Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Лопатинский Дмитрий Владимирович

Цель статьи - описать возможности, обосновать необходимость, выявить педагогические условия интеграции традиционных и цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа. Методы: анализ имеющихся исследований, анкетирование студентов и преподавателей колледжа, моделирование процесса интеграции традиционных и цифровых технологий. Результат. Выявлены педагогические условия, создание которых в колледже позволяет успешно интегрировать традиционные и цифровые технологии для решения задач экологического образования: дополнение непосредственного знакомства студентов с природными объектами их цифровым представлением; применение широкого спектра открытых образовательных ресурсов по экологической проблематике; привлечение студентов к созданию электронных образовательных ресурсов экологической тематики; техническое и методическое сопровождение преподавателей в применении цифровых ресурсов, привлечение цифровых и информационно-коммуникационных технологий для решения задач экологического образования и воспитания; отбор интегрируемых традиционных и цифровых технологий, основанный на взаимодополнении их дидактических возможностей. Вывод. Само по себе применение цифровых инструментов и технологий в экологическом образовании студентов не дает желаемого эффекта в решении задач экологического образования. Для достижения такого эффекта необходима интеграция традиционных и цифровых технологий, приводящая к созданию и внедрению новых педагогических практик с соблюдением комплекса организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Лопатинский Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTEGRATION OF TRADITIONAL AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN ENVIRONMENTAL EDUCATION OF COLLEGE STUDENTS

The aim of the paper is to describe the opportunities, to substantiate the need, to identify pedagogical conditions of integration of traditional and digital technologies in the environmental education of college students. Methods: analysis of existing studies, questionnaires of students and teachers of the college, modeling the process of integration of traditional and digital technologies. Result: It reveals pedagogical conditions, the creation of which makes it possible to successfully integrate traditional and digital technologies for solving problems of environmental education: complementing students' direct acquaintance with natural objects with their digital representation; application of a wide range of open educational resources on environmental issues; involvement of students in the creation of electronic educational resources of environmental topics; technical and methodical support of teachers in the use of digital resources; The involvement of digital and information and communication technologies in environmental education and training; the selection of integrated traditional and digital technologies based on the complementarity of their teaching capacities. Conclusion: by itself, the use of digital tools and technologies in environmental education of students does not give the desired effect in solving the problems of environmental education. In order to achieve such an effect, it is necessary to integrate traditional and digital technologies, leading to the creation and introduction of new pedagogical practices with a set of organizational and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 377.1

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-45-52

Педагогические условия интеграции традиционных и цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа

© 2022 Лопатинский Д. В., Мазниченко М. А.

Сочинский государственный университет Сочи, Россия; e-mail: academician02@yandex.ru; maznichenkoma@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - описать возможности, обосновать необходимость, выявить педагогические условия интеграции традиционных и цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа. Методы: анализ имеющихся исследований, анкетирование студентов и преподавателей колледжа, моделирование процесса интеграции традиционных и цифровых технологий. Результат. Выявлены педагогические условия, создание которых в колледже позволяет успешно интегрировать традиционные и цифровые технологии для решения задач экологического образования: дополнение непосредственного знакомства студентов с природными объектами их цифровым представлением; применение широкого спектра открытых образовательных ресурсов по экологической проблематике; привлечение студентов к созданию электронных образовательных ресурсов экологической тематики; техническое и методическое сопровождение преподавателей в применении цифровых ресурсов, привлечение цифровых и информационно-коммуникационных технологий для решения задач экологического образования и воспитания; отбор интегрируемых традиционных и цифровых технологий, основанный на взаимодополнении их дидактических возможностей. Вывод. Само по себе применение цифровых инструментов и технологий в экологическом образовании студентов не дает желаемого эффекта в решении задач экологического образования. Для достижения такого эффекта необходима интеграция традиционных и цифровых технологий, приводящая к созданию и внедрению новых педагогических практик с соблюдением комплекса организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, экологическое образование, традиционные технологии, цифровые технологии, интеграция традиционных и цифровых технологий, организационно-педагогические условия интеграции традиционных и цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа.

Формат цитирования: Лопатинский Д. В., Мазниченко М. А. Педагогические условия интеграции традиционных и цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3-4. С. 45-52. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-45-52_

Pedagogical Conditions of Integration of Traditional and Digital Technologies in Environmental Education of College Students

© 2022 Dmitry V. Lopatinsky, Marina A. Maznichenko

Sochi State University

Sochi, Russia; e-mail: academician02@yandex.ru; maznichenkoma@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the paper is to describe the opportunities, to substantiate the need, to identify pedagogical conditions of integration of traditional and digital technologies in the environmental education of college students. Methods: analysis of existing studies, questionnaires of students and teachers of the college, modeling the process of integration of traditional and digital technologies. Result: It reveals peda-

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022

gogical conditions, the creation of which makes it possible to successfully integrate traditional and digital technologies for solving problems of environmental education: complementing students' direct acquaintance with natural objects with their digital representation; application of a wide range of open educational resources on environmental issues; involvement of students in the creation of electronic educational resources of environmental topics; technical and methodical support of teachers in the use of digital resources; The involvement of digital and information and communication technologies in environmental education and training; the selection of integrated traditional and digital technologies based on the complementarity of their teaching capacities. Conclusion: by itself, the use of digital tools and technologies in environmental education of students does not give the desired effect in solving the problems of environmental education. In order to achieve such an effect, it is necessary to integrate traditional and digital technologies, leading to the creation and introduction of new pedagogical practices with a set of organizational and pedagogical conditions.

Keywords: secondary vocational education, environmental education, traditional technologies, digital technologies, integration of traditional and digital technologies, organizational and pedagogical conditions for integration of traditional and digital technologies in environmental education of college students.

For citation: Lopatinsky D. V., Maznichenko M. A. Pedagogical Conditions of Integration Traditional and Digital Technologies in Environmental Education of College Students. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3-4. Pp. 45-52. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-45-52 (in Russian)

Введение

В современном мире, характеризующемся быстрым распространением техники и технологий и не всегда ответственным отношением к их внедрению с позиций ненанесения вреда окружающей среде, пропагандой ценностей потребительства, все более актуальным становится экологическое образование, направленное на формирование экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия с природой, обеспечивающего выживание человека и духовно-нравственное развитие его личности [4]. На первый план в современном обществе выходит идея экологического образования для устойчивого развития, актуализирующая интеграцию экологической, экономической, социальной и культурологической составляющих содержания образования.

Важной ступенью непрерывного экологического образования выступает профессиональное образование, получаемое в колледже. На этом этапе важно, чтобы студент усвоил и принял экологические ценности, приобрел экологические знания и компетенции, необходимые как в социально-бытовой (ответственное потребление, бережное отношение к природе, ощущение себя частью природной среды), так и в профессиональной сфере (анализ воздействия того или иного производства товаров или услуг на окружающую среду, минимизация вреда посредством применения экологичных, «зеленых» технологий).

Проблемы экологического образования студентов колледжа изучены в ряде отечественных и зарубежных исследований [1; 2; 4; 6; 7; 9; 10]. Раскрыты его целевые ориентиры, содержание, средства, методы и технологии.

Широкое распространение цифровых технологий в различных областях человеческой жизнедеятельности, их высокий педагогический потенциал, увлеченность современных студентов гаджетами актуализируют применение цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа.

Однако механическое внедрение цифровых технологий не гарантирует повышения качества экологического образования, а иногда даже снижает его, отдаляя студентов от непосредственного общения с природой. Для повышения качества экологического образования важно, чтобы традиционные, зарекомендовавшие себя технологии органично соединялись с цифровыми технологиями, образуя новые, эффективные педагогические практики.

Цель статьи - оценить существующую практику и на этой основе выявить педагогические условия эффективного применения традиционных и цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа

Для достижения цели применялись следующие методы:

анализ и обобщение имеющихся научных исследований по проблемам ком-

плексного применения традиционных, цифровых, информационно-

коммуникационных технологий в экологическом образовании студентов колледжей;

зеркальное анкетирование студентов и преподавателей колледжа с целью оценки ими существующей практики применения традиционных, цифровых и информационно-коммуникационных технологий в преподавании учебных дисциплин в колледже, в том числе дисциплин экологической тематики, сравнительный анализ мнений студентов и преподавателей;

моделирование процесса интеграции традиционных и цифровых технологий в преподавании экологических дисциплин в колледже;

проектирование педагогических условий интеграции традиционных и цифровых технологий в преподавании экологических дисциплин в колледже.

Обсуждение и результаты

Коллективом ученых Высшей школы экономики дифференцированы два типа способов применения цифровых технологий в образовании:

- способы рутинного использования цифровых технологий: замещение (когда традиционная технология замещается цифровой, не затрагивая ее функциональности); улучшение (когда традиционная технология замещается новой, улучшая ее функциональность);

- способы инновационного использования цифровых технологий: изменение (когда традиционная технология заменяется цифровой, расширяя ее функциональность); преобразование (когда традиционная технология замещается новой, преобразуя ее функциональность) [8].

Н. П. Гончарук, Е. И. Хромовой выделены следующие способы совместного применения педагогических и цифровых технологий в образовательном процессе:

- включение в образовательные технологии отдельных цифровых инструментов;

- взаимодействие и сочетание отдельных элементов педагогических и цифровых технологий;

- преобразования взаимодействующих элементов разных технологий;

- обогащение педагогической технологии элементами цифровых технологий;

- модернизация образовательных технологий на основе применения современ-

ных цифровых инструментов, позволяющих эффективно использовать массовые открытые онлайн-курсы и открытые образовательные ресурсы [3].

Авторами разработаны модели интеграции цифровых и педагогических технологий в процессе подготовки будущих инженеров. Модели различаются по уровню использования онлайн-курсов для изучения учебной дисциплины, а также по степени перестройки учебного процесса. В первой модели все виды занятий реализуются в традиционном формате, в качестве дополнительного ресурса используются материалы массовых открытых онлайн-курсов, при этом отдельные элементы этих онлайн-курсов встраиваются в очный учебный процесс. Вторая модель интеграции предполагает трансформацию учебного процесса, частичный перенос в электронную среду, при этом используемый онлайн-курс обеспечивает эффективное самостоятельное обучение и самообразование студентов [3].

Мы считаем, что наиболее эффективными в экологическом образовании студентов колледжа являются такие способы интеграции традиционных и цифровых технологий, которые взаимодополняют их дидактические возможности и позволяют проектировать и внедрять новые педагогические практики.

Анкетирование 59 педагогов среднего профессионального образования разных возрастных категорий и с разным педагогическим стажем показало, что чаще всего цифровизация профессионального образования выражается в применении цифровых учебно-методических комплексов и электронных учебников (78,9 %). Реже всего педагоги применяют технологии виртуальной (дополненной) реальности (3,6 %), геймификации (5,5 %). Основное преимущество цифровых технологий педагоги видят в том, что они позволяют усилить возможности традиционных технологий (70,2 %).

Студенты (57 обучающихся различных специальностей СПО) преимущества цифровых технологий видят в повышении интереса к обучению, увлекательности (46,2 %).

Сравнение ответов студентов и педагогов показало, что различия в оценке ими практики применения цифровых технологий. Так, более половины студентов (63,5

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 4. 2022

%) указали, что педагоги чаще всего просто заменяют традиционные технологии цифровыми с тем же эффектом. Сами же педагоги не признают наличие в своей работе такой практики.

В качестве основного условия интеграции цифровых и образовательных технологий преподаватели назвали улучшение материально-технической базы. На втором месте - повышение цифровой грамотности и цифровой культуры педагогов. В оценках студентов на первом месте повышение цифровой грамотности и цифровой культуры педагогов, на втором - улучшение материально-технической базы.

На необходимость создания собственно педагогических условий (отбор интегрируемых традиционных и цифровых технологий с учетом их возможностей; разработка и внедрение дидактически продуктивных моделей интеграции цифровых и традиционных технологий; методическое сопровождение интеграции) указали менее половины как студентов, так и преподавателей.

Проведенный анализ позволил заключить, что интеграция традиционных и цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа будет эффективной при соблюдении следующих условий:

- Дополнение непосредственного знакомства студентов с природными объектами их цифровым представлением. Например, студенты сравнивают то, как они увидели элементы экологической системы на экскурсии, и как их увидел автор художественного или документального фильма, обучающего видеоролика. Или каждому студенту во время экскурсии предлагается снять видеоролик о чем-то интересном из увиденного в природе, а затем сравниваются выбранные объекты и их представление в видеороликах.

- Применение широкого спектра открытых образовательных ресурсов по экологической проблематике. В табл. 1 приведен перечень некоторых из таких ресурсов.

Таблица 1

Открытые электронные образовательные ресурсы, которые могут использоваться в экологическом образовании студентов колледжа

№ п/п Наименование Ссылка на образовательную платформу

1 Национальная платформа открытого образования https //openedu.ru/

2 Федеральный портал «Моё образование» https //onMne.edu.ru/pubMc/promo

3 Образовательный портал «Лекториум» https //www. lektorium.

4 Университет без границ (МГУ) https //distant.msu.ru/course/index.php?categoryid = 70

5 Открытая онлайн-академия финансового университета https //online.fa.ru/

- Привлечение студентов к созданию электронных образовательных ресурсов экологической тематики. Например, обучающих видеороликов и фильмов экологической проблематики, электронных презентаций, онлайн-лекций, интерактивных обучающих игр, 3d-моделей природных объектов и др.

- Техническое и методическое сопровождение преподавателей в применении цифровых ресурсов: разработка памяток, инструкций, ссылок на открытые электронные образовательные ресурсы, методическое консультирование, помощь в создании веб-дизайна, консультирование по работе с обучающими платформами и др.

- Привлечение цифровых и информационно-коммуникационных технологий

для интегративного решения задач экологического образования и воспитания. В экологическом образовании студентов колледжа важно, чтобы они не только усвоили экологические знания, развили экологические и природоохранные навыки и компетенции, но и чтобы ими были личностного приняты и реализовывались на практике ценности бережного и ответственного отношения к окружающей среде, осознания себя частью природной среды. Внедрение цифровых технологий актуализирует проблему, которая ранее специально не рассматривалась применительно к цифровым технологиям, но, в силу складывающейся практики, требует обсуждения в научном сообществе. Традиционно в нормативных документах об-

разования, методических материалах для педагогов и, как следствие, в сознании самих педагогов проводилось четкое разделение методов (форм, средств, содержания) обучения и воспитания. С позиций исследования и понимания закономерностей этих процессов такой подход не вызывает сомнений. Однако в современных условиях необходима разработка интегрированных методов формирования личности, позволяющих одновременно решать задачи обучения и воспитания, которые были бы понятны педагогу-практику. В реальной практике воспитательный процесс органично сливается с обучением: в работе преподавателя,

например, во время лекции, ставятся воспитательные и развивающие задачи. В какой степени и как воспитывающая и развивающая функции могут быть реализованы при использовании цифровых технологий для развития личности обучаемого, пока не совсем ясно практикам и недостаточно изучено в педагогической науке. По сути, требуется интеграция элементов практической психологии в деятельность современного преподавателя.

- Отбор интегрируемых традиционных и цифровых технологий, основанный на взаимодополнении их дидактических возможностей. С этой целью нами разработана матрица (см. табл. 2).

Таблица 2

Матрица дидактических возможностей традиционных и цифровых технологий в экологическом образовании студентов колледжа

Решаемая дидактическая задача Традиционные технологии Цифровые технологии

Решение репродуктивных задач (по алгоритму) Технологии программированного обучения Интеллектуальные обучающие системы Технологии адаптивного онлайн-обучения

Решение творческих, проблемных задач Технологии развивающего обучения Технологии проблемного обучения ТРИЗ-технологии Технологическое конструирование с использованием специализированных устройств Технологии обучения с использованием робототехники

Решение исследовательских задач Технология учебного проектирования ТРИЗ-технология Моделирование, экспериментирование Цифровые технологии «упаковки» традиционного содержания в учебные проекты Цифровые измерительные инструменты и компьютерные лаборатории Технологии компьютерного моделирования

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Самостоятельная работа с учебником Технологии искусственного интеллекта Облачные технологии Технологии больших данных Электронные библиотечные, электронно-справочные системы Цифровые учебно-методические комплексы

Планировать и реализовывать саморазвитие экологической культуры Тренинговые технологии Технологии смешанного обучения Настраиваемые учебные материалы Консультационные системы

Работать в команде Технологии группового обучения Коллективный способ обучения Групповая дискуссия Технологии группового создания и использования 1Ш-приложений Видеоконференции Групповые компьютерные деловые игры Образовательные веб-квесты

Осуществлять устную и письменную коммуникацию Кейс-технологии Традиционные интерактивные технологии (групповая дискус-сия.Выполнение групповых учебных заданий, проектов) Чат-боты Сетевые технологии Мессенджеры, электронная почта, корпоративные универсальные коммуникационные системы

50 ••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 4. 2022

Использовать информационные технологии в природоохранной деятельности Лекционно-семинарская система Тренинговые технологии Все цифровые и информационно-коммуникационные технологии Программа «Час кода», позволяющая освоить навыки программирования

Демонстрировать осознанное, ответственное поведение в природе на основе нравственных ценностей Тренинговые технологии Игровые технологии Деловые компьютерные обучающие видеоигры Симуляторы

Доступная, увлекательная подача учебного материала, использование разнообразных средств наглядности Игровые технологии Технологии дополненной (виртуальной) реальности Технологии геймификации Виртуальные экскурсии Учебные видеоролики и учебные фильмы

Персонализация обучения Технология дифференцированного обучения Технология педагогической поддержки Технологии персонализированной организации образовательного процесса Технология «личный репетитор» Ассистивные технологии (для обучающихся с ОВЗ)

Возможность постоянной обратной связи с педагогом Технология программированного обучения Консультационные системы

Организация педагогического общения Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили Технологии педагогического сотрудничества Технологии педагогической поддержки Использование цифровых коммуникаторов, социальных сетей Электронная почта Набор инструментов и сервисов G SuiteforEducation Технологии оперативной связи с обучающимися и родителями через мобильные мессенджеры

Дидактическая переработка учебной информации экологического содержания, ее наглядное, системное, увлекательное представление Схемы, таблицы, карты, модели и другие средства наглядности Мультимедийные технологии, потоковое видео, Интернет и цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы Технологии виртуальной реальности

Объективная оценка знаний и компетенций студентов Лекционно-семинарско-зачетная система Балльно-рейтинговая система оценки знаний Технология портфолио Технология формирующей оценки Компьютерное тестирование Система «Цифровой профиль компетенций» Анализ цифрового следа обучающихся Технологии аутентичного оценивания Технологии блокчейн (хранение результатов оценивания) Технологии прокторинга (объективность оценивания)

Выводы

В существующей практике экологического образования студентов колледжа не в полной мере используются возможности цифровых и информационно-

коммуникационных технологий и их интеграции с традиционными технологиями. Чаще всего применяемые цифровые технологии лишь дублируют традиционные педагогические практики, автоматизируя их, но не создавая при этом новых педагогических практик.

Наиболее эффективными в экологическом образовании студентов колледжа яв-

ляются такие способы совместного применения традиционных и цифровых технологий, которые взаимодополняют их дидактические возможности и позволяют проектировать и внедрять новые педагогические практики. Такие способы основаны на интеграции традиционных и цифровых технологий. Такая интеграция возможна при соблюдении следующих педагогических условий: сочетание непосредственного и цифрового представления природных и экологических объектов; использование открытых образовательных ресурсов по экологической проблема-

тике; привлечение обучающихся к совместному с педагогами созданию электронных образовательных ресурсов по экологической проблематике в ходе групповой проектной деятельности; методическая подготовка преподавателей к приме-

вершенствование дидактической системы экологического образования студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Девятые Есиповские чтения» / Под ред. Я. А. Чигов-ской-Назаровой. Глазов: Глазовский гос. пед. институт, 2015. С. 97-103.

2. Гагарин А. В. В "год экологии": экологическая составляющая в профессиональном обучении студентов (актуальная потребность, инте-гративное содержание, технологические инновации, условия эффективной реализации) // Акмеология. 2017. № 4 (64). С. 47-50.

3. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе // Казанский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 32-37.

4. Жолдасбеков А. А., Сихимбаева Ж. С., Шынгысбаева Ж. А. Исследования проблем экологического образования студентов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Колобова Б. А. Совершенствование системы дополнительного экологического образования подрастающего поколения в северном регионе: монография. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2009. 238 с.

6. Мухина С. А., Фомина С. И. Экологическая подготовка студентов как компонент системы

proving the didactic system of students' environmental education. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiem «Devyatye Esipovskie cht-eniya» [Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference with international participation "The Ninth Esipov Readings"]. Ya. A. Chigovskaya-Nazarova (ed.) Glazov, Glazovsky State Pedagogical Institute Publ., 2015. Pp. 97103. (In Russian)

2. Gagarin A. V. In the "year of ecology": the ecological component in the professional training of students (actual need, integrative content, technological innovations, conditions for effective implementation). Akmeologiya [Acmeology]. 2017. No. 4 (64). Pp. 47-50. (In Russian)

нению цифровых экологических образовательных ресурсов, организация учебного общения студентов друг с другом и с преподавателями с помощью мессендже-ров и других средств связи.

пути к устойчивому развитию // Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу. XII Международная конференция по экологическому образованию. Владимир, 2006. С.159-161.

7. Соловьёв С. С. Перспективы развития экологического образования студентов в интересах устойчивого развития (на материале социологического исследования) // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: Материалы ежегодной научно-практической конференции. В 2-х томах. Т. 2. М.: Академия МНЭПУ, 2015. С. 371-376.

8. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: коллективная монография / Под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина / Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Каарлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.

9. Шилова В. С. Основные средства социально-экологического образования студентов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 3-2. С. 260-263.

10. Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов: потребностно-мотивационный и целевой компоненты // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 7 (256). С. 165-176.

of pedagogical and information technologies in the educational process. Kazanskiy pedagog-icheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal]. 2018. No. 4. Pp. 32-37. (In Russian)

4. Zholdasbekov A. A., Sihimbaeva Zh. S., Shyngysbaeva Zh. A. Studies of the issues of students' environmental education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern issues of science and education]. 2012. No. 1. Pp. 144. (In Russian)

5. Kolobova B. A. Sovershenstvovanie sistemy dopolnitel'nogo ekologicheskogo obrazovaniya podrastayushchego pokoleniya v severnom re-gione: Monografiya [Improving the system of additional environmental education of the younger generation in the northern region: monograph].

Литература

1. Багирова И. А., Недюрмагомедов Г. Г. Со- непрерывного экологического образования на

References

1. Bagirova I. A., Nedyurmagomedov G. G. Im- 3. Goncharuk N. P., Khromova E. I. Integration

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022

Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk Humanitarian University Publ., 2009. 238 p. (In Russian)

6. Mukhina S. A., Fomina S. I. Students' ecological training as a component of the system of continuous environmental education on the way to sustainable development. Ustoychivyy mir: na puti k ekologicheski bezopasnomu gra-zhdanskomu obshchestvu. XII Mezhdunarodnaya konferentsiya po ekologicheskomu obrazovaniyu [Sustainable world: on the way to an environmentally safe civil society. 12th International Conference on Environmental Education]. Vladimir, 2006. Pp. 159-161. (In Russian)

7. Solovyov S. S. Prospects for the development of students' environmental education in the interests of sustainable development (based on sociological research). Ekologicheskoe obra-zovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya: Ma-terialy ezhegodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii. V 2-kh tomakh. T. 2 [Environmental education in the interests of sustainable development: Proceedings of the annual scientific and practical conference: in 2 vols. Vol. 2]. Moscow,

IIEPU Academy Publ., 2015. Pp. 371-376. (In Russian)

8. Uvarova A. Yu., Frumina I. D., Uvarov A. Yu., Dvoretskaya I. V., Zaslavsky I. M., Kaarlov I. A., Mertsalova T. A., Sergomanov P. A., Frumin I. D. (eds.) Trudnosti i perspektivy tsifrovoy transfor-matsii obrazovaniya: kollektivnaya monografiya [Difficulties and prospects for the digital transformation of education: a collective monograph]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2019. 343 p. (In Russian)

9. Shilova V. S. The main means of socio-ecological education of students. Mezhdunarod-nyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2016. No. 3-2. Pp. 260-263. (In Russian)

10. Shilova V. S. Socio-ecological education of students: demand-motivational and target components. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Guma-nitarnye nauki [Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities]. 2017. No. 7 (256). Pp. 165-176. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Мазниченко Марина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинского государственного университета, Сочи, Россия; e-mail: maznichenkoma@mail.ru

Лопатинский Дмитрий Владимирович, аспирант кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинского государственного университета; преподаватель Сочинского гуманитарно-экономического колледжа; Сочи, Россия; email: academician02@yandex.ru

Благодарность

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00081-22-02 на 2022 год в рамках научной темы «Национально-региональный опыт эколого-географического и туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия: история, теория, практика».

Принята в печать 04.10.2022 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Marina A. Maznichenko, Doctor of Pedagogy, professor, the head of the chair of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education, Sochi State University, Russia, Sochi; e-mail: maznichenkoma@mail.ru

Dmitry V. Lopatinsky, postgraduate, the chair of Pedagogical and Psychological-Pedagogical Education, Sochi State University; lecturer, Sochi Humanities and Economic College, Russia, Sochi; e-mail: academi-cian02@yandex.ru

Acknowledgment

The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00081-22-02 for 2022 within the framework of the scientific topic «National-regional experience of ecological-geographical and tourist-local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage: history, theory, practice».

Received 04.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.