Научная статья на тему 'Особенности развития исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир»'

Особенности развития исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2396
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальчук А.Н.

В работе рассмотрены эколого-педагогические аспекты исследовательской деятельности младших школьников при изучении программы «Окружающий мир» в начальной школе. Проводится анализ учебно-методических комплексов (УМК) по курсу «Окружающий мир» и сравнение авторских образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир»»

УДК: 37.037.1

Вальчук А.Н.

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

Научный руководитель: Ситак Л.А.

к.п.н., доцент Психолого-педагогический факультет Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске, Россия

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В работе рассмотрены эколого-педагогические аспекты исследовательской деятельности младших школьников при изучении программы «Окружающий мир» в начальной школе. Проводится анализ учебно-методических комплексов (УМК) по курсу «Окружающий мир» и сравнение авторских образовательных программ.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, исследовательская деятельность, поисковые методы, проблемные упражнения.

Давно установлено, что каждый ребенок по своей природе любознателен и желает учиться, именно на начальных этапах обучения он готов реализоваться творчески в процессе познания или деятельности. В этом аспекте, исследование является одним из самых важных способов для ребенка сформировать представления о мире.

Эколого-педагогические принципы предполагают целостность окружающей среды, взаимосвязь краеведческого и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды, гармонизацию отношений с окружающей средой, использование воспитывающей и развивающей функций охраняемой природной среды [5, с. 157].

По мнению ряда отечественных авторов, таких как Ситак Л. А., Романенко Е. С., Ярлыковой О. В. и др., возрастает роль исследовательской деятельности в формировании гармонически развитой личности [4, 5, 6, 7, 8].

Не так давно все российские школы перешли на новый Федеральный государственный стандарт образования (ФГОС), в котором центральное место занимает проблематика исследовательских навыков, а именно, развитие этих навыков у детей, формирование посредством урока. Интерес возрастает к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализовываться, создать что-то новое или преобразовывать.

Мы будем рассматривать программу начального образования и анализировать содержание в ней заданий на формирование исследовательских навыков. Это и обусловило выбор темы исследования: «Формирование исследовательских умений младших школьников в программах «Окружающий мир».

Человек, способный нестандартно и самостоятельно мыслить, является ценностью современного общества, поскольку именно этого обществу так не хватает. Поэтому главная задача всех УМК — это формирование и развитие самостоятельно мыслящих детей, способных справляться с любыми задачами. В данном случае это называется личностно-ориентированное обучение.

Проанализировав и сравнив программы «Окружающий мир» авторов Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, А. А. Вахрушева, Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Занкова

установлено, что выбор программ объясняется их популярностью в образовательной практике начальной школы.

Программы «Окружающий мир» представляют собой рабочий вариант программы, которая составлена на основе УК, включает в себя дополнительные компоненты.

Среди программ, которые были рассмотрены, можно выделить программу Л.В. Занкова. Составленная им педагогическая система отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения, где на первый план выдвигается развитие школьников. Его интегрированный курс «Мы и окружающий мир» построен так, чтобы представлять ученикам всю целостность картины мира с ее сложными внутренними связями, областями знаний — человек и природа, общество, историческое развитие. В данном УМК учитываются современные особенности учебно-воспитательного процесса, а инструментарий учебника помогает организовать работу обучающихся в поиске информационного материала за его пределами. Еще один плюс программы — это ее связь с жизнью, формируемые у учеников универсальные учебные действия (УУД) переносятся в обычную жизненную ситуацию. Этот учебный курс решает такие задачи в системе развития учащихся:

- осознанность существующих объективных связей между тремя компонентами человек-природа-общество, а так же к разнообразию и изменчивости окружающего мира;

- развитие экологической грамотности и исторического мышления;

- формирование общеучебных умений: восприятие проблемы, выдвижение гипотезы, ориентация в пространстве и во времени, умение добывать информацию с разных литературных источников, развитие устной и письменной речи, делать выводы и обобщать, самостоятельность в проведении опытов, наблюдений, практических работ;

- воздействие на эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка;

- представление наук — помощников в познании окружающего мира.

Изучение курса идет параллельно с изучением естественных наук, что обеспечивает интеграцию и взаимодействие наук в формировании целостной картины мира у школьника. Курс построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и рассчитан на 68-часовую авторскую программу Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.

Стоит подчеркнуть, что УМК по данному курсу обеспечивается: учебником, рабочей тетрадью и книгой для учителя. Данный УМК строится на таких качествах школьника как: любознательность, воображение и память, что ведет к их собственным открытиям, исследовательским и практическим работам в данном образовательном курсе.

Анализируя УМК «Мы и окружающий мир» для второго класса, мы приходим к выводу, что акцент в программе сделан на формирование исследовательских умений и навыков на сопутствующем учебном материале.

Учебник состоит из четырёх основных разделов: «Общий взгляд на Землю», «Как изучают окружающий мир», «Космос и Земля», «Взаимодействие сил природы». В каждой теме разное количество уроков, соответствующее учебным четвертям. Формулировка тем уроков соответствует задачам УМК.

В рамках курса у учащихся формируются умения и навыки устного и письменного общения; поиска информации как в рамках учебника, так и в рамках других источников информации; так же практического применения знаний, умений, навыков (ЗУНов) в повседневной жизни.

В анализируемом УМК продумана система над работой школьника в разных информационных пространствах с целью добычи необходимой информации для успешного освоения курса. Акцентируя внимания на теме работы, упор будет сделан на задания, которые способствуют формированию основных навыков и умений. Существует несколько видов заданий этого типа: практическая (опытная) работа и наблюдение. Эти типы встречаются довольно часто, их можно смело назвать основными, но дело в том, что их не

всегда хватает для успешного формирования исследовательских навыков, а также они реализуют всего лишь два вида деятельности.

Проанализировав все учебные задания, мы пришли к выводу, что многие из них содержат в себе исследовательские элементы. Для этого мы рассмотрели некоторые упражнения.

Например, на рисунке изображено несколько предметов. Преподаватель заранее находит изображения нескольких, несвязанных друг с другом, вещей (к примеру: камень, животное, техника). На основе знаний, ребенок должен рассказать об этом предмете, его строении, можно ли и как пользоваться этим предметом и т.д. Следующий вид задания — работа с предметом. Ребенок должен разобраться с предметом самостоятельно, предварительно прочитав о нем определенную информацию. В процессе такой деятельности включается логика (например, работа с термометром; ребенок должен понять, как им пользоваться и кратко рассказать о предмете).

Следует обратить внимание на то, что программа обучения Л.В. Занкова направлена на развитие индивидуальности учащегося. Главным методом работы является дискуссия, направленная на работу в коллективе. В ходе такой работы стоит выделить следующие методы обучения: обсуждения, поиск, открытия, размышления. Характер обучения проходит по всем этапам:

- получение знаний;

- систематизация знаний;

- самоконтроль;

- самооценка.

Данная форма обучения влияет на процесс и результат деятельности, которая влияет на самостоятельность и заинтересованность учащихся и поддерживают его индивидуальность. У школьника появляется возможность самому принимать решения, появляется самостоятельность и право на выбор.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что рассмотренные формы обучения позволяют учащимся делать выбор самостоятельно, а также принимать какие-либо решения, основанные на своих мыслях, рассуждать и объяснять, доказывать свое мнение. Данный вид работы, рассмотренный на примере рисунка и работы с примером, дает уникальную возможность для преподавателя заинтересовать учащихся в процессе работы, а также мотивировать их на дальнейшую работу.

Центральное место в обучении окружающего мира занимает «Школа 2100», основанные на коллективном характере (занимает первые 3 года обучения). В ходе работы учитель лишь задает начало работы, а остальные решения принимает уже непосредственно сам ученик. Как результат, помимо работы в коллективе, ученик знает по окончанию последнего года обучения по данной программе, какой предмет ему интересен и какую тему исследования он выберет.

Также стоит обратить внимание на методику Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века», в которой работа заключается в творческой и поисковой деятельности. Ученики в данной методике ставятся в условия самостоятельной добычи знаний, а также должны применять их в достаточно нестандартных ситуациях, фантазировать, размышлять и работать с рабочими тетрадями:

- «учимся фантазировать и думать»;

- «учимся познавать окружающий мир».

Проанализировав УМК по курсу «Окружающий мир» и сравнив авторские программы, у нас появилась возможность на основании полученных выводов составить экспериментальный план, опираясь на авторскую программу А.Н. Казакова и Н.Я. Дмитриевой «Окружающий мир» учебник 2-го класса. Данное пособие направленно на развитие исследовательской деятельности учеников младших классов.

Экспериментальный план рассчитан на использование определенного типа заданий на уроках окружающего мира, цель которых заключается в развитии исследовательских умений и навыков младших школьников. Задания носят практико-ориентированный характер и направлены на повышение интереса к процессу обучения. В частности, к поиску информации, ее правильном использовании при работе с практико-ориентированными заданиями.

Пользуясь материалом по исследованиям проблемы практико-ориентирующего обучения, а именно выводами о логике проведения школьных исследований профессора Б.Е. Райкова (наблюдение, построение, предположения, гипотеза исследования, повторный опыт), нами разработан план занятий по предмету «Окружающий мир», основанный на поиске фактического материала для доказательства и поиске информации для выдвижения гипотезы.

Результатом обучения по предмету должна быть сформированность у младших школьников ключевых и предметных компетенций, которые проявляются в способности применять полученные знания, умения, способы деятельности, определенный опыт в учебных и жизненных ситуациях с целью решения конкретных задач или проблем.

Темы уроков по предмету «Окружающий мир» звучат следующим образом: Наша планета; Космос; Части света; Мировой океан; Природа; Органы чувств; Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств?; Роль книги в познании мира; Приборы, которые помогают изучать окружающий мир; Средства информации; «Мы — исследователи»; Вода и ее свойства; Свойства веществ; Экология и мы; Солнечная система; Звезды. Созвездия; Луна — спутник Земли. Затмения; Время. Календарь; Горизонт; Строение Земли; Четыре стороны света; Народная мудрость. Приметы; Глобус и географическая карта — наши первые помощники; Рельеф и ландшафт; Рельеф и ландшафт родного края. Экскурсия в природу; Обобщающие задания.

Стоит отметить, что младшим ученикам очень непросто понять содержание учебного предмета, в котором идет речь не только об особенностях окружающего мира, но и о месте в нем человека, о законах и закономерностях, которые существуют в окружающей среде, в природе.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» перед учениками раскрываются бесконечное многообразие природных объектов и их значение не только для качества жизни, но и для самого существования человека на Земле.

Задачи по развитию исследовательских навыков:

- развитие умения работать с графическим и текстовым материалом, умения формулировать вопросы;

- формирование навыков построения гипотез; навыков делать выводы, основанные на наблюдении; навыков наблюдения и сравнивания, подведения итогов.

- формулирование навыков составления алгоритма работы;

- развитие умения моделирования.

Кроме того, приобретая и развивая определённые умения и навыки, в процессе поурочной деятельности, младший школьник учится:

- работать с глобусом и картой (в т.ч., контурной), с научно-познавательным текстом;

- учится вести наблюдение за определёнными явлениями, предметами, изменениями в природе;

- учится применять на практике умения и навыки ориентировки, как по компасу, так и без него;

- применять на практике умения и навыки, которые необходимы при моделировании ландшафта и рельефа Земли;

Для формирования у обучающихся данных умений и навыков можно использовать самые разные задания и упражнения, предложенные А. И. Савенковым. Такие задания есть и в учебниках. Назовем основные:

- Посмотри на мир чужими глазами.

- Угадай, о чем спросили.

- Как птицы узнают дорогу на юг.

- Загадки, кроссворды, игра «Трудные слова».

- Что является четвертым лишним.

- Найди, какие предметы изображены на рисунке.

- Определить плавучесть предметов.

Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, специальные занятия и защиту исследовательских работ.

Развитие умения поиска и исследования обеспечивается за счет включения в пособия заданий и упражнений на сравнение и выявление признаков различных предметов, их классификацию и связей между ними.

Эффективность данного метода заключается в самостоятельности школьников на протяжении всех этапов исследования, которое заключается в проведении познавательных действий: изучение фактов и явлений; наблюдение; составление плана исследования и его осуществление; выдвижение гипотез; формулирование результатов исследования; контроль и проверка полученного результата; оценка значимости.

Как вывод, большинство авторов учебников и методик считают исследовательскую деятельность самой основной, у педагогов также, по их мнению, есть возможность пользоваться различными способами организации исследований.

Упор рассмотренных нами методик делается на использование поисковых методов и использования, так сказать, проблемных упражнений и заданий, а также развитие практической деятельности, наблюдательности и самостоятельной работы с источниками информации.

Необходимо подчеркнуть, что во всех методиках также есть практические задания, в виде экспериментов и практических работ.

Подводя итог проведенному анализу программ по предмету «Окружающий мир» можно выделить основные условия реализации в целом всей представленной экспериментальной системы:

- ученик становится активным участником образовательного процесса;

- преподаватель работает вместе с детьми, тем самым осуществляя поддержку в процессе образования, помогает с возникающими вопросами; выступает в роли консультанта;

- главную роль в процессе исследования играет вопрос, так как он направляет мышление ребёнка на поиск решения проблемы;

- содержание исследования обязательно должно соответствовать возрасту и возможностям, реальному уровню знаний учащихся;

- само исследование должно быть интересно учащимся;

- добровольное участие ребенка в исследовании;

- основной ожидаемый результат на всех этапах исследования — это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков;

- главный этап обучения начинающего исследователя — защита исследования;

- важно в процессе работы над темой включать экскурсии, социальные акции, прогулки-наблюдения, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с привлечением родителей и педагогов), работу с различными текстовыми источниками информации.

Литература

1. Алексеев Н. Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. — С. 64-68.

2. Ванциян А. Г., Нечаева Н. В. реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В. Занкова. — Самара: «Федоров», 2010. — 224 с.

3. Ивашова О. А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. — СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. — 385 с.

4. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография, Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011. — 172 с. («педагогический колледж -педагогический вуз»): Монография. — М. 2003, 174 с.

5. Ситак Л.А. Психолого-педагогические аспекты формирования экологической культуры будущих педагогов / В сборнике: Методика и практика преподавания в XXI веке I Международная научно-практическая конференция. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 66-70.

6. Шевченко С.В., Романенко Е.С., Ситак Л.А. Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры «Austrian chournal of Humahities and Social Scienics», 2014, № 3-4, с.125-128 [Электронный ресурс].

7. Брыкалов А. В., Некольченко Л. А., Романенко Е. С., Кривошеев Н. В., Шипуля А. Н., Безгина Ю. А., Плющ Е. В., Глазунова Н. Н., Горохова С. Г., Головкина Е.М. Совершенствование методики обучения и активизации учебно-исследовательской работы студентов на кафедре химии и защиты растений. В сборнике: Информационные и коммуникационные технологии и активизация учебного процесса в вузе Ставрополь, 2005. С. 20-22.

8. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с. 75-79 — [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.