Научная статья на тему 'Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте'

Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1405
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЁНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ / PRESCHOOL AGE CHILD / VERBAL AND LOGICAL THINKING / LITERACY / ANALYTICAL AND SYNTHETIC ACTIVITY / SOUND ANALYTIC-SYNTHETIC METHOD OF LITERACY / CONDITIONS OF FORMATION OF LOGIC OPERATIONS / STAGES OF FORMATION OF LOGIC OPERATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусова Маргарита Львовна, Воронина Людмила Валентиновна

В данной статье выделяются особенности использования таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и систематизация при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Научная новизна работы состоит в представлении подготовки детей к обучению грамоте в контексте формирования у детей дошкольного возраста словесно-логического мышления и овладения ими логическими операциями. Данный подход соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, в котором подготовка детей к обучению грамоте рассматривается как формирование звуковой аналити-ко-синтетической активности. В качестве условий формирования у детей логических операций выделены следующие: целенаправленность, последовательность и этапность обучения. В статье выделены этапы формирования логических операций: практический, зрительный, моделирование, внешнеречевой, умственный, описаны особенности формирования каждой логической операции на данных этапах. При этом в качестве материала наряду с предметами окружающей ребёнка действительности используются единицы языка и речи, которые также становятся для ребёнка объектом анализа и синтеза. Авторы показывают, как у ребёнка формируются умения анализа звукового состава слова, слогового состава слова, словесного состава предложения, как формируются умения, связанные с составлением слова из слогов, из слов предложения, благодаря чему внимание ребёнка переключается с содержания языковых единиц на их форму. Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован педагогами детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using Logical Operations in the Preparation of Pre-School Children to Literacy

This article points out the use of logical operations, such as analysis, synthesis, comparison, classification, generalization and systematization while preparing preschool children to literacy. The scientific novelty of this work is to prepare children presenting to literacy in the context of the formation of preschool children verbal and logical thinking and mastery of logical operations. This approach is consistent with the Federal state standard of preschool education, according to which preparation of children for literacy is considered as forming sound analytical and synthetic activity. The conditions for the formation of logical operations in children include: focus, coherence and stages of education. The article highlights the stages of formation of logical operations: a practical, visual modeling, external speech, mental, it describes peculiarities of each logical operation on these stages. At the same time, as the material, together with ambient child objects, language and speech units are actually used, they are becoming the object of analysis and synthesis for the child. The authors show how the sound structure analysis skills, word, syllabic © Кусова М. Л., Воронина Л. В., 2016 structure of a word, the verbal part of the proposal are formed, as the formed skills are associated with the preparation of words from the syllables of the words the proposals so that the child's attention is switched from the content of language units in their form. The practical significance of this study lies in the fact that this material can be used in the practice of kindergarten teachers.

Текст научной работы на тему «Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте»

УДК 373.29

DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-130-137

Маргарита Львовна Кусова,

доктор филологических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет (620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26),

e-mail: [email protected]

Людмила Валентиновна Воронина,

доктор педагогических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет (620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26), e-mail: L. V. [email protected].

Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте

В данной статье выделяются особенности использования таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и систематизация при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Научная новизна работы состоит в представлении подготовки детей к обучению грамоте в контексте формирования у детей дошкольного возраста словесно-логического мышления и овладения ими логическими операциями. Данный подход соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, в котором подготовка детей к обучению грамоте рассматривается как формирование звуковой аналити-ко-синтетической активности. В качестве условий формирования у детей логических операций выделены следующие: целенаправленность, последовательность и этапность обучения. В статье выделены этапы формирования логических операций: практический, зрительный, моделирование, внешнеречевой, умственный, описаны особенности формирования каждой логической операции на данных этапах. При этом в качестве материала наряду с предметами окружающей ребёнка действительности используются единицы языка и речи, которые также становятся для ребёнка объектом анализа и синтеза. Авторы показывают, как у ребёнка формируются умения анализа звукового состава слова, слогового состава слова, словесного состава предложения, как формируются умения, связанные с составлением слова из слогов, из слов - предложения, благодаря чему внимание ребёнка переключается с содержания языковых единиц на их форму. Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован педагогами детских садов.

Ключевые слова: ребёнок дошкольного возраста, словесно-логическое мышление, обучение грамоте, аналитико-синтетическая активность, звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, условия формирования логических операций, этапы формирования логических операций

Margarita L. Kusova

Doctor of Philology, Professor, Ural State Pedagogical University (26 Коsmonavtov st., Yekaterinburg, 620017, Russia),

e-mail: [email protected]

Ludmila V. Voronina,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Ural State Pedagogical University (26 Коsmonavtov st., Yekaterinburg, 620017, Russia), e-mail: L. V. [email protected]

Using Logical Operations in the Preparation of Pre-School Children to Literacy

This article points out the use of logical operations, such as analysis, synthesis, comparison, classification, generalization and systematization while preparing preschool children to literacy. The scientific novelty of this work is to prepare children presenting to literacy in the context of the formation of preschool children verbal and logical thinking and mastery of logical operations. This approach is consistent with the Federal state standard of preschool education, according to which preparation of children for literacy is considered as forming sound analytical and synthetic activity. The conditions for the formation of logical operations in children include: focus, coherence and stages of education. The article highlights the stages of formation of logical operations: a practical, visual modeling, external speech, mental, it describes peculiarities of each logical operation on these stages. At the same time, as the material, together with ambient child objects, language and speech units are actually used, they are becoming the object of analysis and synthesis for the child. The authors show how the sound structure analysis skills, word, syllabic

130

© Кусова М. Л., Воронина Л. В., 2016

structure of a word, the verbal part of the proposal are formed, as the formed skills are associated with the preparation of words from the syllables of the words - the proposals so that the child's attention is switched from the content of language units in their form. The practical significance of this study lies in the fact that this material can be used in the practice of kindergarten teachers.

Keywords: preschool age child, verbal and logical thinking, literacy, analytical and synthetic activity, sound analytic-synthetic method of literacy, conditions of formation of logic operations, stages of formation of logic operations

Освоение предметных областей на различных этапах обучения у многих обучающихся вызывает существенные затруднения. Одной из причин, порождающих затруднения и перегрузку детей в процессе обучения, является недостаточная подготовленность их мышления к освоению необходимой информации. Словесно-логическое мышление формируется на основе наглядно-образного и является высшей стадией развития детского мышления. Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста обеспечивается в процессе освоения детьми различных образовательных областей, поэтому особенно важно, чтобы педагог осознавал эту связь и мог реализовать её в образовательном процессе.

Одной из содержательных линий образовательного процесса, в рамках которой мы можем говорить о формировании словесно-логического мышления, является подготовка детей к обучению грамоте. Данное направление развития речи детей дошкольного возраста всегда было актуальным, но достаточно долго это направление рассматривалось в контексте знакомства ребёнка с буквой и обучением чтению. Например, в методических разработках образовательной системы «Школа 2100» предполагается знакомство детей с буквами русского алфавита, формирование умения читать, знакомство детей дошкольного возраста с буквой. Формирование умения читать обеспечивается и посредством методических разработок Р. Д. Триггер, Е. В. Владимировой [10]. Перечень методических рекомендаций и методических разработок по подготовке детей к обучению грамоте, где решаемые задачи определяются подобным образом, можно продолжить, однако следует отметить, что согласно ФГОС дошкольного образования подготовка детей к обучению грамоте связана с развитием личности и предполагает «... формирование звуковой аналитико-синте-тической активности как предпосылки обучения грамоте», а в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования отмечено, что «. у ребёнка складываются предпосылки грамотности» [13].

Таким образом, обнаруживается смена акцентов в целеполагании: с формирования у дошкольника умения читать - на развитие интеллекта ребёнка, на овладение им определённы-

ми интеллектуальными операциями, способами действия, владение которыми поможет ему перейти от устной формы речи и связанных с ней видов деятельности - говорения и слушания - к письменной форме речи и, соответственно, к письму и чтению. Таким образом, подготовка детей к обучению грамоте представляет собой переход от устной речи к письменной и предполагает существенное расширение представлений ребёнка о языке и речи: язык становится объектом наблюдения, исследования, изучения [8].

Основы понимания подготовки детей к обучению грамоте как интеллектуального развития ребёнка заложены в трудах Д. Б. Эльконина, который определял чтение как процесс «... воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели», подчёркивая, что «... начинающий читать действует со звуковой стороной языка, и без правильного воссоздания звуковой формы слова невозможно понимание прочитанного» [11]. В дошкольном образовании данные положения последовательно реализованы в методических разработках Л. Б. Журо-вой [3]. Согласно этим положениям, подготовка к обучению грамоте предполагает овладение действиями, помогающими ребёнку осознать единицы языка и речи не только в плане содержания, но и в плане формы, прежде всего звуковой. Осознание звуковой формы единиц языка и речи может быть обеспечено логическими операциями анализа и синтеза, что, в свою очередь, и определяет содержание взаимодействия ребёнка и взрослого в ФГОС дошкольного образования как формирование аналитико-син-тетической активности. Следовательно, ребёнку необходимо владеть операциями анализа и синтеза единиц на материале единиц языка и речи. Владение анализом и синтезом предполагает, что ребёнок анализирует звуковой состав слова, слоговой состав слова, словесный состав предложения, составляет слово из слогов, из слов - предложение. Владение операциями анализа и синтеза на материале единиц языка и речи определяется методом обучения грамоте, реализуемым в школе - звуковым аналити-ко-синтетическим.

Таким образом, обращение к анализу и синтезу связано не только с решением задач интеллектуального развития ребёнка, но и с овладением способами действия, необходимыми для

письма и чтения. Д. Б. Эльконин, как уже отмечалось ранее, связывает письмо и чтение с процессом кодирования и декодирования: письмо -кодирование устной речи путём перевода в графическую модель, чтение - декодирование, переход от графической модели слова к его первоначальной устной форме [11, с. 385]. В процессе письма кодируется звуковой облик слова, передаваемый с помощью условных знаков. Ребёнку необходимо выделить единицы кодирования, звуки, т. е. ему необходимо овладеть анализом звукового состава слова, чтобы обозначить звуки, используя определённую графическую систему. Подобный подход соответствует сущности русской графики, для которой значима связь звук (фонема) и способ обозначения звука (фонемы) [4]. Анализ слогового состава слова ребёнок выполняет, опираясь на способ выделения звука в слове, выделив звук, вербализует связь «звук и способ его обозначения» и обозначает звук. От первого звука ребёнок переходит ко второму, третьему - в итоге появляется запись слова, которую, декодируя, озвучивает (читает) ребёнок. Анализируя звуковой состав слова, ребёнок осваивает также операцию дифференциации, т. к. включает в выделение звуков их характеристику.

Овладение анализом слогового состава слова определяется слоговым принципом русской графики, статусом слога как основной единицы чтения и письма. Операция анализа при этом дополняется сравнением, сопоставлением: дети сравнивают слова с учетом количества слогов, звукового состава слогов и т. п. Заметим, что сравнение имеет место и в анализе звукового состава слова: дети сравнивают слова по количеству звуков. Говоря об анализе звукового, слогового состава слова, видим, что анализ имеет место рядом с синтезом: в результате анализа звукового состава ребёнок воспроизводит слово, слово же воспроизводится в результате анализа его слогового состава. Содержание действий, выполняемых ребёнком, соответствует пониманию анализа и синтеза в логике, где анализ - логическая операция, состоящая в практическом или мысленном расчленении предмета на составные части, в выделении признаков, свойств предмета, в выделении группы объектов по определённому признаку, а синтез - логическая операция, состоящая в практическом или мысленном соединении в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Взаимодополняющие операции анализа и синтеза реализуются и при обращении к предложению: ребёнок определяет количество слов

в предложении, анализируя, таким образом, его словесный состав, придумывает предложение с определённым количеством слов, записывает предложение с помощью условных знаков, моделируя его, переходя к определённому уровню абстракции в представлении данной единицы. Кроме анализа и синтеза, в процессе обучения грамоте используются и другие логические операции, такие как сравнение, классификация, обобщение, систематизация [7].

Очевидно, что успешность овладения данными логическими операциями в процессе формирования звуковой аналитико-синтетической активности определяется тем, как часто ребёнок обращается к этим операциям на другом материале, при решении других учебных задач. Работа над развитием логических операций начинается с младшего дошкольного возраста. В качестве условий формирования логических операций можно выделить следующие: целенаправленность, последовательность и поэтапность обучения [1].

Выделяются следующие этапы формирования логических операций:

1. Практический - ребёнок действует непосредственно с предметами.

2. Зрительный - ребёнок только наблюдает за предметами, выполняя приём в образном плане.

3. Моделирование - ребёнок выполняет действия не с самими предметами, а с их заместителями, моделями, использует знаки (символы).

4. Внешнеречевой - выполнение действия со словесно заданными объектами.

5. Умственный - выполнение действия в умственном плане [1; 5].

Рассмотрим особенности формирования каждой из перечисленных ранее логических операций.

Работа с детьми на первых двух этапах по формированию анализа и синтеза продолжается длительное время, начиная с младшего дошкольного возраста, однако задания детям предлагаются на разном уровне сложности. Так, например, младшему дошкольнику предлагается выбрать предмет из группы по любому признаку, заданному взрослым: принеси жёлтый мячик, собери все большие кубики, убери в корзинку мячики, но не красные, покажи синие фигуры, но не квадраты, т. е. дети при выполнении задания выделяют от одного до трёх признаков (цвет, форма, размер). В старшем же дошкольном возрасте дети должны научиться выделять гораздо больше признаков (к этим признакам добавляется материал, запах (если имеется),

вкус, способ приготовления (если это еда), расположение в пространстве и др.). Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с алгоритмом анализа:

1. Характеристика предмета в целом (Что это? Для чего используется? Из чего сделано?).

2. Выделение частей предмета и их признаков (цвет, размер, форма, материал, расположение в пространстве, количество и др.).

3. Выделение деталей в каждой части и их признаков.

Отметим, что предложенный алгоритм «созвучен» алгоритму анализа звукового состава слова: характеристика слова в целом (Из чего состоит слово? - из звуков, слогов), выделение частей слова с опорой на определённый способ действия (звуков, слогов), выделение признаков звуков, слогов (первый звук, звук гласный / согласный, согласный звук твёрдый / мягкий; первый слог, второй слог и т. п.).

Обозначенный алгоритм анализа дети осваивают, прежде всего, в дидактических играх. Например, игра «Магазин игрушек»: воспитатель сообщает детям, что в группе открылся магазин игрушек. Дети смогут их купить, но при выполнении одного условия: игрушку надо описать продавцу, не называя её и не глядя на неё. Если продавец поймёт, о какой игрушке идёт речь, то он продаст её. Аналогична по содержанию и решаемым образовательным задачам игра «Отгадай предмет». На столе у педагога находятся игрушки, дети загадывают одну из них и перечисляют её признаки. Ребёнок, которому нужно угадать, о какой игрушке идёт речь, стоит спиной к столу (он не видит игрушки), пытается узнать игрушку и назвать её.

На этапе моделирования вводятся знаки, обозначающие признаки и их проявление. Для закрепления введённых знаков детям предлагаются задания на кодирование признаков (составление «паспорта» предмета (заполнение таблиц или просто показывание карточек с соответствующими признаками)) и декодирование (ребёнок по «паспорту» должен узнать предмет (чтение таблицы, игра «Читаем письмо»)). Также детям можно предложить самим придумать различные знаки - обозначение вкуса, запаха, где растёт (или обитает), как употребляется в пищу и др. [6]. При этом моделируются также слова, предложения. Вводятся знаки для обозначения звуков в словах, слогов в словах, слов в предложении.

На внешнеречевом этапе дети должны найти или отгадать определённые предметы по представлению. Например, проводится игра «Узнай по описанию», в которой воспитатель

предлагает детям отгадать предмет. Например, про какую фигуру можно сказать: имеет три угла, три стороны, три вершины? Про какое время года говорится: холодно, морозно, идёт снег, день короткий, деревья стоят без листвы? Также на этом этапе детям предлагается отгадать различные загадки, т. к. в загадках описываются разные признаки. Детям можно предложить и самим придумать загадки или составить рассказы об отдельных предметах.

На последнем этапе дети выполняют действия анализа и синтеза в умственном плане: вспоминают слова с заданным звуком, с заданным слогом, с заданным слоговым составом. Данные логические операции являются основой всех остальных логических операций, в том числе для операции сравнения.

Сравнение - логическая операция, состоящая в установлении сходства и различия предметов по существенным и несущественным признакам. Сравнение бывает полным и неполным. Если при сравнении ограничиваются только фиксацией сходства или различия, то такое сравнение называется неполным. Сравнение по сходству называют сопоставлением, а по различию - противопоставлением. Для выполнения полного сравнения нужно ответить на два вопроса: «Чем похожи?» и «Чем отличаются?», т. е. зафиксировать как сходство, так и различие.

Сравнение имеет сложный операционный состав, поэтому недостаточно простого показа применения этой операции на каком-либо образце для успешного самостоятельного использования его детьми.

Раскроем этапы формирования данной логической операции.

На практическом этапе детей учат сравнивать предметы по высоте, ширине, длине, размеру (площади, объёму), количеству с помощью приёмов наложения или приложения. При сравнении дети используют следующий алгоритм:

1. Назови признак, по которому будешь сравнивать.

2. Сопоставь предметы по данному признаку известным способом.

3. Сделай вывод: одинаковые или разные предметы по данному признаку.

Подобно анализу и синтезу, формирование умения сравнивать осуществляется в игровой деятельности ребёнка, в играх, например, «Найди такой же предмет». Педагог показывает детям игрушку и просит найти такую же (уточняется, что значит «такая же»: похожая по форме, цвету, размеру и другим признакам). После того как ребёнок нашёл такую же игрушку, он

обосновывает свой выбор (перечисляет схожие признаки).

На зрительном этапе осуществляется сравнение не только конкретных предметов, но и их изображений. Например: 1) детям необходимо сравнить двух зайцев (при сравнении нельзя брать зайцев в руки); 2) детям предлагаются две картинки и задание «Найди 5 отличий»; 3) детям предлагается внимательно посмотреть на буквы (цифры) и сказать, на что они похожи (например, буква О, смотри, дружок, - это маленький кружок) и т. п. [9].

На этапе моделирования дети сравнивают два предмета по различным признакам с использованием знаков (которые были введены при формировании анализа и синтеза). Результаты фиксируются в таблице с помощью символов = и Ф. Знак = ставится, если предметы - одинаковы по какому-либо признаку, если же предметы отличаются по какому-либо признаку, то ставится знак Ф [5]. В качестве объектов для сравнения ребёнок по указанию взрослого обращается и к единицам языка и речи: сравнивает слова по количеству звуков (Какое слово длиннее?), по форме (звуковому составу) и содержанию (значению). Возможность сравнения формы и содержания обусловлена тем, что слово - двусторонняя единица, а в качестве материала используются слова-синонимы, как абсолютные, так и семантические, благодаря чему ребёнок, сравнивая, видит, что слова, одинаковые по значению, могут различаться звуковым составом (врач - доктор), слова, схожие по значению, - звуковым составом и значением (повар - кок).

На внешнеречевом этапе дети сравнивают два известных им объекта по представлению, без наглядности. Например, чем похожи и чем отличаются ручка от карандаша, осень от весны, дерево от кустарника и т. п. Сравнение слов по длине, количеству звуков также может осуществляться на внешнеречевом этапе. Старший дошкольник может выполнить уже такие упражнения, как:

1) чем похожи слова: а) кошка, книга, крыша; б) число, буква, цифра;

2) чем отличается квадрат от прямоугольника;

3) назови общие признаки: а) яблока и арбуза; б) кошки и собаки; в) тополя и дуба; г) василька и тюльпана.

На последнем этапе ребёнок осуществляет сравнение предметов по существенным признакам, отличает существенные и несущественные признаки объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.

Овладение анализом и синтезом является основой и для такой логической операции, как классификация. Классификация - логическая операция, заключающаяся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам. При классификации очень важен выбор основания, т. е. признака, по которому данное множество делится на классы.

Основными правилами классификации являются следующие:

1) в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание (например, классификация слов-существительных русского языка по числу - единственное число и множественное число);

2) классы не должны иметь общих элементов, т. е. члены классификации должны взаимно исключать друг друга (например, существительное может быть либо единственного числа, либо множественного);

3) объединение классов должно быть равно всему множеству (объединение существительных в единственном и множественном числе даст нам все множество слов-существительных русского языка);

4) классификация должны быть непрерывной, т. е. необходимо брать ближайший класс, не перескакивать в более отдалённый. В качестве иллюстрации мы использовали материал, к которому ребёнок обращается на уровне начального общего образования, подчёркивая, таким образом, значимость формирования данной операции в дошкольном возрасте.

Рассмотрим этапы формирования классификации. На первом этапе происходит обучение детей умению выполнять классификацию по внешним признакам. Задания, которые выполняют дети, должны предлагаться им в определённой последовательности. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают умение образовывать группы предметов на основе одного свойства (все жёлтые мячи), затем на основе двух, трёх и более свойств (все красные большие мячи и т. д.). В результате таких упражнений дети осваивают умение объединять вместе объекты с одинаковыми свойствами и выделять общее свойство группы. В процессе разнообразных упражнений по образованию групп предметов на основе разных свойств и называния общего свойства группы у детей развивается способность к обобщению - дети выделяют такие классы предметов, как игрушки, одежда, обувь.

В среднем дошкольном возрасте дети учатся распределять предметы с разными свойства-

ми в разные группы. В игровых упражнениях педагог задаёт основание и указывает общие свойства каждой группы. Например, детям предлагаются три коробки (жёлтая, красная, синяя), в которые нужно разложить игрушки: в жёлтую - все жёлтые игрушки, в красную - все красные, в синюю - все синие. В данном упражнении общее свойство каждой группы обозначается с помощью цвета коробок. При выполнении подобных упражнений необходимо, чтобы дети называли не только общие свойства групп (все жёлтые, все большие и т. д.), но и основания распределения предметов по группам (разложили по цвету, по размеру и т. д.), а также число полученных групп (разделили игрушки по цвету и получили 3 группы: жёлтые, красные, синие). В качестве материала педагог обращается к тематическим группам слов: «Посуда», «Мебель», «Транспорт» и т. д. : дети называют общие свойства предметов группы и свойства подгруппы: кухонная мебель, мебель для спальни и т. д.

В старшем дошкольном возрасте предлагаются упражнения, в которых детям необходимо самостоятельно обнаруживать общие свойства классов. Например, перед ребёнком на столе раскладываются круги одинакового размера, трёх разных цветов. Даётся задание разделить круги на группы по цвету. После выполнения задания ребёнку предлагается ответить на следующие вопросы:

По какому признаку разделил круги?

Сколько получилось групп?

Как можно назвать все круги в первой группе? Во второй? В третьей?

В подготовительной к школе группе дети уже выполняют задания на классификацию полностью самостоятельно, пользуясь алгоритмом:

1. Выбери признак, по которому будешь раскладывать предметы на группы.

2. Разложи предметы на группы по этому признаку.

3. Назови каждую группу.

Таким образом, в процессе освоения классификации ребёнок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям распределять в разные группы предметы с разными свойствами, разбивать множество предметов на группы по заданному основанию, самостоятельно выделять основание классификации. В результате классификации предметов по внешним признакам дети познают общие свойства классов и отношения между частями и целым.

Следующий этап - это обучение детей выполнять классификацию по существенным признакам. На данном этапе можно предложить следующие упражнения: «Расставь посуду на полки», «Разложи одежду по назначению», «Найди лишнее». Продолжается работа с тематическими группами слов:

Как можно разделить эту одежду?

Если продавать эту одежду в разных отделах магазина, сколько отделов потребуется? Как ты назовёшь эти отделы?

Третий этап - моделирование, на котором используются два вида моделей - круги Эйлера (обручи) и таблица игры «Засели домик». При использовании обручей дети могут проводить классификацию по одному, двум и трём свойствам (по количеству обручей). Обязательным условием при выполнении задания является характеристика каждого образованного класса (формулировка их характеристических свойств). Обруч можно образно «опредмечивать», например, обруч может быть планетой, а предметы внутри - жителями этой планеты. При заполнении таблицы детям предлагается расположить фигуры по цвету и форме так, чтобы на каждом этаже жили фигуры, например, похожие по цвету, но разные по форме. Каждый ребёнок сначала решает, как он «расселит» фигуры, а затем выполняет задание и рассказывает, как он это сделал. На последнем этапе детям предлагаются задания на классификацию по существенным признакам по представлению, например, дополни предложение - обувь бывает.; одежда бывает.; посуда бывает ... и др.

Ещё одной логической операцией, которой овладевает ребёнок, является обобщение. Обобщение - логическая операция, заключающаяся в мысленном объединении отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков. Для формирования обобщения сначала проводятся подготовительные упражнения: детей учат выделять и называть общее свойство группы предметов (например, всё стеклянное, всё красное). Далее используются игры «Назови одним словом» (Например, что объединяет все эти предметы: кофта, платье, брюки, блузка? Назови одним словом. Это ...); «Продолжи ряд» (продолжи перечень слов: малина, клубника ... Что их объединяет? Как их можно назвать одним словом?); игра «Четвёртый лишний» (например, сорока, воробей, голубь, муха. Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся объекта?) [9].

В старшем дошкольном возрасте дети также могут овладеть систематизацией. Система-

тизация - логическая операция, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Систематизации предшествуют анализ, синтез, сравнение, обобщение. К систематизации приводят классификация, установление причинно-следственных отношений, выделение основных единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. Систематизировать - значит приводить в систему, располагать объекты в определённом порядке, устанавливать между ними определённую последовательность.

Для осуществления систематизации необходимо, чтобы ребёнок овладел следующими умениями: умением находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещённых в одном ряду, а также умением находить закономерность рас-

положения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков. При решении данных задач важно обратить внимание на развитие у ребёнка умения обосновывать своё решение, доказывать правильность или ошибочность этого решения, выдвигать и проверять собственные предположения, делать умозаключения.

Представление подготовки детей к обучению грамоте в контексте формирования у детей дошкольного возраста словесно-логического мышления и овладения ими логическими операциями позволяет ещё раз отметить существенные признаки данного процесса. Подготовка детей к овладению грамотой - это формирование у детей мыслительных операций. Только при этом условии процесс овладения грамотой станет для ребёнка осознанным и сознательным - ребёнок будет готов не только к овладению чтением и письмом, но и орфографией.

Список литературы

1. Воронина Л. В. Особенности формирования у дошкольников логических приёмов мышления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.school-detsad.ru/index.php?option=com_content&view= article&id =245:2012-12-05-17-17-45&catid=53:avtiarticles&Itemid =77 (дата обращения: 14.04.2016).

2. Горецкий В. Г. Русская азбука. М., 2000.

3. Журова Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Сценарии образовательной деятельности. М.: Вентана-Граф, 2012. 96 с.

4. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М.: Высш. шк., 1996. 184 с.

5. Кралина М. В. Формирование логических приёмов мышления у детей шестилетнего возраста. Свердловск, 1989. 21 с.

6. Кралина М. В. Условия формирования логических приёмов мышления у учащихся начальных классов. Екатеринбург, 1993. 44 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Кусова М. Л. Букварь для дошкольников. М.: Эксмо: Екатеринбург: Литур, 2007. 96 с.

8. Паклина А. В. Методика формирования речевой готовности дошкольников к обучению в школе: авто-реф. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Екатеринбург, 2006. 23 с.

9. Тихомирова Л. Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. 144 с.

10. Триггер Р. Д., Владимирова Е. В. Подготовка дошкольника к обучению грамоте. М.: Владос, 2010. 48 с.

11. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 380-404.

Источники

12. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Минск, 2005. 720 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 24.04.2016).

References

1. Voronina L. V. Osobennosti formirovaniya u doshkol'nikov logicheskikh priemov myshleniya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.school-detsad.ru/index.php?option=com_content&view= arti-cle&id=245:2012-12-05-17-17-45&catid=53:avtiarticles&Itemid =77 (data obrashcheniya: 14.04.2016).

2. Goretskii V. G. Russkaya azbuka. M., 2000.

3. Zhurova L. B. Podgotovka k obucheniyu gramote detei 5-6 let. Stsenarii obrazovatel'noi deyatel'nosti. M.: Ventana-Graf, 2012. 96 s.

4. Ivanova V. F. Sovremennyi russkii yazyk. Grafika i orfografiya. M.: Vyssh. shk., 1996. 184 s.

5. Kralina M. V. Formirovanie logicheskikh priemov myshleniya u detei shestiletnego vozrasta. Sverdlovsk, 1989. 21 s.

6. Kralina M. V. Usloviya formirovaniya logicheskikh priemov myshleniya u uchashchikhsya nachal'nykh klassov. Ekaterinburg, 1993. 44 s.

7. Kusova M. L. Bukvar' dlya doshkol'nikov. M.: Eksmo: Ekaterinburg: Litur, 2007. 96 s.

8. Paklina A. V. Metodika formirovaniya rechevoi gotovnosti doshkol'nikov k obucheniyu v shkole: avtoref. ... kand. ped. nauk: 13.00.07. Ekaterinburg, 2006. 23 s.

9. Tikhomirova L. F. Logika. Deti 7-10 let. Yaroslavl': Akademiya razvitiya: Akademiya Kholding, 2001. 144 s.

10. Trigger R. D., Vladimirova E. V. Podgotovka doshkol'nika k obucheniyu gramote. M.: Vlados, 2010. 48 s.

11. El'konin D. B. Kak uchit' detei chitat' // Izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1989. S. 380404.

Istochniki

12. Pedagogika: Bol'shaya sovremennaya entsiklopediya / sost. E. S. Rapatsevich. Minsk, 2005. 720 s.

13. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashcheniya: 24.04.2016).

Библиографическое описание статьи

Кусова М. Л., Воронина Л. В. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 6. С. 130-137. (Сер. Профессиональное образование, теория и методика обучения). DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-130-137.

Reference to the article

Kusova M. L., Voronina L. V. Using Logical Operations in the Preparation of Pre-School Children to Literacy // Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2016. Vol. 11, No. 6. PP. 130-137. (Series Vocational Education, Theory and Methods of Teaching). DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-130-137.

Статья поступила в редакцию 30.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.