Научная статья на тему 'ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ'

ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная система / информационные компьютерные технологии / smart-дидактика / блокчейн / блокчейн-технология / электронная доска / educational system / information computer technologies / smart didactics / blockchain / blockchain technology / еlectronic board

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.А. Ерина, Н.И. Абдуллаева, Б.В. Рыкова

В статье подробно рассматривается активное внедрение в образовательную систему информационных компьютерных технологий, положительные стороны информационных технологий и их классификация по методическим задачам, внедрение smart-дидактики – отрасли педагогики об организации процесса обучения в цифровой образовательной среде. Представлен блокчейн как саморазвивающийся инструмент, где в роли иерархической системы используется некая цепь для продвижения высокого уровня взаимодействия всех задействованных в образовательном процессе лиц. Дается расширенная характеристика возможности цифровых технологий в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSITION TO DIGITAL EDUCATION IS A NECESSARY CONDITION FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL

The article discusses in detail the active introduction of information computer technologies into the educational system, the positive aspects of information technologies and their classification by methodological tasks, the introduction of smart didactics – a branch of pedagogy about the organization of the learning process in a digital educational environment. Blockchain is presented as a self-developing tool, where a certain chain is used as a hierarchical system to promote a high level of interaction of all persons involved in the educational process. The characteristic of the possibility of digital technologies in the education system is given.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

На первый взгляд, у всех трех семей особая потребность в социально-психологической коррекции эмоционально-волевой сферы, которая вызвана тем, что хочется иметь материальную самостоятельность, причем в ближайшее время, и потому стараются отвлечься от ежедневных проблем по воспитанию детей, переложив эту обязанность на кого угодно. Но в жизни правила диктуют обстоятельства - благоприятные или не очень.

Мы сделали вывод: для того, чтобы максимизировать положительное влияние семьи и свести к минимуму отрицательное на воспитание ребенка необходимо применить в первую очередь коррекцию внутрисемейных психолого-педагогических факторов, имеющих воспитательное значение: 1. Всем членам семьи принимать активное участие в жизни семьи; 2. Всегда находить время и создавать возможность, чтобы общаться с ребенком.

Для решения психолого-педагогических проблем воспитания детей в молодых семьях, аналогичных выявленным в ходе исследования, мы предложили «Центру социальной защиты молодых семей» разработанную и апробированную нами программу «Социально-педагогическая поддержка молодых семей: инновационный подход» на удаленном доступе.

Программа включает в себя два направления:

1. Социально-психологическая и педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы родителей и детей; 2. Коррекция детско-родительских отношений.

В ней мы предложили тренинги.

Тренинг коммуникативных умений, в который входят различные упражнения, позволяющие развивать навыки речи, умение отстоять свое мнение. Продолжительность тренинга: 10 занятий.

Структура одного занятия: знакомство; тема дня; упражнения; подведение итогов дня.

В тренинге использовались следующие упражнения:

«Знакомство», чтобы снимать первый барьер в общении группы - скованность. Родителям предложили выразить в краткой форме (фразы, поговорки, стихи), что для них является самым важным.

«Дар убеждения» - упражнение в убеждении противоположного («белое -черное», «добро - зло»). Некоторые родители приобрели такие навыки убеждения, что возражать было нечем.

В этом же русле были проведены тренинги «Я тебя понимаю», «Рассмешить партнера», «Его сильная сторона», «Выход из контакта». «Диспут», «Последняя встреча».

Библиографический список

Аутогенная тренировка. Для управления своим психическим состоянием родителям было предложено потренироваться у зеркала с выражением и позой «Я очень сердита», «А мне все равно», «Я на тебя не сержусь» и т.д. Этим приемам родители обучались в три этапа: 1. Освоение необходимых поз (поза красавицы, поза лотоса, поза кактуса и т.д.); 2. Изучение формул самовнушения и команд выхода из стресса методом незаконченных предложений («У меня все будет хорошо, потому что...» и т.д.). 3. Освоение тренировки в процессе выполнения домашних дел вместе с детьми.

Для убедительности, что реализация программы создала благоприятную атмосферу для поисков потенциала семьи, мы предложили ответить на наши вопросы (табл. 1).

Ответы даны на двух уровнях; на первом - ДО консультаций и тренингов; на втором - ПОСЛЕ них. Все респонденты - мамы детей, с отцами они, конечно, обсуждали вопросы. С учетом того, что в России недостаточно налажена точечная практическая работа на основе комплексных исследований в сфере социальной работы с молодой семьей, считаем необходимым выделить конкретные направления развития продуктивно работающей консультационной сети для молодых семей и помощи в разрешении семейных конфликтов по «телефону доверия».

Резюмируя вышеизложенное отметим, что для оказания более качественной помощи нужна квалифицированная подготовка семейных социальных работников с компетенциями, позволяющими дать своевременные советы молодой семье. На наш взгляд, было бы очень продуктивно в этом плане создание виртуальных клубов молодых семей через социальные сети в Интернете, поэтому придумали такие названия сайтов: 1. «Женсовет» - для женщин; 2. «Мужская солидарность» - для мужчин; 3. «Приколись!» - для детей. Участвуя в них, родители могли бы консультироваться не только у специалистов, но и посоветоваться друг с другом. Наша концептуальная позиция - включить в целевую группу для оказания социальной поддержки семьи, созданные без регистрации отношений, если у них есть дети. Обеспечение эффективности такого подхода предусматривает разработку информационно-статистического обеспечения, подразумевающего учет всех молодых семей и создание общей сети.

Научная новизна статьи определяется выявлением инновационных подходов к воспитанию детей в молодых семьях. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о ведении социальной работы с молодыми семьями в современных условиях. Практическая значимость заключается в том, что авторы показывают опыт работы с молодыми семьями (на примере семей в республике Дагестан).

1. Березина В.А., Виноградова Л.И., Волжина О.И. и др. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. Москва, 2005.

2. Илларионова Л.П. Социально-педагогическое сопровождение молодой семьи: учебное пособие. Москва, 2013.

3. Максименко Е.Ю., Лезина В.В. Формирование педагогических компетенций у родителей школьников: монография. Пятигорск, 2013.

4. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. Москва, 2007.

5. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base

References

1. Berezina V.A., Vinogradova L.I., Volzhina O.I. i dr. Pedagogicheskoe soprovozhdenie semejnogo vospitaniya: Programmy roditel'skogo vseobucha. Moskva, 2005.

2. Illarionova L.P. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie molodojsem'i: uchebnoe posobie. Moskva, 2013.

3. Maksimenko E.Yu., Lezina V.V. Formirovanie pedagogicheskih kompetencij u roditelej Shkolnikov: monografiya. Pyatigorsk, 2013.

4. Savinov L.I., Kuznecova E.V. Social'naya rabota s det'mi v sem'yah razvedennyh roditelej. Moskva, 2007.

5. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnojpolitiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.11.2014 N 2403-r. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base

Статья поступила в редакцию 15.11.21

УДК 364. 378.14

Erina I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia),

E-mail: irinagorbushina@mail.ru

Abdullayeva N.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Branch of Astrakhan State University (Znamensk, Russia),

E-mail: abdnel117@mail.ru

Rykova B.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Branch of Astrakhan State University (Znamensk, Russia), E-mail: bella.rykova@mail.ru

THE TRANSITION TO DIGITAL EDUCATION IS A NECESSARY CONDITION FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL. The article discusses in detail the active introduction of information computer technologies into the educational system, the positive aspects of information technologies and their classification by methodological tasks, the introduction of smart didactics - a branch of pedagogy about the organization of the learning process in a digital educational environment. Blockchain is presented as a self-developing tool, where a certain chain is used as a hierarchical system to promote a high level of interaction of all persons involved in the educational process. The characteristic of the possibility of digital technologies in the education system is given.

Key words: educational system, information computer technologies, smart didactics, blockchain, blockchain technology, еlectronic board.

И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь,

E-mail: irinagorbushina@mail.ru

Н.И. Абдуллаева, канд. психол. наук, доц., филиал ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Знаменск,

E-mail: abdnel117@mail.ru

Б.В. Рыкова, канд. пед. наук, доц., филиал ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Знаменск,

E-mail: bella.rykova@mail.ru

ПЕРЕХОД К ЦИФРОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ -НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье подробно рассматривается активное внедрение в образовательную систему информационных компьютерных технологий, положительные стороны информационных технологий и их классификация по методическим задачам, внедрение smart-дидактики - отрасли педагогики об организации процесса обучения в цифровой образовательной среде. Представлен блокчейн как саморазвивающийся инструмент, где в роли иерархической системы используется некая цепь для продвижения высокого уровня взаимодействия всех задействованных в образовательном процессе лиц. Дается расширенная характеристика возможности цифровых технологий в системе образования.

Ключевые слова: образовательная система, информационные компьютерные технологии, smart-дидактика, блокчейн, блокчейн-технология, электронная доска.

Актуальность исследования определяется тем, что стремительное развитие компьютерной техники позволяет активно внедрять в образовательную систему информационные компьютерные технологии. Современный человек понимает, что такие технологии уже давно стали частью обычной жизни. Если же говорить про образование, то здесь они предоставляют поистине уникальные возможности получения знаний для обучающихся и педагогов. Кроме всего прочего, навыки работы с информационными компьютерными технологиями сегодня - обязательный атрибут и обязательный навык для всех людей. Многие даже приравнивают эти навыки к общению, аналитическим способностям, методам нестандартного общения, созидательным подходам, решению каких-либо задач на производстве, взаимодействию с другими людьми.

Цель статьи - рассмотреть профессиональное развитие личности современных преподавателей в контексте перехода к цифровому образованию.

Информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как набор инструментов, позволяющих осуществлять доступ, сбор, обработку информации, а также ее передачу [1]. В их комплекс включается не только техническое оснащение, но и набор определенного программного обеспечения. Современный смысл слова «технология» означает применение достижений научно-технического прогресса для решения глобальных задач, возникающих перед обществом. Именно поэтому данные технологии в первую очередь направлены на обработку, хранение и передачу информации. В них также входят описание программных и технических средств, их алгоритмы взаимодействия и работы с информацией.

Считается, что основным устройством среди используемых в сфере образования информационных компьютерных технологий является персональный компьютер, содержащий в себе определенное программное обеспечение, размещенную информацию и различные данные. Кроме них, современный образовательный процесс характеризуется также созданием определенного информационного общества, которое направлено как раз на использование достижений информационных технологий в сфере образования, что подтверждается, во-первых, тем, что их внедрение значительно ускоряет передачу информации от одного человека к другому, то есть все накопленные знания начинают быстрее переходить от более опытных преподавателей к находящимся в пути познания студентам. Во-вторых, современные информационно-коммуникационные технологии повышают качество образования и процесса обучения, что позволяет человеку намного легче и эффективнее адаптироваться к окружающей его среде и претерпевать происходящие вокруг социальные трансформации. Такие изменения дают положительный результат для людей, которым необходимо получить новые знания.

В-третьих, результативное и эффективное внедрение таких технологий -это обязательный фактор модернизации имеющейся системы образования.

Эти технологи можно считать платформой и основой обучения в современном образовании, так как они отвечает жестким требованиям и запросам индустриального общества.

Повсеместное применение компьютеров в обучении позволило появиться новым информационным образовательным технологиям, а именно - цифровым. Последние значительно повысили качество образования в целом, что позволило предоставить обучающимся новые средства эффективного взаимодействия как друг с другом, так и с преподавательским составом.

Учёными [2 и др.] было доказано, что применение инновационных цифровых технологий в образовании сможет повысить качество получаемых знаний и уровень успеваемости обучающихся в среднем на 25%.

Внедрение информационных компьютерных технологий в процесс обучение - это следствие действительно быстрой и стремительной реформы привычных нам технологий и методов обучения [2]. Разумеется, большую роль в этом процессе сыграли именно технологии коммуникации: средства телефонной связи, телевидение, космические коммуникационные устройства, сеть Интернет.

Все имеющиеся на сегодняшний день информационные компьютерные технологии могут быть разделены по следующим методическим задачам:

1. Обучающие - они позволяют получать знания, развивать навыки и умения, улучшают качество практической деятельности, обеспечивая при этом достаточный уровень усвоения информации.

2. Системы-тренажеры - они служат для систематической отработки навыков и умений либо же позволяют повторить и закрепить пройденный ранее материал.

3. Справочные системы обеспечивают формирование навыков по систематизации и упорядочиванию информации.

4. Демонстрационные - с их помощью возможно осуществить визуализацию изученного материала, процессов и явлений с целью более глубокого изучения материала.

5. Имитационные системы моделируют некую реальность для обеспечения возможности изучения ее функциональных и структурных характеристик.

6. Лабораторные - обеспечивают возможность проведения экспериментов на реальных материалах и оборудовании.

7. Моделирующие - с их помощью становится возможным воспроизведение явлений и процессов, моделирование объектов с целью дальнейшего изучения.

8. Учебно-игровые комплексы - они дают возможность создать специальные учебные ситуации, при которых изучение нового материала или отработка некоторых навыков преподносится в игровой форме.

Одним из главных критериев успеха при осуществлении преподавательской деятельности является прямое взаимодействие преподавателя и обучающегося в непрерывном процессе обмена информацией. К примеру, использование проекторов на школьных уроках значительно оживило процесс учебы, а демонстрация презентаций или мультимедийного контента стало неотъемлемой частью занятий. Если же речь идет о максимально тесном взаимодействии ученика и преподавателя, то следует говорить об интерактивных досках.

Первая интерактивная доска была представлена в 1991 году компанией SMART Tech. Inc.

Прикасаясь к поверхности доски специальными маркерами, человек получает возможность создать изображение, написать что-либо или нарисовать. Основные преимущества таких досок для образовательных учреждений очевидны. С помощью таких устройств у преподавателя появляется возможность привлечь большее число слушателей к своему материалу, удержать внимание на нем, задействовать дополнительные каналы восприятия.

Поступающая к слушателю информация подается сразу по нескольким каналам (визуальному, аудиальному и т.д.) одновременно, вследствие чего материал намного легче усваивается и запоминается на длительный временной промежуток.

Руководить отображением информации на интерактивной доске ведущий может с помощью специального стилуса, который является аналогом классической компьютерной мыши. Кроме того, на поверхности интерактивной доски ведущий может осуществлять операции с файлами: перемещать их, сохранять, удалять и прочее. Все это сделано для удобства практической деятельности.

Электронная доска воспроизводит изображение с компьютера, позволяет работать с данными и с файлами - именно поэтому у обучающихся значительно расширяется потенциал для реализации своих запросов. В таком случае преподаватель может дать возможность своим студентам быть непосредственными участниками изложения материала занятий, что позволяет удержать интерес аудитории на протяжении всего занятия.

Из информационных технологий наиболее перспективными в формате обучения принято считать следующие [3]:

- большие данные (BigData);

- методы глубокого обучения (Deep Learning и Data Science);

- блокчейн-технологии (Blockchain);

- облачные сервисы (Cloud).

Работа с большими данными позволяет использовать возможности искусственного интеллекта для сопровождения научной, образовательной и творческой деятельности обучающихся. На сегодняшний день энтузиасты занимаются разработкой решений для автоматизации программ подготовки к экзаменам ЕГЭ, ГИА. Также наработки в области искусственного интеллекта активно используются студентами для осуществления операций с большими массивами данных.

Технология глубинного погружения интересна с точки зрения стремительного развития систем дополненной реальности, которые позволяют моделировать сложные технологические процессы не в программной оболочке, а непосредственно «на месте». Удобство придает возможность прочувствовать, увидеть и оценить результаты своей работы без возможности нанести вреда себе либо окружающим.

Многие эксперты полагают, что в дальнейшем будут разработаны новые методы, позволяющие открыть новые границы обучения. Они могут стать основой для развития российской smart-дидактики, которая за свою основу возьмет возможности современных информационных технологий в разрезе изучения культуры профессиональной деятельности обучающегося.

Smart-дидактика - это совокупность методов, закономерностей и принципов, с помощью которых осуществляется формирование профессиональных и личностных компетенций обучаемого, причем образовательный процесс в таком случае строится на:

- открытом общении с преподавателем;

- тесном взаимодействии образовательной и профессиональной сред;

- различными системами информационной поддержки (к примеру, с искусственным интеллектом);

- внутреннем диалоге, который позволяет добиться качественного освоения ценностей и высокого уровня профессиональных навыков.

С помощью облачных технологий возможно упростить использование информационных ресурсов посредством объединения их в общее информационное поле.

Технология «блокчейн» стала популярной в первую очередь из-за сверхбыстрого распространения криптовалют. Она активно используется за рубежом как инструмент для подготовки квалификационных работ выпускников. Благодаря такой технологии преподаватели и работодатели на специальных информационных ресурсах могут отслеживать продвижение обучающегося в выполнении выпускной работы, а также оценить его перспективы с целью привлечения к работе в компании.

Блокчейн применимо к образовательной системе представляется в виде открытого саморазвивающегося инструмента, где в роли иерархической системы используется некая цепь, для продвижения по которой необходимо обеспечить высокий уровень взаимодействия всех задействованных в образовательном процессе лиц с целью достижения изначально оговоренного результата.

Очень важно понимать возможности, которые могут предоставить цифровые технологии для обучения - только так можно будет обосновать smart-дидак-тику применения «блокчейна» и «облаков» с целью формирования оптимальных условий профессионального и личностного развития обучающегося.

К сожалению, если будет отсутствовать методология обоснования, апробация экспериментального использования вводимых информационных технологий, высокого результата добиться не получится. Именно поэтому основной задачей сегодняшних исследований является обоснование внедряемых в систему образования информационных технологий с точки зрения педагогики, психологии и других наук. А те цифровые процессы в образовательной системе, которые уже запущены и работают, требуют тщательного анализа и постоянного мониторинга на уровне не только инициативных исследований, но и государства.

Анализируя возможности цифровых технологий в системе образования, можно определить типичные особенности, позволяющие выделить направления для организации ранее не использовавшихся подходов подготовки будущих специалистов и кадров для включения тех или иных педагогических новшеств в процесс обучения. Прежде всего следует отметить, что применение современных медиатехнологий в обучении позволяет одновременно сочетать наглядные формы наряду с привычным текстом, что дает возможность совместить визуальное восприятие материала и выполнение практических упражнений и заданий.

Внедрение информационных технологий подразумевает открытие еще одной особенности, которая с точки зрения классических методов преподавания не рассматривалась, однако сейчас требует достаточно серьезного анализа. Ранее в учебных материалах происходило разделение на методы воспитания и обучения.

С точки зрения обозначения закономерностей, такие методы оправдывают себя полностью. На практике обучение достаточно органично совмещается с воспитательным процессом. Например, на лекции преподаватель одновременно обозначает развивающие и воспитательные задачи, либо же - комплексные. Если же говорить про цифровые технологии для развития личности обучающегося, здесь пока сложно дать однозначный ответ по этому поводу. Предполагается, что необходимо интегрировать практики психологической деятельности в методы работы современных преподавателей. Считается, что эффективными методами исследований являются те, которые находятся на стыке сразу нескольких научных направлений. Именно поэтому имеет смысл интегративного подхода для грамотного внедрения цифровых технологий с целью повышения качества образовательного процесса. Игровые технологии, которые повсеместно развиваются силами специалистов, не ориентированы на развитие личности и воспитание моральных качеств молодежи, не направлены на формирование профессиональной культуры. Отсюда можно сделать вывод, что технологии дополненной реальности не направлены на удовлетворение потребностей профессионального сообщества [4].

Осуществить переход к использованию блокчейна и облачных технологий в подготовке кадров позволит лишь качественное обоснование smart-дидактики, направленной на применение всех имеющихся инструментов с целью всестороннего развития личности. Тенденции современного образования сводятся к тому,

что срок обучения бакалавров постепенно уменьшается, что вызывает необходимость более узконаправленной и точной подготовки обучающегося, благодаря чему можно будет «адресно» определять набор необходимых будущему работодателю компетенций.

Современный бизнес не имеет запросов массового характера к будущим сотрудникам, что вынуждает образовательные учреждения проводить целенаправленную работу по подготовке обучающегося. Помочь высшим образовательным учреждениям в этом может именно использование информационных технологий для изучения предметов, а применение различных онлайн-платформ для обучения станет более эффективным с помощью блокчейн-технологий.

Развитие профессионального и высшего образования сегодня позволяет обозначить аспект smart-дидактики как один из наиболее важных при взаимодействии социальных групп в процессе подготовки специалистов. В Российской Федерации на сегодняшний день отмечается тенденция поиска талантливых кадров и ориентация их в первую очередь на освоение новых технологий. Такой ориентир современной экономики задает вектор развития и образовательных учреждений. Smart-дидактика должна быть ориентирована на развитие личности, которая может реализовать свои таланты, например, с помощью технологий блокчейна.

Главная особенность многих современных стартапов основывается на том, что образовательные организации подготавливают грамотных специалистов, владеющих набором стандартных компетенций. Но на деле оказывается, что требуются кадры, которые были бы «заточены» под конкретные проектные направления.

Это подтверждается тем, что информационные платформы очень стремительно развиваются, а в дальнейшем - становятся основной для большинства инновационных продуктов. Конечно же, невозможно качественно освоить все эти направления в ходе образовательного процесса, поэтому учреждения отбирают наиболее часто используемые. Даже если учебное заведение становится на путь целевого образования, грандиозных результатов ожидать не следует - обучаемые находятся в группах с другими студентами, следовательно, утрачивается «адресность» такого образования. С точки зрения экономики такие условия не выгодны ни бизнесу, ни государству, ни обучающемуся - последнему в ходе освоения рабочего процесса придется осваивать еще и набор профессиональных навыков.

Современные технологии, которые основаны на применении блокчейна, позволяют качественно поднять уровень образования. Процесс образования должен быть выстроен четко и понятно, а программа - быть прозрачной как для самого обучающегося, так и для будущего работодателя. Комплексное образование в целом человек может продолжить уже на уровне неформального обучения, профессионального или второго высшего. Технологии блокчейна на основе крупных онлайн-платформ для образования позволяют работодателям сформировать список требований, знакомиться со студентами, предлагать им различные варианты «адресного» обучения на базе образовательных учреждений.

Требования, предоставляемые работодателем, могут быть обозначены весьма точно: определенный список профессиональных задач, которые нужны не всем компаниям, а конкретному работодателю, находящемуся в стадии поиска конкретного выпускника. Применение блокчейн-технологий позволяет наблюдать за статусом продвижения обучения не только руководителю образовательного процесса, но и компаниям, которые в будущем могут стать работодателями для этих студентов. Такие системы уже активно применяются в сфере логистики, когда, например, мы можем поэтапно отслеживать движение интересующего нас «груза» в специальных приложениях на смартфоне или целевых веб-сервисах. Таким образом, можно смело сделать вывод, что процесс формирования профессиональных стандартов выпускников далек от своего логического завершения. Стремительное изменение реалий образования обосновано динамичным появлением современных технологий. С помощью них организации смогут выбирать наиболее подходящие для решения своих задач абитуриентов, а если последних нет в данный момент - «заказывать» подготовку кадров.

Такая система сможет повысить уровень подготовки обучающихся в образовательных учреждениях, поскольку вузы получат возможность формирования специальных модулей обучения, доступных для заинтересованных молодых людей. Именно такая модель должна будет удовлетворить запросы государственного уровня с расчетом на современные вызовы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, в рамках данной статьи был произведен анализ ближайших преобразований в сфере обучения в высших учебных заведениях, который выявил дополнительный ряд конкретных вопросов, ответы на которые могут дать понимание готовности образовательной системы к таким серьезным переменам.

Научная новизна статьи определяется выявлением положительных и отрицательных сторон внедрения цифровых технологий в современное высшее образование. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении знания о возможностях использования информационных компьютерных, цифровых технологий (блокчейн-технологий, облаков и т.д.) в образовании. Практическая значимость заключается в том, что содержание представленного теоретического анализа использования цифровых технологий может быть учтено педагогами в своей профессиональной деятельности как создание необходимого условия при подготовке будущих специалистов.

Библиографический список

1. Интернет-технологии в образовании. Available at: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-iRussia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html

2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. Москва: Наука, 1997.

3. Потапов РК. Новые информационные технологии и лингвистика: учебное пособие. Москва: Комкнига, 2005.

4. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург: Издательство «Международные образовательные проекты», 2019. Available at: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf

References

1. Internet-tehnologii v obrazovanii. Available at: http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-iRussia/internet_tehnologii_v_obrazovanii_438/index.html

2. Klarin M.V. Innovacii v obuchenii: metafory i modeli: Analiz zarubezhnogo opyta. Moskva: Nauka, 1997.

3. Potapov R.K. Novye informacionnye tehnologii i lingvistika: uchebnoe posobie. Moskva: Komkniga, 2005.

4. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novye kompetencii pedagoga: sbornik materialov uchastnikov konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Mezhdunarodnye obrazovatel'nye proekty», 2019. Available at: https://xtern.ru/sites/default/files/wysiwyg/user19009/sbornik_cos_2018.pdf

Статья поступила в редакцию 15.11.21

УДК 378.046.4

Zaikina E.S., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: lena.zaikina.1978@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS AND FUNCTIONAL MODEL OF FORMATION OF THE CULTURE OF SELF-EDUCATION IN THE PROCESS OF SCIENTIFIC COMMUNICATION AMONG FUTURE TEACHERS. Today, there is an urgent practical need for training future teachers, who would be capable of self-education in the process of scientific communication. This article presents theoretical provisions of the functional model developed by the author of the formation of the culture of self-education in the process of scientific communication among future teachers, including methodological, content-activity, diagnostic and effective blocks, and also describes the necessary pedagogical conditions for the implementation of this model, ensuring the effectiveness of the formation of culture in future teachers self-education in the process of scientific communication. The article concludes that the developed functional model of the formation of a culture of self-education in future teachers in the process of scientific communication and the selected pedagogical conditions for its implementation contributes to the development of professional competence among future teachers, including the ability to self-education.

Key words: self-education, scientific communication, pedagogical conditions, pedagogical modeling.

Е.С. Заикина, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: lena.zaikina.1978@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

На сегодняшний день присутствует актуальная практическая потребность в подготовке будущих учителей, способных к самообразованию в процессе научной коммуникации. В данной статье представлены теоретические положения разработанной автором функциональной модели формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации, включающей методологический, содержательно-деятельностный, диагностико-ре-зультативный блоки, а также описаны необходимые педагогические условия реализации данной модели, обеспечивающие эффективность формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации. В статье делается вывод о том, что разработанная функциональная модель формирования у будущих педагогов культуры самообразования в процессе научной коммуникации и выделенные педагогические условия ее реализации способствуют развитию у будущих педагогов профессиональной компетентности, включающей способность к самообразованию.

Ключевые слова: самообразование, научная коммуникация, педагогические условия, педагогическое моделирование.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что в современном мире, где информация стала доступной с помощью дистанционных технологий, перед педагогической наукой встают новые задачи. В наши дни педагогика должна не только описывать и моделировать знания, но и проектировать новую реальность (образовательное пространство, личность и пр.). Также важными функциями педагогики выступают как объединение знаний о человеке и его специальном развитии, так и осмысление особенностей функционирования, образования, саморазвития. В связи с этим в педагогике существует специальный подход «педагогического моделирования» (А.Н. Дахин, В.П. Беспалько, В.П Афанасьева и др.) [3; 4].

Объединение знаний в педагогическом моделировании осуществляется посредством структурно-функциональных моделей, где объект рассматривается как целостная система, включающая составные части, компоненты, элементы, подсистемы. Взаимодействие частей системы происходит через структурные отношения, которые включают в себя подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач [3].

Цель данной статьи - рассмотрение педагогических условий возможности внедрения в образовательную среду моделей формирования компетенций, в частности модели формирования культуры самообразования.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть функциональную модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научной коммуникации, выделить эффективные условия ее реализации.

Мы полагаем, что модели способны стать важным подспорьем в деле разрешения проблемных моментов в образовательной сфере. При этом оперировать нужно разными показателями образовательного процесса - как качественными, так и количественными.

В связи с этим нами была разработана модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научных коммуникаций, представленная на рис. 1.

Модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научной коммуникации нами представлена с помощью блоков, каждый из которых включает в себя определенный процесс формирования культуры самообразования. Таким образом, модель формирования культуры самообразования у будущих педагогов содержит методологической, содержательно-деятель-ностный и диагностико-результативный блоки.

Целью модели является формирование культуры самообразования у будущих педагогов в процессе научной коммуникации.

Разработанная нами модель представляет систему, содержащую определенную иерархию, отражающуюся в уровнях организации, где объединены педагогические явления и процессы.

Необходимо также отметить, что мы придерживаемся мнения М.В. Пуков-ской о том, что модель является связующим процессом между педагогической практикой и теорией, посредством которого происходит как теоретическое осмысление, так и эмпирическое решение модели [1].

Методологический блок модели формирования культуры самообразования у будущих педагогов включает в себя аксиологический, акмеологический, культурологический, компетентностный и деятельностный подходы. Реализация данных подходов осуществляется через следующие принципы: активность; личностная ориентация; сотрудничество; связь между теорией и практикой; научность содержательной части образовательного процесса, педагогическое регулирование и демократизация последнего; интеграция знаний (педагогических и психологических).

Таким образом, деятельностный подход осуществляется с помощью принципа активности, который отражается в активной позиции будущего педагога в процессе познания, а также в его способности организовывать свою учебную деятельность (планирование, постановка целей, реализация, коррекция, контроль и анализ результатов) [1].

Принцип личностной ориентации определяет для будущих педагогов возможность выбора формы и методов обучения. При этом оценка качества работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.