Библиографический список
1. Интернет-технологии в образовании. Available at: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-iRussia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. Москва: Наука, 1997.
3. Потапов РК. Новые информационные технологии и лингвистика: учебное пособие. Москва: Комкнига, 2005.
4. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург: Издательство «Международные образовательные проекты», 2019. Available at: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf
References
1. Internet-tehnologii v obrazovanii. Available at: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-iRussia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html
2. Klarin M.V. Innovacii v obuchenii: metafory i modeli: Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva: Nauka, 1997.
3. Potapov R.K. Novye informacionnye tehnologii i lingvistika: uchebnoe posobie. Moskva: Komkniga, 2005.
4. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga: sbornik materialov uchastnikov konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty», 2019. Available at: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf
Статья поступила в редакцию 15.11.21
УДК 378.046.4
Zaikina E.S., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF THE CULTURE OF SELF-EDUCATION IN THE PROCESS OF SCIENTIFIC COMMUNICATION AMONG FUTURE TEACHERS. Today, there is an urgent practical need for training future teachers, who would be capable of self-education in the process of scientific communication. This article presents theoretical provisions of the functional model developed by the author of the formation of the culture of self-education in the process of scientific communication among future teachers, including methodological, content-activity, diagnostic and effective blocks, and also describes the necessary pedagogical conditions for the implementation of this model, ensuring the effectiveness of the formation of culture in future teachers self-education in the process of scientific communication. The article concludes that the developed functional model of the formation of a culture of self-education in future teachers in the process of scientific communication and the selected pedagogical conditions for its implementation contributes to the development of professional competence among future teachers, including the ability to self-education.
Key words: self-education, scientific communication, pedagogical conditions, pedagogical modeling.
Е.С. Заикина, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
На сегодняшний день присутствует актуальная практическая потребность в подготовке будущих учителей, способных к самообразованию в процессе научной коммуникации. В данной статье представлены теоретические положения разработанной автором функциональной модели формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации, включающей методологический, содержательно-деятельностный, диагностико-ре-зультативный блоки, а также описаны необходимые педагогические условия реализации данной модели, обеспечивающие эффективность формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации. В статье делается вывод о том, что разработанная функциональная модель формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации и выделенные педагогические условия ее реализации способствуют развитию у будущих педагогов профессиональной компетентности, включающей способность к самообразованию.
Ключевые слова: самообразование, научная коммуникация, педагогические условия, педагогическое моделирование.
Актуальность данной проблематики заключается в том, что в современном мире, где информация стала доступной с помощью дистанционных технологий, перед педагогической наукой встают новые задачи. В наши дни педагогика должна не только описывать и моделировать знания, но и проектировать новую реальность (образовательное пространство, личность и пр.). Также важными функциями педагогики выступают как объединение знаний о человеке и его специальном развитии, так и осмысление особенностей функционирования, образования, саморазвития. В связи с этим в педагогике существует специальный подход «педагогического моделирования» (А.Н. Дахин, В.П. Беспалько, В.П Афанасьева и др.) [3; 4].
Объединение знаний в педагогическом моделировании осуществляется посредством структурно-функциональных моделей, где объект рассматривается как целостная система, включающая составные части, компоненты, элементы, подсистемы. Взаимодействие частей системы происходит через структурные отношения, которые включают в себя подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач [3].
Цель данной статьи - рассмотрение педагогических условий возможности внедрения в образовательную среду моделей формирования компетенций, в частности модели формирования культуры самообразования.
Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть функциональную модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научной коммуникации, выделить эффективные условия ее реализации.
Мы полагаем, что модели способны стать важным подспорьем в деле разрешения проблемных моментов в образовательной сфере. При этом оперировать нужно разными показателями образовательного процесса - как качественными, так и количественными.
В связи с этим нами была разработана модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научных коммуникаций, представленная на рис. 1.
Модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научной коммуникации нами представлена с помощью блоков, каждый из которых включает в себя определенный процесс формирования культуры самообразования. Таким образом, модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов содержит методологической, содержательно-деятель-ностный и диагностико-результативный блоки.
Целью модели является формирование культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научной коммуникации.
Разработанная нами модель представляет систему, содержащую определенную иерархию, отражающуюся в уровнях организации, где объединены педагогические явления и процессы.
Необходимо также отметить, что мы придерживаемся мнения М.В. Пуков-ской о том, что модель является связующим процессом между педагогической практикой и теорией, посредством которого происходит как теоретическое осмысление, так и эмпирическое решение модели [1].
Методологический блок модели формирования культуры самообразования у будущих педагогов включает в себя аксиологический, акмеологический, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. Реализация данных подходов осуществляется через следующие принципы: активность; личностная ориентация; сотрудничество; связь между теорией и практикой; научность содержательной части образовательного процесса, педагогическое регулирование и демократизация последнего; интеграция знаний (педагогических и психологических).
Таким образом, деятельностный подход осуществляется с помощью принципа активности, который отражается в активной позиции будущего педагога в процессе познания, а также в его способности организовывать свою учебную деятельность (планирование, постановка целей, реализация, коррекция, контроль и анализ результатов) [1].
Принцип личностной ориентации определяет для будущих педагогов возможность выбора формы и методов обучения. При этом оценка качества работы
Рис. 1. Модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научных коммуникаций
педагога происходит посредством субъект-субъектного взаимодействия и включает в себя оценку результатов деятельности педагога, которые, в свою очередь, определяются личностными качествами педагога.
Принцип сотрудничества осуществляется в парах «учащийся - учащийся», «педагог - учащийся», что подразумевает эффективность коммуникаций педагога с родителями и социальными партнерами. Л.Ш. Каримова подчеркивает, что соблюдение принципа сотрудничества в образовательном процессе гарантирует становление рефлексии, толерантности, эмпатии, а также развитие у будущих педагогов способности коллективного поиска эффективных путей в трудных ситуациях, а также способности конструктивных решений конфликтных ситуаций. Посредством данного опыта с применением принципа сотрудничества у будущих педагогов развиваются навыки эффективной коммуникации, которые он будет применять в коммуникациях со своим социальным окружением, включая родителей и социальных партнеров [2].
Принцип связи теории и практики отражается во включении в образовательный процесс будущих педагогов отработки теоретических знаний посредством практики. Также здесь необходимым аспектом является и обратная связь, а именно - построение теоретических положений через педагогическую практику.
Принцип научности отражается в содержании образовательного процесса, строящемся на научном подходе, состоящем из законов, теорий, объективных научных фактов, в том числе современных педагогических исследований [2].
Принцип демократизации реализуется через открытое взаимодействие с социальным окружением и образовательной организацией, которая управляет государственно-общественными организациями и включает взаимодействие с представителями общественных структур, социальными институтами, родителями и др. Благодаря этому будущий педагог обучается взаимодействию с данными социальными партнерами [2].
Принцип педагогического регулирования реализуется посредством участия педагогов в регулировании коммуникаций будущих преподавателей с социальным окружением, что подразумевает участие в различных социальных мероприятиях, волонтерской деятельности, производственной деятельности. Формирование культуры самообразования подразумевает, что учащиеся и преподаватели способны к анализу своих способов поведения, включая различные социальные роли [4].
Принцип интеграции педагогических и психологических знаний включает в себя систематизацию основных понятий, изучение отражения данных понятий в психологической и педагогической науке, что содействует развитию способности у будущих педагогов к интеграции педагогических и психологических знаний.
Для эффективной реализации модели формирования культуры самообразования необходимо обеспечение в процессе обучения условий, которые способствуют успешному протеканию данного процесса (Н.М. Борытко). Специфика, с которой организуется образовательный процесс для того, чтобы решать тот или иной круг задач, отражается именно в организационно-педагогических условиях [5].
Для практического применения модели необходимы педагогические условия, которые выражаются в следующих аспектах:
- развитие мотивационного аспекта у будущих педагогов, а также заинтересованности в самообразовании и научных коммуникациях;
- расширение основных образовательных программ посредством добавления в них дополнительных образовательных блоков, которые включают в себя обобщение, углубление и расширение знаний о культуре самообразования в процессе научных коммуникаций;
- организация научных коммуникаций будущих педагогов - непосредственных (непосредственное межличностное общение, конференции, дискуссии и др.) и опосредованных (электронная почта, научные журналы, электронные библиотеки, интернет-конференции, блоги, форумы, сетевые сообщества, конкурсы профессионального мастерства и др.).
В содержательно-деятельностном блоке модели отражены модули разработанного курса по выбору «Научная коммуникация в педагогике и образовании».
Целью курса «Научная коммуникация в педагогике и образовании» выступает формирование у будущих педагогов системного понимания закономерностей, по которым протекает научная коммуникация, и современных направлений научного знания и деятельности в образовании и педагогике, а также публичной репрезентацией науки.
Результатом прохождения курса по выбору «Научные коммуникации в педагогике и образовании» у обучающихся должно стать развитие способности к целеполаганию и организации научной коммуникации, в том числе посредством ИКТ, умения выстраивать процесс самообразования в педагогической деятельности, используя различные формы научной коммуникации.
Курс по выбору «Научные коммуникации в педагогике и образовании» содержит в себе следующие модули:
Библиографический список
Модуль 1. Научная коммуникация:
1.1 Научная коммуникация: история и современность.
1.2 Виды и формы научной коммуникации.
Модуль 2. ИКТ в научных коммуникациях.
2.1 Научные коммуникации педагога в интернет-пространстве.
2.2 Персональный сайт педагога.
Модуль 3. Самообразование в процессе научной коммуникации.
3.1 Самообразование как основа профессионального роста педагога.
3.2 Межкультурные коммуникации в педагогике.
Процесс реализации курса «Научные коммуникации в педагогике и образовании» в обучении будущих педагогов осуществлялся с помощью интерактивных технологий обучения. Формы организации учебных занятий и дидактические средства также подбирались с учетом наиболее эффективной реализации интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Нами использовались лекции проблемного содержания, технология ситуационного обучения, технология организации проектной деятельности студентов, технологии организации игровой деятельности, информационные технологии.
Диагностико-результативный блок модели включает в себя критерии культуры самообразования:
- мотивационно-ценностный критерий, выражающийся в признании ценности самообразования; осознании собственных профессиональных дефицитов, наличии мотивов и потребности к самообразованию, обусловливающих профессиональное самоопределение;
—когнитивный критерий, выражающийся в наличии полноты, конкретности, глубины, системности знаний о сущности и структуре самообразования; особенностях его организации; формах и методах и др.;
- организационно-процессуальный критерий, выражающийся в сформи-рованности умений самообразовательной деятельности ставить цели и задачи, планировать, контролировать, корректировать собственную самообразовательную деятельность; использовать современные информационно-коммуникационные технологии для поиска и распространения значимого знания; участвовать в научных коммуникациях;
- рефлексивно-оценочный критерий, выражающийся в способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю результатов самообразовательной деятельности, анализу соотношения возможностей педагога и внешних условий; анализу изменения условий педагогической деятельности.
Таким образом, описанные критерии культуры самообразования будущего педагога являются целостными системами, которые отражают отдельные аспекты формируемой культуры, состоящей из их совокупности при системном взаимодействии.
Разработанная нами модель также содержит три уровня культуры самообразования:
- начальный уровень, являющийся самым низким уровнем культуры самообразования;
- базовый уровень, следующий за начальным уровнем;
- творческий уровень, вступающий в качестве высшего уровня культуры самообразования.
В процессе реализации модели формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации происходит повышение уровней сформированности культуры самообразования будущих педагогов.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что разработанная нами функциональная модель формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации и выделенные педагогические условия ее реализации способствуют развитию у будущих педагогов профессиональной компетентности, включающей способность к самообразованию. Разработанный нами курс по выбору «Научные коммуникации в педагогике и образовании» направлен на реализацию педагогических условий формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации.
Научная новизна статьи определяется выявлением педагогических условий и созданием функциональной модели формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации. Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания о функциональной модели формирования у будущих педагогов культуры самообразования и условиях ее эффективной реализации. Практическая значимость заключается в том, что применение функциональной модели формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации может осуществляться в образовательном процессе вуза на всех факультетах, осуществляющих подготовку педагогов различных специальностей и направлений, а также в системе дополнительного профессионального образования.
1. Дмитриева Е.Н. Культурная обусловленность профессиональной подготовки специалистов в вузе. Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста: межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород: Издательство НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2009: 11 - 16.
2. Каримова Л.Ш. Формирование социальной компетенции будущих педагогов психологов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Казань, 2010.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва: Арена, 1994.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. Санкт-Петербург: Академический проект, 2001.
5. Куклина Л.В. Моделирование личностно ориентированных воспитательных технологий в условиях воспитательной системы школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ульяновск, 2005.
References
1. Dmitrieva E.N. Kul'turnaya obuslovlennost' professional'noj podgotovki specialistov v vuze. Problemy teoriiipraktikipodgotovkisovremennogospecialista: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NGLU im. N.A. Dobrolyubova, 2009: 11 - 16.
2. Karimova L.Sh. Formirovaniesocial'nojkompetenciibuduschihpedagogovpsihologov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2010.
3. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya v zarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva: Arena, 1994.
4. Kuz'mina N.V. Professionalizmpedagogicheskojdeyatel'nosti. Sankt-Peterburg: Akademicheskij proekt, 2001.
5. Kuklina L.V. Modelirovanie lichnostno orientirovannyh vospitatel'nyh tehnologij v usloviyah vospitatel'noj sistemy shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ul'yanovsk, 2005.
Статья поступила в редакцию 13.11.21
УДК 372.853
Kanareykin A.I., senior lecturer, Russian State Geological Exploration University n.a. Sergo Ordzhonikidze (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL APPROACHES TO CONDUCTING A PHYSICS WORKSHOP WITH STUDENTS OF NON-PHYSICAL SPECIALTIES. The article is devoted to the main methods of determining the indicator of air adiabata. It reveals some methodological features of the study of the desired value in the course of physics of higher education. Three main methods are compared. The purpose of the work is to reduce errors in the processing of experimental data to improve the accuracy of measurements. As a result of the study, advantages and disadvantages of each method are shown. On the basis of one of them, a refined method for determining the adiabatic indicator is proposed. Based on the analysis of one of the methods, an analytical formula for determining the desired value is proposed. The paper considers the main methods for determining the indicator of air adiabata. When studying physics, students need to show significant relationships between phenomena, while the main thing is to show students the practical possibility of using knowledge in physics in various fields of natural science and in future field activities. The differences and features of each of the applied methods are shown. On the basis of one of the methods, an updated method is proposed in order to reduce errors and thereby increase the reliability of the experiment.
Key words: discipline "Physics", students, methods of teaching physics, experiment, methods.
А.И. Канарейкин, доц., Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ), г. Москва,
Е-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКУМА ПО ФИЗИКЕ СО СТУДЕНТАМИ НЕФИЗИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Статья посвящена основным методам определения показателя адиабаты воздуха. В ней раскрыты некоторые методические особенности изучения искомой величины в курсе физики высшей школы. Были сопоставлены два основных метода. Цель работы - снижение погрешностей при обработке экспериментальных данных для повышения точности измерений. В результате проведённого исследования показаны преимущества и недостатки каждого метода. А также на основе одного из них предложен уточнённый способ определения показателя адиабаты. На основе анализа одного из методов представлена аналитическая формула для определения искомой величины. При изучении физики студентам необходимо показать существенные взаимосвязи между явлениями, при этом главное - показать студентам практическую возможность использования знаний по физике в различных областях естествознания и в будущей профессиональной деятельности. В работе рассмотрены основные методы определения показателя адиабаты воздуха. Показаны отличия и особенности каждого из применяемых методов. На основе одного из методов предложен уточнённый способ с целью снижения погрешностей и тем самым повышения достоверности эксперимента.
Ключевые слова: дисциплина «Физика», студенты, методика преподавания физики, эксперимент, методы.
Изучение физики направлено на формирование у студентов представлений о естественнонаучной картине мира. Автор данной статьи ведёт преподавание дисциплины «Физика» на базе Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МПРИ).
Ведущая цель преподавания физики заключается в создании комплексной системы знаний и навыков, необходимой для дальнейшего формирования общепрофессиональных компетенций при последующем изучении студентами специальных дисциплин по своему направлению подготовки и выработки умений и навыков по использованию сформированных знаний в будущей профессиональной деятельности (в нашем случае - связанной с геологоразведкой).
В основе содержания методики практикума по физике, предназначенного для студентов геологических специальностей, лежат общедидактические принципы: научности, фундаментальности, межпредметных связей, профессиональной направленности [1-5].
Как отмечает А.В. Тарасова [6], которая также осуществляет преподавание физики, студентам медицинских специальностей при изучении физики необходимо показать существенные взаимосвязи между явлениями, при этом главное - продемонстрировать практическую возможность использования знаний по физике в различных областях естествознания и в будущей профессиональной деятельности.
Студенты специальностей, связанных с геологоразведкой, как правило, в силу дефицита личного времени, которое тратится, прежде всего, на специальные дисциплины, могут быть недостаточно подготовленными к лабораторным работам. Между тем изучение только методических указаний по выполнению лабораторных работ является явно недостаточным, а проработка сопутствующей литературы студентами, как правило, не практикуется в силу непрофильности предмета «Физика» для них и отсутствия дополнительного времени [6].
Как отмечают Е.В. Пономаренко и Ш.Б. Тасыбаева [7], практикумы по физике способствуют тому, что студенты лучше усваивают содержание учебной программы дисциплины. В процессе проведения практических занятий у преподавателя есть возможность обеспечить понимание наиболее сложной части материала, систематизировать и обобщить знания.
При решении задач и проведении экспериментов у студентов создаётся понимание сущности явления, активно формируются физические понятия и законы, вследствие чего у них появляется возможность устанавливать причинно-следственные связи, но для того, чтобы это было реализовано, необходимо методически грамотно проводить физические практикумы [7].
В то же время в процессе преподавания физики существует широкий спектр различных проблем:
- низкая познавательная активность студентов в процессе рассмотрения отдельных тем;
- низкий процент усвоенного материала,
- отсутствие подлинного интереса студентов к решению задач,
- не всегда высокая посещаемость занятий и т.д. [7].
Основная цель практических занятий - формирование у студентов умений анализировать задачную (проблемную) ситуацию и находить различные пути ее решения, а также развитие творческого подхода к решению задач. Хорошо, если педагог сумел организовать практическое занятие так, что оно сопровождается развитием устной и письменной речи, логики, памяти, критического мышления студента.
Как известно, в физическом практикуме студенты проводят измерения с целью изучения основных физических явлений, для того чтобы воспроизвести их самостоятельно и научиться правильно анализировать. При этом они сталкиваются с подсчётом погрешностей. От величины погрешностей будет зависеть достоверность полученных показаний, следовательно, и сам метод получения экспериментальных данных.
Актуальность данной статьи заключается в том, что благодаря рассмотрению сущности какого-либо метода можно определить средства повышения его качества.
Цель статьи - определить возможности улучшения метода обработки экспериментальных данных для повышения достоверности эксперимента по определению показателя адиабаты воздуха.
Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа одного из методов предложена аналитическая формула для определения искомой величины, тем самым в статье показана одна из возможностей снижения погрешностей при обработке экспериментальных данных.