УДК 37.018.2
Р. Г. Матюшова, Т. Е. Савичева, Н. Н. Чистякова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ, К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)
R. G. Matyushova, Т. Е. Savicheva, N. N. Chistyakova
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF USING A TEACHING METHOD COMPLEX IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE PRIMARY SCHOOL FUTURE TEACHER (FOR TEACHING RUSSIAN AT SCHOOL AND FOR TEACHING «THE WORLD AROUND US» AT THE UNIVERSITY)
В статье определены условия формирования профессиональной компетенции будущего учителя начальных классов. Представлено содержание учебно-методического комплекса.
Раскрыты технологии развивающего обучения: контекстное обучение, деловая игра, метод проектов и др.
Компетенция, компетентность, учебно-методический комплекс, педагогическая технология, контекстное обучение, деловая игра, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, направляющие тексты.
The paper defines conditions of formation of professional competencies in the future teacher in primary school, as well as presents the content of a teaching method complex.
Technologies of the developing training are described: of contextual training, business gaming, projecting, etc.
Competence, capacity, teaching method complex, pedagogical technology, contextual training, business gaming, case studying, projecting, directing texts.
Удовлетворение потребностей общества требует от современного учителя высокой культуры, глубокой нравственности, сформированной системы ценностей и убеждений, гражданской позиции, заинтересованности педагога в развитии творческого потенциала своих учащихся, способности к инновационной деятельности, самосовершенствованию, профессиональной активности и т. д. В связи с этим одной из основных задач высшей школы, наряду с формированием гармонически развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста. Компетентность представляет собой способность грамотно решать человеком задачи, возникающие в его жизнедеятельности, в том числе и производственной деятельности.
Анализ литературы (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л. М. Митина, С. Е. Шишов, А. В. Хуторской, Г. Селевко и др.) показал, что единого подхода к определению понятий «компетенция» и «компетентность» в настоящее время не существует.
Вслед за С. Е. Шишовым «под компетенцией
мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [6, с. 60].
На основе анализа литературы [1, с. 13] были выделены профессиональные специализированные компетенции учителя начальных классов:
- ставить цели образовательного, развивающего и воспитательного характера в процессе обучения предметам;
- осуществлять анализ современных вариативных программ и учебников;
- использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения предметам;
- планировать и проводить учебные занятия по предметам с учетом специфики и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- применять современные средства оценивания результатов обучения;
-вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактические материалы;
-осуществлять контроль и давать оценку (самооценку) хода и результатов обучения.
Проведенное анкетирование, наблюдение уроков в ходе педагогической практики, анализ конспектов уроков по русскому языку и окружающему миру позволили выявить уровни сформированное™ профессиональных специализированных компетенций у будущего учителя начальных классов к обучению русскому языку и преподаванию курса «Окружающий мир». Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что на высоком уровне находятся 13,3 %, на среднем уровне - 44,7 %, на низком уровне - 42 % студентов 4-5-го курсов специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования». Студенты демонстрируют примерно одинаковый уровень сформированное™ профессиональных специализированных компетенций к обучению русскому языку и преподаванию курса «Окружающий мир».
Одним из средств, позволяющих выпускнику овладеть профессиональными компетентностями и компетенциями, является научно-методическое обеспечение учебного процесса.
Под научно-методическим обеспечением учебного процесса понимается планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и учебно-методических средств обучения.
Теоретическое обоснование проблемы и данные констатирующего эксперимента позволили уточнить гипотезу исследования: научно-методическое обеспечение учебного процесса будет способствовать формированию профессиональной готовности будущего учителя начальных классов (к обучению русскому языку, к преподаванию курса «Окружающий мир») при соблюдении следующих педагогических условий:
- планирование, разработка и создание учебно-методического комплекса (УМК) на основе ком-петентностного подхода;
- внедрение УМК в учебный процесс;
- реализация развивающих технологий при использовании УМК.
Реализация выделенных условий осуществлялась в рамках формирующего эксперимента.
Одним из условий формирования профессиональных специализированных компетенций является создание УМК. Учебно-методический комплекс включает: рабочий учебный план обучающихся; программы дисциплин «Методика обучения русскому языку и литературе», «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир»; методические указания по изучению дисциплин и подготовке к различным видам занятий, текущему контролю знаний и промежуточной аттестации; учебные пособия по названным дисциплинам; дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (сборники заданий, контрольных работ, тесты для самоконтроля и т. п.); практикум по указанным дисциплинам. В состав УМК могут включаться дополнительные информационные ресурсы: учебные (учебники, учебные пособия, тексты лекций, хрестоматии), информационно-справочные (справочники, словари, в том числе терминологические) и другие материалы. Все материалы УМК представлены на различных типах носителей информации.
Использование УМК в профессиональной подготовке учителя начальных классов может быть эффективным, если будет реализована развивающая функция педагогического образования, которая определяется соответствующими педагогическими технологиями.
Педагогическая технология, по мнению Э. Ф. Зеер, это «совокупность способов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образовательного процесса и направленных на достижение планируемого результата» [2, с. 72]. Рассмотрим возможности реализации педагогических технологий в процессе обучения русскому языку и окружающему миру.
Значительное место в формировании профессиональных специализированных компетенций будущего учителя начальных классов занимает контекстное обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение ими абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности. Построение учебного процесса на базе
технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих учителей начальных классов. Контекстное обучение представляет собой реализацию динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности с ведущей ролью лекций и семинаров через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика, дипломное и курсовое проектирование) к собственно профессиональной деятельности.
В рамках контекстного обучения для воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений используются деловые игры.
Деловая игра понимается как форма контекстного обучения, в которой участники осуществляют квазипрофессиональную деятельность, воссоздающую условия и динамику деятельности учителя начальных классов.
В этих условиях усвоение нового знания накладывается на канву будущей профессиональной деятельности; обучение приобретает совместный, коллективный характер; развитие личности специалиста осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива.
В качестве примера раскроем содержание деловой игры по разработке и проведению урока русского языка (окружающего мира).
Начальным этапом в конструировании и проведении деловой игры является постановка целей, которые формулируются следующим образом:
-определять представления, понятия и основанные на них умения, которые формируются у младших школьников в процессе изучения данной темы;
-определять цели и задачи урока, последовательность их решения на данном уроке, содержание и способы организации учебной деятельности школьников на каждом этапе, отбирать оптималь-
ные средства обучения, виды учебных заданий и упражнений;
- реализовывать намеченную программу при проведении урока: формулировать вопросы и задания с учетом поставленных целей, обеспечивать принятие детьми учебной задачи, их активное участие в ее решении, осуществлять наблюдение за ходом деятельности учащихся, выявлять и оценивать ее результаты, вносить в содержание и организацию работы на уроке необходимые коррективы;
-делать методические выводы на основе сопоставления результатов с выделенными целями и задачами.
Подготовка к игре включает определение темы и типа урока, класса, в котором он должен быть проведен. Игра предполагает наличие учебников, наличие дидактических материалов, школьной программы.
Для проведения игры студенческая группа делится на две команды. Члены команды получают роли: «учитель», «ученики», «методист», «эксперт», «визуалист», «оппонент», «директор школы» и др. Описание ролей дается в заранее подготовленных пакетах. После того как студентами усвоен ролевой рисунок поведения, поставлены цели и задачи, дается время на разработку конспекта, затем урок непосредственно проигрывается. По окончании игры проводится ее анализ, отмечается, насколько студентам удалось реализовать поставленные цели и задачи. Для конструирования игры студентами используются методические рекомендации, учебные пособия и др., входящие в состав УМК.
Наряду с игровыми технологиями в процессе подготовки учителя начальных классов используются неигровые формы и методы, которые представлены большой группой конкретных ситуаций.
Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении, оценке и принятии решений по ситуации, которая возникла или может возникать при определенных обстоятельствах в процессе обучения младших школьников русскому языку и окружающему миру. Этот метод развивает аналитическое мышление студентов, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения,
принимать коллективные решения, вносить коррективы.
По учебной функции различают четыре вида ситуаций: ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему; ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям; ситуация-иллюстрация, в которой обучаемые получают примеры по основным темам курса на основании решенных проблем; ситуация-упражнение, в которой обучаемые упражняются в решении нетрудных задач, используя метод аналогии (учебные ситуации).
Приведем примеры ситуаций, использованных в процессе формирующего эксперимента.
1) Ситуация-проблема.
Студентам предлагается задание составить аннотацию статей из журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», посвященых проблемам обучения орфографии, и подготовить ответы на вопросы: почему качество орфографической подготовки школьников перестало удовлетворять методистов, учителей, родителей и общество в целом; почему знание младшими школьниками орфографических правил не обеспечивает становления прочных навыков правописания?
2) Ситуация-оценка.
При изучении темы «Методика работы с учебником в курсе «Окружающий мир» студентам необходимо проанализировать полные УМК по курсам «Мир вокруг нас» (А. А. Плешаков), «Окружающий мир» (3. А. Клепинина) и оценить возможность их использования для реализации задач экологического образования младших школьников.
3) Ситуация-иллюстрация.
Студентам предлагается проанализировать конспекты двух уроков русского языка на одну и ту же тему; сравнить структуру урока, содержание каждого этапа, методические приемы, целесообразность использования дидактического материала; определить, какие орфографические умения формируются, какими орфографическими знаниями и умениями уже владеют учащиеся.
4) Ситуация-упражнение.
На практическом занятии по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» в процессе совместной работы преподавате-
ля и студентов осуществляется выбор средств обучения для изучения темы «Природа тундры». По аналогии в ходе групповой работы студентами составляется перечень оборудования для уроков по темам: «В царстве грибов», «Надежная защита организма», «Воздух и его свойства».
Ситуационное обучение ориентируется на то, что знания и умения даются не как предмет, на который должна быть направлена активность студента, а в качестве средства решения задач деятельности специалиста. Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты работы учителя. Таким образом студенту задаются контуры и контексты его будущего профессионального труда.
Конкретные ситуации представлены в практикумах по методикам обучения русскому языку и окружающему миру. Для решения ситуаций используются учебники и учебные пособия, представленные в УМК.
Учебно-профессиональная деятельность студентов предполагает использование проектной технологии.
Метод проектов - «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий-проектов» [2, с. 87].
Характерными особенностями метода проектов являются интегрированность, проблемность и кон-текстность. Первая означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теории обучения. Вторая характеризует проблемность решаемых студентами задач. Третья означает интеграцию учебной, научной и практической деятельности будущих специалистов.
Основу построения данной технологии составляют комплексные проектировочные задания, разработанные с учетом межпредметных связей и целостного характера работы.
Проектное задание заключается в проектировании и создании какого-либо предмета профессиональной деятельности. Например, выполнение курсовой работы предполагает проектирование студентами формирующего эксперимента в школе. Студент, консультируясь с педагогом, опреде-
ляет гипотезу исследования в виде педагогических условий. Затем самостоятельно, используя учебно-методическое обеспечение дисциплины, оформляет проект. При создании проекта формирующего эксперимента студент приобретает опыт творчества, находит способы решения для достижения результата в соответствии с заданными условиями. Наблюдение руководителя за выполнением проекта дает возможность оценить степень сформированное™ профессиональных компетенций. Важно то, что в ходе выполнения проектов у студентов происходит интеграция профессиональной подготовки по разным учебным дисциплинам.
В ходе исследования для формирования профессиональных специализированных компетенций будущего учителя использовалась технология когнитивного инструктирования с помощью направляющих текстов.
Направляющие тексты представляют собой письменно зафиксированные инструкции для самостоятельного управления учебным процессом, дают информацию о содержании и целях процесса обучения, а также о дополнительных источниках для обработки заданной проблемы. Направляющие тексты позволяют: -осуществить взаимосвязь теории и практики при выполнении задания;
-научить студентов сотрудничеству при выполнении группового задания;
- организовать самостоятельное выполнение задания и научить контролировать процесс и результат своего труда.
Приведем пример использования направляющих текстов на занятиях по методике обучения русскому языку в начальных классах.
В процессе работы над темой «Система изучения имени существительного» студентам предлагалась карточка с заданием: «Проведите сопоставительный анализ 2-3 УМК по русскому языку. Направления анализа:
1. Выявите программные требования относительно формирования у младших школьников представлений об имени существительном и его грамматических категориях.
2. Проанализируйте соответствующие про-грамммы и учебники по русскому языку.
3. Охарактеризуйте содержание методических рекомендаций в пособиях для учителя с позиций их целесообразности и эффективности для формирования у младших школьников представления об имени существительном как части речи и его грамматических признаках.
4. Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого УМК. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора УМК для работы над именами существительными».
Анализ результатов итоговой аттестации студентов специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» по дисциплинам «Методика обучения русскому языку и литературе», «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» позволяет судить об эффективности использования учебно-методичес-кого комплекса в формировании профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов.
Список литературы
1. Егорова Е. Б. Обновление содержания подготовки учителей начальных классов в процессе корректировки ГОС ВПО по специальностям педагогического образования // Профессиональное образование учителя начальных классов. Материалы выездного заседания Учебно-методической комиссии по педагогике и методике начального образования УМО по специальностям педагогического образования. Самара, 2-4 июня 2005 г. - Самара, 2005.
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М, Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 1999.
4. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2004. - № 2.
6. Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 2.
Матюшова Римма Григорьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Череповецкого государственного университета. Тел.: 8(8202) 51-82-91.
Савичева Татьяна Евгеньевна — доцент кафедры педагогики и методики начального образования Череповецкого государственного университета.
Тел.: 8(8202)51-82-91.
Чистякова Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Череповецкого государственного университета.
Тел.: 8(8202) 51-82-91.
Matyushova Rimina Grigorievna - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor at the Department of Primary School Pedagogy and Methods, Cherepovets State University.
Tel.: 8(8202)51-82-91.
Savicheva Tatiana Evgenievna - Associate Professor at the Department of Primary School Pedagogy and Methods, Cherepovets State University.
Tel.: 8(8202)51-82-91.
Chistyakova Natalia Nickolaevna - Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor at the Department of Primary School Pedagogy and Methods, Cherepovets State University.
Tel.: 8(8202) 51-82-91.