Научная статья на тему 'О воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии'

О воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1635
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние осужденные / наказание / воспитательная работа / воспитательная колония. / convicted juveniles / punishment / educational work / educational colony

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Николаевна Лосева, Елена Анатольевна Дроздова

Авторами статьи рассматриваются некоторые вопросы по организации воспитателвной работы с несовершеннолетними осужденными, которые отбывают наказание в воспитательной колонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Светлана Николаевна Лосева, Елена Анатольевна Дроздова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About educational work with juveniles in educational colonies

The authors of the article consider some questions on the organization of educational work with juvenile convicts who are serving their sentences in an educational colony

Текст научной работы на тему «О воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными в воспитательной колонии»

УДК 343.81 ББК 67.409

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10300

О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Светлана Николаевна ЛОСЕВА, старший научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: snloseva@yandex.ru

Важной, первостепенной задачей Российской Федерации в области воспитания детей является развитие и формирование высоконравственной личности, обладающей знаниями и умениями, отвечающими настоящему времени, разделяющей национальные традиционные духовные ценности, обладающей актуальными познаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, гото-воий к мирному созиданию и защите своей страны.

И здесь важным инструментом выступает воспитание. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были сформулированы стратегические направления воспитания: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и эт-

Елена Анатольевна ДРОЗДОВА, старший научный сотрудник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории уголовно-исполнительной системы, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук E-mail: gorbunovala@yandex.ru

ническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Приоритетными направлениями реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) являются усиление воспитательной работы, внедрение новых форм и методов индивидуальной работы, организация и проведение в исправительных учреждениях (далее — ИУ) воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения1.

Законодатель рассматривает воспитательную работу как одно из основных средств исправления осужденных, т.е. формирования у них пра-вопослушного поведения, уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общества2. Одновре-

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Авторами статьи рассматриваются некоторые вопросы по организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, которые отбывают наказание в воспитательной колонии.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, наказание, воспитательная работа, воспитательная колония.

Annotation. The authors of the article consider some questions on the organization of educational work with juvenile convicts who are serving their sentences in an educational colony.

Keywords: convicted juveniles, punishment, educational work, educational colony.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

менно под воспитательной работой следует понимать и целенаправленное позитивное воздействие на личность и поведение осужденного путем включения его в различные сферы жизнедеятельности и работу самой личности над собой, в результате которой происходит осознание ею нанесенного вреда, признание своей вины, раскаяние3.

Организация и проведение воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях (далее — ВК) регламентируются требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» (далее — Инструкция).

Данной Инструкцией определены задачи воспитательной работы, основные направления, содержание, формы, методы, требования к ее планированию, роль и задачи в этом направлении воспитателей, общеобразовательной школы, методического кабинета, общественных объединений, организаций, так как Концепция развития УИС предполагает привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным и воспитательной работе с ними. Реализация требований Инструкции в практической деятельности является необходимым условием организации и проведения воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в условиях ВК.

По состоянию на 1 марта 2019 г. в 23-х ВК отбывают наказание 1309 человек. Это подростки в возрасте 14 — 18 лет, а именно в этом возрасте формируется личность, активно проходят процессы психофизиологического и физического развития организма, а также социализации.

В силу возрастных особенностей на эту категорию осужденных более эффективно воздействуют воспитательные и психолого-педагогические меры перевоспитания, легче корректируются отклонения в умственном, психическом и физическом развитии4. Не случайно учреждения, где отбывают наказания несовершеннолетние преступники, законодатель выделил в особую группу, а в их названии на первое место поставил слово — воспитательные.

Деятельность сотрудников всех частей и служб ВК должна иметь воспитательную направленность, должна быть четко скоординирована и сосредоточена на решении основной задачи — исправлении несовершеннолетних осужденных.

Необходимо, чтобы в ее основу был положен принцип гуманизма. Следует помнить, что содержание подростка в заключении, т.е. лишение человека свободы, является наказанием уже само по себе. Упор в воспитательной работе должен делаться на то, чтобы воспитанники не исключались из общения с обществом, а, наоборот, продолжали быть его активными членами.

Руководству и персоналу ВК необходимо постоянно поддерживать положительный социально-психологический климат в коллективах отделений отрядов и в целом в ВК, поскольку это во многом определяет результативность воспитательных воздействий.

Сотрудники ВК должны быть доброжелательными и справедливыми в отношении воспитанников, оказывать необходимую поддержку и помощь слабым, уязвимым, неспособным противостоять более сильным, защищать их от физического и морального унижения. При этом очень важно обращать внимание на необходимость единства слова и дела. Расхождение между словом и делом приносит огромный вред в воспитании.

Воспитательная работа с осужденными в условиях ВК должна носить комплексный характер и включать различные направления этой работы (нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и др.) и все имеющиеся средства педагогического и психологического воздействия (обучение в школе, производительный труд, режим, физкультурно-спортивную, культурно-нравственную работу и т.д.), а также всех субъектов воспитательного воздействия. Эти требования следует рассматривать как необходимую составную часть системы мер воспитательного воздействия на осужденных, и они должны осуществляться всеми участниками воспитательного процесса.

Воспитательная работа с осужденными должна носить дифференцированный характер. Актуальность такого подхода особенно возрастает с установлением в ВК различных условий отбывания наказаний (обычных, облегченных, льготных и строгих). Воспитательная работа в различных условиях отбывания наказания должна отличаться по своим частным (приоритетным) воспитательным задачам, а также и по содержанию.

С учетом того, что в строгих условиях отбывает наказание наиболее сложный контингент осужденных подростков, приоритет должен быть отдан индивидуально-воспитательной работе, направленной прежде всего на то, чтобы осужденный осознал справедливость своего наказа-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

ния, не потерял веру в исправление, а также реальную перспективу перехода в облегченные условия и хорошо представлял себе пути достижения этой цели.

На льготных условиях возможности воспитательной работы значительно расширяются, и это также надо учитывать при ее организации и проведении и целенаправленно использовать в работе с осужденными. Приоритетной задачей здесь должна быть подготовка воспитанника к освобождению.

Обилие мероприятий нередко оказывает обратное действие, а одно формально проведенное мероприятие может снизить эффект воспитательного воздействия многих удачных, заглушить у осужденных интерес к восприятию воспитания.

Любое проводимое в ВК воспитательное мероприятие должно решать конкретные воспитательные задачи и быть тщательно продуманным как по содержанию, так и в аспекте организации. Чем выше организационный уровень проведения мероприятия, тем больший воспитательный эффект оно оказывает на несовершеннолетних осужденных.

Правильное воспитание обязательно предполагает сочетание высоких требований с уважением к воспитанникам ВК, с доверием к их

силам и возможностям, опору на положительные качества их личности. Требовательность и уважение — это не две разные ветви в воспитании, а две стороны гуманного отношения к осужденным. Уважение, доверие к ним в сочетании с высокой требовательностью и контролем за их делами, поведением помогает воспитанникам вырабатывать ценные качества, необходимые в дальнейшей жизни. При этом важно, чтобы воспитатель верил в силы и возможности своих воспитанников. При таком подходе к делу несовершеннолетние осужденные, как правило, стараются оправдать это доверие, у них появляется уверенность в своих силах

1 Уголовно-исполнительное право: Учебник: В 2-х т. 3-е изд., исправ. и доп. Т. 2. Особенная часть. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2013. 822 с.

2 Чернышева Д.В. Общественно-полезный труд — основа исправления осужденных, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2009. № 2 (11). С. 43—47.

3 Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности: Автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2002. 327 с.

4 Фабриков М.С. К вопросу о развитии правовой культуры старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 81—83.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция»/ Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Кикотя, О.В. Химичевой. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 455 с.

Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.

В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2018 г. В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.