2. Lubysheva L.I. (2015), "The Conversion of high technologies as a methodological principle of design sport service physical education and "Sport for all"", VII international Scientific Congress "SPORT, PEOPLE and HEALTH": Collection of scientific paper, 27-29 October 2015 Saint Petersburg, Russia, pp. 29-31.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2017
УДК 378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ
ПОЗИЦИИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В статье представлены и раскрыты педагогические условия формирования социально-активной позиции у студентов - будущих учителей физической культуры. Раскрыто влияние социальной активности учителя на профессиональную деятельность.
Ключевые слова: мотивация, гражданская позиция, компетентность учителя, социальная позиция.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF SOCIALLY ACTIVE
POSITION AMONG STUDENTS - FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL
EDUCATION
Andrey Sergeevich Korolev, the lecturer, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The article presented and disclosed the pedagogical conditions of formation of the socially - active stance of the students - future teachers of physical culture. The authors disclosed the effects of the social activity of teachers in the profession.
Keywords: motivation, civil position, teacher competence, social position.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ педагогической литературы и изучение опыта работы педагогов показывает, что развитие и формирование социально-активной позиции - процесс сложный и многоэтапный, который предполагает особую формирующую среду.
В свою очередь понятие «условие» трактуется как «совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта или образа» [5]. Педагогические условия понимаются как важнейшие обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, сознательно сконструированного педагогом и предполагающим достижение определенного результата[6].
Л.М. Репета, ссылаясь на В. И. Андреева, отмечает, что педагогические условия -это результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей [4].
Ганоусек Эмил отмечает, что столь длительный процесс, как формирование активной жизненной позиции, должен был начат как можно раньше. Огромную роль в этом процессе играет формирование нравственных качеств личности. Ученый констатирует, что для формирования активной жизненной позиции молодого человека необходим долгий и сложный период его социального становления, результатом которого является формирование социальной уверенности, зрелости [2].
Педагогические условия формирования социально-активной позиции студентов -будущих учителей физической культуры представляют собой созданные и целенаправленно используемые объективные возможности образовательного процесса, которые способствуют формированию компонентов готовности студентов, становлению профессионально-педагогических качеств и активизации социальной активности.
Учитывая вышеизложенное, нами была определена совокупность педагогических условий развития готовности студентов к формированию социальной активной позиции будущих учителей физической культуры:
- развитие положительной мотивации студента на формирование основ его профессиональной деятельности;
- актуализация субъектной позиции студента в образовательном процессе вуза;
- формирование индивидуальных профессиональных установок, возможностей и личностных особенностей студентов, обучающихся средствам управления ученическим коллективом и групповой деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Первым условием является развитие положительной мотивации студента-спортсмена на формирование основ его профессиональной деятельности. Обоснованием данного педагогического условия являются научные исследования ряда ученых: М.Д. Маркова, П.М. Якобсон, Л.И. Божович и др., которые констатируют влияние положительной мотивации на эффективность воспитания и обучения.
Реализация данного условия предполагает развитие мотивации личности студента к занятиям физической культурой через систему знаний и умений, своих потенциальных возможностей в профессиональной, общественной, творческой деятельности, повышение эффективности учебной деятельности, работоспособности и самоорганизации.
Вторым условием является актуализация субъектной позиции студента-спортсмена в образовательном процессе вуза. Обоснованием данного педагогического условия являются научные исследования Ю.Л. Блиновой, Н.С. Глуханюк, в которых приводятся «базовые характеристики профессионала как субъекта деятельности».
По мнению Ю.Л. Блиновой, «центральное место в структуре субъектной позиции педагога принадлежит мотивационной составляющей. В структуре мотивационного компонента можно выделить два аспекта. Первый - «побудительный» (собственно мотиваци-онный), характеризующий особенности мотивационной сферы личности (содержание и соотношение мотивов, их иерархию, смысловое наполнение мотивации: личностный смысл и ценностные ориентации). Второй - «регулятивный» (психологическая вовлеченность в деятельность) раскрывает специфику сложившегося отношения «личность - деятельность», степень значимости и привлекательности данной формы личностной активности.
Реализация данного условия предполагает, что мотивационно-ценностный компонент субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации включает в себя мотивацию достижения в профессиональной деятельности, мотивацию автономности и независимости отдельного человека в ходе индивидуального развития, мотивацию усиления его самобытности и неповторимости.
Качественная характеристика субъектной позиции представляет собой единство эмоционально-ценностного отношения к своей профессиональной деятельности и своеобразие способов ее реализации, определяя тем самым ценностно-смысловое пространство субъектной позиции [1].
Третьим условием является формирование индивидуальных профессиональных установок, возможностей и личностных особенностей студентов, обучающихся средствам управления ученическим коллективом и групповой деятельности.
Обоснованием данного педагогического условия являются научные исследования В.Е Радионова, М.В. Чельцова.
Так, проведенное В.Е. Радионовым исследование, посвященное изучению социально-активной позиции старших школьников, показало, что социально активная позиция коллектива является интегральным показателем его развития.
С ростом социально-активной позиции классного коллектива возрастает и социально-активная позиция ученика. Активизировать социальную позицию коллектива, по мнению ученого, можно путем «расширения пространства его жизнедеятельности», а также интенсивностью данного расширения [3].
Для поэтапного формирования и развития активной гражданской позиции личности студента необходимо построение полноценной, многоуровневой воспитательной системы. Технологию реализации данной системы рассматривает М.В. Чельцов. Он отмечает, что на каждом этапе (от курса к курсу) воспитательная деятельность строится через структуры студенческих клубов (объединений) и самоуправления, создающих уникальное поле деятельности и взаимодействия, функционирующих по специально разработанным программам, с учетом особенностей студентов и учебных групп, разного уровня. [7].
Вслед за М.В. Чельцовым, мы предполагаем, что через групповую, соревновательную деятельность студентов - будущих учителей физкультуры мы поэтапно придем к поставленной цели - к сформированной гражданской позиции в частности и социально-активной позиции в целом.
Ученый отмечает, что в основе представленной им системы воспитания лежат такие ценности, как: человек, нравственность, свобода, равенство, культура. Необходимость формирования гражданской позиции, а, следовательно, и социальной активности личности, предполагают формирование гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность [7].
Реализация данного условия предполагает, что совместная деятельность коллектива класса (группы), объединенная общей целью, создает благоприятные условия для формирования индивидуальных профессиональных установок, формирования жизненной позиции у студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По нашему мнению, профессионализм и компетентность учителя физкультуры имеют большое значение для преобразования общего среднего образования. Учителю принадлежит ведущая роль в обновлении учебно-воспитательного процесса в школе.
Обновление деятельности педагога в решающей мере зависит от перестройки их подготовки на факультетах, в институтах физической культуры, а также в системе повышения квалификации работников образования.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентации, которые были сформированы еще в школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.
Как показывает наше исследование, на выбор профессиональной позиции педагога влияют многие факторы. Однако решающими среди них, по нашему мнению, являются его профессиональные установки, индивидуальные особенности личности. Именно активная социальная позиция молодых людей является определяющей в перспективном развитии общества. В результате возникает потребность в формировании социально активной позиции в образовательном пространстве вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинова, Ю.Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение : монография / Ю.Л. Блинова ; Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. - Казань : [б.и.], 2010. - 202 с.
2. Ганоусек, Э. Социально-психологический аспект формирования активной жизненной позиции молодого рабочего в трудовом коллективе : дис. ... канд. философ. наук : 09.00.02 /
Ганоусек Эмил. - М., 1984. - 288 с.
3. Радионов, В.Е. Формирование социально активной позиции старших школьников в жизнедеятельности классного коллектива : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Радионов В.Е. -СПб., 1984. - 185 с.
4. Репета, Л.М. Педагогические условия формирования информационно-исследовательской компетенции [Электронный ресурс] / Л.М. Репета // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=8583 (дата обращения: 02.04.2016).
5. Сластенин, В.А. Диагностика профессиональной пригодности модели к педагогической деятельности / В.А. Сластенин, Н.Е. Мажар. - М. : Прометей, 1991. - 141 с.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1989. - 256 с.
7. Чельцов, М.В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Чельцов М.В. - Новосибирск, 2006. - 157 с.
REFERENCES
1. Blinova, Yu.L. (2010), Subject position of teacher theory and psycho-acmeological support, monograph, Kazan, Russian Federation.
2. Ganousek, Emil (1984), Social and psychological aspect offormation of active living position of the young in labor collective, dissertation, Moscow.
3. Radionov, V.E. (1984), Formation of socially active position of senior pupils in the class collective of life, dissertation, Saint Petersburg, Russian Federation.
4. Repeta, L.M. (2013), "Pedagogical conditions of formation of information - research competence", Modern problems of science and education, No. 2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8583.
5. Slastenin, V.A. and Mazhar, N.E. (1991), Diagnosis professional fitness model for pedagogical activity, Prometey, Moscow.
6. Selevko, G.K. (1989), Modern educational technology : training manual, education, Popular education, Moscow.
7. Tcheltsov, M.V. (2006), Formation of Higher Education student citizenship of young people, dissertation, Novosibirsk, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.03.2017
УДК 796.01
НАПРАВЛЕННОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье сделан ретроспективный анализ исследований, защищенных в диссертационном совете НГУ им. П.Ф. Лесгафта (начиная с ГОЛИФК им. П.Ф. Лесгафта) на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, так как тематика исследований детерминирована потребностями теории и практики отрасли.
Ключевые слова: диссертационное исследование, ученые степени, научная задача, профессиональное образование.