Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРОГРАММА / ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Винников Кирилл Дмитриевич

Статья посвящена вопросам разработки и обоснования содержания программы по формированию финансовой грамотности для старших дошкольников. Воспитанники различных образовательных учреждений должны быть готовы к реальной самостоятельной жизнедеятельности в условиях современного рынка. Они должны научиться сопоставлять собственные потребности и свои практические возможности; рационально применять и совершенствовать человеческий потенциал; анализировать и распределять собственные материальные и рабочие ресурсы; нести ответственность за принятые решения и их потенциальные последствия для самих себя, ближайшего окружения и социума в целом. В работе разработана и обоснована структура курса по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста, построенная на основе модульности, предполагающей её разделение на отдельные блоки. Разработанная структура обусловлена требованиями единой рамки компетенций по финансовой грамотности, послужившей основой проектирования содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Винников Кирилл Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE PROGRAM "FUNDAMENTALS OF FINANCIAL LITERACY" FOR SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the development and substantiation of the content of the program for the formation of financial literacy for older preschoolers. Pupils of various educational institutions should be ready for real independent life in the conditions of the modern market. They must learn to balance their own needs and their practical possibilities; rationally apply and improve human potential; analyze and distribute own material and labor resources; be responsible for the decisions made and their potential consequences for themselves, their immediate environment and society as a whole. The paper developed and substantiated the structure of the course on financial literacy for children of senior preschool age, built on the basis of modularity, which implies its division into separate blocks. The developed structure is conditioned by the requirements of a unified framework of competencies in financial literacy, which served as the basis for designing the content.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Винников Кирилл Дмитриевич

Дзержинский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Дзержинск)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки и обоснования содержания программы по формированию финансовой грамотности для старших дошкольников. Воспитанники различных образовательных учреждений должны быть готовы к реальной самостоятельной жизнедеятельности в условиях современного рынка. Они должны научиться сопоставлять собственные потребности и свои практические возможности; рационально применять и совершенствовать человеческий потенциал; анализировать и распределять собственные материальные и рабочие ресурсы; нести ответственность за принятые решения и их потенциальные последствия для самих себя, ближайшего окружения и социума в целом. В работе разработана и обоснована структура курса по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста, построенная на основе модульности, предполагающей её разделение на отдельные блоки. Разработанная структура обусловлена требованиями единой рамки компетенций по финансовой грамотности, послужившей основой проектирования содержания.

Ключевые слова: финансовая грамотность, программа, повышение финансовой грамотности, дошкольники, содержание, структура.

Annotation. The article is devoted to the development and substantiation of the content of the program for the formation of financial literacy for older preschoolers. Pupils of various educational institutions should be ready for real independent life in the conditions of the modern market. They must learn to balance their own needs and their practical possibilities; rationally apply and improve human potential; analyze and distribute own material and labor resources; be responsible for the decisions made and their potential consequences for themselves, their immediate environment and society as a whole. The paper developed and substantiated the structure of the course on financial literacy for children of senior preschool age, built on the basis of modularity, which implies its division into separate blocks. The developed structure is conditioned by the requirements of a unified framework of competencies in financial literacy, which served as the basis for designing the content.

Key words: financial literacy, program, increasing financial literacy, preschoolers, content, structure.

Введение. В последние годы вопросы повышения финансовой образованности различных слоев населения подвержены активным обсуждениям. Кроме того государственная поддержка финансовой грамотности в нашей стране реализуется в проектах и грантах различного уровня. Тем не менее, очевидно, что пройдут годы, прежде чем высокий уровень финансовой образованности среднестатистического гражданина станет заметным драйвером социально-экономического роста страны.

Активные современные изменения в стране государственно-политического и экономического характера расставляют особые акценты на вопросы финансовой грамотности. Отдельное внимание при этом заслуживает финансовое воспитание среди дошкольников. Именно данный возраст позволяет формировать финансовую самостоятельность и ответственность, трудолюбие и готовность принимать решения. Дошкольники старшего возраста готовы к активному взаимодействию и развитию, восприятию финансового мира, способны в игре повторять (копировать) поступки жизнедеятельности взрослых. Становление и совершенствование этих качеств начинается на этапе обучения в ДОУ, как наиболее сенситивного периода формирования и социализации личности.

Изложение основного материала статьи. Актуальность исследования формирования финансовой грамотности детей, в частности, старших дошкольников посредством системы обучения заключается в том, что эта сфера выполняет конкретную общественную роль по выравниванию возможностей дошкольников вне зависимости от их социальной группы и благосостояния семьи. Безусловно, все аспекты жизнедеятельности населения в настоящее время связаны с экономическими взаимоотношениями.

Дети становятся участниками финансовых отношений в семье еще в ранний период, тем самым на бытовом уровне овладевая такими финансовыми терминами, как «труд», «деньги», «бизнес», «зарабатывать», «покупать», «продавать» и т.д. Эти понятия дошкольниками не должны изучаться самостоятельно, без системы, т.к. предполагается грамотный вектор финансового развития каждого ребенка. Педагогическая направленность данного развития основной потенциал будущего успеха. Предлагаемая программа по формированию финансовой грамотности у дошкольников сформировала 5 основных блоков.

1 блок «Потребности»: по данному направлению предполагается два занятия «Юные финансисты» и «Приключения Умника и Торопыжки». В процессе данных занятий дошкольники получают знания и понятия о том, что человеку, как любому другому живому существу, как и остальным животным и растениям необходима вода, воздух, тепло, свет, пища, одежда, жилье, то есть существуют потребности, без удовлетворения которых человек не способен существовать. И в то же время детям в игровой форме объясняется, что бывают и другие, тоже очень важные, своего рода потребности социума: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и др.

2 блок «Труд и продукт (товар)»: по теме данного блока выделим два занятия «Путешествие в сказочную страну». Дошкольникам представляют мир профессий; обучают уважать людей, способных трудиться и честно зарабатывать денежные средства; поддерживают желание и старание ребят заниматься полезной активностью, оказывать помощь взрослым.

В игровой форме дошкольники узнают о том, что взрослые трудятся, для того чтобы прокормить себя и собственную семью, чтобы образовать запасы на будущее время, приносить пользу другим людям. В ходе трудовой деятельности взрослые создают, производят разные изделия, результаты труда. Производство не бывает без средств производства, посредством которых выполняется процесс производства результатов труда.

Значительное место в работе по введению детей старшей дошкольной группы в мир экономики отведено сказке. Сказка - это произведение с громадными педагогическими возможностями обучения. Из русских народных сказок и из новых современных дошкольники узнают о новых для них экономических качествах человека, таких как трудолюбие, экономность, рациональность, практичность и др.

Дошкольниками слушаются сказки и рассказы финансового содержания о потребностях и возможностях: «Муха-цокотуха», «Три поросенка», «Сказка о трёх братьях» Г. Злобенко, «Сказка о рыбаке и рыбке» и др. В ходе подобных занятий совершенствуется умение находить финансовую составляющую из сказочного рассказа. Воспитывается настойчивость, честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности.

Освоить детям на первый взгляд сложные финансовые понятия способствуют увлекательные стихотворные рифмы, в частности: И врачу и акробату отдают за труд (зарплату), люди ездят на базар, там дешевле есть (товар), за сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьет (кассир).

3 блок «Деньги и бюджет семьи» включает два занятия «Деньги всякие нужны» и «Вместе за покупками». Во время занятий дошкольники узнают понятие «деньги» как всеобщий эквивалент обмена, а также то, что они считаются также товаром, но своеобразным, поскольку количество его всегда оказывается равным другому изделию, которое может быть на них заменено. Помимо этого, денежные средства - это инструмент платежа при осуществлении купли-продажи. В процессе занятий детей необходимо подводить к тому, что каждый товар имеет собственную цену. Некоторые товары - более дорогие, остальные оцениваются несколько меньше (дешевле).

Познавательное занятие «Деньги всякие нужны» ознакомит детей с историей появления денег, их назначением, с монетами, денежными купюрами РФ. Во время занятия детям предложить поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?».

Во время занятия на тему: «Вместе за покупками» - вводим в активный словарь понятия: «Супермаркет», «Рынок». Детей поделить на команды и каждой команде предложить по списку купить продукты в разных магазинах (супермаркете, рынке, магазин «Лучший» и «Всегда рядом»). На таких занятиях особенно нужна наглядность - яркие картинки и фото.

4 блок «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»: «Путешествие в мир рекламы» и «Реклама для трех поросят».

Реклама - это некоторая информация, которая уложена в интересную форму. Помимо информации реклама дает некоторое эмоциональное настроение. Именно из-за этого детям она так нравится, дошкольники играют в нее. Передать максимум информации при минимуме слов, подчеркнуть главные, особенные черты описываемого товара, выделить его отличие от прочих и показать преимущества бренда.

На занятиях детям в игровой форме показать, что такое реклама, зачем ее создают, а кроме того, пояснить, что приобрести все подряд не только невозможно (не хватит ни дохода, ни сбережений), но и не нужно; обучить различать действительные потребности от навязанных. Также в процессе занятий дети могут выполнять творческое задание, создавать рекламные объявления.

5 блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»: «Азбука юного финансиста» и «Экономия тепла, света, воды».

В ходе знакомства с этой темой у дошкольников вырабатывать знания и привычки правильного поведения в повседневной среде при работе с окружающим «предметным» миром; создавать понимание того, что «вещный» мир -сделан человеком, т.к. в любой предмет вложено много людского труда, который нужно уважать.

На занятиях решать сразу несколько задач: подчеркнуть необходимость бережного отношения к вещам и показать дошкольнику способ такого отношения. Это вселяет в него уверенность в своих силах, внушает, что трудом можно исправить случившееся.

В процессе обучения с воспитанниками изучить суть терминов «бережливость», «экономность» и «практичность» в отношении особенностей людей (детей, родителей), имеющих склонность к финансово рациональному поведению.

Особенно следует отметить, что сделать финансы более понятными для старших дошкольников может помочь сюжетно-ролевая игра. Например, старшие дошкольники с увлечением играют в магазин, кафе, отражая увиденные поступки родителей, - пробуют освоиться в роли продавца, официанта и клиента.

Кроме того, финансовую направленность могут нести и игры в парикмахерскую (оказание услуг, кафетерий). Все эти активности включаются в работу с детьми. При этом следует проговаривать все действия, пополняя словарный запас дошкольников финансовыми понятиями. Также можно применять условные денежные средства - билеты, открытки, игрушечные купюры.

Детям были предложены новые интересные игры - «Аптека», «Сбербанк», «Почта».

Традиционная игра «Магазин» усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монетки. Детям увлекательно поиграть и в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Магазин предлагает не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары и пр. Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к реальности, вместе с детьми изготовить ценники для товаров.

В процессе подобной игры иногда создать для дошкольников специальные проблемные ситуации, когда необходимо выбрать: или истратить в магазине все накопленные денежные средства или сберечь их часть и постепенно накопить на более серьезную покупку? Потратить имеющуюся сумму средств на лекарства или на новый гардероб?

В занятия также можно активно включать дидактические игры. Это различные учебные пособия на составление правильной последовательности поступков для производства определенного продукта «Лото», «Магазин», лото «Сказки», «Что следует купить за денежные средства, чего нельзя», «От чего же зависят потребности», «Для чего нам нужны деньги?».

Прочие игры состоят в том, чтобы выбирать реквизит для разных профессий («Кому, что нужно для работы», «Четвертый лишний»). С различной степенью сложности их можно применять для воспитанников различных групп.

Игра «Профессии» ознакомляет детей старшего дошкольного возраста с разными видами трудовой деятельности и ее атрибутами.

Особенную заинтересованность дети проявляют к интеллектуальным играм, играм на эрудицию, практическим, игровым заданиям и проблемным ситуациям, когда все вместе родители и дошкольники выполняют познавательные, практические, игровые задания, посредством которых дошкольники самостоятельно ищут выход из ситуации. Такие задачи содержат в себе черты проблематичности и увлекательности, заставляют мыслить, но кроме того, приносят радость дошкольникам, активизируют их фантазию, творческое воображение и логику. В процессе интеллектуальных игр с

дошкольниками растет общий интерес детей к современным финансовым понятиям и познаниям, позволяет при решении логических задач видеть уже не игру, а настоящий мир.

Различные пословицы и поговорки в расширенной форме включают в себя идеи финансовой рациональности, моральных ценностей, уважение к труду.

Следует отметить работу с родителями. С ними необходима также активная работа-беседа «Финансовая грамотность детей», а также деловая игра «Азбука финансов».

Консультация для родителей «Финансовая грамотность дошкольников» проводится для обогащения педагогических познаний родителей по финансовому обучению ребят, привлечения к обмену опытом. Работа с родителями направлена на то, чтобы убедить родителей в важности экономического воспитания. Совместная деятельность с родителями поможет повысить уровень финансовых познаний и понять взрослыми необходимость экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, использовать полученные детьми познания и умения на практике, в кругу семьи.

Таким образом, анализ разработанной программы позволил выделить ряд принципов в образовании старших воспитанников детского сада азбуке экономической грамотности:

- от более простого к самому сложному, где заложен постепенный переход от легких задач к трудным;

- принцип наглядности состоит в том, что у воспитанников более активна наглядно-образная память, по сравнению со словесно-логической, поэтому мыслительные процессы основываются на восприятии или образном представлении;

- принцип индивидуальности способствует вовлечение каждого дошкольника в учебный процесс.

Необходимо отметить, что суть рекомендуемых направлений усваивается в разных образовательных направлениях согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, организуя комплексное исследование экономических вопросов в тандеме с финансовыми, этическими и моральными категориями, а кроме того, единство процесса образования на основе принципа объединения. Изучение финансово-экономических понятий дошкольниками сопровождается со свойственным для этого возраста любопытством, активностью в познании и мышлении, подражанием поступкам взрослых.

Данный вывод позволит использовать следующие результаты (рис. 1).

- создание в групповой комнате насыщенной и гиокои предметно-пространственной развивающей среды (например, оформление игрового комплекса «Супермаркет» включает современное оборудование (банкомат, вариативные витрины, отдел рекламы. др ), оснащенное необходимыми атрибутами и моделями дня обогащения представлений детей о деньгах, рекламе, товарах, др).

Г \

- применение проблемно-игровых технологий экономического образования и сочетание различных методов работы в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников, в том числе, в творческих видах деятельности.

Ч_)

Рисунок 1. Основные результаты исследования

Наиболее целесообразными приемами можно считать:

С \

- обращение к устному народному творчеству («Хорошо дешево не бывает:», «Копейка рубль бережет», «Маленькая добыча лучше большого наклада". «Не деньги богатство, а бережливость и разум» и др )

Рисунок 2. Наиболее целесообразные приемы

Особенное значение в данных условиях имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), повышающие возможности дошкольника в освоении экономических понятий и категорий. Технологии в достаточном формате приводят к успеху в формировании финансовой позиции.

Поэтому в ходе деятельности особенное внимание уделяют активным играм: «Бюджет нашей семьи», «Хочу и нужно», «Что следует приобрести за деньги», «Что вначале, что потом?».

Выводы. В итоге, возрастной этап развития дошкольника позволяет посредствам необходимых условий, созданных педагогом, постепенно знакомить ребенка с миром экономики и финансов. Процесс изучения финансово-экономических процессов и явлений, понятий и категорий сопровождается у детей дошкольного возраста:

- пополнением собственного словаря простейших финансовых терминов;

- воспитанием чувства достоинства и уважения людей различных профессий;

- формированием навыка положительного финансового поведения в будущем;

- осознанным отношением к окружающим явлениям социально-экономической действительности.

Все это показывает высокую значимость проведенного исследования. Перспектива развития заявленной темы строится на разработке профиля компетенций и модели образовательного курса, закладывающих в основу представленной тематической структуры содержания финансового воспитания дошкольников.

Литература:

1. Барынина, И.В. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / И.В. Барынина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. - № 2-2. - С. 11-20

2. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93. EDN: APOFFF

3. Зиновьева, Т.А. Педагогические условия формирования финансового воспитания у старших дошкольников / Т.А. Зиновьева // Научный потенциал. - 2020. - № 1 (28). - С. 36-38

4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические / авт.-сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград: Учитель. - 2008. - 169 с.

5. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 30.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

6. Старченко, Т.С. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / Т.С. Старченко, И.В. Кошелькова, С.И. Доронина // Актуальные исследования. - 2021. -№ 51 (78). -С. 113-116

7. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику / А.А. Смоленцева // Учебно-методическое пособие «Детство». - 2008.

8. Шатова, А.Д. Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста: две стороны проблемы / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. - 2018. - №2. - С. 26.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант направления «Геоэкологическое образование» Гущина Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье раскрыта актуальность темы, определены философские основания, связанные с ценностными коэволюционными установками, составляющие основы аксиологического компонента культуры природопользования. Рассмотрены научные методологические основания культуры природопользования, а также выявлен психолого-педагогический методологический базис в контексте культуроцентрической парадигмы современного образования. Раскрыта сущность культуры природопользования, её структурные компоненты, система методологических подходов, которые положены в основу настоящего исследования. Раскрыты особенности авторской программы курса внеурочной деятельности «Друзья природы родного края», которая реализует методологические основания формирования культуры природопользования применительно к учащимся начальной школы. Рассмотрены принципы отбора и структурирования содержания программы, отмечена ключевая роль культурно-краеведческого принципа, который направлен на использование при изучении материала программы курса различных «языков культуры», способов познания окружающей среды. Материал может быть использован педагогами при разработке вопросов, связанными с экологическим образованием младших школьников.

Ключевые слова: культура природопользования, методологические основы, коэволюционные ценности, программа курса «Друзья природы родного края».

Annotation. The article reveals the relevance of the topic, defines the philosophical foundations associated with value coevolutionary attitudes that form the basis of the axiological component of the culture of nature management. The scientific methodological foundations of the culture of nature management are considered, as well as the psychological and pedagogical methodological basis in the context of the cultural-centric paradigm of modern education is revealed. The essence of the nature management culture, its structural components, the system of methodological approaches that are the basis of this study are revealed. The features of the author's program of the extracurricular activity course "Friends of Nature of the native land", which implements the methodological foundations for the formation of a culture of nature management in relation to primary school students, are revealed. The principles of selection and structuring of the content of the program are considered, the key role of the cultural and local history principle, which is aimed at using in the study of the material about course programs of various "languages of culture", ways of cognition of the environment. The material can be used by teachers in the development of issues related to environmental education of younger schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.