Научная статья на тему 'Использование многофункционального лэпбука в коррекции дисграфии у умственно отсталых младших школьников'

Использование многофункционального лэпбука в коррекции дисграфии у умственно отсталых младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЭПБУК / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ЛОГОПЕД / ДИСГРАФИЯ / LAPBOOK / MENTALLY RETARDED PUPILS / PRIMARY SCHOOL TEACHER / SPEECH THERAPIST / DEVELOPMENTAL DYSGRAPHIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Рябчун Наталья Игоревна

Статья по своей проблематике относится к научно-прикладным исследованиям и актуализирует вопросы нарушений письма у умственно отсталых младших школьников и их коррекции с использованием многофункционального лэпбука. Предложенные в данной работе новые технологические решения и средства коррекции дисграфии, позволяют рассматривать их как методический ресурс оптимизации работы логопеда и учителя начальный классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF A MULTIFUNCTIONAL LEPBUK IN THE CORRECTION OF DYSGRAPHY IN MENTALLY RETARDED YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article deals with the problems in scientific and applied researches and actualizes the questions of letter violations in mentally retarded younger schoolchildren and their correction with the use of multifunctional laptop. Proposed in this work, new technological solutions and means of correction of dysgraphia, allow to consider them as a methodical resource optimization of the work of the speech therapist and primary school teacher.

Текст научной работы на тему «Использование многофункционального лэпбука в коррекции дисграфии у умственно отсталых младших школьников»

Потребность в создании системы подготовки военных кадров в российской регулярной армии является необходимостью, которая способствует выработки юридических и нравственных норм профессионализма военнослужащих.

«Внутренний» профессионализм связывается с осознанием человеком своего личного достоинства, своей ценности и с его устремлениями добиваться признания, высокой оценки своей деятельности обществом, признанием, как профессионала. В этом плане профессионализм обнаруживал себя как качество, присущее офицеру и формирующееся на основе признания его достоинства. Считается, что основу воинского профессионализма должна составлять общечеловеческая честь, присущая каждому человеку, как личности. Однако подчеркивается, что воинская среда вырабатывает свою корпоративную честь и профессиональность, зависящую от специфических этических норм данной общности, которые могут противоречить общечеловеческим нормам. При этом воинский профессионализм рассматривается: во-первых, как одна из целей воспитания; во-вторых, как один из факторов развития офицера, как средство его нравственного воспитания.

Военно-профессиональное воспитание является необходимостью для военного человека, уважающего военные законы и уставы, показывает уровень развития офицера и развития воинского коллектива в целом.

Объективно-субъективное содержание военно-профессионального воспитания позволяет увидеть множество возможностей активной и целенаправленной деятельности по формированию будущих офицеров.

Литература:

1. Бабанский М.Ю. Педагогические процессы. Избранные педагогические труды. Москва. 1992.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Москва. 2000.

3. Ефремов О.Ю. Военная педагогика. Санкт-Петербург. 2008.

4. Колпаков В.Ю., Суворов В.А., Шарухин А.П. Организация процесса воспитания в частях внутренних войск МВД России: монография / Под редакцией В.Ю. Новожилова. - М.: Издательство «На боевом посту», 2012. - 648 с.

5. Лайшев Р. А., Легаев А. П. Развитие и становление принципов воспитания при подготовке молодежи к военно-профессиональной деятельности по защите отечества: историко-педагогический очерк. - СПб.: Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России, 2012. - 32 с.

6. Легаев А.П. Личный пример офицеров как фактор воспитания офицерской чести у курсантов вузов внутренних войск МВД России. - Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г.: в 11 частях. Часть 5. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. с 103 - 104.

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Москва, 2003, с. 137—144.

8. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. - М.: Академия, 2002.

9. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.

10. Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. - СПб., 1886. - С. 27.

11. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 22 июня 2016 г., одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 г. - № 226 - ФЗ] Кремль. - М., 2016. - 87 с.

Педагогика

УДК: 376.4

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);

студентка факультета психологии и педагогики Рябчун Наталья Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛЭПБУКА В КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья по своей проблематике относится к научно-прикладным исследованиям и актуализирует вопросы нарушений письма у умственно отсталых младших школьников и их коррекции с использованием многофункционального лэпбука. Предложенные в данной работе новые технологические решения и средства коррекции дисграфии, позволяют рассматривать их как методический ресурс оптимизации работы логопеда и учителя начальный классов.

Ключевые слова: лэпбук, умственно отсталые школьники, учитель начальных классов, логопед, дисграфия.

Annotation. The article deals with the problems in scientific and applied researches and actualizes the questions of letter violations in mentally retarded younger schoolchildren and their correction with the use of multifunctional laptop. Proposed in this work, new technological solutions and means of correction of dysgraphia, allow to consider them as a methodical resource optimization of the work of the speech therapist and primary school teacher.

Keywords: lapbook, mentally retarded pupils, primary school teacher, speech therapist, developmental dysgraphia.

Введение. В связи с внедрением ФГОС школьного образования актуализируется поиск новых подходов, идей, способов обучения, которые соответствуют современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию младших школьников. Исследования нарушений письма у младших школьников, в том числе и умственно отсталых обучающихся, представляет безусловную значимость в связи с трудностями дифференциальной диагностики, многообразием причинного комплекса, неоднозначностью методов и средств коррекции [3]. При этом следует принять во внимание, что нарушения письма у умственно отсталых

младших школьников специфичны и разнообразны. Наблюдаются все виды дисграфических ошибок ввиду недоразвития речемыслительной деятельности и специфических характеристик, составляющих базис формирования навыка письма [2].

Проблема коррекции дисграфии у умственно отсталых школьников связана с увеличением количества обучающихся с нарушением письма, а также с усложнением симптоматики и механизмов данного нарушения. Кроме этого, регистрируется недостаточная эффективность классических методов и технологий коррекции дисграфии применительно к данному контингенту обучающихся. В связи с этим, мы рассматриваем вопросы поиска вариативных приемов и средств преодоления нарушений письма у умственно отсталых младших школьников в качестве приоритетных задач научно-методического сопровождения. В качестве возможного решения заявленной тематики предлагается использование интерактивной папки -лэпбука.

Формулировка цели статьи. На основе теоретического анализа проблемы нарушений письма изучить и продемонстрировать коррекционные возможности использования многофункционального лэпбука при устранении дисграфии у умственно отсталых младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Систематизация известных методических разработок позволила сфокусировать внимание на использовании современного пособия лэпбука, который чаще применяется в работе воспитателя и логопеда с детьми дошкольного возраста. Сравнительно небольшое количество лэпбуков можно использовать при обучении школьников. Функционально лэпбуки способствуют закреплению и систематизации изученного материала, а в дальнейшем актуализации пройденного материала. Основные характеристики лэпбуков тезисно можно определить следующим образом:

- информативность" (в один лэпбук можно включить необходимое количество информации по заданной теме, заменив или исключив лишний дидактический материал);

- полифункциональность (способствует развитию творчества, воображения, речи, восприятия детей и др.);

- возможность использования в разных формах (пригоден для использования в индивидуальной работе, а также в групповых формах) [1];

- вариативность использования (отдельные части лэпбука могут быть использованы вариативно) [4];

- возможность трансформирования (позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, так же от меняющихся интересов и возможностей обучающихся);

- разнообразие целевого компонента использования лэпбука;

- многообразие дидактических свойств (возможности для ознакомления с сенсорикой, речевым и иным материалом).

Лэпбук может быть применяться в работе учителя начальных классов логопеда. В лэпбуках представлены разнообразные задания, игры и упражнения, а также наглядный материал для решения как образовательных, так и коррекционно-развивающих задач на уроках и занятиях. Лэпбук можно применять при обучении младших школьников русскому языку. Например, лэпбук «Занимательные упражнения по русскому языку» состоит из следующих элементов: головоломки; раскрась буквы; викторина «Кто самый умный?»; загадки; чайнворды; кроссворды; разнообразные книжки-памятки и мини-книжки [5].

Практическая значимость использования лэпбука прослеживается при устранении орфографических ошибок, во время словарной работы, при изучении различных грамматических категорий. Применяя лэпбук, школьники могут самостоятельно придумать образ для запоминания написания трудного слова, вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу.

Для практической апробации эффективности лэпбука в коррекционной деятельности с умственно отсталыми школьниками нами было проведено экспериментальное изучение реализации технологического подхода в коррекции дисграфии. Была предпринята попытка разработки и апробации программы коррекции дисграфии у умственно отсталых младших школьников с использованием многофункционального лэпбука. Мы исходили из предположения о том, что логопедическая работа по устранению дисграфии у умственно отсталых младших школьников будет более эффективна, если коррекционную работу проводить с использованием многофункционального лэпбука.

В исследовании приняли участие 20 умственно отсталых обучающихся (3-4 классы) МКОУ «Школа № 107» (экспериментальная группа), а также 18 обучающихся третьего класса с нормальным речевым развитием общеобразовательной школы «Школа №110» г. Нижнего Новгорода (контрольная группа). На этапе констатирующего эксперимента было проведено изучение и детализация дисграфических ошибок у умственно отсталых младших школьников, для изучения которых использовалась методика диагностики письменной речи Фотековой Т. А. и Ахутиной Т. В. Были взяты задания для исследования навыков языкового анализа (обучающимся необходимо ответить на ряд вопросов) и исследование навыков письма (слуховой диктант, состоящий из пяти связанных между собой предложений).

Проведенный анализ письменных работ позволил констатировать, что у обучающихся 3-4 класса с умственной отсталостью выявлена преимущественно смешанная форма дисграфии (представлена различными комбинациями из определяемых ранее форм нарушений письменной речи), при этом преобладающее количество ошибок связано с акустической формой. В таблице 1 приведены данные, полученные в ходе анализа диктанта.

Таблица 1

Сравнительная таблица результатов диктанта у школьников экспериментальной и контрольной

групп

^^^^ Баллы Группа 0 б. 5б. 10 б. 15 б. 30 б. 40 б. 45 б.

Контрольная группа 0% 0% 16,6% 44,4% 16,6% 5,5% 16,6%

Экспериментальная группа 35% 35% 30% 0% 0% 0% 0%

Безошибочное написание диктанта было выявлено только в контрольной группе. 11,1 % школьников с нормальным интеллектуальным развитием получили 45 баллов за диктант, они допустили не более 3 ошибок, связанных с нарушением правил орфографии или пунктуации, либо пропуском слова при письме под диктовку. У 16,6 % обучающихся этой группы было зафиксировано 30 баллов, а именно допущено до 5 погрешностей недисграфического характера и/или 1-2 — дисграфического. В 30 % случаев у умственно отсталых школьников было зафиксировано 10 баллов за диктант. У 35 % обучающихся с умственной отсталостью было констатировано 5 баллов, 35 % школьников этой группы допустили множественные дисграфические и орфографические ошибки.

Данные результаты свидетельствуют о том, что дисгафические ошибки отмечены у обеих групп обучающихся. В контрольной группе отмеченные трудности минимальны по объему и характеру проявлений. У умственно отсталых младших школьников наиболее выражены следующие дисграфические ошибки: пропуски гласных и согласных (19 %); замена по звонкости - глухости (17 %); замена гласных букв в обозначении мягкости согласных (15 %). Причем, после проверки диктанта школьники неверно исправляют ошибки и/ или вообще не способны самостоятельно справиться с заданием.

Таким образом, существует необходимость организации и проведения специальной работы по коррекции дисграфии у умственно отсталых младших школьников. Целью формирующего эксперимента стало моделирование и экспериментальная апробация программы логопедической коррекции дисграфии у умственно отсталых младших школьников с использованием многофункционального лэпбука.

Мы исходили из понимания, что процесс устранения дисграфии должен имеет системный подход, чтобы при выполнении заданий были задействованы сразу несколько анализаторных систем и коррекционный процесс был включен в различные виды деятельности. Логопедическая работа включала в себя коррекцию письменной речи обучающихся. Основные задачи были ориентированы на коррекцию нарушений письма, коммуникативной функции речи и развитие познавательной сферы (восприятия, представлений, мышления, памяти, внимания).

Для коррекционной работы были выбраны следующие темы:

1. Темы для 3 класса:

- Слово.

- Звуки и буквы.

- Твердые и мягкие согласные.

- Звонкие и глухие согласные.

- Разделительный мягкий знак.

- Предлоги.

- Предложение.

2. Темы для 4 класса:

- Звуки и буквы.

- Разделительный мягкий знак.

- Звонкие и глухие согласные.

- Предлоги.

- Предложение и текст.

По представленным темам работают логопед и учитель начальных классов. Логопед реализует специфические коррекционные задачи и пользуется специальными методами и приемами, подбирая разнообразный лексический материал для проведения логопедической работы. Также логопед создает необходимую базу для подготовки обучающихся к выполнению программных требований по русскому языку.

Занятия проводились с применением многофункционального лэпбука для индивидуальной и групповой работы, включающего следующие элементы:

1. За основу бралась папка, а не картонная основа, как предлагается большинством авторов.

2. Использовались магниты, для того чтобы крепить кармашки с заданиями.

3. Различные кармашки с заданиями (для индивидуальной и групповой работы) были выполнены из папок на кнопке. На эти кармашки также крепились магниты.

4. Задания, которые были в кармашках, можно менять при изучении определенной темы (для каждой темы использовались свои задания), что характеризует лэпбук, как вариативный в плане использования.

Все занятия начинаются с сюрпризного момента, а именно, «Что же сегодня нам приготовила наша волшебная книга». Лэпбук также можно разделить на несколько разделов:

1. Тема занятия.

2. Игра по теме занятия, целью которой является актуализация знаний.

3. Пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастики и физкультминутка.

4. Работа с буквами и звуками (как в начале при актуализации знаний - «Найди слова с заданным звуком», сравнение звуков, обозначение звуков буквами, так и в конце занятия - «Буквенный диктант», где обучающимся необходимо записать только изучаемые буквы из названных слов).

5. Задания со слогами (задание на карточке «Сравнить написание слогов с буквами», прочтение слов и разделение их на две группы).

6. Задания со словами (сравнение слов, придумывание предложений с данными словами, дидактическое упражнение «Какую букву напишу?»).

7. Задания, где необходимо вставить пропущенные буквы или слова (упражнение «Встать пропущенные буквы» и упражнение «Вставь пропущенные слова»).

8. Задания с предложениями (составление предложений со словами, списывание предложений, придумывание предложений по картинкам, запись предложений под диктовку).

9. Самостоятельная проверка выполненного задания.

Разделы и содержание, а так же количество самих разделов лэпбука можно менять местами в зависимости от темы и формы занятия.

Во время проведения занятий у обучающихся возросла мотивация и улучшилась работоспособность. Повысилась устойчивость внимания, самостоятельность и ответственность школьников, что привело к улучшению качества выполнения заданий.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у умственно отсталых младших школьников следующие наиболее явные изменения при написании диктанта (табл. 2).

Таблица 2

Данные сравнительного исследования результатов диктанта у школьников экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

' _______Баллы Группа " -- 0 б. 5б. 10 б. 15б. 20б.

Констатирующий этап 35% 35% 30% 0% 0%

Контрольный этап 10% 30% 40% 15% 5%

У умственно отсталых младших школьников выявлена следующая положительная динамика в проявлении дисграфических ошибок: пропуски гласных и согласных (10 %); замена по звонкости - глухости (8 %); замена гласных букв в обозначении мягкости согласных (7 %); слитное написание предлогов и слов (5 %); оптические ошибки (4 %); грамматические ошибки (1 %). Так же у обучающихся были заметны следующие незначительные изменения в проявлении дисграфических ошибок: замена букв свистящих -шипящих (4 %); нарушение слоговой структуры слов (2%); пропуски букв на стечение согласных (2%). Таким образом, анализ данных контрольного эксперимента позволяет сделать вывод о том, что у умственно отсталых младших школьников наблюдается заметная динамика при написании слухового диктанта, а так же в ответах на вопросы. Следовательно, проведенная логопедическая работа по коррекции дисграфии у умственно отсталых младших школьников через использование многофункционального лэпбука можно считать эффективной.

Выводы. Таким образом, в статье представлены интерактивные характеристики лэпбука как современного средства образовательной и коррекционной деятельности. Описаны технологические решения использования многофункционального лэпбука в коррекции дисграфии у умственно отсталых школьников. Доказаны коррекционные возможности применения предложенной разработки в работе логопеда и учителя начальных классов при устранении нарушений письма у умственно отсталых обучающихся.

Литература:

1. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Губернаторова Н.А., Каштанова С.Н. Анализ состояния письма у умственно отсталых школьников/ Международный студенческий научный вестник, 2017. - №3. - С. 36.

3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.

4. Лукашук, О.С. Лэпбук-новая форма организации образовательной деятельности. / О.С. Лукашук. -2016. - С. 12.

5. Панова, Л. В. Лэпбук. Занимательные упражнения по русскому языку / Л. В. Панова // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! — 2017. — № 7-8 (67-68). — С. 17-20.

Педагогика

УДК: 378.17:37.062.2

аспирант Кирилов Кирилл Александрович

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Дмух Оксана Валериевна Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); кандидат педагогических наук, доцент Осипов Александр Юрьевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого г. Красноярск), Сибирский юридический институт МВД России (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена проблематике формирования у современных студентов ценностей ведения здорового образа жизни. Анализ литературы показал, что данная проблема полностью не изучена специалистами. Также обнаружены различные концепции формирования ценностей здорового образа жизни, иногда противоречивые. Авторы предположили, что эффективным способом формирования у студентов ценностей ведения здорового образа жизни станет использование крупных молодежно-социальных проектов.

Ключевые слова: образовательная среда; студенты; здоровье; молодежные проекты; социальные факторы.

Annоtation. The article is devoted to the problems of formation of modern students ' values of a healthy lifestyle. Analysis of the literature showed that this problem is not fully studied by experts. Various concepts of forming the values of a healthy lifestyle, sometimes contradictory, are found. The authors suggested that the use of large youth and social projects will be an effective way of forming students ' values of a healthy lifestyle.

Keywords: Educational environment; students; health; youth projects; social factors.

Введение. Специалисты считают, что современная система Российского образования имеет множество различных проблем, одной из которых является довольно слабая ориентация всей системы образования в России на здоровьесберегающее обучение и воспитание ценностей ведения здорового образа жизни у обучающихся, как школьников, так и студентов [8]. Последние научные исследования, посвященные проблематике сохранения здоровья студенческой молодежи, показывают, что в системе Российского высшего образования обнаружена тревожная тенденция снижения уровня физкультурно-оздоровительной деятельности обучающихся [4], что способствует довольно значительному ухудшению уровня физического здоровья современной молодежи [5; 18]. Также специалистами выявлено почти полное отсутствие качественного мониторинга физического, психического и эмоционального состояния обучающихся на протяжении всей образовательной цепочки (от детского сада до школы и вуза) [3], недостаток действенных профилактических мероприятий и воспитательных мер, препятствующих возникновению и развитию различных заболеваний [15]. Данные факторы в своей совокупности приводят к почти полному отсутствию у современных молодых людей мотивационно-ценностных установок на ведение здорового образа жизни.

По мнению И.И. Булыгиной, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - представляет собой повседневный образ жизни человека, направленный на укрепление психофизического здоровья и профилактику болезней. ЗОЖ должен включать в себя полноценное и сбалансированное питание, повседневную гигиену, оптимальную физическую активность, отказ от вредных привычек и благоприятное эмоционально-психологическое состояние в быту и трудовой деятельности [2]. Таким образом, проблемы со здоровьем у современных молодых людей - это, прежде всего проблемы связанные с некачественным преобразованием повседневного образа жизни в ЗОЖ. А формирование здорового образа жизни в среде обучающихся, неразрывно связано с побуждением молодых людей к включению в свою повседневную жизнь форм поведения, приносящих пользу здоровью [6].

Ученые подчеркивают, что в культурно-образовательной среде вузов большое значение приобретает деятельность по формированию у студентов стойкой потребности в физическом и нравственном совершенствовании [13]. Данная деятельность будет успешной лишь при условии утверждения у студентов ценностей ЗОЖ [17; 19]. Формирование данных ценностей будет возможно при создании в вузах условий для занятий любыми видами физической культуры, профилактики вредных привычек, объединения студентов в физкультурно-оздоровительные организации, развитием духовно-нравственных основ молодых людей [14]. В тоже время необходимо отметить, что, несмотря на большое количество научных работ по формированию у обучающихся: школьников и студентов стойких потребностей к ведению ЗОЖ, технологии формирования культуры приобщения молодых людей к ценностям ЗОЖ недостаточно разработаны. До сих пор точно не обозначены пути эффективного сохранения и укрепления здоровья студентов через процессы самопознания, самодетерминации и целенаправленных изменений структуры поведения современных молодых людей. Также недостаточно изучены процессы формирования у студенческой молодежи моды на ведение здорового образа жизни [2].

Сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, в частности студентов педагогических направлений и их профессиональное становление являются одними из наиболее важных условий успешной деятельности любого высшего учебного заведения [1; 7; 11]. Студенты, изучающие педагогические направления деятельности должны не только формировать и воспитывать культурные, образовательные, здоровьесберегающие и профессиональные ценности у учащихся общеобразовательных учреждений, но и служить примером следования ценностям ЗОЖ, как одному из обязательных условий полноценного выполнения человеком своих профессиональных и социальных функций. Известно, что формирование ценностных установок у молодых людей происходит как во время учебно-воспитательного процесса, так и в процессе приобретения личного позитивного опыта ведения здорового образа жизни. Проблематика формирования ценностей ЗОЖ среди современной молодежи: школьников и студентов пристально изучается сегодня многими учеными [12]. Специалисты выявили целый ряд проблем, ограничивающих возможности успешной деятельности по приобщению обучающихся к ценностям ЗОЖ. Д.В. Цыбиков отмечает, что в существующей практике физического воспитания студентов доминирует лишь развитие физических качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.