ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЧЕРЕЗ ВИРТУАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ
Л.И. Шаталова
В статье дана характеристика понятия «Лингвометодическая компетенция», профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов через использование широких дидактических возможностей виртуального кабинета. Учет принципов и особенностей внедрения информационных технологий в процесс обучения студентов методике русского языка стал основной предпосылкой для создания продуктивной модели формирования лингвометодической компетенции.
This article concerns the concept of "lingvometodical competence" proffession for primary school teacher through using didactic abilities of virtual office in this article. Following principles and special features of adoption of inforation technologies in learning process of teaching training of Russian language of students became a major precondition for creating efficient model of lingvo-metodical competence.
Специфика современной профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в области лингводидактики обусловливается целями и содержанием школьного курса русского языка, в котором отражаются идеи гуманизации и гуманитаризации, коммуникативно -речевой направленности и компетентностного подхода к обучению.
Ученые (Е. С. Антонова, М. Т. Баранов, М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Л. В. Савельева, Н. Е. Синичкина и др.) считают, что курс методики преподавания русского языка как один из базовых в учебном плане подготовки учителя должен быть разработан с учетом достижений лингвистики, педагогики, психологии. Кроме того, велением времени является внедрение в процесс подготовки студентов информационных технологий. Многие методисты (П. В. Афанасьева, Н. Н. Алгазина, И. Б. Ларина, З. П. Ларских, Г. И. Пашкова, В. А. Чибухашвили и др.) предлагают реализовать инновационные подходы к построению информационно-коммуникативного пространства, обеспечивающего продуктивность профессиональной подготовки будущего учителя.
При разработке виртуального кабинета «Теоретические основы и технологии начального языкового образования» для студентов факультета педагогики и методики начального образования СОФ НИУ «БелГУ» мы учитывали перспективные тенденции развития методической науки, направленные на оптимизацию формирования лингвометодической компетенции в современных условиях информатизации вузовского образования.
Анализ литературы показал, что в современных исследованиях нет системного описания процесса интеграции традиционных технологий профессиональной лингвометодической подготовки (которая базируется на принципе усвоения языковой и методический компонентов содержания образования в неразрывном единстве) и информационных технологий. Отсутствие должного внимания к процессу интеграции традиционных, инновационных и информационных
технологий не позволяет эффективно готовить студента к будущей профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Предпосылками решения этой проблемы прежде всего является выявление действенного механизма реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании как одного из самых прогрессивных в современной педагогике.
По мнению Н. Е. Синичкиной, профессиональную компетентность учителя начальных классов следует рассматривать через совокупность ряда компетенций: ключевых (ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной, социокультурной и др.), базовых (лингвистической и методической) и компетенций по смежным предметам, тесно связанных с базовыми. При этом именно базовые компетентности определяют профессиональный портрет специалиста, одновременно с предметными компетенциями обусловливая формирование ключевых, создавая фундамент его профессиональной компетентности.
Для поиска путей формирования лингвометодической компетенции, которая складывается из лингвистической и методической компетенций, необходимо, прежде всего, выявить сущностные характеристики данного понятия в свете компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
Анализ понятия «лингвометодическая компетенции», предпринятый Н. Е. Синичкиной, привел ее к выводу, что оно обозначает глубинную сущность деятельности учителя в процессе обучения языку, идущую от отбора лингвистического материала к оптимальным способам его усвоения, эффективность которых оценивается через анализ уровня сформированности видов речевой деятельности учащихся [5, с. 8].
Качество лингвометодической подготовки учителя определяет уровень языкового образования школьника. Следовательно, отражая специфику профессиональной компетентности учителя, лингвометодическая компетентность в ее структуре является базовой.
Таким образом, лингвометодическая компетенция - это способность обучать родному русскому языку, выполняющему в образовательном процессе метапредметную функцию, на основе системы знаний о языке и методике его преподавания через призму аксиологических категорий педагогической деятельности и осознания языка как национально-культурного феномена.
Ю. Н. Сенько и М. Н. Фроловская подчеркивают, что в структуре лингвометодической компетенции именно аксиологический компонент задает вектор формирования других ее подструктур, определяя содержание будущей педагогической деятельности учителя, способного понимать тексты, наполняющие полиязыковое образовательное пространство. Формирование навыков чтения и письма рассматривается авторами как собственная текстовая деятельность учителя [4]. Использование текстов в образовательных целях и текстовая деятельность учащихся формирует ценностное отношение к родному языку и педагога, и учеников. В этом заключается одна из важнейших составляющих гуманитарной природы педагогического образования.
Целью профессиональной подготовки студента по дисциплине «Методика обучения
русскому языку в начальных классах» является формирование умений решать профессиональные задачи в области языкового образования школьника, или становление лингвометодической компетентности.
Принципами учебно-познавательного процесса формирования лингвометодической компетенции будущего учителя выступают фундаментальность; социокультуросообразность; ценностное отношение к русскому языку; осознание метапредметной функции русского языка; межпредметная интеграция; профессиональная направленность; практикоориентированность. Данные принципы взаимообусловлены, они взаимодействуют и дополняют друг друга, представляя собой систему.
Остановимся более подробно на тех принципах организации учебно-познавательного процесса, которые являются необходимыми и достаточными для построения модели обучения студентов методике преподавания русского языка в начальных классах.
В педагогике высшего профессионального образования в качестве наиболее значимых выделяют принцип межпредметных связей и принцип профессиональной направленности. Эти принципы были основополагающими при создании виртуального кабинета.
Развивая идею Н. М. Шанского о необходимости осуществления межпредметной интеграции, мы учитывали особенности взаимосвязи дисциплин лингвистического цикла и методики преподавания русского языка в начальных классах, суть которых Т. В. Напольнова и П. С. Пустовалов охарактеризовали как «процесс исследования языковых явлений под углом зрения проблем методики преподавания русского языка» [3: с. 5]. Если курс методики понимать как лингвистический, соотносимый со школьным курсом русского языка, то и вузовские лингвистические дисциплины нужно интерпретировать как основу для формирования методического мышления будущего учителя, поэтому в виртуальном кабинете есть информационный массив, в который включен лингвистический материал.
Таким образом, соотнесение методики преподавания русского языка и дисциплин лингвистического цикла определяется нами как межпредметная интеграция.
Реализация через виртуальный кабинет принципов межпредметных связей и профессиональной направленности дисциплин лингвистического цикла обусловит продуктивное формирование лингвометодической компетенции будущего учителя.
Названные принципы сопрягаются с таким ведущим принципом компетентностно-ориентированного подхода в профессиональном образовании учителя, как принцип практико-ориентированности. Данный принцип соотносится с основными идеями психолого-педагогической теории контекстного обучения, развиваемой научной школой профессора А. А. Вербицкого [2].
Теория контекстного обучения А. А. Вербицкого, отвечающая задачам компетентностного подхода в профессиональном образовании, принята нами в качестве основы для проектирования контекста педагогической деятельности студента - будущего учителя начальных классов. В свою очередь, в качестве предмета проектирования выделяются образовательная среда и
педагогическая ситуация.
Основной единицей содержания образования выступает педагогическая ситуация лингвометодического характера, в основу которой положен текст, имеющий профессиональную значимость.
Тексты лингвометодического характера, продуцируемые в процессе совместной деятельности преподавателя, студентов, учителей, а также тексты для самостоятельной работы студентов классифицируются по следующим основаниям: 1) профессионально прецедентные тексты; 2) тексты - речевые произведения в устной и письменной форме, созданные субъектами образовательного процесса.
Профессионально значимые тексты генерируют, таким образом, культуроносную профессионально значимую образовательную среду, позволяют осуществить понимание, диалогичность и рефлексивность и одновременно обеспечивают совершенствование коммуникативной компетентности будущего учителя начальных классов.
С учетом обозначенной цели, характера изучаемого материала для продуктивного формирования лингвометодической компетенции будущего учителя начальных классов в виртуальном кабинете предусмотрено оптимальное сочетание методов, выделенных в дидактике на основе характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Ведущим частнодидактическим методом обучения, выбор которого обусловлен спецификой преподаваемых дисциплин, является лингвометодический анализ текста, представляющий собой анализ языковых единиц текста через призму методических категорий.
В результате применения данного метода в ходе изучения методики преподавания русского языка в начальных классах у студентов формируется соответствующее умение лингвометодического анализа профессионально значимых текстов.
В качестве основных форм организации обучения в процессе формирования лингвометодической компетенции студента, согласно теории контекстного обучения, выступают информационные и проблемные лекции, моделирующие академическую учебную деятельность, групповые лабораторно-практические занятия и деловые игры как модель квазипрофессиональной деятельности будущего учителя, педагогическая практика, в ходе которой моделируется учебно-профессиональная деятельность специалиста.
Результатом педагогического процесса становится формирование лингвометодической компетентности как интегральной характеристики учителя, которая отражает его готовность продуктивно решать профессиональные задачи в области языкового образования школьника на основе системы знаний по русскому языку и методике его преподавания через осознание метапредметной функции родного языка и его статуса как национально-культурного феномена, следовать тем ценностным ориентациям, которые присущи человеку, обладающему духовно-нравственной культурой.
В рамках опытно-экспериментальной работы нами были внедрены инновации в процесс
проведения лекционных и практических занятий по дисциплине «Методика обучения русскому языку в начальных классах» через использование виртуального кабинета. При его создании были реализованы перспективные подходы к выбору стратегии и тактики использования информационной педагогической технологии, которая способствовала формированию лингвометодической компетенции студента.
Виртуальный кабинет состоит из трех блоков, которые представлены вкладками на главной странице: первый блок - информационно-содержатель-ный; второй блок - контрольно-коммуникативнвй; третий блок - коррекционно-обучающий.
С помощью курсора студент выбирает нужный блок. После того как студент выбрал интересующей его блок, на следующей странице ему необходимо выбрать модуль, по которому он будет работать.
Теоретический материал по дисциплине «Методика обучения русскому языку в начальных классах» представлен в первом блоке виртуального кабинета. Работу можно выполнять поочередно над всеми модулями или выбрать любой из предложенных.
Так как виртуальный кабинет имеет гипертекстовую структуру, то список всегда является активным. К нему можно обратиться в любой момент.
Информационно-содержательный блок состоит из тринадцати разделов.
1) Общие сведения о дисциплине «Методика обучения русскому языку в начальных классах». В него включены выписка из «Государственного образовательного стандарта», перечень основных тем, которые должны быть изучены студентами.
2) Предоставление следующей информации: 1. Сроки изучения дисциплины «Методика обучения русскому языку в начальных классах». 2. Рабочий план для бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование».
3) Содержит график изучения тем и разделов дисциплины «Методика обучения русскому языку в начальных классах» в виде сводной таблицы.
4) Даны сведения о формах и времени отчетности. В таблице представлена информация о сроках сдачи контрольных и творческих работ.
5) «Графики проведения практических и семинарских занятий». Данный модуль составляется согласно расписанию учебного заведения. Все практические и семинарские занятия следуют за лекционными занятиями.
6) «График консультаций». Он дан в виде таблицы, в которой отражены сведения о месте и времени проведения консультационных занятий.
7) Включает учебный план, рабочую и учебную программы. Модуль имеет три гиперссылки на документы в формате MSWord. Рабочая и учебная программы утверждаются на заседании кафедры. Они представлены в утвержденном варианте.
8) «Электронный учебник» по дисциплине «Методика обучения русскому языку в начальных классах».
После изучения материалов лекции студентам предлагается выполнить задания, представленные как в электронном, так и печатном виде. Для самостоятельной деятельности предусмотрены «Рабочие тетради». Обязательными этапами являются: объяснение значения методических терминов; анализ статей, посвященных проблемам формирования элементарных навыков чтения и письма у первоклассника; решение проблемных методических задач.
9) «Сборник методических задач». В нем представлены дополнительные методические задачи для студентов, успешно справившихся с работой быстрее, чем остальные.
10) «Методические рекомендации». В нем представлены следующие рекомендации: методические рекомендации по внедрению информационных технологий; методические рекомендации по разработке сайта класса; методические рекомендации по разработке портфолио ученика; методические рекомендации по проектной деятельности учителя; методические рекомендации преподавателю по дисциплине «Методика обучения русскому языку в начальных классах»; методические рекомендации студентам по использованию материалов учебно-методического комплекса; методические рекомендации по работе с литературой; методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; рекомендации по написанию рефератов, научных докладов и сообщений; советы по конспектированию, рецензированию и аннотированию статей или других источников.
11) «Глоссарий». В нем представлено более 100 терминов по дисциплине. Все термины расположены в алфавитном порядке, и можно перейти с одной буквы на другую.
12) «Справочник». Он включает в себя полезные ссылки на образовательные сайты, «Копилку» конспектов уроков по методике обучения грамоте и презентационный материал к ним.
13) список основной и дополнительной литературы.
Контрольно-коммуникативный блок включает в себя три модуля.
Первый раздел: «Система тестирования». Она содержит такие виды тестов, как текущий, рубежный, итоговый.
Перейти к текущим тестам можно через ссылку «Система тестирования», выбрав тему для тестирования и вариант для работы, либо через ссылку с электронного учебника.
Каждый текущий тест состоит из 4 вариантов. В каждом варианте содержится по 25 вопросов. Студент выбирает вариант и проходит тестирование. В конце тестирования студент может увидеть свой результат и оценку.
Итоговый тест представлен в тестовой оболочке М1гах. Тестовая база состоит из 200 вопросов по дисциплине. При нажатии на кнопку «Итоговый тест» открывается оболочка тестовой программы. Студенту необходимо напечатать свои данные (фамилию, имя, отчество, группу), затем поставить отметку «Профтест» и из вложенного списка выбрать дисциплину «Методика обучения русскому языку в начальных классах». Также необходимо выбрать количество вопросов для самопроверки и установить время прохождения тестирования.
Второй раздел: «Вопросы для зачета и экзамена».
Третий раздел: «Критерии оценивания».
Коррекционно-обобщающий блок включает в себя два подраздела.
Первый подраздел: «Итоговые результаты учебной работы». В папках хранятся результаты текущего, рубежного и итогового контроля всех студентов.
Второй подраздел: «Анализ результатов различных видов контроля». Представлены документы в формате MSWord, где проведен анализ каждой работы: текущего, рубежного и итогового контроля по группам.
Теоретической содержательной основой для создания проекта «Виртуальный кабинет»» послужили касающиеся внедрения новых информационных технологий в процесс обучения русскому языку методические разработки Е. А. Гогун, З. П. Ларских, А. В. Молоковой, Г. И. Пашковой, О. И. Руденко-Моргун, Т. В. Стрыгиной, Г. С. Щеголевой и др.
Выявленные характеристики лингвометодической компетенции учителя начальных классов, особенности профессиональной подготовки будущего специалиста через использование широких дидактических возможностей виртуального кабинета послужили предпосылками для создания продуктивной модели формирования лингвометодической компетенции студентов факультета педагогики и методики начального образования.
Реализация этой модели, предусматривающей организацию целенаправленной работы по формированию лингвометодической компетенции в процессе профессионального образования с помощью виртуального кабинета, позволит будущим учителям начальных классов гармонизировать отношения с окружающим через освоение научной картины мира; осознать собственную индивидуальность и самоактуализироваться; стимулировать интеллектуальное развитие и обогатить мышление посредством освоения современных методов научного познания; добиться успешной социализации через погружение в существующую культурную, в том числе техногенную и компьютеризированную среду; создать предпосылки для непрерывного образования.
Литература:
1. Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. М.: Академия, 2007. 464 с.
2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
3. Напольнова Т. В., Пустовалов П. С. Практикум по методике преподавания русского языка. М. 1976. 266 с.
4. Сенько Ю. Н., Фроловская М. Н. Педагогика понимания. М.: Дрофа, 2007. 192 с.
5. Синичкина Н. Е. Методика преподавания русского языка в основной и средней школе: методические указания к изучению курса «Теория и методика обучения русскому языку». СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. 36 с.
6. Синичкина Н. Е. Мониторинг качества образования студентов по методике преподавания русского языка// Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Серия
«Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология)». 2008. № 11 (75). С. 257 - 265. 7. Синичкина Н. Е. Учебные пособия по методике преподавания русского языка: проблемы и новые решения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2008. № 3. С. 177 - 184.