воскресных школ;

2. противоречие между объективной возможностью использования культурно-образовательной среды окружающей воспитанника и степенью её использования в учебно-образовательном процессе самой воскресной школе.

Святоотеческое наследие позволяет выделить сферу духовного становления человека как смысловой уровень, который культурно обусловлен. При этом мы можем судить о иерархичности внутренних ценностей человека. Эмпирически он становится носителем нравственной культуры в процессе взаимодействия с социально-культурной средой. Иерархия аксиологического сознания воспитанника воскресной школы формируется в двояком смысле. Двоякая очевидность нравственного становления прослеживается нами в том, что реальность его собственного, этически воспринимаемого «я» становится отличной от реальности нравственного порядка в общей структуре бытия. Таким образом, единство духовных и нравственных начал обнаруживается нами в жизненном опыте ученика и является результатом его взаимодействия с социальной и предметной средой. Именно этот, живой образ того, что воспитанник увидел и прочувствовал собственным «я» резюмируется им в сознании в виде нравственных убеждений и принципов поведения, что влияет на его дальнейшее духовное развитие.

Как мы уже упомянули выше, средовой подход в образовании позволяет рассматривать систему учебно-воспитательной деятельности в воскресной школе в единстве с окружающей средой. Более того, ни одна из сред (духовная, социальная или физическая) не существует сама по себе и не образует замкнутой системы. Среда, как мы установили выше, целостно воздействует на человека и является источником как сознательного, так и бессознательного усвоения информации.

Общие принципы и понятия средового подхода в отечественной педагогической науке детально описаны в трудах Е.П. Белозерцева, М.С. Кагана, Ю.Р. Вишневского, Д.А. Пряхина и других. Обобщая многочисленные исследования и концепции данной педагогической технологии можно сказать, что культурно-образовательная среда призвана выразить единство системы образования и культуры, акцентировать личностно-формирующую функцию культуры как таковую и культурологический смысл учебно-образовательной деятельности.

Одной из составляющей части культурно-образовательной среды являются школа, семья и церковь. Духовно(религиозно)-нравственное воспитание, таким образом, является важной составляющей каждого института. При их принципиальной разности, педагогические возможности их различны. Нравственное устройство православной церкви определяется духовным законом, возвещённым ещё Спасителем: «Где сокровище Ваше, там и сердце Ваше будет» (Мф. 6.21). Известный русский философ и священник Павел Флоренский, следующим образом определяет понятие сокровища.

«Сокровище - это духовная ценность, то, что признаём мы объективным смыслом и оправданием нашей жизни» [3]. Далее, о. Павел Флоренский поясняет, что наша личность, и, следовательно, все её проявления, всецело определяются нашим сокровищем. Педагогические возможности Церкви и семьи, как малой церкви в христианском её понимании несколько схожи. Однако, обозначенная ещё в начале XX века философско-педагогическая проблема того, что культура нового времени, провозгласившая автономию человека, установила в качестве «сокровища» самого человека, определяет противоречие между неизменным с времен апостолов религиозным пониманием нравственности и современным пониманием категории нравственности исходя из автономии человека, о чем мы говорили выше. Вместо Творца всего существующего в современном обществе был поставлен идол - человек. И в этом принципиальный разрыв двух педагогических систем: учебного процесса общеобразовательной школы с её принципом педоцентричности и воскресных школ с принципом Христоцентричности.

В теории православной педагогической культуры заключается огромный педагогический потенциал опыта предшествующих поколений. Неизменность нравственных и религиозных ценностей, многовековая традиция их воспитания делает воскресную школу в настоящее время сосредоточием духовной мудрости и традиции православной педагогической культуры.

Культурно-образовательная среда, специфика которой определена нами выше, в провинциальных городах схожа. Большинство ныне существующих городов особенно в Приволжье и на Урале создавались как индустриальные центры на рубеже ХУИ-ХУШ веков. Одним из таких центров является культурно-образовательная среда Ижевска - центра железоделательного дела Российской империи XVIII века и «оружейной столицы» современного периода своей истории.

Первые документальные свидетельства о существовании земель на которых в последующем расположился город-завод относятся к 1646 году. Только за XVIII век на территории Урала было основано 50 городов-заводов. В градостроительном и историко-культурном понятии «город-завод» является устойчивым понятием как города-завода с прудом. В схемах любого города-завода именно платина задаёт пространственную систему координат и внешний архитектурный вид города. План города, разработанный первым архитектором города С.Е. Дудиным схож с генпланом Санкт-Петербурга, где радиальные улицы повторяют изгибы заводского пруда, а параллельные улицы расходятся лучами от водохранилища. В городе с прилегающей к нему территорией насчитывается более 300 объектов историко-культурного наследия, из них 8 объектов являются памятниками истории и архитектуры федерального значения (в их числе: Александро-Невский Собор, 1820-1823 гг.; Главный корпус оружейного завода, 1808-1815 гг.; Дом Новикова, 1820-1823 гг.; Заводская плотина, 1760 г.; здание Арсенала, 1823-1825 гг.; здание денежной кладовой, 1852 г.; здание школы им. Свободы, 1924-1926 гг. и казенный дом, 1820-х годов) , а 51 объект относится к памятником истории и архитектуры регионального значения. Памятные места Ижевска связанны в первую очередь с оружейным делом, меценатством, торговлей. В создании современной культурно-образовательной среды причастны такие выдающиеся деятели как граф П.И. Шувалов, А.С. Москвин, Емельян Пугачёв, захвативший город летом 1774 года, А.Ф. Дерябин, Л.Э. Нобель, старший брат основателя Нобелевской премии А. Нобеля, П.А. Бильдерлинг, А.В. Колчак, М.Т. Калашников, Г.А. Кулакова и многих других. Духовно-религиозное наследие отмечено нами деятельностью священномучеников Михаила Тихоницкого, Космы Коротких, а

также протоиерея Захария Лятушевича, схиархиепископа Иоанна (Килина), митрополита Николая (Шкрумко) и других.

В условиях социально-общественного и экономического подъёма на рубеже XIX века в городе складывается разветвлённая сеть культурно-просветительских и общественно-педагогических обществ и объединений. На основании архивных материалов Центрального государственного архива Удмуртии узнаём, что во всех городских храмах действовали церковно-приходские школы, помимо этого духовенство города активно включалось в просветительскую деятельность в качестве законоучителей в казенных школах, создавало различные кружки и общества. Современный Ижевск - один из немногих в России городов, в котором оружейный завод является градообразующим предприятием, продолжающим славные традиции, заложенные еще в начале XVIÏÏ века. В городе осуществляет свою образовательную деятельность 4 высших учебных заведений обеспечивающих подготовку специалистов в гуманитарной, технической, сельскохозяйственной и медицинской областях. В системе общего школьного образования действует 93 учебных заведения и 207 дошкольных учреждений.

На основе представленных данных, изучения психолого-педагогической, философской и святоотеческой литературы, создание полного образа культурно-образовательной среды города Ижевска позволило выявить ряд педагогических возможностей использования средового подхода в учебно-воспитательной деятельности воскресных школ. К указанным возможностям мы можем отнести:

- коммуникативные возможности. Они позволяют на основе освоения историко-культурного наследия воспитанниками воскресных школ формировать нравственные нормы межличностного поведения;

- социально-педагогические возможности. Данные педагогические возможности способствуют в результате усвоения воспитанниками социально-исторического опыта развивать чувство любви к своей «малой родине», чувство гражданина и патриота, осознание себя этнической и культурной идентичностью;

- культурно-развивающие возможности. Данные возможности заключаются в нравственном осознании личностной деятельности по развитию и приумножению историко-культурного достояния и стимулируют формирование у воспитанника творческих способностей личности;

- образовательно-просветительские возможности. Они связаны в первую очередь с удовлетворением потребности воспитанников воскресной школы в углублении этических, научно-практических, художественно-эстетических и религиозных компетенций.

Анализ предложенной модели в воскресной школе показывает, что ориентация учебно-воспитательного процесса на выявленные нами педагогические возможности обусловлена рядом факторов:

- активным включением воспитанников в образовательный процесс, особенно в содержание таких дисциплин как: Закон Божий, Литургика, Храмоведение, История Русской Православной Церкви, Церковнославянский язык;

- активное включение воспитанников во внеклассные формы занятий (которые до этого не использовались): образовательные экскурсии, компьютерное моделирование, круглые столы и школьные научные конференции;

- возрождение в воскресных школах лучших традиций православной педагогической культуры;

- интеграцией воскресной школы, семьи, общественности и церкви, в её литургической практике, в работе по нравственному воспитанию воспитанников.

Выводы. Использование культурно-исторической среды в опытно-экспериментальном учебно-образовательном процессе ряда воскресных школ позволило предложить последним конструктивное изменение своего процесса на основании ряда моделей:

1. Модель воскресного школьного дополнительного образования детей;

2. Модель внешкольного воскресного обучения детей;

3. Модель дополнительной воскресной активности детей.

В настоящее время, предложенные модели учебно-воспитательной деятельности проходят апробацию в воскресных школах городских и сельских поселениях. Это позволит выделить актуальность какой-либо модели в условиях численности населения, возможностей прихода, подготовки педагогического состава, а также доступности получения детьми дополнительного образования в других учреждениях. Анализ первых результатов исследования показывает об актуальности заявленной нами темы, расширению педагогических условий реализации стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, рост охвата обучающихся за счет активного вовлечения воспитанников в творческую, проектно-исследовательскую деятельность, расширению возможности индивидуального развития способностей каждого воспитанника.

Литература:

1. Белозерцев Е., Долженко О., Усачев А. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда» // Alma mater («Вестник высшей школы»). 2003. № 9. С. 29-36.

2. Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. - С. 656

3. Флоренский, П.А., свящ. Сочинения. В 4 т. Т. 2 / Сост. И общ. Ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубачева. - М.: Мысль, 1996. - С. 877

4. Харламова М.А. Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Харламова Марина Александровна; ВГПУ. - Владимир, 2010. - 25 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Скударёва Галина Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно- технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье актуализирована проблема формирования личности будущего педагога на основе развития духовно-нравственных ценностей; акцентирована значимость педагогического труда для общества и государства; выстроена ступенчатая система формирования духовно - нравственных ценностей будущего учителя; представлен опыт ГГТУ в контексте формирования духовно-нравственных ценностей как основы формирования личности будущего педагога.

Ключевые слова: будущий педагог, духовно-нравственные ценности, университет, волонтёрство.

Annotation. The article actualizes the problem of the formation of the personality of the future teacher on the basis of the development of spiritual and moral values; the importance of pedagogical work for society and the state was emphasized; a step-by-step system was built for the formation of the spiritual and moral values of the future teacher; the experience of GSTU in the context of the formation of spiritual and moral values as the basis for the formation of the personality of the future teacher is presented.

Keywords: future teacher, spiritual and moral values, university volunteering.

Введение. Важнейшей социально-культурной, морально - этической, психолого - педагогической проблемой, определяющей взаимоотношения между миром и человеком, является духовная жизнь человека, где основную роль играют те базовые духовные ценности, которые лежат в основе его существования. Как смысложизненные и смыслоопределяющие ценности, они удовлетворяют духовные потребности людей, формируют мировоззренческие позиции и основные жизненные идеалы и интересы, пронизывая деятельность человека во всех её проявлениях.

Сущностным наполнением духовно-нравственных ценностей можно считать такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Особенно примечательны здесь слова выдающегося философа И. Канта, который писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением...- это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Изложение основного материала статьи. В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «...Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности» [1]. Концепция акцентирует внимание на том, что «духовно-нравственное развитие и воспитание личности» осуществляется «через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение и конкретным содержанием наполняются такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений» [2].

Основной сферой, в которой формируется как человеческий, так и социальный капитал, является сфера образования, поэтому именно здесь и должны быть сфокусированы усилия общества и государства. Духовно-нравственные ценности применимы в качестве оценочного основания ко всем сферам жизнедеятельности человека как личности.

Закономерен при этом вопрос: кто должен управлять человеческой деятельностью на этапе развития личности её индивида в условиях современной социально - культурной ситуации, которая характеризуется кризисом духовности, нравственности, наконец, кризисом личности вследствие утраты духовно -нравственных ценностей?

События последнего времени подтвердили, что девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения нашей страны (как на подрастающее поколение, так и на их родителей), резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского нравственного сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к социальным нормам.

Безусловно, историческая миссия формирования нового человека должна принадлежать УЧИТЕЛЮ, ПЕДАГОГУ, которому под силу утверждать в образовательном пространстве России авторитет духовности, идеалы человеколюбия.

Образование в современных условиях является открытой социально-педагогической системой, функционирующей с участием многих лиц, обладающих опытом и стремящихся передать его другим. Принцип открытости рассматривается как особый способ организации жизнедеятельности образовательной организации в активном взаимодействии с социумом[6]. В таком взаимодействии в равной степени заинтересованы все субъекты образовательного процесса. Готовность образовательной системы к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.