Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС'

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ВЕБ-ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL INFORMATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTERNET RESOURCES / INTEGRATION / WEB TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гизатулина Ольга Ивановна

Статья посвящена изучению особенностей интернета как информационно-образовательной среды, интеграции и проблемам использования веб-технологий в образовательном процессе. Актуальность темы заключается в использовании инновационных образовательных технологий в образовательном процессе. Отмечается, что одним из наиболее перспективных направлений развития современных информационных технологий в образовании является использование веб-технологий. В статье выделены и обоснованы развивающие возможности веб-технологий, которые состоят в предоставлении пользователям широких возможностей для развития навыков новых видов исследовательской, самообразовательной, интеллектуальной деятельности и форм цифровой грамотности. Выявлены дидактические возможности использования ИКТ, способствующие созданию новых версий эффективного использования интернет-ресурсов в образовании, моделей интеграции педагогических и информационных технологий, в основе которых лежит активное взаимодействие педагогов и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PEDAGOGICAL AND WEB TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The research paper is devoted to the study of the features of the Internet as educational information and educational environment, the problems of using web technology in the educational process. The relevance of the topic is the use of innovative educational technologies in the educational process. It is noted that one of the most promising areas of development of modern information technologies in education is the use of Web technologies. The article highlights and justifies the developing capabilities of Web technologies, which consist in providing users with broad opportunities for developing skills of new types of research, self-educational, intellectual activities and forms of digital literacy. The didactic possibilities of using ICTs that contribute to the creation of new versions of the effective use of Internet resources in education, models of integration of pedagogical and information technologies, which are based on the active interaction of teachers and students, are revealed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ВЕБ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Гизатулина О.И. Email: [email protected]

Гизатулина Ольга Ивановна - преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена изучению особенностей интернета как информационно-образовательной среды, интеграции и проблемам использования веб-технологий в образовательном процессе. Актуальность темы заключается в использовании инновационных образовательных технологий в образовательном процессе. Отмечается, что одним из наиболее перспективных направлений развития современных информационных технологий в образовании является использование веб-технологий. В статье выделены и обоснованы развивающие возможности веб-технологий, которые состоят в предоставлении пользователям широких возможностей для развития навыков новых видов исследовательской, самообразовательной, интеллектуальной деятельности и форм цифровой грамотности. Выявлены дидактические возможности использования ИКТ, способствующие созданию новых версий эффективного использования интернет-ресурсов в образовании, моделей интеграции педагогических и информационных технологий, в основе которых лежит активное взаимодействие педагогов и студентов. Ключевые слова: образовательная информация, образовательная среда, интернет-ресурсы, интеграция, веб-технологии.

INTEGRATION OF PEDAGOGICAL AND WEB TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS Gizatulina ОЛ.

Gizatulina Olga Ivanovna- Teacher, DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE GULISTANSTATE UNIVERSITY, GULISTAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the research paper is devoted to the study of the features of the Internet as educational information and educational environment, the problems of using web technology in the educational process. The relevance of the topic is the use of innovative educational technologies in the educational process. It is noted that one of the most promising areas of development of modern information technologies in education is the use of Web technologies. The article highlights and justifies the developing capabilities of Web technologies, which consist in providing users with broad opportunities for developing skills of new types of research, self-educational, intellectual activities and forms of digital literacy. The didactic possibilities of using ICTs that contribute to the creation of new versions of the effective use of Internet resources in education, models of integration of pedagogical and information technologies, which are based on the active interaction of teachers and students, are revealed.

Keywords: Educational information, educational environment, Internet resources, Integration, Web technologies.

УДК 80

Вступление

Интернет - это глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, объединяющая пользователей из различных организаций, государственных учреждений, а также частных пользователей. Темпы роста интернета составляют 15% в месяц. Интеграция информационных технологий в

образовательный процесс является необходимым условием модернизации системы высшего профессионального образования. В последние годы наблюдается бурное развитие веб-технологий, что привело к необходимости разработки и внедрения новых способов использования Интернета в образовательном процессе, целью которых является не только повышение эффективности обучения, но и создание условий для формирования профессиональных, информационных и интеллектуальных компетенций студентов.

Известны следующие формы применения веб-технологий в образовании. Первый-смешанное обучение, которое предполагает интеграцию цифровых и инновационных образовательных технологий в традиционный образовательный процесс с целью повышения качества преподавания вузовских дисциплин и стимулирования развития информационных компетенций студентов.

Вторая форма - дистанционное обучение, в основе которого лежат веб-технологии, позволяющие организовать учебный процесс без непосредственного участия преподавателя, стимулируя самостоятельную познавательную деятельность студентов, развивая навыки самоорганизации и самообразования. Третья форма представлена новыми образовательными концепциями-концепцией открытых образовательных ресурсов и массовыми открытыми онлайн-курсами, направленными на создание индивидуальной траектории обучения, интегрирующей формы и методы формального, неформального и неформального образования.

Метод исследования

Открытые образовательные ресурсы повышают доступность образования, обеспечивают его непрерывность, упрощают доступ к электронному образовательному контенту и повышают его качество.

Однако следует отметить, что поскольку большинство веб-ресурсов не адаптированы для системы образования, работа с ними требует специальной подготовки. Кроме того, информация, размещенная на многочисленных веб-ресурсах, характеризуется высокой степенью неопределенности, избыточности. Значительная часть информации в Интернете постоянно дублируется и тиражируется, что неизбежно приводит к увеличению ее общего объема. Следует отметить, что на фоне колоссального роста объемов информации становится все труднее найти нужную и полезную для пользователя. Все это требует определенного уровня цифровой грамотности, информационной компетентности, культуры интеллектуальной деятельности, адекватного, ориентированного поведения учащихся.

Одним из проявлений реакции на вышеперечисленные проблемы является появление у некоторых студентов когнитивных, информационных, а также коммуникативных барьеров и даже эмоционального неприятия Интернета. В некоторых случаях студенты сами не справляются с поиском и последующей обработкой информации, размещенной в сети. Более того, студенты часто страдают от негативной информации. Дополнительные проблемы несет постоянно расширяющаяся сеть коммерческих организаций, оказывающих различные образовательные услуги [2; 5].

Интернет-ресурсы являются основным источником информации для молодого поколения, получающего формальное образование, и важнейшим источником непрерывного самообразования [2, 3].

Интеграция педагогических и информационных технологий может осуществляться различными способами. Выделяются наиболее значимые пути: взаимодействие отдельных элементов педагогических и веб-технологий; включение элементов информационных технологий в образовательные технологии и наоборот; качественные преобразования взаимодействующих элементов различных технологий; обогащение используемых базовых образовательных технологий элементами информационных технологий.; модернизация педагогических технологий с помощью

новых цифровых инструментов, позволяющих эффективно использовать массовые открытые онлайн-курсы и открытые образовательные ресурсы.

Чтобы определить понятие "веб-технологии", необходимо раскрыть сущность понятия "технология обучения" в соответствии с первоначальным значением понятия "технология", поскольку первое является производным от второго.

Содержание оригинального понятия "технология" включает в себя:

- во-первых, процесс переработки и трансформации, в результате которого получается готовая продукция;

- во-вторых, нормативная сторона этого процесса, которая определяет, как и что нужно сделать, чтобы осуществились необходимые трансформационные процессы.

Технология от греческих слов techne (искусство, мастерство, наука) и logos (понятие, учение, знание). Можно предположить, что в широком смысле слова технологию следует понимать как научное знание о мастерстве, искусстве и мастерстве. В толковом словаре понятие технологии - это совокупность приемов, используемых в любом деле, умении, искусстве.

Исторически сложилось так, что с появлением возможности использования технических и информационных средств на уроках учитель размышляет о возможностях использования того или иного нового технического средства для решения дидактических задач занятия [5, 6, 7, 8, 9].

Во-первых, использовать социальные сервисы Всемирной паутины, которые предоставляют возможность организовать безопасный поиск информации, размещать информацию в блогах, совместно редактировать документы, размещать фотографии, презентации, внедрять Вики (Википедию) и т. д.

Во-вторых, используйте сервисы, основанные на системе интернет-протоколов (TCP / IP protocol stack): почта (SMTP, POP3, IMAP4), гипертекст (HTTP), Телекоммуникации (Skype) и передача файлов (FTP).

В-третьих, использовать различные виды специального программного обеспечения: программы быстрого обмена сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo, Messenger), организация общения между посетителями сайта (форум, чат).

Интернет-ресурсы - это совокупность информационных технологий и баз данных, доступных с помощью этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления [10]. Наиболее значимым для нас является понятие " веб-технологии." Веб-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и ее воздействия на объект, реализуемый в сети Интернет, включающая машинные и человеческие (социальные) элементы. Что касается обучения, то можно выделить следующее:

* Компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);

* Образовательные системы на основе мультимедийных технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, оптических дисководов;

* Интеллектуальные и образовательные экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

* Распределенные базы данных по отраслям;

* Телекоммуникационные средства, включая электронную почту, группы новостей, местные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;

* Электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.

Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:

С селективной интерактивностью;

С полной интерактивностью.

(Интерактивность-непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может осуществляться в форме запроса или диалога с компьютером).

К первому типу относятся все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде-банки данных, базы данных. Эти технологии работают в выборочном интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию. Ко второму типу относятся технологии, обеспечивающие прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах данных и банках данных. Этот тип технологии включает в себя все формы компьютерной коммуникации: электронную почту, телеконференции, синхронную и асинхронную связь и т. д.

Образовательные интернет-ресурсы материализуются в компьютерной сети:

* Информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами образования;

* Компьютерные обучающие программы, в том числе электронные учебники, тренажеры,

лабораторные практикумы, тестовые системы;

* Обучающие системы на основе мультимедийных технологий, построенные с использованием персональных

компьютеров, видеотехники, оптических дисководов;

* Распределенные базы данных по отраслям.

Образовательные интернет-ресурсы включают в себя:

* Персональные веб-страницы, отражающие опыт педагогической деятельности автора;

* Сайты и презентации, отражающие различные аспекты педагогической деятельности.

Сегодня все больше учебных заведений подключаются к Интернету в рамках различных государственных программ развития образования. С одной стороны, образовательные учреждения удовлетворяют свою потребность в присоединении к открытому информационному пространству с помощью интернета, с другой стороны, они начинают искать возможности для реализации образовательных целей и задач. Основной задачей современной школы является развитие личности учащегося, изменение и трансформация его качеств, создание условий для того, чтобы учащийся стал полноценным гражданином мирового информационного сообщества [1; 2:]

Активное использование веб-технологий, телекоммуникаций в очном образовательном процессе позволяет говорить о реализации инновационных процессов, посредством которых происходят изменения иного плана: меняются цели и содержание учебных программ, формы и методы обучения. Используя веб -технологии, преподаватели и студенты могут использовать интернет-сервисы для облегчения обучения и ускорения учебного процесса. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Электронная почта

Электронная почта (E-mail) относится к средствам удаленного доступа. Это один из режимов (услуг), предоставляемых компьютерными сетями. Она позволяет пользователям обмениваться текстовыми и графическими сообщениями.

В обобщенном виде они могут быть отражены в следующих признаках ЭП:

* Передача сообщений, подготовленных непосредственно с помощью клавиатуры компьютера или ранее сохраненных в памяти в виде файлов или компьютерных программ;

* Хранение учебной информации в памяти компьютера с возможностью печати ее на принтере;

* Демонстрация текстов и графики на экране дисплея;

* Подготовка и Редактирование текстовых сообщений, как полученных, так и отправленных;

* Использование и передача компьютерных обучающих программ.

Таким образом, электронная почта может быть использована для невербального общения участников образовательного процесса.

Электронная конференция

Электронные конференции (ЭК), или, как их часто называют, компьютерные конференции, позволяют получать на монитор компьютера пользователя хотя бы тексты сообщений, передаваемых участниками "конференции" на различных расстояниях друг от друга. Программное обеспечение зависит от режима использования ЭК.

Сеть предоставляет все эти описанные возможности, и они могут быть успешно использованы в учебном процессе. Например, в режиме (USENET newsgroups) на сервере устанавливается программное обеспечение, обслуживающее группы новостей. В отличие от списков рассылки на основе электронной почты, группы новостей работают в режиме реального времени, требуя от пользователей подключения к интернету. Работа с ними похожа на списки рассылки, то есть участники читают сообщения, отправленные в группу другими участниками, отправляют туда свои ответы, обсуждают проблемы и т. д., Но все происходит "сейчас и немедленно", на отправку писем не требуется времени. Разница в том, что в случае со списком рассылки пользователь отправляет письмо на сервер, он отправляет его участникам, они читают, присылают ответы, которые, в свою очередь, снова рассылаются всем и т. д.

Телеконференции и видеотелефон:

Эти инструменты обеспечивают возможность двусторонней коммуникации между преподавателем и студентами. В этом случае происходит одновременная двусторонняя передача видео-, звуковых и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране монитора каждого абонента. Во время групповых занятий в большой аудитории можно спроецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или другого проекционного устройства. Аппаратно-программное обеспечение одного рабочего места включает в себя: компьютер, монитор, принтер, видеокамеру, соответствующее программное обеспечение, клавиатуру, мышь, модем.

Электронная библиотека

Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависят от возможностей, которыми располагает библиотека в предоставлении различных услуг пользователям.

В настоящее время основные фонды не в полной мере отвечают задачам школьной библиотеки. В связи с этим проблема использования Интернет-ресурсов становится особенно острой.

Специфика читательской аудитории школьных библиотек обусловливает необходимость изучения отношения как читателей, так и библиотекарей к интернету. Модернизация образования происходит на фоне формирования книжного рынка, рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг, в связи с чем расширяются и усложняются функции библиотек образовательных учреждений (прежде всего школ). В условиях модернизации содержания образования меняется миссия библиотеки. Библиотека образовательного учреждения как социальный институт должна теперь совершить скачок через несколько эволюционных стадий развития. В современных условиях библиотеки образовательных учреждений предстают в новом качестве-они трансформируются в медиацентры. Наряду с традиционным книжным фондом такая библиотека теперь имеет новые рабочие зоны: видеотеки, музыкальные библиотеки и игровые библиотеки. С появлением

электронных учебников потребность в библиотеке превращается в компьютер с доступом в интернет, электронный каталог и копировальное оборудование.

Таким образом, способы и уровни интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс можно проследить в следующей таблице:

Таблица 1. Способы и уровни интеграции ИКТ в образовательный процесс

№ Базовые (исходные) технологии Интегрированн ые технологии Способ интеграции Уровень интеграции

1 Технология активного обучения, технология визуализации информации, медиа-технология, технологии автоматизации процессов Технология активного обучения обогащение педагогических технологий новыми инструментами и средствами синхронизированное использование педагогических и ИК технологий - низкий уровень интеграции

2 Проектная технология, технология деятельностного обучения, виртуальные, сетевые и интерактивные системы и ресурсы. Проектно-деятельностная технология обогащение педагогических технологий новыми инструментами и средствами слияние (собственно интеграция) педагогических и ИК технологий и образование новых -высший уровень

3 Технология проблемного обучения, технология модульного обучения, виртуальные, сетевые и интерактивные системы и ресурсы. Проблемно-модульная технология обогащение педагогических технологий новыми инструментами и средствами органическое сочетание (взаимодействие) педагогических и ИК технологий и/или их элементов - средний уровень

обогащение информационно-коммуникационных технологий содержательно-методической информацией

4 Широкий спектр педагогических и информационно-коммуникационных технологий, в том числе технология модульного обучения, технология удаленного доступа, виртуальные, сетевые и интерактивные системы и ресурсы. Технология дистанционного обучения обогащение информационно-коммуникационных технологий содержательно-методической информацией слияние (собственно интеграция) педагогических и ИК технологий и образование новых -высший уровень

Интеграция информационно-коммуникативных технологий позволяют в полной мере реализовать принципы построения образовательного процесса активного типа (В.Н. Кругликов, 1998):

1. Индивидуализация — под индивидуализацией понимается создание системы, учитывающей индивидуальные особенности студентов и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования.

Интеграция в данном случае позволяет осуществлять корректировку:

• содержание образования

• объём учебного материала

• времени усвоения

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счёт повышения уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при максимально возможном приближении темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям учащихся.

2. Гибкость — сочетание вариативности обучения, с возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения темпа, глубины, направленности обучения.

3. Элективность — предоставление максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам.

4. Контекстный подход — обеспечение соответствия возможности коррекции содержания и логики изучения учебного материала, в рамках дополнительных курсов, интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.

5. Развитие сотрудничества — реализация на практике принципов педагогики сотрудничества, оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к её результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Результаты

В настоящее время многие студенты, только что переступившие порог вуза, уже имеют знания в области интернет-технологий. Каждый из них усваивает новые знания по-разному, поэтому раньше преподавателям приходилось находить индивидуальный подход к каждому студенту. Теперь при использовании интернет-технологий в образовании учителя могут выдавать новую информацию так, чтобы по возможности удовлетворить все индивидуальные запросы учащихся.

Так, в последнее время в условиях пандемии, которая захлестнула весь мир, активное внедрение дистанционного обучения, интернет-технологий в образовательный процесс показало свою значимость и результат.

Информационно-коммуникационное наполнение образовательного процесса рассматривается не как самоцель, а как решение насущных задач:

• возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения;

• коренное изменение организации процесса познания путем смещения его в сторону системного мышления;

• создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования;

• использование специфических свойств компьютера, к важнейшим из которых относится возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу, индивидуализацию образовательного процесса, возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств личностно-ориентированного обучения;

• построение, развитие и совершенствование систем дистанционного обучения различного уровня.

Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и педагогических технологий и системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия педагога и студентов. Особенностью такого взаимодействия является творческая деятельность педагога и студентов как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, которая во многом зависит не только от профессионализма педагога и знаний учащихся, но и от эмоционального настроения, создаваемого в процессе обучения, а также от наличия соответствующих стимулов, от условий занятий и многих других факторов. Вывод

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий и повсеместное использование интернета привело к качественному изменению педагогических технологий, используемых во всем мире. Самой популярной формой обучения сегодня становится смешанное обучение, когда наряду с очным образовательным процессом широко используются компьютерные средства обучения.

Интернет-технологии в образовании позволяют более интересно вести учебный процесс, предоставлять нужную информацию в нужное время, участвовать в исследовательских проектах, а также используются для связи учащихся друг с другом и с преподавателями. Внедрение интернет-технологий в образовательный процесс определяется теми знаниями, которые были получены ранее, и результатами, полученными сегодня, которые формируют учебный процесс. Мощное программное обеспечение, его полная интеграция с Интернетом дает студентам возможность обмениваться информацией, полученной в процессе освоения новых знаний. Внедрение современных Web-технологий в образование обуславливается тем, что значительный объем нужных для работы знаний студент получает в ходе так называемого неформального обучения — общения с людьми, являющимися экспертами по определенным вопросам.

Список литературы /References

1. Рашидова Д.К. Особенности формирования интернет-журналистики и специфика Интернета как глобального средства массовой информации. Режим доступа: http://diss.natlib.uz/ru-RU/ResearchWork/OnlineView/25647/ (дата обращения: 17.12.2020).

2. Хайтуллаева, Нафия и Феруза Закировы. "Совершенствование содержания методической подготовки будущих учителей информатики на основе Web-технологий", 2019 Международная конференция по информатике и коммуникационным технологиям (ICISCT). IEEE, 2019.

3. Ахмедова М.Е., Мустофоева И.Н. Внутренние и внешние факторы профессионального мышления студентов технических вузов // Восточноевропейский научный журнал, 2019. № 1.

4. Вандеяр Тируселван. "Окно в ИКТ-практику учителей: различение между преподаванием и сложной наукой педагогики". Ensaio: Avaliagäo e Políticas Públicas em Educagäo AHEAD, 2020.

5. Фернандес Мирта Г. и др. "Гибкость в учебном дизайне. Укрепление цифровых навыков у поступающих студентов в FaCENA-UNNE". Аргентинский Конгресс компьютерных наук. Springer, Cham, 2019.

6. Веб-технологии в образовании. Системы дистанционного обучения в сети Интернет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http: http://www.i2r.ru/static/221/out_18244.shtml/ (дата обращения: 17.12.2020).

7. Сунил Хазари, Норт Алекса и Морленд Дебора. "Исследование педагогической ценности Вики-технологии". Journal of Information Systems Education 20.2, 2019: 8.

8. Виды интернет-технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://faggo.ru/vidyi-intemet-tehnologiy.html/ (дата обращения: 17.12.2020).

9. Гнеденко В.В. Использование технологий Web 2.0 в образовании / В.В. Гнеденко, А.В. Тютяев // международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2009. № 3. С. 82-90.

10. Гончарук Н.П. Педагогические аспекты развития интеллектуальных компетенций студентов средствами информационных технологий / Н.П. Гончарук, Е.Р. Валеева, Е.Н. Хромова // Казанская наука, 2017. № 7. С. 48-53.

11. Андерсон Терри и Джон. "Три поколения педагогики дистанционного образования." Международный обзор исследований в области открытого и распределенного обучения 12.3 (2011): 80-97.

12. Гизатулина Ольга Ивановна. Использование Web-технологий в образовании // Достижения науки и образования, 2018. № 17 (39). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-web-tehnologiy-v-obrazovanii/ (дата обращения: 12.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.