Научная статья на тему 'Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии'

Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2297
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храброва Е.В.

В статье рассматривается положительный опыт по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храброва Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии»

УДК 343.815

Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии

■ Е.В. ХРАБРОВА - доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

В статье рассматривается положительный опыт по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии.

Ключевые слова: воспитательная работа; несовершеннолетние осужденные; социальная среда; воспитательный потенциал социальной среды воспитательной колонии.

Organization of educational work with juvenile offenders in the social

environment of educational colony

■ E.V. KHRABROVA - Associate Professor of the Department of Penal Law and Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogics, Associate Professor

The article deals with the positive experience of organization of educational work with juveniles convicts in the social environment of the educational colony.

Keywords: educational work; juvenile offenders; social environment; the educational potential of the social environment of the educational colony.

Целью воспитательной работы является формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня (ст. 109 УИК РФ).

Воспитательная работа как особый вид педагогической деятельности осуществляется специалистом в системе профессиональных отношений и направлена на совершенствование отношений между людьми, создание благоприятных условий для развития личности, улучшение среды обитания, микроклимата общностей, в которые входит воспитуемый.

Формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, в соответствии с законом «параллельного действия» А.С. Макаренко, происходит не только и не столько через убеждение, внушение, беседы и другие методы формирования сознания личности,

сколько опосредованно - через организацию окружающей социальной среды.

Социальная среда - окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности. Она является важнейшим фактором развития личности. Как отмечает А.В. Иванов, социальная среда - это прежде всего пространство взаимоотношений между ее субъектами. А.С. Макаренко писал, что «человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле... Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот "хаос" не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения

в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя»1. Успех практической работы А.С. Макаренко состоял в том, что он формировал личность через отношения. Внешняя форма социально поощряемых отношений проявлялась у его воспитанников в вежливости, следовании традицием, соблюдении ритуалов, символики, в распоряжениях и быстроте ориен-тировки2.

Социальная среда рассматривается как средство, влияющее на преобразование, изменение качественных характеристик процессов, объектов и субъектов. Она определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие, то есть преломляет, влияет, облагораживает, обогащает. Богатая среда, по мнению Ю.С. Мануйлова, обогащает, бедная - обедняет, свободная - освобождает, здоровая - оздоравливает, ограниченная - ограничивает. Организованная в соответствии с целями воспитания среда, соответствующая определенному образу жизни, становится средством воспитания3.

В организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными необходимо учитывать такие структурные компоненты социальной среды, как воспитательные возможности материально-бытовых условий (дизайн помещений, наличие образовательных организаций, производственных мастерских, спортивных площадок, кружков и др.), привлечение родителей и других родственников и близких людей к воспитанию, участие социальных и образовательных учреждений и организаций, благоприятный социально-психологический климат в среде сотрудников и воспитанников. Рассмотрим возможности некоторых компонентов социальной среды в воспитании несовершеннолетних осужденных, представим существующий опыт воспитательных колоний.

Успешность воспитательной работы с подростками зависит от бытовых условий, созданных в колонии. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность в учреждении и направлены на сохранение жизни, здоровья и человеческого достоинства воспитанников, способствуют их ресоциализа-ции, повышению культурного уровня. Такие условия создаются в настоящее время во всех воспитательных колониях.

Как отмечает Л.Ф. Пертли, материально-бытовое обеспечение представляет собой совокупность условий содержания, направ-

ленных на удовлетворение потребностей осужденных в пище, одежде, жилище, то есть факторов, призванных сохранить здоровье и обеспечить нормальное существование человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Законодательство таким образом регламентирует деятельность администрации по обеспечению конституционных прав личности4. Воспитание и воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными возможны только в условиях уважения личности, признания человека высшей ценностью.

Н.К. Дорофеева утверждает, что хорошие бытовые условия вырабатывают у несовершеннолетних положительные навыки и привычки, приучают к порядку, оказывают дисциплинирующее воздействие, закладывают необходимую основу для формирования здорового морально-психологического климата в коллективе5.

Особое внимание уделяется эстетическому оформлению территории воспитательных колоний. Так, в Ангарской воспитательной колонии ГУФСИН России по Иркутской области создан дендрарий (зимний сад), в Канской воспитательной колонии ГУФСИН России по Красноярскому краю реализуется проект ландшафтного оформления территории школы и спортивно-культурного центра «Радуга». Над проектами работают творческие группы из педагогов и воспитанников. Несовершеннолетние осужденные изучают стили ландшафтного дизайна, совместно с руководителями выбирают цветочные растения, высевают семена на рассаду, планируют этапы работ на своем участке. Каждому участку дают название, например: «Море цветов», «Веселая лужайка», «Цветочная планета», «Уголок отдыха» и т.п., а осенью подводят итоги, чей участок самый красивый и оригинальный. В Брянской воспитательной колонии УФСИН России по Брянской области был осуществлен красочный арт-проект. Воспитанники участвовали в конкурсе разноцветных рисунков на асфальте. Целью проведения праздника стало проявление творческих способностей несовершеннолетних осужденных, их самовыражение. По мнению психологов, воспитанники показали свой позитивный настрой и адекватное внутреннее психологическое состояние. Своими яркими рисунками, описывающими мечты о светлом будущем, где их окружает забота близких людей и всегда светит солнце, они создали атмосферу, способствующую развитию благоприятного социально-пси-

хологического климата, улучшению настроения.

Школа на территории воспитательной колонии является одним из центров организации и проведения воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. В соответствии с п. 9 Положения об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы в школе организуется кружковая, внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

В настоящее время в школах воспитательных колоний проводятся разнообразные воспитательные мероприятия, праздники, конкурсы; осуществляется кружковая работа; школьные аудитории используются для организации совместных мероприятий с волонтерами (студентами вузов, учащимися школ города), родительским комитетом, попечительским советом, встреч с бывшими осужденными, которые успешно реализуют себя в профессиональной и семейной жизни; проводятся занятия по повышению педагогического мастерства сотрудников воспитательных колоний и др. Интересно могут функционировать и помещения школы. Так, в Канской воспитательной колонии предпринята попытка использования воспитательного потенциала социальной среды. В коридорах школы поставлены столы с шахматами, шашками, сканвордами, пазла-ми, что позволяет организовать перемены между уроками с пользой для подростков, приобщить их к культуре, научить правильно организовывать свободное время, развивать коммуникативные навыки продуктивного общения со сверстниками и учителями, последние также с удовольствием принимают участие в интеллектуальных играх.

Несовершеннолетние осужденные характеризуются отсутствием мотивации к учению, получению профессии, низким уровнем дисциплинированности. Решению указанных проблем способствует использование в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий и средств Интернета, телевидения, компьютера, мультимедиа, аудиовизуального оборудования и др.

Практически во всех школах колоний в учебно-воспитательном процессе используются интерактивные доски, мультимедийные установки, есть доступ к Интернету. Так, воспитанники Ангарской воспитательной колонии с помощью Интернета участвуют

в областных и региональных научно-практических конференциях «Диалог культур», «Открытие, успех и перспектива», «Кирил-ло-Мефодиевские чтения». Повышению мотивации к учению и получению профессии способствует участие воспитанников всех колоний в дистанционных олимпиадах («Путевка в жизнь» (проект МГУ), «Видеоуроки» и др.) и творческих конкурсах («Формула мира», «Арт-талант», «Талантоха», «Мой край», «Шаг к успеху» и др.).

Во многих воспитательных колониях функционируют различные музеи. Так, в Брянской воспитательной колонии существуют три музея, посвященные памяти воинов Первой мировой войны, партизан Великой Отечественной войны и воинов, павших в Афганистане. Социальная среда музея может быть использована в воспитании несовершеннолетних осужденных следующим образом: поиск и изготовление музейных экспозиций (экспонатов), изучение экспонатов и написание по ним сочинений (эссе, рассказов, научных работ, презентаций, документальных фильмов), приглашение ветеранов, участников знаменательных для страны и города событий; проведение праздников, посвященных знаменательным датам, с использованием музейных экспонатов; квесты с необходимостью применения исторических знаний и т.д.

В Ижевской воспитательной колонии в 2015 г. прошла акция «Спасибо деду за победу!» к 70-летию окончания Великой Отечественной войны. Воспитанники разыскивали информацию о своих воевавших родственниках на сайте «Подвиг народа», звонили домой, уточняли их имена и даты рождения. Многим ребятам удалось узнать о военном пути, подвигах и наградах своих родных. Среди ветеранов войны оказалось имя Героя Советского Союза. Для его правнука эта информация стала настоящим открытием и предметом гордости. Имена ветеранов были занесены на размещенную на территории учреждения Стену памяти, при открытии которой каждый из воспитанников выходил и перед строем товарищей зачитывал список подвигов и наград своего прадеда.

В соответствии со ст. 134 УИК РФ несовершеннолетним осужденным в качестве поощрения предоставляется право выхода за пределы воспитательной колонии. Данная мера может использоваться в воспитательном значении. Так, осужденные Кол-пинской воспитательной колонии УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинград-

ской области выезжают в детский хоспис, чтобы поддержать тяжелобольных детей. Хоспис - это учреждение, основанное для детей, у которых имеются неизлечимые болезни. Сотрудники и волонтеры обеспечивают для пациентов медицинский уход, помогают справиться с осложнениями заболеваний и мыслью о них. Детям необходимы радостные события, способные вызвать счастливую улыбку и отодвинуть проблемы со здоровьем на второй план. Осужденные из воспитательной колонии подготовили небольшую театральную постановку, сшили игрушки. Дети встречали воспитанников колонии радостными аплодисментами и искренними улыбками, а саму постановку смотрели не отвлекаясь. В конце вечера гости вручили детям подарки: куклы, город-конструктор, строительством которого они все вместе занялись. Осужденные отметили, что им жаль детей, которые волею судьбы оказались в столь трудном положении, выразили желание им чем-то помочь. Возможно, после посещения детского хосписа и общения с его пациентами несовершеннолетние правонарушители сумеют переосмыслить свою жизнь и осознать, что в отличие от тяжело и безнадежно больных детей у них есть выбор.

В Новосибирской воспитательной колонии ГУФСИН России по Новосибирской области установлено взаимодействие с домом престарелых. Для пожилых людей несовершеннолетние осужденные готовят подарки своими руками. Такое партнерство стимулирует развитие социально значимых качеств у подростков.

Интересен опыт Арзамасской воспитательной колонии ГУФСИН России по Нижегородской области по использованию воспитательного потенциала церкви. В ней существует православная община, в которую входят и несовершеннолетние осужденные. Исторически так сложилось, что Арзамасская воспитательная колония располагается на месте бывшего монастыря - Высокогорской Пустыни. Монастырь существовал до 1917 г., затем был почти полностью разрушен. Возрождение церкви Покрова Пресвятой Богородицы началось в 2002 г. В восстановлении храма активно участвуют сотрудники, а также являющиеся членами общины и работающие добровольно и безвозмездно воспитанники. Материальную помощь оказывает благотворительная организация «Вера, Надежда, Любовь». Руководит ремонтом священник, отвечающий за пастырское окормление учрежде-

ния. Таким образом, духовно-нравственное воспитание реализуется в совместной деятельности всех членов общины, целью которой является создание объекта, приносящего пользу не только тем, кто участвует в его восстановлении, но и следующим поколениям. В настоящее время по воскресеньям и церковным праздникам в храме проходят богослужения. Кроме того, несовершеннолетние осужденные учатся в воскресной школе, принимают участие в кружке православного пения, в дни православных праздников показывают представления. Преподаватели воскресной школы являются членами советов воспитателей отрядов, учебно-воспитательных советов, участвуют в организации выездов воспитанников в церкви и соборы области, помогают при освобождении.

Епархия Нижегородской области оказывает помощь религиозной литературой для библиотеки, предоставляет одежду и другие необходимые вещи. Администрацией колонии совместно с родительским комитетом организуются паломнические поездки воспитанников, отбывающих наказание в облегченных условиях содержания, в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Для них проводятся экскурсии по территории обители. Воспитанники прикладываются к мощам святых, купаются в источнике в честь великомученика Пантелеймона.

В воспитательную колонию приезжают представители православного волонтерского движения «Милосердие», общественной организации по борьбе с алкоголизмом и наркоманией «Осознание», православного молодежного движения «Лоза», молодежного центра при нижегородском храме в честь Воскресения Христова и епархиальных средств массовой информации, беседуют с подростками, показывая на собственном примере возможность «мирного подвига», то есть как они могут приносить пользу обществу, помогать другим.

Осужденные участвуют в религиозных обрядах, имеющих психотерапевтическое значение. Оно выражается в утешении, смягчении стрессового состояния, способности выступить моральным стимулятором раскаяния и стать основой для изменения своей жизни. Сотрудники Арзамасской воспитательной колонии отмечают позитивные изменения в характере и поведении верующих подростков. Они становятся более вежливыми, доброжелательными, стараются не допускать нарушений правил внутреннего распорядка. То же происходит и с теми вос-

питанниками, которые прежде имели нарушения режима содержания.

Воспитание - создание благоприятных условий для развития личности и индивидуальности несовершеннолетнего осужденного, изменение субъектной позиции с антисоциальной на просоциальную. А.С. Макаренко писал, что природа детей устроена таким образом, что они развиваются и учатся лучше в совместной деятельности, когда самостоятельно что-то делают практически6.

Условиями развития личности и индивидуальности в социальной среде воспитательной колонии являются:

- возможность выбора деятельности (ее содержания и форм), и, что особенно важно, такой, которая позволила бы воспитаннику достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения (создание «ситуации успеха»);

- возможность построения диалоговых отношений с людьми разных возрастов и социальных групп (общение с представителями родительского комитета, попечительского совета, общественных наблюдательных комиссий, деятелями культуры, спортсменами, студентами-волонтерами и др.);

- возможность проживания различных социальных ролей (ученика, работника и др.);

- выбор коллективов (в школе, учебно-производственной мастерской, клубе по интересам и т.п.), общностей и их интенсивная смена (застой и невозможность выхода из одного сообщества приводят к усугублению криминальной субкультуры);

- освоение подпространств: культурного, природного, информационного и т.д.

В организации и использовании воспитательного потенциала социальной среды исправительного учреждения для несовре-шеннолетних огромное значение придается личности самого воспитателя. Важны такие качества, как гуманизм, социальная активность, общительность, контролируемая эмпатийность, интерес к воспитательной работе, наличие увлечений, широкая эрудиция, общекультурная подготовка и др.

Таким образом, в настоящее время широко используются воспитательные возможности социальной среды воспитательной колонии: создаются материально-бытовые условия (эстетичный дизайн помещений, образовательные организации, производственные мастерские, спортивные площадки, кружки и т.п.); привлекаются к воспитанию родители и другие родственники, социальные и образовательные учреждения и организации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М., 1983. Т. 5. С. 14.

2 См.: Морозов В.В. Антология реабилитационного опыта. М., 2005. С. 164-165.

3 См.: Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средово-го подхода в воспитании [Электронный ресурс]. URL:http:// sreda-lab.narod.ru/index/0-11

4 См.: Пертли Л.Ф. Материально-бытовое обеспечение осужденных как средство исправления // Культура наказания, или социокультурные аспекты пенитенциарной практики / Под общ. ред. Е.Г. Багреевой. М., 2013. С. 131.

5 См.: Дорофеев Н.К., Раскин К.С., Праводелов М.В. Организация материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания осужденных: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Зубкова. М., 1986. С. 5.

6 См.: Морозов В.В. Воспитательная педагогика Антона Макаренко. Опыт преемственности. М., 2012. С. 230.

1 Makarenko A.S. Pedagogicheskie sochinenija: V 8 t. M., 1983. T. 5. S. 14.

2 Sm.: Morozov V.V. Antologija reabilitacionnogo opyta. M., 2005. S. 164-165.

3 Sm.: Manujlov Ju.S. Konceptual'nye osnovy sredovogo podhoda v vospitanii [Jelektronnyj resurs]. URL:http://sreda-lab. narod.ru/index/0-11

4 Sm.: Pertli L.F. Material'no-bytovoe obespechenie osuzhdennyh kak sredstvo ispravlenija // Kul'tura nakazanija, ili sociokul'turnye aspekty penitenciarnoj praktiki / Pod obshh. red. E.G. Bagreevoj. M., 2013. S. 131.

5 Sm.: Dorofeev N.K., Raskin K.S., Pravodelov M.V. Organizacija material'no-bytovogo obespechenija i medicinskogo obsluzhivanija osuzhdennyh: Ucheb. posobie / Pod red. A.I. Zubkova. M., 1986. S. 5.

6 Sm.: Morozov V.V. Vospitatel'naja pedagogika Antona Makarenko. Opyt preemstvennosti. M., 2012. S. 230. h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.