Во-вторых, для обеспечения условий для эффективного физического и личностного развития детей с ПОДА и их здоровых сверстников необходимо использовать разработанные методические приемы обеспечения равных возможностей всех участников инклюзивного физического воспитания, а так же задействовать не только урочные, но и различные внеурочные формы занятий.
В-третьих, при соблюдении перечисленных условий инклюзивное физическое воспитание оказывается не только возможным, но и эффективным как для здоровых детей, так и для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
В-четвертых, проведенное исследование показало исключительную сложность рассматриваемой проблемы, решение которой еще очень далеко от завершения и находится в самом начале пути.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.03.2016
УДК 796.077.4
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В данной статье отражен анализ современного состояния социально-активной позиции учителя исходя из основных положений психолого-педагогического подхода. В процессе исследования выяснилось, какую важную роль играет социально-активная позиция учителя физической культуры в педагогической деятельности. Мы полагаем, что социально-пассивный педагог не сможет сформировать социально-активную позицию своих воспитанников, даже обладая глубокими теоретическими знаниями, профессиональными навыками и богатым жизненным опытом.
Ключевые слова: социальная активность, трудовая активность, жизненная позиция, субъектная позиция, социальная компетентность, социальная среда.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p21-26
ANALYSIS OF CURRENT STATE SOCIALLY - ACTIVE POSITION TEACHER
PHYSICAL EDUCATION
Lyubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Sergeevich Korolev, the lecturer, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The analysis of a current state of a social active position of the teacher proceeding from basic provisions of psychology and pedagogical approach is reflected in this article. In the course of research it has become clear what important role is played by a social active position of the teacher of physical culture in pedagogical activity. We believe that the social and passive teacher won't be able to create a social active position of the pupils, even having profound theoretical knowledge, professional skills and rich life experience.
Keywords: social activity, labor activity, position in life, subject position, social competence, inner position.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существенно возрастает роль физической культуры, как фактора совершенствования личности и общества. Здоровый образ жизни, физическая куль-
тура в школе - становятся специальными «феноменами», объединяющей силой и национальной идеей, способствуют развитию сильного государства и здоровой нации. Соответственно возрастают требования со стороны государства к качеству подготовки специалистов, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, к уровню их профессиональной компетентности, личностного самосознания и мотивационной готовности к образовательной деятельности.
На сегодняшний день многие авторы В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И Лях, и другие, выделяют основные подходы по вопросу о том, каким должен быть урок физической культуры:
1) новое осмысление их цели, когда высшей ценностью школьной физкультуры является здоровье учащихся, высокий уровень физического развития и физической подготовленности;
2) экстенсивный подход, согласно которому главным является значимый тренировочной эффект за счет увеличения объема обязательных школьных занятий;
3) спортивно-ориентированный подход, основанный на рациональном сочетании классно-урочной и секционной форм занятий [2, 6].
В связи с этим современные профессиональные педагогические стандарты требуют от личности не просто воспроизведения теоретических знаний полученных в вузе и их практического применения в реальной жизни, но и стремления к активному преобразованию окружающей среды путем творческого подхода, прогрессивного взгляда, социально-активной позиции учителя.
Социально-активная позиция личности изучается в последнее время и находит свое отражение в исследованиях, однако на наш взгляд необходимо рассматривать содержание понятие «социальная активная позиция» учителя в широком смысле, включая категории: «социальная активность», «трудовая активность», «жизненная позиция», «субъектная позиция», «социальная компетентность», «социальная среда».
В нашем исследовании стоит задача изучить современное состояние социально-активной позиции учителя с психолого-педагогического подхода.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для того чтобы раскрыть сущность понятия «социально-активная позиция личности», мы полагаем, что в первую очередь необходимо рассмотреть специфику понятия «позиция личности». Как отмечает Цепелев В.Н., данный термин представляет межнаучное понятие и используется рядом гуманитарных наук, каждая из которых вкладывает в данное понятие свое специфическое содержание.
В педагогике, по мнению автора Цепелева В.Н., нет четкого, емкого определения позиции личности: «Большинство педагогических определений позиции личности основываются на вышеописанной психологической конструкции этого понятия с добавлением различных характеристик, касающихся видов, направлений, условий, факторов, индивидуальных особенностей проявления позиции личности». Интересное определение с точки зрения психологии дает Л.И. Божович, он считает, что определение позиция личности это: «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках» (Л.И. Божович) [10]. В связи с этим в контексте данной работы для нас наибольшее значение имеет рассмотрение социальной позиции педагога - личности, которая в силу специфики своей профессии, наиболее часто принимает какую-либо социальную позицию по отношению к ученикам, коллегам, родителям, семье, а так же всему педагогическому процессу. В действиях педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
По мнению Н.Т. Пилипчевской понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле данный феномен отражает уровень
социальности личности, т.е. её связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов, а в узком смысле под социальной активностью понимается качество личности, выражающее её связи с определённой социальной общностью [7].
Автор отмечает что, социальная активность - «устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющее в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития».
Для решения поставленной задачи, необходимо рассмотреть категорию «трудовая активность». Это важнейшая черта образа жизни любого человека, имеющая важнейшее значение для становления его жизненной позиции. В экономическом словаре дается следующее определение трудовой активности: «это реализация интеллектуального и физического потенциала рабочей силы в процессе трудовой деятельности». Так же в словаре отражается специфика понятия «трудовая деятельность». Содержание данного понятия включает в себя не только саму трудовую деятельность, но и важнейшие ее аспекты, такие как: «дисциплинированность участников трудового процесса», «характер трудовой активности - творческий, нетворческий».
Рассматривая понятие «творческая активность», Безрукова В.С. дает следующее определение данного феномена: «это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую».
Таким образом, можно заключить, что трудовая и творческая активность являются необходимым компонентом успешной педагогической деятельности. Только активный, целеустремленный, творческий педагог может заинтересовать, увлечь ученика, быть примером для подражания.
На наш взгляд в работе педагога играет важную роль «жизненная позиция», которая неразрывно связанна с понятием социальной позиции. В энциклопедии практической психологии дается следующее определение жизненной позиции: это «проявляющееся в мыслях, высказываниях, делах и поступках, общее отношение (целостное, системное) человека к окружающему миру, людям и самому себе. Не просто способность, а готовность действовать определенным образом».
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам констатировать, что ученые выделяют два основных типа жизненной позиции - активную и пассивную. В.Г. Крысько под активной жизненной позицией понимает устойчивую форму проявления «идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек», выполняющих регулятивную функцию. По мнению автора, активная жизненная позиция должна формироваться с детства посредством обучения и воспитания ребенка, через преодоление трудностей и накопление социального опыта [4].
Мы полагаем, что педагог, не обладающий активной жизненной позицией, едва ли сможет сформировать ее у своих учеников. Этот факт еще раз доказывает актуальность нашего исследования, необходимость в развитии активной позиции учителя.
Что же касается пассивной жизненной позиции, то ее основной характеристикой является неумение человека быть субъектом социальных отношений. Пассивная жизненная позиция позволяет человеку лишь усваивать нормы, тогда как активная способствует воспроизведению социального опыта личности.
Не менее большое значение в психолого-педагогических исследованиях уделяется понятию «субъектная позиция». Изучая особенности субъектной позиции педагога, Ю.Л. Блинова констатирует, что она отражает «положение педагога в образовательном пространстве, отношение к своей профессиональной деятельности и своеобразие спосо-
бов ее реализации». Автор подчеркивает, что субъектная позиция педагога носит двойственный характер: «она выступает одновременно и результатом его развития на данный момент, и потенциальной силой, движущей его дальнейшее развитие» [1].
На актуальность изучения и формирования субъектной позиции студента обращает внимание С.А. Лобанова. Проведя теоретический и эмпирический анализ данного вопроса, автор отмечает, что сформированная субъектная позиция является одним из необходимых условий успешной учебно-профессиональной деятельности студента, способствует его профессионально-личностному становлению. «Именно субъектная позиция обеспечивает специалисту социальную и профессиональную устойчивость, помогает осознанно планировать этапы своего профессионального пути и противостоять профессионально-личностным деформациям, повышает его конкурентоспособность при различных реорганизациях» - отмечает автор [4].
На наш взгляд так же необходимо рассмотреть категорию «социальная компетентность». Это категория имеет структуру, к компонентам которой следует отнести: знания, умения, личностные характеристики (качества личности) и ее способности, формируемые указанными составляющими.
Таким образом, социальная компетентность - это интегрированное свойство личности, возникшее в результате профессиональной подготовки выпускника вуза, при котором уровень его подготовленности к жизни и деятельности в обществе на основе указанной структуры знаний, умений, навыков и освоенных социальных норм и ценностных ориентиров позволяют прогнозировать и продуктивно взаимодействовать с профессиональной и социальной средой. Это обеспечивает комфортную и эффективную организацию производственного процесса и решение профессиональных задач, быть ответственным за свое социальное благополучие [9].
Следует отметить, что некоторые педагоги и психологи не склонны преувеличивать роль социальной среды в развитии личности, хотя и не отрицают ее значимости в развитии личности. Так, авторы электронного сайта «Педагогика» считают, что среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Они отмечают, что «одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности». В той же статье упоминаются факторы «преднамеренного воздействия на личность», к которым относят государственный строй, политику, науку, школу, обучение и воспитание, семью, религию. Но существуют также факторы, не влияющие на человека напрямую и кардинально, но дающие ему толчок для развития: культура, литература, искусство, выставки, различного рода секции и клубы. Отдельно авторы данного сайта выделяют такой социальный фактор как воспитание, рассматривая его как «целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития». Вне общества человек не может развиваться полноценно, поэтому, социальная среда играют важнейшую роль в развитии ребенка как полноценной, здоровой личности [8].
Н.Н. Волобоева посвятила ряд исследований вопросу развития позитивной социальной активности подростков. Она отмечает, что «активность как качество личности присуще подросткам и выражается в поведении, взглядах на жизнь, в деятельности. Следовательно, в образовательном процессе школы возникает необходимость создания условий, которые способствовали бы тому, чтобы социальная активность носила положительный характер, проявлялась в общественно значимой деятельности, удовлетворяла запросы всех участников учебного процесса [3].
Следуя за мыслью Н.Н. Волобоевой, заметим, что образовательный процесс современной высшей школы не достаточно уделяет внимания формированию и развитию социально-активной позиции личности. Безусловно, данный факт не может повлиять полностью на развитие личности студента. Однако играет положительную роль в воспи-
тании. Мы полностью поддерживаем мнение автора. Практика показывает, что выпускники выходят из стен вуза с базовыми профессиональными знаниями, однако, им не хватает внутренних ресурсов, которые помогли бы будущему специалисту адаптироваться к современному миру, стать полноценным, активным участником общества, стремиться к созданию собственного и общественного благополучия. Что же касается выпускников педагогических вузов (педагогических специальностей), на них ложиться дополнительная, крайне ответственная миссия - способствовать формированию социально-активной позиции своих учеников. Мы полагаем, что социально-пассивный педагог не сможет сформировать социально-активную позицию своих воспитанников, даже обладая глубокими теоретическими знаниями, профессиональными навыками и богатым жизненным опытом.
ВЫВОДЫ
Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что содержание феномена «социально-активная позиция» личности учителя необходимо рассматривать в широком смысле, включая категории: «социальная активность», «трудовая активность», «жизненная позиция», «субъектная позиция», «социальная компетентность», «социальная среда», которые играют важную роль в профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинова, Ю.Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение : монография / Ю.Л. Блинова. - Казань : [б. и.], 2010. - 202 с.
2. Бальсевич, В.К. Проект «Каждой школе - спортивную команду» - Новое направление спортизации общеобразовательных школ России / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Дети России образованны и здоровы : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, г. Воскресенск,7-8 декабря 2006 г. - М. : [б. и.], 2007. - С. 19-23.
3. Волобоева, Н.Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Волобоева Наталья Николаевна. - Омск, 2008. - 33 с.
4. Крысько, В.Г. Активная гражданская позиция - залог жизненного успеха [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер-Педагогика. 2010. 29 августа. - URL : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko/153.php. (дата обращения: 25.11.15).
5. Лобанова, С.А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Лобанова Светлана Алексеевна. - Краснодар, 2009. -184 с.
6. Лях, В.И. Сравнительный анализ концепции и задач физического воспитания в общеобразовательных школах стран Европы и России на современном этапе / В.И. Лях // Х11 Междунар. науч. конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех» : материалы конф.. - М. : Физическая культура, 2008. - Т. 1. - С. 130-131.
7. Пилипчевская, Н.В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика / Н.Т. Пилипчевская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 2. - С. 34-35.
8. Роль среды в развитии личности [Электронный ресурс] // Педагогика. 2008. 8 июля. -URL : http://paidagogos.com/ (дата обращения: 15.11.2015).
9. Слесарев, Ю.В. Теория и методика формирования социальной компетентности и нравственности в высшем профессиональном образовании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Слесарев Юрий Васильевич. - Санкт Петербург, 2012. - 40 с.
10. Цепелев, В.Н. Детская организация как средство формирования социально-приемлемой жизненной позиции подростков : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Цепелев Вячеслав Николаевич. - Йошкар-Ола, 2004. - 29 с.
REFERENCES
1. Blinova, Yu.L. (2010), Subject position of teacher theory and psycho-Akmeology support, monograph, Kazan.
2. Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I.(2007), "The project "Each school-sports team" - New Direction sportization schools", Russian Children education and health, Proceedings of the IV All-Russia scientific-practical conference, Voskresensk, December 7-8, 2006, Moscow, pp. 19-23.
3. Voloboeva, N.N. (2008), The socio-pedagogical conditions offormation of an active civic position of teenagers in the modern school, dissertation, Omsk.
4. Krysko, V.G. (2010), Active citizenship - the key to success in life, Library Gumer Education, available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko/153.php/.
5. Lobanova, S.A. (2009), Active methods of training as means of development of a subject position of student, dissertation, Krasnodar.
6. Pilipchevskaya, N.V. (2008), "The study of social activity of students of pedagogical high school : theory and practice", Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, No.2, pp.34-35.
7. Lyakh, V. I. (2008), "Comparative analysis of the concept and objectives of physical education in the secondary schools of Europe and Russia at the present stage", XII Intern. Scientific. Congress "Modern Olympic andParalympics sport and sport for all", physical culture, 2008, Moscow, pp.130-131.
8. The role of the environment in the development of personality, Pedagogy, available at: http://paidagogos.com/.
9. Slesarev, Yu.V. (2012), Theory and methodology of formation of social competence and ethics in higher professional education, dissertation, St. Petersburg.
10. Tsepelev, V.N. (2004), Children organization as means offormation of social and affordable vital position of teenagers, dissertation, Yoshkar-Ola.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.011.3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ОСВОЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРИОРИТЕТОВ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Роман Александрович Пятенко, соискатель, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСиТ), Краснодар
Аннотация
В публикации представлен оригинальный подход, позволяющий осуществить градацию временных затрат на изучение того или иного учебного материала по физической культуре в зависимости от приоритета.
Ключевые слова: программный материал, урок физической культуры, приоритеты в обучении, распределение времени, двигательные умения и навыки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p26-30
DISTRIBUTION OF TEACHING TIME FOR THE MASTERING OF MOTOR SKILLS BY IDENTIFYING THE PRIORITIES OF THE PROGRAM MATERIAL
Sergey Pavlovich Arshinnik, the candidate of pedagogical sciences, Mikhail Yuryevich Pushkarny, the candidate of pedagogical sciences,
Roman Alexandrovich Pyatenko, the competitor, Vasily Ivanovich Tkhorev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
The publication presents an original approach that allows carrying out the gradation of the time spent on the study of a teaching material for Physical Education, depending on priority.