Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников'

Педагогические условия формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАБОТНИК / АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ADULT EDUCATION / LIBRARY / LIBRARIANS / ANDRAGOGICAL READINESS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Наталья Алексеевна, Спесивцева Надежда Викторовна

Статья посвящена выявлению педагогических условий процесса формирования в вузе готовности библиотечно-информационных работников к взаимодействию со взрослыми пользователями, т. е. андрагогической готовности. Дается определение андрагогической готовности библиотечно-информационных работников, анализируется ее структура и педагогические условия процесса ее формирования в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Наталья Алексеевна, Спесивцева Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of shaping andragogical readiness of future librarians at the university

The article discusses the identification of pedagogical conditions of shaping the andragogical readiness of future librarians to interact with adults. The definition of andragogical readiness of librarians is given, its structure is analyzes. The process of its shaping in the educational process at the university through the implementation of original pedagogical conditions is considered.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников»

Н. А. Бирюкова, Н. В. Спесивцева

13

УДК 378+37.013.83+023

Н. А. Бирюкова, Н. В. Спесивцева Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Педагогические условия

ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ

Статья посвящена выявлению педагогических условий процесса формирования в вузе готовности библиотечно-информационных работников к взаимодействию со взрослыми пользователями, т. е. андрагогической готовности. Дается определение андрагогической готовности библиотечноинформационных работников, анализируется ее структура и педагогические условия процесса ее формирования в системе высшего образования.

Ключевые слова: образование взрослых, библиотека, библиотечно-информационный работник, андрагогическая готовность, высшая школа, педагогические условия.

Развитие современных библиотек определяется как экономическими, социокультурными факторами, так и готовностью сотрудников библиотек к успешной реализации различных направлений деятельности библиотеки [5].

Социальный заказ и процессы модернизация высшего библиотечно-информационного образования требуют от выпускника вуза высокого уровня сформированности готовности к эффективному взаимодействию с различными группами пользователей библиотеки, в том числе со взрослыми, для чего требуются специальные компетенции, умения и навыки.

Все это позволяет говорить о необходимости специальной подготовки библиотечно-информационного работника к взаимодействию со взрослыми пользователями, формировании такого компонента профессиональной готовности, как андрагогическая готовность. Андрагогическая готовность понимается нами как совокупность определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств библиотечных работников, определяющих успешность решения ими задач информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями с целью их профессионального и личностного развития в условиях библиотечно-информационных учреждений.

Структурно андрагогическая готовность библиотечно-информационного работника состоит из когнитивного, деятельностного и личностного компонентов. Уровень ее сформированности (базовый, продвинутый, высокий) позволяют определить следующие критерии и их показатели, соответствующие ее компонентам: когнитивный (знания в области информационной и культурно -

досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки); деятельностный (умения и навыки осуществления информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки, наличие опыта); личностный (профессионально значимые личностные качества: эмпатия, тактичность, толерантность, культура речи, организаторские способности, коммуникабельность, креативность и др.) [3; 7].

В решении проблемы формирования андраго-гической готовности библиотечно-информационных работников в системе высшего образования важное место занимает вопрос о педагогических условиях, при которых процесс ее формирования будет эффективным.

Анализ психолого-педагогической литературы и собственный опыт подготовки специалистов данной сферы в вузе позволили определить следующие педагогические условия: 1) включение в содержание подготовки будущих работников библиотечно-информационной сферы основных понятий и категорий андрагогики, форм и методов обучения взрослых; 2) реализация междисциплинарного подхода к подготовке в вузе работников библиотечно-информационной сферы к взаимодействию со взрослыми пользователями; 3) разработка и внедрение спецкурса «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки»; 4) использование в образовательном процессе интерактивных технологий обучения, имитирующих ситуации профессионального взаимодействия со взрослыми пользователями библиотеки [7].

Реализация данных педагогических условий осуществлялась в ходе специально организованного

14

Педагогические науки

исследования в период с 2009 по 2014 года в Марийском государственном университете. На разных этапах в нем приняли участие 67 студентов 3-5 курсов специальности «Библиотечно-информационная деятельность» [1]. Выбор студентов 3 курса для начала работы обусловлен тем, что уже пройдено большинство дисциплин общекультурной, психолого-педагогической подготовки, часть общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это обеспечило им базовую подготовку.

В ходе экспериментальной работы по формированию андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников реализация первого условия заключалась в следующем.

Во-первых, нами было определено содержание и структура андрагогической готовности библиотечно-информационного работника, уровни ее сформированности, разработана модель процесса формирования в вузе андрагогической готовности будущих работников библиотек.

Во-вторых, внесены изменения в программы практик. Они были расширены и углублены заданиями андрагогической направленности (цель -углубление и закрепление совокупности профессиональных, психолого-педагогических и специальных знаний, выработка умений по изучению, проектированию, реализации информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотек).

В-третьих, тематика курсовых и дипломных работ была дополнена проблематикой, связанной с информационной и культурно-досуговой работой со взрослыми пользователями библиотек, например: «Клуб как форма культурно-досуговой деятельности библиотек», «Книга и чтение в тюремных библиотеках», «Обучение основам компьютерной грамотности пожилых людей в библиотеке», «Роль библиотеки в решении проблемы функциональной неграмотности», «Современные тенденции библиотечно-информационного обслуживания взрослых зарубежом», «Деятельность публичной библиотеки в полиэтническом регионе» и др. С докладами по результатам выполнения курсовых и дипломных проектов студенты выступали на университетских и региональных научных конференциях.

В-четвертых, важным моментом выполнения данного педагогического условия стал анализ содержания дисциплин инвариативного ряда с целью выявления андрагогического компонента. Для этого была изучена профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 052700 - Библиотечно-

информационная деятельность и рабочие программы дисциплин (социальные коммуникации, психология, педагогика, библиотековедение, библиографоведение, библиографическая деятельность библиотеки, библиотечно-информационное обслуживание, методика досуговой деятельности, библиотечная этика, маркетинг библиотечно-информационной деятельности). Так, было выяснено, что каждая из этих дисциплин содержательно включает андрагогический компонент и обладает потенциалом для формирования андрагогиче-ской готовности библиотечно-информационных работников, но этот потенциал может быть реализован за счет усиления межпредметных связей.

Это позволит содержательно и структурно привести весь процесс формирования исследуемой готовности к большей логической завершенности, последовательности, соподчиненности [4]. Что и определило выдвижение и реализацию второго условия. Необходимость междисциплинарного подхода потребовала установления и усиления связей между дисциплинами инвариативного ряда, формирующих в вузе базовый уровень андра-гогической готовности у будущих библиотечноинформационных работников. Для этого были изучены рабочие программы этих дисциплин, проанализировано их распределение по семестрам, согласно учебному плану. Было также проведено их тематическое и хронологическое согласование, уточнена преемственность некоторых тем по уровню сложности и аспектов раскрытия темы в разных дисциплинах, определена последовательность заданий по семинарским и практическим работам, уточнен понятийный аппарат и формулировки некоторых понятий, ликвидировано ненужное дублирование изучаемого материала. При этом необходимо было учитывать, что между данными дисциплинами уже имеются давние связи, что проявляется в использовании общих законов, теорий, концепций, подходов, трактовке основных и смежных понятий и категорий.

Однако первого и второго условия, по нашему мнению, недостаточно для углубления, расширения и повышения эффективности андрагогиче-ской подготовки будущих работников библиотечно-информационной отрасли. Решение этой проблемы связано с разработкой и внедренем в учебный процесс спецкурса «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки», что явилось третьим условием.

Спецкурсы давно и успешно используется в практике вузовской подготовки. Спецкурс

Н. А. Бирюкова, Н. В. Спесивцева

15

позволяет акцентировать внимание на той или иной области теории и практики, внедрить в содержание подготовки новое знание, в том числе междисциплинарное, систематизировать, углубить уже полученные знания, навыки, развить профессионально значимые личностные качеств.

Спецкурс «Технологии информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотеки» базируется на интеграции профессиональных, психолого-педагогических и андрагогических знаний. При его разработке учтены уже пройденные дисциплины. Спецкурс рассчитан на 32 часа, из них 20 часов аудиторная работа (8 лекционных и 12 семинарских), 12 - самостоятельная работа.

Цель спецкурса - систематизация, дополнение и углубление знаний и навыков в области информационной и культурно-досуговой деятельности библиотеки со взрослыми пользователями.

В программе спецкурса представлены следующие вопросы: образование взрослых в контексте концепции непрерывности образования; андраго-гика; виды образования взрослых (формальное, неформальное, информальное); библиотека как провайдер неформального образования взрослых; характеристика информационной, культурно-до -суговой деятельности библиотек со взрослыми пользователями; библиотечно-информационный работник и взрослый пользователь как субъекты андрагогического взаимодействия; взрослый как пользователь, читатель, посетитель библиотеки; формы и методы работы со взрослыми пользователями библиотеки.

Помимо внедрения в образовательный процесс спецкурса, важно определить технологии обучения, благодаря которым он будет реализован. Как следствие, было выдвинуто и реализовано четвертое условие - использование в образовательном процессе интерактивных технологий обучения, имитирующих ситуации профессионального взаимодействия со взрослыми пользователями библиотеки.

В результате обобщения вузовской практики и собственного опыта подготовки в вузе библиотечно-информационных работников, был определен комплекс технологий обучения, среди которых ведущими стали интерактивные, имитирующие будущую профессиональную деятельность [2; 6; 8].

Так, в ходе лекционных занятий применялась проблемная лекция. Например, по теме «Образование взрослых в системе непрерывного образования», студентам было задано несколько проблемных вопросов: «В чем заключается экономическая

необходимость и социально-культурная значимость непрерывного образования?», «Что важнее: профессиональное или личностное развитие взрослого человека?».

С целью соединения процесса обучения и будущей профессиональной деятельности, во всем многообразии возможных профессиональных ситуаций, были разработаны три кейса (по условным тематическим разделам спецкурса): «Вторичная (функциональная неграмотность) взрослого населения: это проблема?», «Взрослый пользователь в библиотеке, его особенности, потребности и запросы, или Библиотека для инопланетян», «Выбираем технологии работы со взрослыми пользователями в библиотеке».

Для контроля и оценки результатов обучения в ходе изучения спецкурса выбраны викторина и портфолио.

Разработка проектов стала итоговой формой контроля изучения спецкурса. Вот некоторые темы проектов, которые разработали студенты: «Молодой человек-инвалид в пространстве библиотеки», «Библиотерапевтическое сопровождение взрослого читателя в библиотеке», «Арт-гостиная для любителей литературы и искусства», «Социокультурная реабилитация слепых и слабовидящих в библиотеках», «Информационно-библиографическое обеспечение деятельности специалистов сферы культуры и искусства» и другие.

Проект «Обучение основам компьютерной грамотности пожилых людей в библиотеке» (автор -Н. В. Фролова) получил дальнейшее развитие и был представлен в конкурсе студенческих проектов «Педагог XXI века», где занял одно из призовых мест в номинации «Социальная инициатива». На основе разработанной студенткой программы обучения были проведены занятия в Национальной библиотеке им. С. Г. Чавайна Республики Марий Эл с группой пожилых людей.

Использование имитирующих технологий в процессе формирования андрагогической готовности у будущих библиотечно-информационных работников связано и с игровыми формами. Например, подготовлена и проведена деловая игра - «Перспективы развития информационной и культурно-досуговой деятельности библиотеки со взрослыми пользователями или Строим библиотеку будущего для взрослых пользователей». В ходе этой игры закреплялись знания, умения и навыки необходимые для планирования, организации и реализации информационной и культурно-досуговой деятельности со взрослыми пользователями библиотек.

16

Педагогические науки

В ходе самостоятельной работы по спецкурсу студенты составляли опорные и структурнологические схемы конспекта, источников, списки литературы, готовили сообщения и доклады к семинарским занятиям, разрабатывали проект и др.

С целью оценки результативности проведенной работы на констатирующем и формирующем этапе была проведена диагностика уровня сфор-мированности андрагогической готовности у будущих библиотечно-информационных работников. Были использованы следующие методы: опрос, беседа, экспертная оценка и самооценка, наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности, методика определения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей (КОС-2), методика диагностики личностной креативности Е. Е. Туник, методика диагностики эмоциональной эмпатии В. В. Бойко, методы математической обработки полученных данных. В таблице представлены результаты сформированности андрагогической готовности на разных этапах исследования.

Динамика сформированности андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников

Уровень Констатирующий эксперимент Формирующий эксперимент

количество человек % количество человек %

Базовый 47 70,1 21 31,4

Продвинутый 17 25,4 39 58,2

Высокий 3 4,5 7 10,4

Результаты свидетельствуют о повышении количественных показателей продвинутого и высокого уровня, динамике перехода от базового уровня к продвинутому и высокому. Полученные данные были подвергнуты статистической проверке и обработке, подтвердившей достоверность различия между двумя выборками на достаточно высоком уровне значимости.

Таким образом, анализ полученных данных, отразивших проведенную работу, позволяют сделать вывод о том, что внедрение модели и комплекса педагогических условий процесса формирования в вузе андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников способствовало его эффективности.

По нашему мнению, ряд вопросов андрагоги-ческой подготовки библиотечно-информационных работников в вузе нуждаются в дальнейшем

исследовании: подготовка в вузе будущих библиотечно-информационных работников к взаимодействию со взрослыми пользователями в условиях реализации ФГОС, координация деятельности вуза по формированию андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников с работодателями, разработка научно-методической базы процесса формирования андра-гогической готовности будущих библиотекарей в вузе. Весьма важно, разработать отдельные компоненты, уровни и условия развития андрагоги-ческой готовности у начинающих библиотечноинформационных работников в системе повышения квалификации и переподготовки.

Ш

1. Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 052700: Государственный образовательный стандарт, примерные программы, учебные планы: сб. нормативных документов и учебно-методического обеспечения / под общ. ред.

О. П. Мезенцевой. М., 2005. 992 с.

2. Бирюкова Н. А., Яковлева С. Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монография / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2008. 188 с.

3. Бирюкова Н. А., Спесивцева Н. В. Формирование ан-драгогической готовности будущих библиотечно-информа-ционых работников в вузе // Казанский педагогический журнал. 2013. № 6 (101). С. 86-90.

4. Бушковская Е. А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 330 (январь). С. 152-155.

5. Вязникова В. В. Модель подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы // Вестник Марийского государственного университета. 2011. № 6. С. 93-97.

6. КондратенкоЕ. В. Технологии профессионально ориентированного обучения в вузе: учеб. пособие / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2012. 280 с.

7. Спесивцева Н. В. Формирование андрагогической готовности будущих работников библиотечно-информационной сферы в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2014. 24 с.

8. Сухобская Г. С., Шадрина Т. В. Андрагогическая направленность профессионально-педагогического образования: социокультурные предпосылки. URL: http://ext.spb.ru/index.php/ 2011-03-29-09-03-14/108-2011-12-08-11 -23-00/858-2011-12-12-22-42-54.html/ (дата обращения 30.03.2012).

1. Bibliotechno-informacionnaja dejatel'nost'. Specialist' 052700: Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart, primernye programmy, uchebnye plany: sb. normativnyh dokumentov i uchebno-metodicheskogo obespechenija, pod obshh. red. O. P. Mezencevoj, M., 2005. 992 p.

2. Birjukova N. A., Jakovleva S. L. Formirovanie social'noj mobil'nosti lichnosti v vysshej shkole (na primere inostrannogo jazyka): monografija, Mar. gos. un-t, Yoshkar-Ola, 2008, 188 p.

Н. А. Бирюкова, Н. В. Спесивцева

17

3. Birjukova N. A., Spesivceva N. V. Formirovanie andrago-gicheskoj gotovnosti budushhih bibliotechno-informa-cionyh rabotnikov v vuze, Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2013, No. 6 (101), pp. 86-90.

4. Bushkovskaja E. A. Fenomen mezhdisciplinarnosti v za-rubezhnyh issledovanijah, Vestnik Tomskogo gos. un-ta. 2010. No. 330 (janvar'), pp. 152-155.

5. Vjaznikova V. V. Model' podgotovki specialistov biblio-techno-informacionnoj sfery, Vestnik of the Mari State University, 2011, No. 6, pp. 93-97.

6. Kondratenko E. V. Tehnologii professional'no orientirovan-nogo obuchenija v vuze: ucheb. posobie, Marijskij gos. un-t. Joshkar-Ola, 2012, 280 p.

7. Spesivceva N. V. Formirovanie andragogicheskoj gotov-nosti budushhih rabotnikov bibliotechno-informacionnoj sfery v processe professional'noj podgotovki v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Marijskij gos. un-t, Joshkar-Ola, 2014, 24 p.

8. Suhobskaja G. S., Shadrina T. V. Andragogicheskaja na-pravlennost' professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija: sociokul'turnye predposylki. URL: http: ext.spb.ru/index.php/ 2011-03-29-09-03-14/108-2011-12-08-11-23-00/858-2011-12-12-22-42-54.html/ (data obrashhenija 30.03.2012).

N. A. Biryukova, N. V. Spesivtseva

Mari State University, Yoshkar-Ola

Pedagogical conditions of shaping andragogical readiness

OF FUTURE LIBRARIANS AT THE UNIVERSITY

The article discusses the identification of pedagogical conditions of shaping the andragogical readiness of future librarians to interact with adults. The definition of andragogical readiness of librarians is given, its structure is analyzes. The process of its shaping in the educational process at the university through the implementation of original pedagogical conditions is considered.

Keywords: adult education, library, librarians, andragogical readiness, pedagogical conditions, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.