СОСТОЯНИЕ НАВЫКА ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ -3х КЛАССОВ
к»
общеобразовательной школы
Кац Екатерина Эдуардовна
Старший преподаватель кафедры общей и специальной педагогики, ЧОУ ВО Институт специальной педагогики и
психологии, Санкт-Петербург
Ноздрина Кристина Сергеевна
Студент ЧОУ ВО Институт специальной педагогики и психологии, Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ
Исследование посвящено изучению распространенности нарушений письма у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. Основным методом исследования выступал анализ письменных работ (диктантов) 54 учащихся. Результаты исследования показали, что 44,5% детей имеют расстройства письменной речи, при этом ведущей детерминантой нарушений письма является несформированность языкового анализа и синтеза.
ABSTRACT
The exploration devoted Sudying the prevalence of writing skills disorders in Sudents 3th classes of elementary school. The main method of &udy was an analysis of written works (dictation) 54 children. The results showed that 44.5% of children have a written language disorder, wherein leading determinate dysgraphia is unformulated language analysis and synthesis.
Ключевые слова: письмо, дисграфия, общеобразовательная школа, языковой анализ и синтез.
Keywords:writing, dysgraphia, elementary school, language analysis and synthesis.
На современном этапе развития начального общего обра- школьника, обучающихся в гимназических классах обще-зования нарушения специфических школьных навыков и, в образовательных школ г. Санкт-Петербурга. Изучение осо-частности, нарушения письменной речи, представляют со- бенностей письма учащихся проводилось посредством на-бой одну из актуальных проблем. По данным НИИ возраст- писания слухового диктанта [4]. Анализ письменных работ ной физиологии РАО до 40% детей заканчивают начальную предполагал выделение специфических ошибок письма, школу с трудностями обучения [2]. Исследование Н.Н.Яков- на основании чего проводился анализ характера и степени левой [5], охватывающее более 8 тыс. учащихся, показало, выраженности нарушений письма. В качестве критерия сте-что с 2013 до 2015 года количество детей с нарушениями пени тяжести дисграфии использовались количественные письма возросло с 25,8 до 30,2%/ Тенденция к увеличению показатели, приведенные в работе О.Б. Иншаковой [3]. Для количества детей, испытывающих трудности в овладении сопоставительного анализа распространенности ошибок письмом, в сочетании с изменением условий обучения - ва- различных типов в группах детей с разной выраженностью риативностью основных образовательных программ, неод- нарушений письма производился подсчет среднего количе-нородностью в сформированности предпосылок письма и ства ошибок в группе.
т.д. - определяют необходимость исследований проявлений По степени выраженности нарушений письма, которые дисграфии, свойственных современным школьникам. оценивались по количеству неисправленных специфиче-
Настоящее исследование было направлено на изучение ских ошибок, обследованные учащиеся распределились особенностей письма учащихся 3-х классов общеобразо- следующим образом (см. табл.1, столбец 1). вательной школы. В исследовании принимали участие 54
Таблица 1
Показатели степени выраженности и распределения ошибок различных типов у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы
Группы (количество детей, процент) Всего 1 2 3 4
а б а б а б а б а б
Дети без н а р у -шений письма (п=10; 18,5%) 0 1,9 0 0,9 0 0,2 0 0,1 0 0,7
Дети с п о г р а -ничными показателями сформи-рованно-сти письма (п=20; 37%) 2 4 0,9 1,5 0,6 0,6 0,3 0,2 0,3 1,8
Дети с дисгра-ф и е й легкой степени (п=14; 25,9%) 5,1 3 2 1,8 0,9 0,3 1,3 0 0,9 0,9
Дети с дисгра-ф и е й средней степени (п=6; 11,1%) 8,5 3 4,3 1,7 1 0,7 2,5 0,2 0,7 0,5
Дети с дисгра-фии тяж е л о й степени ( п = 4 ; 7,5%) 15,3 2,5 7,3 0,8 2,5 0,8 3,5 0,3 1,8 1
Примечание: 1 - ошибки, обусловленные несформированностью языкового анализа и синтеза; 2 - ошибки, обусловленные несформированностью фонематического слуха; 3 - аграмматические ошибки; 4 - оптические ошибки; а - неисправленные ошибки; б - исправленные ошибки.
Обращает на себя внимание низкий процент детей, в работах которых не отмечены неисправленные специфические ошибки (18,5 %). Однако, согласно данным О.Б.Инша-ковой [3], наличие в письменных работах детей от 1 до 3 специфических ошибок не является показателем наличия нарушений письма. При таком подходе процент учащихся с нормальным формированием письменной речи в нашей выборке увеличивается до 55,5 %. Вместе с тем, представляется целесообразным выделить детей, допустивших 1-3 специфические ошибки, в отдельную группу, так как наличие указанных ошибок свидетельствует о пограничных показателях сформированности навыка письма. Дисграфия была выявлена у 44,5% обследованных младших школьников. При этом более чем в половине случаев отмечалась легкая степень выраженности нарушений письма (14 детей), средняя и тяжелая степень расстройств письма наблюдалась значительно реже (6 и 4 человека, соответственно).
Анализ распространенности ошибок, относящихся к симптоматике различных форм дисграфий, показал, что, независимо от степени выраженности нарушений письма, наиболее часто встречающимися являются ошибки, обусловленные недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза (см. табл.1). Представляется важным отметить, что ошибки этого типа (как неисправленные, так и исправленные) отмечались в работах 49 из 54 обследованных детей. При этом, увеличение количества ошибок, ха-
рактеризующее степень выраженности нарушений письма, происходило в первую очередь за счет ошибок данного типа. Наиболее часто в диктантах учащихся отмечались пропуски букв и нарушения обозначения границ предложения. Специфические ошибки акустического, аграмматического и оптического типа встречались в письменных работах детей значительно реже.
Отдельным предметом анализа было соотношение исправленных и неисправленных специфических ошибок в группах детей с разной степенью выраженности дисграфии. Как видно из таблицы 1, у младших школьников с дисгра-фией отмечается преобладание неисправленных ошибок над исправленными. При этом, количество исправленных ошибок мало варьирует при разных степенях выраженности нарушений письма. Иная картина наблюдается в группе детей с пограничными показателями сформированности письма. В этой группе количество исправленных специфических ошибок в 2 раза превышает количество неисправленных. Самостоятельно исправленные детьми специфические ошибки можно рассматривать как определенный критерий сформированности самоконтроля на письме, отражающий умение проверить написанное, найти ошибку и исправить ее. При таком подходе основным качественным отличием группы детей с пограничными показателями сформирован-ности письма от группы детей с дисграфией является именно достаточный уровень самоконтроля при письме, частич-
но компенсирующий имеющиеся у школьников затруднения в формировании навыка письма. Т.В.Ахутина [1], рассматривая нейропсихологические механизмы нарушений письма у детей, выделила регуляторную дисграфию, в основе которой лежит несформированность функций регуляции, программирования и контроля. В рассматриваемом нами случае наблюдается обратная картина - достаточная сфор-мированность самоконтроля позволяет ребенку исправить возникшие ошибки и, возможно, избежать их появления.
Таким образом, исследование состояния навыка письма у учащихся 3-х классов показало наличие нарушений письма у 44,5% детей, еще у 37% выявлены пограничные показатели сформированности навыка письма. Распределение специфических ошибок различных типов демонстрирует, что одним из основных факторов, обсулавливающих расстройства письма у обследованных детей, является недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, в частности, фонематического анализа и умения определять границ предложения в воспринимаемом на слух тексте.
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихоло-гическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - М.: МПСИ, 2001. - с. 7-20
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. - Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. - 350 с.
3. Иншакова О.Б. Мультидисциплинарный анализ становления фонематического навыка письма у младших школьников. - М.: В.Секачев, 2013. - 282 с.
4. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Под общ.ред. Т.В.А-хутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В.Секачев, 2008. - 128 с.
5. Яковлева Н.Н. Исследование состояния навыков письменной речи у учащихся 2-4 классов // Проблемы современного педагогического образования, 2016. - №50-4. -с.302-309.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ АНАЭРОБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЗЮДОИСТОВ 14-13 ЛЕТ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ
ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Козырева Дарья Андреевна
Студент магистратуры, ФГБОУВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец
Варфоломеева Зоя Семеновна
Канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец
АННОТАЦИЯ
Обоснована социальная актуальность направления исследования. Приведены результаты оценки анаэробных способностей дзюдоистов 13-14 лет. Отмечена положительная корреляция доли мышечного компонента от общей массы тела и измерения анаэробной мощности (Вт/кг), а также между показателями анаэробной мощности дзюдоистов и количеством бросков за 30 секунд и количеством отжиманий за 20 секунд. Предложен вариант методики развития анаэробных способностей дзюдоистов 13-14 лет в предсоревновательном периоде на тренировочном этапе подготовки, особенностью которой являются:
осуществление индивидуализации учебно-тренировочного процесса в зависимости от морфофункциональной типологии спортсменов;
увеличение удельного веса объема специальной физической подготовки и учебно-тренировочных схваток в предсорев-новательном периоде за счет уменьшения объема общей физической подготовки и технической.
ABSTRACT
Authors of article proved social relevance of the research direction. We gave results of an assessment of the 10-13-year-old judoiSs's anaerobic capacity. We identified positive correlation between the proportion of muscle component of the total body weight and anaerobic power measurement, and also between the indices of judoiSs's anaerobic power and the number throws in 30 seconds, and the number of push-ups in 20 seconds. We have proposed a variant method of development of the 10-13-year-old judoiSs's anaerobic capacity in the period before competition on training Sage of preparation, features of which are:
individualization of the training process, depending on the morphological and functional typology of athletes;
increase the proportion of the volume of special physical training and the training fights in precompetitive period by reducing the amount of overall fitness and technical.
Ключевые слова:анаэробные способности, дзюдоисты, предсоревновательный период, тренировочный этап подготовки.
Keywords: anaerobic capacity, judoiSs, period before the competition, training Sage of preparation.
Как отмечается в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», в середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем, одной
из которых является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны. Нерешенные проблемы различного характера, в том числе науч-