Мир Науки
научный интернет-журнал
Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN517.pdf Статья опубликована 07.10.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Дыганова Е. А., Явгильдина З.М. Методологические основания формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/20PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378.14
Дыганова Елена Александровна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Россия, Казань
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2875-5109 РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=712367 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/D-9397-2015 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56660606000
Явгильдина Зилия Мухтаровна
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Россия, Казань
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Методологические основания формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта
Аннотация. В статье представлен аргументированный выбор и теоретическое обоснование методологических подходов к проблеме формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта. Определяя значение музыкально-педагогического самообразования как средства формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта, исследователи приводят характеристики методологических подходов в аспекте заявленной проблемы. Авторское суждение заключено в идее - выбор необходимого подхода обусловлен позицией студента-музыканта в образовательном процессе («ученичество», «сотрудничество», «главное действующее лицо») и его продвижением по достижению уровня сформированности культуры самообразования педагога-музыканта.
Избранная методологическая база рассматривается с позиции полиподходного, интегрированного применения знаниево-ориентированного, личностно-деятельностного, культурологического и компетентностного подходов в образовательной практике вузе. Авторами выделяется и характеризуется ряд педагогических принципов (системности, научности содержания образования, направленности процесса обучения на всестороннее и гармоническое развитие личности студента, сознательности и самостоятельности) построения и управления процессом формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта.
Практическая реализация процесса по формированию культуры самообразования у будущего педагога-музыканта на платформе методологических оснований обеспечивается правильно организованным динамическим учебно-педагогическим взаимодействием, включающим последовательность этапов: педагогическое руководство - педагогическое содействие - педагогическое сопровождение - педагогическая помощь и поддержка.
Мир Науки
Ключевые слова: самообразование; культура самообразования; будущий педагог-музыкант; методологический подход; педагогические принципы
В настоящее время отечественная система высшего образования предъявляет высокие требования к уровню подготовки педагогов-музыкантов: будущие специалисты данной сферы должны быть оснащены комплектом общекультурных, профессиональных и специальных компетенций высокого уровня сформированности, позволяющим успешно профессионально реализовываться вне стен учебного заведения. Для достижения данной цели высшая школа осуществляет перестройку системы профессионального образования, при которой в образовательном процессе меняется роль студента, мера его ответственности перед обществом.
Однако анализ реальной ситуации вызывает обеспокоенность у педагогического сообщества, так как демонстрация профессиональной готовности педагогов-музыкантов на государственных уроках по педагогической практике, промежуточные и итоговые результаты контрольных мероприятий по оценке качества профессиональной подготовки позволяют наблюдать устойчивую тенденцию снижения профессионального уровня обучаемых специалистов.
Обозначим ряд причин, которые влияют на обозначенное положение дел.
Во-первых, отсутствие у студентов-музыкантов в довузовском образовании необходимой базовой исполнительской подготовки (дирижерско-хоровой, вокальной, инструментальной) вызывает большие затруднения в выполнении программных требований по дисциплинам исполнительского цикла.
Во-вторых, существенное сокращение индивидуальных занятий, отведенных на исполнительскую подготовку не позволяет должным образом реализовать эффективную отечественную методическую систему подготовки будущего педагога-музыканта, основанную на индивидуально-личностном подходе к образованию специалиста данной области.
В-третьих, перенос основного содержания профессиональной подготовки педагога-музыканта на внеаудиторную самостоятельную работу студента и отсутствие у будущего специалиста готовности к системному самообразованию ведет к экстенсификации процесса профессиональной подготовки.
Обозначенная проблема находится в центре внимания современной педагогической науки, однако ее решение неоднозначно. Одним из возможных вариантов, на наш взгляд, может явиться оснащение будущих педагогов-музыкантов культурой самообразования, призванной системно организовать самообразовательную деятельность студента в высшей школе с учетом специфики музыкально-педагогического образования и обеспечивать уровень профессионализма педагога-музыканта в соответствии с актуальными запросами общества и государства.
Анализ психолого-педагогических работ по самообразованию студенческой молодежи позволяет сделать вывод, что за прошедшие десятилетия проблема прошла путь от дополнительного местоположения самообразования по отношению к основному образованию, до ведущего, основополагающего места в непрерывном профессионально-образовательном процессе. Существует достаточное количество работ, посвященных изучению психологических основ самообразования личности; философским и методологическим вопросам самообразования; формам и методам самообразования; мотивации самообразования; проблемам развития педагогического самообразования; вопросам музыкального самообразования студентов педагогических учебных заведений и прочее.
Бесспорно, что разработанные аспекты заявленной проблемы имеют большую теоретическую и практическую значимость для повышения качества отечественного профессионального образования, однако вопрос по оснащению будущих педагогов-музыкантов культурой самообразования остается не разработанным.
Опираясь на понимание культуры самообразования педагога-музыканта как феномена «системы отношений профессионального образования и личности педагога-музыканта, предполагающий высокий уровень научной организации умственного и творческого труда, достигаемого посредством музыкально-педагогического самообразования» [6, с. 123] мы полагаем, что организацию процесса по формированию данного феномена в образовательной среде вуза следует осуществлять на выверенной методологической базе.
Методологический подход рассматривается как совокупность (система) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности» [10, с. 27]. Учитывая тот факт, что профессиональное и личностное становление студента в вузе осуществляется эволюционно, в качестве ведущих методологических подходов применительно к процессу формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта нами избраны следующие: знаниево-ориентированный, личностно-деятельностный, культурологический и компетентностный.
Заметим, что выбор необходимого подхода обуславливается позицией студента-музыканта в образовательном процессе - «ученичество», «сотрудничество», «главное действующее лицо» и его продвижением по достижению уровня сформированнности культуры самообразования педагога-музыканта.
Известно, что при знаниево-ориентированном подходе педагогические технологии основаны на ведущей роли в образовательном процессе преподавателя, который является источником основных знаний и занимает активную позицию. Мы полагаем, что применение данного подхода важно на этапе становления культуры самообразования будущего педагога-музыканта оправдано, особенно на 1 и 2 курсах. В этот период эффективность формировательного процесса определяется совокупностью систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также достигнутым уровнем понимания значения знаниевой базы (психолого-педагогические, музыкально-профессиональные, специальные знания по дирижерско-хоровой, фортепианной, вокальной педагогике и музыкальному исполнительству и т. д.) как профессионально необходимого багажа.
Кроме того, важным аспектом является педагогический контроль и методическое сопровождение самостоятельной работы студента, которая выступает как начальная форма самообразовательной деятельности. Заметим, что профессиональная подготовка педагога-музыканта отличается большой трудоемкостью самостоятельной внеаудиторной работы студента-музыканта. В качестве примеров обозначим следующие ее направления: освоение учебно-профессионального репертуара по исполнительским дисциплинам; подготовка научных текстов (сообщение, реферат, доклад, аннотация на музыкальное произведение, методическая разработка); подбор музыкального репертуара и дополнительных материалов для учебно-творческих мероприятий. Полученный опыт организованной самообразовательной деятельности в дальнейшем позволит студенту-музыканту занять активную позицию в образовательном процессе и восполнять пробелы в профессиональной подготовке самостоятельно.
Сущность личностно-деятельностного подхода заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития [2]. Актуальной по отношению к рассматриваемому подходу является позиция известного педагога-пианиста Г. Г. Нейгауза, который подчеркивал, что
Мир Науки
«одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, устранить себя, вовремя сойти со сцены, то есть привить ему ту самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство» [8, с. 187].
Отечественные психологи подчеркивают значимость творческой самодеятельности как ведущей детерминанты личностного развития [4, c. 310]. В данном ракурсе, самореализация будущих педагогов-музыкантов в творческих проектах (конкурсы музыкального исполнительства и музыкально-педагогического мастерства, концертные выступления), научных мероприятиях (научно-практические конференции, конкурсы на лучшую научную работу и т. д.) позволяет сформировать у студентов целенаправленную мотивацию к саморазвитию и самообразованию, оснастить самообразовательными технологиями по реализации творческого замысла.
Переходя к характеристике культурологического подхода, следует заметить, что в отечественной педагогике культурологический подход рассматривается как эволюционная форма личностно-деятельностного подхода, так как в настоящее время к культурной сфере относят достигнутый обществом уровень развития образования, науки, искусства, государственности и нравственности. Культурологический подход включает в себя три взаимосвязанных аспекта: аксиологический (ценностный), предполагающий организацию педагогического процесса, в котором обеспечено изучение и формирование ценностных ориентаций личности; технологический аспект - понимание культуры как специфического метода проектирования и способа человеческой деятельности, где культура является социально-гуманистической программой; личностно-творческий аспект следует понимать как взаимосвязь индивида и культуры, в результате которой происходит изменение и становление творческой личности, при этом личность становится причастной к сохранению и развитию социокультуры.
Согласно разработанной М. М. Бахтиным и В. С. Библером диалоговой концепции культуры и образования, диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования [3]. Применение культурологического подхода в образовательной практике вуза для формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта имеет принципиальное значение. Во-первых, музыкально-эстетическая сторона профессионального образования педагога-музыканта выступает как культурно-развивающая среда; во-вторых, понимание творчества и общения (диалога) как способов личного существования в культурно-образовательном пространстве стимулирует самообразовательную деятельность будущего специалиста; в-третьих, осознание студентом-музыкантом себя субъектом музыкальной культуры мотивирует на непрерывное профессиональное саморазвитие.
На современном этапе развития мирового образовательного пространства актуальное значение приобретает компетентностный подход, где образование по своей сути является социокультурной технологией, цель которой заключается в подготовке необходимых обществу профессиональных кадров. Основой рассматриваемого подхода является принцип самообразования: выступая «одним из звеньев актуализации приобретенных знаний, самообразование ведет к самореализации личности в образовательной сфере, выступает источником профессионального самосовершенствования и социальной адаптации» [7, с. 38].
С позиции компетентностного подхода самообразование студента-музыканта является ключевой специальной компетенцией, которая определяется как личностно-профессиональное качество специалиста и проявляется в самостоятельно инициируемой образовательно-развивающей деятельности, направленной на общекультурное и профессиональное развитие,
Мир Науки
связанной с решением профессиональных проблем и приобретением профессионального опыта.
Построение процесса формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта на платформе компетентностного подхода предполагает: проектирование содержания музыкально-педагогического образования с целью достижения результатов, выраженных в общекультурных, профессиональных и специальных компетенциях; обеспечение вариативности обучения в соответствии с индивидуальной траекторией профессионального развития студента-музыканта; формирование профессионального универсализма личности, как способности адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам и задаваемым требованиям.
Опираясь на результаты теоретического исследования и личный педагогический опыт подготовки педагогических кадров в сфере музыкального образования, отметим, что особенностью компетентностного подхода является взаимосвязь последнего с другими подходами, что позволяет его трактовать как «полиподходный» (согласно И. А. Зимней), интегрирующий в себе принципиальные основания разных подходов [5].
Полученный вывод позволяет выделить и дать характеристику ряду принципов, посредством которых реализуется процесс формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта в условиях реальной практики.
Принцип системности является основой профессионального обучения будущего педагога-музыканта. Наличие в содержании образования педагога-музыканта многопредметности (дирижерско-хоровые дисциплины, педагогические дисциплин, музыкально-теоретические дисциплины и т. д.); многовекторности (теоретическое, технологическое, исследовательское, исполнительское, педагогическое направление) вызывают необходимость системной организации профессиональной подготовки студента-музыканта: структурирование учебно-профессионального материала музыкальных и педагогических дисциплин с рельефным обозначением внутрипредметных и межпредметных связей.
Принцип научности требует, чтобы содержание профессионального образования педагога-музыканта являлось строго научным, отражающим современное состояние профессиональной отрасли. В этой связи актуальность приобретает вооруженность будущих специалистов методикой самостоятельной исследовательской деятельности, позволяющая расширять профессиональный кругозор.
В процессе формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта необходимо руководствоваться принципом направленности процесса обучения на всестороннее и гармоническое развитие личности студента. Известно, что профессия педагога-музыканта характеризуется универсальностью, которая реализуется в таких видах профессиональной деятельности, как конструктивная, музыкально-исполнительская, коммуникативно-организаторская, исследовательская деятельность, в индивидуальном стиле деятельности [1]. №ходя из этого, профессиональное обучение будущего специалиста и студенческое музыкально-педагогическое самообразование призвано всесторонне развивать выше обозначенные виды профессиональной деятельности, а также развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную, нравственную сферы личности студента -музыканта, которые в своей совокупности будут составлять профессиональную культуру педагога-музыканта.
Принцип сознательности и самостоятельности студентов предполагает формирование установки на осознании студентом-музыкантом цели и значения своей учебно-профессиональной деятельности, которые будут его мотивировать на сознательную и
Мир Науки
систематичную самообразовательную деятельность; выработку умений самостоятельного управления своей учебно-познавательной деятельностью (планирование, самооценка, самоконтроль, саморегулирование); развитие таких личностных качеств как воля, ответственность, учебно-профессиональная дисциплина [9].
Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что рассмотренные методологические подходы, выделенные педагогические принципы будут являться прочной методологической основой построения и управления процессом формирования культуры самообразования будущего педагога-музыканта, позволяющей правильно организовывать динамическое учебно-педагогическое взаимодействие: педагогическое руководство -педагогическое содействие - педагогическое сопровождение - педагогическая помощь и поддержка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
2. Андреев В. И. Законы творческого саморазвития как основания концепции субъектно-ориентированного образования / В. И. Андреев // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 16. - С. 13-16.
3. Библер В. С. Целостная концепция школы диалога культур: Теоретические основы программы / В. С. Библер, М. М. Бахтин // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 4. - С. 66-73.
4. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 342 с.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -42 с.
6. Дыганова Е. А. Педагогический потенциал дирижерско-хоровых дисциплин в формировании культуры самообразования будущего педагога-музыканта / Е. А. Дыганова, З. М. Явгильдина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №1. - С. 122-127.
7. Медведев И. Ф. Принцип самообразования как методологическая основа самообразовательной компетентности / И. Ф. Медведев // Вестник ЮжноУральского государственного университета. - 2010. - № 36. - С. 38-41.
8. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. [Текст] / Г. Г. Нейгауз. - М.: Музыка, 1982. - 300 с., ил., нот.
9. Сафин В. Ф. Самоопределение личности / В. Ф. Сафин. - Уфа: Изд-во «Гилем», 2004. - 257 с.
10. Стефанов Н. Мультипликационный подход и эффективность: Пер. с болг. [Предисл. М. Л. Башина] / Н. Стефанов. - М.: Политиздат, 1980. - 208 с.
Мир Науки
Мир Науки
научный интернат-журнал
Dyganova Elena Aleksandrovna
Kazan (Volga region) federal university, Russia, Kazan
E-mail: [email protected]
Yavgildina Ziliya Mukhtarovna
Kazan (Volga region) federal university, Russia, Kazan E-mail: [email protected]
Methodological basis for fostering the culture of self-education in the future music teacher
Abstract. The article presents an evident-based choice and theoretical justification of methodological approaches to the problem of fostering the culture of self-education in the future music teacher.
Defining the role of musical and pedagogical self-education as a means of fostering the culture of self-education in the future music teacher, researchers give characteristics of the methodological approaches in the aspect of the problem. The authors' point of view is concluded in the idea that the choice of an approach is conditioned by the position of music students in the educational process ("apprenticeship", "cooperation", "a key figure") and their progress in achieving the level of the culture of self-education of the music teacher.
The chosen methodological basis is considered from the perspective of multi-approach integrated usage of knowledge-oriented, personal activity, cultural and competence-based approaches in educational practice at university. The authors single out and characterize a range of pedagogical principles (principle of systematicity, principle of scientificity of educational content, principle of aiming the learning process at comprehensive and harmonious professional and personal development of students, their consciousness and self-sufficiency) of creating and managing the process of fostering the culture of self-education in the future music teacher.
The implementation of fostering the culture of self-education in the future music teacher on the methodological bases is ensured by properly organized dynamic educational interaction, including a sequence of stages: educational guidance-educational collaboration-educational assistance-educational help and support.
Keywords: self-education; culture of self-education; future teacher-musician; methodological approach; pedagogical principles