Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
573
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / СКАЗКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Видяйкина Полина Михайловна

Статья посвящена вопросам выявления педагогических условий, содействующих эффективному обучению финансовой образованности, а также вопросам обоснования обучающих технологий у дошкольников. Представлены особенности и перспективы применения обучающих игровых технологий у дошкольников. Знакомство дошкольников с миром экономики предполагается в логической последовательности - от простейших экономических категорий (потребность, труд, профессия, деньги) к более сложным экономическим явлениям (товарно-денежные отношения, купля-продажа, бюджет, реклама). Результаты развития финансового воспитания дошкольников обязательно проявятся в осознанном отношении к своей работе и уважении к труду других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Видяйкина Полина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the issues of identifying pedagogical conditions that contribute to the effective teaching of financial education, as well as to the issues of substantiating teaching technologies for preschoolers. The features and prospects for the use of educational gaming technologies for preschoolers are presented. The acquaintance of preschoolers with the world of economics is assumed in a logical sequence - from the simplest economic categories (need, labor, profession, money) to more complex economic phenomena (commodity-money relations, purchase and sale, budget, advertising). The results of the development of financial education of preschoolers will necessarily manifest themselves in a conscious attitude to their work and respect for the work of other people.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Процесс конечной реализации проекта предполагает презентацию продукта и защиту проекта, что будет демонстрировать готовность обучающихся к активному продвижению собственной деятельности.

В рамках проектной технологии обучения предполагается:

- создание определенной интегрированной проблемы, сочетающей аспекты различных предметных областей, требующей применения исследовательских методов для её разрешения;

- практико-ориентированная, теоретико-исследовательская и познавательная значимость поставленных целей;

- самостоятельную активность и деятельность обучающихся;

- структурирование, обобщение и формализацию содержания проекта с уточнением полученных результатов на каждом из этапов;

- использование системы исследовательских методов, предполагающих постановку гипотезы, целей, задач, проблемы. Также предполагается проведение обсуждения методов исследования, формализованное оформление полученных результатов обучения, анализ полученных данных и подведение итогов, корректирование, формулирование выводов.

Результат применения технологии проектного обучения - это различные как теоретические, так и практико-ориентированные материалы, например, доклады, выступления, конкурсные работы, газеты, рефераты, отчеты и т.п. В течение последних лет ввиду активного развития ИКТ-технологий, особую значимость приобретают мультимедиа презентации, которые позволяют ярко и достаточно наглядно отобразить полученные результаты деятельности, подойти творчески к решению поставленных задач. В таком случае проекты презентуются с использованием различных видов: научный доклад, деловая игра, видеофильм и т.д.

В случае достижения целей проекта, мы получаем качественный и актуальный новый результат, способствующий развитию познавательных способностей обучающегося, стимулирующий его самостоятельность.

В связи с этим, проектная технология обучения ровно, как и метод проектов, предоставляет педагогу широкие инстурментативные возможности для создания инновационно-ориентированной образовательной среды, повышая качество образования.

Выводы. Таким образом, технология проектного обучения - это самостоятельное выполнение обучающимися в групповой форме (индивидуальной, парной, бригадной и др.) проектов, ограниченных во времени. Технология обучения эффективно сочетается с групповыми формами работы, ориентируется на достижение практически значимых результатов. В таком случае, решение проблемы - это использование системы методов обучения и воспитания с перспективой задействования знаний из различных предметных областей. Результат проекта - осязаем, представляется как практический способ решения теоретической проблемы. В связи с этим, проектная технология - это совокупность использования исследовательских, поисковых, проблемный и творческих методов.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Технология формирования проектного обучения в высшем образовательном учреждении / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, А.Н. Сидоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-3. -С. 43-46

2. Козырева, О.А. Теоретизация и моделирование педагогических условий в профессиональной деятельности научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 1(34). - С. 3. - DOI 10.26795/2307-1281-2021-9-1-3

3. Маркова, С.М. Исследование проектной деятельности в профессиональном образовании / С.М. Маркова, С.А. Зиновьева; Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - 170 с. - ISBN 978-5-85219-755-9

4. Маркова, С.М. Системный подход к технологии профессионального обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 155-158

5. Маркова, С.М. Профессионально-образовательное проектирование / С.М. Маркова, С.А. Цыплакова; Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2019. - 208 с.

6. Мурыгина, К.Д. Проектирование учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода / К.Д. Мурыгина, С.А. Цыплакова // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Отв. редакторы И.А. Ахметшина, О.А. Галстян. -Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. - С. 323-328

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Видяйкина Полина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам выявления педагогических условий, содействующих эффективному обучению финансовой образованности, а также вопросам обоснования обучающих технологий у дошкольников. Представлены особенности и перспективы применения обучающих игровых технологий у дошкольников. Знакомство дошкольников с миром экономики предполагается в логической последовательности - от простейших экономических категорий (потребность, труд, профессия, деньги) к более сложным экономическим явлениям (товарно-денежные отношения, купля-продажа, бюджет, реклама). Результаты развития финансового воспитания дошкольников обязательно проявятся в осознанном отношении к своей работе и уважении к труду других людей.

Ключевые слова: финансовая грамотность дошкольников, педагогические условия, обучающие технологии, дидактические игры, сказки.

Annotation. The article is devoted to the issues of identifying pedagogical conditions that contribute to the effective teaching of financial education, as well as to the issues of substantiating teaching technologies for preschoolers. The features and prospects for the use of educational gaming technologies for preschoolers are presented. The acquaintance of preschoolers with the world of economics is assumed in a logical sequence - from the simplest economic categories (need, labor, profession, money) to more complex economic phenomena (commodity-money relations, purchase and sale, budget, advertising). The results of the development of financial education of preschoolers will necessarily manifest themselves in a conscious attitude to their work and respect for the work of other people.

Key words: financial literacy of preschool children, pedagogical conditions, teaching technologies, didactic games, fairy tales.

Введение. В соответствии со стандартом и политикой в сфере дошкольного образования главной целью и результатом считается качественное образование дошкольников и развитие личности ребенка. Качественное образование в России на данный момент немыслимо без финансового образования и воспитания. Развитие финансовой образованности в раннем возрасте позволяет ребенку старшего дошкольного возраста на начальном уровне сформировать финансовое мировоззрение, закладывает основу финансового поведения, позволяет развивать качества, присущие финансово грамотному человеку, а в перспективе на будущее дает возможность безболезненно использовать возможности финансовой сферы. В период дошкольного обучения закладываются не только основы финаносово -грамотного воспитания, но и формируются познавательные и мотивирующие качества личности, позволяющие не только проявлять интерес к окружающему миру, но и изучать его углубленно самостоятельно, следуя своим интересам в финансовой среде. Таким образом, можно считать, что занятия по программам финансовой грамотности должны реализовываться не только в программе школьного и высшего образования, но и для детей старшего дошкольного возраста, в адаптированном и приемлемом для восприятия под возраст формате [6].

Необходимо иметь в виду, что при несформированности правильного понятия у дошкольника о денежных средствах, возникает неверное восприятие и построение модели финансового поведения в более взрослом возрасте. В этом аспекте ключевой целью педагогов и семьи представляется формирование осознанности факта получения денег исключительно как блага, являющегося следствием труда. Это доказывает актуальность элементарного финансово-экономического образования детей. Именно поэтому в современной системе образования делаются значительные акценты на финансовое образование на различных ступенях системы обучения. А в рамках обозначенных тенденций развития финансового образования данный вопрос должен входить в предмет целенаправленных исследований сферы дошкольной педагогики. Тем самым актуальным видится рассмотрение педагогических условий и технологий формирования базовых финансовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Анализ авторами трудов педагогов дошкольного образования в области внедрения азов экономики и финансов в ДОУ началось сравнительно недавно. Однако, многие из них придают ей большое значение, рассматривая процесс финансового воспитания через игровую активность. Так, например, А.А. Смоленцева считает, что в ходе игры дошкольники легко познают мир социальной действительности и приобщаются к миру экономики. Все дошкольники и дети младшего школьного возраста очень любят играть. Важной особенностью и безусловным преимуществом игровой активности дошкольников можно считать то, что она быстро принимает образовательную форму. Применение игровой практики в процессе дошкольного воспитания позволяет наблюдать среди детей лучшую адаптацию к школьной деятельности в будущем, самостоятельность в образовательной и жизненной среде. Игровая активность позволяет дошкольникам копировать действия взрослых, реализовывать потребность быть похожими на них. Эти поступки еще не реализуемы пока в жизни детей, но имеются в их мечтах, фантазиях, потребностях. Игра позволяет их осуществить в сценках, общениях, ярмарках. Применительно к финансовому воспитанию игру следует взять за важную составляющую развития детей [7].

Изучение дошкольниками финансовых терминов невозможно представить вне игровой формы работы, которая позволит не только с ними ознакомиться, но и постоянно закреплять. Игровая активность предполагает комплексное использование различных дидактических игр на занятиях в группе и вне их.

Разработка дидактических игр, сопровождающего занятия материала - самостоятельная работа педагога. Вместе с этим стоит отметить необходимость подбора материала в соответствии с возрастом и психико-возрастными особенностями дошкольников, формируя задания в дидактических играх в виде картинок, с применением предметов, словесных финансовых игр. Как сопряженный материал могут быть использованы игры в форме или имитирующие путешествия, загадки, сопровождающиеся беседой, предположениями и гипотезами и т.д. [6]. Хорошим примером подобных дидактических игр в трудах И.В. Барыниной предложены: «Конфетки и монетки», «Хорошо - плохо», «Узнай профессию по трудовым действиям», «Можно - нельзя», «Кто что производит», «Где что следует купить» [2], где дошкольниками осваиваются, закрепляются понятия о финансовых явлениях, терминах, приобретаются новые экономические умения и навыки.

Дошкольники, совершая разные поступки в процессе игровой деятельности, обучаются тому, как их можно использовать при различных условиях, с разнообразными объектами, что позволяет увеличить прочность и осмысленность развития и закрепления финансовых понятий.

Применение в воспитательной практике настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр имеет большой эффект при грамотной организации процесса педагогами. Игровую деятельность дошкольника можно считать своего рода «школой жизни» в миниатюре. Здесь дошкольник управляет финансами, инвестирует, строит стратегии - без урона для кошелька.

Правильно организованная экономическая игра способствует развитию познавательной деятельности, формированию деловых качеств, активности в целом у детей старшего дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что интересная игра способна даже ленивого сделать трудолюбивым, неумелого - умельцем. Коллективная познавательная активность содействует раскрытию творческого потенциала дошкольников и самореализации их как личности. Использование игр -успешное начало в ориентации в мире базовых финансовых понятий.

Теоретический анализ и практический опыт позволил определить педагогические условия, содействующие эффективному обучению финансовой образованности у воспитанников ДОУ (рис. 1) [3].

Рисунок 1. Педагогические условия, содействующие эффективному обучению финансовой образованности у

дошкольников

Следует отметить, что для детей старшего дошкольного возраста не понятийный аппарат экономики как таковой, а именно, игровая активность содействует восприятию, познанию и пониманию явлений в финансовой среде, развитию познавательной заинтересованности в экономике, способствует формированию положительной направленности и самомотивации к ее изучению.

Отмеченные формы деятельности направлены на достижение одной цели: изучение азов экономики, развитие у детей восприятия финансовых понятий и финансового познания. Поиск решений финансовых заданий должен сопровождаться совместно с трудовым воспитанием и формированием нравственных установок, которые корректируются и создаются через усвоение финансовых познаний на ступени дошкольного периода [8].

Игровая форма при формировании экономической грамотности позволяет достичь множество целей, а именно [4]:

- заложить начало формирования у детей экономических понятий доступным языком;

- воспитание с раннего возраста сознательного использования всех благ, которые окружают их в детстве;

- формирование морально-нравственных основ и уважительного отношения к родителям и близким, проявляющим заботу к ним;

- воспитание уважения природным благам и тому, что они ему дают.

В итоге, построение основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста зависит от методов обучения, которые коррелируются с возрастным особенностями и целями, которые планируется достичь на определенном этапе. Поскольку в дошкольном возрасте игровая форма занятий с детьми является основной, то при проведении занятий по финансовому воспитанию, не стоит выбирать альтернативные методы. В рамках проведенной работы авторами определено что, игровая активность представляет собой, наиболее эффективное средство по формированию финансового мировоззрения и шаблона поведения детей старшего дошкольного возраста, вместе с этим способствующее усвоению дошкольниками ценности денег, а также определяет путь изучения и отработки навыков управления домашним бюджетом и формирования сбережений [3].

В ряде некоторых парциальных образовательных программ - «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А. Смоленцевой, «Экономическое воспитание детей в семье» И.А. Сасовой, «Экономика для малышей» А.Ю. Селезневой, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой и др. - предложено примерное содержание финансовых познаний, которые должны быть у детей старшего дошкольного возраста, определены главные пути реализации программ.

Обеспечению финансового образования старших дошкольников сейчас уделяется достаточное время в дошкольных учреждениях с применением разнообразных мероприятий и привлечением родителей.

Всевозможные мероприятия, игры, ярмарки в ДОУ способны заинтересовать, увлечь и детей и взрослых, кроме того направлены на формирование азов финансового воспитания. Практика, однако, показала, что большинство воспитанников плохо ориентируются в простейших финансово-экономических терминах, не знают профессии родителей и близких, не понимают значения денег и тем более не улавливают взаимосвязи между ними и трудом взрослых.

Существующее разнообразие способов и методов организации финансового образования дошкольников требует организации обучения в доступном, творческом формате по средством единой образовательной технологии - развитие азов финансово-экономической образованности старших дошкольников.

Педагог дошкольного обучения И.В. Барынина в своей работе предложила следующую технологию по развитию экономической образованности у воспитанников [1].

Содержание этой технологии включает в себя следующее (см. рис. 2).

1) формирование представлении о труде взрослых как о способе '

'зарабатывания денег н сто необходимости в жнзнн общества.

2) формирование представлений о деньгах, семенном бюджете

3) знакомство с товарами, услугами, рекламой

4) формирование полезных привычек и навыков в быту

Рисунок 2. Содержание обучающей технологии

Цель обучающей технологии: помочь воспитанникам старшего дошкольного периода войти в социально-экономическую жизнь, содействовать развитию азов экономической образованности у дошкольников этой возрастной группы.

Технология развития азов финансового воспитания старших дошкольников предполагает, по мнению теоретиков и практиков, использование системного подхода в развитии ребенка. Системность включает взаимосвязь нравственного и гражданского, трудового и финансового воспитания.

Процесс формирования финансовой грамотности дошкольников может быть организован с помощью различных вариантов, одним из действенных способов, учитывая возраст обучаемых, считается игровая активность. Основным принципом игры следует взять тематический подход в планировании деятельности с детьми. Развивая направление тематического обоснования финансового воспитания, предлагаются различные варианты дидактических игр в основе. Дидактические игры правомерно включать в содержание занятий в ДОУ и проводить также во время свободной активности дошкольников.

Чтобы исключить риск надоедания, поддерживать постоянный интерес у детей педагог использует в своей практике с дошкольниками различные игры, примеры которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Примеры дидактических игр

Виды игр Примеры

Игры с предметами «Маршруты товаров», «Магазин игрушек», «На необитаемом острове», «Копилка», «Супермаркет»

Игры с картинками «Кто что делает?», «Назови профессии», «Товарный поезд», «Денежное домино», «Угадай, где продается?», «Что быстрее купят»

Словесные экономические игры «Какое слово лишнее?», «Скажи наоборот», «Закончи предложение», «Какая профессия у человека», «Что можно купить, что нельзя», «Товары - услуги»

Игры-путешествия «Путешествие Незнайки в город мастеров», игра-эстафета «Хорошо - плохо», настольно-печатные, игры-загадки и т.д.

Огромное значение в практике экономического воспитания имеют сюжетно-ролевые игры. Они позволяют ясно и в доступной для детей форме изложить экономические понятия дошкольникам. Посредство игрового формата дети, обыгрывая профессии и профессиональную дуятельность, например, копируют трудовые поступки взрослых, учатся экономить, выбирать, сохранять и, как ключевой момент, определяют для себя содержание труда и его смысловое содержание.

Применение игры «Супермаркет» при формировании финансового поведения детей изучаемой возрастной группы позволит ознакомиться с ассортиментом продукции магазинов. И это не только продукты питания, но и игрушки, одежда, канцелярские и спортивные принадлежности. Продавцу может быть предложено, рассказать об акциях, раскрыть достоинства того или иного товара, прорекламировав его.

Одним из подходов реализации технологий можно считать путь поиска решения ситуационных задач через разыгрывание сюжетов финансового характера из сказок. Через моделирование и реализацию технологий проблемного обучения педагог показывает дошкольникам плюсы и минусы, последствия финансово-экономического поведения. Неприемлемость мошенничества и обмана, воровства и лени должна быть четко сформулирована для детей. Важно уважительное отношение к людям, ценность окружающих товаров и вещей и т.д.

Внедряя проблемные ситуации в работу с дошкольниками, можно использовать различные их варианты. Например, И.В. Барынина приводит такие: «Что значит хорошая работа?; Если бы все было бесплатно; Дешевые товары - это хорошо или плохо?; Если мама не работает; Ненужные покупки; Как накопить на любимую игрушку; Хочу и надо» [2].

Изучая финансово-экономические понятия различного содержания, стоит активно использовать беседы с дошкольниками, обсуждения, проблемные ситуации. Это позволит закрепить и осознать различные темы финансового воспитания. Беседы с детьми позволяют привить дошкольникам уважение к различным профессиям, а также понять ценность труда человека. С дошкольного возраста ребята мечтают стать летчиками, врачами, космонавтами, учителями и т.д. Важно вопросами и подсказками попросить обосновать тот или иной выбор детей, показав положительные стороны профессий.

Помимо этого, следует рассказывать дошкольникам об успешных людях различных профессий. Обращать внимание детей стоит на такие примеры, которые позволяют убедиться в том, что только собственным трудом возможно достичь данных успехов. Немаловажным фактом, который следует озвучивать, является старание в учебе. Именно это позволит добиться поставленных целей.

С большим удовольствием дошкольники, принося пользу окружающим людям, могут участвовать в благотворительных акциях. Также следует отметить, что работа по финансовому обучению детей старшего дошкольного возраста невозможна без активного развития сотрудничества педагогических кадров и родителей, заинтересованности, понимания важности проблемы всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Успешному развитию данного направления будут способствовать встречи с родителями по вопросам финансово-экономического образования, проведение выставок-ярмарок, экономических праздников с участием родителей.

Современные требования образования позволяют применять различные способы и приемы, а также способствуют погружению в развивающую среду ребенка. Важным моментом, способствующим достижению целей финансового образования, является создание финансовой зоны в учреждении детского сада, а именно включение в нее разнообразных финансово-дидактических игр, карты города с обозначением крупных предприятий, альбомов «Финансово-экономическая азбука».

Описанная выше технология развития финансовой образованности у детей старшего дошкольного возраста приводит к следующим результатам:

Рисунок 3. Результаты формирования финансово грамотного поведения

Выводы. В итоге, следует с достаточной определенностью сказать, что ознакомление ребенка дошкольного возраста с окружающим материальным миром позволит с детства ценить и уважать труд родителей и других людей, осознавать ценность профессий и их результатов, бережно относиться к продуктам труда. Важным результатом ведения финансового образования и воспитания с дошкольного возраста считаем будущее проявление их отношения к своей работе и уважении к труду других людей.

Литература:

1. Барынина, И.В. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / И.В. Барынина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. - № 2-2. - С. 11-20

2. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93. EDN: APOFFF

3. Зиновьева, Т.А. Педагогические условия формирования финансового воспитания у старших дошкольников / Т.А. Зиновьева // Научный потенциал. - 2020. - № 1 (28). - С. 36-38

4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические / авт.-сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель. - 2008. - 169 с.

5. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 30.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

6. Старченко, Т.С. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / Т.С. Старченко, И.В. Кошелькова, С.И. Доронина // Актуальные исследования. - 2021. - № 51 (78). -С. 113-116

7. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику / А.А. Смоленцева // Учебно-методическое пособие «Детство». - 2008.

8. Шатова, А.Д. Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста: две стороны проблемы / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2018. - №2. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.