Педагогика
УДК 376.1
кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 2 курса кафедры начального образования Кычкина Евдокия Ильинична
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена проблеме преодоления нарушений письма у младших школьников. Целью исследования является поиск путей педагогической коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников. Дается описание обследования письма у второклассников с применением слухового диктанта. Класс является полинациональным, где русский язык является не родным. Анализируются ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза путем сгруппирования нарушений письма. Учитывая полученные результаты, определяются педагогические условия коррекции, это упражнения и дидактические игры для профилактики и преодоления нарушений письма у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, нарушение письма, дисграфия, языковой анализ и синтез.
Annotation. The article is devoted to the problem of overcoming writing disorders in primary school children. The aim of the study is to find ways of pedagogical correction of dysgraphia on the basis of violations of linguistic analysis and synthesis in primary school children. A description of the examination of writing in second-graders using auditory dictation is given. The class is a poly-national where Russian is a non-native language. Errors based on violations of language analysis and synthesis are analyzed by grouping violations of writing. Taking into account the results obtained, the pedagogical conditions of correction are determined, these are exercises and didactic games for the prevention and overcoming of writing disorders in junior schoolchildren.
Keywords: junior schoolchild, violation letter, dysgraphia, speech analysis and synthesis.
Введение. Исследование особого круга проблем в обучении младших школьников, а точнее, первоначальным умениям правильно читать и писать, является актуальной областью для изучения не только современной специальной педагогики и психологии, но и методики обучения грамоте в обычной педагогической практике. Это связано с увеличением количества детей с проблемами в обычных общеобразовательных школах с каждым годом. Нам интересно изучить эти вопросы, а именно специфические нарушения письма - дисграфия, так как большинство обучающихся сталкиваются с определённым характером неуспеваемости в обучении грамоте.
Отличием письменной речи от устного является ее формирование в условиях целенаправленного обучения, то есть все механизмы письменной речи закладываются в момент обучения грамоте, а также развивается в ходе его дальнейшего обучения. Познавательные процессы являются важным компонентом человеческой деятельности и поэтому письмо не может протекать без них. И успешность овладения правильной письменной речью напрямую зависит от уровня сформированности психических функций, а также уровня их интеграции.
В условиях современной школы процесс овладения чтением и письмом проходит достаточно быстро. Однако, повышение требований к письменной речи детей приводит к появлению многочисленных затруднений в его формировании. Младший школьник с дисграфией характеризуется с такой особенностью, что ребенок в большинстве случаев неправильно слышит звуки, так как слуховой анализатор значительно опережает в развитии рече-двигательного, тем самым влияя тормозящим давлением на последнего [5].
В методике преподавания русского языка обучение грамоте происходит по звуковому аналитико-синтетическому методу, а также, по мнению, С.В. Сорокоумовой, для овладения ею школьника, он должен хорошо ориентироваться в общем звуковом составе слова, или владеть фонематическим синтезом и анализом слов [4]. Поэтому из всех общеизвестных видов нарушений письма мы выбрали дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза, так как мы понимаем, что для педагогической коррекции этой проблемы функция учителя является крайне важной тем более в условиях нехватки логопеда в общеобразовательных школах.
Изложение основного материала статьи. Цель статьи - поиск путей педагогической коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.
Феномен недоразвития языкового анализа и синтеза наблюдается на письме в искажении звуков, структуры слов и предложений. Представляем наиболее распространенные ошибки, по данным Л.Г. Парамоновой:
1. Пропуск ряда согласных букв, при стечении согласных (слова встают - вместо этого «стают», стол -вместо этого «сол»).
2. Пропуск ряда гласных букв (в слове упала - «упла»).
3. Пропуск букв и слогов в слове (по сторонам - вместо этого «по страм», бабочка - вместо этого «бачка»).
4. Слитная запись в предложении таких слов (кошка лежит на стуле - вместо этого «кшкалежитнастле»).
5. Перестановка букв (такие слова клюква - вместо этого «клювка», есть - вместо этого «етсь») [2].
Для проведения обследования обучающихся был применен слуховой диктант из экспресс-диагностики письменной речи младших школьников И.Н. Садовниковой [3]. Садовникова И.Н. предлагает 3 вида экспресс-диагностики:
1. Контрольное списывание. На этом виде диагностики ученикам предлагается списать тексты, написанные от руки и написанные печатными буквами. Оценивается по трем критериям: высокий уровень -8-10 баллов, средний уровень - 4-6 баллов и низкий уровень - 0-3 баллов. Максимальные 10 баллов -правильное и точное воспроизведение слов текста, 8 баллов - только орфографические ошибки. 6 баллов -
1-2 дисграфических ошибок, 4 баллов - 3-5 дисграфических ошибок. Вместе с ними, учитываются и орфографические ошибки. 3 балла - 6 и более дисграфических ошибок, а 0 - когда задание не выполнено.
2. Слуховой диктант. Учащимся предлагается написать диктант под диктовку учителя. Здесь можно выбрать текст, предусмотренные школьной программой. Критерии оценивания идентичны с критериями контрольного списывания.
3. Изложение. Ученикам предлагается написать изложение, которое они способны выполнить. Также обязательно нужно учитывать их возрастные особенности и возможности. Изложение оценивается по двум пунктам: смысловая ценность и лексико-грамматическое оформление [3].
Диагностика строится по умениям учащихся, то есть, предварительно ознакомились с детьми, с их актуальным уровнем развития, с результатами тестов и промежуточных контрольных работ. Если учащиеся могут написать диктант, то можно начать сразу со слухового диктанта. Если писать диктант для учащихся имеет какую-нибудь трудность, то рекомендуется начать с контрольного списывания, а потом уже перейти к диктанту. Также можно использовать экспресс-диагностику как поэтапное обследование учащихся: начиная с первых дней учебы, заканчивая последними днями учебного года.
Обследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №26 города Якутска. Исследованием охвачено 25 учащихся 2-го класса. Класс является полинациональным, русский язык является не родным. Но стоит отметить, что все учащиеся говорили и на русском и на родном языке.
Таким образом, текст слухового диктанта был взят из предложенных текстов методики экспресс-диагностики И.Н. Садовниковой, согласно возрастным особенностям класса.
Текст
«Кот»
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзьями.
(20 слов)
Текст достаточно легкий, но имеет ряд основных правил русского языка. Такие правила как: буквосочетания ЖИ-ШИ, имена собственные (всегда пишутся с большой буквы). Именно эти правила могут быть для детей трудными моментами при написании диктанта.
Таблица 1
Результаты выполнения экспресс-диагностики
Критерии оценивания Количество детей Проценты выполнения (%)
Высокий уровень (8-10 б) 15 60%
Средний уровень (4-6 б) 6 24%
Низкий уровень (0-3 б) 4 16%
По итогам выполнения диктанта можно установить, что из 25 учащихся на высоком уровне выполнили 15 учащихся (60%) с одними и двумя орфографическими ошибками. На среднем уровне выполнили 6 учащихся (24%) с одним и двумя дисграфическими и орфографическими ошибками. И на низком уровне - 4 учащихся (16%) - в среднем 4 дисграфические ошибки.
В результате у четверых учащихся выявлены такие ошибки нарушения письменной речи, как пропуски гласных и согласных букв в словах, добавление лишних букв, нарушение деления слова, слияние нескольких слов в одно. По данным Л.Г. Парамоновой, в начальной школе количество детей с дисграфией достигает до 30% [2]. По мнению Н.И. Буковцевой: «Основным механизмом этого нарушения до настоящего времени остается несформированность различных форм языкового анализа: синтаксического, морфологического, фонематического» [1].
Таблица 2
Распределение допущенных ошибок у детей с низким уровнем написания слухового диктанта
№ Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза 1 ученик 2 ученик 3 ученик 4 ученик
1 Пропуски гласных и согласных букв в словах + - + +
2 Добавление лишних букв + + - -
3 Перестановка букв - - -
4 Пропуск слогов, добавление, перестановка - - - -
5 Нарушение деления на слова + - - -
6 Слияние нескольких слов в одно + - - -
7 Разделение слова на части - - - -
Как видно на таблице 2, испытуемые в основном пропускают гласные и согласные буквы в словах, добавляют лишние буквы, есть нарушение деления на слова и слияние нескольких слов в одно. Но тем не менее, такие ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза носят неожиданный характер. Младший школьник, не имея представления о звуковом составе слова, записывает информацию так, как получил, улавливая спонтанно только те составляющие звуки, которые были для него наиболее знакомыми. Вместе с тем, здесь мы сталкиваемся с проблемой: «Как говорит, так и пишет». Проблемы устной речи всегда отражаются в письменной речи.
Таким образом, по итогам этой диагностики, учитывая какие результаты показали учащиеся, мы попытались, как вариант, определить педагогические условия коррекции - это упражнения и дидактические игры для преодоления ошибок на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В первую очередь, это обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом, то есть правильное представление звукового состава каждого слова, точно разделить звуки и обозначить буквой, далее воспроизводить правильно их последовательность на уровне умения и в будущем уже навыка.
Для реализации устранения ошибок подобрали соответствующие упражнения и дидактические игры из разных источников научно-методической литературы.
Таблица 3
План упражнений и дидактических игр по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза
№ Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза Упражнения и дидактические игры Примеры упражнений и дидактических игр
1 Пропуски гласных и согласных букв в словах 1. Вставить пропущенные буквы в слове Вставь пропущенные буквы в словах: Б.нан, гор.д, дольк., дру.ья, .ль, ж.знь, м.ндар.н, но.ор.г, пет.х, ро.ток, у.ица, у.итка, ш.кол.д, ю.ка.
2. Подобрать нужный слог в слове Подбери нужный слог из данных слогов с помощью рисунков: си, ко, со, ту, бе
£ НИЦЭ
3. Составление слов из данных слогов (с рисунком и без рисунка) Составь слова из данных слогов: Ро ма руч тет за до ка радь та пар
4. Игра «Телеграф» Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.
5. Игра «Слова наоборот» Напиши слова правильно: Алокш, ацитп, актезор, акбишо, нофелет, акызум, лутс, атрак.
2 Добавление лишних букв 1. Вставить нужные буквы слове Вставь пропущенные буквы в словах: Л.стик, р.зетка, .ровод, нож.ницы, б.юки, к.асс, л.нейка, .кран.
2. Игра «Найди ошибку» Найди ошибку в слове и исправь ее: Друзьйя, вьйюга, подъйезд, солнтце, опастность, длинна, мизинетц.
3. Изменить один звук в слове Измени один звук в слове и получи другое: Дом - д.м Лук - лу. Меч - м.ч Коса - ко.а Пить - п.ть Пол - по. Плед - пл.д Рот - ро. Пас - п.с Стон - сто. Лень - л.нь Мост - ост
4. Словарный диктант Напиши слова под диктовку: Дым, щель, чаща, пыльца, мыльница, линейка, жаба, лазание, жвачка, доска, плотина, лестница, ящерица.
3 Нарушение деления на слова 1. Определить количество слогов в слове Определи слоги в слове: Машина, длинный, жажда, одеяло, линия, линолеум, солнечный, голова, белизна, порог
2. Разделить слова на слоги Раздели слова на слоги: Карандаш, грива, телефон, крепкий, гололед, зимник, хворост, лисица, храбрый, удлинитель
3. Объединить слоги в слове Объедини слоги в слово и прочитай предложение: Ви-тя-по-мо-га-ет-ма-ме-у-би-рать-ся-до-ма.
4. Чтение и запись «склеенных» предложений Раздели предложение на слова и прочитай текст: ПролетелолетоВлесукрасивоУнаскраски икистиНинаиЛенарисовалисосныАнтон рисовалкусты.
4 Слияние нескольких слов в одно 1. Спрятанные слова Найди спрятанные слова: 1. ШОРПАКЕТЗАРЕПОЕЗДУДКНИГДЖЫЗПЛЯЖОГЩо У 5 ОДУЧАСВДПОДУШКАКРОРЭНУТУМАНЭТОДРУ. 5 С т 0 л ^ 1 ! ^▼яэ^оатЫнюноэиохэлтиехэиинзМыи«!».
2. Слова рассыпались Собери рассыпанные слова: Рокатвь, плиа, этуд, шкаач, рааккс, рвоноа, коон, роанок, тесна, гермалемта
3. Списывание текста с подчеркиванием заглавных букв Летом Глеб Дубков отдыхал в деревне у бабушки. Часто Глеб и собака Бобик ходили гулять в лес или на озеро. Однажды они решили прокатиться в лодке. На озере была лёгкая рябь. Воздух был свеж. Дул прохладный ветерок. Хороша прогулка!
При выполнении заданий на нарушение пропусков гласных и согласных букв в словах мы подобрали такие задания: вставить пропущенные буквы, подобрать нужный слог в слове (с помощью рисунка и без рисунка), составление из данных слогов слово (с помощью рисунка и без рисунка), игра «Телеграф» и игра «Слова наоборот». Стоит отметить, что все эти задания развивают все логические умения детей. Все задания для преодоления нарушений языкового синтеза и анализа подобраны с учетом возрастных особенностей для детей 2 класса. Поэтому эти задания особенных трудностей не вызывают, нам надо чтобы актуальные умения детей трансформировались в навыки орфографической зоркости в будущем.
При ошибках на добавление лишних букв, подобраны такие задания как: вставить нужные буквы в слове, игра «Найди ошибку», изменить один звук в слове и словарный диктант. Будет лучше, если все эти подобранные задания давать по сложности, то есть сначала легкие, чтобы дети не затруднялись при первом же выполнении заданий, а потому уже усложнить, по мере их возможностей. В этом блоке дети могут затрудняться при выполнении задания на изменении одного звука в слове. Потому что есть очень много слов, которые пишутся одинаково, но смысл другой. Это они знают с ранних лет. Например, слово «коса». Есть девичья коса, а есть и инструмент коса, которой косят траву. Но смысл задания другой, именно вставить другой звук, чтобы получился совсем другое слово. И поэтому если поменять звук «с» на «з», то получится слово «коза».
На нарушения деления слова были подобраны такие задания, как: определить количество слогов в слове, разделить слова на слоги, объединить слоги в слова и чтение и запись «склеенных» предложений. Важно отметить, что при этой ошибке, нужно давать детям больше дать упражняться на деление слов на слоги. Потому что при переносе слов они делятся именно по слогам. На данный момент дети умеют это и в основном читают по слогам. Также нужно давать на дом им прочитать книги, потому что письменная речь неразрывно связано с чтением. При чтении ребенок расширяет свой активный словарный запас, учится делить слова, так как в книгах они присутствуют.
И в последнем блоке ошибок на слияние нескольких слов в одно, мы выбрали такие задания, как спрятанные слова, слова рассыпались. Вся работа направлена только на работу со словом. При выполнении первого упражнения найти спрятанные слова дети могут испытать трудность в нахождении этих слов, так как там много букв, которые не составляют слово и сложно увидеть определенные слова.
Таким образом, как упоминалось выше все задания подобраны для детей 2 класса, но потом постепенно обязательно потребуется усложнить по мере необходимости, когда ошибки не допускаются на легком уровне.
Выводы. Феномен нарушения письма изучается столетиями, носит традиционные ключевые моменты в устранении в специальной педагогике и логопедии. Но, тем не менее, эта проблема носит междисциплинарный характер в педагогическом образовании. В последнее десятилетие из-за разных обстоятельств, причин почти у всех детей есть различные нарушения в речи, которые влияют на письменную речь. Поэтому чтобы устранить такого рода ошибки нужно непрерывно связывать письменную речь с устной речью.
Упражнения и игры, предложенные в нашей работе, являются примерными, то есть их можно изменить или добавлять к ним другие характерные задания. Учитывая особенности зарождения ошибок в письме, можно подбирать идентичные или похожие задания и игры. Также при подборе заданий нужно учитывать принципы: поэтапного формирования умственных действий, постепенного усложнения заданий, системности, патогенетический принцип (учет механизмов нарушения письма), комплектности и дифференцированного подхода к обучающимся.
Подводя итоги, нужно отметить, что нарушение письма обусловлена условиями жизни и обучения детей. И для того, чтобы устранить эти проблемы необходима адресная работа, так как дисграфия может дать о себе знать в любой момент и с индивидуальными скрытыми проявлениями в пробелах основных правил грамотного письма. Учитель, школьный логопед, родители и сами учащиеся должны работать вместе. Они в совокупности должны обеспечить необходимую базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме.
Литература:
1. Буковцева Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - 2004. - №2 (9). -с. 47-48.
2. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 79 с.
3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. - 184 с.
4. Сорокоумова С.В. Увеличение числа учащихся с дисграфией, обусловленной недоразвитием фонематического анализа и синтеза, в условиях классов КРО общеобразовательных школ. Актуальность и
направления коррекционной работы // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2013. - № 5. - с. 42-46.
5. Электронный ресурс: «Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (12.02.2010) https://superinf.ru/view_article.php?id=44 URL: Дата обращения: 22.03.2020.
Педагогика
УДК 378 (07)
старший преподаватель Конышева Юлия Романовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Осокина Нина Константиновна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ПРЕЦЕДЕНТНЫМИ
ТЕКСТАМИ
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу применения технологии критического мышления при работе с прецедентными текстами. Дан пример реализации данной технологии на основе текста подкаста "At the movies".
Ключевые слова: критическое мышление, прецедентный текст, прецедентное имя.
Annotation. This article is devoted to the application of critical thinking technologies when working with precedent texts. There is an example of the implementation of this technology based on the text of the podcast "At the cinema".
Keywords: critical thinking, precedent text, precedent name.
Введение. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», — сказал Максим Горький. В последнее время, роль иностранного языка приобрела особое значение в условиях глобализации. И.И. Сулима анализирует бытийный статус языка в образовании и подчеркивает неразделимость понятий овладения языком и его понимания. Данное понятие трактуется не просто как технически отточенный навык, но и как «...понимание как выражение формы бытия-в-языке» [3]. И.И. Сулима вводит в научный оборот понятие «языковая культура понимания», в процессе формирования которой, происходит понимание качества мира, его оценка, осознание и переживание своих оценочных чувств, и логических операций, выработка инструмента сравнения себя и т.д. [3]. Культурные аспекты не усваиваются сепаративно от языковых. Они коррелируют в тесной интеграции [5]. Это объясняет необходимость формирования критического мышления применительно к изучению иностранного языка.
Изложение основного материала статьи. В современных реалиях умение критически оценивать полученную информацию является одним из ключевых навыков в обучении иностранному языку. Критическое мышление - это способность связывать новые знания с предыдущими, строить и оценивать аргументы, а также систематически решать проблемы и критически анализировать прочитанный или услышанный аутентичный материал. Однако, в условиях отсутствия языковой среды учащимся необходимо погружаться в языковую культуру благодаря изучению аутентичного материала, который может встречаться как в учебных пособиях по иностранному языку, так и на просторах глобальной сети Интернет.
Существуют разные способы, способствующие развитию критического мышления.
Во-первых, это игровые технологии. Игры помогают активизировать предшествующие знания учащихся, применять знания в новых условиях, проверять гипотезы, искать закономерности, использовать доказательства и логику для аргументации и решать проблемы.
Во-вторых, использование разного рода наглядностей (вербальных, визуальных, графических и символических) и учебных форматов (видеолекции, графические дисплеи, аудиофайлы и симуляторы). Наглядность помогает учащимся лучше усвоить ключевую информацию, а цифровые учебные среды способствуют развитию критического мышления и повышению доступности контента, предлагая учащимся больше возможностей для развития речевых навыков и умений.
В-третьих, применение мультимедийных технологий. Эксперты полагают, что представление проблем в реальных контекстах может сделать цифровое обучение более значимым и доступным для студентов, помогая им увидеть важность того, что они изучают. Кроме того, позволяя студентам связать теоретические идеи с повседневным опытом, они укрепляют критическое мышление.
Российский ученый Л.С. Звягин выделяет следующие признаки критического мышления:
1. Самостоятельность, индивидуальный характер (мысли и идеи формулируются учащимися в индивидуальном порядке без учёта данных других источников);
2. Информация - отправной пункт мышления, его фундамент;
3. Основанность на аргументации (каждое суждение подкрепляется релевантными аргументами);
4. Осуществляемость в значимых проблемных ситуациях, основанных на потребностях и целях участников полилога [1].
Как было отмечено выше, ученые предлагают использовать разные инструменты для развития технологии критического мышления. Как правило, данные инструменты реализуются на основе аутентичных материалов, в которых зачастую содержатся прецедентные тексты [6]. Прецедентный текст - "законченный и самодостаточный продукт речемыслительной деятельности; (поли)предикативная единица; сложный знак, сумма значений компонентов которого не равна его смыслу" [2]. Тексты подобного содержания, имеют особую культурологическую ценность, они отражают менталитет носителей языка и являются основой для оживленной и активной дискуссии. Кроме того, прецедентные тексты являются одним из наиболее эффективных инструментов для развития умений выдвигать оценочные суждения, аргументировать собственную точку зрения и вести грамотный полилог, соответствующий общим правилам этикета [8]. В свою очередь, преподаватель иностранного языка создает благоприятные условия для ведения полноценной,