Научная статья на тему 'Опыт создания социально реабилитирующей среды воспитательной колонии (на примере Можайской воспитательной колонии УФСИН России по Московской области)'

Опыт создания социально реабилитирующей среды воспитательной колонии (на примере Можайской воспитательной колонии УФСИН России по Московской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ / СОЦИАЛЬНО РЕАБИЛИТИРУЮЩАЯ СРЕДА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храброва Е.В., Лисовая В.Ф.

В статье описывается опыт создания в Можайской воспитательной колонии УФСИН России по Московской области социально реабилитирующей среды, которая способствует восстановлению ресурсов и жизненных сил несовершеннолетних осужденных, развитию творческих, бытовых и профессиональных навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храброва Е.В., Лисовая В.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in creating a socially rehabilitating environment in an educational colony (on the example of the Mozhaisk educational colony of the Federal Penal Service of Russia in the Moscow region)

The article describes the experience of creating a socially rehabilitative environment in the Mozhaisk educational colony of the Federal Penal Service of Russia in the Moscow Region, what contributes to the restoration of resources and life forces of juvenile convicts, the development of creative, domestic and professional skills.

Текст научной работы на тему «Опыт создания социально реабилитирующей среды воспитательной колонии (на примере Можайской воспитательной колонии УФСИН России по Московской области)»

УДК 376.64:343.815

Опыт создания социально реабилитирующей среды воспитательной колонии (на примере Можайской воспитательной колонии УФСИН России по Московской области)

Е. В. ХРАБРОВА - доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент;

В. Ф. ЛИСОВАЯ - педагог-психолог средней образовательной школы УФСИН России по Московской области

В статье описывается опыт создания в Можайской воспитательной колонии УФСИН России по Московской области социально реабилитирующей среды, которая способствует восстановлению ресурсов и жизненных сил несовершеннолетних осужденных, развитию творческих, бытовых и профессиональных навыков и умений.

Ключевые слова: воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными; социально реабилитирующая среда; несовершеннолетние осужденные; воспитательная колония.

Experience in creating a socially rehabilitating environment in an educational colony (on the example of the Mozhaisk educational colony of the Federal Penal Service of Russia in the Moscow region)

■ E. V. KHRABROVA - Associate Professor of the Department of Penal Law and Educational Work with Convicts of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Pedagogics, Associate Professor;

V. F. LISOVAYA - Teacher-psychologist of the secondary school of the Federal Penal Service of Russia in the Moscow region

The article describes the experience of creating a socially rehabilitative environment in the Mozhaisk educational colony of the Federal Penal Service of Russia in the Moscow Region, what contributes to the restoration of resources and life forces of juvenile convicts, the development of creative, domestic and professional skills.

Key words: educational work with juvenile convicts; rehabilitating social environment; juvenile offenders; educational colony.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В процессе организации и проведения воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными сотрудники воспитательной колонии сталкиваются с проблема-

ми низкого образовательного и культурного уровня подростков (поскольку они нигде не работали и не учились), большего количества воспитанников с отклонениями в пси-

хическом развитии, отсутствия поддержки со стороны родителей и родственников, влияния криминальной субкультуры, отсутствия у большинства жизненных целей.

В настоящее время увеличилось число несовершеннолетних осужденных из категории сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей. В неблагополучных семьях и закрытых детских учреждениях, в условиях гипоопеки и безнадзорности не происходит своевременной положительной социализации личности, в результате чего не формируются система ценностей и система положительно ориентированных внутренних запретов, преобладают преимущественно утилитарные интересы, потребительское отношение к жизни, неспособность к устойчивым межличностным отношениям, легкость закрепления различных отрицательных привычек, отсутствие контроля за проявлением своих эмоций, побуждений, влечений1.

В настоящее время все большую актуальность приобретает проблема психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков с криминальным поведением. Криминальная среда производит порой необратимые процессы в психике подростка, формируя криминально значимые свойства личности. Причастность к антисоциальным группировкам, необходимость неукоснительного следования определенным нормам на фоне частого злоупотребления наркотиками и алкоголем приводят к формированию социально-деструктивной личности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»2 воспитательные колонии относятся к системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, задачей которых является в том числе социально-педагогическая реабилитация подростков, находящихся в социально опасном положении. Под социально-педагогической реабилитацией понимается совокупность целенаправленных социально-педагогических мероприятий, форм, методов и технологий, способствующих восстановлению утраченных человеком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем3. Таким образом, социально-педагогическая реабилитация направлена на достижение сформулированной в ч. 1 ст. 109 УИК РФ цели воспитательной рабо-

ты4. Социально-педагогическая реабилитация направлена на блокирование или снятие состояний, провоцирующих рецидив преступлений, коррекцию отрицательных личностных качеств, развитие положительных личностных свойств и социально-психологической компетентности (умения ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия)5. Как отмечает А. В. Гордеева, все условия и ситуации риска (медико-биологические, социально-экономические, психологические и педагогические), провоцирующие отклонения в поведении несовершеннолетнего и приводящие к необходимости проведения социально-педагогической реабилитации, носят сре-довой характер и требуют для ее осуществления изменения качества существующей и создания специальной социально реабилитирующей среды. Понятие социально реабилитирующей среды включает всю совокупность внешних обстоятельств, необходимых для жизни, развития и самоосуществления несовершеннолетнего осужденного, к которым относятся различные аспекты условий его жизни, в первую очередь - связи с другими людьми, которые будут способствовать восстановлению его ресурсов и жизненных сил, способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Обязательными условиями ее создания являются: диалогичность (качество среды, характеризующееся взаимодействием всех субъектов исправительного процесса), оптимистичность (эстетическая атмосфера, эмоционально положительный настрой, вера в способности и возможности несовершеннолетнего), духовная устремленность (общение на основе общечеловеческих ценностей, принятие подростка как личности)6.

В Можайской воспитательной колонии социально реабилитирующими возможностями обладает действующая на территории школы творческая студия «В мире гармонии». Умения и навыки, получаемые на занятиях, а также складывающиеся отношения создают условия для восстановления ресурсов и жизненных сил, развития способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности воспитанников. В процессе совместной творческой работы несовершеннолетний раскрывается, рассказывает о себе и своих проблемах, уда-

ется найти индивидуальный подход к нему, что не всегда возможно в ходе проведения тренингов. Кроме того, в ходе занятий осужденные получают полезные навыки, развивается их творческое мышление и мелкая моторика рук, снимается тревожное состояние, снижается уровень агрессивности.

На занятиях творческой студии воспитанники учатся работать в различных техниках, таких как декупаж, скрапбукинг, гравюра, свит-флористика, изготовление топиария, сборка 3D-пазлов и др. Выполнение творческой работы развивает усидчивость (когда подросток занят интересным делом, ему гораздо проще сидеть спокойно довольно продолжительное время), аккуратность и точность (чтобы создать красивый рисунок, нужно стараться провести очень ровную линию, понимая, что от усердия зависит конечный результат), мелкую моторику (чему способствует выполнение разнообразных штрихов и линий), внимательность. Стоит заметить, что успех положительно влияет на самооценку несовершеннолетнего. Помощь и участие специалиста в данном случае очень важны для установления доверия, доброжелательных отношений.

Благодаря тому что в процессе совместной творческой деятельности удается установить доверительные отношения, эффективными становятся другие формы воспитательной работы (беседа, дискуссия, викторина и т. п.), а также появляется возможность откровенно поговорить на такие нравственные темы, как добро и зло, дружба, жизнь и смерть и т. п.

Так, в 2016 г. занятия проводились по темам «Путешествие в мир искусства», «Книга в моей жизни», «Мир добра и зла», «Человек-творец», «Мы живем на земле», «Мужская дружба», «Образ матери в искусстве», «Светлая Святая Пасха», «Мое ласковое имя» и были направлены на формирование у подростков нравственных ценностей, повышение их образовательного и культурного уровней.

Подобные занятия способствуют развитию творческих способностей воспитанников, фантазии, воображения, пространственного мышления, памяти, формированию таких важных качеств, как аккуратность, внимательность, терпение, усидчивость, умение договариваться, прислушиваться к мнению другого человека, уважительное отношение к труду. Все занятия нацелены на конечный результат - создание целостного изделия, которое можно подарить близкому человеку и получить эмоциональное подкрепление либо про-

дать на ярмарке и получить материальную прибыль, чтобы потом потратить ее на собственные нужды либо благотворительность, например на помощь детям-инвалидам. В этом случае воспитанник выступает субъектом собственной жизни, учится делать правильный самостоятельный выбор.

Участие воспитанников колонии в таких мероприятиях позволяет им проявить лучшие человеческие качества - доброту, отзывчивость, любовь к ближнему, чувство справедливости, а также совершить поступки, не связанные с извлечением прибыли. Меняется мотивация деятельности, поскольку создание очередного изделия становится общим полезным благородным делом, где каждый имеет возможность почувствовать себя полезным обществу, дарителем, человеком, несущим добро. В человеке заложена потребность к совершению бескорыстных, благородных поступков, но, к сожалению, не у всех есть возможность для ее реализации. Кроме того, успешным можно считать такой труд, который имеет общественно полезные результаты.

Ежегодно воспитанники Можайской воспитательной колонии готовят творческие работы к проходящему в Москве празднику «Белый цветок», в рамках которого устанавливается благотворительный аукцион. Мероприятие является традиционным и посвящено возрождению дореволюционной благотворительности. Все средства, собранные в этот день, идут на уход за больными детьми, сиротами, тяжело больными людьми и инвалидами. За участие в ярмарке ребята поощряются благодарственными письмами и сладкими подарками.

Полученные на занятиях в студии умения позволяют воспитанникам участвовать в оформлении праздничных мероприятий в воспитательной колонии. Так, ко Дню защиты детей под руководством педагога-психолога школы В. Ф. Лисовой ребята изготовили с помощь ладошковой техники декоративное панно «Весь мир в наших руках», символизирующее счастливое детство.

Преимуществами представленного опыта являются:

- установление отношений доверия между воспитанниками и педагогом-психологом, что способствует раскрытию подростка, проговариванию им своих проблем, истинных мотивов и намерений, планов на будущее, а значит, позволяет более целенаправленно и эффективно проводить воспитательную и психологическую работу;

- участие творческих работ, изготовленных руками несовершеннолетних осужден-

ных, в различных выставках, конкурсах, благотворительных акциях дает возможность оценить качество поделок не только сотрудникам воспитательной колонии, но и жителям Москвы и Московской области, которые начинают видеть в воспитанниках не только преступников, но и подростков, способных создавать красивые изделия и совершать социально одобряемые поступки, что способствует восстановлению самоценности человеческой личности;

- получение воспитанниками во время неформального общения в непринужденной творческой обстановке знаний о нормах, правилах поведения, существующих традициях, по истории искусства и культуры обусловливает повышение их образовательного и культурного уровня, поскольку знания, получаемые в непринужденной обстановке, без назидания и поучения, а также закрепляемые в практической деятельности и имеющие практический смысл для субъекта, усваиваются лучше;

- влияние получаемых навыков и умений на последующее самоопределение обучающихся в профессиональной деятельности, построение просоциальных планов по освобождении.

Практические занятия, построены таким образом, что предоставляют возможность выбора способов и форм работы, формируют самостоятельность воспитанников, умение планировать и прогнозировать свои действия.

Описанный опыт является эффективным при наличии следующих психолого-педагогических условий:

- возможность принятия самостоятельного решения об участии в творческой студии, а также выбора способов и форм работы в процессе творческой деятельности;

- доступность выполнения различных техник изготовления предметов с учетом способностей и возможностей несовершеннолетнего осужденного;

- изготовление изделия целиком на одном занятии, поскольку воспитаннику для поддержания интереса и мотивации деятельности необходимо видеть ее конечный результат, испытать «ситуацию успеха»;

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бороздина О. С. Общность как условие формирования просоциальной субъектной позиции у несовершеннолетних осужденных // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы международ. науч.-практ. межведомств. конф. Самара, 2016. С. 94.

2 См.: СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

3 См.: Социальная педагогика : учеб. для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селиванова. М., 2012. С. 44.

- участие результатов деятельности в конкурсах, выставках, благотворительных акциях, что поддержит интерес и стимулирует дальнейшее развитие и совершенствование умений воспитанников;

- построение диалоговых отношений между руководителем студии и ее участниками, общение на основе ценностных ори-ентаций;

- получение дополнительных знаний по архитектуре, истории, культуре и т. п.;

- реальная востребованность результатов труда воспитанников (изготовление подарков к праздникам для родителей, учителей, ветеранов, других гостей воспитательной колонии);

- организация помощи, взаимопомощи и сотрудничества;

- эстетическое оформление помещения, где проходят занятия, яркость и красота самих изделий;

- разнообразие выполняемых заданий, творческих работ и изделий, возможность их применения в быту, получение материальной и духовной пользы.

В организации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными огромное значение имеет личность руководителя творческой студией, которой свойственны качества:

- изначально присущие личности и мало зависящие от ее профессиональной подготовки (гуманизм, социальная активность, общительность, контролируемая эмпатий-ность);

- развиваемые в процессе практической деятельности (интерес к воспитательной деятельности, гуманность педагогических отношений, наличие хобби, широкая эрудиция, общекультурная подготовка);

- исключительно профессиональные (умение анализировать, планировать, проектировать, организовывать социально-педагогическую деятельность).

Таким образом, при выполнении перечисленных психолого-педагогических условий представленный опыт может быть реализован в других воспитательных колониях и при воспитательной работе с несовершеннолетними осужденными.

1 Sm.: Вогс^па О. S. Obshhnost' как uslovie ^огтнгс«апуа ргс^оаа!^ sub#ektnoj pozicii и nesovershennoletnih osuzhdennyh // идо^по^ро1п^е1^а sistema па sovremennom jetape: vzaimodejstvie паик i ргакйк : т^епа!у т^Ь^ипагс^. паисЬ|.-ргаМ:. mezhvedomstv. коп^ Samara, 2016. S. 94.

2 Sm.: SZ RF. 1999. № 26. St. 3177.

3 Sm.: Social'naja pedagogika : исЬюЬ. dlja Ьака^гсм / pod red. V. I. Zagvjazinskogo, О. А. Selivanova. М., 2012. S. 44.

4 См.: Санташова Л. Л., Санташов А. Л. Воспитательная работа с осужденными и цели наказания // Пенитенциарная преступность: уголовно-правовые и криминологические аспекты : сб. материалов международ. заоч. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2016. С. 370.

5 См.: Социальная педагогика : учеб. для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О.А. Селиванова. С. 44-45.

6 См.: Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика. М., 2005. С. 75-78.

4 Sm.: Santashova L. L., Santashov A. L. Vospitatel'naja rabota s osuzhdennymi i celi nakazanija // Penitenciarnaja prestupnost': ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty : sb. materialov mezhdunarod. zaoch. nauch.-prakt. konf. Cheboksary, 2016. S. 370.

5 Sm.: Social'naja pedagogika : ucheb. dlja bakalavrov / pod red. V. I. Zagvjazinskogo, O.A. Selivanova. S. 44-45.

6 Sm.: Gordeeva A. V. Reabilitacionnaja pedagogika. M., 2005. S. 75-78. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.