Научная статья на тему 'Государственно-конфессиональный диалог как реализация наследия святителя Иоасафа Белгородского'

Государственно-конфессиональный диалог как реализация наследия святителя Иоасафа Белгородского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная деятельность / культурно-образовательная среда / религиознопедагогическое наследие / просветительские традиции отечественного образования / educational activities / cultural and educational environment / religious andpedagogical heritage / educational traditions of domestic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Наталия Ивановна

В статье рассматривается опыт совместной образовательной деятельности религиозных и светских организаций Белгородской области, направленной на созидание единой культурнообразовательной среды Белгородчины, на сохранение и актуализацию исторического и культурного наследия региона, в том числе и религиозно-педагогического наследия подвижника благочестия XVIII века — святителя Иоасафа Белгородского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article discusses the experience of joint educational activity of the religious and secular organizations of the Belgorod region directed to creation of the uniform cultural and educational environment of Belgorod region, to preservation and actualizing of historical and cultural heritage of the region, including religious and pedagogical heritage of the devotee ofpiety of the 18th century the Saint Joasaph Belgorodsky.

Текст научной работы на тему «Государственно-конфессиональный диалог как реализация наследия святителя Иоасафа Белгородского»

УДК 27-9:37 (470, 325) ББК 86.37:74.03(235.45)

Некрасова Наталия Ивановна,

старший преподаватель кафедры высшей математики и информатики Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО

Аннотация. В статье рассматривается опыт совместной образовательной деятельности религиозных и светских организаций Белгородской области, направленной на созидание единой культурно-образовательной среды Белгородчины, на сохранение и актуализацию исторического и культурного наследия региона, в том числе и религиозно-педагогического наследия подвижника благочестия XVIII века — святителя Иоасафа Белгородского.

Ключевые слова: образовательная деятельность, культурно-образовательная среда, религиозно-педагогическое наследие, просветительские традиции отечественного образования.

В истории нашего отечества есть имена, оли-

цетворяющие в сознании потомков не просто некую историческую личность, а воспринятую и утвердившуюся народную идею. Это светочи христианской веры и нравственности, жизнь, дела и поступки которых стали не столько историческим фактом, сколько практической заповедью грядущим поколениям. Поэтому потомки «целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного» [4, с. 1]. Таковы имена преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, святителя Тихона Задонского и многие другие.

Для Белгородской земли особое, вневременное значение имеет имя святителя Иоасафа Белгородского, жизненный путь которого являет не только образец личного подвига духовного самосовершенствования, но и убедительный пример плодотворной подвижнической деятельности, направленной на нравственное воспитание народа. Пастырское служение святителя вышло за рамки исключительно богослужебной деятельности и превратилось в разностороннюю социальную практику, ставшую значимым фактором преобразования духовного содержания среды возглавляемых им иноческих обителей и Белгородской епархии, а также действенным средством религиозно-нравственного формирования и личностного духовного развития окормляемого им духовенства и мирян. В итоге, в пастырском служении подвижника в полной мере реализовались две взаимозависимые составляющие феномена образовательной деятельности: внутренняя образовательная деятельность, направ-

ленная на развитие личностных новообразований, определяющих ценностною мировоззренческую ориентацию человека, и внешняя образовательная деятельность - преобразование окружающей действительности (более подробно см.: Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края. Коллективная монография / Под ред. Е.П. Белозерцева. - М.: АИРО-ХХ1, 2017.-352 с.).

В наши дни указанные составляющие образовательной деятельности во многом утратили свое изначальное духовное, нравственное наполнение, отдалились от своих лучших образцов, зафиксированных в религиозно-педагогическом наследии святых подвижников и христианских любомудров, что породило реальную угрозу разрушения неповторимой системы исторических и духовных координат России как особой страны-цивилизации, угрозу размывания идентичности русских как дер-жавообразующего народа.

Современный процесс возрождения Святого Белогорья начался в непростое для страны время, в 1991 г., когда мощи святителя Иоасафа после многих лет забвения были торжественно возвращены из Преображенского собора Санкт-Петербурга в Преображенский кафедральный собор города Белгорода. Спустя четыре года после этого знаменательного события была возрождена Белгородская кафедра, а в июне 2012 года была образована Белгородская митрополия, в состав которой вошли три епархии: Белгородская, Валуйская и Губкинская. На ежегодном съезде духовенства в январе 2016 г. митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн сообщил, что на 1 ноября 2015 г. в области родился 16 281 ребёнок, из них крещены 15 051. Свои отношения узами брака скрепили 11 852 пары, при

ОО

этом 12 процентов пар закрепили союз обрядом венчания. В 2015 г. в области открылось 13 храмов и теперь Белгородская и Старооскольская епархия насчитывает 25 благочиний, 387 храмов и около 50 часовен [1].

Одной из важнейших сфер деятельности митрополии является образовательная деятельность, направленная на формирование духовного содержания культурно-образовательной среды Белгород-чины, на сохранение и актуализацию исторического и культурного наследия региона, в том числе и религиозно-педагогического наследия святителя Иоасафа Белгородского. Поэтому нравственное влияние подвижника ХУШ в. не ограничилось только лишь временем его непосредственного пребывания во главе Белгородской архиерейской кафедры, а продолжает развиваться и в наши дни.

Созидание единой культурно-образовательной среды региона является ведущим направлением образовательной деятельности и для органов государственной власти Белгородской области. Единый вектор развития образовательной деятельности государственных и религиозных организаций обуславливает активное взаимодействие митрополии с департаментом образования Белгородской области, управлением культуры, управлением социальной защиты населения и рядом других управлений Правительства области, а также с учреждениями образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения и другими заинтересованными государственными учреждениями и общественными организациями области.

Нормативно-правовым основанием сотрудничества является сложившаяся к настоящему времени система двусторонних договоров и соглашений между Белгородской митрополией и региональными органами власти. Так, например, в апреле 2013 г. было подписано очередное пятилетнее соглашение о сотрудничестве в сфере образования, социальной и культурно-просветительской деятельности между Белгородской митрополией и администрацией Белгородской области. Подобные соглашения митрополия заключила также с департаментом образования, с управлением социальной защиты населения, с управлением культуры, с управлением молодежной политики.

Значительно расширяют возможности для участия священнослужителей в решении проблем духовно-нравственного образования и воспитания соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, заключенные между Белгородской митрополией и образовательными учреждениями области: Белгородской государственной сельскохозяйственной

академией, Старооскольским технологическим институтом им. А.А. Угарова (филиалом) «Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова, Белгородским юридическим институтом МВД России, Белгородским государственным национальным исследовательским университетом, Белгородским государственным институтом искусств и культуры.

Практика государственно-конфессионального диалога включает целый ряд направлений совместной деятельности. Одно из них - сотрудничество в сфере реализации областных целевых программ. Белгородская митрополия принимала активное участие в реализации долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области», в число основных задач которой входило формирование единой культурно-образовательной среды региона, укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация традиционной культуры Белгородской области, возрождение и сохранение исторических традиций белгородской семьи и ряд других. Результатом совместной деятельности стала реализация трех проектов духовно-нравственной направленности: «Система управления духовно-нравственным воспитанием в образовательной среде», «Детский областной духовно-просветительский центр «Благовест» и «Святые источники Белгородской области». В настоящее время сотрудничество продолжено в рамках Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 г. В Стратегии закреплен региональный приоритет развития образования - воспитательная работа, а также ее ведущее направление - духовно-нравственное воспитание: формирование базовых основ православной культуры, национальных ценностей, нравственности и регионального патриотизма.

Задача формирования христианского самосознания в наши дни приобрела особую остроту и значимость. Ведь самоопределение и самоидентификация человека немыслимы вне пространства культуры, вне ее смыслов и ценностей, а наиболее полное их осознание возможно только через обращение к религии как важнейшему социокультурному феномену, «представляющему и раскрывающему «генетические коды» российской и мировой культуры» [5, с. 18].

С 2012 г. в четвертых классах всех общеобразовательных учреждений Белгородской области преподается предмет «Основы православной

СЮ

культуры». Введению данного курса предшествовала многолетняя практика преподавания в школах области со 2 по 11 класс предмета «Православная культура» в качестве регионального компонента базисного учебного плана Белгородской области [3]. Программа курса была разработана на теологическом факультете Белгородского государственного университета. Здесь же была проведена работа по повышению квалификации преподавателей данного предмета, подготовлен учебно—методический комплекс для 5-11 классов «Православная культура» с материалами по краеведению Белгородской области и мультимедийными приложениями. Предмет имел культурологическую направленность и знакомил учащихся с православной христианской картиной мира на материалах краеведения Белгородской области.

До принятия закона о введении регионального компонента в виде курса «Православная культура» данная учебная дисциплина на протяжении восьми лет изучалась во всех школах области в форме факультативных занятий. Вопрос перехода предмета из факультативного в региональный компонент предварительно обсуждался родителями и педагогической общественностью региона и нашел широкую поддержку и одобрение, что наглядно отражает современную религиозную ситуацию в области, самым крупным религиозным объединением которой является Русская Православная Церковь.

Преподавание религиозной культуры в рамках светской системы образования - сложная задача, успешное решение которой во многом зависит от квалификации и психологической готовности педагогов к работе в новых условиях. Одним из направлений многоаспектного взаимодействия департамента образования Белгородской области и Белгородской митрополии является совместная деятельность по подготовке педагогических и руководящих кадров в области духовно-нравственного воспитания и преподавания религиоведческих дисциплин. В рамках указанного направления департаментом образования области совместно с представителями Белгородской метрополии была создана региональная общественная организация «Общество православных педагогов Белгородчи-ны», основной целью которой является возрождение православных традиций национальной русской духовной культуры и содействие в профессиональном становлении православных педагогов.

Органичной частью процесса изучения истории и культуры православия в контексте истории и культуры Белгородской области стали палом-

ганизацией и проведением которых занимаются Белгородский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий и созданный в 2007 г. Паломнический центр Белгородской и Староо-скольской епархии. Деятельность Паломнического центра тесно связана с решением миссионерских задач, направленных, главным образом, на духовно-просветительскую деятельность в школах, в средних и высших учебных заведениях. Понимая важность и необходимость духовного краеведения, сотрудники центра наряду с маршрутами на дальние расстояния к святыням России и ближнего зарубежья, разработали ряд маршрутов, дающих возможность познакомиться с монастырями Белгородской митрополии.

Не менее важной составляющей процесса приобщения к истории России и отчего края, к традициям нашего государства и общества является совместная деятельность учебных заведений области и благочиний Белгородской митрополии по организации и проведению мероприятий, приуроченных к значимым церковно-государственным праздникам. Так, например, на праздник Сретения, ежегодно отмечаемый Русской Православной Церковью 15 февраля, проводится региональный музыкальный фестиваль православной молодёжи «Сретенские встречи», а на Пасхальную неделю - «Студенческая Пасха».

Большой воспитательный потенциал заложен также в проводимых в областном центре, в городах и сёлах Белгородчины праздниках-фестивалях, призванных возродить и популяризировать традиционную культуру Белгородской области, сохранить духовное наследие прошлого. Фестивальный календарь области отличается большим разнообразием культурных акций, среди которых Международный фестиваль «Славяне мы - в единстве наша сила», праздник-фестиваль славянской культуры «Зелёные святки», праздник «Всё начинается с любви», фестиваль-ярмарка «Яблочный Спас» и ряд других.

Партнерское сотрудничество департамента образования Белгородской области и Белгородской митрополии также широко используется и в такой форме работы, как организация различных конкурсов для обучающихся. Результатом совместных усилий в этом направлении стала сложившаяся система региональных творческих конкурсов среди детей и учащейся молодежи: «Знаток православной культуры», «Пасхальный фестиваль», фотоконкурс «Золотые купола», «Духовный лик России», общероссийская олимпиада по основам православной

нические поездки для учащихся и педагогов, ор- культуры и другие

СЖР

Доброй традицией в Белгородской митрополии становится проведение миссионерского форума православной молодежи «Молодое дело».

Главная задача, которую форум ставит перед своими участниками, - познание православного вероучения и дальнейшее распространение этих знаний среди сверстников. Решать эту непростую задачу молодым людям помогают их старшие наставники. К участию в форуме приглашаются миссионеры-практики, известные публицисты, проповедники Церкви, преподаватели духовных учебных заведений, специалисты Школы православного молодежного актива «Вера и дело», сотрудники управления по делам молодежи Белгородской области, представители Синодального отдела по работе с молодежью, писатели, историки, политологи.

Одной из новых форм организации работы с населением, прежде всего с детьми и молодежью, являются духовно-просветительские центры, сфера деятельности которых - духовное просвещение, нравственное образование и воспитание населения на базе православных ценностей. В настоящее время подобных центров в области насчитывается более 90. При этом часть из них функционирует как самостоятельные организации, часть, как филиалы, созданные при храмах, Домах культуры, библиотеках. Активное участие в работе центров принимают священнослужители церковных благочиний Белгородской митрополии.

Один из таких центров - детский областной духовно-просветительский центр «Благовест» -был упомянут выше. В качестве еще одного примера можно привести деятельность открытого в сентябре 2001 г. в городе Грайворон Духовно-просветительского центра во имя святителя Иоаса-фа Белгородского. Примечательно, что Центр был построен в городе, где 10 декабря 1754 г. скончался великий подвижник, что подчеркивает преемственность просветительских традиций прошлого, заложенных самим святителем Иоасафом. Ведущим отделением Центра является воскресная школа, содержание учебного процесса которой ориентировано на активную деятельную жизнь учащихся в церковном сообществе, на приобщение детей к бо-гопознанию и к осознанному исповеданию веры.

Создание и развитие образовательных учреждений, целенаправленно ведущих учебно-воспитательную деятельность на основе традиционных духовно-нравственных ценностей православия, является еще одним значимым направление сотрудничества Белгородской митрополии и Департамента образования Белгородской области. В 1995 г. была открыта Белгородская

Православная гимназия во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, а в 1998 г. - Старо-оскольская Православная гимназия во имя святого благоверного князя Александра Невского. Помимо школ создаются и дошкольные учреждения такого рода направленности. В Белгородской области в настоящее время работают пять православных дошкольных учреждений. Работа в этом направлении в Белгородской области была особо отмечена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом [2].

В сентябре 1996 г. состоялось торжественное открытие Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), осуществляющей подготовку священнослужителей, богословов, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области преподавания Православной культуры/ Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях, православных миссионеров и полковых священников (капелланов). Воспитанники 5-го курса семинарии проходят обязательную педагогическую практику в школах и гимназиях города Белгорода, в Лицее милиции, в Белгородском медицинском колледже, в Белгородском государственном институте искусств и культуры, в воинской части. Подобное сочетание теории с практикой служения в современном обществе обеспечивает необходимую связь между учебной и пастырской сторонами образования.

В июне 2001 г. был создан социально-теологический факультет Белгородского государственного университета, образовательная деятельность которого также реализуется в партнерстве с Белгородской митрополией и Департаментом образования Белгородской области. На базе факультета успешно функционируют Духовно-просветительский центр имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), религиозно-философский клуб «Логос», общественная организация «Клуб молодой семьи».

С марта 2007 г. в Белгороде при Преображенском кафедральном соборе действует Образовательно-методический центр «Преображение», основными задачами которого являются сбор и обработка информации духовно-образовательного и просветительского содержания, организация и развитие издательской деятельности, проведение духовно-просветительских семинаров, творческих конкурсов и выставок. При Центре действуют Воскресная школа, курсы сестёр милосердия, библиотека, епархиальный паломнический центр, а также методический кабинет, занимающийся разработкой программ и методических пособий по предмету «Основы православной культуры».

Практическую помощь родителям в христианском воспитании детей оказывают открытые во многих приходах Белгородской митрополии Воскресные школы, дающие своим воспитанникам реальную возможность нарабатывать свой личный духовный опыт жизни в современном обществе в согласии с ценностными основаниями православной веры.

Не оставила без внимания Белгородская митрополия и проблему наполненного, содержательного проведения школьных каникул, организовав православный детский лагерь «Пчелка», программа отдыха в котором традиционно включает разнообразные спортивные и познавательные соревнования, походы по историческим местам и паломнические поездки к православным святыням.

Одной из значимых целей совместной образовательной деятельности государственных и религиозных организаций является формирование осознанной потребности в непрерывном самообразовании и самовоспитании. В День православной книги в школах области проходят уроки-праздники, на которых дети под руководством учителей и священников православных храмов знакомятся с историей книгопечатания и с современными православными книгами. Традиционными стали приуроченные ко Дню православной книги встречи молодежи с белгородскими православными писателями и поэтами, с православными краеведами и сотрудниками Издательского отдела Белгородской и Старооскольской епархии. Кроме того, в рамках данного направления при многих храмах митрополии были открыты приходские библиотеки духовной литературы.

Наиболее эффективным каналом трансляции и распространения православного слова в наши дни являются современные масс-медиа, поэтому значимое место в светско-религиозном сотрудничестве занимает партнерство в формировании информационной среды региона. В митрополии ведется активная издательская деятельность. В печать регулярно выходят газеты «Белгородские епархиальные ведомости», «Православное Оско-лье», «Преображение» и ряд других. Развивается молодежная православная журналистика, представленная изданиями духовных учебных заведений и православных организаций (журналы «Новый Ковчег», «Добродетель», газеты «Семинарский вестник», «Свет Христов»). Материалы на православные темы печатаются также в областных общественно-политических газетах «Белгородские известия», «Белгородская правда», «Смена», «Наш Белгород».

Большое значение имеет выпуск православных программ и передач на телевидении и радио. В эфире первого областного телеканала «Мир Бело-горья» выходит просветительский проект «Святыни Белгородчины» и цикл передач «Путь, Истина и Жизнь». Кроме того, сюжеты на православные темы выходят в ежедневной программе телеканала - «Новости». Тележурнал о самых ярких событиях духовной и общественной жизни региона «Церковь и мир» выходит на ГТРК «Белгород».

На Белгородском городском радио «Спектр» выходят в эфир передачи цикла «Святое Белого-рье», «Православный календарь» и «Ответы на вопросы». В центрах благочиннических округов митрополии в радиоэфир выходят выступления благочинных и духовно-просветительские беседы.

Не оставлена без внимания и самая востребованная среди молодежи среда распространения информации - глобальная сеть Интернет. В настоящее время в Рунете функционируют официальные информационные порталы Белгородской митрополии (belmitropol.ru), Белгородской и Старооскольской епархии (www.beleparh.ru), а также информационные ресурсы благочиний, соборов и храмов митрополии.

Следуя примеру покровителя земли Белгородской, митрополия в своей образовательной деятельности особое внимание уделяет работе с детьми сиротам и с детьми, оставшимися без попечения родителей. Совместными усилиями митрополии и департамента образования Белгородской области были открыты «Прохоровский Православный детский дом-школа» во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла и социальный приют для детей и подростков во имя святой блаженной Ксении Петербуржской при Христорождественском храме села Горки Красненского района Белгородской области.

Уникальность данного приюта в том, что он находится при храме и дети имеют возможность не только получать школьное образование, но и, участвуя в жизни Церкви, в ее таинствах, получают православное воспитание. Здесь же был создан Территориальный центр социального обслуживания инвалидов и престарелых во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Таким образом, в один комплекс были объединены храм, дом престарелых и приют для сирот, что явилось первым подобным опытом во всём Центральном Черноземье.

Большой вклад в дело осмысления религиозно-педагогического наследия святителя Иоасафа, его актуализацию и дальнейшее развитие в теории и практике современной образовательной

оо

деятельности вносит ежегодная международная научно-богословская конференция «Иоасафов-ские чтения». В работе этого представительного форума принимают участие руководители органов государственной власти и местного самоуправления, деятели науки, образования и культуры, члены общественных организаций, педагоги, студенты, журналисты СМИ, священнослужители Русской Православной Церкви. Консолидация столь широкого круга участников чтений позволяет в полной мере использовать значительный потенциал учёных, деятелей образования и культуры, представителей общественности и духовенства Белгородской митрополии, заинтересованных в духовном оздоровлении общества на базе традиционных православных ценностей.

Представленный обзор основных направлений совместной образовательной деятельности религиозных и светских организаций Белгородской области, возможно, не воссоздает предельно полную картину этого многогранного взаимодействия, но вектор его развития, на наш взгляд, представлен вполне определенно - это дальнейшее преобразование культурно-образовательной среды Белгород-чины, сохранение и актуализация исторического и культурного наследия региона, в том числе, и богатейшего духовного наследия святителя Иоасафа Белгородского, что особенно важно в современных условиях агрессивного развития и распространения русофобских настроений. Таким образом, конструктивный государственно-конфессиональный диалог сегодня становится значимым фактором в деле сохранения и активного противостояния разрушению или отрицанию тех базовых ценностей,

без которых не было бы ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, без которых немыслимо дальнейшее существование и развитие современной России.

Литература:

1. Булгакова, О.В. Белгороде откроется ещё один православный детский сад [Электронный ресурс]--?/ go31.ru - Сайт города Белгорода - Режим доступа: http://www.go31 .ru/news/1080713.

2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXI Международных Рождественских чтений [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата - Режим доступа: http:// www.patriarchia.ru/db/text/2746897.html.

3. Закон Белгородской области от 03 июля 2006 года № 57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ЗаконПрост» - Режим доступа: http://www. zakonprost.rU/content/regional/6/1251761.

4. Ключевский, В.О. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства [Текст] /Богословский вестник. - 1892. - № 11. - С. 1-15.

5. Петракова, Т.П. Совместная деятельность органов управления образованием и религиозных организаций по духовно-нравственному образованию и воспитанию, изучению истории и культуры религий. Из опыта работы регионов России [Текст] // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. -2008. -№ 11.-С. 17-82.

Nekrasova N.I.,

Senior Lecturer of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Stary Oskol Technological Institute named after A.A. Ugarov

ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ НАСЛЕДИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО

Abstract. In article discusses the experience of joint educational activity of the religious and secular organizations of the Belgorod region directed to creation of the uniform cultural and educational environment of Belgorod region, to preservation and actualizing of historical and cultural heritage of the region, including religious and pedagogical heritage of the devotee ofpiety of the 18th century - the Saint Joasaph Belgorodsky.

Key words: educational activities, cultural and educational environment, religious andpedagogical heritage, educational traditions of domestic education.

dc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.