Научная статья на тему 'Вопросы оперативно-розыскной профилактики в воспитательных колониях ФСИН России: проблемы правоприменения'

Вопросы оперативно-розыскной профилактики в воспитательных колониях ФСИН России: проблемы правоприменения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / INSTITUTIONS / EDUCATIONAL COLONIES / MINORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кимачев Андрей Николаевич

статья посвящена одному из значимых направлений обеспечения режима в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России оперативно-розыскной профилактике в отношении несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кимачев Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOMEASPECTSOF THE PREVENTIVEOPERATIONALSEARCH MEASURES IN THE EDUCATIONALCOLONIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA: ENFORCEMENTMEASURES

the article is devoted to one of the meaningful aspects of prison discipline in correctional institutions of the Federal Penal Service of Russia. This aspect is important in the process of law-enforcement, especially in the work withminors in educational colonies.

Текст научной работы на тему «Вопросы оперативно-розыскной профилактики в воспитательных колониях ФСИН России: проблемы правоприменения»

УДК 343.815 A.N. KIMASHEV*

ББК 67.410.212

К40 SOME ASPECTS OF THE PREVENTIVE OPERATIONAL-SEARCH MEASURES IN THE EDUCATIONAL COLONIES OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA:

ENFORCEMENT MEASURES

Аннотация: статья посвящена одному из значимых направлений обеспечения режима в исправительных учреждениях уголовно-исполнительнойси-стемы России - оперативно-розыскной профилактике в отношении несовершеннолетнихосужденных содержащихся в воспитательных колониях

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, исправительные учреждения, воспитательные колонии, несовершеннолетние

АНДРЕЙ

НИКОЛАЕВИЧ

КИМАЧЕВ*

ВОПРОСЫ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ:

ПРОБЛЕМЫ

ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Annotation: the article is devoted to one of the meaningful aspects of prison discipline in correctional institutions of the Federal Penal Service of Russia. This aspect is important in the process of law-enforcement, especially in the work with minors in educational colonies.

Key words: institutions, educational colonies, minors.

Выработанные теорией и апробированные практикой рекомендации по проведению оперативно-розыскной профилактики с осужденными в исправительных учреждениях имеют существенную специфику, часто обусловленную искусственно создаваемыми административными барьерами, чья первопричина определяется недостатками в деятельности самих учреждений.

Так, в колониях, где наблюдается отсутствие надлежащего реагирования на проступки криминального характера (драки, насилие, вымогательство), эти эксцессы рассматриваются в качестве нарушений режима отбывания наказания. Подобная тенденция подтверждается и проводившимися нами исследованиями: статистические данные указывают на стабильно неснижаемые показатели количества принятых решений об отказе в возбуждении уголовного дела по выявленным фактам правонарушений в воспитательных колониях с 2006 г. Списочная численность воспитанников, содержащихся в ВК, на конец 2006 г. составляла 12 752 чел., а на конец 2009 г. - 5970 чел. Таким образом, в течение четырех лет списочная численность спецконтингента в ВК снизилась на 6784 чел., или на 53,2 %. В то же время снижение количества принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела (с 615 случаев до 287) составило 328 случаев, или 53,4 %.

Еще более тревожно выглядит статистика предотвращения преступлений в воспитатель-

* Адъюнкт кафедры управления и организации деятельности УИС (Академия ФСИН России)

E-mail: [email protected].

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

ных колониях. Безусловно, данное направление деятельности оперативных аппаратов является одним из приоритетных и с точки зрения конечного результата - недопущения совершения определенного преступления, указанного в журнале учета предотвращенных преступлений, -представляется весьма успешным. Однако, по нашему мнению, у этого вопроса есть и оборотная сторона. Если факты правонарушений, совершаемых в ВК, по которым принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подвергаются в связи с этим соответствующей процессуальной оценке, то действия субъектов предотвращенных преступлений до момента пресечения их противоправных действий либо изменения условий, делающих невозможным их продолжение, по сути, остаются вне правового поля.

В то же время анализ материалов, содержащихся в журналах регистрации предотвращенных преступлений ряда воспитательных колоний Центрального федерального округа, объективно указывает на содержание в них (более чем в 50 % случаев) обстоятельств, являющихся основаниями для возбуждения уголовного дела. Даже поверхностная экспертиза подавляющего большинства фактов предотвращения преступлений, направленных против жизни и здоровья, не включающая в себя опрос заинтересованных лиц, уже обнаруживает признаки неоконченных, а порой и оконченных противоправных деяний, предусматривающих уголовную ответственность по действующему законодательству Средства, закрепленные в Общей части УК РФ, используются довольно редко, хотя такие уголовно-правовые институты, как соучастие в преступлении и назначение наказания в совокупности с другими, при их правильном применении могли бы существенно снизить уровень латентной преступной деятельности в ИУ. Более того, согласно статистической информации наблюдается тенденция к росту на этом латентообразующем направлении. На фоне снижения списочной численности спецкон-тингента в ВК в период с 2006 по 2009 год на 53,2 % наблюдается уменьшение общего количества предотвращенных преступлений за тот же временной промежуток лишь на 12,4 % (-321 случай), а среди деликтов, направленных против жизни и здоровья, и того меньше - на 9,4 % (-187 случаев). В связи с этим целесообразно обучить оперативных сотрудников УИС особенностям применения системы уголовноправовых, уголовно-процессуальных и уголовно-исполнительных мер противодействия по-

добным и иным противоправным проявлениям.

При этом следует учитывать, что указанные компетенции выходят далеко за рамки полномочий оперативного состава колоний. Так, в настоящее время отсутствие заинтересованности руководителей ВК в надлежащей уголовно-процессуальной оценке реальных криминальных проявлений нередко стимулируется ведомственной политикой реагирования на фиксируемые события преступлений. Это обусловлено тем, что рецидив преступлений на территории ИУ символизирует низкую эффективность работы по их предупреждению, что отчасти справедливо. А ведь не так давно, в начале 90-х годов XX века, в ИУ, предназначенных для содержания несовершеннолетних осужденных, в книгах учета заявлений и сообщений о преступлениях, применявшихся в ОВД и УИС для приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях, по которым они обязаны были проводить проверочные действия1, практически ежеквартально регистрировались различного рода преступления, совершенные воспитанниками этих колоний. Они являлись своего рода индикаторами состояния УИС тех лет, которое согласно показателям пенитенциарной преступности во всех без исключения видах ИУ было весьма удручающим. В связи с этим начало реформирования УИС в 1992 г. с приходом Ю.И. Калинина было как нельзя кстати.

В настоящее время в УИС оговоренная учетно-регистрационная деятельность осуществляется на основании приказа Минюста России от 11 июля 2006 г. № 250, утверждающего Инструкцию о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и про-исшествиях2.

Однако объявленная борьба с пенитенциарной преступностью обнаружила определенное неприятие любого факта регистрации реально совершенного в условиях мест лишения свободы преступления. По сути, оперативным подразделениям ведомства было предложено стабилизировать ситуацию в учреждениях, не используя уголовно-правовые меры реагирования. Это привело и продолжает приводить к укрывательству преступлений, приданию им более мягкой правовой оценки, а в случае явной невозможности сокрытия таких событий от надлежащего учета - переквалификации деликтов по менее тяжким однородным нормам уголовного права за счет юридической подмены об-

стоятельств их совершения, позволяющей через снижение ответственности преступника исключить классификацию его действий как особо учитываемое преступление в УИС.

Конечно, подобная «забота» не осталась без внимания со стороны спецконтингента, довольно-таки быстро почувствовавшего определенную беспомощность администрации воспитательных колоний в вопросах реагирования на совершаемые в учреждениях тяжкие и средней тяжести преступления. В какой-то мере ликвидировать образовавшуюся брешь была призвана идея возбуждения уголовных дел в отношении таких пенитенциарных преступлений по так называемым профилактическим статьям, первоначально не учитываемым руководством ведомства как недостаток в деятельности подчиненных подразделений. Однако, судя по результатам опроса должностных лиц ВК, имеющих непосредственное отношение к организации оперативно-розыскной деятельности, ранее обозначенная идея не укоренилась в учреждениях и не нашла применения в практической деятельности опять же в силу неоднозначной позиции оценки учета таких преступлений со стороны руководства УИС.

Между тем проблема имеет немаловажное значение. Чтобы сократить число преступлений, например, против жизни и здоровья, предупредить их, широко известна практика возбуждения уголовных дел профилактической направленности. Прежде всего это уголовные дела

о преступлениях, предусмотренныхст. 119 УК РФ (угроза убийством или причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью человека), ст. 116 УК РФ (нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль).

Неслучайно в правоприменительной практике указанные составы преступлений (включая истязание - ст. 117 УК РФ и хулиганство -ст. 213 УК РФ) называют профилактическими статьями или нормами двойной превенции, имея в виду то, что их активное применение позволяет предотвратить совершение более тяжких преступлений. В этих случаях уже сам факт того, что в отношении несовершеннолетнего осужденного проводится доследственная проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела, выступает в качестве серьезной профилактической меры, по своим методам воздействия способной предостеречь подростка и его окружение от повторных криминальных проявлений.

При этом неотвратимость уголовнойответствен-ности - один из важнейших факторов, влияющих на предупреждениепенитенциарной преступности. Сущность ее состоит в том, что любое лицо подлежит уголовной ответственности за каждое совершенное им преступление, если нет законных оснований для его освобождения от наказания3.

Одновременно с этим осужденные, испытывая на себе последствия нарушений законности со стороны представителей администрации исправительного учреждения либо наблюдая «избирательную» законность, не исправляются, а, наоборот, начинают негативно относиться к законным требованиям персонала, агрессивно вести себя по отношению к сотрудникам и другим осужденным. Таким образом, законность исполнения наказаний в виде лишения свободы является не последней предпосылкой в достижении целей и решении задач уголовноисполнительного закона, в частности задач профилактики пенитенциарной преступности.

А.Е. Наташев писал: «Факты беззакония и произвола, нетерпимые в любых условиях нашей действительности, в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность»4. Дискредитируя исправительные учреждения, оказывая отрицательное воздействие на исправление осужденных, эти факты в конечном счете могут способствовать росту уровня рецидивной преступности.

Значительное негативное влияние на личность несовершеннолетнегоспособны оказывать случаи правонарушений, которые не были пресечены, не повлекли за собой соответствующих мер наказания и последствий. Такие недостатки в работе компетентных государственныхорганов содействуют обесцениванию права. Отрицательное воздействие этого фактора может существенно усиливаться, если подросток оказывается соучастником правоприменительной практики или одобряет противоправное поведение. Примеры противозаконной практики формируют антиправовые установки и оказываются более действенными, чем многочисленные и разнообразные мероприятия по правовому воспитанию.

Преступления, совершаемые лицами, отбывающими наказания в воспитательных колониях, в целом подрывают авторитет государственной власти в области уголовной и уголовно-исполнительной политики и провоцируют преступное поведение более широкого круга несовершеннолетних осужденных. В то же время поверхностный анализ статистической информации демонстрирует спад преступлений в воспитательных колониях. На первый взгляд со-

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

вершенно очевидна следующая закономерность (за незначительными исключениями): чем меньше численность осужденных, тем меньше количество совершаемых ими преступлений. Так, в 2001 г. в ВК УИС России содержалось 18,69 тыс. чел. и было совершено за отчетный период 42 преступления (удельный вес при этом составил 2,25 преступлений из расчета на 1 тыс. воспитанников); в 2002 - 10,95 и 30 (2,74); 2003 -

16.23 и 35 (2,16); 2004 - 14 и 27 (1,93); 2005 -14,7 и 25 (1,7); 2006 - 13,86 и 26 (1,86); 2007 -11,79 и 29 (2,46); 2008 - 9,56 и 13 (1,36); 2009 г. -

7.23 тыс. чел. и 10 (1,38). Тем самым в общественном сознании формируется мнение о снижении уровня подростковой преступности в местах лишения свободы.

В действительности, на наш взгляд, снижение уровня преступности в воспитательных колониях достигается искусственно, благодаря периодически проводимым амнистиям и изменениям, вносимым в законодательство, обеспечивающим снижение количества лиц, отбывающих наказание в указанных учреждениях. Снижение же уровня пенитенциарной подростковой преступности последних трех лет, представляющееся весьма значительным, скорее вызвано применением ведомственного административного ресурса на фоне провального в этом плане 2007 г., чем реальной обстановкой в учреждениях.

Вместе с тем важно указать, что современное состояние оперативно-розыскной деятельности воспитательных колоний УИС не лишено и ряда внутренних факторов, определенно тормозящих, а порой и препятствующихосуществлению

качественной профилактики пенитенциарной преступности, что негативно отражается на состоянии обеспечения режима лишения свободы в указанных учреждениях. Существующая отчетность по ряду направлений ОРД в УИС (работа с конфидентами - лицами, оказывающими негласное содействие оперативным аппаратам субъектов оперативно-розыскной деятельности в любой из определенных в ведомственном нормативном акте форме5, оказание помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений) провоцирует сотрудников прежде всего на повышение показателей, что сказывается на качестве работы. К улучшению ее практических результатов, направленных в первую очередь на принесение пользы обществу, финансово содержащему ведомство, исполняющее уголовные наказания, эта система не имеет никакого отношения. В связи с этим изменения оперативной обстановки, проблемы, возникающие в ходе выполнения запланированных профилактических мероприятий, введение в действие новых нормативно-правовых актов и иные обстоятельства обусловливают необходимость жесткого контроля со стороны руководителей оперативных аппаратов всех уровней за деятельностью подчиненных подразделений (в сфере обеспечения режима лишения свободы в воспитательных колониях в целом и пенитенциарной профилактики в частности), являющегося гарантом эффективности их деятельности6 в условиях процесса реформирования УИС.

1 См.: Об утверждении Примерной инструкции: приказ МВД СССР от 11 ноября 1990 г. № 415 (вместе с Примерной инструкциейо порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях) // Сб. нормат. актов МВД России. М., 1996 (утратил силу).

2 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительнойвласти. 2006. № 32.

3 См.: АртемьевН.С., МоисеевЕ.И. Неотвратимость уголовной ответственности - один из важнейших факторов, влияющих на предупреждение пенитенциарной преступности// Человек: преступление и наказание: Науч журн. / Академия ФСИН России 2006. № 2-3. С. 49-52.

4 Наташев А.Е. Законность и гуманизм - основы исправления и перевоспитания осужденных// Сов. гос-во и право. 1977. № 3. С. 79-87.

5 См., напр.: Васильев А.Д., Железняк Н.С. Словарь-справочник терминов, применяемых в оперативнорозыскной деятельности органов внутреннихдел: учеб. пособие. Красноярск, 1998. С. 35; ШкуркинА.С. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел в терминах и определениях: слов.-справ. Н. Новгород, 1998. С. 30.

6 См.: Артемьев Н.С., Некрасов А.П. Оперативно-розыскная профилактика пенитенциарной преступности// Пенитенциарная криминология: учебник / под ред. Ю.М. Антоняна, А.Я. Гришко, А.П. Фильченко Рязань, 2009. Гл 2. Разд. VI. С. 202-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.