Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСА «ЯКЛАСС» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСА «ЯКЛАСС» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
938
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОРЕГУЛИРУЕМОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-СЕРВИС ЯКЛАСС / DIGITAL TECHNOLOGIES / REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIONS / SELF-REGULATED LEARNING / BASIC GENERAL EDUCATION / ONLINE SERVICE «YAKLASS»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиматдинова Галия Нурулловна

Аннотация. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития образования является его информатизация, главная цель которой - улучшение качества образования. В качестве дополнения к традиционным средствам обучения предлагаются различные цифровые ресурсы. При их выборе каждое образовательное учреждение, а также учитель должны не только осмысленно включать ресурсы в учебный процесс, преобразовывать методы, технологии, методики обучения, но и ориентироваться на их возможность выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования как к предметным результатам, так и метапредметным, в частности регулятивным универсальным учебным действиям. Статья посвящена проблеме изучения возможностей использования онлайн-сервисов для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9-х классов. На основе опыта российских учителей в рамках данной статьи был выбран онлайн-сервис «ЯКласс», который является одним из перспективных образовательных ресурсов не только в России, но и за рубежом, предназначен для освоения обучающимися всех основных школьных предметов. Цель статьи - изучить возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9-х классов и апробировать их в образовательной практике. Методология исследования основана на системно-деятельностном, личностно ориентированном и цифровом подходах к обучению, анализе научных публикаций и инновационного опыта по обозначенной проблеме. В результатах исследования были выделены основные возможности онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования всех компонентов регулятивных универсальных учебных действий, описан опыт автора и других педагогов, приведены некоторые эмпирические данные по использованию ресурса в образовательном учреждении. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении опыта зарубежных и отечественных исследователей по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс с целью формирования у обучающихся регулятивных умений. Статья может представлять интерес для учителей, студентов педагогических вузов, методистов, изучающих цифровые инструменты для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гиматдинова Галия Нурулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF USING THE ONLINE SERVICE «YAKLASS» FOR FORMATION OF REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIONS AMONG STUDENTS OF GRADES 7-9

Today one of the priority directions of education development is its digitalization, the main goal of which is to improve the quality of education. Various digital resources are offered to complement traditional learning tools. When choosing them, each educational institution, as well as a teacher, should not only intelligently include resources in the educational process, transform methods, technologies, teaching methods, but also be guided by their facilities to meet the requirements of the federal state educational standard of basic general education, both to subject results and to meta-subject ones, in particular, to regulatory universal learning actions. The article is devoted to the issue of studying the opportunities of using online services for the formation of regulatory universal learning actions among students of grades 7-9. Based on the experience of Russian teachers, within the framework of this article, the online service "YaKlass" was selected, which is one of the most promising educational resources not only in Russia, but also abroad. It is intended for students learning all basic school subjects. The purpose of the article is to study the opportunities of using the online service "YaKlass" for the formation of regulatory universal learning actions among students of grades 7-9 and test them in educational practice. The research methodology is based on system-activity, personality-oriented and digital approaches to teaching, analysis of scientific publications and innovative experience on the specified problem. The results of the study highlight the main facilities of the online service "YaKlass" for the formation of all components of regulatory universal learning actions, describe the experience of the author and other teachers, provide some empirical data on the use of the resource in an educational institution. Summarizing the experience of foreign and domestic researchers in the implementation of digital technologies in the educational process in order to form students' regulatory skills add to the theoretical significance of the study. The article may be of interest to teachers, students of pedagogical universities, methodologists who study digital tools for the formation of regulatory universal learning actions among students.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН-СЕРВИСА «ЯКЛАСС» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201059 2020, № 08 (август) УДК 37.03:004.9

Возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся

7-9-х классов общеобразовательной школы

Гиматдинова Галия Нурулловна1

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск, Россия

[email protected]

Аннотация. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития образования является его информатизация, главная цель которой - улучшение качества образования. В качестве дополнения к традиционным средствам обучения предлагаются различные цифровые ресурсы. При их выборе каждое образовательное учреждение, а также учитель должны не только осмысленно включать ресурсы в учебный процесс, преобразовывать методы, технологии, методики обучения, но и ориентироваться на их возможность выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования как к предметным результатам, так и метапредметным, в частности регулятивным универсальным учебным действиям. Статья посвящена проблеме изучения возможностей использования онлайн-сервисов для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9-х классов. На основе опыта российских учителей в рамках данной статьи был выбран онлайн-сервис «ЯКласс», который является одним из перспективных образовательных ресурсов не только в России, но и за рубежом, предназначен для освоения обучающимися всех основных школьных предметов. Цель статьи - изучить возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9-х классов и апробировать их в образовательной практике. Методология исследования основана на системно-деятельностном, личностно ориентированном и цифровом подходах к обучению, анализе научных публикаций и инновационного опыта по обозначенной проблеме. В результатах исследования были выделены основные возможности онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования всех компонентов регулятивных универсальных учебных действий, описан опыт автора и других педагогов, приведены некоторые эмпирические данные по использованию ресурса в образовательном учреждении. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении опыта зарубежных и отечественных исследователей по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс с целью формирования у обучающихся регулятивных умений. Статья может представлять интерес для учителей, студентов педагогических вузов, методистов, изучающих цифровые инструменты для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, саморегулируемое обучение, основное общее образование, онлайн-сервис «ЯКласс», цифровые технологии.

Поступила в редакцию Received 05.07.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.08.20

Принята к публикации Accepted for publication 05.08.20 Опубликована Published 29.08.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Гиматдинова Галия Нурулловна, аспирант ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», учитель математики МАОУ «Средняя школа № 150 им. Героя Советского Союза В. С. Молокова», г. Красноярск, Россия

Введение

В условиях информатизации образования наблюдается модификация методов, форм и технологий обучения, направленных на достижение образовательных результатов, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) [1]. Перед образовательным учреждением ставится задача развития школьной инфраструктуры, предполагающего внедрение и эффективное использование цифровых технологий. В свою очередь, каждый учитель должен трансформировать используемую им методику обучения в сторону включения в образовательный процесс различных цифровых ресурсов, способствующих улучшению качества образования и формированию универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», реализация образовательных программ может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Однако в образовательном учреждении для осуществления данной деятельности должны быть созданы «условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий» [2].

В настоящее время перед участниками образовательного процесса открылся огромный выбор готовых «образовательных предложений», благодаря которым обучающиеся могут изучать теоретический материал, а также отрабатывать навыки решения заданий в условиях классно-урочной системы.

Различные образовательные корпорации, деятельность которых направлена на развитие талантов не только обучающихся, но и педагогов, предлагают семинары, ве-бинары, статьи, содержащие описание существующих ресурсов для облегчения их использования на практике. Каждый учитель, учитывая достоинства и недостатки, начинает внедрять цифровые ресурсы в свою деятельность, в частности онлайн-сер-висы, намереваясь улучшить предметную подготовку обучающихся. Но стоит отметить, что применение подобных ресурсов позволяет достигать не только предметных, но и метапредметных результатов, в частности, осваивать регулятивные универсальные учебные действия (РУУД), без которых, на наш взгляд, практически невозможно было бы освоение онлайн-сервисов в индивидуальном режиме.

Проблема: как использовать возможности онлайн-сервисов для формирования предметных умений и РУУД в процессе обучения?

В данной статье на основе отзывов школьных педагогов, их опыта использования цифровых ресурсов в качестве онлайн-сервиса для решения поставленной проблемы мы выбрали одну из популярных на сегодняшний день не только в России, но и за рубежом платформу - «ЯКласс» [3]. Этот ресурс ориентирован на обучающихся не только начальной, но и основной и старшей школы, то есть на учеников с 1-го по 11-й класс по всем основным предметам.

Цель статьи - изучить возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 79-х классов и апробировать их в образовательной практике.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

И. С. Кладова считает, что РУУД являются элементами саморегулируемого обучения, которое возникло на западе в 1980-х годах. «Целеполагание и планирование относятся к стадии обдумывания, контроль, прогнозирование, коррекция - к стадии

исполнения, а оценка - к рефлексии» [4]. В зарубежной литературе много работ, посвященных саморегулируемому обучению. В последние десятилетия чаще встречаются публикации, в которых рассматривается взаимосвязь информационно-коммуникационных технологий и саморегулируемого обучения. Как пишут M. Дрезель и M. Хаугвиц, в западных школах встречаются проблемы, связанные с низкой самооценкой обучающихся, а также демонстрацией недостатков в саморегуляции обучения в условиях самостоятельной учебной деятельности. Ими предлагается опыт использования компьютерной обратной связи для решения проблемы [5].

Многие ученые из Франции, Германии, Италии, Португалии и других стран рассматривают вопрос о саморегулирующем обучении в технологической среде. Их основные мысли по поводу истории появления саморегулирующего обучения, проблемы, специфика, основные модели, результаты исследований были представлены в виде обзора [6]. Работы зарубежных исследователей демонстрируют их заинтересованность в решении проблемы низкого уровня саморегуляции, а также в создании и поддержке такой цифровой среды, которая будет позволять формировать у обучающихся регулятивные умения.

В статье Р. Азеведо рассматриваются «метакогнитивные инструменты» как «любая компьютерная среда, разработанная для учебных целей, в которой используются технологии, помогающие учащимся в достижении целей обучения. Это может включать любой тип технологического инструмента, такого как интеллектуальная система обучения, мультимедиа, симуляция, микромир, среда совместного обучения и т. д. Именно это среда позволяет обучающимся принимать решения относительно учебных целей, например, постановка целей обучения, последовательность обучения, организация и координация учебных ресурсов, решение о том, какие встроенные и контекстные инструменты использовать и когда использовать их для реализации своих целей обучения, решая, какие представления информации использовать, обслуживать и, возможно, изменять для достижения целей обучения» [7]. Замечается, что любая технологическая среда моделирует, подсказывает, поддерживает и усиливает процессы саморегуляции учащихся.

При рассмотрении вопроса по использованию онлайн-сервисов в образовательном процессе обучающихся 7-9-х классов необходимо учитывать психолого-педагогические особенности развития обучающихся возраста 13-16 лет, их способность к восприятию нового способа обучения, а также эффективность его применения. Особенностью обучающихся является их стремление к личному самосовершенствованию, они изыскивают возможность не просто для расширения круга общения, а для интеллектуального развития.

Е. А. Сиденко пишет о том, что «старший подростковый период связан с тем, что подросток имеет чувство взрослости, и ему важно, чтобы к нему относились "как к равному"» [8]. Подобное выражение жизненной позиции определяет особое направление и содержание его деятельности, систему его новых интересов, эмоциональных реакций и переживаний, в частности, в образовательном процессе.

Также будем учитывать теорию, созданную американскими учеными Н. Хоувом и В. Штраусом, - «теорию поколений», которая определяет, что современные школьники относятся к поколению Z [9]. Как говорит А. В. Сапа, современные школьники, обучающиеся по ФГОС ООО, являются детьми мультимедийных технологий. Всё, что связано с цифровой средой, для них не чуждо, а наоборот, является частью жизни. Также А. В. Сапа отмечает, что благодаря цифровым технологиям подростки быстро взрослеют, занимаясь самообразованием, постоянно углубляясь в виртуальную среду. Однако у представителей поколения Z возникает размывание жизненных принципов

и ориентиров, одним из которых являются духовные ценности - образование, культура [10]. Действительно, они предпочли бы сделать карьеру, обеспечивающую им финансовое процветание, чем порождать преобразования в культуре [11]. А. Бенчик, Т. Юхас, Г. Хорват-Чикос в своих работах не только характеризуют поколение Ъ и сравнивают его с предыдущими поколениями, но и рассматривают его перспективы для освоения будущих профессий [12]. Таким образом, перед современным образованием ставится задача направить возможности цифровых технологий в правильное русло для получения более качественного образования и овладения компетенциями для будущей профессии с учетом предпочтений нынешних школьников.

За рубежом одними из лидеров по внедрению цифровых технологий в учебный процесс являются такие страны, как Финляндия, Нидерланды, Великобритания, США и Китай. К. Аттард, К. Холмс утверждают, что их грамотное применение позволит повысить уровень вовлеченности в предмет, а также развивать свои знания самостоятельно после окончания школы [13]. Предлагаемые образовательные платформы содержат контент в форме, удобной для современных школьников, что обеспечивает результативность обучения. В частности, в Великобритании популярным онлайн-сервисом является EDLounge [14], предлагающий более 10 000 уроков с поддержкой в реальном времени и удовлетворяющий потребности разных обучающихся. Различные образовательные сообщества используют именно этот учебный ресурс как для домашнего обучения (домашняя работа или самостоятельное обучение), так и в качестве дополнения к обучению в классно-урочной системе.

З. Хусейн определяет отношения к электронному обучению различных исследователей и делает вывод о позитивном отношении большинства [15]. Н. Р. Алсали, М. Э. Эльтахир, С. С. Аль-Катауне в исследовании подчеркнули действенность обучения с использованием цифровых ресурсов в школах, а также на примере обучающихся 9-х классов рассмотрели интеграцию технологий с традиционным обучением [16]. Таким образом, можно заметить, что многие зарубежные ученые положительно относятся к внедрению цифровых технологий в образовательный процесс. Результаты исследований говорят об эффективности их приложения к традиционному обучению, что позволяет не только освоить школьный материал, но и сформировать те качества, которые в будущем станут необходимы для организации своего времени, умения учиться самостоятельно, корректировать свою деятельность и т. д.

В России о формировании РУУД с помощью цифровых технологий с каждым годом появляется все больше публикаций. В начале внедрения ФГОС ООО в образовательный процесс исследователи анализировали возможности имеющихся электронных образовательных ресурсов, программных средств учебного назначения [17]. Актуальность этих исследований на тот момент имела место, так как в школах часть педагогов активно использовали различные обучающие ресурсы, позволяющие улучшить предметную подготовку обучающихся.

За последние десять лет российские разработчики онлайн-контента предлагали различные образовательные проекты для школьников, некоторые из них становятся популярными не только в России, но и за рубежом: «Учи.Ру»; «Фоксфорд»; «ИнтернетУ-рок.ру»; «ЯКласс»; «МЭО» и др. За достаточно короткое время стали появляться публикации, в которых описываются образовательные платформы. В. А. Борисейко указывает на их соответствие современным образовательным стандартам [18]. М. А. Горюнова, М. Б. Лебедева рассматривают возможности этих онлайн-сервисов с точки зрения реализации мобильного обучения [19]. При выборе платформы каждому педагогу важно опираться как

на собственный опыт и знания, так и на мнения исследователей, других педагогов, учитывать возрастные особенности обучающихся. Необходимо понимать, что ресурс должен быть доступен не только на компьютере, но и на планшетах, телефонах. Для удобства школьников желательно, чтобы сервис охватывал все классы (для поддержки преемственности) и основные школьные предметы.

И. В. Дмитриев, Р. Б. Торский, С. В. Кравченко подчеркивают, что одним из лучших школьных проектов является онлайн-сервис «ЯКласс», который позволяет учащимся организовывать самостоятельную работу по предмету, в частности по математике, и готовиться к контрольным работам или экзаменам [20]. Как отмечает Г. О. Аст-вацатуров, с самого начала своего существования и внедрения во многие школы страны этот образовательный портал уже ставил перед собой цель: стать лучшей образовательной системой [21]. Вебинары и семинары, проводимые представителями компаний, обмен опытом с другими педагогами, исследование функционала ресурсов на официальных сайтах и в научных публикациях убедили сделать выбор в пользу онлайн-сервиса «ЯКласс» для более подробного изучения в качестве платформы, позволяющей формировать РУУД обучающихся.

В публикациях, посвященных онлайн-сервису «ЯКласс», описываются основные достоинства его использования. Так, О. И. Колесникова, Н. В. Позднякова отмечают, что содержание онлайн-сервиса «ЯКласс» соответствует ФГОС ООО, что позволяет обучающимся использовать тренажеры по учебным предметам [22]. Учитель имеет возможность проводить тестирование знаний обучающихся и задавать домашние задания в электронном виде, при этом за каждую задачу может назначаться определенное количество баллов, в зависимости от уровня сложности. И. С. Леушина говорит о «ЯКлассе» как о базе электронных рабочих тетрадей и тренажеров по школьной программе для обучающихся [23]. Э. К. Самерханова, Е. П. Круподерова, И. В. Панова в обзоре, следуя единой схеме, анализируют цифровые образовательные платформы, в частности «ЯКласс» [24]. Они дают общую характеристику, описывают процесс регистрации, особенности организации обучения и средства оценки, формулируют, по каким учебным предметам и для каких классов представлены материалы. И. В. Карабельская достаточно подробно рассматривает функционал онлайн-сервиса «ЯКласс», отвечает на вопрос, что рассматриваемый ресурс дает обучающимся, учителям и родителям, отмечает положительные моменты применения [25]. Вслед за ней многие авторы описывают особенности его использования. Так, например, А. П. Болтенко анализирует возможности «ЯКласса», описывая модули содержания сервиса, позволяющие организовать индивидуальную учебно-познавательную деятельность обучающихся [26]. На основе описания структуры и содержания сервиса разными авторами не только формируется позитивное отношение к нему, но и возникает потребность в выделении конкретных возможностей ресурса для достижения поставленной цели исследования.

В последнее время в материалах конференций педагоги-практики начали делиться опытом работы с онлайн-сервисом, своими идеями по организации деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Результаты использования ресурса «ЯКласс» описывает Н. А. Родионова, подчеркивает тот факт, что обучающиеся с 7-го по 9-й класс учатся быть более самостоятельными, ставить цель и добиваться ее [27]. Также собственным опытом в условиях дистанционного обучения делится С. Н. Перевалова [28], Л. В. Постных рассматривает «ЯКласс» в качестве ресурса, позволяющего обеспечивать построение траектории для развития индивидуальных способностей обучающихся [29]. Т. Н. Воробьева акцентирует, что

«ЯКласс» - вспомогательный инструмент, обладающий особенностью дифференцировать задания для обучающихся с разными потребностями [30].

Таким образом, в публикациях отечественных педагогов и ученых сформулированы основные преимущества платформы «ЯКласс», условия использования в образовательном процессе, что повлияло на выбор именно этого ресурса. Однако недостаточно изучен вопрос о том, какие РУУД формируются у обучающихся благодаря данному онлайн-сервису.

Методологическая база исследования

В работе применялся метод анализа психолого-педагогической и методической литературы отечественных и зарубежных авторов по обозначенной проблеме и образовательной практике. Исследование возможностей цифровых технологий, в частности онлайн-сервиса «ЯКласс», проводилось на основе опыта учителей-предметников, специалистов по вопросу внедрения цифровых средств в образовательный процесс. Для формулировки возможностей онлайн-сервиса «ЯКласс» использовались эмпирические методы исследования: беседа, наблюдение, опрос и т. д.

Методологическую базу исследования составили:

- системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), лежащий в основе ФГОС и устанавливающий требования к личностным, предметным и метапредметным результатам, в частности РУУД;

- личностно ориентированный подход (А. Г. Асмолов, И. А. Зимняя, М. А. Холодная и др.), в соответствии с которым развитие обучающегося должно происходить на основе его возрастных и личностных особенностей, с опорой на его субъективный опыт, интересы, жизненные ценности и т. д., а также с учетом индивидуальной избирательности к формам заданий, типу и виду изучаемого материала;

- цифровой подход к реализации образовательного процесса (М. П. Лапчик, Л. П. Мартиросян, Е. С. Полат и др.), предполагающий создание цифрового пространства, которое сочетается с традиционными методами и приемами обучения. При этом созданные условия должны обеспечивать эмоционально положительное отношение обучающегося к учебе, индивидуализацию обучения, формировать навыки самоорганизации, рефлексии и оценки своей деятельности.

Результаты исследования

А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и другие выделяют следующие регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция [31]. В рамках нашего исследования были изучены возможности онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования у обучающихся 7-9-х классов РУУД (см. табл. 1). Рассмотрение ресурса происходит с учетом подключенной подписки «Я+».

Как мы видим, возможности онлайн-сервиса в полной мере удовлетворяют потребности обучающихся 7-9-х классов. Они могут не только изучать школьный материал самостоятельно, но и совершенствовать свои знания, определять сложность выполняемых заданий и ставить перед собой конкретные цели для познания, выбирать для себя тот материал, который интересен, или просто по минимуму решать предложенные онлайн-сервисом задачи, тем самым регулируя свою деятельность.

В 2019/2020 учебном году онлайн-сервис «ЯКласс» был апробирован в МАОУ «Средняя школа № 150 им. Героя Советского Союза В. С. Молокова» города Красноярска. По результатам наблюдений, бесед и предоставляемой статистики ресурсом можно сделать вывод о том, что обучающиеся не только проявили заинтересованность к предоставляемым возможностям, но и во время учебного процесса демонстрировали свои регулятивные умения.

Научно-методический электронный журнал «Концепт»

Таблица 1 Возможности формирования РУУД с помощью онлайн-сервиса «ЯКласс»

РУУД Возможности онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования РУУД

Целеполагание Перед выполнением заданий обучающийся ставит себе конкретную цель по достижению желаемого результата, для части обучающихся является принципиально важно выполнить работу на «отлично», а для остальных «хорошо» или «удовлетворительно». Это возможно благодаря тому, что в режиме тренировки обучающийся видит не только количество баллов за задание, но и уровень сложности, а при выполнении проверочной работы (возможно несколько попыток) в итоговом результате он видит процент

Планирование При изучении нового материала или его закреплении обучающийся может самостоятельно построить план своей работы, определить последовательность действий для достижения желаемого результата. Вначале возможна работа с теоретическим материалом, а после - с практическим. Допустима работа сразу над практической частью, а при необходимости можно вернуться к теории

Прогнозирование При работе с теоретическим и практическим материалом обучающийся может работать в своем, удобном для него, темпе. При решении заданий проверочной работы необходимо рационально распределить предоставленное время

Контроль После выполнения конкретного задания онлайн-сервис предлагает шаги решения к нему (наличие шаблона правильного выполнения задания), что позволяет проверить рассуждения

Оценка Получив результат, обучающийся принимает решение, устраивает ли его результат или нет, необходима ли коррекция

Коррекция Если планируемый результат по предмету не был сразу достигнут, то у обучающегося есть возможность вернуться к теории, предложенной как на сайте, так и в дополнительных источниках, а после выполнить задание

Саморегуляция, самооценка Онлайн-сервис предлагает возможность не только «зарабатывать» оценки, но и участвовать в разнообразных «топах», мотивирующих на достижение наилучшего результата. Выполняя задания, обучающиеся соревнуются друг с другом в классе, с другими классами, школами. Для обучающихся созданы комфортные условия. Никто из посторонних не увидит, если обучающийся допустит ошибку, и он сможет исправлять ее до тех пор, пока не получится

К концу учебного года все обучающиеся с 7-го по 9-й класс были зарегистрированы на сайте, а часть из них стала обладать подпиской «Я+». Среди 7-9-х классов имелся 9-й класс, в котором каждый школьник в течение всего учебного года был владельцем подписки и испытал на себе весь потенциал онлайн-ресурса «ЯКласс». Эти обучающиеся были опрошены после первого месяца использования ресурса и после восьмого месяца использования ресурса. В опросе приняло участие 32 респондента. Его результаты приведены в табл. 2.

В свою очередь, обучающиеся 7-х и 8-х классов активнее работали с онлайн-серви-сом в последние два месяца учебного года, где за достаточно короткий срок быстро включились в работу с ресурсом и в большинстве своем принимали участие в «Топах», решая задания из раздела «Предметы», помимо проверочных работ, которые отправляли педагоги. Табл. 3 демонстрирует заработанные баллы этими обучающимися.

Внимание к ресурсу со стороны обучающихся 7-х и 8-х классов, так же как и 9-х, показывает их заинтересованность в продолжении работы с ним в следующем учебном году, в освоении навыков организации собственной учебно-познавательной деятельности.

Таблица 2

Результаты опроса обучающихся 9-го класса, %

Вопросы для обучающихся После первого месяца После восьмого месяца

Как Вы относитесь к использованию «ЯКласса» в учебном процессе? Положитель но Отрицательно Положитель но Отрицательно

69 31 94 6

Для отработки текущего учебного материала Вы часто используете раздел «Предметы»? Да Нет Да Нет

31 69 72 28

В разделе «Предметы» Вы используете шаги решения? Да Нет Да Нет

22 78 72 28

Вы возвращаетесь к теории при решении заданий из раздела «Предметы»? Да Нет Да Нет

19 81 69 31

Вы решаете проверочные работы, которые Вам создает учитель? Да Не Всегда Нет Да Не Всегда Нет

79 12 9 88 12% 0%

Если при решении проверочных работ учитель дает несколько попыток, Вы используете шаги решения для разбора ошибок? Да Нет Да Нет

54 46 100 0

Почувствовали ли Вы улучшение своих результатов обучения при использовании «ЯКласса»? Да Нет Да Нет

44 56 91 9

Вы принимаете участие в «Топах»? Да Нет Да Нет

31 69 72 28

Рекомендовали бы Вы данный ресурс своим друзьям? Да Нет Да Нет

57 43 88 12

Таблица 3

Баллы обучающихся 7-х и 8-х классов при решении заданий из раздела «Предметы»

Классы Номер класса Кол-во обучающихся, решавших задание из раздела «Предметы» Средний балл Максимальный балл обучающегося Общий балл класса

7-е 1 27 576 7108 15 577

2 26 434 3074 11 285

3 30 274 788 8225

4 21 224 560 4697

5 24 189 754 4521

6 30 150 621 4505

8-е 7 24 442 2755 10 596

8 25 264 767 6595

9 29 198 1148 5753

10 25 207 685 5167

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 26 183 637 4768

12 15 270 1326 4050

Стоит отметить, что онлайн-сервис «ЯКласс» позволяет отслеживать как результаты всего класса по предметам, так и освоение конкретной темы каждым обучающимся. При этом отображается не только общий процент освоения темы, есть возможность просмотреть по каждому заданию уровень, сложность, заработанные баллы, количество попыток решения задания и просмотров теории, лучший результат и затраченное время. На основе этой информации можно сделать заключение о формировании как предметных навыков, так и регулятивных умений. В табл. 4 приведен пример результата обучающегося 8-го класса по геометрии на тему «Касательная к окружности/Окружность».

Таблица 4

Пример результата обучающегося 8-го класса на тему «Касательная к окружности/Окружность»

Название Уровень Сложность Заработан-ные/ макс. баллы Кол-во попыток/просмотров Лучший результат, % Затраченное время

Среднее по выполненным заданиям и тестам: 3 99 00:11:14

1. Окружность и касательная 1/1 3 00:10:03

2. Касательная, хорда, радиус и диаметр окружности 1-й вид - рецептивный Легкое 2/2 3 100 00:01:57

3. Радиус окружности 1-й вид - рецептивный Легкое 3/3 4 100 00:09:30

4. Хорда окружности 1-й вид - рецептивный Среднее 3/3 5 100 00:05:01

5. Хорда окружности, центральный угол 1-й вид - рецептивный Среднее 3/3 5 100 00:47:44

6. Диаметр окружности 1-й вид - рецептивный Среднее 3/3 5 100 00:09:35

7. Углы, образованные касательной и радиусом окружности 1-й вид - рецептивный Среднее 3/3 4 100 00:18:20

8. Радиус окружности, угол между касательной и хордой 2-й вид - ин- терпрета- ция Среднее 3/3 3 100 00:06:25

9. Радиус окружности, отрезки касательных 2-й вид - ин- терпрета- ция Среднее 1/1 4 100 00:02:56

10. Радиус окружности 2-й вид - ин- терпрета- ция Среднее 1/1 3 100 00:14:05

11. Обшая хорда двух равных окружностей 2-й вид - ин- терпрета- ция Среднее 4/4 1 100 00:15:29

12. Диаметр окружности, хорда, касательная 2-й вид - ин- терпрета- ция Среднее 3/3 1 100 00:02:24

13. Касательная и окружность 3-й вид -анализ Среднее 3/3 1 100 00:00:24

14. Определение периметра 3-й вид -анализ Сложное 4/4 2 100 00:02:12

15. Тренировка по теме «Касательная к окружности» Другой Среднее 15/19 3 79 00:22:25

Критерии, отображенные в табл. 4, позволят нам отслеживать формирование перечисленных в табл. 1 РУУД каждого обучающегося при освоении определенной темы. В нашем примере при решении заданий обучающийся возвращался к предлагаемой теории, при большом количестве попыток в итоге был достигнут 100%-ный конечный результат, кроме режима тренировки, попадались задания, которые потребовали затратить много времени на нахождение ответа, сложность встречаемых заданий - от легких до сложных.

В ходе исследования было установлено, что основная часть обучающихся с любопытством отнеслись к процедуре решения предложенных заданий, к формам работы с ресурсом. Безусловно, возникали сложности у обучающихся со слабо выраженными регулятивными умениями, саморегуляцией. Однако созданная для них ситуация успеха с помощью цифрового ресурса, возможность допустить ошибку и в дальнейшем ее отработать и исправить позволили мотивировать этих обучающихся и подтолкнули к работе с «ЯКлассом». Отмечено, что свое внимание обучающиеся обратили на действия контроля и коррекции, так как помощь в объяснении материала приходила со стороны сервиса незамедлительно.

Заключение

Использование онлайн-сервиса «ЯКласс» не должно заменить традиционное обучение. Однако рассматриваемый ресурс является хорошим инструментом для дополнения учебного процесса, способствующим формированию как предметных результатов, так и метапредметных, в частности РУУД.

Появление подобного онлайн-сервиса подразумевалось в связи с интенсивной информатизацией образования как за рубежом, так и в России. Имеющийся опыт исследователей, педагогов по работе с «ЯКлассом», анализ его возможностей позволяют сделать вывод о том, что ресурс представляет интерес для образовательной системы, а также с каждым годом развивается и улучшает свой контент для обучающихся.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. - № 1897). - URL: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.

3. Сапрыкина Д. И., Волохович А. А. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей // Факты образования НИУ «Высшая школа экономики». - 2020. - № 4 (29). - URL: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/368265542.pdf).

4. Кладова И. С. Развитие саморегулируемого обучения в процессе обучения письменному высказыванию на уроках английского языка // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 7. - С. 89-95.

5. Dresel M., Haugwitz M. A computer-based training approach to foster motivation and self-regulated learning // Journal of Experimental Education. - 2008. - 77. Р. 3-20. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/254346933.

6. Carneiro R., Lefrere P., Steffens K. Self-regulated learning in technology enhanced learning environments: a European review. - 2007. - URL: https://www.utc.fr/~ptrigano/edalgo/docs/SRL_Europe.pdf.

7. Azevedo R. Understanding the complex nature of self-regulatory processes in learning with computer-based learning environments: An introduction // Metacognition and Learning. - 2007. - 2(2). - P. 57-65. - URL: https://www.researchgate.net/publication/225795531.

8. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2. - С. 30-31.

9. Strauss W., Howe N. Generations: The history of America's future, 1584 to 2069. - New York: William Morrow and Company, 1992. - 538 p.

10. Сапа А. В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. -2014. - № 2. - С. 24-30.

11. Carter T. Preparing Generation Z for the teaching profession // Srate Journal. - 2018. - Vol. 27(1). - Р. 1-8. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1166694.pdf.

12. Bencsik A., Juhasz T., Horvath-Csikos G. Y and Z Generations at Workplaces // Journal of Competitiveness. - 2006. - 8 (3). - Р. 90-106. - URL: https://www.researchgate.net/publication/309021397.

13. Attard C., Holmes K. "It gives you that sense of hope": An exploration of technology use to mediate student engagement with mathematics // Heliyon. - 2020. - Vol. 6. - Issue 1. - January. - URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02945.

14. Instruction about EDLounge. Improve attendance. - URL: https://7bcdc11989afda0992f1-1a38a407dd20ed6779c667a4e87f6418.ssl.cf3.rackcdn.com/1473074872-Improve%20Attendance.pdf.

15. Hussein Z. Leading to Intention: The Role of Attitude in Relation to Technology Acceptance Model in E-Learning // Procedia Computer Science. - 2017. - Vol. 105. - P. 159-164. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.procs.2017.01.196.

16. Alsalhi N. R., Eltahir M. E., Al-Qatawneh S. S. The effect of blended learning on the achievement of ninth grade students in science and their attitudes towards its use // Heliyon. - 2019. - Vol. 5. - Issue 9. - September. - URL: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02424.

17. Бордуков Н. И. Анализ информационных ресурсов и средств, применяемых учителями математики в школьной практической работе // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2012. - № 4 (24). - Т. 2. - С. 183-193.

18. Борисейко В. А. Возможности открытой цифровой образовательной среды в условиях организации обучения в общеобразовательной школе // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 2 (70). - С. 120-122.

19. Горюнова М. А., Лебедева М. Б. Мобильное обучение в контексте ФГОС // Человек и образование. - 2016. -№ 4 (49). - С. 91-95.

20. Дмитриев И. В., Торский Р. Б., Кравченко С. В. Цифровая платформа как технология проектирования и реализации образовательных траекторий школьников в модели дополнительного образования «Территория интеллекта» // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2019. - № 5 (27). - С. 107-116. -URL: https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/dmitriyev_i._v._107_116_5_27_2019.pdf.

21. Аствацатуров Г. О. Облачные технологии в практике образовательного учреждения: метод. рек. - М.: Сентябрь, 2018. - С. 59-60.

22. Позднякова Н. В., Колесникова О. И. Дидактический потенциал мобильных технологий в обучении школьников математике на ступени основного общего образования // Психолого-педагогический журнал Гауде-амус. - 2019. - Т. 18. - № 3 (41). - С. 19-26.

23. Леушина И. С. Кейс-технологическое проектирование на основе сетевого взаимодействия // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2017. - № 9 (17). - С. 201-204.

24. Самерханова Э. К., Круподерова Е. П., Панова И. В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - URL: https://udsu.ru/files/obuchenie/003077-обзор_цифровых_ресурсов_compressed.pdf.

25. Карабельская И. В. Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2017. - № 2 (20). - С. 157-163.

26. Болтенко А. П. Особенности применения образовательного портала «ЯКласс» в процессе обучения // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. / Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского. - Омск, 2019. - С. 106-109.

27. Родионова Н. А. Применение Образовательных интернет-сервисов в обучении школьников на примере использования портала «ЯКласс» // Школа - вуз: проблемы и перспективы развития: материалы VI Регион. науч.-практ. конф. - Волгоград, 2019. - С. 80-85.

28. Перевалова С. Н. Возможности образовательного портала «ЯКласс» для повышения эффективности учебного процесса // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сб. материалов участников конф. - СПб.: «Международные образовательные проекты», 2019. С. 55-57. - URL: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf.

29. Постных Л. В. Применение электронного образовательного ресурса «ЯКласс» в практике учителя // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сб. материалов участников конф. - С. 75-78.

30. Воробьева Т. Н. Электронный образовательный ресурс «ЯКласс» как инструмент повышения качества образования // Образование. Наука. Карьера: сб. науч. тр. Междунар. науч.-метод. конф.: в 2 т. - Курск, 2018. -С. 46-50. - URL: http://is.nkzu.kz/publishings/0%7B6BB94C0D-381E-4785-832C-092AEA366FA40%7D.pdf.

31. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

Galiya N. Gimatdinova,

Postgraduate Student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Teacher of Mathematics, Secondary School № 150 named after Hero of the Soviet Union V. S. Molokov, Krasnoyarsk, Russia [email protected]

Opportunities of using the online service «Yaklass» for formation of regulatory universal learning actions among students of grades 7-9

Abstract. Today one of the priority directions of education development is its digitalization, the main goal of which is to improve the quality of education. Various digital resources are offered to complement traditional learning tools. When choosing them, each educational institution, as well as a teacher, should not only intelligently include resources in the educational process, transform methods, technologies, teaching methods, but also be guided by their facilities to meet the requirements of the federal state educational standard of basic general education, both to subject results and to meta-subject ones, in particular, to regulatory universal learning actions. The article is devoted to the issue of studying the opportunities of using online services for the formation of regulatory universal learning actions among students of grades 7-9. Based on the experience of Russian teachers, within the framework of this article, the online service "YaKlass" was selected, which is one of the most promising educational resources not only in Russia, but also abroad. It is intended for students learning all basic school subjects. The purpose of the article is to study the opportunities of using the online service "YaKlass" for the formation of regulatory universal learning actions among students of grades 7-9 and test them in educational practice. The research methodology is based on system-activity, personality-oriented and digital approaches to teaching, analysis of scientific publications and innovative experience on the specified problem. The results of the study highlight the main facilities of the online service "YaKlass" for the formation of all components of regulatory universal learning actions, describe the experience of the author and other teachers, provide some empirical data on the use of the resource in an educational institution. Summarizing the experience of foreign and domestic researchers in the implementation of digital technologies in the educational process in order to form students' regulatory skills add to the theoretical significance of the study. The article may be of interest to teachers, students of pedagogical universities, methodologists who study digital tools for the formation of regulatory universal learning actions among students.

Key words: regulatory universal learning actions, self-regulated learning, basic general education, online service «YaKlass», digital technologies. References

1. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart osnovnogo obshhego obrazovaniya (utv. prikazom Minis-terstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897). Available at: https://fgos.ru/LMS/wm/wm_fgos.php?id=osnov (in Russian).

2. Federal'ny'j zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2020 goda. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (in Russian).

3. Saprykina, D. I. & Voloxovich, A. A. (2020). "Problemy' perexoda na distancionnoe obuchenie v Rossijskoj Federacii glazami uchitelej", Fakty' obrazovaniya NIU "Vy'sshaya shkola e'konomiki", № 4 (29). Available at: https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/368265542.pdf) (in Russian).

4. Kladova, I. S. (2017). "Razvitie samoreguliruemogo obucheniya v processe obucheniya pis mennomu vy skazy vaniyu na urokax anglijskogo yazy ka", Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii, № 7, pp. 89-95 (in Russian).

5. Dresel, M. & Haugwitz, M. (2008). "A computer-based training approach to foster motivation and self-regulated learning", Journal of Experimental Education, 77. pp. 3-20. Available at: https://www.researchgate.net/publica-tion/254346933 (in English).

6. Carneiro, R., Lefrere, P. & Steffens, K. (2007). Self-regulated learning in technology enhanced learning environments: a European review. Available at: https://www.utc.fr/~ptrigano/edalgo/docs/SRL_Europe.pdf (in English).

7. Azevedo, R. (2007). "Understanding the complex nature of self-regulatory processes in learning with computer-based learning environments: An introduction", Metacognition and Learning, 2(2), pp. 57-65. Available at: https://www.researchgate.net/publication/225795531 (in English).

8. Sidenko, E. A. (2011). "Osobennosti starshego podrostkovogo vozrasta", Municipal'noe obrazovanie: innovacii i e'ksperiment, № 2, pp. 30-31 (in Russian).

9. Strauss, W. & Howe, N. (1992). Generations: The history of America's future, 1584 to 2069, William Morrow and Company, New York, 538 p. (in English).

10. Sapa, A. V. (2014). "Pokolenie Z - pokolenie e poxi FGOS", Innovacionny'e proekty' i programmy' v obrazovanii, № 2, pp. 24-30 (in Russian).

11. Carter, T. (2018). "Preparing Generation Z for the teaching profession", Srate Journal, vol. 27(1), pp. 1-8. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1166694.pdf (in English).

12. Bencsik, A., Juhasz, T. & Horvath-Csikos, G. (2006). "Y and Z Generations at Workplaces", Journal of Competitiveness, 8 (3), pp. 90-106. Available at: https://www.researchgate.net/publication/309021397 (in English).

13. Attard, C. & Holmes, K. (2020). "It gives you that sense of hope": An exploration of technology use to mediate student engagement with mathematics", Heliyon, vol. 6, issue 1, January. Available at: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02945 (in English).

14. Instruction about EDLounge. Improve attendance. Available at: https://7bcdc11989afda0992f1-1a38a407dd20ed6779c667a4e87f6418.ssl.cf3.rackcdn.com/1473074872-Improve%20Attendance.pdf (in English).

15. Hussein, Z. (2017). "Leading to Intention: The Role of Attitude in Relation to Technology Acceptance Model in E-Learning", Procedia Computer Science, vol. 105, pp. 159-164. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.procs.2017.01.196 (in English).

16. Alsalhi, N. R., Eltahir, M. E. & Al-Qatawneh, S. S. (2019). "The effect of blended learning on the achievement of ninth grade stu-dents in science and their attitudes towards its use", Heliyon, vol. 5, issue 9, September. Available at: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2019.e02424 (in English).

17. Bordukov, N. I. (2012). "Analiz informacionny'x resursov i sredstv, primenyaemy'x uchitelyami matematiki v shkol'noj prakticheskoj rabote", Ucheny'ezapiski: e'lektronny'j nauchny'jzhurnal Kurskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, № 4 (24), t. 2, pp. 183-193 (in Russian).

18. Borisejko, V. A. (2020). "Vozmozhnosti otkry'toj cifrovoj obrazovatel'noj sredy' v usloviyax organizacii obucheniya v ob-shheobrazovatel'noj shkole", Obshhestvo: sociologiya, psixologiya, pedagogika, № 2 (70), pp. 120-122 (in Russian).

19. Goryunova, M. A. & Lebedeva, M. B. (2016). "Mobil'noe obuchenie v kontekste FGOS", Chelovek i obrazovanie, № 4 (49), pp. 91-95 (in Russian).

20. Dmitriev, I. V., Torskij, R. B. & Kravchenko, S. V. (2019). "Cifrovaya platforma kak texnologiya proektirovaniya i realizacii obrazovatel'ny'x traektorij shkol'nikov v modeli dopolnitel'nogo obrazovaniya "Territoriya intellekta", Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review, № 5 (27), pp. 107-116. Available at: https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/dmitriyev_i._v._107_116_5_27_2019.pdf (in Russian).

21. Astvaczaturov, G. O. (2018). Oblachny'e texnologii v praktike obrazovatel'nogo uchrezhdeniya: metod. rek., Sentyabr', Moscow, pp. 59-60 (in Russian).

22. Pozdnyakova, N. V. & Kolesnikova, O. I. (2019). "Didakticheskij potencial mobil'ny'x texnologij v obuchenii shkol'ni-kov matematike na stupeni osnovnogo obshhego obrazovaniya", Psixologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus, t. 18, № 3 (41), pp. 19-26 (in Russian).

23. Leushina, I. S. (2017). "Kejs-texnologicheskoe proektirovanie na osnove setevogo vzaimodejstviya", Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij, № 9 (17), pp. 201-204 (in Russian).

24. Samerxanova, E'. K., Krupoderova, E. P. & Panova, I. V. (2020). Cifrovy'e resursy' dlya organizacii obrazovatel'nogo processa i ocenki dostizhenij obuchayushhixsya v distancionnom formate: obzor cifrovy'x resursov dlya distancion-nogo obrazovaniya, Mininskij universitet, N. Novgorod. Available at: https://udsu.ru/files/obuchenie/003077-ob-zor_cifrovyx_resursov_compressed.pdf (in Russian).

25. Karabel skaya, I. V. (2017). "Ispol'zovanie e'lektronno-obrazovatel'nogo resursa v obrazovatel'nom processe vy'sshej shkoly", Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, e'konomika. Seriya e'konomika, № 2 (20), pp. 157-163 (in Russian).

26. Boltenko, A. P. (2019). "Osobennosti primeneniya obrazovatel'nogo portala «YaKlass» v processe obucheniya", Metodika prepodavaniya matematicheskix i estestvennonauchny'x disciplin: sovremenny'e problemy' i tendencii razvitiya: materialy' VI Vseros. nauch.-prakt. konf., Omskij gosudarstvennyj universitet im. F. M. Dostoevskogo, Omsk, pp. 106-109 (in Russian).

27. Rodionova, N. A. (2019). "Primenenie Obrazovatel'ny'x internet-servisov v obuchenii shkol'nikov na primere is-pol'zovaniya portala "YaKlass", Shkola - vuz: problemy' iperspektivy' razvitiya: materialy' VI Region. nauch.-prakt. konf, Volgograd, pp. 80-85 (in Russian).

28. Perevalova, S. N. (2019). "Vozmozhnosti obrazovatel'nogo portala "YaKlass" dlya povy'sheniya e'ffektivnosti uchebnogo processa", Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novy'e kompetencii pedagoga: sb. materialov uchast-nikov konf, "Mezhdunarodnye obrazovatelnye proekty", St. Petersburg. pp. 55-57. Available at: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf (in Russian).

29. Postny'x, L. V. (2019). "Primenenie e'lektronnogo obrazovatel'nogo resursa "YaKlass" v praktike uchitelya", Cifro-vaya obrazovatel'naya sreda: novy'e kompetencii pedagoga: sb. materialov uchastnikov konf., pp. 75-78 (in Russian).

30. Vorob'eva, T. N. (2018). "E'lektronny'j obrazovatel'ny'j resurs «YaKlass» kak instrument povy'sheniya kachestva obrazovaniya", Obrazovanie. Nauka. Kar'era: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-metod. konf.: v2 t., Kursk, pp. 46-50. Available at: http://is.nkzu.kz/publishings/%7B6BB94C0D-381E-4785-832C-092AEA366FA4%7D.pdf (in Russian).

31. Asmolov, A. G., Burmenskaya, G. V., volodarskaya, I. A. et al. (2010). Formirovanie universal'ny'x uchebny'x dejstvij v osnov-nojshkole: ot dejstviya k my'sli. Sistemazadanij: posobie dlya uchitelya, Prosveshhenie, Moscow, 159 p. (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Гиматдинова Г. Н. Возможности использования онлайн-сервиса «ЯКласс» для формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7-9-х классов общеобразовательной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 08 (август). - С. 87-99. - URL: http://e-koncept.ru/2020/201059.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11059

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Гиматдинова Г. Н., 2020

9772304120203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.