Научная статья на тему 'Компоненты модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры'

Компоненты модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / НОРМАТИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Лобачев Владимир Васильевич

В статье рассмотрено обоснование и разработка структурных компонентов модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры. Основываясь на существующих исследованиях, в структуре социально-активной позиции будущих учителей физкультуры мы выделяем следующие компоненты: нормативно-оценочный, мотивационный, деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Андрей Сергеевич, Лобачев Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of model of formation of social active position of future teacher of physical culture

In the article there is justification and development of the structural components of the model of formation of the social active position of the future teacher of physical culture. Based on the existing researches, in the structure of the social active position of the future physical education teachers we allocate the following components: the standard and estimated, motivational, activity.

Текст научной работы на тему «Компоненты модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры»

17. Soha, T. (2002), Women's sports (new knowledge - new methods of training), Theory and practice of physical culture, Moscow.

18. Fedorov, L.P. (1987), Scientific and methodical foundations of women's sports: textbook, GDOIFK P.F. Lesgafta, Leningrad.

19. Filgina, E.V. (2016), "Normalization of training loads of weightlifters in the mesocyclophases of the annual cycle of training at the stage of initial sports specialization", Pedagogy and Psychology: Trends, Problems, Actual Problems, No. 10, pp. 14.

20. Sheiko, B.I. (2013), Powerlifting. From Novice to Master, Medyagruppa "Aktiformula", Moscow.

Контактная информация: alexkozlov56@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.02.2018

УДК 796.077.5

КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Андрей Сергеевич Королев, преподаватель,

Владимир Васильевич Лобачев, кандидат педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж

Аннотация

В статье рассмотрено обоснование и разработка структурных компонентов модели формирования социально-активной позиции будущего учителя физической культуры. Основываясь на существующих исследованиях, в структуре социально-активной позиции будущих учителей физкультуры мы выделяем следующие компоненты: нормативно-оценочный, мотивационный, деятельностный.

Ключевые слова: активная жизненная позиция, субъектная позиция, нормативно-оценочный компонент, мотивационный компонент, деятельностный компонент.

COMPONENTS OF MODEL OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVE POSITION OF FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE

Andrey Sergeevich Korolev, the teacher,

Vladimir Vasilyevich Lobachev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh

Annotation

In the article there is justification and development of the structural components of the model of formation of the social active position of the future teacher of physical culture. Based on the existing researches, in the structure of the social active position of the future physical education teachers we allocate the following components: the standard and estimated, motivational, activity.

Keywords: active life position, subject position, normative-evaluative component, motivational component, activity component.

Активность будущего учителя физической культуры на разных стадиях вхождения в педагогическую деятельность зависит от многих объективных и субъективных факторов. Она проявляется в таких сферах общественной жизни: учебная деятельность, физкультурно-оздоровительная деятельность, общественная деятельность, самообразовательная деятельность, трудовая деятельность, художественная самодеятельность. Она показывает уровень сформированности профессионально-педагогической компетентности и глубину понимания педагогом развития общественных процессов, отражает характер и направленность его общественно-преобразующей педагогической деятельности в направлении содействия формированию высоконравственных ценностей подрастающего поколения.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также собственные эмпирические исследования позволяют нам констатировать необходимость формирования социально-

активной позиции студентов - будущих педагогов физической культуры.

В психолого-педагогических трудах обращается внимание на то, что любое качество личности не может существовать вне контекста целостной личности, вне ее деятельности, переживаний, убеждений. Соответственно, по мнению Е.С. Зориной, Д.В. Чаплыгина, «процесс формирования активной жизненной позиции как стержневого качества личности представляет собой сложный, многозначный акт, носит длительный характер и включает в себя такие взаимосвязанные между собой «звенья» как общественные потребности - знания - чувства - практическую деятельность - привычки - инициативное поведение» [3]. В процессе формировании жизненной позиции личности важно учитывать ее структуру. Анализ психолого-педагогических источников по указанной проблеме позволил Е. С. Зориной и Д. В. Чаплыгину следующие компоненты активной жизненной позиции школьников:

«- мотивационный блок, представленный потребностями и стремлениями подрастающего поколения к активной деятельности. Это могут быть: потребность успешно выполнять общественные требования и задачи, ими поставленные, желание достичь более высоких целей, стремление добиваться успехов в любой деятельности, поддерживать престиж активного участника - компетентного, энергичного, успешно действующего;

- познавательный и тесно связанный с ним аксиологический блоки, содержащие в себе знания, практический жизненный опыт, взгляды, принци-пы, убеждения, мировоззрение, систему ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, умение анализировать и оценивать общественные явления и свой разнообразный опыт для выработки собственного мнения, способность к умению самостоятельно делать выводы из своих знаний и опыта;

- эмоциональный блок, предполагающий наличие чувств и переживаний, определяющих отношение человека к реальной действительности. Такие чувства поддерживают готовность подрастающей личности к проведению в жизнь того, что она считает правильным, достойным и т.п. Соответственно к этому блоку относятся: долг и чувство ответственности, уверенность в успехе и значимости выполняемой работы, вдохновение, воодушевление, любовь к Родине, патриотизм, чувство доброты, заботливости, любви к людям;

- волевой блок, включающий в себя умение и желание поступать в соответствии с предъявляемыми общественными требованиями и нормами морали. Проявление инициативы, умение мобилизовать свои и силы товарищей на достижение поставленных целей, умение отвлекаться от различных помех, преодолевать сомнения, препятствия, различного рода трудности; сюда же относятся такие волевые проявления как дисциплинированность, организованность, сдержанность и настойчивость» [3].

Для выделения структурных компонентов социально-активной позиции нам представляется целесообразным также рассмотрение структуры субъектной позиции, предлагаемых в психолого-педагогических работах.

Г.И. Аксенова в качестве компонентов субъектной позиции выделяет:

1. Мотивационно-ценностный (показатели - ценностные ориентации, профессиональные мотивы и профессиональная направленность, учебно-познавательные мотивы и интересы);

2. Отношенческий (показатели - самоотношение, отношение к личности ребенка, отношение в системе «преподаватель-студент», отношения в системе «студент - учебная группа»);

3. Регулятивно-деятельностный (показатели - способность к управлению собственной жизнедеятельностью; способность к управлению собственной личностью; способность к самоуправлению поведением) [1].

А.С. Лебедев, рассматривая субъектную позицию в творческой деятельности, в качестве ее компонентов выделяет:

1. Мотивационно-ценностный (критерии сформированности - осознанный выбор профессии; стремление к творческой реализации в профессионально-ориентированной деятельности; устойчивый интерес к профилирующим предметам и предметам психолого-педагогического цикла);

2. Когнитивно-творческий (критерий - развитое самосознание (самопознание), знания о сущности и содержании профессиональной деятельности, самостоятельное творческое мышление);

3. Регулятивно-деятельностный (критерий сформированности - активность (инициативность, ответственность), самостоятельность личности в постановке целей, организации творческой деятельности, проверке ее результатов, рефлексия, самоуправление) [4].

Опираясь на работы вышеупомянутых авторов, в структуре социально-активной позиции будущих учителей физкультуры мы выделяем следующие компоненты: нормативно-оценочный, мотивационный, деятельностный.

Нормативно-оценочный компонент включает в себя устойчивые и всесторонне развитые знания, практический жизненный опыт, взгляды, принципы, убеждения, мировоззрение, отношения личности к социуму и к самой себе, систему ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, умение анализировать и оценивать общественные явления и свой разнообразный опыт для выработки собственного мнения, способность к умению самостоятельно делать выводы из своих знаний и опыта, направленность на осуществление социально-значимой и общественно-полезной деятельности, признание ее значимости. В качестве показателей нормативно-оценочного компонента социально-активной позиции студентов мы предлагаем рассматривать их профессиональные и личностные ценностные ориентации (отражающие их отношение к социальной действительности, самим себе, другим людям, осваиваемой профессии), представления о значении физической культуры и спорта в жизни общества, представления о социальной активности будущих учителей физической культуры, локализацию субъективного контроля.

Выделение ценностных ориентаций личности в качестве показателей данного компонента мы считаем необходимым, поскольку именно ценностные ориентации личности определяют ее отношение к окружающей действительности и самой себе, оказывают влияние на формирование мировоззрения, позволяют анализировать и оценивать общественные явления и свой разнообразный опыт. В философии ценностным ориентациям отводится роль главной оси сознания, обеспечивающей устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности, верности определенным принципам и идеалам, способности к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей ...» [1].

Мотивационный компонент социально-активной позиции будущих учителей физкультуры включает в себя социально и лично значимые ведущие потребности взаимодействия с социумом и самореализации в социуме, потребность успешно выполнять общественные требования и задачи (в том числе, связанные и с профессиональным развитием). Показателями мотивационного компонента являются мотивация достижения студента, стремление к саморазвитию, мотивация учебно-профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент социально-активной позиции будущих учителей физкультуры отражает готовность человека включаться во взаимодействие с социумом, проявлять свою социальную активность в действиях, инициативность, самостоятельность, отстаивание своих интересов и взглядов, ответственность за результаты своей

деятельности. Мы, как и упомянутые ранее исследователи жизненной позиции личности, считаем необходимым выделение этого компонента, поскольку именно в поведении, реальной деятельности можно оценить проявления данного феномена.

Деятельностный компонент социально-активной позиции студента-будущего учителя физической культуры находит отражение в следующих показателях: продуктивное взаимодействие с социумом (умение налаживать отношения сотрудничества, умение выбирать способ поведения, адекватный ситуации и отвечающий целям саморазвития.), участие в социально-значимой и общественно-полезной деятельности, реализация потребности в саморазвитии в реальной жизни и деятельности.

Результаты исследования показали, что социально-активная позиция будущих учителей физкультуры проявляется в разных видах деятельности: учебно-профессиональной, общественной, спортивной деятельностях, в отношении к спортивным, общественным и политическим событиям. Особенностями данного феномена выступают:

1. Аспекты психологии физического воспитания (ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм; осуществление физических действий совместно с учениками; необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения).

2. Обладание умственными, эстетическими, экспрессивными, организаторскими и коммуникативными способностями.

3. Проявление профессионально важных качеств учителя физической культуры: мировоззренческих, нравственных, коммуникативных, волевых, интеллектуальных, двигательных и личностных качеств:

наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию (эмпатии).

4. Интегрирование в профессиональной деятельности учителя физической культуры разных форм деятельности (работа в школе, работа вне школы).

Проявления социально-активной позиции будущего учителя физической культуры связаны: с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации; с умением рационально проявлять свои физические качества; с целенаправленной двигательной активностью; с высоким уровнем нравственности и гражданственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова, Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Аксенова Г.И. - Москва, 1998. - 45 с.

2. Артюхова, Ю.В. Ценности и воспитание / Ю.В. Артюхова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 78-89.

3. Зорина, Е.С. Активная жизненная позиция школьников в педагогической, научно-методической и учебной литературе (70-80-е гг. XX в.) / Е.С. Зорина, Д.В. Чаплыгин // Вестник Костромского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 48-51.

4. Лебедев, А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа : дис. ... канд. пед. наук / Лебедев А.С. - М., 2001. - 163 с.

REFERENCES

1. Aksenova, G.I. (1998), The formation of the subjective position of the teacher in the process of professional training, dissertation, Moscow.

2. Artyukhova, Yu.V. (1999), "Values and education", Pedagogy, No. 4, pp. 78-89.

3. Zorina, E.S. and Chaplygin D.V. (2008), ''Active life position of students in pedagogical, scientific-methodical and educational literature (70-80-ies of the twentieth century)'',Messenger of Kostroma University, No. 1, pp. 48-51.

4. Lebedev, A.S. (2001), The formation of the subjective position in the creative activities of student's teacher training college, dissertation, Moscow.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.02.2018

УДК 796.01

СПОРТ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Евгений Поликарпович Корольков, проректор по развитию филиалов, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Автором проведен ретроспективный анализ развития общественного сознания в контексте физической культуры и спорта. Показано, что необходимо использовать положительный опыт управления физической культуры и спорта в СССР. Уникальность системы физического воспитания и спортивной подготовки Советского Союза заключалась в том, что она объединяла и направляла на достижение результата три процесса (как в общественном, так и практическом сознании) - воспитание, образование и здоровье. А что унаследовала система ФКС России, какие цели и задачи она ставить перед собой сегодня и какие у нее перспективы в общественном сознании гражданина Российской Федерации.

Ключевые слова: спорт, общественное сознание, олимпизм.

SPORT AND SOCIAL CONSCIOUSNESS

Evgeny Polikarpovich Korolkov, the vice rector for development of branches, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The author has carried out the retrospective analysis of development of public consciousness in the context of physical culture and sports. It is shown that it is necessary to make use of positive experience of management of physical culture and sports in the USSR. The uniqueness of system of physical training and sports preparation of the Soviet Union was that it united and directed to achievement of the result three processes (as in public, and practical consciousness) - education, training and health. And what was inherited by the FKS system of Russia, what purposes and tasks should be put before itself today and what prospects are at it in public consciousness of the citizen of the Russian Federation.

Keywords: sport, public consciousness, Olympism.

В истории физической культуры и спорта России понятие спорт неразрывно связано с Алексеем Дмитриевичем Бутовским (1838-1917) единомышленником и соратником барона Пьера де Кубертена, активным участником в организации и создании Национального Олимпийского Комитета России в 1911 году, одним из основателей современного Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, организатором первых соревнований по различным видам спорта.

Период со второй половины XIX века по 1991 год ознаменован важными историческими свершениями в области физического воспитания и спорта России и СССР. Среди них следует выделить: становление педагогических и естественно-научных основ физического воспитания, создание системы физического воспитания (образования, которое неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837—1909)), развитие современных видов спорта, становление практики физического воспитания в образовательных учреждениях, создание единой системы физического воспитания и спортивной подготовки населения страны.

Вектор развития физической культуры и спорта (далее - ФКС), заданный во второй половине Х1Х века основателями современного Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, успешно прошел тяжелые годы Октябрьской революции и получил мощнейшее развитие в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.