Научная статья на тему 'Теоретические проблемы патриотического воспитания'

Теоретические проблемы патриотического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / MODERN SOCIETY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / EDUCATIONAL POLICY / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева С.А., Омаров О.Н.

Статья посвящена комплексному исследованию проблемы патриотического воспитания, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и определении сущности, содержания, форм и методов, а также принципов к их определению в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Выделяются и описываются интенсивный поиск концептуальных, методологических подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения страны в 2000-2016 годы. Приоритетными задачами в области патриотического воспитания учёные называют формирование в образовательных учреждениях опыта по патриотическому воспитанию учащейся молодежи, создание экспериментальных и пилотных площадок в регионах, так как именно региональный опыт способен оптимизировать идею патриотизма в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева С.А., Омаров О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY

The article presents a comprehensive study of a problem of patriotic education, designed to shape the value orientations, qualities, norms of behavior of a citizen and the definition of the basics, contents, forms and methods, as well as principles for determining patriotic education of the younger generation in children and youth. The intensive search for conceptual, methodological approaches to the patriotic education of the younger generation of the country is characterized referring to the years 2000-2016. Priority tasks in the field of patriotic education are the formation of educational experience in the educational institutions for the patriotic education of students, the creation of demo sites in the regions, since it is regional experience that can optimize the idea of patriotism in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы патриотического воспитания»

имодействия поколений в семье, её педагогического потенциала и ресурсов, ее духовных сокровищ и нравственных ценностей весьма актуально.

Семейно-родовые традиции, обычаи, обряды, материнский язык формировали у подрастающих поколений лучшие человеческие качества. Семейно-родственные отношения продолжают иметь свои особенности в разных регионах. Они заключаются в следующем:

1) традиции и обычаи прошлого продолжают играть определённую роль в семье;

2) существует глава семьи с его авторитетом;

3) относительно распространенный характер носят сложные семьи, включающие одного или обоих родителей супругов, в основном мужа;

4) мать является хранительницей очага во многих семьях;

5) семья в структурном отношении более устойчива.

Нравственное воспитание в семье горцев осуществлялось

в тесной связи с трудовым воспитанием. И поэтому важнейшей особенностью традиционного семейного воспитания у народов Дагестана является воспитание в труде и деятельности. Дети с малых лет участвовали вместе с взрослыми в производственном процессе. Ярким показателем дагестанского трудового искусства стали изделия народных мастеров. Кубачинские златокузнецы, табасаранские и лезгинские ковровщицы, унцукульские мастера по насечке на дереве, испикские и балхарские гончары, губден-ские сапожники и вязальщицы, цумадинские и андийские буроч-ники унаследовали изумительное мастерство своих предков. Такой труд становится не только источником красоты, но средством эстетического и нравственного воспитания.

Воспитание уважения у растущего человека к взрослым, формирование высоконравственной личности считалось обязанностью всех взрослых. Горцы понимали, что воспитание подрастающего поколения нельзя «взваливать» только на семью, поэтому ни один взрослый человек не мог позволить себе безучастно смотреть, как ведут себя дети, чем они занимаются.

В основе традиционной системы семейного воспитания дагестанцев заложены высокий гуманизм, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, пример родителей, комплексный подход к решению задач нравственного, трудового, физического воспитания, систематичность и последовательность воспитательного процесса [3].

Важнейшим в семейном воспитании были выработка и закрепление у детей таких качеств, как уважение к старшим, ро-

Библиографический список

дителям, к лицам противоположного пола, чувство долга и чести, честность, скромность, чувство собственного достоинства и т. д. Старшие поколения создали и передали потомкам множество различных методов, форм и средств воспитания, которыми успешно пользуются в горах и поныне. Часто применялись такие наиболее известные методы, как беседа, убеждение, пример, требование, поручение, приучение, упражнение, объяснение, обсуждение, поощрение, наказание, состязание. Глава семьи, которым везде был мужчина, чувствовал ответственность перед аульским джамаатом за воспитание и поведение детей и молодежи, был примером для всех в семье, его слово здесь было законом [4].

В традициях и обычаях распространены специальные методы социализации личности. К ним относятся приветствия, обращения, благопожелания, клятвы, проклятия, завещания. Опирающиеся на социальные, психологические, технологические факторы, эти методы создают целостную, устойчивую модель поведения человека в конкретной национальной среде.

Здесь можно согласиться с Д.З. Зиядовой [5], которая считает, что для того, чтобы прогрессивный опыт народной педагогики повсеместно работал на возрождение духовной и материальной культуры народов Дагестана, нужно оживить его во всех сферах образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье и по месту жительства, в школе, дошкольных учреждениях, в воспитании и обучении студентов, в производственных коллективах, в подготовке и переподготовке педагогических кадров [6].

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что традиции, обычаи и обряды народа всегда связаны с нравственными представлениями, его национальной психикой, которые порождены определенными общественными отношениями. Культурное и религиозное просвещение подрастающего поколения, приобщение его к ценностям национальной религиозной культуры необходимо. Приобщение к традиционной религиозной культуре может служить своего рода защитным механизмом от воздействия на его разум религиозно-мистических и экстремистских элементов. Поэтому назрела необходимость в разработке на уровне государства целостной концепции религиозных отношений, где учитывались бы новые социальные и политические реалии общества, международные обязательства, изменения, происходящие в общественном сознании, и реальная роль религиозных организаций в становлении подрастающего поколения.

1. Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. Санкт-Петербург, 2012.

2. Ильчикова Е.М. Противоправное поведение лиц молодежного возраста и проблемы его предупреждения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

3. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 2008.

4. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 2014.

5. Зиядова Д.З. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера. Законность. 2015; 6: 48.

6. Исрафилов РС. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2001 и др.

References

1. Shestakov D.. Semejnaya kriminologiya: - konflikt - prestuplenie. Sankt-Peterburg, 2012.

2. Il'chikova E.M. Protivopravnoe povedenie lic molodezhnogo vozrasta iproblemy ego preduprezhdeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

3. Aliev .K. Narodnye , obychai i rol' v novogo cheloveka. , 2008.

4. Mirzoev .A. Narodnaya Dagestana. Mahachkala, 2014.

5. Ziyadova .Z. Vovlechenie v sovershenie terroristicheskogo haraktera. . 2015; 6: 48.

6. Israfilov .S. Duhovno- vospitanie uchaschihsya tradiciyah narodov . Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. , 2001 i dr.

Статья поступила в редакцию 24.11.17

УДК 371

Alieva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: sabiyat-alieva@yandex.ru

Omarov O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: oon303@mail.ru

THEORETICAL PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY. The article presents a comprehensive study of a problem of patriotic education, designed to shape the value orientations, qualities, norms of behavior of a citizen and the definition of the basics, contents, forms and methods, as well as principles for determining patriotic education of the younger generation in children and youth. The intensive search for conceptual, methodological approaches to the patriotic education of the younger generation of the country is characterized referring to the years 2000-2016. Priority tasks in the field of patriotic education are the formation of educational experience in the educational institutions for the patriotic education of students, the creation of demo sites in the regions, since it is regional experience that can optimize the idea of patriotism in modern Russia.

Key words: up-bringing, patriotic education, modern society, educational policy, patriotism.

С.А. Алиева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: sabiyat-alieva@yandex.ru

О.Н. Омаров, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: oon303@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Статья посвящена комплексному исследованию проблемы патриотического воспитания, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и определении сущности, содержания, форм и методов, а также принципов к их определению в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Выделяются и описываются интенсивный поиск концептуальных, методологических подходов к патриотическому воспитанию подрастающего поколения страны в 2000-2016 годы. Приоритетными задачами в области патриотического воспитания учёные называют формирование в образовательных учреждениях опыта по патриотическому воспитанию учащейся молодежи, создание экспериментальных и пилотных площадок в регионах, так как именно региональный опыт способен оптимизировать идею патриотизма в современной России.

Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, современное общество, образовательная политика, патриотизм.

Факторами эффективного решения целей и задач патриотического воспитания в современной России выступает многопартийность, социально-экономическая неустойчивость, влияние внутренних и внешних процессов (глобализация, миграция и пр.). В таких условиях происходит формирование мышления человека нового типа, мобильного, готового к информационным перегрузкам, обладающего критическим мышлением и готовностью действовать в условиях многозадачности и стрессогенности.

Для понимания роли и места патриотизма в обществе как ценности важно определить то, какие смыслы доминируют в публичном пространстве современной России. В этой связи нам представляется важным четкое понимание и словесное определение дефиниции в нормативных актах. Между тем, такого четкого изложения рассматриваемого понятия не было в государственных программах по патриотическому воспитанию (первых трех).

В январе 2016 года правительство Российской Федерации утвердило программу патриотического воспитания граждан на 2016-2020годы, в числе задач которой - укрепление престижа службы в вооруженных силах и «развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания» к государственному флагу, гербу и гимну России. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» основана на накопленных за последние десятилетия знаниях, опыте и традициях патриотического воспитания граждан, ориентированных на непрерывности воспитательного процесса, который направлен на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества с учётом важности обеспечения российской гражданской идентичности [1].

Как показывает анализ специальной литературы (официальные документы, научные статьи и доклады тематических конференций, наиболее популярные материалы в Интернете), за последние 10 - 15 лет устоявшиеся традиции воспитания были подвержены влиянию цивилизационных, милитаристких, социокультурных изменений в российском обществе. Соответственно этому влиянию, менялись и требования к организации патриотического воспитания, формированию теоретических и методических основ организации воспитательной работы в данном направлении.

Эволюция проблемы патриотического воспитания характеризуется динамикой научных исследований в данном направлении, парадоксами и противоречиями в определении сущности, содержания, форм и методов, а также принципов к их определению в патриотическом воспитании подрастающего поколения [2].

К примеру, в краткой аннотации на методическое пособие «Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию», которая издана Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации (Росвоенцентром) в качестве главной цели патриотического воспитания определено «...возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совер-

шенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности» [3].

Следует отметить, что рост числа научных исследований не отразился на количестве нерешенных вопросов, связанных с патриотическим воспитанием молодежи и взрослого населения страны. Прежде всего, противоречия возникали на стыке патриотизма с конфессиональными и территориально-правовыми вопросами. Нарастанию злободневности вопросов патриотического воспитания в научной литературе, теории и практике воспитания способствовали цивилизационные конфликты, межрелигиозные войны и конфликты, миграционные проблемы, связанные с выбором гражданства и этноидентификацией людей, покинувших места исторического проживания. Реалии современного общества, в котором нередки факты миграции (внешней и внутренней), двойного гражданства и идейно-политического диссидентства требуют четкого определения понятия «патриотизм», его соотношение с понятиями гражданственность, этноидентифика-ция и конфессиональная принадлежность личности.

Имеющиеся научные наработки предлагают трафаретный набор методик решения вопросов патриотического воспитания для отдельных перечисленных выше категорий лиц. Однако, в целом, названные научные работы пока не способствуют снижению напряженности в данном направлении [4].

В исследованиях последних лет, как и в более ранних работах подчеркивается также мысль о том, что цели воспитания призваны реализовывать государственные установки в области образовательной политики, которые не должны быть контрпродуктивны общей государственной идеологии.

Между тем, в условиях многопартийности и идеологического разброса, наблюдается определенное расхождение между выражением политических взглядов определенных слоев общества и возникающей в связи с этим конфронтацией. По утверждению ученых, исследующих проблемы патриотического воспитания в научной литературе, в фундаментальных исследованиях последних лет значительное место уделено определению принципов патриотического воспитания, отражающих его специфику, что представляется действительно важным.

Требуют своего решения и разграничения в современной педагогической теории имеющиеся проблемы патриотического воспитания, с выделением методологических, научно-педагогических, междисциплинарных, организационно-педагогических, научно-методических проблем патриотического воспитания учащейся молодежи, что повлечет за собой рост числа научных исследований по названным критериям.

На некоторую размытость в определении ключевых понятий патриотического воспитания указывают отдельные ученые и общественные деятели, ссылаясь на то, что в тексте государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.» отсутствует четкое определение патриотизма [5].

В следующей государственной программе по патриотическому воспитанию, на 2015 - 2020 гг., предлагается такая трактовка: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к вы-

полнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Анализ словарно-энциклопедической литературы, диссертационных исследований выявил многомерный, многоступенчатый и разновекторный характер понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

Нам импонирует следующее толкование патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание - это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Для понимания сути упомянутого определения, приведем его полностью: «Согласно общепринятым воззрениям, патриотизм - личностное качество, отражающее устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство, и общество» [6].

Соглашаясь с приведенной трактовкой, считаем, что патриотизм, на наш взгляд, подразумевает политическую зрелость личности, выражающуюся в устойчивости мировоззрения, в критическом отношении к информации, в сформированном чувстве любви к своему народу и Родине, готовности служить её интересам. Патриотизм, исходя из данного определения, имеет уровни сформированности, зависящие от возраста человека: примитивный, низкий, средний, высокий. Между тем, экспериментальная работа в педагогике отличается от эксперимента в других науках тем, что личностные качества не всегда поддаются измерению, а зачастую их измерение некорректно.

Действительно, размытость понятий и целей при акценте на формально-организационную сторону на практике приводит к тому, что под воспитание любви и чувств можно привязать практически любое мероприятие, таким образом, превращая воспитательную работу в мероприятийный процесс.

Еще одним парадоксом патриотического воспитания является тот факт, что нередко происходит подмена понятий «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание». Как отмечают исследователи, нередко оба понятия используются как синонимы, что наблюдается как в аналитических, так и в учебно-методических работах. Полагаем, что оба эти процесса взаимоперетекаемы и взаимообусловлены, тем не менее, самодостаточны и самостоятельны.

К примеру, как справедливо подчеркивает Ю.С. Батракова, патриотическое воспитание на современном этапе - это сложнейшая государственная задача, цель которой - формирование личности гражданина, россиянина, защитника Отечества, патриота [6].

На самом деле, на сегодняшний день, патриотическое воспитание осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов «Об образовании» и других, а также в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы». Все эти документы создают предпосылки и сохраняют непрерывность педагогически организованного процесса по формированию патриотического сознания российских граждан как важнейшего фактора консолидации российского общества и единения нации.

В числе решающих противоречий в определении перспективных направлений патриотического воспитания, ученые называют противоречие «между сменой социально-политической ситуации в Российской Федерации... и существующей системой патриотического воспитания в образовательных организациях,

оставшейся на идеологических позициях «советского патриотизма»». Поэтому логически оправданным способом разрешения данного противоречия выступает утверждение Г.Х. Ахметшиной о том, «что воспитание патриотизма сегодня не должно в неизменном виде копировать советские традиции, он должен обрести новые, гуманистические черты и новую платформу патриотического воспитания.».

Безусловно, научная мысль призвана опережать практику патриотического воспитания, и в этих целях может быть использована обширная педагогическая копилка, вбирающая в себя методический инструментарий (формы, методы, средства и пр.). Между тем новые условия требуют переосмысления имеющихся методических возможностей. Поэтому, при организации практической работы по патриотическому воспитанию будет целесообразным абстрагирование от практических наработок учителей с целью выявления оптимальных форм, методов и средств патриотического воспитания, наиболее адекватных современным реалиям.

В этой связи актуальным представляется предложение Ю.С. Батраковой о проведении «мониторинга уровня сфор-мированности компетентности у будущих учителей в области патриотического воспитания школьников». Данное предложение также актуально, на наш взгляд и для работающих учителей-практиков, так как регулярное отслеживание процесса воспитания, безусловно, будет способствовать повышению его эффективности [6].

Ретроспективный анализ исследуемой проблемы позволяет утверждать, что существенной недоработкой проблемы патриотического воспитания является оторванность научно-методических наработок от практики воспитания, в которой, зачастую, объект воспитания рассматривается как некий пассивный индивид. Между тем, эффективность процесса воспитания обеспечивается активным включением объекта воспитания в воспитательный процесс и его переходом в статус субъекта воспитательного процесса.

Вывод: анализ научно-методической, психолого-педагогической, философской литературы позволяет согласиться с мнением большинства исследователей проблемы патриотического воспитания в части сложной обстановки «продолжающегося утверждения глобализма и космополитизма, насаждения прозападных ценностей радикального либерализма, обусловливающих депатриотизацию общественного сознания» и выделить в связи с этим следующие группы противоречий в решении проблемы патриотического воспитания:

- в области теории и методологии (рассогласованность государственной установки и отсутствие системной работы по патриотическому воспитанию ввиду теоретических недоработок в области научно-методического обеспечения процесса воспитания патриотизма;

- разночтения и многообразие трактовок в терминологическом аппарате данного направления воспитания, не отражающие современных требований и неадекватные условиям, в которых осуществляется патриотическое воспитание;

- несоответствие поставленной цели - реализация национальной идеи патриотического воспитания - с существенным снижением уровня жизни значительной части населения страны, порождающее социальное недовольство;

- отсутствие системного контроля и мониторинга воспитательной работы в образовательных учреждениях в данном направлении, как следствие, снижение практических требований к организации патриотического воспитания, обуславливающие формализованный характер проводимой работы.

Библиографический список

1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493.

2. Прутченков А.С., Новикова Т. Парадоксы гражданского образования в современной России. Воспитание школьников. 2006; 10.

3. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Москва: Арм-пресс, 2006.

4. Магомедова А.С. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях диаспоры: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2004.

5. Пахалюк К.А. Патриотическое воспитание: опыт дискурсивного анализа. Аналитический вестник № 33 (586): «Военно-патриотическое воспитание российских граждан: состояние, проблемы, пути совершенствования». Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Москва, 2015.

6. Батракова, Ю.С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.

References

1. O gosudarstvennojprogramme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016 - 2020 gody». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 № 1493.

2. Prutchenkov A.S., Novikova T. Paradoksy grazhdanskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii. Vospitanie Shkolnikov. 2006; 10.

3. Lutovinov V.I. Kriteriii osnovy metodiki ocenki rezul'tatov raboty po patrioticheskomu vospitaniyu. Moskva: Armpress, 2006.

4. Magomedova A.S. Patrioticheskoe vospitanie uchaschejsya molodezhi v usloviyah diaspory: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2004.

5. Pahalyuk K.A. Patrioticheskoe vospitanie: opyt diskursivnogo analiza. Analiticheskij vestnik№ 33 (586): «Voenno-patrioticheskoe vospitanie rossijskih grazhdan: sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya». Analiticheskoe upravlenie Apparata Soveta Federacii. Moskva, 2015.

6. Batrakova, Yu.S. Podgotovka buduschih uchitelej k patrioticheskomu vospitaniyu shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

Статья поступила в редакцию 22.11.17

УДК 378

Bakmaev A.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: arsen658@inbox.ru

Bakmaev Sh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: arsen658@inbox.ru

Paizulaeva R.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: arsen658@inbox.ru

INNOVATIVE TEACHING METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY. In the article actual problems of implementation, development and use in educational process of innovative techniques and methods of teaching students in the context of the reform of the education system are studied. The work uses an analysis of the advanced and modern innovative instrumentation, the advantages of an innovative approach in comparison with traditional forms of training of students. The researchers offer a classification of the main innovative methods of teaching used in the educational process of a university, describe their potential and main characteristics. The obtained results can be used in further studies related to the introduction in educational process of educational institutions of different active learning methods.

Key words: innovation, universities, active methods, information technology training.

А.Ш. Бакмаев, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: arsen658@inbox.ru

Ш.А. Бакмаев, канд. пед. наук, доц. проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: arsen658@inbox.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р.К. Пайзулаева, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: arsen658@inbox.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования в учебном процессе инновационных приёмов и методов обучения студентов в контексте реформирования системы образования. Проведён анализ передового и современного инновационного инструментария, обоснованы преимущества инновационного подхода в сравнении с традиционными формами подготовки студентов. Дана классификация основных инновационных методов обучения, применяемых в образовательном процессе вуза, описаны их возможности и основные характеристики. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, связанных с внедрением в учебный процесс вуза различных активных методов обучения.

Ключевые слова: инновация, вуз, активные методы, информационные технологии.

Повышение качества образования является одной из важнейших задач не только для России, но и для всего мирового сообщества. Сегодня от уровня образования зависит стратегическое развития личности, общества, нации и государства в целом. Для того чтобы подготовить эффективного выпускника, компетентного во всех значимых сферах профессионального образования и дальнейшей жизнедеятельности, необходимо использовать инновационные методы обучения, стимулирующие развитие познавательной, коммуникативной и личностной активности обучаемых.

На наш взгляд, до сих пор ещё не сформировалось единого взгляда на применение инновационных методик в сфере педагогического образования, хотя несомненно наличие большого резерва в повышении эффективности учебного процесса благодаря их использованию. При этом особое внимание нужно сосредоточить на том, что инновационный подход к обучению студентов должен быть системным и вбирать в себя все сферы учебно-воспитательной работы. Вместе с тем необходимо пересмотреть теоретические и практические подходы к содержанию образования, профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов, а так же использованию в учебном процессе новых технологий и методов обучения. Решению данной проблемы посвящены работы отечественных и зарубежных ученных, таких как Дж. Мартин, Л. Свенсон,

М. Скаткин, В. Беспалько, В. Сластенин, О. Пехота, С. Сысоева и др. [1; 2; 3].

Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных методик обучения и формированию на основе этого основных профессиональных компетенций выпускника вуза является использование различных активных форм и методов обучения. Переход от объяснительно-иллюстративного обучения к инновационно-действенному характеризуется использованием в образовательном процессе современных информационных и различных интерактивных технологий, электронных учебных комплексов, видео и аудио средств и т.д., обеспечивающих индивидуализацию обучения, а также способствует развитию и личностной ориентации студентов [4].

В настоящее время, из наиболее актуальных инновационных методов обучения можно выделить следующие: проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, интерактивное обучение, интегрированные уроки, адаптивное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.