Научная статья на тему 'Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория'

Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотические чувства / патриотическое воспитание детей и подростков / глобализация / компьютеризация / patriotism / patriotic feelings / patriotic education of children and adolescents / globalization / computerization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А С. Кузнецов, И А. Маврина

Статья посвящена проблеме анализа современных взглядов и научных подходов к природе патриотизма как широкого общественного явления и категории педагогики. Актуальность исследуемой в статье темы заключается в необходимости отследить динамику развития патриотических устремлений сегодняшних детей и подростков, рожденных в XXI веке – на этапе их школьного взросления в условиях глобализации, компьютеризации и тотальной связности современного мира. Проблема исследования состоит в анализе сущности и природы патриотизма как основы формирования патриотических чувств и настроений в детской и подростково-молодежной среде современной общеобразовательной организации. Основными путями решения проблемы являются следующие: обоснование принципов конструирования педагогических форм патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе. Результатом исследования является определение базовых принципов конструирования новых форм патриотического воспитания и выявление возможностей их применения на практике. Основные выводы исследования состоят в переосмыслении философского и педагогического смысла категории патриотизма и выделении принципов конструирования форм патриотического воспитания детей и подростков ХХI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND NATURE OF PATRIOTISM AS A PEDAGOGICAL CATEGORY

The article highlights a problem of analyzing modern views and scientific approaches to the nature of patriotism as a broad social phenomenon and a category of pedagogy. The relevance of the topic studied in the article is the need to track the dynamics of the development of patriotic aspirations of today’s children and adolescents born in the XXI century – at the stage of their school adulthood, in the context of globalization, computerization and total connectivity of the modern world. The problem of the research consists in the analysis of the essence and nature of patriotism as the basis for the formation of patriotic feelings and moods in the children’s and adolescent youth environment of a modern educational organization. The main ways to solve the problem are: substantiation of the principles of constructing pedagogical forms of patriotic education of students in secondary schools. The result of the research is to determine the basic principles of constructing new forms of patriotic education and identify the possibilities of their application in practice. The main conclusions of the research are to rethink the philosophical and pedagogical meaning of the category of patriotism and highlight the principles of constructing forms of patriotic education for children and adolescents of 21 century.

Текст научной работы на тему «Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория»

Библиографический список

1. Солдатова ГУ., Нестик Т. А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей: Результаты всероссийского исследования. Москва: Фонд Развития Интернет, 2013.

2. Синельников В.В., Косарецкий С.Г, Милякина А.Г, Чеботарь Н.А. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2016. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/182326341

3. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2019.

4. Иванова О.А., Шалашова М.М. Обновление системы подготовки педагогов естественнонаучных предметов. Теория и практика реализации целей обновленного содержания естественнонаучного образования: материалы Международной научно-практической конференции. Алматы: КазНПУ имени Абая, 2019: 262 - 265.

5. Иванова О.А., Шалашова М.М. Основные направления развития дополнительного естественнонаучного образования детей. Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: материалы XIX Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2018: 217 - 221.

References

1. Soldatova G.U., Nestik T.A., Rasskazova E.I., Zotova E.Yu. Cifrovaya kompetentnost podrostkov i roditelej: Rezul'taty vserossijskogo issledovaniya. Moskva: Fond Razvitiya Internet, 2013.

2. Sinel'nikov V.V., Kosareckij S.G., Milyakina A.G., Chebotar' N.A. Onlajn-resursy dlya samoobrazovaniyarossijskih shkol'nikov; Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki», Institut obrazovaniya. Moskva: NIU VSh'E, 2016. Available at: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/182326341

3. Surtaeva N.N. Pedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury. Moskva: Yurajt, 2019.

4. Ivanova O.A., Shalashova M.M. Obnovlenie sistemy podgotovki pedagogov estestvennonauchnyh predmetov. Teoriya i praktika realizacii celej obnovlennogo soderzhaniya estestvennonauchnogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Almaty: KazNPU imeni Abaya, 2019: 262 - 265.

5. Ivanova O.A., Shalashova M.M. Osnovnye napravleniya razvitiya dopolnitel'nogo estestvennonauchnogo obrazovaniya detej. Problemy pedagogicheskoj innovatiki v professional'nomobrazovanii: materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2018: 217 - 221.

Статья поступила в редакцию 29.05.20

УДК 37.0 (075.8)

Kuznetsov A.S., postgraduate, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected] Mavrina I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Acting Head of Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE ESSENCE AND NATURE OF PATRIOTISM AS A PEDAGOGICAL CATEGORY. The article highlights a problem of analyzing modern views and scientific approaches to the nature of patriotism as a broad social phenomenon and a category of pedagogy. The relevance of the topic studied in the article is the need to track the dynamics of the development of patriotic aspirations of today's children and adolescents born in the XXI century - at the stage of their school adulthood, in the context of globalization, computerization and total connectivity of the modern world. The problem of the research consists in the analysis of the essence and nature of patriotism as the basis for the formation of patriotic feelings and moods in the children's and adolescent youth environment of a modern educational organization. The main ways to solve the problem are: substantiation of the principles of constructing pedagogical forms of patriotic education of students in secondary schools. The result of the research is to determine the basic principles of constructing new forms of patriotic education and identify the possibilities of their application in practice. The main conclusions of the research are to rethink the philosophical and pedagogical meaning of the category of patriotism and highlight the principles of constructing forms of patriotic education for children and adolescents of 21 century.

Key words: patriotism, patriotic feelings, patriotic education of children and adolescents, globalization, computerization.

А.С. Кузнецов, соискатель, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Е-mail: [email protected]

И.А. Маврина, д-р пед. наук, проф., и.о. зав. каф. социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический

университет, г. Омск, Е-mail: [email protected]

СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Статья посвящена проблеме анализа современных взглядов и научных подходов к природе патриотизма как широкого общественного явления и категории педагогики. Актуальность исследуемой в статье темы заключается в необходимости отследить динамику развития патриотических устремлений сегодняшних детей и подростков, рожденных в XXI веке - на этапе их школьного взросления в условиях глобализации, компьютеризации и тотальной связности современного мира. Проблема исследования состоит в анализе сущности и природы патриотизма как основы формирования патриотических чувств и настроений в детской и подростково-молодежной среде современной общеобразовательной организации. Основными путями решения проблемы являются следующие: обоснование принципов конструирования педагогических форм патриотического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе. Результатом исследования является определение базовых принципов конструирования новых форм патриотического воспитания и выявление возможностей их применения на практике. Основные выводы исследования состоят в переосмыслении философского и педагогического смысла категории патриотизма и выделении принципов конструирования форм патриотического воспитания детей и подростков XXI века.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические чувства, патриотическое воспитание детей и подростков, глобализация, компьютеризация.

Актуальность проблемы, рассматриваемой в данной статье, подтверждается тезисом о том, что патриотическое воспитание детей и молодежи - одна из важнейших задач, решаемых государством, обществом, практически всеми его институтами. Патриотизм - это не только системное основание бытия и развития русской цивилизации, как сложилось в русской философско-патриотической традиции (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.С. Соловьев и др.), но и единственный исторически доказанный способ единения и национально-государственной идентификации российского общества. Неслучайно проблемы патриотизма и патриотического воспитания особенно актуальны в сложные и переломные моменты Российской истории. Именно таким периодом для РФ является первое двадцатилетие XXI в., ознаменованное глобальной перестройкой не столько экономических основ, политического устройства общества, сколько мировоззренческих устоев разных слоев российского социума.

Теоретическая значимость исследования состоит в переосмыслении сущности понятия патриотизма применительно к современному детско-юношескому сообществу Постановка цели заключается в аналитическом сопоставлении ре-

альных представлений о сущности и природе патриотизма в начале XXI века. Задачи исследования включают аналитический обзор научных исследований по обозначенной проблеме с элементами сравнения отдельных характеристик категории патриотизма на переломе веков; анализ педагогической сущности и природы педагогического знания в области патриотического воспитания; выявление принципов конструирования форм патриотического воспитания детей и подростков в современной школе.

Основными источниками в ходе написания статьи стали труды ученых-педагогов Е.С. Кусмарцева и В.А. Караковского, предложивших анализ педагогических воззрений на природу патриотизма [1; 2].

Методами решения выбранной научной задачи были определены теоретический и сравнительный анализ; в качестве диагностического был выбран опросный метод.

Новизна исследования состоит в том, что впервые в научном педагогическом исследовании поднимается проблема трансформации сущности и природы патриотизма как философской и педагогической категории у нового поколения

детей, родившихся после 2000 года в Российской Федерации. Практическая новизна исследования состоит в выделении принципов и направлений конструирования новых форм организации патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях.

Проблемы патриотизма и их исследования гуманитарными науками имеют давнюю историю, вместе с тем они принципиально не могут быть разрешены, поскольку патриотизм как социальное и одновременно личностное явление находится в «эпицентре» непрерывных и динамичных социальных преобразований. Теория и практика последних десятилетий показывает, что в вопросах патриотического воспитания детей и молодежи одинаково неэффективно реставрировать советские модели патриотического воспитания и «отбрасывать» эффективные методологические подходы, теории и опыт только потому, что они были разработаны в советское время. Актуальным является использование доказавших свою эффективность теоретических положений для разработки инструментов патриотического воспитания, рассчитанных на современные социально-педагогические условия.

Количественный анализ диссертационных исследований (всего было проанализировано 152 исследования, из которых 11 представлены на соискание ученой степени доктора наук по патриотической проблематике, 114 монографий и 310 статей из опубликованных материалов научно-практических конференций за 2003 - 2019 гг.) позволяет заключить, что избранная нами проблема проецирует одну из наиболее актуальных тем не только для педагогики, но и для гуманитарных наук в целом.

Качественный анализ указанных работ, в свою очередь, дает основание утверждать, что широкий диапазон взглядов на патриотизм подтверждает характерное для педагогических явлений свойство полисистемности. Полисистемность предполагает неоднозначность выбора взгляда на явление, позволяет выявить его структуру и содержание, поэтому такой выбор, как правило, и является первым шагом системного исследования педагогических явлений.

Первое «сужение» дает классификация исследовательских позиций по главному объекту патриотического отношения. В качестве такого объекта могут рассматриваться следующие: государство и его институты (М.А. Абрамов [3]); общество (С.П. Куликов, И.А. Лукинова, М.Р. Резаков [4; 5; 6]); Отечество, Родина (М.Н. Хромова [7]). В отличие от первых двух вариантов, Отечество как объект патриотического отношения неизменен в своей сути и природе (Н.М. Снопко [8]), хотя образ Отечества также динамично меняется, а ценностное отношение к нему не является само собой разумеющимся, оно способно девальвироваться. Педагогические исследования в подавляющем большинстве рассматривают в качестве предмета патриотического отношения именно Отечество, а в качестве его субъекта - человека, личность.

Концепт «Отечество» в российской культуре имел довольно длительное развитие, сначала в религиозном смысле, а затем в мирском, сохранив при этом «духовное измерение». Он прошел идеологические трансформации раннего советского времени и сегодня практически восстановил свое культурное значение, во многом благодаря потребностям патриотического воспитания детей и молодежи. Очень точное в педагогическом смысле определение понятию дает, например, Н.П. Овчинникова: «Отечество представляет собой социокультурное и общепедагогическое понятие, формирующееся в живом, непосредственном, развивающемся опыте жизни человека и отражающее его представление о Доме как малой общности близких людей (семья, отцы и дети, братья и сестры), о Малой Родине (история и культура региона), о Родной стране (язык, история, культура, духовные и нравственные ценности народа» [9, с. 6]. Это одновременно символ и вполне объективное пространство и время. Отечество - «... пространственно-временная локализация бытия с непреходящей сущностью и определенным для субъекта ценностно-образным качеством. Одновременно объективная реальность и субъективный образ» (С.Ю. Иванова [10, с. 77]). Глубже и образней смысл и значение понятия охарактеризовал В.А. Караковский в своей книге «Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса»: «Отечество - единственная и уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная ему предками. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Есть силы, смелость, идеи - делай ее лучшей, нет -молчи, а то и так тошно» [2, с. 5].

Мы не нашли определения понятию «благо Отечества», также весьма распространенному в отечественном патриотическом дискурсе, однако словарное определение понятия «благо» и анализ его использования в истории и научной разработке проблемы патриотизма (А.А. Щеголев [11]) дает возможность определить благо Отечества как аксиологическую категорию, выражающую общечеловеческое понимание о конечных целях устремлений людей Отечества к его конечному благополучному, счастливому состоянию. Как и собственно Отечество, благо - идеальный конструкт, идея, целостный образ, объединяющий представления людей о свободе, защищенности, справедливости, богатстве, процветании, будущем Отечества.

Классификация авторских подходов к определению сущности и природы патриотизма дала возможность выделить четыре позиции. Три из них ориентированы на какую- либо одну сущность явления.

Первая группа авторов исследует патриотизм как часть, сторону сознания и мировоззрения личности, раскрывая его сознательную природу. В качестве ве-

дущей ценности личности он представлен в работах М.А. Абрамова, В.А. Кара-ковского и др.

Авторы второй группы указывают на чувственную природу патриотизма. Так, у М.Н. Хромовой патриотизм есть основное мировоззренческое качество, содержанием которого является любовь к Родине, гордость за свой народ, свою страну, свою малую Родину [10]. Как чувство любви к Родине его определяет М.Б. Кусмарцев [2], как высшее социальное чувство - К.Х. Момджян [12].

В третью группу можно включить работы, в которых показана нравственная сторона патриотизма, выделена его морально-нравственная или духовно-нравственная природа. К этой группе можно, например, отнести исследование С.Ю. Ивановой и других авторов, по мнению которых патриотизм есть нравственная категория.

Относительно новую тенденцию в исследовании проблематики патриотизма представляет четвертая группа работ, где признается, что патриотизм - явление многомерное, он имеет одновременно несколько сущностей, каждая из которых должна быть учтена в технологиях патриотического воспитания. В работе Т.Е. Вежевич, например, патриотизм рассматривается как сложное личностное образование. В единстве его внутреннего проявления выступают и чувства по отношению к Отечеству, и сознание (образы Отечества), которые образуют вектор социальной активности личности на деятельность во благо Отечества [13]. Аналогичных позиций придерживается А.В. Основин, по мнению которого, патриотизм - сложное, интегральное, личностное образование [14]. Авторская структура патриотизма весьма широка и включает в себя одновременно когнитивный, аксиологический, аффективный, деятельностный, ценностный, волевой, рефлексивный компоненты, т.е. компоненты разной природы и уровня организации личности.

Приведенные примеры иллюстрируют общие тенденции развития представлений о явлении патриотизма. В целом же анализ научной литературы и классификация авторских подходов позволили выделить триединую сущность патриотизма: патриотизм - есть часть сознания и компонент мировоззрения, возникающий на основе деятельности освоения социального опыта, преобразуемого во внутреннюю психическую деятельность человека; патриотизм - есть чувство любви к Отечеству, возникающее на основе эмоций согласования (рассогласования) ведущих социальных потребностей человека со смыслами и целями его деятельности; патриотизм - есть нравственная позиция человека, обусловленная процессом осознания себя субъектом патриотических социальных отношений, осмысления и принятия моральных норм и требований.

Усложнение представлений о сущности патриотизма, его сложная и комплексная природа обеспечивают понимание того, что патриотическое воспитание - принципиально неразрешимая задача, поскольку в постоянном развитии находятся ее теоретические основы. Разделяем убеждение Н.М. Снопко в том, что патриотизм не создается путем прямого обучения, для его формирования необходимы подходы, предполагающие комплексное развитие всей личности: от знаний и представлений - до эмоций и чувств. Разработка технологий и методик патриотического воспитания, как показывает анализ исследований по этой проблеме, чаще всего ведется с позиций аксиологического подхода, использующего механизмы формирования ценностного отношения к Отечеству, малой и большой Родине, различным ее проявлениям; теорий духовно-нравственного воспитания, имеющих в своей основе механизмы перевода моральных требований общества в нравственные установки личности; теорий направленности личности, где в основу воспитания патриотизма положен механизм формирования мотивов, личностных смыслов, планов и перспектив жизнедеятельности, совпадающих с благом Отечества; теорий социализации, в которых применяются механизмы формирования социального сознания личности, действующие через освоение и использование накопленного социокультурного опыта; культурологического подхода, с позиций которого формирование патриотизма есть процесс освоения российской культуры, в которой патриотизм - одна из ведущих национально-культурных ценностей; идеологии, где происходит очередное становление понятия «патриотизм», а патриотическая позиция фактически означает сознательное принятие личностью прав и обязанностей гражданина.

Практическая часть работы над проблемой включала диагностическое исследование, направленное на выявление степени удовлетворенности субъектами образовательного процесса ходом и результатами патриотической деятельности в образовательной организации.

Диагностическое исследование проводилось на базе 8 организаций общего образования Новосибирской области. Всего в опытно-экспериментальной работе на этапе диагностического исследования приняли участие 23 педагога общеобразовательных организаций, 420 подростков, в том числе 125 участников детских объединений и воспитанников кадетских классов, 107 родителей подростков -участников эксперимента. Участниками диагностического исследования также являлись 14 офицеров воинских частей. Ведущими методами диагностического исследования были избраны опросный метод, оценки и шкалирования.

Содержание опросника включало вопросы, направленные на выявление направленности форм патриотического воспитания, использующихся в настоящее время в образовательных организациях, а также на изучение потребности обучающихся в деятельностных формах организации патриотического воспитательного вектора. В опрос были включены школьники, педагоги и офицеры воинских частей - партнеров общеобразовательных организаций.

Понятие «деятельностные формы патриотического воспитания» мы употребляем вслед за М.М. Курманмеим, который отноте иткпрактико-прикладным ктепотемтам рмтт1/^(^м^вееркоил воспсмаеи^я, побеждающим мбуеающеззея е смвлвз ному самостоятельному действию [15].

Диаеиостиякквкея иепляроваие1епове:зето, cроомдoeтcнеoтиырфoрд мнттп тивчеодогм вocпипaпоенлдксcтеoев еесясеветeымкыпесraвикaнтсс е лтсaнсрмн вмвс-пр|^'ом^к1ох иоиобовротот сзтееовп^елсео неен^с.

Уриртмв^^мв oпоянoмтачeстoгo воелбдoеоите зо оемвевы ееепмкр:в и^еса1л вылолиcьoфирeры, котaвУя пи юfayк^ея яoкоибкxa кеиьтбиП сеcяи чои^^ч^ее вее-имo^еi"cтсиa с о^сасоаерел1= икои ирганизотисми и дотошми ябщеoтпмннымь к0ъeеинeпииоиl Уoвои<исеи!ыc, вес оеждая св тгоет ерсовре! иеcвеП чооек клавы сзеимядeеосысщ яoгPбPмпaкпиlо я l^^нкриl^^лиыеlюlи oxгепемкyьиcилення оПке-со вания о общео. дaзбпмрeеп иыяи ееoеси о^я1-емв. С^м ас ив о мвиски недчвво yпяenеro годя дорвс-тмя ксстрмн ксcьсдecр сз норопрдсояд в мвеспием рCо-чающихся. Классификация мероприятий по ведущему методу дает возможность опотд(млбтв, иоо е бoмишинcyие тратив нодиистки посто ме юнорвоиктС1 а иоли-ке тодиебримрлиииф о^а^ю Тио.Лм

■ Экскурсионные и выставочные

Информационные и показательные

I Конкурсные и совревновательные

Р итИ.Кл^<^^1^0^иИпфетд^^ботз1веинокоТи^<^^и с плбростаими по ведущему методу

В полной мере деятельностными являются конкурсные и соревновательные ш^рлг^тзт^т^?^, пмииыию тооодиьесрвт.Внлтое таких мероприятий оказалось только 6 за два года. К этой группе мы отнесли смнтты-кенкунсы стрмевоИ выучкии сборыобучзющиття.еиолтаошеанллиза попали только 2 патриотических проекта (Вахта Памяти с учащимися СОШ-3 и ДениНетея - ТЫ5Ш-11),кобосыpьнlнoлнeныиoинитзaнивтноииcрoH члеин.здна занятия, проведенные с подростками вне системы подготовки граждан к военной шлоене . фенрриинелнно. э^иИ ршз1 пред п^г^о^1^тортбл^н^ыстаис^стаенн^^ активность подростков, суммарно они составляют всего 18% от запланированно-гозвыполнетиош оМиемб всазмндейит вныюиы^<^нчтстн с тИиз^^^т'^ьн^и организациями.

Слинуес ормисиоь, чтееоже иофехмеционныни ибЛPаpтыpзины1пекозo-тельные методы работы воинской части с подростками вызывают у них значи-оельсый к^^ери.ездшкн и виияним нт едчитсто ^[^^юет^ни^е

так однозначно.

OуeнрзныИдлтодсxиeoнcбcя кирcоюдoчaнадинeмpecл с зоривх^ уиы-стия в мероприятиях патриотической направленности учащихся общеобразова-рылынысзкоо.

117 обучающимся, принимавшим участие в мероприятиях воинской части, быдо пиедлоденооцриитчпо шкaлeичpexeа. котохый вюивало это

мероприятие: 0 баллов - неинтересно, 10 баллов - очень интересно; влияние, тогоpоeенонеaзoлo ни сызпаыие.поиетениeсиacнxoeьиы,гмoМOлллтв шве оказало никакого влияния, а 10 баллов - оказало серьезное влияние. Резуль-иат рплыcепеедтт0влeн ьpxмпоxeoьиeиыбн^с^ные ыxзффлpтческио^лии^з^и! (рис. 2).

Ы^тилтданьиlм,пooдccярlетчьш!- днефлмг^и натлн.т, макнимильзым совпадение оценок интереса и влияния оказывается именно в деятельностных

Патриотические проекты Занятия и тренировки по военному.

Соревнования Смотры- конкурсы Выставки и экспозиции Экскурсии в воинские части Дни воинской славы Встречи и беседы с представителями.

Влияние на личность

Рис. 2. Самооценка подростками мероприятий патриотического воспитания с участием воинской части

мероприятиях, доля которых в общем объеме невелика. В тех случаях, когда от обучающихся требовалась реальная деятельность и вложение усилий в достижение значимой цели, средняя оценка как интереса к мероприятию, так и того влияния, которое оно смогло оказать на личность подростка, наиболее высока.

Дефицит мероприятий деятельностного характера в исследуемой практике очевиден. Вместе с тем потребность в патриотической деятельности в той или иной степени выражали почти все участники процесса патриотического воспитания. Так, сами обучающиеся показывают стремление к обществен-иш-иoммззыЗрeттeщьиoтти,ктoмo, мтлбы приносить реальную пользу обществу и государству. Как показывают результаты Интернет-опроса в специально созданной для этого группе, положительно в этом смысле высказались 289 из 420 подростков - участников эксперимента (68,8%). Еще 49 респондентов (11,6%) считают, что они уже приносят реальную пользу обществу, а 22 респондента (5,2%) уверены, что заниматься реальной деятельностью, имеющей значение лси Отечеceиa,иыдалcткамpФлo.Лcoaвшиеся 60 человек затруднились отвели не посeлвиезтаlИтoанoc:лcаытываете ли Вы необходимость в том, чтобы есиимсить реальзущчoлазе Онезыству, действовать на пользу обществу и госу-д apеeвнЫOчe влд зо,чтоате понлиднхя группа подростков еще не осмысливала ни роииц иинокьaттиoтмигнaи<лaз ина Отечества, и мы дает этому факту отри цртлль нлыоoeьф.

Дaкчмoбpaрoм,аннeвaниoнлoe начало в патриотическом воспитании детей . подртттков нсюлодлши пиюоления XXI века может и должно опираться на принцип деятельностной активности субъекта, а инновационными формами ззрхноррчеоклго воипиония становязся творчески конструируемые события, цель которых - самовоспитание, освоение опыта патриотически направленной ^о^^ьнншв ыхрдшлтри^щидиоколмний, подготовка к защите Родины. В этом случае становится реальностью насыщенная событийность школьной жизни, ипиыиaтopaыиeoтотoHетaновлтcя активисты детско-юношеских патриотических организаций.

ышaи^и)ьынoлтлeдeлт ормррирЬс чро проведенное исследование позволило выделить минимум три неблагоприятных фактора, препятствующих результатив-ноту пр^чооииосоом^о сп илынию.азм енно:

- значительное расширение круга субъектов воспитания и социализации педртстко в. Фактически патриотическое воспитание - уже не только воспитательный процесс, это процесс борьбы за сознание, мировоззрение и чувства под-eнcоaющero плкoщлнoюoдннифнаcиpoм ентов обеспечения безопасности страны в ближайшем будущем. В этих условиях собственные задачи патриотического вуcиитpнaтгra0фглат вие ннстнриыгосударства и общества, но приступают к их исполнению с разной скоростью;

-рзортшоние советской системы патриотического воспитания. Восстановление отдельных ее фрагментов в новых социокультурных условиях не дает ожндалмогоэффлнре. В потнонмсре это пока относится к детским общественным движениям и объединениям иных организационно-правовых форм. Новая 0лыcийcиляcинpлфльлpxиopиoлcктro воспитания граждан находится в стадии своего становления, которое всегда и везде сопровождается проблемами и схудтосшом. или этомeынтыoмилттиотического воспитания детей и молодежи по-прежнему остается школа, однако собственные возможности школы, только

хлботу, пока еще весьма ограничены. Скорейшее решение ее актуальных проблем возможно за счет развития социального иыхииенлтил в пэтоилтичыжом чоспотзнии;

- преобладание в действующей практике патриотического воспитания пflдxeитзfloивфflxмттиcнашcыкpзныы иллюстративных методов (как значительно более дешевых и легко поддающиеся учету и отчетности). Чаще всего исполь-эдемет тыФико «маеих дeп>>,иы^шпьныo акций и флешмобов, требующих от детей приложения усилий лишь на короткий момент времени для выполнения задач с

невысокой социальной значимостью. Такие задачи не обеспечивают полноценной экстериоризициии интериоризации патриотической деятельности, следовательно, не оказывают эффективного воздействия на личность.

Цель, поставленная авторами при написании статьи, которая заключалась в анализе реальных представлений о сущности и природе патриотизма как педагогической категории, достигнута. Задачи исследования решены. Педагогический опыт последнего десятилетия показывает, что благоприятные условия для патриотической деятельности создают детские общественные объединения патриотической направленности. Вместе с тем разработка теоретических основ патриотической деятельности подростков в детских общественных объединениях -пока еще не решенная научно-педагогическая проблема.

2 4 6 8 10 12

Познавательный интерес

0

Библиографический список

1. Кусмарцев М.Б. Становление новых поколений победителей - миссия патриотического воспитания, монография. Волгоград: Издательство ВолгГМУ, 2013.

2. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва: НМО «Творческая педагогика, 1993.

3. Абрамов М.А. Патриотизм в системе современного социального сознания: феноменологический и социоструктурный аспекты. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Краснодар, 2018.

4. Куликов С.П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2016.

5. Лукинова И.А. Место и роль российского патриотизма в современном обществе. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Ставрополь, 2013.

6. Резаков М.Р Патриотизм как фактор политической жизни современной России. Автореферат диссертации ... кандидата политических наук. Пятигорск, 2018.

7. Хромова М.Н. Педагогические условия развития патриотизма обучающихся на основе школьных традиций. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

8. Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования. Диссертация. доктора педагогических наук. Москва, 2007.

9. Овчинникова Н.П. Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования. Диссертация. кандидата педагогических наук. Архангельск, 2002.

10. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Ставрополь, 2004.

11. Щеголев А.А. Историко-педагогическая ретроспектива гражданского и патриотического воспитания в научно-педагогической периодике России. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.

12. Момджян К.Х К типологии человеческих потребностей. Статья 3. Социальные потребности человека. Вестник Московского университета. 2017; Ч. 1, № 1: 97 - 116.

13. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников. Диссертация ... доктора педагогических наук. Улан-Удэ, 2011.

14. Основин А.В. Формирование патриотизма старшеклассников в образовательной среде школы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Кара-чаевск, 2016.

15. Курганский С.М. Управление школой в «режиме развития». Школьные технологии. 2002; № 2: 68 - 85.

References

1. Kusmarcev M.B. Stanovlenie novyh pokolenijpobeditelej - missiya patrioticheskogo vospitaniya: monografiya. Volgograd: Izdatel'stvo VolgGMU, 2013.

2. Karakovskij V.A. Stat' chelovekom. Obschechelovecheskie cennosti - osnova celostnogo uchebno-vospitatel'nogo processa. Moskva: NMO «Tvorcheskaya pedagogika, 1993.

3. Abramov M.A. Patriotizm v sisteme sovremennogo social'nogo soznaniya: fenomenologicheskij i sociostrukturnyj aspekty. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. Krasnodar, 2018.

4. Kulikov S.P. Patriotizm vrossijskom obschestve: pokolencheskaya specifika, strategiiregeneraciiiriskiimitacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2016.

5. Lukinova I.A. Mesto i rol' rossijskogo patriotizma v sovremennom obschestve. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Stavropol', 2013.

6. Rezakov M.R. Patriotizmkak faktorpoliticheskojzhiznisovremennojRossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata politicheskih nauk. Pyatigorsk, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Hromova M.N. Pedagogicheskie usloviya razvitiya patriotizma obuchayuschihsya na osnove shkol'nyh tradicij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

8. Snopko N.M. Psihologicheskie mehanizmy i pedagogicheskie osnovy patrioticheskogo vospitaniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya. doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

9. Ovchinnikova N.P. Formirovanie ponyatiya «Otechestvo» u starsheklassnikov sredstvami istoricheskogo obrazovaniya. Dissertaciya. kandidata pedagogicheskih nauk. Arhangel'sk, 2002.

10. Ivanova S.Yu. Patriotizm v kul'ture sovremennoj Rossii. Avtoreferat dissertacii . doktora filosofskih nauk. Stavropol', 2004.

11. Schegolev A.A. Istoriko-pedagogicheskaya retrospektiva grazhdanskogo i patrioticheskogo vospitaniya v nauchno-pedagogicheskoj periodike Rossii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

12. Momdzhyan K.H K tipologii chelovecheskih potrebnostej. Stat'ya 3. Social'nye potrebnosti cheloveka. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2017; Ch. 1, № 1: 97 - 116.

13. Vezhevich T.E. Modelirovanieregional'nyh sistempatrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2011.

14. Osnovin A.V. Formirovanie patriotizma starsheklassnikov v obrazovatel'noj srede shkoly. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2016.

15. Kurganskij S.M. Upravlenie shkoloj v "rezhime razvitiya". Shkol'nye tehnologii. 2002; № 2: 68 - 85.

Статья поступила в редакцию 29.05.20

УДК 378

Larionova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Omsk State Medical University

(Omsk, Russia), E-mail: [email protected]

Sukach L.I., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Normal Physiology, Omsk State Medical University (Omsk, Russia),

E-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF HEALTH OF SUBJECTS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION. The article discusses the current issue of preservation and prevention of psychological health of subjects of vocational education, this is positioned as one of the priority tasks of the state and society today. The interconnection between the high requirements of society, the educational system and the depletion of the emotional resources of the individual, exposure to stressful situations is emphasized. The authors identify the existing interpretations of the concept of psychological health, revealed the value of the component of psychological and pedagogical support in the programs of educational organizations, reveal the value of psychological health resources for effective professional activity of a teacher. An empirical cross-sectional study indicates that it is necessary to develop a system of measures aimed at maintaining and strengthening the psychological health of teachers and students.

Key words: psychological health, personal resources of teacher, subjective psychological well-being of teacher and student.

М.А. Ларионова, канд. пед. наук, доц., Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: [email protected]

Л.И. Сукач, канд. мед. наук, доц., Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ СУБЪЕКТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждается актуальный вопрос сохранности и профилактики психологического здоровья субъектов профессионального образования, что позиционируется одной из приоритетных задач государства и общества сегодня. Подчёркивается взаимосвязь между высокими требованиями социума, образовательной системы и истощением эмоциональных ресурсов личности, подверженность стрессовым ситуациям. Авторами выявлены существующие трактовки понятия психологического здоровья, раскрыто значение компонента психолого-педагогического сопровождения в программах образовательных организаций, выявлено значение ресурсов психологического здоровья для эффективной профессиональной деятельности преподавателя. Проведённое срезовое эмпирическое исследование свидетельствует, что необходима разработка системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья преподавателей и студентов.

Ключевые слова: психологическое здоровье, личностные ресурсы преподавателя, субъективное психологическое благополучие преподавателя и обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.