УДК 37.014.5
Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]
Fanina E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Autonomous educational institution of higher education "Moscow City Pedagogical University
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Peredery S.N., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Humanitarian and Pedagogical Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal State
University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
TRENDS IN EDUCATION OF THE XXI CENTURY. The article considers characteristic features of modern education, the leading trends of the XXI century, innovative technologies, and self-development of a teacher, improvement of psychological and communicative skills, personal qualities of a modern teacher, professional competencies, and requirements for a modern teacher. The differences between the education of the XXI century and the education of the XX century and their causes are presented. An attempt is made to study possibilities of improving the digital literacy of a teacher. The solution of pedagogical problems by means of the digital environment is proposed. The authors conclude that the ongoing changes in modern Russian society require further development of the education system to meet the needs of society and the state in the training of professionals of the new generation. The previous stages are aimed primarily at transferring the national education system to a competency-based approach, however, at present there is an urgent need to create conditions for a new stage in the development of the Russian education system in the context of digitalization of the educational environment.
Key words: education, XXI century, modern teacher, modern teaching methods, innovative technologies, digital environment.
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected]
Е.Н. Фанина, канд. пед. наук, доц., ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
С.Н. Передерий, канд. филол. наук, ст. преп., Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта, E-mail: [email protected]
ВЕДУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ XXI ВЕКА
В статье рассматриваются характерные черты современного образования, ведущие тенденции XXI века, инновационные технологии, саморазвитие педагога, совершенствование психолого-коммуникативных навыков, личностные качества современного педагога, профессиональные компетенции, требования к современному педагогу. Представлены отличия и причины образования XXI в. от образования ХХ в. Предпринята попытка изучить возможности совершенствования цифровой грамотности педагога. Предложено решение педагогических проблем средствами цифровой среды. Авторы делают вывод о том, что происходящие изменения в современном российском обществе требуют дальнейшего развития системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения. Предыдущие этапы были направлены, прежде всего, на перевод отечественной системы образования на компетентностный подход, однако в настоящее время есть настоятельная необходимость создать условия для нового этапа развития отечественной системы образования в условиях цифровизации образовательной среды.
Ключевые слова: образование, XXI век, современный педагог, современные методы обучения, инновационные технологии, цифровая среда.
Актуальность данной проблематики заключается в том, что современное образование претерпевает явные изменения. Характерной чертой выступает его динамичность и постоянно увеличивающийся объём знаний, который необходимо охватить в процессе преподавания. В то же время основным противоречием, возникшим в методике преподавания в XXI веке, является то, что, несмотря на необходимость освоения больших пластов знаний обучающиеся, по сути, необразованные. Эта тенденция прослеживается как в точных науках, так и в гуманитарных и естественных. Знания обучающихся поверхностны, фрагментарны. Отчасти это связано с тем, что современная молодежь не настроена на углублённые познания, понимая, что нет необходимости хранить в памяти большие объёмы информации, поскольку всегда есть возможность обратиться через доступные гаджеты к сети Интернет и найти там ответ
С другой стороны, мотивация к обучению сегодня очень низкая, обучающиеся не понимают, зачем учиться, если большее количество знаний, приобретённых в школе, им не понадобятся. Именно то, что ежегодно десятки востребованных ранее профессий исчезают, и в то же время десятки новых способов заработать деньги появляются, объясняет нежелание обучающихся в глубоком изучении дисциплин вузовского курса.
Цель данной статьи - проанализировать основные ведущие тенденции современного образования.
Основные задачи статьи видятся в следующем: проанализировать характерные черты современного образования; ведущие тенденции в образовании XXI века; инновационные технологии; личностные качества современного педагога и его саморазвитие; требования к современному педагогу. Изучить отличия между образованием XXI в. от ХХ в.; возможности совершенствования цифровой грамотности педагога. Предложить решение педагогических проблем средствами цифровой среды.
Требования к преподавателю, излагаемые в ФГОС, со временем меняются в тех или иных аспектах, но главным образом остаются требования гуманистической и методологической направленности. Эти требования изучались А. Морозовым, О. Статировым, А. Халиковым, Л. Халяпиной, Е. Хеннером и др.
Внедрение инновационных технологий в работу педагога изучали Р. Абалу-ев, Н. Борисова, А. Гостин, Р. Иващенко, О. Михайлова и др. Теме применения современных образовательных ресурсов на электронных носителях посвящены работы Н. Гальскова, Н. Гез, Е. Дмитриева, Е. Пассова.
В то же время достаточно большое количество инноваций в учебном процессе остаются неизвестными педагогам в силу их консервативного подхода к преподаванию.
Поэтому актуальность исследования рассматриваемой проблемы подчёркивается противоречием между большим количеством инноваций и слабым
овладением ими педагогами. Безусловно, образование XXI века не такое же, как образование ХХ века. Отличия присутствуют во всём: в подходах к преподаванию, в наборе дисциплин и требованиям к их преподаванию, в формах обучения, в уровне мотивации как со стороны обучающихся, так и со стороны педагога [1 - 12].
Основной тенденцией, присущей образованию нового тысячелетия, можно считать саморазвитие, характерное не только для педагогов, но и обучающихся, поскольку концепции образовательных учреждений не в состоянии учесть все интересы и предпочтения каждого обучающегося, несмотря на провозглашённый в начале 2000-х личностно ориентированный подход [6]. По сути, он до сих пор в полном объеме не реализуется в образовательных учреждениях. Это связано с большой наполняемостью ученических классов, студенческих групп, отсутствием тьюторской поддержки обучающихся и главным образом - с самоустранением основной массы педагогов от воспитательной деятельности в пользу обучающей. К сожалению, школьники не ощущают того, что ими интересуются в школе, поэтому в дальнейшем, получив статус студента, они уже не заинтересованы в предлагаемой индивидуальной траектории своего развития, в результате прописанное на бумаге стремление к организации личностно ориентированного подхода, по сути, не реализуется на практике. Цифровизация - еще один важный комплексный процесс преобразований всех сфер общественной жизни под влиянием технологического прогресса.
Несмотря на сложности социальной адаптации, которыми сопровождаются любые глобальные изменения, преподавателю и обучающимся необходимо учиться работать с такими явлениями, как искусственный интеллект, облачные технологии, большие данные, и извлекать из этого максимум пользы.
В современных условиях неопределенности в растущей цифровизации можно отметить ключевые направления саморазвития педагога.
Во-первых, совершенствование педагогической профессиональной грамотности, то есть актуализация и расширение теоретических и практических знаний и умений по излагаемому предмету [1]. Данное направление связано с тем, что социально-экономическая среда стремительно меняется, например, меняются центры размещения производственных сил (что важно отражать на уроках географии), взгляды на те или иные события (история), появляются новые знания в области свойств вещества и материи (физика), пишутся новые произведения (русский язык и литература) и т.д.
Во-вторых, педагог, безусловно, должен быть осведомлен о трендах и новой информации, появляющейся в рамках своего предмета, тем более что современные обучающиеся имеют широкий доступ к просветительским каналам и ресурсам и могут быть также осведомлены о новых открытиях и геосоциальных (геополитических) сдвигах.
В-третьих, развитие современной цифровой среды позволяет педагогу следить за новостями в своей сфере через профессиональные ресурсы (новостные каналы, группы в социальных сетях, просветительские видео в Ютуб и Рутуб, существуют агрегаторы научной и научно-популярной литературы, к которой предоставляют доступ научно-электронные библиотеки и т.д.) [2].
Совершенствование цифровой грамотности - относительно новое направление, возникшее в начале 2000-х гг., связанное с активным развитием цифровой среды и внедрением информационных технологий во все сферы жизни человека. Сфера образования не стала исключением. Современный урок (занятие) уже сложно представить без презентации, а подготовку домашних заданий - без планшета и доступа к Интернету. В цифровой формат переводятся книги, учебники, конспекты лекций и т.д.
Умение пользоваться цифровыми сервисами, совершенствовать свои знания в области визуализации информации (например, создавать презентации, вести свой блог группу в социальных сетях), пользоваться облачными сервисами и пр. становятся обязательными и необходимыми для педагога в современных условиях [4].
В-четвертых, сегодня преподаватель должен быть настроен на совершенствование своей методики преподавания. Это направление связано с тем, что методический аспект преподавания различных дисциплин испытывает трансформационные сдвиги в связи с особенностями нового поколения (схоластическая манера освоения информации, приоритетность получения информации из цифровой среды, специфика мотивации), господствующими трендами воспитания и семейных ценностей (приоритет личности ребенка в семье, стремление к минимизации и профилактики детских травм, высокий уровень педагогической рефлексии родителей, минимизация наказаний и пр.), и их проникновением во все сферы жизни (например, геймификация). Доступность образовательной среды позволяет обучающемуся при правильном подходе на примерах понимать процессы, описываемые в теории на занятиях. Последнее выражается в большом количестве наглядных онлайн-уроков и презентаций по дисциплинам, образовательных видео, вебинаров, многие из которых бесплатны. Все это заставляет преподавателя отказываться от догматических принципов образования и наряду с традиционными методами использовать проблемные методы, дискуссию, игровые методы (например, квест вместо скучного географического диктанта), методы деловой игры, различные интерактивные методы и пр.
Сегодня также существует множество ресурсов с методическими разработками по предметам, которые можно изучать, дополнять, трансформировать и использовать в своей деятельности.
Доступность образовательной среды позволяет обучающемуся при правильном подходе на примерах понимать процессы, описываемые в теории на занятиях. Последнее выражается в большом количестве наглядных онлайн-уроков и презентаций по дисциплинам, образовательных видео, вебинаров, многие из которых бесплатны. Все это заставляет преподавателя отказываться от догматических принципов образования и наряду с традиционными методами использовать проблемные методы, дискуссию, игровые методы (например, квест вместо скучного географического диктанта), методы деловой игры, различные интерактивные методы и пр. Помимо указанных выше тенденций, нельзя не сказать о совершенствовании психолого-коммуникативных навыков педагога. Это направление обусловлено требованиями профессионального стандарта и спецификой поколения обучающихся, что заставляет педагога искать пути коммуникации с ними в новом формате. К тому же необходимость совершенствования в этом направлении связана с развитием мессенджеров (Viber, What'sApp и пр.), общение в которых с обучающимися и их родителями делает преподавателя, с одной стороны, «доступным» для вопросов практически всегда, с другой стороны, требует соблюдения профессиональной этики в любом формате общения [7].
Высокий уровень коммуникации - также одна из характерных тенденций образования xXl века, обусловленная широкой популярностью социальных сетей и мессенджеров. Ошибочно думать, что вопрос речи учителя - это забота филологов. Этот аспект касается также психологов, педагогов, логопедов и других специалистов, в том числе общей культуры.
Укрупнение изучаемого материала - ещё одна характерная черта современного образования. Ярким примером такого укрупнения выступает дисциплина «Science», которая вобрала в себя три науки - биологию, физику и химию [12].
Библиографический список
Утилитарность образования подчёркивается нежеланием обучающихся изучать дисциплины, не видя пользы в них. Они с лёгкостью приводят примеры, как обходиться без знания всех наук, имея под рукой телефон и Интернет: зачем учить языки, если есть электронный переводчик, зачем учить орфографию, если, набирая голосовым помощником текст, машина сама напишет правильно, зачем учить наизусть стихи, если можно нажать кнопку, и произведение будет в телефоне, и много других зачем, связанных с основным вопросом: зачем это учить, если оно в жизни, с его точки зрения, не пригодится? Таким образом, обучающиеся в большей массе не видят смысла учить то, что им даётся в школе, в вузе, не понимая того, что они не развивают умственные способности и деградируют.
Ещё одна тенденция современного образования - поверхностность в имеющихся знаниях у обучающихся. Видимо, программа настолько обширна, а наполнение учебников настолько велико, что углублённо изучить ту или иную тему просто не представляется возможным. К сожалению, эта тенденция прослеживается во всех дисциплинах. Невозможно дать точный ответ, с чем это связано в большей степени - со стремлением охватить большие пласты материала за короткий промежуток времени или с повышенными требованиями к развитому мировоззрению современного ребёнка, но факт остаётся фактом.
В связи с такими повышенными требованиями к обучающимся в условиях динамично изменяющейся образовательной среды меняются и требования к педагогу. Главным отличием требований к педагогу нового поколения является смена целевых ориентиров, а, значит, и педагогического инструментария. Его деятельность приобретает технологичность, то есть педагог должен руководствоваться навыками организации проектной деятельности, проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий [10].
Основная цель современного педагога не столько дать новые знания, сколько смотивировать обучающихся на их поиск, поскольку самостоятельно приобретённые знания более прочные по сравнению с теми, что были даны в готовом виде. При этом контроль и оценка знаний тоже изменились и предполагают наличие личностных качеств современного педагога, к которым можно отнести следующие: тактичность, толерантность, требовательность и принципиальность, объективность и честность, гуманность, любовь к детям, открытость в общении, трудолюбие, глубокие знания, в том числе владение иностранным языком на высоком уровне, грамотная речь, современный подход в работе (погружение в цифровую образовательную среду), творческий подход и любознательность, наличие педагогического опыта. Что касается цифровых технологий, то коммуникация и сотрудничество заключаются во взаимодействии посредством цифровых технологий, в обмене, сотрудничестве и гражданском участии с помощью цифровых технологий, а также в этикете в сети и управлении своей цифровой идентичностью.
Создание цифрового контента подразумевает решение проблем, а именно: решение технических проблем; определение потребностей и технологических решений; креативное применение цифровых технологий; определение пробелов в цифровой компетентности. В связи с этим для определения степени овладения цифровым образовательным пространством необходимо регулярно проводить диагностику цифровых компетенций педагога. Современные информационные технологии позволяют проводить самонаблюдение с помощью средств визуализации лекционной части (записи уроков или их фрагментов на видео и их анализ). Современному педагогу сложно оценить самостоятельно свою деятельность «со стороны». Поэтому сегодня создаются сервисы для самооценки педагогической деятельности.
Таким образом, происходящие изменения в современном российском обществе требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения.
Научная новизна статьи определяется выявлением отличий между образованием XXI в. от ХХ в. Теоретическая значимость работы заключается в расширении педагогического знания о возможностях совершенствования цифровой грамотности педагога как одной из ведущих тенденций образования XXI в. Практическая значимость видится в предложении решений педагогических проблем средствами цифровой среды, ключевых направлений саморазвития педагога.
1. Верютина А.Б. Методы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2013; № 3: 29 - 30.
2. Виды интернет-технологий. Available at: http://faggo.ru/vidyi-internet-tehnologiy.html
3. Интернет-технологии в образовании. Available at: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-iRussia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html
4. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. Педагогика. 2006; № 9: 55 - 60.
5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. Москва: Наука, 1997.
6. Потапов РК. Новые информационные технологии и лингвистика: учебное пособие. Москва: Комкнига, 2005.
7. Прохорова Л.В. Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка. Available at: http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/ispolzovanie-sovremenyh-inovacionyh-tehnologii-na-urokah-inostranogo-jazyka.html
8. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Москва: Международные образовательные проекты. Available at: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf
9. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. Москва, 2021.
10. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. Москва, 2021.
11. Ахмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 312 - 314.
12. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; Т. 10, № 5S: 1007 - 1019.
References
1. Veryutina A.B. Metody povysheniya motivacii obuchayuschihsya k izucheniyu inostrannogo yazyka. Inostrannye yazyki v shkole. 2013; № 3: 29 - 30.
2. Vidy internet-tehnologij. Available at: http://faggo.ru/vidyi-internet-tehnologiy.html
3. Internet-tehnologii v obrazovanii. Available at: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-iRussia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html
4. Isaeva T.E. Klassifikaciya professional'no-lichnostnyh kompetencij vuzovskogo prepodavatelya. Pedagogika. 2006; № 9: 55 - 60.
5. Klarin M.V. Innovacii v obuchenii: metafory i modeli: Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva: Nauka, 1997.
6. Potapov R.K. Novye informacionnye tehnologii i lingvistika: uchebnoe posobie. Moskva: Komkniga, 2005.
7. Prohorova L.V. Ispol'zovanie sovremennyh innovacionnyh tehnologij na urokah inostrannogo yazyka. Available at: http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/ ispolzovanie-sovremenyh-inovacionyh-tehnologii-na-urokah-inostranogo-jazyka.html
8. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga: sbornik materialov uchastnikov konferencii. Moskva: Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty. Available at: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf
9. Ajsuvakova T.P., Ahmedova 'E.M., Gorbunova N.V., Davydova L.N. i dr. Psihologo-pedagogicheskie aspekty osuschestvleniya obrazovatel'nogo processa v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah. Moskva, 2021.
10. Agaragimova V.K., Abdulaev M.A., Amambaeva N.S., Amchislavskaya E.Yu. i dr. Podgotovka studentov bakalavriata, magistratury, aspirantury k osuschestvleniyu buduschej professional'noj deyatel'nosti na osnove sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2021.
11. Ahmedova 'E.M., Nedopovz I.I. Ispol'zovanie tehnologii kejs-stadi v obrazovatel'nom processe. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 312 - 314.
12. Filimonyuk L.A., Khalyapina L.V., Chebanov K.A., Uvarova N.N., Soloveva E.V., Akhmedova E.M. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course. Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2018; T. 10, № 5S: 1007 - 1019.
Статья поступила в редакцию 27.09.21
УДК 371
Razbegaev P.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Volgograd, Russia),
E-mail: [email protected]
PATRIOTISM AS A KEY FACTOR OF EDUCATION: REGULATORY AND LEGAL ASPECT. The article deals with a problem of education of patriotism in the normative legal context within the framework of the value approach. The author concludes that the regulatory framework clearly defines the goal-setting of upbringing in the modern educational process at all its stages. The article focuses on the category "patriotism" as the main result of the appropriation of humanistic values. First of all, these are: Fatherland, labor, traditions. The article poses a problem of legitimacy of implementation of education of patriotism in the context of the value approach at all levels and types of educational institutions of the Russian Federation. It is substantiated that upbringing of patriotism is a necessary condition for the formation of the value consciousness of a modern citizen. The researcher analyzes this problem in all types of educational organizations: preschool, primary, basic, secondary, secondary vocational and higher vocational education. Particular attention is paid to training of modern teachers for solving educational problems.
Key words: education, patriotism, patriot, man of labor, value, value attitude to motherland, tradition.
П.В. Разбегаев, канд. пед. наук, доц., нач. каф. информатики и математики Волгоградской Академии МВД России, г. Волгоград,
E-mail: [email protected]
ПАТРИОТИЗМ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма в нормативно-правовом контексте в рамках ценностного подхода. Авторы приходят к выводу, что в нормативно-правовой базе четко обозначена проблема целеполагания воспитания в современном образовательном процессе на всех его этапах. В статье центральное место занимает категория «патриотизм» как основной результат присвоения гуманистических ценностей. Прежде всего, это Отечество, труд, традиции. В статье поставлена проблема правомерности реализации воспитания патриотизма в контексте ценностного подхода на всех уровнях и во всех видах образовательных учреждений Российской Федерации. Обосновывается, что воспитание патриотизма - это необходимое условие формирования ценностного сознания современного гражданина. Авторы анализируют данную проблему во всех видах образовательных организаций: дошкольного, начального, основного, среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Особое внимание уделено подготовке современных педагогов для решения задач воспитания.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриот, Человек труда, ценность, ценностное отношение к Отечеству, традиции.
Актуальность данной проблематики заключается в чрезвычайной сложности современного мира, его постоянной, стремительной и, зачастую, непредсказуемой изменчивости. Его стабилизацию обеспечит слаженная работа государства, системы образования и общества. Поэтому особое значение приобретает формирование ценностного сознания личности, ядром которого выступают традиционные ценности: человек, жизнь, Отечество, труд, семья, ответственность, гражданственность, толерантность. Данный тезис отражается в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: «Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. В связи с этим возрастает роль системы современного образования в воспитании патриотов, формирования ценностного сознания обучающихся.
Цель данной статьи - выявить ориентацию нормативно-правовой базы современного образования на воспитание патриотизма у обучающихся.
Основные задачи статьи: охарактеризовать содержание понятия «патриотизм», определить основные научные подходы в исследовании воспитания обучающихся; выявить ориентацию нормативно-правовых образовательных документов различного уровня на воспитание патриотизма.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования, изучение педагогической документации, синтез и обобщение полученных данных.
Методологической основой данного исследования стали идеи системно-де-ятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, С.Л., Рубинштейн), личностно ориентированного (В.И. Данильчук, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.В. Зайцев), а также ценностного (А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегае-ва) подходов в образовании.
Исследователи выделяют множество смыслов категории «патриотизм»: любовь к своей стране, защита ее интересов (П.С. Лейбенгруб); нравственная норма, нравственный принцип и нравственное чувство (Б.И. Кононенко); любовь к Отечеству, проявляющаяся в труде на его благо (Л.П. Разбегаева); ответственность в принятии решений, влияющих на судьбу человека, семьи или Родины (Е.А. Ма-цефук); проявление гражданственности (Д.В. Кириллов, О.Т. Ковешникова) и др.
Смысловая множественность понятия «патриотизм» сделала необходимой разработку содержания этого феномена с позиций ценностного подхода.
Основа государства - граждане, ценностно-ориентированные на Отечество, готовые обеспечивать его национальные интересы во всех сферах, проявляющие «любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», .... «убежденные в незыблемости демократической основы государства, стремящиеся к обеспечению благополучия и процветания России, готовые взять на себя