Научная статья на тему 'Психологические особенности готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение'

Психологические особенности готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2261
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / READINESS FOR SCHOOL / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / LOGICAL THINKING / ПАМЯТЬ / MEMORY / РЕЧЬ / SPEECH / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE / ВНИМАНИЕ / ATTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вишняков Александр Иванович, Лопина Елена Викторовна

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, события и ситуации. Дети воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Поэтому главный результат, на который должны обращать внимание педагоги это успешность детей при обучении в школе, радостное и мотивированное восприятие учебного труда, многолетняя положительная оценка "дошкольной подготовки со стороны учителей школ и родителей". Представленная статья посвящена проблеме изучения особенностей готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детские сады. В результате проведения комплексного исследования с применением следующих методик: нелепицы (сформированность восприятия и мышления); счет до десяти и обратно (развитие памяти); сюжетные картинки (развитие логического мышления); речевая произвольность (развитие мышления и речи); графический диктант (умение выполнять указания учителя четко, внимательно слушать, развитие степени самостоятельности ребенка в учебной работе), математической обработки с применением критерия χ2, установлены следующие закономерности: посещающие детский сад дети показали средний уровень развития по методикам «Графический диктант», «Счет», «Речевая произвольность», в то время как дети, не посещающие детское образовательное учреждение, показали по этим же методикам высокий уровень развития. По методикам «Счет», «Сюжетные картинки», «Речевая произвольность» дети, посещающие детский сад, показали уровень развития выше достоверно ниже, чем дети, не посещающие детское образовательное учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вишняков Александр Иванович, Лопина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF READINESS FOR SCHOOL OF THE CHILDREN WHO ARE VISITING AND NOT VISITING PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

With arrival to school the emotional sphere of the child changes. On the one hand, at younger school students, especially first graders, characteristic and for preschool children property roughly to react on separate, events and situations substantially remains. Children perceive, first of all, those objects or properties of subjects which cause a direct emotional response. Evident, bright, live it is perceived best of all. On the other hand, receipt in school generates new emotional experiences since freedom of preschool age is replaced by dependence and submission to new rules of life. The situation of school life enters the child into strictly rated world of the relations, demanding from it organization, responsibility, discipline, good progress. Therefore the main result to which have to pay attention teachers are a success of children when training at school, joyful and motivated perception of educational work, a long-term positive assessment of "preschool preparation from teachers of schools and parents". The presented article is devoted to a problem of studying of features of readiness for school of the children who are attending and not attending kindergartens. As a result of carrying out complex research with application of the following of a metodik: nelepitsa (formation of perception and thinking); the account to ten and back (memory development); subject pictures (development of logical thinking); speech randomness (development of thinking and speech); a graphic dictation (ability to follow instructions of the teacher accurately, to listen carefully, development of degree of independence of the child in study), mathematical processing with application of criterion χ2, the following zakonomernosti: poseshchayushchy kindergarten children is established "The graphic dictation", "Account", "Speech randomness" while the children who aren't visiting child care educational institution showed a high level of development by the same techniques showed the average level of development in techniques. On techniques " the Account", "Subject pictures", "Speech randomness" the children attending kindergarten showed a level of development above authentically below, than the children who aren't visiting child care educational institution.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение»

Вишняков Александр Иванович, Лопина Елена Викторовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ..

УДК 159.942.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ, ПОСЕЩАЮЩИХ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

© 2016

Вишняков Александр Иванович, доктор биологических наук, заведующий кафедрой «Социальной психологии» Лопина Елена Викторовна, студент 5 курса направления подготовки «Психология» Оренбургский Государственный Университет (460018, Россия, Оренбург, пр. Победы, 13, ferupin@mail.ru)

Аннотация. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, события и ситуации. Дети воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Поэтому главный результат, на который должны обращать внимание педагоги - это успешность детей при обучении в школе, радостное и мотивированное восприятие учебного труда, многолетняя положительная оценка «дошкольной подготовки со стороны учителей школ и родителей». Представленная статья посвящена проблеме изучения особенностей готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детские сады. В результате проведения комплексного исследования с применением следующих методик: нелепицы (сформированность восприятия и мышления); счет до десяти и обратно (развитие памяти); сюжетные картинки (развитие логического мышления); речевая произвольность (развитие мышления и речи); графический диктант (умение выполнять указания учителя четко, внимательно слушать, развитие степени самостоятельности ребенка в учебной работе), математической обработки с применением критерия х2, установлены следующие закономерности: посещающие детский сад дети показали средний уровень развития по методикам «Графический диктант», «Счет», «Речевая произвольность», в то время как дети, не посещающие детское образовательное учреждение, показали по этим же методикам высокий уровень развития. По методикам «Счет», «Сюжетные картинки», «Речевая произвольность» дети, посещающие детский сад, показали уровень развития выше достоверно ниже, чем дети, не посещающие детское образовательное учреждение.

Ключевые слова: готовность к школе, дошкольное образовательное учреждение, логическое мышление, память, речь, самостоятельность, внимание.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF READINESS FOR SCHOOL OF THE CHILDREN WHO ARE VISITING AND NOT VISITING PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2016

Vishnyakov Alexander Ivanovich, doctor of biological sciences, head of the chair "Social psychology" Lopina Elena Viktorovna, student of the 5th course of the direction of preparation "Psychology"

Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Ave., 13, e-mail: ferupin@mail.ru)

Abstract. With arrival to school the emotional sphere of the child changes. On the one hand, at younger school students, especially first graders, characteristic and for preschool children property roughly to react on separate, events and situations substantially remains. Children perceive, first of all, those objects or properties of subjects which cause a direct emotional response. Evident, bright, live it is perceived best of all. On the other hand, receipt in school generates new emotional experiences since freedom of preschool age is replaced by dependence and submission to new rules of life. The situation of school life enters the child into strictly rated world of the relations, demanding from it organization, responsibility, discipline, good progress. Therefore the main result to which have to pay attention teachers are a success of children when training at school, joyful and motivated perception of educational work, a long-term positive assessment of "preschool preparation from teachers of schools and parents". The presented article is devoted to a problem of studying of features of readiness for school of the children who are attending and not attending kindergartens. As a result of carrying out complex research with application of the following of a metodik: nelepitsa (formation of perception and thinking); the account to ten and back (memory development); subject pictures (development of logical thinking); speech randomness (development of thinking and speech); a graphic dictation (ability to follow instructions of the teacher accurately, to listen carefully, development of degree of independence of the child in study), mathematical processing with application of criterion х2, the following zakonomernosti: poseshchayushchy kindergarten children is established "The graphic dictation", "Account", "Speech randomness" while the children who aren't visiting child care educational institution showed a high level of development by the same techniques showed the average level of development in techniques. On techniques " the Account", "Subject pictures", "Speech randomness" the children attending kindergarten showed a level of development above authentically below, than the children who aren't visiting child care educational institution.

Keywords: readiness for school, preschool educational institution, logical thinking, memory, speech, independence, attention.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время отрабатываются различные модели организации дошкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп дошкольной подготовки детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями.

Много факторов влияет на то, как будет себя чувство-

вать ребенок в школе, как будет учиться и будет ли здоров. Уже ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у многих детей. Педагогов беспокоит, что часть детей, с которыми они работают, не любит школу, у них может быть любимый учитель, им может нравиться общение с друзьями, но в целом они смотрят на школу как на своего рода тюрьму.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные события и ситуации.

Вишняков Александр Иванович, Лопина Елена Викторовна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ...

Дети воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего.

С другой стороны, поступление в школу порождает новые эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости.

Поэтому главный результат, на который должны обращать внимание педагоги - это успешность детей при обучении в школе, радостное и мотивированное восприятие учебного труда, многолетняя положительная оценка «дошкольной подготовки со стороны учителей школ и родителей».

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

На фоне достаточного интеллектуального развития дошкольников нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Целенаправленная, продуманная организация «дошкольного образования» позволяет создать условия, благоприятные для успешной адаптации детей к школьному обучению, способствует их эмоциональному благополучию и развитию индивидуальности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. В литературе однозначного отношения к дошкольному образованию детей посещающих и не посещающих детские сады нет. Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе [1].

Первое - это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.

Второе - это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь

длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется, или даже совсем не хочется;

Третье - это формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка «не захромала» с самого начала.

Также можно выделить отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Общее физическое развитие - это нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 -7-летнего возраста; состояние зрения, слуха, моторики; состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности [2].

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции; нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, умения общаться со сверстниками и взрослыми [3].

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов [4].

Не менее важным при подготовке к школе является уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Согласно теории Ж. Пиаже, дошкольник находится на второй стадии умственной активности [5]. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствуют эгоцентризм, центрация и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность [6]. 4-5 лет - апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается, ребенок начинает различать быль и небыль, сказка превращается в миф. Отличается сказка от мифа по функции. Миф - объяснение некоторых сторон действительности. А сказка - средство организации поведения ребенка, у нее сугубо педагогическая функция. Сходство - в системе образов.

Ребенок творит собственную мифологию, начиная с 5 лет. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о происхождении. Эти вопросы носят принципиальный характер (откуда взялся мир). Это первые вопросы, на которые ребенок хочет получить ответы в процессе обучения, первая исходная форма теоретического мышления ребенка.

Вишняков Александр Иванович, Лопина Елена Викторовна психологические

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ... науки

Ж. Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм - стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты [5]. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики [7].

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть

определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.

Но необходимо помнить, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Еще одним важным условием успешной учебы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

Важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.

Успех обучения в школе зависит от того, насколько у дошкольника будет сформирована произвольность поведения, что в первую очередь выражается в его организованности. Это проявляется в умении ребенка планировать свои действия, выполнять их в определенной последовательности, соотносить со временем, осуществлять самоконтроль.

В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и подготовительной группах детского сада [8, 9].

Важной стороной личностной готовности ребёнка к школе является его умение строить свои взаимоотношения со сверстниками. Совсем несложно самим родителям, бабушкам и дедушкам понаблюдать за ребёнком в групповых играх, особенно - в играх «по правилам» 312

[10-11].

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая его на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.

На основании вышеизложенного, мы выдвигаем следующую гипотезу: существуют различия в дошкольной подготовке у детей посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

В исследовании приняли участие дошкольники в возрасте 6 - 7 лет (55 человек), воспитывающиеся в разных условиях (семейное воспитание и детский сад).

В своей работе нами использованы следующие методики:

Предварительная беседа;

Диагностический материал:

а) нелепицы (сформированность восприятия и мышления)

б) счет до десяти и обратно (развитие памяти)

в) сюжетные картинки (развитие логического мышления)

г) речевая произвольность (развитие мышления и речи)

д) графический диктант (умение выполнять указания учителя четко, внимательно слушать, развитие степени самостоятельности ребенка в учебной работе).

При анализе и интерпретации полученных результатов, нами установлено, что в целом результаты, показанные всеми детьми по заданию «Графический диктант», не сильно отличаются по группам. Так немного больше было детей, показавших высокий уровень среди детей, не посещающих детское образовательное учреждение. В то же время такое же преимущество имели дети, посещавшие детский сад по среднему уровню. Количество детей, показавших низкие результаты также было больше среди посещавших детский сад. Таким образом, более высокое умение выполнять четко указания учителя, внимательно слушать, развитие степени самостоятельности ребенка в учебной работе показали дети, не посещавшие детский сад.

Для проверки достоверности различий полученных нами данных мы использовали Критерий х2. Его часто используют, когда переменная имеет качественные характеристики. Так же многие исследователи склонны переводить баллы теста в уровни (высокий, средний, низкий) и строить таблицы распределений баллов, чтобы узнать количество человек по этим уровням. Чтобы доказать, что в одном из уровней (в одной из категорий) количество человек действительно больше (меньше) так же используется коэффициент х2. К сожалению, значение х2 = 4,65 (р > 0,05), что говорит о незначительной разнице в полученных показателях по группам.

На следующем этапе нашего эмпирического исследования для выявления уровня восприятия и мышления, мы предложили детям выполнить задание «Нелепицы».

У большинства детей, не посещающих детское образовательное учреждение, развитие восприятия и мышления значительно выше, чем у детей группы, посещающей детский сад, т.е. у первых преобладает средний уровень развития, а у вторых высокий. В то же время сумма двух уровней развития: высокого и среднего почти одинакова 80,6% и 83,2% соответственно. О недостоверности различий в развитии уровней восприятии и мышления говорит и критерий х2 = 4,13 (р > 0,05). Поэтому мы можем констатировать лишь незначительное преимущество детей не посещающих детский сад.

Затем мы провели исследование при помощи мето-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

Вишняков Александр Иванович, Лопина Елена Викторовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ ...

дики «Счет», которая отражает развитие памяти у детей дошкольного возраста. В этой методике дети должны досчитать до 10 и обратно, при этом, не допустив ни одной ошибки.

В отличие от детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, дети, не посещающие детский сад, показали, что память у них развита на более высоком уровне, так 62,0% детей посчитали и не допустили при этом ни одной ошибки, 29,2% допустили при счете одну ошибку и лишь двое детей группы допустили более одной ошибки.

Уровень развития памяти у детей, не посещающих детское образовательное учреждение, значительно выше, чем у детей, имеющих другой социальный статус. У детей посещающих детский сад преобладает средний уровень развития, а большинство детей, не посещающих детский сад, показали высокий уровень развития памяти.

Значимость различий показателей данной методики подтверждает и коэффициент х2 = 34,77 (р < 0,001).

На следующем этапе нашего эмпирического исследования мы провели диагностику развития логического мышления у обследуемых детей, по методике «Сюжетные картинки».

Дети, посещающие детское образовательное учреждение, не очень хорошо справились с заданием: 22,6% получили 2 балла, что означает - ребенок самостоятельно определяет последовательность картинок и составляет рассказ; 41,9% получили по 1 баллу, и показали, что могут самостоятельно справиться с распознаванием последовательности, но не могут самостоятельно рассказать, что изображено на картинках; и только 35,5% получили 0 баллов за выполнение задания, так как нарушают последовательность, и составляли бессвязный рассказ, с отдельным описанием элементов.

Логическое мышление у детей, не посещающих детское образовательное учреждение, развито значительно выше, чем у детей, посещающих детский сад. Более чем на 27% детей, не посещающие детский сад, показали уровень развития логического мышления выше среднего, в то время как среди, посещавших детское образовательное учреждение больше оказалось детей, набравших средний уровень.

Таким образом, дети с семейным воспитанием показали существенно более высокие результаты по тесту «Сюжетные картинки». х2 = 14,43 (р < 0,001).

Результаты по тесту «Речевая произвольность», определяющему развитие мышления и речи у детей дошкольного возраста, показали, что у 45,2% из детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, на высоком уровне развиты мышление и речь. Они получили по 2 балла - легко соблюдают правила, практически не допускают ошибок при ответе. У 38,7% речевая произвольность находится на среднем уровне развития

- они иногда затрудняются с нахождением правильного ответа, и лишь 16,1% детей получили 0 баллов - при этом ребенок терял смысл ответа и отвечал, на вопрос, не подумав.

Дети, не посещающие детское образовательное учреждение, показали следующие результаты: 58,4% - высокий уровень развития речевой произвольности, 33,3%

- средний уровень и лишь 8,3% детей - низкий уровень развития мышления и речи.

Причем различия по уровню развития мышления и речи по группам существенны и достоверны - критерий X2 = 6,5 (р < 0,05).

Таким образом, в процессе проведения исследования, мы выявили уровень развития памяти, мышления, речи, восприятия у детей дошкольного возраста, готовящихся поступать в школу и находящихся в разных социальных условиях развития (посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение).

Из приведенных выше данных видно, что посещающие детский сад дети показали средний уровень раз-

вития по методикам «Графический диктант», «Счет», «Речевая произвольность», в то время как дети, не посещающие детское образовательное учреждение, показали по этим же методикам высокий уровень развития. По методикам «Счет», «Сюжетные картинки», «Речевая произвольность» дети, посещающие детский сад показали уровень развития выше достоверно ниже, чем дети, не посещающие детское образовательное учреждение. Значит, наша гипотеза получила математическое подтверждение.

В дальнейшем планируется изучение психологических особенностей адаптации детей к школе, посещающих и не посещающих детский сад, а также разработка рекомендаций для формирования положительного интереса детей к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М., 1992. - 142 с.

2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.

- 235 с.

3. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987.

- 235 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. - Ярославль: Дельта, 1997.- 363 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., Питер, 2008. - 396 с.

6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., Академический проект, 2000. - 184 с.

7. Буре Р.С. Готовим ребенка к школе. - М.: Просвещение, 1987. - 92 с.

8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991

- 145 с.

9. Антонюк В.З. Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 5-7.

10. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

11. Вишняков А. И., Киреева Н. В. Психологические особенности сиблинговых отношений в этнокультурном и возрастном аспекте [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования,2013. - № 6-1. - С. 174178.

12. Сергеева Е.Н., Вишняков А.И. Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6-х классов гимназии №1 г. Мелеуза // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 82. - С. 37 - 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.