202///
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
М. А. Мазниченко, Д. Н. Лопатинский
УДК 371.322
ИНТЕГРАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
[ей
О Прогнозе научно-технологического развития России на период до 2030 г. поставлена цель - «обеспечение глобальной конкурентоспособности и технологического лидерства России в экономике и обществе будущего» [12]. Значимую роль в достижении этой цели играет среднее профессиональное образование (СПО). Потребность в специалистах со средним профессиональным образованием на российском рынке труда растет и составляет 30-36 % от общей потребности в кадрах [13]. Однако, согласно статистическим данным, в первые 2 года после освоения программы СПО трудоустраиваются лишь 30 % выпускников, из них по специальности -только половина; «в результате «на выходе» мы имеем систему подготовки кадров с коэффициентом полезного действия 15 % и стоимостью подготовки одного «эффективного» выпускника, сопоставимой со стоимостью обучения в Оксфорде» [4]. Повышение качества подготовки по программам СПО и востребованности выпускников этих программ на рынке труда возможно в том числе посредством совершенствования технологий их реализации.
В соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки в реализации программ СПО применяются традиционные (основанные на традиционных (физических) ресурсах образования (слово учителя, учебник) технологии: развивающее обучение; коллективная система обучения; технология реше-
ния исследовательских задач (ТРИЗ); технологии организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; лекционно-семинар-ская система обучения; технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых и других видов обучающих игр); обучение в сотрудничестве; здоровьесбере-гающие технологии; система совокупной оценки учебных достижений «портфолио»; технологии интерактивного обучения [11].
Новый этап цифровой революции, сделавший цифровые технологии общедоступным и надежным средством решения различных, в т. ч. образовательных задач, актуализировал внедрение в образовательный процесс СПО цифровых технологий. Внедрение таких технологий необходимо и с целью подготовки кадров для высокопроизводительных рабочих мест, число которых в соответствии со стратегическими документами к 2024 году должно составить 25 млн. На решение этой задачи направлены федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» (национального проекта «Образование») и «Кадры для цифровой экономики» (национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»).
Анализ практики использования цифровых технологий в реализации программ среднего профессионального образования показывает, что такие технологии не всегда способствуют развитию существующих и внедрению новых педагогических практик, зачастую автоматизируют неэффективные технологии. Мы предположили, что интеграция цифровых технологий с эффективными традиционными технологиями может усилить их дидактический эффект и, в конечном счете, - качество подготовки выпускников. Цель статьи - описать модели продуктивной интеграции цифровых и традиционных технологий в реализации программ среднего профессионального образования.
В настоящее время в педагогической науке сложились предпосылки для разработки таких моделей:
- выдвинута идея синтеза и взаимообогащения дидактических концепций (В. И. Заг-вязинский [9], Л. А. Артемьева, М. А. Махму-тов [1]);
- обоснована возможность и продуктивность интеграции методов и технологий обучения (В. С. Безрукова [3], С. И. Архангельский [2]);
- разработана теория интеграции форм организации обучения (Г. И. Ибрагимов [10]);
- разработаны и успешно применяются интегрированные технологии обучения, представляющие собой синтез двух и более традиционных технологий: технология знаково-контекстного обучения (А. А. Вербицкий [6]), гибкая технология проблемно-модульного обучения (М. А. Чошанов [15]), технология лич-ностно-ориентированного развивающего обучения (И. С. Якиманская [16]), технология учебного проектирования как интеграция технологий проблемного и практического обучения (Дж. Дьюи [8]), кейс-технология, объединяющая ролевые игры, учебное проектирование и ситуативный анализ (Х. К. Лэнгдел) и др.;
- разработана и применяется в системе профессионального образования технология смешанного обучения, интегрирующая традиционную лекционно-семинарскую и цифровые технологии обучения;
- описаны уровни изменения педагогической практики с использованием цифровых технологий: замещение, улучшение, изменение, преобразование (А. Ю. Уваров [14]);
- раскрыты способы интеграции педагогических и цифровых технологий: включение в образовательные технологии отдельных цифровых инструментов; взаимодействие и сочетание отдельных элементов педагогических и цифровых технологий; преобразования взаимодействующих элементов разных технологий; обогащение педагогической технологии элементами цифровых технологий; модернизация образовательных технологий на основе применения современных цифровых инструментов (Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова [7]);
- разработаны модели интеграции цифровых (открытые массовые онлайн-курсы) и пе-
202/// -
(ж
дагогических технологий в процессе подготовки будущих инженеров: (1) все виды занятий реализуются в традиционном формате, в качестве дополнительного ресурса используются материалы массовых открытых он-лайн-курсов, при этом отдельные элементы этих онлайн-курсов встраиваются в очный учебный процесс; (2) трансформация учебного процесса, частичный перенос в электронную среду, при этом используемый онлайн-курс обеспечивает эффективное самостоятельное обучение и самообразование студентов
[7].
Данные наработки требуют научного осмысления с позиций целей и специфики среднего профессионального образования.
Логика исследования строилась следующим образом:
- определение на основе анализа стратегических документов приоритетных задач модернизации и развития среднего профессионального образования в РФ;
- отбор традиционных и цифровых технологий, позволяющих решать эти задачи;
- построение матрицы дидактических возможностей традиционных и цифровых технологий в формировании компетенций, определенных ФГОС СПО, удовлетворении личных образовательных потребностей обучающихся и оптимизации выполнения педагогом СПО своих профессиональных функций;
- описание моделей интеграции традиционных и цифровых технологий, позволяющих взаимоусиливать и взаимодополнять их дидактические возможности.
Выполненный анализ стратегических и методических документов, касающихся реализации программ среднего профессионального образования, позволил систематизировать традиционные технологии реализации программ СПО в соответствии с четырьмя приоритетными направлениями развития отечественного профессионального образования:
Приоритетное направление «Адаптация системы подготовки квалифицированных кадров под требования современной высокотехнологичной экономики» - технологии, обеспечивающие развитие интеллекта, креа-
тивности, критического мышления, универсальных компетенций:
- традиционные: технологии проблемного, развивающего, программированного, ин-тегративного обучения, технологии развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, решения исследовательских и творческих задач (ТРИЗ);
- цифровые: технология «перевернутый класс», интеллектуальные обучающие системы; технологическое конструирование с использованием специализированных устройств, робототехники; технологии группового создания и использования МЯ-приложений; видеоконференции, чат-боты, групповые компьютерные деловые игры, образовательные веб-квесты.
С приоритетным направлением развития системы СПО «Усиление практической подготовки обучающихся» соотносятся технологии, позволяющие вовлекать обучающихся в квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность и развивать у них профессиональные компетенции:
- традиционные: технологии дуального обучения, контекстного обучения, учебного проектирования, мастерских, игровые технологии;
- цифровые: технологии геймификации, «упаковки» традиционного содержания в учебные проекты, цифровые измерительные инструменты, виртуальные лаборатории, компьютерные тренажеры и симуляторы, технологии компьютерного моделирования.
Приоритетному направлению «Развитие сетевых форм обучения» соответствуют технологии гибкого формирования и реализации образовательных программ:
- традиционные: модульные технологии;
- цифровые: сетевые технологии, дистанционные образовательные технологии, технологии электронного обучения, цифровые учебно-методические комплексы; технологии организации учебных коммуникаций (чат-боты, мессенджеры, электронная почта, корпоративные универсальные коммуникационные системы, системы управления обучением (LMS), массовые открытые онлайн-курсы; технологии электронного документооборота.
Приоритетную задачу «Усиление вариативности образовательных программ» позволяют решать технологии, направленные на личностную ориентацию образовательного процесса:
- традиционные: технология дифференцированного (разноуровневого) обучения, индивидуализации обучения, витагенного обучения;
- цифровые: технологии персонализированной организации образовательного процесса, адаптивного онлайн-обучения, настраиваемые учебные материалы, консультационные системы, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, технологии аутентичного оценивания, ассистив-ные технологии (для обучающихся с ОВЗ).
Соотнесение дидактических возможностей выбранных технологий в формировании компетенций, определенных ФГОС СПО, удовлетворении личных образовательных потребностей обучающихся и оптимизации выполнения педагогами СПО своих профессиональных функций позволило построить матрицу дидактических возможностей (см. табл. 1).
Матрица позволяет выбирать интегрируемые технологии. Здесь возможны два варианта сочетания традиционных и цифровых технологий:
- «взаимоусиление» - интегрируются технологии, обладающие одинаковыми возможностями, которые могут усилиться за счет интеграции;
- «взаимодополнение» - отбираются технологии, обладающие взаимодополняющими, взаимокомпенсирующими возможностями.
Примером взаимоусиливающей интеграции традиционных и цифровых технологий может выступить интеграция технологии развивающего обучения и интеллектуальных обучающих систем. Интеллектуальные обучающие системы и предоставление обучающимся большого объема фактологической информации может облегчить решение задач, направленных на развитие умений теоретического обобщения, формирование способности к переносу и расширению области приложения осваиваемых понятий. «Интеллектуаль-
ные алгоритмы дают возможность быстро восполнить необходимые знания и облегчить понимание. Таким образом, существенно сокращается время, которое обучаемый тратит на знакомство с информацией, и это позволяет уделить больше времени формированию компетентностей решения комплексных задач и выработке способности к переносу» [14].
Примером взаимодополняющей интеграции может выступить персонализированная организация образовательного процесса, интегрирующая традиционную технологию дифференцированного обучения и адаптивные обучающие программы.
С опорой на имеющиеся разработки (уровни изменения педагогической практики с использованием цифровых технологий [14], способы интеграции педагогических и цифровых технологий [7]) мы выделили применительно к специфике реализации программ СПО четыре модели интеграции традиционных и цифровых технологий по степени их дидактической продуктивности:
- Модель «Дополнение» - концептуальные идеи традиционной технологии реализуются цифровыми средствами. Например, учебный видеоролик, мультимедийная презентация иллюстрируют содержание традиционной лекции; материалы для подготовки к семинарскому занятию размещаются на образовательной платформе с помощью облачных технологий; контрольные работы направляются преподавателю по электронной почте; при выполнении исследовательских и учебных проектов используются технологии больших баз данных; тестирование проводится в электронной форме и т. д.
- Модель «Замещение» - цифровая технология развивает идеи уже известной традиционной технологии. Например, дистанционное обучение с использованием цифровых технологий основывается на давно применяемой в педагогике идее: «люди учились, выписывая ученые книги, путешествуя за известными лекторами, просматривая просветительские передачи» [5]. «Норма диалогического решения учебных задач не взращена цифровыми технологиями, но стала фундаментом их относительно простого применения в об-
2О2/// -
ж
Таблица 1
Матрица дидактических возможностей традиционных и цифровых технологий
Решаемая дидактическая задача Традиционные технологии Цифровые технологии
Возможности технологий в развитии общекультурных и профессиональных компетенций, определенных ФГОС СПО
Решение репродуктивных задач профессиональной деятельности (по алгоритму) Технологии программированного обучения Интеллектуальные обучающие системы; Технологии адаптивного онлайн-обучения
Решение творческих, проблемных задач профессиональной деятельности Технологии развивающего обучения; Технологии проблемного обучения; ТРИЗ-технологии Технологическое конструирование с использованием специализированных устройств; Технологии обучения с использованием робототехники
Решение исследовательских задач Технология учебного проектирования; ТРИЗ-технология; Моделирование, экспериментирование Цифровые технологии «упаковки» традиционного содержания в учебные проекты; Цифровые измерительные инструменты и компьютерные лаборатории; Технологии компьютерного моделирования
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Самостоятельная работа с учебником Технологии искусственного интеллекта; Облачные технологии; Технологии больших данных; Электронные библиотечные, электронно-справочные системы; Цифровые учебно-методические комплексы
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Тренинговые технологии Технологии смешанного обучения; Настраиваемые учебные материалы; Консультационные системы
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами Технологии группового обучения; Коллективный способ обучения; Групповая дискуссия Технологии группового создания и использования ]МЯ-приложений; Видеоконференции; Групповые компьютерные деловые игры; Образовательные веб-квесты
Осуществлять устную и письменную коммуникацию с учетом особенностей социального и культурного контекста Кейс-технологии; Традиционные интерактивные технологии (групповая дискуссия. Выполнение групповых учебных заданий, проектов) Чат-боты; Сетевые технологии; Мессенджеры, электронная почта, корпоративные универсальные коммуникационные системы
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Технологии самостоятельной работы с документами Цифровые справочно-поисковые системы
Решаемая дидактическая задача Традиционные технологии Цифровые технологии
Возможности технологий в развитии общекультурных и профессиональных компетенций, определенных ФГОС СПО
Планировать профессиональную деятельность Технология профессионального самопроектирования Открытые онлайн-курсы (например, курс «Самоменеджмент»)
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности Лекционно-семинарская система; Тренинговые технологии Все цифровые и информационно-коммуникационные технологии; Программа «Час кода», позволяющая освоить навыки программирования
Демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей Тренинговые технологии; Игровые технологии Деловые компьютерные обучающие видеоигры; Симуляторы
Развитие и оценка профессиональных компетенций Кейс-технологии; Технология контекстного обучения; Технология дуального обучения; Деловые, имитационные и организационно-деятельностные игры; Технология мастерских Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности; Компьютерные (виртуальные) тренажеры; Видеоигры, компьютерные симуляторы; Технологии аутентичного оценивания
Возможности технологий в удовлетворении личных образовательных потребностей обучающихся по программам СПО
Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей в части содержания образования Технологии индивидуализации обучения; Технология вероятностного образования Массовые открытые онлайн-курсы
Доступная, увлекательная подача учебного материала, использование разнообразных средств наглядности Игровые технологии Технологии дополненной (виртуальной) реальности; Технологии геймификации; Виртуальные экскурсии; Учебные видеоролики и учебные фильмы
Персонализация обучения (учет учебных возможностей, способов восприятия и усвоения информации, темпа и ритма учебной работы) Технология дифференцированного обучения; Технология педагогической поддержки Технологии персонализированной организации образовательного процесса; Технология «личный репетитор»; Ассистивные технологии (для обучающихся с ОВЗ)
Экономия времени, возможность обучаться, не выходя из дома Телевизионные образовательные программы Дистанционные технологии образования
Возможность постоянной обратной связи с педагогом Технология программированного обучения Консультационные системы
2О2/// -
я
Решаемая дидактическая задача Традиционные технологии Цифровые технологии
Возможности технологий в выполнении педагогом профессиональных функций
Коммуникативная: организация педагогического общения Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили; Технологии педагогического сотрудничества; Технологии педагогической поддержки Использование цифровых коммуникаторов, социальных сетей; Электронная почта; Набор инструментов и сервисов G Suite for Education; Технологии оперативной связи с обучающимися и родителями через мобильные мессенджеры
Организаторская: распределение времени, функций, установление обратной связи Технология программированного обучения Автоматизированные обучающие системы (АОС); Информационно-управляющие системы (IMS); Системы управления обучением (LMS); Специализированные программные средства для решения организационных задач (электронный журнал); Технологии электронного документооборота
Гностическая: дидактическая переработка учебной информации, ее наглядное, системное, увлекательное представление Схемы, таблицы, карты, модели и другие средства наглядности Мультимедийные технологии, потоковое видео, Интернет и цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы; Технологии виртуальной реальности
Проектировочная Технологии педагогического проектирования Цифровые коллекции учебно-методических материалов, инструментов и сервисов; Педагогические Интернет-сообщества; Массовые открытые онлайн-курсы
Оценочная: объективная оценка знаний и компетенций Лекционно-семинарско-зачетная система; Балльно-рейтинговая система оценки знаний; Технология портфолио; Технология формирующей оценки Компьютерное тестирование; Система «Цифровой профиль компетенций»; Анализ цифрового следа обучающихся; Технологии аутентичного оценивания; Технологии блокчейн (хранение результатов оценивания); Технологии прокторинга (объективность оценивания)
разовательных системах» [5]. В основе адаптированных компьютерных обучающих программ, электронных курсов лежат идеи программированного обучения. Технология совокупной оценки образовательных достижений положена в основу технологии электронного портфолио. Идеи индивидуализированного обучения стали фундаментом разработки разнообразных открытых (массовых) онлайн-курсов. Видеоконференции - аналог технологий группового обучения и групповой дискуссии, виртуальные опыты - цифровой аналог лабораторных работ, обучающие компьютерные игры - аналог дидактических игр и т. д. Большинство цифровых технологий, позволяющих увлекательно представить информацию, организовать обучение с учетом индивидуальных потребностей, уровня подготовки и интересов обучающихся, основаны на идеях гуманистической педагогики (учение без принуждения (Ш. А. Амонашвили, С. Л. Соловейчик), предоставление ученикам свободы выбора (Л. Н. Толстой, Ж.-Ж. Руссо, С. Френе, Р. Штайнер), организация совместной деятельности учителей и учеников (Дж. Дьюи), педагогическая поддержка (О. С. Газ-ман).
- Модель «Развитие». Традиционная технология используется в сочетании с цифровой, но при этом ее функциональность существенно расширяется, что позволяет заметно улучшить педагогическую практику. Появляется возможность решать с ее помощью более широкий спектр задач, и традиционный перечень задач учебной работы расширяется. Цифровые технологии дают возможность по-новому формулировать и решать традиционные задачи. Пример изменения: студенты создают учебный видеоролик и «цифровые повествования», готовят презентации не только для отчета о проделанной работе, но и для обучения одноклассников, размещения в сети и т. п. Здесь начинается переход от технического усовершенствования к преобразованию педагогической практики. Для использования дополнительной функциональности требуется изменять план и методику проведения занятий. Появляется возможность достигать новых результатов. В приведенном примере это не только взаимное оценивание и анализ то-
го, что было сделано, но и развитие навыков цифровой коммуникации [14].
- Модель «Трансформация» - интеграция цифровых и традиционных технологий дает синергетический эффект и способствует формированию новой педагогической практики. Примером такой интеграции может служить технология смешанного обучения - интегрированная модель обучения с привлечением ресурсов сети Интернет, сочетающая очное аудиторное обучение и онлайн-обуче-ние, стимулирующее самостоятельную самообразовательную деятельность студентов с учетом их познавательных возможностей и образовательных потребностей. Эта технология «может быть рассмотрена как синергети-ческая, поскольку способствует преобразованию и обогащению взаимодействующих элементов разных технологий, модернизации образовательного процесса на основе использования современных технологий и методик он-лайн-обучения» [7, с. 32]. Смешанное обучение предполагает замещение части традиционных учебных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде, в виртуальном образовательном пространстве с использованием разнообразных форм взаимодействия между педагогом, студентом и интерактивными источниками информации. Часть образовательного процесса организуется в аудитории под непосредственным руководством преподавателя, другая часть выносится в онлайн с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или совместно с партнерами в малой группе сотрудничества [7]. При этом аудиторные занятия освобождаются от рутинных видов учебной работы, больше времени на занятиях посвящается обсуждениям трудных тем и заданий. Особое место в технологии отводится использованию онлайн-курсов не только для самостоятельного и углубленного изучения учебных дисциплин, но и для саморазвития и самообразования.
Внедрение цифровых технологий в реализацию программ среднего профессионального образования - необходимое, но недостаточное условие для повышения качества образования. Необходима интеграция цифровых технологий с традиционными на основе вза-
2CJ2/// -
я
имоусиления или взаимодополнения их дидактических возможностей. При этом каждая из интегрируемых технологий должна обладать высокими дидактическими возможностями, так как автоматизация неэффективных процессов лишь умножает их неэффективность. В дальнейшем мы планируем разработать программу подготовки педагогов СПО к интеграции цифровых и традиционных технологий.
АННОТАЦИЯ
В статье представлено исследование по проблеме применения традиционных и цифровых технологий в реализации программ среднего профессионального образования. Традиционные и цифровые технологии соотнесены с приоритетными задачами развития среднего профессионального образования. Разработана матрица, позволившая соотнести дидактические возможности традиционных и цифровых технологий для их последующей интеграции. Выделены два типа такой интеграции: взаимоусиливающая и взаимодополняющая. При этом каждая из интегрируемых технологий должна обладать высокими дидактическими возможностями, так как автоматизация неэффективных процессов лишь умножает их неэффективность.
Ключевые слова: программы среднего профессионального образования, традиционные технологии, цифровые технологии, интеграция традиционных и цифровых технологий, модели интеграции, матрица дидактических возможностей технологий.
SUMMARY
The article presents a study on the problem of the use of traditional and digital technologies in the implementation of secondary vocational education programs. Traditional and digital technologies are correlated with the priority tasks of the development of secondary vocational education. A matrix has been developed that allows us to correlate the didactic capabilities of traditional and digital technologies for their subsequent integration. Two types of such integration are distinguished: mutually reinforcing and complementary. Moreover, each of the integrable technologies should have high didac-
tic capabilities, since automation of inefficient processes only increases their inefficiency.
Key words: secondary vocational education programs, traditional technologies, digital technologies, integration of traditional and digital technologies, integration models, a matrix of didactic capabilities of technologies.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Л. А., Махмутов М. И. Вопросы интегрированного потенциала дидактики // Проблема интеграции процесса обучения в СПТУ: сборник научных трудов / отв. ред. М. И. Махмутов. - М.: АПН СССР, 1989. - С. 179.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1990. -368 с.
3. Безрукова В. С. Педагогическая интеграция. Сущность. Состав. Реализация. -Свердловск, 1987. - 231 с.
4. Биматов М. Р. Координация подготовки квалифицированных кадров для экономики региона на примере проекта «Рабочие кадры «под ключ» [Электронный ресурс]. -URL: http://federalbook.ru/files/FSO/soderganie/ Tom%2010/ VIBimatov.pdf
5. Буланов М. Технологии в образовании и образовательные технологии в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. - URL: https://zen.yandex.ru/media/nplus1/tehnologii-v-obrazovanii-i-obrazovatelnye-tehnologii-v-cifrovuiu-epohu-5d2deb5acfcc8600ad79f05e.
6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 179 с.
7. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Модели интеграции цифровых и педагогических технологий в процессе подготовки будущих инженеров // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 1. - С. 31-35.
8. Дьюи Дж Психология и педагогика мышления. - Берлин, 1922. - 196 с.
9. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. - 197 с.
10. Ибрагимов Г. И. Поиски способов интеграции форм организации обучения // Интеграционные процессы в педагогической
теории и практике: сб. науч. трудов. Вып. 2. -Свердловск: Издательство Свердловского ин-же-нерно-педагогического института, 1991. -С. 113-127.
11. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования: утв. Приказом Минобрнауки России № 464 от 14 июня 2013 г. [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Гарант». - URL: https://base.garant.rU/70426772/#fnends.
12. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. - М.: Минэкономразвития России, 2013. - 33 с.
13. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум Кодекс». - URL: http://docs.cntd.ru/document/456016920.
14. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: коллективная монография / ред. А. Ю. Уваров, И. Д Фрумин -М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
15. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - 127 с.
16. Якиманская И. С. Технология лич-ностно-ориентированного образования. - М., 2000. - 189 с.
О. А. Коряковцева
УДК 378.146
ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ
I сторически очевидно, что общественно-политические и экономические трансформации в любой стране влекут за собой перемены и в одной из самых консервативных отраслей - в системе образования. В российском высшем образовании вот уже более 10 лет внедряется и постоянно совершенствуется рейтинговая система оценки уровня знаний студентов, которая достаточно давно используется в университетах Западной Европы, США и целого ряда других стран. Чем это обусловлено?
Традиционная пятибалльная «отметочная» система оценивания не может объективно дифференцировать уровень знаний конкретного студента: «пятерка», «четверка» или «тройка» фактически признают знания будущего специалиста одинаково достаточными для выполнения профессиональных функций. Кроме того, зачетно-экзаменационная система не позволяет оценить уровень освоения всего материала дисциплины. Результаты рейтинга оказывают большое влияние на мотивацию к обучению, позволяют получить объективную информацию о его эффективности, а количественная и качественная стороны оценки уточняют сведения об уровне подготовки обучающегося. Все это дает возможность снизить влияние человеческого фактора (зависимость студента от назначенного ему преподавателя) и выстраивать образовательный процесс на субъект-субъектной осове.
Применение балльно-рейтинговой системы оценивания (БРС) в российских вузах (в том числе - и в нашем университете), требует более глубокого анализа ее достоинств и недостатков с учетом практического опыта,