Научная статья на тему 'Формирование активной гражданской позиции у студентов вуза в условиях геополитической напряженности'

Формирование активной гражданской позиции у студентов вуза в условиях геополитической напряженности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1188
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА / MODEL OF THE PROCESS / АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ACTIVE CITIZENSHIP / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / FUTURE SPECIALIST / ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / GEOPOLITICAL TENSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцова Наталья Борисовна, Максимова Ольга Григорьевна

В статье рассматриваются теоретические основы формирования у будущих учителей активной гражданской позиции в условиях современного педагогического вуза, показана необходимость совершенствования работы вуза в этом направлении в условиях геополитической напряженности, представлена модель процесса формирования у будущих учителей активной гражданской позиции, выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного ее функционирования в сложившихся социально-экономических и политических реалиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронцова Наталья Борисовна, Максимова Ольга Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ACTIVE CIVIL POSITION AT UNIVERSITY STUDENTS IN TERMS OF GEOPOLITICAL TENSION

The article considers the theoretical bases of formation of active citizenship at future teachers in modern pedagogical University; shows the necessity of improving the activity at Universities in the mentioned direction in conditions of geopolitical tension; presents the model of the process of formation of active citizenship at future teachers; identifies and substantiates the pedagogical conditions for effective operation of this model under the current socio-economic and political conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование активной гражданской позиции у студентов вуза в условиях геополитической напряженности»

УДК 378.017.4

Н. Б. Воронцова, О. Г. Максимова

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

У СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы формирования у будущих учителей активной гражданской позиции в условиях современного педагогического вуза, показана необходимость совершенствования работы вуза в этом направлении в условиях геополитической напряженности, представлена модель процесса формирования у будущих учителей активной гражданской позиции, выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного ее функционирования в сложившихся социально-экономических и политических реалиях.

Ключевые слова: формирование, модель процесса, активная гражданская позиция, будущий специалист, геополитическая напряженность.

Актуальность исследуемой проблемы. Размещение США системы противоракетной обороны на территории некоторых государств Восточной Европы, расположенных недалеко от РФ, военно-политические кризисы на Ближнем Востоке, ставшие причиной значительных изменений в геополитической обстановке в этом регионе, повышение военно-политической напряженности на Среднем Востоке, создающей нестабильность ситуации вблизи южных границ нашей страны, сохранение межгосударственных противоречий в Азиатско-Тихоокеанском регионе, геополитические изменения на постсоветском пространстве и др. привели к резкому обострению международной обстановки и созданию геополитической напряженности в мире [6]. Все это вызывает необходимость совершенствования работы по подготовке молодежи к жизни в сложившихся социально-политических и экономических реалиях, в т. ч. и формированию у нее активной гражданской позиции.

Анализ состояния проблемы формирования у студентов активной гражданской позиции показал, что в последнее десятилетие вышел целый ряд нормативных документов, определивших основные ориентиры в деятельности вуза по воспитанию личности будущего специалиста. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»

© Воронцова Н. Б., Максимова О. Г., 2016

Воронцова Наталья Борисовна - аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Максимова Ольга Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.12.2015

в качестве одной из задач высшего учебного заведения обозначено формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации [15]. Реализация этой задачи потребовала проведения значительного спектра исследований проблемы формирования у студенческой молодежи социальной активности, определения педагогических условий повышения уровня готовности будущих специалистов к успешной адаптации в современных социально-экономических и политических условиях, понимания ими важности активной позиции в гражданском обществе.

Исследованию обозначенной нами проблемы посвящены работы А. С. Гаязова [5], А. В. Мудрика [12] и др. Вместе с тем большинство психолого-педагогических исследований ученых (А. Г. Асмолов [2], Е. В. Бондаревская [14], Г. Н. Филонов [16] и др.) направлено на формирование гражданских качеств в единстве обучения, воспитания и общественного опыта, гражданской зрелости, изучение потенциала разнообразных видов деятельности в развитии гражданственности, тогда как проблема формирования активной гражданской позиции у будущих специалистов в условиях геополитической напряженности остается малоизученной.

Цель работы - на основе теоретического анализа исследуемой проблемы разработать модель формирования активной гражданской позиции у будущих специалистов и выявить педагогические условия ее успешного функционирования в современном вузе.

Материал и методика исследований. В ходе исследования был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы в рамках рассматриваемой проблемы, изучен опыт работы высшей школы по формированию активной гражданской позиции у студентов, спроектирована и апробирована в ходе опытно-экспериментального исследования модель формирования активной гражданской позиции у студентов, выявлены и обоснованы педагогические условия ее эффективного функционирования в условиях современного вуза и сложившихся в обществе реалий.

Результаты исследований и их обсуждение. Изучение научной литературы по данной теме показало, что исследование проблемы формирования активной гражданской позиции у студенческой молодежи на современном этапе осуществляется в условиях сложной, внутренне противоречивой ситуации в мире. В сложившихся реалиях качественный скачок в профессиональной подготовке специалистов возможен с использованием потенциала системы воспитательной работы вуза.

Анализ работ П. И. Бабочкина [3], А. М. Князева [8], В. К. Криворученко [9] и других авторов показывает, что формирование личности специалиста долгие годы осуществлялось без учета специфики различных возрастных групп студенчества, сложившихся конкретно-исторических условий, профессиональной ориентации высших учебных заведений, существующих социально-политических и экономических условий. Важность преодоления этих противоречий приводит к активному поиску путей совершенствования процесса формирования личности будущего специалиста, подготовки его к жизни и труду, а также к заниманию по окончании вуза деятельной гражданской позиции в постоянно меняющихся условиях внутри страны и мира. В связи с этим возникает необходимость формирования специалиста с активной гражданской позицией, обладающего высоким профессионализмом и духовностью, инициативой, самостоятельностью, коммуникабельностью, гуманистически ориентированного и способного к жизнедеятельности в поликультурном пространстве.

В настоящее время ведутся разработки новых концепций, базирующихся на идеях системности, целостности и единства. Их реализация позволяет, с одной стороны, принять во внимание прошлый позитивный опыт, а с другой - открыть дорогу новому, отказаться от сложившихся стереотипов, что является фундаментом и в создании педагогических условий для эффективного формирования у молодежи активной гражданской позиции.

Изучение опыта работы высшей школы в этом направлении показало, что сегодня активно создается воспитательная система вуза с учетом происходящих в стране и мире событий, которая, на наш взгляд, станет важнейшей стратегической линией развития высшего профессионального образования в ближайшем будущем. Поэтому уже сейчас представляется чрезвычайно актуальным проектирование и применение в рамках современного вуза модели воспитательной работы со студенческой молодежью с учетом сложившихся социально-экономических и политических условий в стране и мире, реализация которой создаст самые благоприятные возможности для формирования личности будущего специалиста.

По нашему мнению, одной из важнейших задач воспитательной работы со студенческой молодежью в условиях современного высшего учебного заведения должно стать формирование гражданина, способного занимать активную гражданскую позицию в процессе жизнедеятельности, готового взять на себя всю полноту ответственности за свои действия и деятельно участвующего в социально-политической жизни страны.

В рамках нашего исследования мы определяем воспитательную работу вуза как процесс создания благоприятных условий для формирования личности будущего специалиста, организации общественно направленной деятельности учащихся и осознания ими роли человека в развитии общества, его стабилизации и необходимости активного участия в событиях и явлениях, происходящих в стране и мире. Его составным элементом выступает процесс формирования у студенческой молодежи активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция, по нашему мнению, может определяться только в совокупности с такими составляющими, как гражданственность и социальная активность. Опираясь на работы Д. В. Ольшанского [13], Г. Н. Филонова [16] и других исследователей, мы считаем, что термин «гражданственность» необходимо понимать как сопричастность личности к общим делам государства, как активную и сознательную включенность субъекта в дела и проблемы общества при наличии определенных убеждений. Социальную активность мы определяем как сознательные действия человека, направленные на общественно значимые преобразования материальной и духовной среды общества. Следовательно, активная гражданская позиция - характеристика личности, определяющая объем и глубину соответствующих знаний, готовность к участию в общественно значимой деятельности, сформированность гражданских, правовых и нравственных качеств, наличие опыта социально значимого поведения и деятельности, правильное отношение к себе и деятельности, миру и жизни общества в целом [4].

В настоящее время исследования ученых, посвященные проблеме формирования активной гражданской позиции у студенческой молодежи, можно подразделить на следующие основные направления: формирование у учащихся гражданских качеств и социальной зрелости в союзе обучения, воспитания и общественного опыта; формирование гражданственности как интегративного качества личности; формирование гражданственности в разных видах деятельности, прежде всего в трудовой.

Необходимость воспитания социальной активности, а следовательно, и деятельной гражданской позиции будущего специалиста предполагает формирование гражданского самоопределения и понимания складывающихся социально-экономических и политических условий в стране и мире в целом, осознания внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность. Это требует от выпускников вуза наличия таких специфических морально-нравственных качеств, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность и толерантность. В процессе воспитания субъекта - личности в различных ее аспектах - необходимо помнить, что он будет жить и действовать в определенном государстве и обществе, что человек в разнообразных проявлениях своей жизнедеятельности должен быть гражданином. Соответственно, процесс формирования активной гражданской позиции является не обособленным направлением воспитательного процесса, а его неотъемлемой частью и основой.

Организация данного процесса опирается на следующие принципы: целостности и системности в воспитании студенческой молодежи, цивилизационно-сообразного подхода к мировым и отечественным традициям, личностно-деятельностного подхода к гуманистически направленной воспитательной системе, содействия и сотрудничества в системе жизнедеятельности студента, самоуправления и соуправления, дополнительности (комплементарности), ориентации на сложившиеся в стране и мире политические и социально-экономические условия.

Проектирование и внедрение в педагогический процесс современного вуза научно обоснованной модели формирования активной гражданской позиции у студенческой молодежи в условиях современного вуза (рис. 1), выявление и создание целого ряда педагогических условий (организация процесса формирования активной гражданской позиции у молодежи в воспитательном пространстве вуза на основе личностно-деятельностного подхода; формирование у студентов педагогического вуза мотивационно-ценностного отношения к социально-профессиональной деятельности и активной гражданской позиции; осуществление педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей; подготовка преподавателей к формированию активной гражданской позиции у будущих учителей), обеспечивающих наиболее эффективное функционирование данной модели, на наш взгляд, будут способствовать совершенствованию работы вуза в этом направлении [11].

В настоящее время все больше возрастает роль воспитательной работы в системе деятельности вуза. Это связано, прежде всего, с современными подходами к определению ее содержания и способам реализации и с изменениями в понимании ее места в процессе подготовки будущих специалистов.

Сегодня жизнь требует не освоения отдельных способов деятельности, а целостного развития личности через все формы жизнедеятельности, включая и получение человеком высшего профессионального образования. Результат - это конкурентоспособный профессионал, работающий по профилю подготовки, сознательный участник всех социальных и общественных преобразований, устанавливающий свою личную жизненную траекторию. Такой подход к организации воспитательной работы со студентами определяет суть педагогического процесса, который организуется в рамках вуза, усиливает социальный контекст высшего профессионального образования, создает благоприятные условия для формирования личности будущего специалиста, компонентом которой является его активная гражданская позиция.

Рис. 1. Модель формирования у студенческой молодежи активной гражданской позиции

в условиях современного вуза

Анализ результатов научных исследований ученых и наше собственное исследование показали, что одним из важных факторов совершенствования процесса формирования активной гражданской позиции у студенческой молодежи является использование потенциала личностно-деятельностного подхода [10]. Реализация данного подхода в процессе формирования активной гражданской позиции студента обозначает и решает главную воспитательную задачу профессионального образования - создание благоприятных условий для становления профессионально компетентной и саморазвивающейся личности будущего специалиста. Организация и содержание воспитательного процесса рассматриваются через призму личности студента (его целей, мотивов, интересов, ценностной ориентации, перспектив) [7].

Воспитательный процесс, являясь одной из составляющих педагогического процесса, с позиции личностно-деятельностного подхода предстает перед нами как субъект-субъектное сотрудничество в рамках гуманитарной среды, которая имеет общую цель, интересы (учебные, научные, социально значимые и др.). Воспитательная работа формирует эту среду, создает воспитывающие отношения и связи, через участие в которых происходят саморазвитие и самоопределение личности студента, выбор ее социальной, гражданской и ценностной позиции. Данная среда намного объемнее внутривузовского сообщества и включает в себя не только межвузовское взаимодействие, но и сотрудничество всех заинтересованных организаций в рамках города, района, республики и страны.

Говоря о формировании у студентов активной гражданской позиции, востребованной современным обществом готовности осуществлять свою жизнедеятельность в постоянно меняющихся социально-экономических и политических условиях, следует назвать и наличие у них способности к созидательной и преобразовательной деятельности (в том числе к социально направленной профессиональной и общественно-педагогической), творческой и социальной активности, профессиональной мобильности, готовности нести ответственность за результаты своей деятельности и т. д. Все вышеизложенное позволило нам сделать вывод, что совершенствованию процесса формирования у студентов активной гражданской позиции с использованием потенциала воспитательной работы может значительно способствовать его организация с учетом требований личностно-деятельностного подхода, являющаяся первым условием успешного функционирования предложенной нами модели.

При обосновании второго педагогического условия - формирования у студентов педагогического вуза мотивационно-ценностного отношения к социально-профессиональной деятельности и активной гражданской позиции - мы исходили из результатов анализа научной литературы по вопросам, связанным с формированием у студентов положительной мотивации к учебной и общественно значимой деятельности, который показал, что уровень сфор-мированности у студентов вуза мотивационно-ценностного отношения к социально-профессиональной деятельности и активной гражданской позиции является важным фактором, определяющим направленный и последовательный характер их общественно значимой и социально направленной деятельности после окончания вуза. Воспитательная работа, проводимая в рамках высшей школы с учетом сложившихся в обществе и мире реалий, представляет собой такую форму учебно-познавательной и социально-профессиональной деятельности, где сформированные положительные мотивы дают студентам возможность осознанно овладеть соответствующими знаниями, сформировать у них необходимые умения и навыки, а также готовность к гражданскому самоопределению и пониманию складывающихся социально-экономических и политических условий в стране и мире в целом, осознанию внутренней свободы, ответственности за собственный выбор и деятельность.

В процессе подготовки студентов к социально-профессиональной деятельности, по В. И. Андрееву [1, с. 13], мотивы, побуждающие желания и потребности (признание и уважение в группе; желание быть сильным, здоровым; достичь успехов в учебе, спорте, жизни; занять достойное место в обществе; преодолеть себя, усовершенствовать свои способности; поднять уровень требований к самому себе, сделать карьеру, иметь престижную профессию, работу; хорошо зарабатывать и быть материально обеспеченным и т. д.), создают благоприятные условия для подготовки студентов к этому виду деятельности.

Для развития у будущих учителей положительной мотивации к процессу формирования активной гражданской позиции, по нашему мнению, необходимо:

- вооружить студентов знаниями об обществе и роли человека в его развитии, о сущности, содержании и специфике социально направленной профессиональной и общественно-педагогической деятельности учителя;

- сформировать у них комплекс умений и навыков, обеспечивающих развитие психических качеств, способностей и свойств личности, лежащих в основе активной гражданской позиции;

- создать оптимальные условия для формирования профессионально значимых качеств личности, удовлетворения потребности и самореализации в общественно значимой деятельности;

- сформировать опыт социально значимого поведения человека в окружающей его социальной среде, позитивное отношение к себе, общественно полезной деятельности, обществу и миру в целом и правильное понимание сложившихся социально-политических и экономических реалий.

Рассмотрение третьего педагогического условия - осуществления педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у студенческой молодежи как важного фактора успешного функционирования спроектированной нами модели - показало, что успешность его организации зависит, в том числе, и от качества педагогического сопровождения этого процесса.

В рамках нашего исследования под педагогическим сопровождением мы понимаем непрерывный и целенаправленный процесс изучения состояния работы преподавателей вуза по развитию у будущих специалистов профессионально важных качеств личности, лежащих в основе активной гражданской позиции, с использованием потенциала учебного процесса и внеаудиторной работы со студентами, уровня личностного развития студентов в ходе реализации основной образовательной программы, осуществляемой субъектами педагогического процесса, а также создание целого ряда педагогических условий в рамках высшей школы для эффективного формирования активной гражданской позиции у будущего специалиста в ходе тесного взаимодействия всех участников этого процесса.

На наш взгляд, в основу педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у студентов должны быть положены следующие принципы: научности, системности, диалогичности, демократичности, нравственной позиции учителя, сознательности и социальной активности, мотивации, сотрудничества, межличностного общения и т. д.

Главной целью педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у студенческой молодежи является создание оптимальных условий для успешной реализации каждым студентом своих возможностей и удовлетворения своих потребностей в общественно значимой и социально направленной деятельности.

Для обоснования четвертого педагогического условия - подготовки преподавателей, кураторов, воспитателей к формированию активной гражданской позиции у студенческой молодежи - были изучены материалы исследований ученых, посвященных данной проблеме. Их анализ показал, что одним из важных условий совершенствования процесса формирования активной гражданской позиции у будущих специалистов является готовность преподавателей, кураторов, воспитателей к выполнению тех или иных задач, которые ставятся сегодня перед высшей школой. В основе их подготовки должно быть следующее: работа по осознанию педагогами и наставниками значения социально-профессиональной деятельности для общества и лично для специалиста, а также их положительное отношение к ней; овладение ими информацией для эффективной реализации задач по формированию у студентов активной гражданской позиции, достаточно полные знания о сложившихся в обществе и мире социально-экономических и политических условиях, особенностях будущей профессиональной деятельности и др.; выработка умений и навыков, необходимых для организации процесса формирования активной гражданской позиции у будущих специалистов, и личностных качеств, необходимых и значимых для реализации этой деятельности.

Осуществление диагностики уровня сформированности у студентов активной гражданской позиции позволяет анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной работы, а также, по мере необходимости, корректировать содержание, формы, методы и средства, используемые в процессе формирования активной гражданской позиции у будущих специалистов, что и было определено в качестве пятого педагогического условия эффективного функционирования нашей модели.

Для апробации спроектированной нами модели и проверки эффективности и достаточности выявленных в ходе теоретического исследования педагогических условий было проведено опытно-экспериментальное исследование. Эксперимент проходил в три этапа (констатирующий, формирующий и обобщающий), в ходе каждого из которых решался ряд конкретных задач.

Как показывают результаты эксперимента, по когнитивному критерию высокий уровень сформированности у будущих специалистов активной гражданской позиции в экспериментальной группе (ЭГ) вырос на 18,3 %, в то время как в контрольной группе (КГ) произошли лишь незначительные изменения (на 1,8 %). Количество студентов со средним уровнем сформированности активной гражданской позиции по рассматриваемому критерию в ЭГ возросло на 8,5 %, прирост в КГ составил 7,6 %. Число студентов с низким уровнем по данному критерию в ЭГ снизилось на 16,4 %, а в КГ - лишь на 8,6 %.

Итоги диагностики уровня сформированности у студентов активной гражданской позиции по деятельностному критерию свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе число студентов с высоким уровнем ее сформированности выросло на 13,5 %, в то время как в контрольной группе такой прирост составил лишь 4,34 %. Увеличение количества студентов со средним уровнем по данному критерию в экспериментальной группе составило 18,4 %, в контрольной группе - 6,4 %. Общее число студентов с низким уровнем развития по деятельностному критерию в ЭГ уменьшилось на 28,2 %, а в КГ изменения были не столь значительными и составили 8,6 %.

Диагностическое обследование студентов экспериментальной и контрольной групп также показало значительный прирост по всем показателям личностного критерия в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе данные почти не изменились. Так, количество респондентов с высоким уровнем сформированности активной

гражданской позиции в ЭГ увеличилось на 20,5 %, в контрольной группе - на 8,4 %. Количество опрошенных, имеющих средний уровень сформированности активной гражданской позиции по показателям личностного критерия, в ЭГ увеличилось на 8,5 %; в контрольной группе это число увеличилось на 6,4 %. Число студентов, имеющих низкие показатели по данному критерию, в ЭГ уменьшилось на 22,4 %, в то время как в контрольной группе изменения составили лишь 8,6 %.

Резюме. Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы по апробации спроектированной нами модели и педагогических условий ее эффективного функционирования в условиях современного вуза подтверждают их важность для совершенствования деятельности вуза по формированию у будущих специалистов активной гражданской позиции с использованием потенциала системы воспитательной работы со студенческой молодежью. Особенно актуальной деятельность вуза в этом направлении становится в сложившихся сегодня социально-политических и экономических условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс. - Казань : Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.

2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-86.

3. Бабочкин П. И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. -М. : Социум, 2000. - 176 с.

4. Воронцова Н. Б. Основные критерии и показатели уровня сформированности активной гражданской позиции у будущих учителей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1(81). - С. 89-93.

5. Гаязов А. С. Образование как пространство формирования личности гражданина. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 284 с.

6. Гушер А. И. Геополитическая картина современного мира. Оценки и прогнозы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.journal-neo.org/.

7. Дулина Г. С., Захарова А. Н. Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 2. - С. 63-67.

8. Князев А. М. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема. - М. : Изд-во РАГС, 2007. - 184 с.

9. Криворученко В. К. Общество и молодежь. XXI век // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2012. - № 141. - С. 3-16.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М. : Смысл ; Академия, 2005. - 352 с.

11. Максимова О. Г., Воронцова Н. Б. Модель процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей в системе воспитательной деятельности педагогического вуза // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2(40). - С. 133-137.

12. Мудрик А. В. Социализация человека : учеб. пос. для студ. высш. учебн. заведений. - М. : Академия, 2006. - 304 с.

13. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. - Екатеринбург : Деловая книга, 2001. - 496 с.

14. Стратегии воспитания в современном университете / под ред. Е. В. Бондаревской. - Ростов н/Д. : ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - 347 с.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru.

16. Филонов Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. - 2002. -№ 10. - С. 24-29.

UDC 378.017.4

N. B. Vorontsova, O. G. Maksimova

FORMATION OF ACTIVE CIVIL POSITION AT UNIVERSITY STUDENTS IN TERMS OF GEOPOLITICAL TENSION

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article considers the theoretical bases of formation of active citizenship at future teachers in modern pedagogical University; shows the necessity of improving the activity at Universities in the mentioned direction in conditions of geopolitical tension; presents the model of the process of formation of active citizenship at future teachers; identifies and substantiates the pedagogical conditions for effective operation of this model under the current socio-economic and political conditions.

Keywords: formation, model of the process, active citizenship, future specialist, geopolitical tension.

REFERENCES

1. Andreev V. I. Pedagogika vysshej shkoly: innovacionno-prognosticheskij kurs. - Kazan' : Centr inno-vacionnyh tehnologij, 2005. - 500 s.

2. Asmolov A. G. Strategija sociokul'turnoj modernizacii obrazovanija: na puti preodolenija krizisa iden-tichnosti i postroenija grazhdanskogo obshhestva // Voprosy obrazovanija. - 2008. - № 1. - S. 65-86.

3. Babochkin P. I. Stanovlenie zhiznesposobnoj molodezhi v dinamichno izmenjajushhemsja obshhestve. -M. : Socium, 2000. - 176 s.

4. Voroncova N. B. Osnovnye kriterii i pokazateli urovnja sformirovannosti aktivnoj grazhdanskoj pozicii u budushhih uchitelej // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2014. - № 1(81). - S. 89-93.

5. Gajazov A. S. Obrazovanie kak prostranstvo formirovanija lichnosti grazhdanina. - M. : VLADOS, 2006. - 284 s.

6. Gusher A. I. Geopoliticheskaja kartina sovremennogo mira. Ocenki i prognozy [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://ru.journal-neo.org/.

7. Dulina G. S., Zaharova A. N. Cennostnye prioritety studencheskoj molodezhi v uslovijah stanovlenija grazhdanskogo obshhestva // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 2. - S. 63-67.

8. Knjazev A. M. Vospitanie cheloveka i grazhdanina kak filosofsko-pedagogicheskaja problema. - M. : Izd-vo RAGS, 2007. - 184 s.

© Vorontsova N. B., Maksimova O. G., 2016

Vorontsova, Natalya Borisovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Maksimova, Olga Grigoryevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on December 03, 2015

9. Krivoruchenko V. K. Obshhestvo i molodezh'. XXI vek // Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. - 2012. - № 141. - S. 3-16.

10. Leont'ev A. N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. - 2-e izd. - M. : Smysl ; Akademija, 2005. - 352 s.

11. Maksimova O. G., Voroncova N. B. Model' processa formirovanija aktivnoj grazhdanskoj pozicii u bu-dushhih uchitelej v sisteme vospitatel'noj dejatel'nosti pedagogicheskogo vuza // Obrazovanie i samorazvitie. -2014. - № 2(40). - S. 133-137.

12. MudrikA. V. Socializacija cheloveka : ucheb. pos. dlja stud. vyssh. uchebn. zavedenij. - M. : Akademija, 2006. - 304 s.

13. Ol'shanskijD. V. Osnovy politicheskoj psihologii. - Ekaterinburg : Delovaja kniga, 2001. - 496 s.

14. Strategii vospitanija v sovremennom universitete / pod red. E. V. Bondarevskoj. - Rostov n/D. : IPO PI JuFU, 2007. - 347 s.

15. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru.

16. Filonov G. N. Grazhdanskoe vospitanie: real'nost' i tendencii razvitija // Pedagogika. - 2002. - № 10. -S. 24-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.