Научная статья на тему 'Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста'

Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5847
740
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ / EDUCATION / TRAINING / THINKING / LOGICAL THINKING / VISUAL-FIGURATIVE THINKING / THINKING OPERATIONS / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / LEVELS OF DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING / CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE / WAYS OF COGNITION / PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Дробязгина Татьяна Викторовна

В статье представлен теоретический анализ проблемы развития логического мышления в работе с детьми дошкольного возраста. Логические структуры мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет, но до этого осуществляется подготовка к развитию логических операций ребенка путем формирования наглядно-образного мышления, которое является переходной ступенью. Логическое мышление характеризуется наличием следующих составляющих его умений: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого; умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, выявлять закономерности; умение строить гипотезы, вводить следствия; умение осуществлять логические операции. В старшем дошкольном возрасте складываются благоприятные предпосылки для развития логического мышления дошкольников. Для изучения особенностей и уровня развития логического мышления дошкольников подобраны и проведены диагностики. Результаты развития логического мышления дошкольников изучены и проанализированы. Также изучены и проанализированы организационные педагогические условия развития логического мышления детей в ДОО, которые включали диагностику готовности педагогов к развитию логического мышления, значимость данной проблемы для родителей, и анализ развивающей предметно-пространственной среды групп по математическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Дробязгина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article presents a theoretical analysis of the problem of the development of logical thinking in work with children of preschool age. Logical structures of thinking are formed at the age of 5 to 11 years, but before that the preparation for the development of logical operations of the child is done by forming visual-figurative thinking, which is a transitional stage. Logical thinking is characterized by the presence of the following constituent skills: the ability to determine the composition, structure and organization of elements and parts of the whole; the ability to focus on the essential features of objects and phenomena; the ability to determine the relationship between an object and objects, to see their change in time; the ability to obey the laws of logic, to reveal patterns; the ability to construct hypotheses, to introduce consequences; the ability to perform logical operations. In the older preschool age, favorable prerequisites for the development of the logical thinking of preschoolers are emerging. To study the features and level of development of logical thinking preschool children are selected and conducted diagnostics. The results of the development of the logical thinking of preschool children are studied and analyzed. Organizational pedagogical conditions for the development of the logical thinking of children in preschool institutions were also studied and analyzed. These included diagnostics of teachers' readiness for the development of logical thinking, the importance of this problem for parents, and analysis of the developing subject-spatial environment of groups on mathematical development.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373.2.016:177

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2018

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Дробязгина Татьяна Викторовна, бакалавр Иркутский государственный университет,

(664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail: drobTV2014@qmail.com)

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы развития логического мышления в работе с детьми дошкольного возраста. Логические структуры мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет, но до этого осуществляется подготовка к развитию логических операций ребенка путем формирования наглядно-образного мышления, которое является переходной ступенью. Логическое мышление характеризуется наличием следующих составляющих его умений: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого; умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, выявлять закономерности; умение строить гипотезы, вводить следствия; умение осуществлять логические операции. В старшем дошкольном возрасте складываются благоприятные предпосылки для развития логического мышления дошкольников. Для изучения особенностей и уровня развития логического мышления дошкольников подобраны и проведены диагностики. Результаты развития логического мышления дошкольников изучены и проанализированы. Также изучены и проанализированы организационные педагогические условия развития логического мышления детей в ДОО, которые включали диагностику готовности педагогов к развитию логического мышления, значимость данной проблемы для родителей, и анализ развивающей предметно-пространственной среды групп по математическому развитию.

Ключевые слова: воспитание, обучение, мышление, логическое мышление, наглядно-образное мышление, операции мышления, интеллектуальное развитие, уровни развития логического мышления, дети старшего дошкольного возраста, способы познания,предпосылки развития логического мышления детей.

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

© 2018

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Candidate of Pedagogical l Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology education Drobyazgina Tatiana Viktorovna, bachelor

Irkutsk State University

(664053, Russia, Irkutsk, street Nizhnyaya-Naberezhnaya, 6, e-mail: drobTV2014@qmail.com)

Abstract. The article presents a theoretical analysis of the problem of the development of logical thinking in work with children of preschool age. Logical structures of thinking are formed at the age of 5 to 11 years, but before that the preparation for the development of logical operations of the child is done by forming visual-figurative thinking, which is a transitional stage. Logical thinking is characterized by the presence of the following constituent skills: the ability to determine the composition, structure and organization of elements and parts of the whole; the ability to focus on the essential features of objects and phenomena; the ability to determine the relationship between an object and objects, to see their change in time; the ability to obey the laws of logic, to reveal patterns; the ability to construct hypotheses, to introduce consequences; the ability to perform logical operations. In the older preschool age, favorable prerequisites for the development of the logical thinking of preschoolers are emerging. To study the features and level of development of logical thinking preschool children are selected and conducted diagnostics. The results of the development of the logical thinking of preschool children are studied and analyzed. Organizational pedagogical conditions for the development of the logical thinking of children in preschool institutions were also studied and analyzed. These included diagnostics of teachers' readiness for the development of logical thinking, the importance of this problem for parents, and analysis of the developing subject-spatial environment of groups on mathematical development.

Keywords: education, training, thinking, logical thinking, visual-figurative thinking, thinking operations, intellectual development, levels of development of logical thinking, children of the senior preschool age, ways of cognition, prerequisites for the development of logical thinking of children.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития личности ребенка. Одной из наиболее важных способностей, которые усваиваются ребенком в этот период, является способность к познанию. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область и ей уделяется большое внимание. Одной из задач познавательного развития детей является формирование познавательных действий. Процесс познания и развития познавательных действий немыслим без развития мышления.

Проблемами мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков др.) По мнению Л.С. Выготского, интеллектуальное развитие ребенка заключается не в количественном запасе знаний, а в уровне развития интеллектуальных процессов. Как указывал данный автор, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, а возникают и формируются в результате напря-

жения его собственной мысли [1;2;3].

Большинство исследователей отмечают, что в детском мышлении господствует логика восприятия конкретной ситуации, а не логика мысли. Ребенок в своем восприятии, в своих суждениях находится в близком отношении к реальным объектам, но развитие мышления заключается в том, чтобы постепенно конкретность мышления ребенка сменялась его способностью мыслить абстрактно.

В период дошкольного возраста развитие мышления претерпевает серьезные изменения и к старшему дошкольному возрасту начинает формироваться логическое мышление, которое предполагает сформирован-ность таких мыслительных операций как обобщение, сравнение, абстрагирование и классификация, умение устанавливать причинно-следственные связи, способность рассуждать.

И.Л. Матасова указывает, что большинство исследователей сходятся во мнении о том, что процесс структуризации логического мышления происходит без «внеш-

ней стимуляции», другие же акцентируют внимание на возможности целенаправленного педагогического воздействия, что в конечном итоге способствует развитию логического мышления [4].

Вместе с тем, как считают Н.С. Омельчен-ко, И.С. Казаков развитие логического мышления является сложным и поступательным процессом, требующим значительных усилий со стороны педагогов, дифференцированному подходу к каждому воспитаннику для того, чтобы уровень заданий соответствовал возможностям каждого ребенка. Более того, старшие дошкольники, имеющие некоторые нарушения, могут демонстрировать выполнение логических заданий на высоком уровне[5].

Логическое мышление является важной составляющей в процессе познания. Все операции логического мышления применяются человеком в процессе познания окружающей действительности с момента их формирования, то есть с детства.

Благодаря способности мыслить логически, человек может понимать происходящее, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать разные задачи, проверять решения, опровергать или доказывать что-то.

Необходимость целенаправленного развития мышления ребенка обоснована в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Эти авторы указывали, что совершенствование и развитие приемов мыслительной деятельности является основой для умственного развития.

При этом важное значение имеет не только формирование способов познания, но и обучение ребенка применению этих способов познания в разных видах деятельности, что возможно только при определенном построении процесса познания, то есть педагогическом руководстве этим процессом.

В работах Ж. Пиаже указывается на обратную идею о том, что существуют внутренние спонтанные механизмы развития логических структур, и они являются независимыми от обучения. По мнению Ж. Пиаже развитие представляет собой самостоятельный процесс, имеющий внутренние законы, при этом внешняя среда, она выполняет роль условия, но не источника развития ребенка. И в результате этого обучение рассматривается как средство, как условие, но эффективность этого обучения зависит от того, в какой степени внешние условия соответствуют внутреннему уровню развития, текущему, актуальному уровню[2].

Ж. Пиаже не отрицает возможность обучения в развитии логического мышления, но указывает на два ограничения. Первое ограничение связано с различием двух видов человеческого опыта: эмпирического и логико-математического. С помощью эмпирического опыта ребенок познает физические свойства объектов, не выходя за рамки констатации фактов. Сделать логическое обобщение ребенок может только на основе второго опыта. Эти опыты имеют разную природу, поэтому обучение логике отличается от всякого иного обучения [2].

Логическое мышление представляет собой вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями. Логическое мышление формируется к концу дошкольного возраста и проявляется в том, что ребенок оперирует абстрактными категориями, устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

Н.Н. Поддъяков указывает, что в старшем дошкольном возрасте мышление функционирует на основе принципа системности и в нем представлены все виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое [3].

Логизируя по данной проблеме, Н.А. Шинкарева и

Н.А. Соловьева, Евдокимова, О.А., Бондаренко А.В. и другие полагают, старший дошкольный возраст является периодом, когда изменения в общем психическом развитии детей (развитие их когнитивной, эмоциональной, волевой сфер, регуляторных функций) позволяет сделать процесс формирования более осознанным усвоение материала происходит на основе понимания детьми значения материала[6-15].

Л.А. Люблинская указывает, что именно в старшем дошкольном возрасте суждения детей приобретают характер первоначальных понятийных обобщений, в которых уже представлена элементарная родовидовая структура, в которой соотнесены более частные и общие компоненты[16].

Развитию логического мышления в старшем дошкольном возрасте способствует использование речи в качестве инструмента для постановки и решения интеллектуальных задач. Именно возрастающая доля речи в мышлении способствует формированию словесно-логического мышления.

Большое влияние на развитие логического мышления старших дошкольников оказывает речь, поскольку постепенно речь заменяет действие, как способ решения задачи, и действие практическое своего рода «сворачивается», превращаясь в действие мыслительное. На этой ступени ребенок уже способен решать конкретную задачу, оперируя обобщениями. Этот процесс является важным этапом для формирования умственной деятельности ребенка.

Для изучения особенностей и уровня развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста нами использовались следующие методики диагностики: Методика «Изучение операции мышления -классификации» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина). Методика «Самые непохожие» (Л. А. Венгер). Тест «Нелепицы» (Р.С. Немов). Тест для оценки словесно-логического мышления (М.И. Ильина).

По результатам исследования операции классификации мы установили, что большинство детей, а именно 44% (11 чел.) детей экспериментальной группы и 40% (10 чел) детей контрольной группы характеризуются средним уровнем сформированности данной операции. Старшие дошкольники могли назвать существенные признаки, по которым объединили объекты в одну группу, иногда путали существенные и несущественные признаки и правильно называли обобщающее слово для правильно подобранных групп.

Изучив уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и сравнения у старших дошкольников, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности данных мыслительных операций является неоднородным. У части детей данные операции сформированы недостаточно по возрасту, дети испытывают трудности при анализе объектов, выделении существенных признаков и обобщении этих признаков в процессе сравнения.

По уровню развития умения устанавливать логические связи,44% (11 чел.) детей экспериментальной группы и 40% (10 чел.) детей контрольной группы отнесены к среднему уровню, потому, что они смогли самостоятельно выделить не все нелепицы и некоторые из них затруднялись обосновать. У этих детей отмечается недостаточная целостность представлений об окружающем мире, небольшие трудности при формулировании умозаключений.

С помощью методики Г.А. Урунтаевой мы оценили уровень развития операции классификации у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень развития операции классификация выявлен у 16% (4 чел.) детей экспериментальной группы и 20% (5 чел) детей контрольной группы. Эти дошкольники были отнесены к высокому уровню развития операции классификация, потому что при выполнении задания дети правильно подобрали картинки, относящиеся

к одной группе, смогли объяснить, почему объединили эти картинки, выделить существенные признаки и назвать обобщающее слово для этой группы.

Например, Маша К. поместила в одну группу картинки с изображением коровы, свиньи, овцы и лошади. Она объяснила, что на картинках изображены домашние животные, поскольку эти животные живут около человека, на его подворье, и, человек за ними ухаживает, и назвала группу обобщающим словосочетанием «домашние животные».

К среднему уровню были отнесены по результатам диагностики 44%(11 чел.) детей экспериментальной группы и 40% (10 чел) детей контрольной группы. Эти дошкольники были отнесены к среднему уровню, потому что в процессе выполнения задания они смогли правильно подобрать картинки не для всех групп, а для 4-5 групп. Они допускали отдельные ошибки, связанные с помещением в группу того объекта, который не относится, но могли самостоятельно исправить эти ошибки. Эти дети в целом могли назвать существенные признаки, по которым объединили объекты в одну группу, иногда путали существенные и несущественные признаки и могли назвать обобщающее слово для правильно подобранных групп.

Например, Ирина С. подбирала картинки в группу «Овощи». Она положила туда картинки с изображением свеклы, моркови, картофеля и яблока. После этого она поняла, что картинку с яблоком положила неверно, убрала ее и заменила на картинку, с изображением капусты. Далее она объяснила, что на всех этих картинках нарисованы овощи, поэтому они объединены вместе и назвала обобщающее слово верно.

К низкому уровню по результатам диагностики были отнесены 40% (10 чел) детей экспериментальной группы и 40% (10 чел.) детей контрольной группы. Эти дошкольники были отнесены к низкому уровню потому, что, выполняя задание на классификацию, они не могли полностью самостоятельно составить даже одну группу, и составляли группы с помощью взрослого. Взрослый задавал наводящие вопросы, с помощью которых ребенок ориентировался в существенных и несущественных признаках. Обобщающие слова дети смогли назвать к 1-2 группам, допускали много ошибок при подборе картинок.

Например, Слава К. в группу транспорта отнес картинки с изображением коляски, велосипеда, автомобиля и самолета. Ошибку свою, связанную с включением коляски игрушечной в группу «Транспорт», Слава не заметил. С помощью наводящих вопросов взрослого он смог определить, что эта картинка относится к игрушкам. После этого он подобрал вместо нее картинку с изображением поезда, но обобщающее слово самостоятельно не назвал.

Таким образом, результаты диагностики по методике Г.А. Урунтаевой, направленные на оценку уровня развития мыслительной операции классификация показали, что у детей 5-6 лет мыслительная операция классификация сформирована на разном уровне. У многих детей отмечается недостаточная сформированность данной мыслительной операции, которая проявляется в том, что дети не всегда могут выделить правильно существенные признаки того или иного объекта, соотнести эти признаки с признаками других объектов и объединить их в одну игру на этом основании, назвав обобщающее слово. Недостаточное развитие данной мыслительной операции может оказывать негативное влияние на уровень развития словесно-логического мышления в целом.

По результатам диагностики уровня развития мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения по методике «Самые непохожие» (Л.А. Венгера).

Исходя из полученных результатов, мы видим, что к высокому уровню отнесены 20% (5 чел) детей 5-6 лет в экспериментальной группе и 20% (5 чел.) детей в контрольной группе. Эти дошкольники включены в группу

с высоким уровнем развития данных мыслительных операций в связи с тем, что при выполнении задания эти дети правильно выполнили сравнение фигур, назвали все существенные признаки, по которым фигуры отличаются друг от друга.

Например, Алина Т. посмотрела на ряд фигур, выбирала по паре фигур, рядом находящихся друг с другом, и называла их признак: «это квадрат большой, а рядом маленький круг желтого цвета; круг и квадрат - это разные фигуры, у них разный размер. Одна фигура большая, другая маленькая и они отличаются по цвету».

К среднему уровню нами были отнесены 40% (10 чел.) детей в экспериментальной группе и 44% (11 чел.) детей в контрольной группе. Эти дошкольники отнесены были к среднему уровню, потому что в процессе сравнения они преимущественно выделяли самостоятельно 1-2 признака, по которым фигуры отличаются, иногда выделяли 3 признака, иногда допускали ошибки при сравнении и самостоятельно их исправляли.

Например, Витя М. при сравнении зеленого большого квадрата и красного маленького желтого круга смог выделить только два признака, отличающих эти фигуры - это величина и цвет. Про форму, ребенок упомянул только после наводящего вопроса взрослого.

В группу с низким уровнем развития мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и сравнения были отнесены 40% (10 чел.) детей экспериментальной группы и 36% (9 чел.) детей контрольной группы. В эту группу дошкольники были включены, потому что дети при сравнении фигур не могли назвать сам признак четко, по которому фигуры отличаются, либо называли только один признак.

Например, Сережа. М. при сравнении большого красного круга и маленького красного треугольника смог выделить отличие фигур по размеру, отличие фигур по форме он не выделил.

Таким образом, изучив уровень сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и сравнения у старших дошкольников, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности данных мыслительных операций является неоднородным. У части детей лет данные операции сформированы недостаточно по возрасту, дети испытывают трудности при анализе объектов, выделении существенных признаков и обобщении этих признаков в процессе сравнения.

По результатам изучения сформированности умения устанавливать логические связи у детей старшего дошкольного возраста по тесту «Нелепицы» (Р. С. Немова).

К высокому уровню мы отнесли 16% (4 чел.) детей экспериментальной группы и 20% (5 чел.) детей контрольной группы. Эти дошкольники отнесены к высокому уровню, потому, что они смогли выделить все нелепицы, изображенные на картинке, правильно объяснить, почему такого на самом деле не бывает и как должно быть. Это указывает на сформированность у детей представлений об окружающем мире, умении устанавливать логические связи, анализировать содержание увиденного, формулировать умозаключения. Например, Влад. Н. выстраивал такие умозаключения: «Рыба нарисована с ногами, а это неправильно, она не умеет ходить, она плавает в воде».

К среднему уровню нами отнесены 44% (11 чел.) детей экспериментальной группы и 40% (10 чел.) детей контрольной группы. Эти дошкольники отнесены к среднему уровню, потому, что они смогли самостоятельно выделить не все нелепицы и некоторые из них затруднялись обосновать. У этих детей отмечается недостаточная целостность представлений об окружающем мире, небольшие трудности при формулировании умозаключений. Например, Алена. З. объясняла нелепицы так: «Булочки не растут на деревьях, их продают в магазине».

В группу детей с низким уровнем развития умения

устанавливать логические связи, мы отнесли 40% (10 чел.) детей экспериментальной группы и 40% (10 чел.) детей контрольной группы. Этих дошкольников отличало то, что они самостоятельно смогли выделить лишь небольшое количество нелепиц - от 1 до 3-4. При этом они практически не могли объяснить, что неправильно изображено на картинке, и как должно быть на самом деле. Их рассуждения являлись скомканными, логически не выстроенными, из чего было понятно, что представления у детей об окружающем мире носят несистематизированный характер, и у них слабо развито умение рассуждать, формулировать умозаключение. Например, Митя. Е. ответил так: «Собаке не надо рисовать шапку. Ей на дереве тепло».

По результатам данного теста, мы сделали вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста на разном уровне сформировано умение устанавливать логические связи и отношения между разными объектами и явлениями, также недостаточно сформировано умение рассуждать и выстраивать умозаключение.

Завершающей в процедуре диагностики являлась методикаМ.И. Ильиной для оценки словесно-логического мышления. К высокому уровню нами отнесены в экспериментальной группе 16% (4 чел.) детей и в контрольной группе 20% (5 чел.) детей. Эти дошкольники смогли ответить на большое количество предлагаемых вопросов. В ответах отмечалось умение анализировать, обобщать, рассуждать, выстраивать умозаключение, обосновывать свой ответ на основе представлений об окружающем мире.

Например, Максим Т. на вопрос «Для чего нужны автомобилю тормоза?» ответил: «Для того, чтобы водитель смог во время притормозить в случае опасности и избежать аварии».

К среднему уровню нами отнесены 44% (11 чел.) детей экспериментальной группы и 44% (11 чел.) детей контрольной группы. Эти дошкольники были отнесены нами к среднему уровню, потому, что они смогли дать ответы практически на половину вопросов, на некоторые вопросы они давали ответы самостоятельно, на некоторые с помощью взрослого. У них отмечались небольшие ошибки в процессе ответов. Например, Никита Б. на вопрос «Утром люди завтракают, а вечером?», сначала ответил: «Кушают», тут же понял свою ошибку и добавил: «Ужинают».

К низкому уровню нами отнесены 40% (10 чел.) детей экспериментальной группы и 36% (9 чел.) детей контрольной группы. Для ответов этих дошкольников было характерно то, что многие ответы они давали, не понимая до конца смысла вопроса, не обдумывая его. У них отмечались трудности анализа, сравнения, построения умозаключений. В ответах этих дошкольников практически не присутствовали рассуждения. Например, Саша К. на вопрос: «Небо голубое, а трава?» ответил: «Не голубая».

Обобщив результаты диагностики по методикам, и соотнеся их с критериально-уровневой шкалой, мы определили общий уровень логического мышления.

Высокий уровень развития логического мышления характеризуется тем, что ребенок самостоятельно и правильно выделяет существенные признаки предметов в ходе анализа, умеет сравнивать их и обобщать, правильно классифицирует предметы по существенным признакам, устанавливает логические связи, формулирует простые умозаключения.

Средний уровень развития логического мышления характеризуется тем, что ребенок допускает отдельные ошибки в процессе анализа и синтеза при выделении существенных свойств, что влияет на правильность сравнения объектов по определенным признакам. В процессе классификации ориентируются на существенные и несущественные признаки, умеют устанавливать логические связи, но допускают отдельные ошибки при этом.

Низкий уровень развития логического мышления ха-

рактеризуется тем, что ребенок осуществляет анализ и синтез, выделение существенных свойств и признаков предмета только с помощью взрослого, также нуждается в помощи при выполнении сравнения, обобщения и классификации, не может выстраивать умозаключения и устанавливать логические связи.

Для диагностики организационных педагогических условий развития логического мышления детей в ДОО нами использовались:Диагностика готовности педагогов к развитию логического мышления (Разработано в соответствии с критериальной системой оцени педагогической готовности); анкета для родителей; анализ развивающей предметно-пространственной среды групп по математическому развитию (Адаптировано на основе Примерного перечня игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений (Минобрнауки России)).

Повышенный уровень готовности выявлен у 10% педагогов, базовый уровень готовности выявлен у 50% педагогов, критический уровень готовности выявлен у 40% педагогов.

Повышенный уровень готовности характеризуется сформированностью представлений о логическом мышлении, его значении, особенностях его развития у дошкольников, сформированностью положительного отношения к развитию логического мышления, интересом и желанием повышать уровень своих знаний и умений по данному вопросу, сформированность практических умений и навыков организовать работу по развитию логического мышления.

Базовый уровень характеризуется тем, что у педагогов отмечается достаточный запас знаний о том, что такое логическое мышление, какие особенности характерны для детей дошкольного возраста, как осуществлять развитие логического мышления, но у педагогов снижена мотивация к организации данной работы и повышению уровня своих знаний и умений, а также не в полной мере сформированы практически умения и навыки организации данной работы.

Педагоги с базовым уровнем выделяют общие характеристики понятия «логическое мышление», иногда, раскрывая это понятие, опираются не только на существенные и несущественные признаки. Приведем пример: «Логическое мышление необходимо для того, чтобы успешно учиться в школе», «Чтобы развивать логическое мышление нужно использовать специальные игры и упражнения» (Валентина Евгеньевна).

Педагоги с критическим уровнем характеризуются тем, что они имеют поверхностные и неполные представления о том, что такое логическое мышление, каково его значение, каковы возрастные особенности развития логического мышления, а также о том, какие методы и приемы помогают развивать логическое мышление. Также педагоги этой группы характеризуются слабой мотивацией к повышению уровню своих знаний и умений по данному вопросу и низким уровнем практических умений и навыков организации данной работы.

Педагоги с критическим уровнем развития когнитивного компонента характеризуются недостаточностью представлений о том, что такое логическое мышление, каково его значение для развития ребенка, как осуществлять оценку уровня развития логического мышления и как его развивать. Например, Анастасия Федоровна ответила: «Уровень логического мышления можно определить по вопросам». Ольга Викторовна дала такой вариант ответа на вопрос про логическое мышление: «Логическое мышление - это когда ребенок умеет рассуждать».

У большинства родителей отмечаются трудности в определении сущности понятия «логическое мышление», ограниченность представлений о логическом мышлением, его значении, возрастных особенностях развития логического мышления, методах и приемах развития логического мышления и т.д. У родителей не

сформирована мотивация к повышению уровня своих знаний и умений по развитию логического мышления, снижена активность. Они не проявляют желания получать дополнительную информацию и взаимодействовать с педагогами в процессе организации совместной работы с детьми.

Проведенный нами анализ показал, что отмечается несоответствие имеющихся материалов основному перечню оборудования в экспериментальной группе (60%), в контрольной группе (65%), что соответствует достаточному уровню оснащения. Анализ оборудования, учебно-методических и игровых материалов показал, что одной из характерных особенностей является недостаточное наличие дидактических игр и игровых пособий на развитие логического мышления, особенно недостаточное их количество из расчета на количество детей. Некоторые игры представлены в единичном варианте, что затрудняет организацию работы с детьми. Также одним из аспектов является недостаточное разнообразие игровых материалов и дидактических пособий. Не представлена в картотеке картотека игр на развитие логического мышления.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам проанализировать педагогические условия и изучить особенности и уровень развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Мы установили, что у старших дошкольников отмечается недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения, трудности установления логических связей. Условия для развития логического мышления детей в ДОО созданы не в полной мере, что обуславливает необходимость повышения уровня готовности родителей и педагогов к развитию логического мышления детей, оснащению развивающей предметно-пространственной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 5-е изд., исп. - М.: Лабиринт, 2009. - 351 с.

2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - СПб., 2007. - 256 с.

3. Поддьяков Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 2015. - С. 5-28.

4. Матасова И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста:авторефер. дис. ... канд. психол. наук / И.Л. Матасова. Самара, 2003. - 21 с.

5. Омельченко Н.С. Развитие логического мышления у старших дошкольников / Н.С. Омельченко, И.С. Казаков // Молодой ученый. - 2016. - №9.3. - С. 20-22.

6. Шинкарёва Н.А. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста/ Н.А. Шинкарева, О.А. Евдокимова // Материалы IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (г. Уфа, ноябрь 2013 г.) 2013.- С. 72-74.

7. Шинкарёва Н.А. Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры / Н.А. Шинкарева, Н.А. Соловьева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 139-141.

8. Бондаренко А.В. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста / А.В. Бондаренко, Н.А. Шинкарева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. -№ 4 (7). -С. 38-40.

9. Галеева Е.В., Бартош Н.Н. Педагогические условия развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный жур-

нал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 127-131.

10. Котова С.А. Исследование формирования вычислительных навыков у старших дошкольников с использованием игр на интерактивной доске // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 65-69.

11. Середкина Н.Д., Соловьева Н.А., Шинкарёва Н.А. Особенности проявления культуры поведения в общественных местах детьми старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 312-315.

12. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.

13. Зайцева О.Ю. Условия развития образа я детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 152-156.

14. Якименко С.И. Блочная система интеграции знаний у старших дошкольников // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 82-85.

15. Галкина И.А., Теплых Е.А. Метод моделирования как средство развития описательного типа текста у старших дошкольников // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 211-213.

16. Люблинская А.А. Детская психология / А.А.. Люблинская. - М.: Просвещение, 2007. - 327 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 29.05.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.